Введение 3
Глава 1. Феномен ирландского христианства 13
Глава 2. Ирландские святые в Англии 33
Глава 3. Миссионеры из Ирландии в Уэльсе и Корнуолле 46
Глава 4. Ирландская миссия в Шотландии 57
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 79
История Британских островов всегда привлекала внимание исследователей. Многовековая история Великобритании является предметом исследования тысяч научных трудов. Внимание исследователей заслуженно занимает период Средневековья, определивший ход всей последующей истории Британии. Раннее же Средневековье отличается сложностью в изучении из-за недостатка исторических источников, однако развитие исторической науки позволяет проникнуть в тайну даже такой отдаленной эпохи. Согласно принятой в российской историографии периодизации, период раннего Средневековья охватывает V- середину XI вв .
История религии так же представляет интерес для исследователей- историков, поскольку современная парадигма в исторической науке не замыкается на истории государств, а развивает культурно-исторический подход. Институт христианской церкви на протяжении всего своего существования играет важную роль в истории.
В данной дипломной работе я буду рассматривать христианизацию ирландскими проповедниками кельтских территорий острова Великобритания после англосаксонского завоевания, а именно территории Шотландии, Уэльса, Корнуолла и Северной Англии в раннее Средневековье.
Объектом работы является процесс христианизации Британских островов. Предметом - деятельность ирландских миссионеров в процессе христианизации данных территорий.
Целью моей работы является выявление характерных черт процесса христианизации Британии ирландскими миссионерами. Исходя из цели, задачи были поставлены следующие:
1) охарактеризовать историческое развитие указанных территории в период христианизации;
2) выявить механизмы христианизации в Британии ирландскими миссионерами;
3) выяснить особенности распространения христианской религии миссионерами из Ирландии;
4) охарактеризовать отношение местного населения к христианизации.
Хронологические рамки исследования. Для данного исследования
следует остановиться на вопросе периодизации описываемых нами исторических явлений. В качестве основы для данной периодизации взята деятельность святых и монахов, а также события в религиозной и политической сфере.
I этап: 430 - 490 гг. Деятельность св. Патрика в Ирландии.
II этап: VI - середина VII вв. Активное распространение христианства в Шотландии, Уэльсе и Корнуолле.
III этап: 663/664 - 715 гг. От синода в Уитби до отказа от ирландской Пасхи аббатством Айона.
IV этап: VIII - IX вв. Постепенное приведение обрядности в единую форму и угасание кельтского христианства.
Данная периодизация входит в контекст «эпохи святых», то есть, активной деятельности миссионеров в Европе в целом. Фактически в работе повествование ограничивается серединой VIII в.
Географические рамки исследования. В данной работе мы рассматриваем территории, которые первоначально не были затронуты англосаксонским завоеванием Британии и на которых сохранились поселения аборигенов острова. С определенной уверенностью можно назвать таковыми территории Уэльса, Корнуолла и Северной Британии, а именно область современных Шотландии и Северной Англии. Это вызывает интерес еще и общим этническим происхождением ирландцев и кельтов Британии. В этом плане обособленно стоит север острова: его в раннее Средневековье населяли племена пиктов.
Методы исследования. В основе данной работы лежат общепринятые научно-исторические методы и подходы: принцип историзма, историкосравнительного анализа, системный подход, историко-хронологический подход. История Британии имеет свои региональные особенности, поэтому рассмотрение различных процессов может раскрыть общее и особенное в развитии.
Источники можно подразделить на три группы нарративных источников: агиографические, хроники и исторические сочинения.
Л
К первой группе относится «Житие святого Колумбы» , составленное аббатом монастыря Айоны Адомнаном. «Житие...» является важным источником при изучении раннего британского Средневековья. Деятельность св. Колумба оставила яркий след в истории христианизации Шотландии, поэтому его жизнеописание - это неотъемлемое свидетельство ирландской миссии на севере Британии. Особенно важным представляются сведения «Жития...» о жизни и христианизации пиктов - больше подобных источников мы не встречаем.
