Введение
I. Теоретические аспекты исследования интерактивных педагогических технологий как средства эффективного освоения старшеклассниками
политического модуля в школьном курсе обществознания
1.1 Изучение политического модуля в системе уроков обществознания
1.2 Педагогические технологии в обучении обществознанию школьников:
традиционные и интерактивные
II. Экспериментальное исследование интерактивных педагогических
технологий как средства эффективного освоения старшеклассниками политического модуля в школьном курсе обществознания 40
2.1 Констатирующий этап эксперимента: организация выборки и описание
методик исследования 40
2.2 Реализация программы формирующего этапа экспериментального
исследования 50
2.3 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
экспериментального исследования 57
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 73
Приложение
Актуальность темы. Модернизационные процессы в системе российского образования, поставили перед школой важную задачу - социализировать подрастающее поколение, способствовать развитию самостоятельной и творческой личности с активной гражданской позицией. Поэтому в педагогической науке особую популярность приобрел вопрос о необходимости внедрения в образовательную среду приемов и методов, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.
При изучении политического модуля в старших классах учителя сталкиваются с рядом трудностей: обучающиеся обладают низким уровнем знаний и представлений о политической системе; не могут критически осмысливать информацию о политических процессах, которую предоставляют средства массовой информации; затрудняются выполнять нестандартные задания; путают политологические термины. Разрешить имеющиеся проблемы можно с помощью интерактивных технологий, повышающих результативность процесса обучения. Это альтернатива традиционным технологиям, позволяющая осуществить системнодеятельностный подход в образовании и повысить эффективность усвоение политологических знаний.
Решение проблемы эффективности применения интерактивных технологий при изучении обучающимися политического модуля осложняется наличием ряда противоречий:
- Между необходимостью и приоритетной ролью использования интерактивных технологий на уроках обществознания и недостаточной разработанностью научно-исследовательской базы;
- Между социальным заказом и требованиями, которые предъявляет общество к выпускникам школы, и сохранением и преобладанием традиционных форм изложения материала в процессе обучения.
Объектом исследования выступает освоение старшеклассниками политического модуля в школьном курсе обществознания.
Предметом исследования является процесс и результат освоения старшеклассниками политического модуля в школьном курсе обществознания с применением интерактивных педагогических технологий.
Цель исследования: разработать и апробировать программу изучения раздела «политика» на уроках обществознания на основе использования интерактивных педагогических технологий.
Гипотеза исследования: формирование политических знаний и представлений у обучающихся будет эффективнее, если:
- проанализировать и структурировать теоретические основы интерактивных технологий;
- определить и конкретизировать содержание и особенности политического модуля в разных учебно-методических комплексах;
- разработать и внедрить в образовательный процесс программу изучения раздела «политика» на основе использования интерактивных педагогических технологий, позволяющих углубить, конкретизировать обществоведческие знания школьников.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
- раскрыть особенности изучения политического модуля в курсе обществознания посредством анализа различных школьных учебников;
- определить сущность и виды педагогических технологий, используемых на уроках обществознания;
- определить особенности использования интерактивных педагогических технологий на уроках обществознания;
- разработать и внедрить в образовательный процесс программу использования интерактивных педагогических технологий в обучении политическому модулю обществознания старшеклассников.
Теоретико-методологическая база. Источники исследования можно разделить на две группы. Первая группа представлена нормативными документами, которые определяют особенности образовательного процесса:
Федеральный государственный образовательный стандарт, приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников на 2018 2019 учебный год , Концепция преподавания дисциплины «Обществознание» . Особое место занимает Конституция Российской Федерации, определяющая функционирование всех сфер общественной жизни, политическое устройство и закрепляющая право на образование.
Вторая группа источников - учебно- методические комплексы по обществознанию. Для раскрытия особенностей изучения политического модуля в курсе обществознания нами были использованы линии УМК базового уровня под редакцией Л.Н.Боголюбова ; Г.А.Бордовского ; О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой.
При рассмотрении теоретических вопросов первой главы, в частности - особенностей политической социализации старшеклассников, нами были изучены труды Д.В. Ольшанского , Н.А.Головина . Авторы определяют школу как агента «методической социализации», особо подчеркивая становление политической идентичности школьника в период обучения.
