ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа управления
привлекательностью жизни в городе 8
1.1. Привлекательность жизни в городе для населения: параметры ее
определения 8
1.2. Нормативно-правовое обеспечение процесса управления
привлекательностью жизни в городах-миллионниках России 14
1.3. Система управления привлекательностью жизни в городе 211
Глава 2. Практические аспекты анализа управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках РФ 288
2.1. Оценка качества городской среды как важного фактора
привлекательности города для его жителей 28
2.2. Оценка привлекательности жизни в городах-миллионниках РФ..39
2.3. Анализ эффективности реализованных муниципальных программ в
городах-миллионниках РФ 49
Глава 3. Основные проблемы и направления совершенствования системы управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках в РФ 72
3.1. Возможности использования зарубежного опыта по повышению
качества городской среды и его привлекательности 72
3.2. Городские проекты по улучшению городской среды как
эффективный инструмент привлечения финансов в
город 82
3.3. Проблемы городов-миллионников РФ и возможные направления
повышения привлекательности жизни в них 90
Заключение 96
Список использованной литературы 100
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты анализа управления
привлекательностью жизни в городе 8
1.1. Привлекательность жизни в городе для населения: параметры ее
определения 8
1.2. Нормативно-правовое обеспечение процесса управления
привлекательностью жизни в городах-миллионниках России 14
1.3. Система управления привлекательностью жизни в городе 211
Глава 2. Практические аспекты анализа управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках РФ 288
2.1. Оценка качества городской среды как важного фактора
привлекательности города для его жителей 28
2.2. Оценка привлекательности жизни в городах-миллионниках РФ..39
2.3. Анализ эффективности реализованных муниципальных программ в
городах-миллионниках РФ 49
Глава 3. Основные проблемы и направления совершенствования системы управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках в РФ 72
3.1. Возможности использования зарубежного опыта по повышению
качества городской среды и его привлекательности 72
3.2. Городские проекты по улучшению городской среды как
эффективный инструмент привлечения финансов в
город 82
3.3. Проблемы городов-миллионников РФ и возможные направления
повышения привлекательности жизни в них 90
Заключение 96
Список использованной литературы 100
Приложения
Актуальность темы исследования. Привлекательность города для населения представляет собой сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: качество природной среды, здоровье популяции, качество образования, уровень жизни и т.п., предполагает необходимость выявления новых подходов оптимизации качества жизни и методов оценки эффективности деятельности органов власти. В настоящее время повышение привлекательности города выступает и как стратегическая цель управления, и как важнейший показатель социально-экономического развития страны.
На сегодняшний день более половины населения мира проживает в городах по всему миру, и к 2050 году доля городского населения увеличится до 70%. Города являются главными двигателями их экономики, поэтому растет и конкуренция между ними: за жителей, туристов, инвесторов и т.д.1, поэтому необходимо повышать привлекательность жизни в городе.
Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.
Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.
Объект исследования - привлекательность жизни в городах- миллионниках РФ (Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону).
Предмет исследования - система управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках РФ.
это новая платформа для развития. / Д.Леонтьева // Протестант. - 2018. -
Цель исследования - оценить привлекательность жизни в городах- миллионниках РФ и систему ее управления для разработки рекомендаций для ее повышения.
Задачи исследования:
- рассмотреть привлекательность жизни в городе для населения и параметры ее определения;
- изучить нормативно-правовое обеспечение процесса управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках России;
- рассмотреть систему управления привлекательностью жизни в городе;
- оценить качество городской среды как важного фактора привлекательности города для его жителей;
- оценить привлекательность жизни в городах-миллионниках РФ;
- проанализировать эффективность реализованных муниципальных программ в городах-миллионниках РФ;
- изучить возможности использования зарубежного опыта по повышению качества городской среды и его привлекательности;
- предложить городские проекты по улучшению городской среды как эффективный инструмент привлечения финансов в город
- выявить проблемы городов-миллионников РФ и разработать рекомендации по их решению.
Теоретические основы исследования (разработанность темы исследования). Над проблемой оценки привлекательности города для населения работали такие российские и зарубежные исследователи, как Жидков А.С., Заборова Е.Н., Глазычев В.Л., Горохов В.А., Джекобс Д., Николаев В.Е., Петров Н.В., Привалов А.Н., Трунова Н.А. и др.