Адомнан, 9-ый аббат Айоны с 679 по 704 гг., жил во второй половине VIIB. ЭТО был ирландский монах, который получил прекрасное образование в Ирландии, где так же вел активную деятельность. Учитывая клановую специфику распределения должностей в подобных монастырях, то можно сделать вывод о том, что он приходился близким родственником самому св. Колумбе. Он упоминается Бедой Достопочтенным как «добрый и разумный
-5
муж» , который попытался привести Айону к канонической пасхалии. Составленное им в начале VIIIB. «Житие св. Колумбы» является одним из трех свидетельств о святом в целом.
«Житие...», как пример жанра религиозной литературы, имеет свои жанровые особенности. Оно повествует о человеке, который своей жизнью и деятельностью приобрел статус святого; имеет прославляющий святого характер; описывает многочисленные чудеса, которые подтверждают его божественность. Такой источник не изобилует подробностями частной жизни и личной биографии святого, поэтому при его анализе нужно выделять различные пласты информации. Особого внимания заслуживают чудеса ев. Колумба - во многом они являются частью традиции жанра и имеют отсылки к главной христианской книге - Библии. Адомнан также описывает множество путешествий ев. Колумбы между Британскими островами, что имеет ценность для исследования.
Другим житийным источником является интерне-сборник избранных европейских житий , составленный под руководством Бурова А. А.
Ко второй группе относятся следующие источники: «Англосаксонские хроники» и «Хроника Проспера Аквитанского» . Оба источника имеют вспомогательный характер в данной работе. Они не обладают яркой оценкой описываемых автором событий в силу особенности жанра хроники как таковой. В них исторические события подаются в хронологическом порядке, что упрощает работу, когда нужно иметь дело не с одним источником. Информация в хрониках дается кратко и понятно (насколько это может быть понятно для раннесредневекового исторического источника).
К третьей группе нарративных источников относятся труды Тильды Премудрого и классика ранней английской истории Беды Достопочтенного.
О
Труд Гильды Премудрого «О погибели Британии» содержит любопытный взгляд на события, происходившие в IV - VI вв. Тильда - единственный свидетель, который застал Британию в данный период, к тому же считается, что место написания сочинения есть сама Британия, а сам он являлся бриттом. Дата создания «О погибели Британии» колеблется от 475 до 560-ых гг. Его сочинение следует интерпретировать как риторическое, а не историческое. В нем он сурово осуждает своих соплеменников, которые своими грехами низвергли Британию к погибели. Погибель для него - это вторжение англосаксонских племен. Сочинение пронизано библейскими цитатами и причитанием автора. «О погибели Британии» дает сугубо субъективную оценку внутренней и внешней ситуации на острове и не может не рассматриваться вне исторического контекста. Призыв к моральному возрождению оказал немалое влияние на современников Гильды, в том числе на ирландцев: святой Колумбан в послании к папе Григорию Великому обращался к Тильде как к важной фигуре в религиозном мире.
«Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного является одним из основных используемых нами источников, наряду с «Житием ев. Колумбы». Произведение также является основным для изучения ранней истории Британии и практически единственным источником того времени, повествующим непосредственно об истории. Составленная в началeVIIlB.«История...», таким образом, становится первым полным историческим сочинением раннесредневековой Британии, что сделало его достаточно известными уже при жизни автора.
Беда Достопочтенный жил в 673-735 гг. и был талантливым нортумбрийским монахом. Для нашей работы важно то, что, по оценкам исследователей , Беда имел доступ к достоверным источникам, в том числе, возможно, ирландским и пиктским, а также пользовался обширной монастырской библиотекой. Вполне возможно, что он мог видеться и с аббатом Адомнаном, и с ирландскими монахами в целом.
