Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования конструирования негативного образа в современной прессе 6
1.1 Роль современных СМИ в создании образа политика 6
1.2 Понятие «языковой образ» 11
1.3 Средства конструирования языкового образа в современной прессе 10
Глава 2. Конструирование негативного образа в современной англоязычной прессе (на примере президента США Дональда Трампа) 23
2.1 Оценочные метафоры 21
2.2 Эпитеты и сравнения 32
2.3 Номинации (прозвища) 40
Заключение 49
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования заключается в том, что СМИ - это
важный инструмент воздействия на современное общественное мнение. Тексты СМИ характеризуются освещением актуальных политических, экономических, правовых и других проблем современности, которые имеют целью влияние на общественное мнение и современные политические институты, поэтому в таких текстах используются самые разные возможности языка, в том числе экспрессивные и оценочные. В лингвистике и многих других науках постоянно растет интерес к исследованию языка СМИ, многих ученых привлекают языковые средства формирования в СМИ стереотипов, оценок, образов. Современные СМИ часто открыто выступают на стороне определенного политика, или критикуют все его действия. Часто можно говорить о целенаправленной стратегии формирования негативного или положительного образа политика в СМИ. Это не обязательно мнение журналистов, это чаще всего социальный заказ.
Президент США Дональд Трамп - необычный президент, беспрецедентен не только шквал негатива, который обрушивается на Дональда Трампа в англоязычной прессе с того момента, когда стало ясно, что он имеет шансы быть избранным в президенты США, но и невероятное количество материалов о нем в СМИ.
В США давно подозревают, что американская пресса больше симпатизирует демократам, а не республиканцам, и это отчасти так. Но необходимо учесть стремление всей современной прессы писать о проблемах и негативе, поэтому критические статьи в адрес Трампа можно отыскать и в британской, и в немецкой прессе. Критиковали его и в российской прессе, критические статьи о Трампе можно найти и сейчас.
СМИ ищут неоднозначные темы, и Дональд Трамп одной своей прической способен привлечь внимание журналистов. Кроме того, пресса традиционно ищет слабые места и в кандидатах в президенты, и в президентах США, а на Дональда Трампа нападать довольно безопасно. Если нападки на
предыдущего президента, которым был Барак Обама, сразу вызывали упрек в расизме, то Дональд Трамп - это удобная мишень.
В результате, мы имели и имеем невероятное количество критических статей о Дональде Трампе. Во время предвыборной кампании, их целью было помешать его избранию на пост президента США. Однако очевидно, что СМИ не смогли убедить избирателей США в том, что Дональд Трамп - плохой президент. После его избрания, критика только усилилась, так как демократы еще надеялись на возможность его отстранения от власти. Но теперь такой надежды ни у кого нет, соответственно теперь критика СМИ нацелена больше на то, чтобы президента Трампа не переизбрали на новый срок.
Цель данной работы исследовать языковые средства конструирования негативного образа в современной прессе.
Объектом данного научного исследования выступают тексты англоязычных СМИ.
Предметом исследования в данной работе выступают особенности употребления языковых средств, которые использовались для конструирования негативного образа Дональда Трампа в англоязычных СМИ.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
1) рассмотреть роль современных СМИ в создании образа политика;
2) проанализировать понятие «языковой образ»;
3) изучить средства конструирования языкового образа в современной прессе;
4) рассмотреть средства создания образа действующего президента США Дональда Трампа в американской прессе.
Методы. Для проведения научного исследования были использованы теоретические методы исследования, которые позволили на базе теоретических материалов раскрыть изучаемые понятия. Также применялись общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, и лингвистический метод - контент-анализ.
Материал исследования составили статьи англоязычных СМИ (The Guardian, The Independent, The Los-Angeles Times, The New York Times, The New Yorker, The Huffington Post).
Практическая ценность. Использованный в работе лексический материал можно использовать на семинарских занятиях при изучении стилистических средств английского языка, так как исследование позволит выявить языковые средства создания политических стереотипов в текстах англоязычных СМИ.