При определении сущности, характеристик интерактивных технологий мы обратились к научным работам Н.В.Зайцевой, А.З.Хайрулаевой, Т.И.Сечиной. На основе анализа данных работ в своем исследовании мы выделяем преимущества и отличительные особенности интерактивных методов. Также анализируем дидактические принципы использования данных технологий в процессе обучения.
Исследования по теории активизации познавательной деятельности обучающихся под руководством Д.В.Рогова , Н.В.Ященко , В.В.Гузеева , используются нами при описании интерактивных методов, а также при разработке программы использования интерактивных технологий в преподавании обществознания.
Работы по общей теории обучения, таких авторов, как А.В.Сластенин, Г.К.Селевко были использованы нами при исследовании общеметодических вопросов, в частности при рассмотрении различных трактовок понятия «педагогическая технология».
Необходимо отметить, что исследований, доказывающих эффективность применения интерактивных технологий при изучении политического модуля в курсе обществознания, недостаточно. Именно поэтому мы решили провести исследование по данной теме.
Методы исследования. При проведении исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ (педагогической, политологической, правовой, психологической литературы, соответствующей теме исследования); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), тестирование и методы описания статистических данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами была разработана программа по использованию интерактивных технологий при изучении старшеклассниками политического модуля, после проведения которой было установлено, что интерактивные приемы повышают эффективность и результативность обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- Проанализированы особенности интерактивных технологий,
- Представлены и описаны интерактивные приемы и методы, используемые на уроках обществознания.
- Выявлены и экспериментально подтверждены положения эффективности использования интерактивных технологий.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы учителями и методистами для разработки методических пособий и учебных планов по использованию интерактивных технологии в обучении политического модуля.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с сентября 2018 по март 2019 года на базе МБОУ «Лицей 78» Приволжского района г. Казани. В педагогическом эксперименте принимали участие обучающиеся 9 «А» и 9 «М» классов в количестве 54 человек.
Апробация результатов исследования. Ключевые результаты проводимого исследования были представлены и обсуждены на «Итоговой научно-практической конференции студентов Казанского Федерального университета» (25 марта 2019 г.).
Структура дипломной работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяются объект, предмет, задачи и цель; освещается степень разработанности, научная и практическая значимость исследования.
В первой главе раскрываются теоретические положения проблемы политической социализации школьников, сущности педагогических технологий, отличительных особенностей интерактивных методов и приемов.
Во второй главе описано проведенное экспериментальное исследование и внедренная в образовательный процесс программа использования интерактивных технологий при обучении политического модуля.
В выводах к главам отражены основные положения. В заключении подведены итоги исследования.
Новые образовательные стандарты вносят изменения в процесс обучения. Современный урок должен отличаться активной деятельностью обучающихся, направленной на самостоятельное получение знаний. Повысить результативность и эффективность учебного процесса способны интерактивные методы и приемы. Проведенное исследование позволяет утверждать об актуальности проблемы использования интерактивных технологий в процессе обучения политического модуля обществознания. В ходе педагогического эксперимента были сделаны следующие выводы.
Решая задачу раскрытия особенностей изучения политического модуля в курсе обществознания посредством анализа различных школьных учебников, мы пришли к выводу, что политический модуль в учебно- методических комплексах О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой; Г.А. Бордовского и Боголюбова Л.Н. представлен на необходимом уровне. Каждый автор подробно рассматривает политическую сферу общества во взаимодействии с другими, показывает обучающимся причины и следствия процессов и явлений. Также в каждой учебной линии мы выделили преимущества и недостатки. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова полно раскрывает специфику политической жизни, параграфы включают достаточное количество теоретического материала. Преимуществом является наличие документов, которые направлены на вовлечение учеников в практическую деятельность и иллюстрацию изучаемых положений. Большую ценность представляет терминологический словарь и выводы в конце параграфов и глав. Задания дифференцированы, большая часть заданий имеет продуктивный уровень и направлена на формирование критического мышления. Однако, на наш взгляд, недостатком служит загруженность тем теоретической информацией.
Учебники по обществознанию под редакцией Г.А. Бордовского отличается высоким уровнем структурированности и лаконичности. Каждая тема содержит размышления на спорные вопросы о современных политических явлениях. Теоретический материал отражается в схематичной форме, что обеспечивает наглядность материала и способствует эффективному запоминанию изучаемой информации. Однако большинство заданий после параграфов носят однотипный репродуктивный характер. Авторы предлагают нетрадиционные формы проведения урока - лекции и семинары, это обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода. Недостатком служит отсутствие терминологического словаря, который является базой в обществоведческом курсе.