Сведения об ирландцах в «Церковной истории...» представлены Бедой в основном в связи со спором о Пасхе. Стоит отметить некую тенденциозность монаха - он всячески подчеркивает ошибку кельтской традиции, при этом, однако, не скрывая своего восхищения ирландской религиозной самоотверженностью. Беда не раз упоминает скоттов как идеал монашеской жизни и учености. Важным для данного исследования является и подробный пересказ Бедой Достопочтенным собора в Уитби.
Касается автор в своем повествовании христианизации пиктов, что особенно ценно ввиду отсутствия каких-либо пиктских источников. Однако за этим стоит определенная сложность в работе с текстом, так как Беда говорит о пиктах чаще всего не целенаправленно, а упоминает вскользь.
Если сравнивать «Житие св. Колумбы» и «Церковную историю народа англов» через призму деятельности ирландских миссионеров, то можно сделать вывод, что Адомнан и Беда расходятся в данных о св. Колумбе и некоторых фактах его биографии. Касается это вопроса дарения острова Айона святому. В остальном оба эти источника в корне различаются по своему содержанию, так как имеют разные жанры.
Научная литература по проблеме христианизации Британии широко представлена как в отечественной науке, так и за рубежом. Достаточно трудов посвящено христианизации англосаксов, Ирландии. Ирландская миссия упоминается в контексте с общими процессами, которые происходили на островах. Стоит выделить работы британских историков второй половины XIX - начала XX вв., которые посвятили свои труды изучению и собранию житий святых по проблеме. Это «Ирландские святые в Великобритании» Патрика Морана, «Жития ирландских святых» Чарльза
Пламмера, «Жития британских святых» Сэбайна Бэринг-Гулда и «Жития камбрийских и британских святых» Уильяма Дж. Риза.
В данном исследовании также используются труды по истории отдельных регионов. Это работы Глебова А.Г. по истории Англии, Бондаренко Г.В. по истории Ирландии, Федорова С.Е. , Федосова Д.Г. и Хендерсон И. по истории Шотландии. В этих работах вопросы, связанные с христианизацией, изучаются на общем социокультурном фоне. Здесь следует особо выделить монографию «Средневековая Шотландия» Федорова С.Е. и Паламарчук А. А., которые обстоятельно провели исследование христианизации пиктов и деятельность ирландских монахов на севере Британии. Историю пиктов рассматривает в своих трудах Изабель Хендерсон.
Нельзя не отметить отсутствие у российского исследователя большого интереса к истории христианизации Уэльса и Корнуолла. Почти все известные сведения об этом мы почерпнули из источников, англоязычной литературы и Интернет-ресурсов по соответствующей теме. Здесь стоит отметить монографию Николаса Орме о святых Корнуолла . Специфика этого аспекта такова, что не находит достаточно информации по интересующим святым в отечественной историографии, поэтому на помощь пришли специализированные сайты-генеалогии Уэльса и Корнуолла.
Труд Майлза Диллона и Норы Чедвик «История кельтских королевств» является обобщающим трудом, который вобрал в себя
основные сведения, собранные наукой кельтологией. Авторы довольно точно и достоверно сообщают историческую информацию о кельтском мире, анализируют источники, рассматривают внутреннее развитие кельтских племен, а также их художественную традицию. Именно этими авторами высказывается мнение, что св. Колумба руководствовался политическими мотивами в своей деятельности.
Работа Штокмар В.В. «История Англии в Средние века» является хрестоматийной монографией по истории Англии. Автор рассматривает ее
социальную структуру, складывание государств, развитие феодальных
22
отношений в Средневековье . К подобному обобщающему труду можно отнести и «Историю Британских островов» Блэка Дж.