Структура работы. Данная научная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Образ (имидж) является основным компонентом публичной политики. Долгое время СМИ были просто способом трансляции имиджа, созданного для политика, но в настоящее время пресса играет в деле конструирования имиджа самостоятельную роль. Важной составляющей при создании имиджа является та позиция, которую занимают СМИ по отношению к тому или иному политическому деятелю. И при выборе СМИ определенной направленности аудитория уже изначально готова согласиться с предлагаемой точкой зрения о политическом лидере.
Формирование негативного имиджа - это технологии создания и внедрения образа объекта (идеи, товара, услуги, фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как неидеального и мешающего. Негативный имидж состоит из двух составляющих: негативной информации об объекте и негативной оценки этого объекта. В целом, имидж рассматривается как целенаправленно формируемый образ конкретной личности, организации или товара, который акцентирует внимание на определенных ценностных характеристиках. Целью его построения является осуществление эмоционально-психологического воздействия на адресата.
Для того чтобы создать образ отдельного человека в СМИ, необходимо использоваться средства языка. Эксплицитно оценка в тексте репрезентируется с помощью языковых средств, прямо характеризующих событие: оценочная лексика, тропы (метафора, сравнение, эпитет),
устойчивые сочетания, обладающие выраженной коннотацией.
В практической части исследования, были рассмотрены лингвистические средства конструирования негативного имиджа Дональда Трампа. Среди них мы выбрали метафору, эпитет, сравнение, номинации (прозвища).
Материал исследования составили статьи англоязычных СМИ (The Guardian, The Independent, The Los-Angeles Times, The New York Times, The New Yorker, The Huffington Post) за 2015-2018 годы. Первые критические
статьи о Дональде Трампа появились, как только он вступил в предвыборную кампанию, и до сих пор о нем выходит огромное количество материалов.
Дональд Трамп в англоязычных СМИ стал мишенью для негативных метафор. Его метафорически описывают через образы древесины, Пиноккио, создающим аварию машинистом, дикаря, мифической сирены. Смысловая направленность данных метафор чисто отрицательная. В сознании читателей англоязычных СМИ создается яркая картина тупого, лживого, непредсказуемого человека. Дональд Трамп описан как слабый президент, который пришел к власти только за счет лжи и обмана избирателей, и после избрания совершает бесконечные ошибки, представляя собой практически пародию на президента.
Яркие эпитеты в англоязычной прессе однозначно определяют президента Дональда Трампа с негативной стороны, как инфантильного, лживого, фальшивого, неуправляемого политика (puerile, phony, racist, zombie), который наводит тоску даже на своих сторонников. Для менее прямой критики Трампа, используются сравнения.
Изучение прозвищ Дональда Трампа показало, что их негативное оценочное воздействие достигается при помощи не рационально-оценочной лексики, а эмоционально-оценочных единиц (a Moscow puppet). Прозвища отличаются таким свойством, как высокая степень образности, этим и достигается воздействие на адресатов. Совокупность отрицательных прозвищ создает образ зависимого политика, который является угрозой для США и всего мира.
О Дональде Трампе за последние несколько лет опубликовано огромное количество статей в англоязычной прессе. Обилие негативной информации при отсутствии возможности у читателей составить личное впечатление о Дональде Трампе создает прессе широкие возможности для конструирования негативного образа политика. Использование образных метафор, экспрессивных эпитетов, ироничных сравнений и презрительных прозвищ способствует закреплению в общественном сознании негативного образа политика. К тому же вся эта информация постоянно повторяется, что дополнительно способствует конструированию и закреплению негативного образа Дональда Трампа.
1. Англо-Русский словарь [под ред. В. К. Мюллера. Изд. 24-е, испр.]. - М.: Русский язык, 1995.
2. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта: Наука, 2002. 384 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н.Д.Арутюнова // Теория метафор: Сборник. - М.: Прогресс, 1990. — С. 5-32.
4. Афанасьева, А.Р. Метафора в заголовках статей как прием речевого воздействия / А.Р. Афанасьева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 72-75
5. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
6. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб., 2004.
7. Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика
[Электронный ресурс] / Э.В. Будалев, А. П. Чудинов // Русский
Филологический Журнал. - 2006. - Режим доступа:
http://www.philology.ru/linguistics1/budaev-chudinov-06a.htm
8. Быкова, О.Н. Материалы к энциклопедическому словарю
«Культура русской речи» [Текст] / О.Н.Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методический бюллетень. - Вып. 8.- 1999.
9. Вольф, Е.М. Метафора и оценка. Метафора в языке и тексте / Е.М.Вольф.- М.: Просвещение, 1988. - 369 с.
10. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. 459 с.
11. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт
исследования современной медиаречи. 3-е изд. - М.: КРАСАНД, 2010.
12. Егорова-Гантман, Е. В. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков [Текст] / Е.В. Егорова-Гантман. - М.: Знание, 1994. - 211 с.
13. Загайнов А.В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Ученые записки Казанского государственного университета Серия Гуманитарные науки. Т. 149. Кн. 3. 2007. 71-79 с.
14. Как Россию обвиняли во вмешательстве в американские выборы. Досье [Электронный ресурс] https://tass.ru/info/4324773/
15. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. №2 (73). - 2010. - С. 13-21.
16. Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. Калининград, 2000. С. 152.
17. Липман В. Общественное мнение / В. Липман. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
18. Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М., 2000. 60 с.
19. Лукашенко, М.А. РЯ: теория и практика. Учебник / М.А. Лукашенко, Д.Е. Баранов, Е.В. Демко. — М.: Маркет ДС, 2011. — 223 с.
20. Максимов, А. А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: Российский опыт [Текст] / А.А. Максимов. - М.: ДсЛШ, 1999. - 240 с.
21. Мезенин С.М. Образность как лингвистическая категория // Вопросы языкознания. - М.: Наука - 1983. - №6 - С. 48-56.
22. Орлова О.Г. Дискурсивная теория стереотипов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Кемеровский государственный университет, Кемерово, 2013. 32 с.
23. Осипов Г. В. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. академика РАН Осипова Г. В. / Г. В. Осипов. М.: Норма, 2008. 608 с.
24. Панасюк А. Ю. Энциклопедический словарь. М., 2007. 768 с.
25. Понеделков А.В. Политическая элита России: современное состояние и перспективы модернизации // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. -2014. - № 1. - С. 161-166.
26. Современная западная социология: словарь. М., 1990.
27. Сковородников, А.П. О классификации риторических приемов [Текст] / А.П. Сковородников // Stylistyka XIV. Opole. - 2005. - C. 103-119.
28. Тенева Е.В. Национально-культурные стереотипы в публицистике (на материале английского языка) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М.: Институт стратегических исследований, 2010. № 7. С. 228-236.
29. Тенева Е.В. Политические стереотипы в британском политико - публицистическом дискурсе // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2014. Вып. 2.
30. Федосюк, М.Ю. Выявление приемов «демагогической риторики» как компонент полемического искусства [Текст] / М.Ю. Федосюк // Тезисы научной конференции «Риторика в развитии человека и общества» (13 -18 янв. 1992). - Пермь, 1992. - 96 с.
31. Феофанов, О.А. Реклама и общество [Текст] / О.А. Феофанов. - М.: Мысль, 1974. - 215 с.
32. Филатова О. Имидж // Социология массовых коммуникаций.
Краткий глоссарий [Электронный ресурс]: URL:
http ://voluntary.ru/dictionary/581
33. Шампань П. Двойная зависимость. Несколько замечаний по поводу соотношений между полями политики, экономики и журналистики // Socio-Logos'96. М., 1996. С. 209.
34. Шейнов, В.П. Психология власти [Текст] / В.П. Шейнов. - М.: Ось- 89, 2003.
35. Шейнов, В.П. Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми [Текст] / В.П. Шейнов. - Мн.: Харвест, 2006. — 427 с.
36. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования - М., МГУ, 2004.
37. Язык современной публицистики. Сборник статей под ред. Солганика Г.Я. - М., Флинта, 2005.