ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВ КУКЛОДЕЛИЯ 6
1.1 История куклоделия в декоративно-прикладном искусстве 6
1.2 Виды кукол в декоративно-прикладном искусстве 11
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ТЕХНИКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ 24
2.1 Техника изготовления авторской куклы в декоративно-прикладном
искусстве 24
2.2 Методические рекомендации по проведению занятий по декоративно-прикладному искусству 26
2.3 Апробация обучения технике изготовления авторских кукол на базе
МБОУ «Яковлевская основная общеобразовательная школа» 28
Выводы по второй главе 30
ГЛАВА 3 ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ КУКОЛ «ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ОЧАГА» 31
3.1 Предпроектное исследование проектируемого изделия -коллекции кукол
«Хранительницы очага» 31
3.2 Конструктивно-технологическая часть дизайн-проекта
кукол«Хранительницы очага» 35
Выводы по третьей главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена растущим интересом к народным традициям и ремеслам. Современные темпы развития общества вынуждают обратить особое внимание на историческую культуру народов, чтобы сохранить особенности и самобытность своей нации.
Одним из символов народной культуры является кукла. Наше желание понять, какой же была национальная игрушка, как ей играли и что она значила, обусловлено не только познавательным интересом, но и естественным стремлением знать и помнить историю своего народа. Кукла всегда считалась одним из самых загадочных символов. Это не просто детская игрушка, но и обязательный атрибут древних обрядов и ритуалов. С древних времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, впитавших в себя народную культуру нации. С незапамятных времён люди верили, что куклы, сделанные своими руками, наделены магическими свойствами. Считалось, что они способны защищать от злых духов и привлекать удачу. Именно поэтому эти куклы часто использовались как талисманы.
Предмет, изучающий кукол и их применение, называется кукловедением и является совокупностью теоретических знаний и практических умений, педагогики, психологии, искусствоведения, истории и этнографии. Сейчас большим интересом пользуются мастер-классы по изготовлению народных кукол из ткани и подручных материалов. Кукловеды изучают национальные игрушки, изготавливая вместе с детьми декоративные куклы и куклы-талисманы. Очень часто они являются образами героев народных сказок.
Многие мастера показывают свои работы в интернете: на форумах, блогах и в социальных сетях, посвященных не только кукольному мастерству, но и как рукоделию и занятиям с детьми.
Занятия по изготовлению кукол отлично сочетается с уроками краеведения, этнографии и истории. Благодаря практическим занятиям теоретический материал становится более наглядным и лучше усваивается.
Изготовление народных кукол из ткани и природных материалов это не только передача культурного наследия, но и развитие навыков рукоделия (шитья, вязания).
Преподавателю кукловедения при работе с детьми нужно учитывать не только особенности развития детской психики, но и историю возникновения кукол, её роль и значение.
Исходя из перечисленных фактов, мы сформулировали тему нашей выпускной квалификационной работы: «методика обучения школьников технике куклоделия в дизайн-образования».
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по обучению технике куклоделия.
Объект исследования: кукловедение, как совокупность знаний о куклах и их применении в работе со школьниками.
Предмет исследования: методика техники куклоделия в системе дизайнобразования.
Задачи:
1. Провести теоретическое исследование истории и видов кукол в декоративно прикладном искусстве;
2. Разработать методические рекомендации обучения школьников технике изготовления национальной куклы;
3. Разработать конструкцию и изготовить объекты проектируемого изделия-коллекции кукол «Хранительницы очага»;
Гипотеза исследования: формирование у школьников творческих способностей, художественно-эстетического развития средствами декоративно-прикладного искусства и дизайна будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе школы использовать данную методическую разработку, и если данная методическая разработка поможет педагогу в проведении занятия в правильной логической последовательности.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, составление и апробирование программы; эмпирические: опрос, изучение продуктов деятельности учащихся; математические: статистическая обработка результатов эксперимента.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработанные нами учебное занятие «Таджикская национальная кукла», методические материалы и наглядные пособия можно использовать в практике развития.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассматривается история возникновения и развития кукол, а также их разновидности. Вторая глава посвящена педагогическому эксперименту. В третьей главе мы разработали конструкцию и изготовили коллекцию кукол «Хранительницы очага».