Труды Бондаренко Г.В. «Мифы и общество Древней Ирландии» и Ускова Н.Ф. «Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли П/Ш - середины XI в.» посвящены конкретным проблемам исследования. В данной работе сведения из этих монографий используются лишь по отношению к христианизации Британских островов и феномене миссионерства вообще. Статья Зверевой В.В. «Христианизация Британии в сочинениях Беды Достопочтенного» является выжимкой ее достаточно серьезной монографии «"Новое солнце на Западе". Беда Достопочтенный и его время» . В статье автор, как и в книге, подробно описывает биографию Беды Достопочтенного, его жизненный путь в целом. Его деятельность неразрывно связана с проблемой распространения христианства на острове, что соответствует теме нашего исследования. Также автор затрагивает вопросы образования, учености, миссионерства и повествует фактическую раннюю историю английских королевств.
Статья Андреева Г. «Гильда Премудрый - британский миссионер конца V - начала VI вв.» , опубликованная в научно-богословском журнале «Христианское чтение. История Церкви», посвящена изучению проблемы дероманизации в королевствах Британии IV-VI вв. в контексте реконструкции деятельности монаха-миссионера Тильды Премудрого. В ней автор излагает его биографию. Деятельность Тильды непосредственно связана с христианской культурой в Британии вообще, поэтому для данной работы важно использовать некоторые историко-культурные аспекты его жизни. В нашем исследовании сложно обойти тему истории религии, поэтому используется общая литература на эту тему: «История христианской церкви» Ф. Шаффа .
Статьи Ивановой Е.Ю. продолжают проблему исследования автора - распространение христианства в Ирландии. В них автор детально рассматривает историческую хронологию событий, а также сообщает об устройстве ирландских монастырей и социальной структуре
раннесредневековых христианских общин в Ирландии. Касаясь религиозной истории Ирландии, сложно обойти творчество российского историка- кельтолога Шкунаева С. В. Его статья «Преемственность традиции в
30
раннехристианской Ирландии» довольно широко раскрывает феномен христианизации Ирландии. Автор находит ключ к механизмам распространения религии в особом языческом устройстве кельтского общества, а именно в структуре друидизма. Этот массивный и древний пласт культуры стал благоприятным фоном для христианства. Интересным представляется сборник статей конференции в МГУ, посвященной кельтской церкви .
Структура диплома. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматривается явление ирландского миссионерства в целом, учитывая его характерные особенности, которые важны для понимания этого феномена в Британии. Во второй, третьей и четвертой главах исследуется непосредственно деятельность ирландских монахов на территориях Англии, Уэльса и Корнуолла, и Шотландии соответственно. В заключении подводятся основные итоги и даются выводы.
Ирландская миссия в Британию имела для истории острова важное значение. Христианство во многом способствовало развитию духовной культуры и искусства, служило инструментом идеологического объединения королевств и стало проводником в межкультурное сообщество раннесредневековой Европы. По данным Ж. Ле Гоффа, в VI-VII вв. Ирландия экспортировала около 44 святых мужей в Англию . «Если большинство из них - личности легендарные, вышедшие из фольклора, то это еще лучше подтверждает, сколь глубокий след оставило ирландское монашество в ментальности и чувствованиях западного мира». 44 монаха - и это только в англосаксонские королевства. По всему острову их было несомненно больше.
Ирландское христианство имело свои особенности, связанные с социокультурными условиями региона его происхождения. Прежде всего это органичное вплетение элементов кельтского язычества в христианские ритуалы, в то время как вероучение оставалось неизменным и строго подчиненным кафолической Церкви. Из этого вытекает некоторый консерватизм ирландской христианской общины в вопросах веры. В частности, это касается исчисления важного христианского праздника - Пасхи. Ситуация ослабевания контактов с континентальной Европой, из-за которой ирландская традиция не восприняла реформу летосчисления, породила если не конфликт, то противостояние с официальной церковью. При этом традиция, начатая первыми крестителями Ирландии в V в., за полтора столетия уже успела сложиться, но, судя по всему, еще не утвердилась. Этим можно объяснить быстрый переход ирландских миссионеров на римскую пасхалию.
Еще одной отличительной особенностью кельтской религиозной общины является ее монастырская организация. Сложилась она на основе
268 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада - М.: Прогресс, 1992. С. 115, 120.