В учебном пособии А.С. Жидкова «Комплексное развитие городов и
городского хозяйства: учебное пособие. Часть 1» отражены экономические и
управленческие проблемы комплексного развития городов и городского
хозяйства. Также затронуты вопросы, связанные с современными
тенденциями развития городов, раскрыта сущность понятия «город»,
5
выявлены особенности его развития. Проанализированы его основные функции и их значение для населения. Рассмотрены и проанализированы проблемы развития города как комплексного объекта, состоящего из взаимосвязанных элементов, оказывающих влияние и взаимообуславливающих друг друга. Определены особенности системного подхода к развитию городов и городского хозяйства.
В монографии В.В. Кафидова «Современные методологические подходы к стратегическому управлению и развитию городов различных типов» дается анализ методологических подходов, понятийного аппарата, особенностей развития городов различных типов и выработаны концептуальные подходы к их стратегическому развитию. Проведено сравнение концепций развития города «город для жителей» и «город для людей». Исходя из выбранной концепции, и в зависимости от размеров и развития городов обоснованы подходы к построению системы управления и миссии города.
В сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции «Экономика города в период структурных преобразований: теория, методология, практика: материалы» авторов Ю.С. Руденко, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко представлены материалы известных ученых, преподавателей вузов, ведущих специалистов образовательных и научноисследовательских организаций России и зарубежных стран, аспирантов и магистрантов, раскрывающие направления исследований современного состояния городского хозяйства, теоретико-методологических основ формирования его инфраструктуры и практических механизмов обеспечения социально-экономического развития городов. Содержание статей позволяет в известной мере представить единую картину современного состояния и тенденций развития экономики города и в определенной степени судить о парадигматике современных научных исследований в указанной области. Материалы конференции публикуются в авторской редакции и могут быть
интересны для преподавателей высших и средних учебных заведений,
6
специалистов, ученых и руководителей разного уровня управления, аспирантов, магистрантов и студентов.
Информационную и нормативно-правовую базу исследования составили материалы государственной статистики, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регионов и городов-миллионников России.
Методологическая база исследования. В работе использована система методов и принципов научного исследования, позволяющих реализовать поставленные цели и задачи, получить достоверные и объективные результаты. В работе нашли применение общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедуктивный и индуктивный методы, существенную роль играют методы прикладного анализа - сравнительный анализ, статистический анализ, анализ документов, расчет интегрального рейтинга городов, ранжирование.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы.
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализа управления привлекательностью жизни в городе.
Во второй главе рассмотрены практические аспекты анализа управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках РФ.
В третьей главе предложены основные направления совершенствования системы управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках в РФ.
В заключении приведены основные выводы по результатам исследования.
На сегодняшний день более половины населения мира проживает в городах по всему миру, и к 2050 году доля городского населения увеличится до 70%. Города являются главными двигателями их экономики, поэтому растет и конкуренция между ними: за жителей, туристов, инвесторов и т.д.1, поэтому необходимо повышать привлекательность жизни в городе.
Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.
Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.
Объект исследования - привлекательность жизни в городах- миллионниках РФ (Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону).
Предмет исследования - система управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках РФ.
это новая платформа для развития. / Д.Леонтьева // Протестант. - 2018. -
Цель исследования - оценить привлекательность жизни в городах- миллионниках РФ и систему ее управления для разработки рекомендаций для ее повышения.
Задачи исследования:
- рассмотреть привлекательность жизни в городе для населения и параметры ее определения;
- изучить нормативно-правовое обеспечение процесса управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках России;
- рассмотреть систему управления привлекательностью жизни в городе;
- оценить качество городской среды как важного фактора привлекательности города для его жителей;
- оценить привлекательность жизни в городах-миллионниках РФ;
- проанализировать эффективность реализованных муниципальных программ в городах-миллионниках РФ;
- изучить возможности использования зарубежного опыта по повышению качества городской среды и его привлекательности;
- предложить городские проекты по улучшению городской среды как эффективный инструмент привлечения финансов в город
- выявить проблемы городов-миллионников РФ и разработать рекомендации по их решению.