Невозможно переоценить роль кукол в воспитании детей. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия - уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду - это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
В процессе изучения литературы мы сделали вывод, что куклы были не столько детские игрушки, сколько настоящие многовековые традиции. Каждый народ имеет свою национальную куклу, а некоторые даже свои кукольные традиции. На протяжении тысячелетий куклы проживали свою историю вместе с человеком, впитывая его культуру и мировоззрение.
В повседневной жизни мы встречаем абсолютно разные куклы. При этом по назначению куклы делятся весьма условно, так как одна кукла одновременно может принадлежать к нескольким видам. Очень часто традиционные народные куклы являются обережными и используются как игровые. Они бывают абсолютно разные - от простейших образных самоделок, до настоящих произведений искусства. Куклы могут не только развлекать и радовать глаз, но и рассказать историю целого народа.
Таджикские национальные куклы имеют яркую раскраску и многообразные узоры. Одной из таких кукол является кукла-оберег Лухтак. Первоначальное назначение куклы - оберегать дом, семью, отдельно мужчин и мальчиков, женщин и девочек.
В ходе нашего исследования мы разработали учебное занятие по куклоделию для школьников. Данная рекомендация способствует формированию у школьников творческих способностей, художественно-эстетического развития средствами декоративно-прикладного искусства и дизайна. Эффективность нашей методической рекомендации мы подтвердили в ходе педагогического эксперимента на базе МБОУ «Яковлевская основная общеобразовательная школа» ЕМР РТ.
Историю своего народа, достопримечательности края должен знать каждый. Интересно узнать о культуре и народных костюмах. Гораздо интереснее изучать информацию не просто рассказами и иллюстрациями, а когда она подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее.
В третьей главе мы разработали конструкцию и изготовить изделие-коллекцию «Хранительницы очага». Для разработки наших кукол были подобраны ряд эскизов с различными таджикскими национальными костюмами. Каждый костюм соответствует определённом региону Таджикистана. Чтобы полностью раскрыть национальную культуру, мы изготовили 3 куклы по этим эскизам.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - разработка методических рекомендаций по обучению технике куклоделия в дизайн-образования.
1. Брумштейн, Ю. Куклы в эпоху информационно-коммуникационных технологий: проблемы использования / Ю. Брумштейн, Ю. Аксенова // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2014. - № 3. - С. 2639.
2. Войнатовская, Е.А. Авторская интерьерная кукла. Мастер-классы и выкройки от Nkale. - К.: Питер, 2014. - 90с.
3. Войнатовская, Е. Чердачные куклы / Е. Войнатовская. - К.: Питер, - 32 с.
4. Войнатовская, Е.А. Куклы - хранители женского счастья. - К.: Питер, 2015 г. - 32с.
5. Галкина, М.В. Феномен авторской куклы в образовании и культуре / М.В. Галкина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2016. - № 4. - С. 72-75.
6. Голдовский, Б.П. Дети Гефеста. История возникновения и эволюция механических кукол [текст] / Голдовский Б.П., Духанина Л.Н. -М.: Вайн Граф, 2015. -224 с.
7. Гриднёва, Е.Г. Куклы из ткани. Лучшие модели. - К.: Москва, 2015 г. - 128с.
8. Додж, В. Шьем одежду для кукол. - М.: Попурри, 2014.
9. Друкер М. Авторская кукла. - М.: Контэнт, 2016.
10. Дьюи, К. Реалистичные фигурки из полимерной глины. Техники, секреты, тонкости. - М.: Контэнт, 2016.
11. Заянчковская И. И. Инструкции по изготовлению авторской шарнирной куклы. Базовый уровень. - М.: Профиздат, 2015. - 81 с.
12. Золотилова А.А. Интерьерная текстильная кукла // Старт в науке. - 2017. - № 5-2. - С. 315-320
13. Каплан, Р С помощью дизайна / Р Каплан. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2014. - 340 с.