социальной структуры ирландского общества раннего Средневековья, где господствовала клановая система отношений с присущей для нее сильными родовыми узами. Каждый монастырь был своеобразным культовым центром, аббат которого не подчинялся другому высшему духовному лицу. Это стало еще одной причиной спора с римской миссией и ее епископальным устройством.
Социокультурный фон в Британии V-VIII вв. представлял для распространения ирландской миссии определенную трудность, которая была связана с особенностями социальной структуры общества, политической раздробленностью и с языческими верованиями англосаксов. Гептархия и строгая социальная иерархия затрудняли процесс христианизации, и достаточно долгое время существовало двоеверие.
На севере Британии, в англосаксонском королевстве Нортумбрия, ирландская миссия имела особый успех, основав там монастырь Линдисфарн, который стал местным религиозным центром. Король Освальд, в юношестве прожив в ирландском монастыре Айона, пригласил его настоятеля с целью распространения веры у себя в королевстве. Св. Колумба также поддерживал контакты с пиктским королем. Изначальная поддержка властью ирландской миссии обеспечила ей переменный успех.
Монастырь Айона был известным культурным и религиозным центром Британии в VI-VIII вв., где стремились учиться как скотты, так и англосаксы. Основанный ирландцем, св. Колумбой, он стал основным механизмом распространения христианства на север Британии, в том числе к пиктам. Традиция насчитывает десятки миссионеров в регионе современной Шотландии. Все они восприняли ирландскую традицию христианства, от которой отказались в первые десятилетия VIII в., после перехода Айоны на римскую обрядность. Миссия к пиктам также в целом можно назвать успешной. Благодаря ей пиктские королевства начали интегрироваться в общебританское культурное пространство.
Ирландская миссия в Западную Британию немного отличилась от остальных регионов. Во-первых, миссионеры прибывали из самой Ирландии. Во-вторых, различия между кельтами Ирландии и кельтами Британии были не разительными, в отличие от германцев. Близкое соседство с Ирландией и непрекращающиеся контакты стали основой для общего кельтского социокультурного пространства, где христианство столкнулось с одними и теми же верованиями. Об этом свидетельствуют и путаница среди имен ирландских, валлийских и корнуолльских святых, и длительное сохранение религиозной независимости этих церквей от Кентербери. Сохранялась самобытность валлийской церкви вследствие ограничения контактов с кельтскими территориями Британии и их англосаксонской оккупацией.
Корнуолл стоит немного в стороне от общей безмятежности распространения религии на острове. Многие историки отмечают лишь нескольких мучеников на протяжении всей церковной истории острова (с Римской империи и среди англосаксов), однако мы нашли любопытный эпизод массового убийства ирландских монахов. Об этом стоит говорить с осторожностью, так как достоверно неизвестно, по каким именно мотивам языческий король это совершил. Стоит принять во внимание, что ранние Средние века в Британии - время междоусобных войн вообще, а они зачастую отличались жестокостью. Убийства, например, короля Нортумбрии мерсийскими язычниками, здесь явно коррелируют с политикой и властью. Впрочем, и этот король впоследствии был объявлен святым мучеником. В таком случае стоит определить, что христианизация на острове происходила спокойно из-за массового не сопротивления населения.
Среди других регионов Британии этот феномен встречается в Шотландии, среди пиктов. При этом историография отмечает, что в самой Ирландии христианизация прошла бескровно, что является уникальным для ее истории.
Можно подвести следующие итоги:
1. Население Британии восприняло новую религию, органично вплетая ее в свои верования, что зачастую вело к двоеверию населения и вспышкам язычества;
2. Ирландские миссионеры активно сотрудничали с королевской властью, которая стремилась к введению единой религии из-за политических мотивов;
3. Монахи имели высокий авторитет среди римских клириков, поэтому идеологическое соперничество скорее превращалось в сотрудничество до определенного времени;
4. Ирландская миссия внесла ощутимый вклад в распространение христианства в Британии.