Теоретические основы исследования (разработанность темы исследования). Над проблемой оценки привлекательности города для населения работали такие российские и зарубежные исследователи, как Жидков А.С., Заборова Е.Н., Глазычев В.Л., Горохов В.А., Джекобс Д., Николаев В.Е., Петров Н.В., Привалов А.Н., Трунова Н.А. и др.
В учебном пособии А.С. Жидкова «Комплексное развитие городов и
городского хозяйства: учебное пособие. Часть 1» отражены экономические и
управленческие проблемы комплексного развития городов и городского
хозяйства. Также затронуты вопросы, связанные с современными
тенденциями развития городов, раскрыта сущность понятия «город»,
5
выявлены особенности его развития. Проанализированы его основные функции и их значение для населения. Рассмотрены и проанализированы проблемы развития города как комплексного объекта, состоящего из взаимосвязанных элементов, оказывающих влияние и взаимообуславливающих друг друга. Определены особенности системного подхода к развитию городов и городского хозяйства.
В монографии В.В. Кафидова «Современные методологические подходы к стратегическому управлению и развитию городов различных типов» дается анализ методологических подходов, понятийного аппарата, особенностей развития городов различных типов и выработаны концептуальные подходы к их стратегическому развитию. Проведено сравнение концепций развития города «город для жителей» и «город для людей». Исходя из выбранной концепции, и в зависимости от размеров и развития городов обоснованы подходы к построению системы управления и миссии города.
В сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции «Экономика города в период структурных преобразований: теория, методология, практика: материалы» авторов Ю.С. Руденко, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко представлены материалы известных ученых, преподавателей вузов, ведущих специалистов образовательных и научноисследовательских организаций России и зарубежных стран, аспирантов и магистрантов, раскрывающие направления исследований современного состояния городского хозяйства, теоретико-методологических основ формирования его инфраструктуры и практических механизмов обеспечения социально-экономического развития городов. Содержание статей позволяет в известной мере представить единую картину современного состояния и тенденций развития экономики города и в определенной степени судить о парадигматике современных научных исследований в указанной области. Материалы конференции публикуются в авторской редакции и могут быть
интересны для преподавателей высших и средних учебных заведений,
6
специалистов, ученых и руководителей разного уровня управления, аспирантов, магистрантов и студентов.
Информационную и нормативно-правовую базу исследования составили материалы государственной статистики, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регионов и городов-миллионников России.
Методологическая база исследования. В работе использована система методов и принципов научного исследования, позволяющих реализовать поставленные цели и задачи, получить достоверные и объективные результаты. В работе нашли применение общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедуктивный и индуктивный методы, существенную роль играют методы прикладного анализа - сравнительный анализ, статистический анализ, анализ документов, расчет интегрального рейтинга городов, ранжирование.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы.
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализа управления привлекательностью жизни в городе.
Во второй главе рассмотрены практические аспекты анализа управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках РФ.
В третьей главе предложены основные направления совершенствования системы управления привлекательностью жизни в городах-миллионниках в РФ.
В заключении приведены основные выводы по результатам исследования.
Анализ публикаций позволил выявить конкретные условия и факторы, определяющие городскую среду. К внешним факторам можно отнести окружающую среду, удобство географического положения, площадь занимаемой территории, интенсивность экономических потоков. К внутренним факторам: ландшафтно-композиционный фактор (гидрография; растительность; рельеф; компактность и др.); экологический фактор (оценка загрязнения почвы; оценка загрязнения воздуха; оценка загрязнения воды); транспортный фактор (оценка дорожной сети; наличие парка городского транспорта; и др.); социальный фактор (соотношение предложения труда и потребности в труде; время на трудовые перемещения; образовательные услуги и обслуживание; медицинские услуги и обслуживание; и др.); экономический фактор (кадастровая оценка территории; капитальные вложения; инвестиционная привлекательность; и др.); историко-культурноархитектурный фактор (наличие на территории памятников архитектуры; охраняемых природных объектов; сохранение историко-архитектурного облика города).
В настоящее время полномочия по регулированию и организации благоустройства территорий отнесены Федеральным законом от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления.
В связи с этим на федеральном уровне возможно принятие только рекомендательных актов. Основными нормативным актом остаются правила благоустройства, принимаемые на местном уровне.
