Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения суицидального риска у подростков
из полных и неполных семей 7
1.1 Характеристика суицидального поведения 7
1.2 Характерные черты и особенности суицидального поведения подростков 8
1.3 Психологические особенности влияния полной и неполной семьи на
суицидальный риск у подростков 11
Глава 2. Эмпирическое исследование суицидального риска у подростков из полных и неполных семей 23
2.1 Организация исследования суицидального риска у подростков из полных
и неполных семей 23
2.2 Анализ особенностей суицидального риска у подростков из полных семей 26
2.3 Анализ особенностей суицидального риска у подростков из неполных семей 33
2.4 Сравнительный анализ особенностей суицидального риска у подростков
из полных и неполных семей 41
Рекомендации по профилактике суицидальных реакций среди подростков 54
Заключение 58
Литература 59
Приложение
Актуальность. Самоубийство превратилось в одну из острейших тем нашего общества, а проблема совершения суицида среди подростков является одной из наиболее серьёзных социальных проблем в России. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, Россия занимает пятнадцатое место в мире по числу самоубийств. Главный внештатный психиатр департамента здравоохранения Москвы Георгий Костюк, отметил, что за последние 30 лет значительно возросло число суицидов именно среди детей и подростков [48]. Ежегодно совершают самоубийство 16 из 100 тысяч молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет [42]. Эти цифры сообщают нам лишь о завершённых попытках суицида, число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. Мысли о суициде рождаются в голове у каждой второй девушки и у каждого четвёртого юноше. В психологии пубертатный период характеризуется как кризисный. Этот период является важнейшим моментом перехода от детства ко взрослой жизни. Сложный кризис данного возраста сопровождается внутренним конфликтом ребёнка, а также появлением конфликтов с окружающим миром.
Одной из основных причин совершения подростком суицида являются конфликты с родителями. Зачастую не понимая своих детей, родители навязывают им собственное мнение или же вовсе игнорируют проблемы и просьбы ребёнка. Частые ссоры и непонимание со стороны родителей заставляют подростка чувствовать себя одиноким, что приводит к депрессии и как следствие - к попытке самоубийства.
Из 17 млн семей в России около 6 млн - неполные, и их количество постепенно растёт [50]. У каждой такой семьи своя история, которая возникает в связи со смертью одного родителя, разводом или рождением ребёнка вне брака. Тем не менее, неполнота семьи серьёзно отражается на эмоциональном состоянии ребёнка. В большинстве случаев, внутренний климат семьи с неполным составом отличается высокой напряжённостью, обилием ссор и
конфликтов, а также дефицитом положительных эмоций. Семья может перестать рассматриваться ребёнком как источник любви, уважения, привязанности, поддержки и защиты. В самых тяжёлых случаях такой климат ведёт к депрессии и попытке суицида у подростка.
Указанные обстоятельства служат причиной отдельного изучения суицидального риска у подростков из неполных семей. И в связи с возрастающей остротой проблемы подросткового суицида в настоящее время, тема данного исследования является актуальной.
Объект исследования: риск совершения суицида у подростков.
Предмет исследования: риск совершения суицида у подростков из полных и неполных семей.
Гипотеза данного исследования: у подростков из неполных семей риск совершения суицида выше, чем у подростков из полных семей.
Особенностями проявления суицидального риска у подростков из неполных семей являются: высокий уровень субъективного ощущения одиночества; повышенный уровень депрессивности; повышенная невротизация, проявляющаяся в эмоциональной неустойчивости и тревожности; невысокий уровень общительности.
Цель исследования: определить наличие и особенности суицидального риска у подростков из полных и неполных семей.
Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть подростковый суицид как психологический феномен, выделить характерные черты и особенности суицидального поведения подростков, изучив психолого-педагогическую литературу;
2. Провести эмпирическое исследование риска совершения суицида среди подростков из полных и неполных семей;
3. Провести сравнительный анализ суицидального риска подростков из полных и неполных семей;
4. Сформулировать выводы на основе полученных результатов исследования риска совершения суицида у подростков из полных и неполных семей;
5. Сформулировать основные рекомендации по профилактике суицидальных реакций среди подростков в образовательных учреждениях.
Теоретическая значимость исследования: изучен и систематизирован материал по проблеме подросткового суицида, а именно: описана общая характеристика подросткового суицида, представлены характерные черты и особенности суицидального поведения подростков, а также фактор влияния семьи на формирование суицидальных склонностей подростков.
Практическая значимость исследования: материалы могут быть использованы всеми участниками образовательного процесса (педагогами, подростками и их родителями), как в качестве просвещения, так и для выдачи конкретных рекомендаций. Материалы данного исследования могут быть использованы психологами при оказании психологической помощи, а также в профилактической работе суицидального риска подростков.