Учебные пособия под редакцией О.А. Котовой и Т.Е. Лисковой отличаются лаконичным и емким стилем изложения материала. Темы излагаются кратко, без лишних фактов, однако это может привести к запоминанию школьниками материала без видения причинно-следственных связей процессов и явлений. Параграфы оснащены таблицами, схемами, цитатами, что повышает методическую ценность. Несмотря на небольшие объемы материала изучаемых тем, в параграфах отражаются биографии, информационные сводки и творческие проектные задания. Главное преимущество данной линии - изучение правовой сферы раньше политической. Причина этого - наступление некоторых видов юридической ответственности с 14 лет, именно поэтому правовые вопросы целесообразно изучить раньше, они служат основой для изучения политического блока.
Решая задачу определения сущности и видов педагогических технологий, используемых на уроках обществознания, мы провели анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования и выявили, что современное общество предъявляет новые требования к типу личности. Формируется социальный заказ на самостоятельную, инициативную, коммуникабельную личность с развитой гражданской позицией. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен на подготовку выпускников, осознающих ценности гражданского общества, труда, семьи; умеющих вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения результатов; способных применять полученные теоретические знания на практике. Традиционные методы обучения и воспитания затрудняют достижение поставленных задач, поэтому постепенно в образовательной парадигме повышается роль интерактивных технологий. Применение данных методов обеспечивает системное развитие личности, ее обучение и воспитание, а также эффективную социализацию. Используя интерактивные технологии, социализация становится целенаправленным процессом формирования культурных норм, установок. При этом происходит становление индивидуальных личностных качеств и свойств. Интерактивное обучение построено на основе диалогизации обучения, т.е. активного взаимодействия участников процесса обучения и воспитания. Существует множество разновидностей интерактивных методов, традиционно выделяют: игры, дискуссии, мозговой штурм, кейс-стади, ПОПС-формулы, работа в группах, проектирование, решение творческих заданий.
Решая задачу определения особенностей использования интерактивных педагогических технологий на уроках обществознания, мы определили особенности использования интерактивных педагогических технологий на уроках обществознания. Применение интерактивных методов и приемов помогает реализовать образовательные стандарты и сформировать активную личность с высоким уровнем экономической и политической культуры. Также обеспечивает устойчивое усвоение материала, т.к. обучающиеся получают знания после самостоятельной, плодотворной и осознанной работы. Данные методы способны развить в школьнике мотивацию, желание учиться и саморазвиваться. При этом учителю необходимо учитывать целый ряд принципов, среди которых: положительный психологический климат, учет познавательных и возрастных особенностей, целесообразность, демократичность и творческая направленность. Интерактивные технологии позволяют решить комплекс задач: развитие речевых умений, расширение контактов между обучающимися, обеспечение воспитательных задач - навыки работы в команде, учет мнений оппонентов и товарищей. В рамках обучения политическому модулю применение интерактивных технологий способствует формированию навыков общественной жизни и эффективной политической социализации.
Мы разработали и внедрили в образовательный процесс программу использования интерактивных технологий в обучении политическому модулю обществознания старшеклассников. Для подтверждения гипотезы об эффективности использования интерактивных методов и приемов было организовано педагогическое исследование-эксперимент, цель которого - доказать эффективность и результативность влияния интерактивных технологий на успешность освоения школьниками политического модуля.
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для начала мы определили исходные уровни познавательных возможностей, познавательной активности и политической культуры. После чего экспериментально апробировали программу использования интерактивных технологий при изучении политического модуля. На констатирующем этапе эксперимента нами было выявлено, что у обучающихся двух групп преимущественно низкий и средний уровень познавательных (информационных) возможностей. Количество учеников с низким показателем - 50% школьников экспериментальной и 43% контрольной групп. Они затруднялись работать с теорией, понятийный аппарат у них развит слабо. 38% учеников экспериментальной и 43% учеников контрольной группы обладают средним уровнем познавательных возможностей. Они имеют общие представления о политической сфере жизни общества. Исходные данные также показали, что у обучающихся недостаточно развита познавательная активность. Уровень данного показателя в обеих группах практически не отличается. 46% обучающихся в экспериментальной и контрольной группах имеют низкий уровень познавательной активности. Также на констатирующем этапе мы выявили, что большая часть учеников обладает низкоактивистским типом политической культуры (48% - в экспериментальной, 44% - в контрольной группах).