Г орода-миллионники - это сосредоточение культурных, промышленных и трудовых ресурсов. Для оценки привлекательности жизни в городах-миллионниках, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику показателей социально-экономического развития городов. В данной работе для анализа отобраны следующие города-миллионики:
Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на- Дону.
Для сравнительной оценки социально-экономического развития выбранных городов был выбран ряд показателей. На выбор показателей существенное влияние оказало наличие статистических данных за анализируемый период для всех выбранных городов. Интегральный индекс для каждого города рассчитывался методом среднего арифметического.
Положение муниципальных образований в промежуточных рейтингах меняется в зависимости от блока. Чаще всего в тройку лидеров входили Казань и Екатеринбург, далее следует Новосибирск, за ним идут Самара и Челябинск и последнюю позицию занимает Ростов-на-Дону, т.е. каждый из анализируемых городов хотя бы раз попадал в тройку лучших по промежуточным индексам.
Самый высокий интегральный индекс привлекательности территории на протяжении всего анализируемого периода имеет г. Екатеринбург. Положительная динамика индекса в 2017г. по сравнению с 2016г. наблюдается у всех городов-миллионников, кроме Новосибирска.
По результатам проведенных расчетов можно сделать общий вывод: в целом лидирующим городом-миллионником на 2017г. является Екатеринбург, второе место занимает г. Казань, на третьем месте находится Новосибирск, далее идет Челябинск, за ним - Самара и последние два место занимают Омск и Ростов-на-Дону соответственно.
По количеству муниципальных целевых программ, действующих в городах-миллионниках в 2017-2018 гг., лидером является город Казань (6), во всех остальных рассматриваемых городах их в два раза меньше, однако в них программы более «крупные», чем в Казани.
По показателю объема общего финансирования всех муниципальных
целевых программ, проводимых в каждом отдельном городе в 2017-2018 гг.,
безусловным лидером является город Казань с показателем 68206,9 млн. руб.
по всем реализуемым программам (табл. 11). Самое низкое финансирование
97
муниципальных целевых программ наблюдается в Челябинске, где финансирование составляет всего 431,682 млн. руб.
По среднему показателю финансирования одной программы лидером так же является Казань (22735,63 млн. руб.), далее следует Ростов-на-Дону (20598,31 млн.руб.). Самый низкий показатель наблюдается в Челябинске, где на 1 программу в среднем тратится 143,894 млн. руб.
По количеству проведенных крупномасштабных мероприятий первое место также занимает Казань, где за анализируемый период прошло 29 крупных событий. Число мероприятий в остальных городах-миллионниках колеблется от 1 до 3. Самое низкое количество мероприятий проводилось в Новосибирске и Челябинске (по одному событию).
Немаловажным фактором повышения привлекательности территории является наличие в городах онлайн-сервисов, позволяющих учитывать мнение горожан по различным вопросам, принимать жалобы и предложения по благоустройству территории.
Следовательно, по управленческому блоку, включающему 4 рейтинга (количество муниципальных программ, среднее финансирование одной программы, число проведенных крупномасштабных мероприятий, количество интернет-порталов), в тройку лидеров входят Казань, Ростов-на- Дону, Екатеринбург. На последней позиции находится Челябинск.
При объединении рейтинга привлекательности территории и управленческого аспекта лучшими городами становятся Екатеринбург, Казань, Новосибирск. Последнее место занимает Челябинск.
В данной работе на основании выявленных проблем были рассмотрены 11 городских проектов, решающих самые разные городские проблемы. Часть этих проектов уже реализуются в отдельных городах-миллионниках России, другие проекты из зарубежного опыта, заслуживающие внимания и могущие быть примененными в российских городах.
Также предложен ряд мероприятий по благоустройству городов-
миллионников. Все рассмотренные проекты могут быть применены в любом
98
городе-миллионнике и способствовать повышению качества жизни в городе, а значит и повышению привлекательности города для населения.
В настоящее время полномочия по регулированию и организации благоустройства территорий отнесены Федеральным законом от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления.
В связи с этим на федеральном уровне возможно принятие только рекомендательных актов. Основными нормативным актом остаются правила благоустройства, принимаемые на местном уровне.