Теоретической базой исследования явились научные труды отечественных авторов: клинико-психологическая концепция (А.Г. Амбрумова), исследования связи между возрастной психической патологией и социально-психологическими условиями развития (В.В. Ковалев), исследования суицидальной и противосуицидальной мотивации (Ю.Р. Вагин), исследования взаимосвязи суицидального поведения и нарушения взаимоотношений «мать-дитя» (Г. Аммон), исследования индивидуальнопсихологических особенностей суицидентов детского и подросткового возраста (Е.М. Вроно), идея о связи суицидального поведения с особенностями возраста (Н.А. Жезлова, А.Е. Личко), исследования в области девиантного поведения (Б.Н. Алмазов), исследования проблем неполных семей (О.В. Агеева, И.Ф. Дементьева).
По вопросам суицидального поведения подростков также были изучены труды зарубежных авторов: концепция зависимости аутоагрессивного поведения от внешних социальных факторов (Э. Дюркгейм), теории суицидального поведения (К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд).
Эмпирической базой исследования явились 90 испытуемых подросткового возраста (от 13 до 17 лет) из полных (45 испытуемых) и неполных семей (45 испытуемых). В качестве испытуемых данного исследования выступили ученики 7-11 классов, 47 женского пола и 43 мужского пола.
Методы исследования: для достижения цели и решения поставленных задач был использован теоретический анализ научных подходов различных авторов к проблеме суицидального риска у подростков; методы сбора эмпирического материала (тестирование), методы обработки и анализа результатов исследования (методы описательной статистики, метод сравнения средних значений с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ).
Методики исследования:
• Проективная методика «Человек под дождём»;
• Методика определения суицидальной направленности (личностный
опросник ИСН);
• Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д.
Рассела и М. Фергюсона);
• Выявление суицидального риска у детей (А. Кучер и В. Костюкевич);
• Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваева).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с проведённым исследованием было определено, что подростки из неполных семей попадают в группу суицидального риска. Недостаток общения, любви и тепла, внимания, поддержки, близких и доверительных отношений с родителем - всё это является факторами риска совершения подростком суицидальной попытки.
С помощью теоретического анализа психолого - педагогической литературы, подростковый суицид был рассмотрен как психологический феномен, были выделены характерные черты и особенности суицидального поведения. Также были выявлены особенности неполной семьи, что в дальнейшем помогло сформировать экспериментальную и контрольную группу исследования.
Было проведено исследование суицидального риска у подростков из полных и неполных семей на базе общеобразовательной школы города Кирово - Чепецка. Выборку исследования составили 90 подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Экспериментальная группа включала в себя подростков из неполных семей в количестве 45 человек, контрольная группа состояла из 45 подростков из полных семей.
В результате проведённого исследования было выяснено, что уровень суицидального риска у подростков из неполных семей выше, чем уровень у подростков из полных семей. Корреляционный анализ показал, что существует связь между семейными неурядицами и добровольным уходом из жизни у подростков из неполных семей. Тем самым, гипотеза исследования подтвердилась, цель исследования достигнута и задачи решены.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов (перевод с англ. А.А.Влеева, Р.А. Валеевой) / А. Адлер. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 448с.
2. Акопов Г.В. Методы профилактики суицидального поведения. - Самара. 2010.
3. Актуальные проблемы суицидологии. Сборник научных трудов. М., Изд. Московкого НИИ психиатрии МЗ РСФСР. 1978. - 239 с.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 208с.
5. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика,
профилактика, коррекция/Барнаул, 2014. - с.22-23.
6. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства / Б.Н.Алмазов. - М.: Дата Сквер, 2009. -248с.
7. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. - М., 1978.
8. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии. - М., 1988.
9. Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Соц. и клин. Психиатрия. 1996. С. 14-20.
10. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков: Саморазрушающее поведение у подростков. - Л., 1991. - С.29-
36.
11. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков/Л.О.Андрюшина//Дис.. ..канд.психол.наук. - Тверь,2003.-202с.
12. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи // Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. - М.: Смысл, 2005; с. 192208.
13. Боева А.В. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей,
лишенных родительского попечительства: Учеб.-метод. пособие для
практических психологов детских домов - интернатов / Боева А.В., Тужилова М.Б., Руженков В.А. - Белгород, 2005. - 40 с.
14. Бугай А. Г. Этапы суицидального повдения // Журн. Мир науки, образования. 2009
15. Войцех В.Ф. Способ суицида и некоторые характеристики суицидентов / Войцех В.Ф., Гилод В.М. // Проблемы организационной и социальной психиатрии. - М., 2000. - С. 313.
16. Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов/Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998, №2 - с. 36-43.
17. Вроно Е.М. Диагностика суицидального поведения на различных вариантах депрессии у детей и подростков: Научные и организационные проблемы суицидологии. - М., 1983. - С.80-89.
18. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. - М., 2012.
19. Говорин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность. Чита: Иван Федоров, 2008.
20. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1
21. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты/ Визель Т. Г., Сенкевич Л. В., Янышева В. А. и др.-Тула: Московский городской психолого-педагогический университет, 2007. - с.224-260.
22. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. - 2001. - № 11. - С. 108-118.
23. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняется по разному / Т.В.Драгунова, Л.М. Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304с.
24. Еникополов С.Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения детей и подростков // Социальная и клиническая психиатрия. Т.12. - 2002. - Вып.2. - С.40-45.
25. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков: Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1978. - С.93-104.
26. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии.// Л.Ю. Иванова.- М.:ВЛАДОС, 2006.-202с.
27. Иванцова А.О. О работе с проблемными семьями // Воспитание школьников - 2013.
28. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара. 2000.
29. Каубиш В.К. О некоторых факторах, способствующих суицидальному поведению подростков и молодых людей / Корнетов А.Н. // Проблемы организационной и социальной психиатрии. - М., 2000. - С. 315.
30. Кибрик Н.Д. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи (Методические рекомендации) / Кибрик Н.Д., Кушнарев В.М. - Москва 1988. - 21 с.
31. Коротун В. Н., Сивогривова Н. В., Перминов В. И. // Современное состояние проблемы суицидов детского и подросткового возраста (медико-социальные аспекты) / В. Н. Коротун, Н. В. Сивогривова, В. И. Перминов // Журнал: Проблемы экспертизы в медицине — 2003. — Т. 3. — № 3 (11). — с. 37-39.
32. Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - С. 32-39.
33. Лапицкий М.А. Суицидоопасные состояния у подростков (профилактика и терапия) / Лапицкий М.А., Ваулин С.В., Асмоловская Т.В., Осипова Н.Н. // Проблемы организационной и социальной психиатрии. - М., 2000. - С. 316.
34. Ласый Е.В. Суицидальные попытки: цель и угроза жизни / Ласый Е.В. // Проблемы организационной и социальной психиатрии. - М., 2000. - С. 316.
35. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.. 2001.
36. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм// Ю.Б. Можгинский.-СПб.:Питер,2009.-356с.
37. Мягков А.Ю., Журавлева И.В. Суицидальное поведение молодежи, основные формы и факторы. - М.,2005.
38. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / Ред. Вассерман Д.; пер. Ройне Е. - М.: Смысл, 2005. - 310 с.
39. Научные и организационные проблемы суицидологии. Сборник научных трудов М., Изд. Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1983. - 219 с.
40. Психологический словарь/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.:Проспект,2007.-431с.
41. Психология подросткового возраста // Авт сост. А.Донцов, М.В.Донцова,
Г.В.Сухова, О.В.Матвеева.-Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-таим.
Л.Н.Толстого, 2011.-134с.
42. Сайт LENTA.RU URL: https: //lenta.ru/news/2017/10/30/suicide/
43. Сайт LOSSOFSOUL.COM URL:
http://www.rosbalt.ru/moscow/2017/02/10/1591028.html
44. Сайт ROSBALT.RU URL:
http://www.rosbalt.ru/moscow/2017/02/10/1591028.html
45. Суицидология: учебное пособие / И. Л Шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н.
Корнетов и др.- Томск: Сибирский государственный медицинский
университет, 2011. - c. 64-66.
46. Филатов Ф.Р. Психологическая помощь подросткам со склонностью к суи - цидальному поведению / Филатов Ф.Р. // Суицид: статистика, мотивация, профилактика. - Ростов - на - Дону, 1999. - С. 58 - 61.
47.Чуприкова Е.Г. К вопросу профилактики суицидов у детей и подростков / Чуприкова Е.Г., Дравицкая О.О., Чуприков А.П. // Проблемы организационной и социальной психиатрии. - М., 2000. - С. 320 - 321.
48. Шипицына Л.М. Мотивы суицидального поведения у подростков / Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Стеценко Н.В. // Российский психиатрический журнал. - 2000. - №5. - С. 40 - 44.
49. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии// Г.Шоттенлоэр.-СПб.,2001
50. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. - М., 2005.
51. Юрьева Л.Н. Клиническая суицидология. - Днепропетровск. 2006.