В рамках формирующего этапа в экспериментальной группе мы провели 20 занятий, направленных на расширение знаний и представлений о политической сфере. Все занятия были построены на основе интерактивных технологий, включали в себя разнообразные продуктивные задания. После данного этапа нами были повторно проведены диагностики на определение основных показателей. Сократилось количество учеников экспериментальной группы с низким уровнем познавательных возможностей с 50% до 19%. Повысилось количество школьников с высоким уровнем информационных возможностей - с 12% до 31%. По фактору познавательной активности увеличилось количество учеников с высоким уровнем с 16% до 39%. Ученики стали стремиться проникнуть в сущность изучаемых явлений, не боялись отстаивать собственную позицию, начали проявлять лидерские качества. По фактору политической культуры сократилось количество обучающихся с низким уровнем. По этим данным можно сделать вывод, что влияние интерактивных технологий на формирование и развитие политической культуры значительно, т.к. положительная динамика больше наблюдается в экспериментальном классе. Ученики экспериментальной группы повысили качество политических знаний. Разработанные задания способствовали повышению эмоционального восприятия происходящих политических событий и процессов. Интерактивные технологии и приемы способствовали повышению интереса к занятиям. Важно отметить, что показатели в контрольной группе повысились незначительно, всего на 5-10%. Мотивация в данном классе имеет преимущественно внешний характер и обусловлена необходимостью выполнять требования учителя. Интерактивные технологии на занятиях в этом классе не использовались в полной мере.
В процессе исследования были решены все поставленные задачи, благодаря чему мы достигли цели исследования - разработали и апробировали программу интерактивных педагогических технологий в освоении политического модуля в школьном курсе обществознания.
Гипотеза о том, что эффективность обучения политического модуля обществознания повышается при использовании интерактивных технологий, в ходе исследования подтвердилась.
Проведенное исследование способствовало выявлению закономерностей и особенностей использования интерактивных технологий на уроке обществознания при изучении политического модуля старшеклассников. Высокая значимость проделанной работы объясняется тем, что в научной литературе недостаточно трудов, доказывающих эффективность применения интерактивных приемов при изучении конкретной общественной сферы. Однако современная образовательная парадигма делает необходимым отход от традиционных приемов и методов при изложении материала и изучении новых тем. Именно поэтому возрастает интерес к проблеме использования интерактивных технологий на уроках обществознания.
1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 [Электронный ресурс]
/ Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (Дата обращения 01.04.2019) .
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/910060/ (Дата обращения
09.05.2019)
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?ELEMENT_ID=3286 (Дата обращения 09.05.2019)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №
253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26.01.16) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http: //fpu.edu.ru/dokumenty/federalnyyperechen-uchebnikov/ (Дата
обращения 09.04.2019)
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
72
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://yuridicheskayakonsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy- standart-pedagoga.html (Дата обращения: 28.04.2019)
1.2 Учебно-методические комплексы
1. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ О.Б.
Соболева, О.В. Иванов; под ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. -144 с.;
2. Барабанов В.В. Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ.ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - 2-е изд., дораб. и испр. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с.;
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2017. — 350 с.;
4. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др., ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А.Литвинова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018. — 335 с.;
5. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017. — 127 с.;
6. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова,
Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017.
— 164 с.;
7. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2017.
— 208 с.;
8. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс: учеб. для
общеобразовательных организаций / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.];- Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2017. - 308 с.;
9. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2017. — 208 с.;
10. Воронцов А. В. Обществознание: 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Воронцов, Г.Э. Королева, С. А. Наумов; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 328 с.
11. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018. - 96 с.;
12. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2018. - 112 с.
13. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2018. - 80 с.;
14. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2018. - 80 с.;
15. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2018. - 80 с.
16. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2018. - 80 с.
17. Насонова И.П. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ И.П. Насонова; под общ.ред. акад.Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 192 с.; .;
18. Обществознание: учебник: 10 класс: базовый уровень/ [О.Б. Соболева, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин и др.]; под общ. ред. Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 256 с.;
19. Соболева О.Б. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 3-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 224 с.;
20. Соболева О.Б. Обществознание: человек в обществе: 7 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 208 с.
2. Литература
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 6586.