1. Англосаксонские хроники // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / пер. с лат., вступит, статья, комментарии В. В. Эрлихмана. -М.: Алетейя, 2001. С. 220-236.
2. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / пер. с лат., вступит, статья, комментарии В. В. Эрлихмана. - СПб.: Алетейя, 2001. - 363 с.
3. Тильда Премудрый. О погибели Британии // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / пер. с лат., вступит, статья, комментарии В. В. Эрлихмана. - СПб.: Алетейя, 2001. С. 208-220.
4. Житие святого Колумбы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.branham.ru/columbal.plip (Дата обращения: 21.02.2018)
5. Избранные жития святых в Европейских землях просиявших / Сост. и пер.
А.А. Бурова. - М., 2005-2015. [Электронный ресурс].
ШПдhttp://www.gallica.narod.ru/ (Дата обращения: 02.03.2018)
6. Хроника Проспера Аквитанского. Пер. с лат. Д. Суровенков. - 2009.
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/rusl7/Prosper_Aqvit/textl.phtml?id=6887 (Дата обращения: 18.01.2018)
Литература
1. Андреев Г. Гильда Премудрый - британский миссионер конца V - начала VI вв. / Г. Андреев // Христианское чтение. История Церкви. - СПб.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия. - 2015. - №2. - С. 79-92.
2. Апрыщенко В.Ю. Клановая система Горной Шотландии: традиции и модернизация. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. - 320 с.
3. Блэк Дж. История Британских островов / Джереми Блэк; пер. с англ. С. В. Иванова. - СПб.: Евразия, 2008. - 540 с.
4. Бондаренко Г. В. Мифы и общество Древней Ирландии. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 476 с.
5. Глебов А. Г. Англия в раннее средневековье. - СПб.: Евразия, 2007. - 288 с.
6. Гузаирова А. Р. Житие святого Геральда из Мэйо // Кельтская церковь.
Материалы конференции в МГУ 24 апреля 2006 г. / Отв. ред. Н. Ю. Чехонадская. - М.: Деловой ритм, 2006. [Электронный ресурс]. URT: http://www. portal-credo. ru/site/?act=lib&id=l 888(Дата обращения:
15.04.2018)
7. Диллон М., Чедвик Н. К. История кельтских королевств. / Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик; пер. с англ. С. В. Иванов. -М.: Вече; СПб.: Евразия. -2006. -512 с.
8. Зверева В.В. Христианизация Британии в сочинениях Беды Достопочтенного / В. В. Зверева // Средние века. - Вып. 63, 2002. — 218240 с.
9. Иванова Е. Ю. Историко-культурные аспекты распространения христианства в Ирландии и предпосылки формирования ирландской монастырской культуры / Е. Ю. Иванова // Культура, филология и информатика. Ученые записки. -№4, 2009. - С. 191-198.
10. Иванова Е. Ю. Роль монастырей в формировании христианской раннесредневековой культуры Ирландии / Е. Ю. Иванова // Вестник славянских культур. Том X. - № 3-4, 2008. - С. 129-136.
11. История Средних веков / Под ред. С. И. Карпова. - М., 2008.
12. Корандей Ф. С. Святой Брендан и идея паломничества / Ф. С. Корандей // Вестник Тюменского государственного университета. - 2005. - №2. - С. 63-68.
13. Ле Еофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер. с фр.: В. Райцес, И. Уваров, Е. Лебедева, Ю. Малинин. - М.: Прогресс, Прогресс-академия, 1992. - 372 с.
14. Лисин О. Кельтские Соборы VII века: борьба за наследие святого Патрика / О. Лисин // Христианское чтение. - 2017. - №6. - С. 18-32.
15. Малюгин О. И. Святой Колумба и обращение Шотландии / О. И. Малюгин // Праблемы псторьп старажытнага свету i сярэдшх вякоу. Матэрыялы навуковай рэспублжанскай канферэнцьп памящ акадэмшау М.М.Нпсольскага i У.М.Перцава. 15-16 лютапада 1999 г., Мшск. Мн.: БДУ, 2000. - С. 138-143.