14. Като, Т Текстильные куклы. Скульптурная техника. Интерьерные модели / Т. Като. - М.: Контент, 2014. - 96 с.
15. Ковычева, Е.И. Народная игрушка. Учебно-методическое пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 159 с.
16. Королева, Л.Ю. Современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров / Л.Ю. Королева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С. 3-9.
17. Лаврова С.С. Русские игрушки, игры, забавы / История России, - М,: Издательство Белый город, 2014. - 320с.
18. Латипова, Л.Н., Изучение нормативно-правового обеспечения учебного процесса в квалификационно-образовательных уровнях подготовки на современном этапе [Электронный ресурс] Л.Н. Латипова, З.А. Латипов // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - 187-190 с.
19. Легкова, К.А. Эстетические ценности в континууме дизайна / К.А. Лег- кова, Н.З. Алиева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 8. - С. 163-164.
20. Лежнева, Т.Н. Биодизайн интерьера: Учебное пособие / Т.Н. Лежнева. - М.: ИЦ Академия, 2014. - 64 с.
21. Маслик, О.М. Текстильные куклы на каркасе. - И.: АСТ, 2016.
22. Макарова, В.В. Дизайн помещений: стили интерьера на примерах / В.В. Макарова. - СПб.: БХВ-Петербург, 2015. - 122 с.
23. Митина, Н. Дизайн интерьера / Н. Митина. - М.: Альпина Паблишер, 2017 - 302 с.
24. Михайлов, С.М. История дизайна. Краткий курс. Учебник для вузов / С.М.Михайлов, А.С. Михайлова. - М.: Союз Дизайнеров России,2014. - 289с.
25. Михейшина, М.В. Образовательная программа «Основа дизайна» / М.В. Михейшина - Сестрорецк, 2016. - 15 с.
26. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учеб. пособие / В.Н. Молотова. - М.: ФОРУМ, 2007. - 272 с.
27. Морозов, И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре / И. А. Морозов. - М.: Индрик, 2015. - 351 с.
28. Мундрагель Л. Куклы большие и маленькие. Копии старинных кукол своими руками. СПб.: Питер, 2014. - 128 с.
29. Прозорова А.А. OOAK: история появления и технология изготовления // Международный школьный научный вестник. - 2017. - № 4. - С. 125-136 с.
30. Рель О. Вокруг луны. Технология изготовления куклы из материала DAS // Кукольный мастер. - 2017. - № 7 (16). - С. 22- 27.
31. Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учеб. пособие / Н.С Сложеникина. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 368 с.
32. Соловьев Н.К. Вестник: аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда./ Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г Строганова. - Москва, 2014г. - 292с.
33. Софиева, Н. Дизайн интерьера: стили, тенденции, материалы / Н. Софи- ева. - М.: Эксмо, 2015. - 656 с.
34. Филл, Ш. История дизайна / Ш. Филл, П. Филл. - М.: КоЛибри; Азбука- Аттикус, 2014. - 512 с.
35. Форти, А. Объекты желаний. Дизайн и общество с 1750 года / А. Форти. - М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013. - 455 с.
36. Хоррокс, Дж. Куклы своими руками. Модели из ткани / Дж. Хоррокс. - М.: БММ, 2014. - 96 с.
37. Художественные куклы: Каталог / под ред. И. Мызиной. - М.: Принткласс, 2015. - 112 с.
38. Цабель, Е. Практико-ориентированные требования к профессии дизайнера / Е. Цабель, А.А. Шкоркин // Артосфера: Перспективы развития и инновации: Материалы Юбилейной международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию НОУ ВПО «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования». - СПб.: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2017. - С. 66-69.
39. Чёрная, А. Игры девочек с куклами и кукольными домиками в разных культурах / А. Чёрная // Развитие личности. - 2014. - № 3. - С. 121-142.
40. Сравнительный анализ понятий «Дидактическое обеспечение» и «Методическое обеспечение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conf.sfu- kras.ru/sites/mn2010/pdf/15/1901 1.pdf