Г орода-миллионники - это сосредоточение культурных, промышленных и трудовых ресурсов. Для оценки привлекательности жизни в городах-миллионниках, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику показателей социально-экономического развития городов. В данной работе для анализа отобраны следующие города-миллионики:
Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на- Дону.
Для сравнительной оценки социально-экономического развития выбранных городов был выбран ряд показателей. На выбор показателей существенное влияние оказало наличие статистических данных за анализируемый период для всех выбранных городов. Интегральный индекс для каждого города рассчитывался методом среднего арифметического.
Положение муниципальных образований в промежуточных рейтингах меняется в зависимости от блока. Чаще всего в тройку лидеров входили Казань и Екатеринбург, далее следует Новосибирск, за ним идут Самара и Челябинск и последнюю позицию занимает Ростов-на-Дону, т.е. каждый из анализируемых городов хотя бы раз попадал в тройку лучших по промежуточным индексам.
Самый высокий интегральный индекс привлекательности территории на протяжении всего анализируемого периода имеет г. Екатеринбург. Положительная динамика индекса в 2017г. по сравнению с 2016г. наблюдается у всех городов-миллионников, кроме Новосибирска.
По результатам проведенных расчетов можно сделать общий вывод: в целом лидирующим городом-миллионником на 2017г. является Екатеринбург, второе место занимает г. Казань, на третьем месте находится Новосибирск, далее идет Челябинск, за ним - Самара и последние два место занимают Омск и Ростов-на-Дону соответственно.
По количеству муниципальных целевых программ, действующих в городах-миллионниках в 2017-2018 гг., лидером является город Казань (6), во всех остальных рассматриваемых городах их в два раза меньше, однако в них программы более «крупные», чем в Казани.
По показателю объема общего финансирования всех муниципальных
целевых программ, проводимых в каждом отдельном городе в 2017-2018 гг.,
безусловным лидером является город Казань с показателем 68206,9 млн. руб.
по всем реализуемым программам (табл. 11). Самое низкое финансирование
97
муниципальных целевых программ наблюдается в Челябинске, где финансирование составляет всего 431,682 млн. руб.
По среднему показателю финансирования одной программы лидером так же является Казань (22735,63 млн. руб.), далее следует Ростов-на-Дону (20598,31 млн.руб.). Самый низкий показатель наблюдается в Челябинске, где на 1 программу в среднем тратится 143,894 млн. руб.
По количеству проведенных крупномасштабных мероприятий первое место также занимает Казань, где за анализируемый период прошло 29 крупных событий. Число мероприятий в остальных городах-миллионниках колеблется от 1 до 3. Самое низкое количество мероприятий проводилось в Новосибирске и Челябинске (по одному событию).
Немаловажным фактором повышения привлекательности территории является наличие в городах онлайн-сервисов, позволяющих учитывать мнение горожан по различным вопросам, принимать жалобы и предложения по благоустройству территории.
Следовательно, по управленческому блоку, включающему 4 рейтинга (количество муниципальных программ, среднее финансирование одной программы, число проведенных крупномасштабных мероприятий, количество интернет-порталов), в тройку лидеров входят Казань, Ростов-на- Дону, Екатеринбург. На последней позиции находится Челябинск.
При объединении рейтинга привлекательности территории и управленческого аспекта лучшими городами становятся Екатеринбург, Казань, Новосибирск. Последнее место занимает Челябинск.
В данной работе на основании выявленных проблем были рассмотрены 11 городских проектов, решающих самые разные городские проблемы. Часть этих проектов уже реализуются в отдельных городах-миллионниках России, другие проекты из зарубежного опыта, заслуживающие внимания и могущие быть примененными в российских городах.
Также предложен ряд мероприятий по благоустройству городов-
миллионников. Все рассмотренные проекты могут быть применены в любом
98
городе-миллионнике и способствовать повышению качества жизни в городе, а значит и повышению привлекательности города для населения.
Подобные работы
- Управление привлекательностью города Казань: сравнительный анализ с городами-миллионерами России
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА БИЗНЕС-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Управление туристической привлекательностью столичных городов в современной России
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Система управления инвестиционной привлекательности городов миллионников России
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ КРУПНОМАСШТАБНЫХ СОБЫТИЙ НА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главы к дипломным работам, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019