16. Невилл И. Ирландия: История страны / Питер Невилл; пер. с англ. И. Омельянович под ред. К. Ковешникова. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард,
2009. - 352 с.
17. Муллинс Д. Дж.. Святые Древнего Уэльса. Пер. И. Петровский. // Альфа
и Омега. - № 39-40, 2004. [Электронный ресурс].URL:
http: //www. pravmir. ru/svy aty ie-drevnego-uelsa/# sdfootnote3 5 sym( Д ara обращения: 18.02.2018)
18. Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Еуревича. - М.: РОССПЭН, 2003.-632 с.
19. Стентон Ф. Англосаксонская Англия. [Электронный ресурс]. URL: http: //britanniae. ru/reconstr/frank_stenton/frank_stenton_AS А_04. htm (Дата обращения: 15.04.2018)
20. Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли П/Ш - середины XI в. - СПб.: Алетейя, 2001.-506 с.
21. Федоров С. Е. Средневековая Шотландия / С. Е. Федоров, А. А. Паламарчук. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. - 352 с.
22. Федосов Д. Г. Рожденная в битвах: Шотландия до конца XIV века. - М.: ИВИРАН, 1996.-235 с.
23. Хендерсон И. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии / Пер. с англ. Н. Ю. Чехонадской. -М.: Центрполиграф, 2004. -217 с.
24. Шафф Ф. История христианской церкви. Т. 4. Средневековое христианство. - СПб.: Библия для всех, 2008. - 511 с.
25. Шейнман М. М. Миссионерство // Советская историческая энциклопедия. Том 9. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 1000 с. - С. 495.
26. Шкунаев С. В. Преемственность традиции в раннехристианской Ирландии / С. В. Шкунаев // Вестник древней истории. - 1990. - №3. - С. 34-48.
27. Штокмар В.В. История Англии в Средние века. - СПб.: Алетейя, 2005. - 203 с.
28. Bartrum С. Peter, A Welsh Classical Dictionary: People in History and Legend up to about AD 1000. Aberystwyth: National Library of Wales, 1993. 649 pp.
29. Joyce, P. W. A Smaller Social History of Ancient Ireland, 1906.
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.libraryireland.com/SocialHistoryAncientIreland/Contents.php (Дата обращения: 18.02.2018)
30. Higham, N. J. The Convert Kings: power and peligious affiliation in early Anglo-Saxon England. Manchester, Manchester University Press, 1997. 293 p.
31. Martz T. The Adoption of Christianity by the Irish and Anglo-Saxons: The Creation of Two Different Christian Societies / Thomas Martz // Colonial Academic Alliance Undergraduate Research Journal. - 2011. Vol. 2, Article 1.
32. Orme N. The Saints of Cornwall. Oxford University Press, 2000.
33. Orthodox Outlet for Dogmatic Enquiries. The orthodox saints of the ancient
church in the British Isles and Ireland. [Электронный
ресурс]. URL: http ://www. oodegr.com/english/istorika/britain/British_saints.ht m (Дата обращения: 18.02.2018)
34. Rees W.J. Lives of the Cambro-British Saints, 1853.
35. Taylor M. H. The Friends of Ripon Cathedral. Annualreport 2008. 32 p.
36. The Early British Kingdoms Website. Saints of Post-Roman Britain.
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.earlybritishkingdoms.com/bios/saints.html (Дата обращения: 18.02.2018)
37. The History of Wales. The Age of the Saints. [Электронный ресурс]. URL: http://thehistory of wales .typepad. com/t/2013/01/spread-of- christianity.html (Дата обращения: 19.02.2018)
38. The St. Piran Trust. [Электронный ресурс]. URL: http://stpiran.org/ (Дата обращения: 18.02.2018)