2. Балынин И.В. Оценка политической культуры российской молодежи // Социодинамика. - 2015. - № 6. - С.1 - 19.
3. Бахтиярова К.В. Технологи «дебаты» как средство формирования ключевых компетенций школьников на уроках обществознания // Ямальский вестник . - 2018. - №1. - С.6-7.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Педагогика. - 1989. - 192 с.
5. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации//Педагогика. -
6. Вильмова В.С. Развитие универсальных учебных действий на уроках
истории и обществознания посредством игровых технологий // Современное образование: актуальные вопросы, достижения инновации. - 2017. - №7. - С.43-46.
7. Головин Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 288 с.
8. Головин Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 288 с.
9. Голубева В.А. Технология проектной деятельности на уроках обществознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №8. - С. 108-112.
10. Гугнина О.В. Активные и интерактивные методы в преподавании обществознания. - Оренбург: Изд-во ОГПУ. - 2014. - 64 с.
11. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии /
B. В. Гузеев. - М.: Сентябрь, 1996. - С. 9-13.
12. Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 42-44.
13. Егорова Е.Н. Современные педагогические технологии как
объективная потребность // Общество: социология, педагогика, психология. - 2016. - №2. - С.40-44.
14. Журавлева И.М. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как средство развития личности подростков // Актуальные проблемы современного образования . - 2015. - №2. -C. 51-55.
15.Зайцева Н.В. Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания как средство социализации школьников // Школа как
платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: матер. конф. Волгоград; Изд-во. Волгоградского гос.университета, 2018. - С. 190-193.
16. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
17. Кисенко Т.А., Гришина О.В. Реализация системно - деятельностного подхода в обучении истории и обществознанию с применением интерактивных технологий // Школьные годы. - 2017. - №71. - С.43- 49.
18. Маховицкая Н.Ф. ФГОС основного общего образования: задачи и результаты обучения по-новому // Гаудеамус. - 2015. - №2. - С.75-78.
19. Мицкевич А.А. Педагогические технологии и их влияние на успешность обучения школьников // Человек и образование. - 2008. - №4. - С. 89-93.
20. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2011. - 245 с.
21. Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013 - 294.
22. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 496 с.
23. Пашнев Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуально-творческой одаренности детей. - М.: Илекса, 2009. - 128 с.
24. Перфилова Ю.В. Формирование коммуникативных УУД в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - №2. - С.29-31.
25. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 163 с.
26. Приблуда Е.И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания// Научно-методический журнал Концепт . -2013. - №3. - С. 296-298.
27. Рикунова И.В. О понятиях: активные и интерактивные методы в обучении истории и обществознанию // Историко-педагогические чтения. - 2004. - №8. - С. 384-389.
28. Рогов Д.В. Проектная деятельность и ее роль в решение школьниками жизненных задач // Образование: ресурсы развития, Вестник ЛОИРО. - 2013. - №3. - С. 93-96.
29. Рогов Д.В. Проектная деятельность и ее роль в решение школьниками жизненных задач // Образование: ресурсы развития, Вестник ЛОИРО. -2013. - №3. - С. 94-97.
30. Родина Е.Н. Возможность применения методов интерактивного обучения на уроках обществознания // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2018. - №3. - С.46-52.
31. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. - М.: Ладога -100, 2002. - 177 с.
32. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
33. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. - 183 с..
34. Сечина Т. И. Справочник учителя истории и обществознания. - Волгоград: Учитель, 2013. - 219 с.
35. Симанкина Н.Н. Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания // Образование от «А» до «Я». - 2015. - № 4. - С.31-34.
36. Сластенин А.В. Педагогика - М.: Издательский центр «Академия». -2014. - 439 с.
37. Сластенин А.В. Педагогика: учеб. пособие для студ.
высш.уч.заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2014. - 368 с.
38. Тощенко Ж.Т. Политическая социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. -
39. Хайрулаева А.З. Интерактивные методы в активизации познавательной деятельности учащихся // Мир науки, культуры, образования . - 2016. - №1. - С. 121-126.
40. Ященко Н.В. Технологии как средство реализации новой
образовательной парадигмы // Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования. - Барнаул. - 2010. - №5. - С.9-11.
41. Ященко Н.В. Технологии как средство реализации новой
образовательной парадигмы // Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования. - Барнаул. - 2010. - №5. - С.66-69.