Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОСТРАНСТВО ИКОНЫ И ГЕОМЕТРИЯ САКРАЛЬНОГО В РЕЛИГИОЗНО - ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ П. А. ФЛОРЕНСКОГО И Б. В. РАУШЕНБАХА

Работа №32788

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы45
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
561
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Общая характеристика иконографии в философии П. А.
Флоренского 7
§1.1 Теория иконостаса 8
§1.2 Теория «обратной перспективы»
Глава 2 Геометрия иконы в теории Б. В. Раушенбаха
§2.1 Геометрические способы методологии иконографии
§2.2 Онтология образа Бога в иконографии
Г лава 3 Сравнительный анализ представлений об обратной перспективе у П.А. Флоренского, Э. Панофского и Б.В. Раушенбаха
Заключение 38
Список использованной литературы

Актуальность исследования. Русская иконография дает нам высокие образы отношения человека и всего общества в целом не только к Богу, но и к истории, к обществу и к миру. Судьба древнерусской иконы трагична. Серьезное влияние на иконопись оказал Петр I и начатый им процесс европеизации русского искусства и жизни в целом. На иконе, как и на многих других памятниках искусства религиозно - обрядового значения, печально отразились события 1917 года и последующих десятилетий.
Актуальностью работы так же определяется необходимость познания мира и условного языка иконописи, оставленная нам древнерусскими мастерами. В художественно - символическом мире иконы людям конца XIX в. - начала XX в. не всегда всё было доступно, несмотря на то, что они хорошо знали Писание, которое являлось основой иконописи. Люди, родившиеся в прошлом веке, в основном воспитаны на европейской ренессансной живописи, и постижение форм религиозного опыта, метаязыка, культурных и философских аспектов древнерусской иконы представляется делом непростым. Долгое время многие поколения были ориентированы на односторонний подход к иконе и иконописи в целом, как к произведению искусства и феномену мировой культуры. А отношение к иконе, как к только изображению притчи в картинах, умаляет такой феномен как русская классическая икона.
Помимо этого, актуальность исследования доставшегося нам наследия определяется следующим рядом причин:
Во - первых, важность переосмысления подходов в изучении иконописи в условиях оживлений интереса в целом к православному наследию и, в частности, к иконе.
Во - вторых, потребность в познании и выявлении религиозно - эстетических аспектов иконы как онтологического явления.
В - третьих, малая интегрированность эстетических и философски - религиозных аспектов русской классической иконы.
Объект исследования. Русская иконопись в её религиозном и художественном значении.
Предмет исследования. Религиозно-эстетические аспекты иконописи: пространственные построения внутри иконы и способы геометрического изображения сакрального в контексте иконографии.
Цель исследования. Данная работа направлена на выявление религиозно - эстетических аспектов пространства и геометрии сакрального в иконе.
Задачи исследования.
1) Определить общую характеристику иконографии в философии П. А. Флоренского, в частности:
- рассмотреть теорию иконостаса, созданную П. А. Флоренским;
- рассмотреть теорию «Обратной перспективы».
2) Выявить геометрию иконы в теории Б. В. Раушенбаха:
- дать характеристику геометрическим способам методологии иконографии;
- исследовать онтологию образа Бога в иконографии.
3) Дать сравнительный анализ представлений об обратной перспективе у П. А. Флоренского, Э. Панофского и Б. В. Раушенбаха.
Методология исследования. В выпускной квалификационной работе использовался дескриптивный метод и сравнительный метод исследования, метод единства исторического и логического в познании и метод обобщения и систематизации.
Степень научной разработанности проблемы. Предпосылки к исследованию духовного смысла и художественного значения иконописи начали возникать с середины XIX века. И уже к концу века икона начала расцениваться, как произведение искусства, имеющее особый духовный статус.
К началу XX века сформировались работы ряда исследователей русской культуры и иконописи. В их числе Ф. И. Буслаев, который в своем труде «Общие понятия о русской иконописи» (1866 г.) описывает иконопись, как отстающее в художественном плане искусство, но, несмотря на это, он подчеркивает преимущество древнерусской иконописи над европейским в духовно - религиозном плане.
П. А. Флоренский - русский философ, священник и общественный деятель, который рассматривал икону сквозь художественные средства
Л
выражения. Его работы: «Обратная перспектива» (1919 - 1922 гг.) и
-5
«Иконостас» (1922 г.), в которых дан всесторонний анализ и характеристика древнерусской иконы. Её эстетического содержания, композиционного построения, перспективного решения и цветового содержания. Флоренский переосмыслил отношение к иконе, как к изобразительному искусству и исследовал её как особый элемент литургического действия.
Л. А. Успенский и В. Н. Лосский в своей совместной работе «Икона в современном мире» и «Смысл икон» (1953 г.) дают определение иконе в плане духовном и художественном. Утверждая, что икона является откровением непреходящего смысла жизни.
Б. В. Раушенбах в исследование иконописи привнес собственный метод точных наук. Его работы: «Пространственные построения в древнерусской живописи» (1975-1980 гг.), «Система перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы» (1986 г.), «Геометрия картины и зрительное восприятие» (1994 г.) привнесли огромный вклад в теорию художественного искусства.
Мировоззренческая, художественная и эстетическая ценность иконы рассматривалась многими российскими учеными, такими как Алпатов М. В., Бусеева-Давыдова И. Н., Грабарь И. Э., Жегин Л. Ф., Лихачев Д. С. и другие.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава включает в себя общую характеристику иконографии П. А. Флоренского, в которой мы рассматриваем теорию иконостаса и теорию «обратной перспективы»
Во второй главе мы рассматриваем геометрию иконы в теории Б. В. Раушенбаха, в ней мы исследуем геометрические способы методологии иконографии и анализируем онтологию и гносеологию образа Бога в иконографии.
Третья глава включает в себя сравнительный анализ представлений об обратной перспективе у П.А. Флоренского, Э. Панофского и Б.В. Раушенбаха.
Основное содержание работы изложено на 38 страницах. Список использованной литературы включает в себя 56 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целостное мировоззрение являющая нам икона – это стремление не
одного поколения великих мастеров искусства найти смысл и отражение
мирового порядка. В иконе отражается механизм культурного массива, такие
как: культурные универсалии, религиозные и духовные смыслы,
эстетические и художественные проблемы, превозносящие её над временем.
Через неё мы можем увидеть преемственность нравственных, религиозных,
умственных ценностей общества. Она объединяет путь единения небесного и
земного.
Икона способна уводить человека в другой, иной мир, в котором нет
суетной мирской жизни. И с помощью неё, человек способен осознать свое
место в мире, как духовного существа, приближенного к духовному миру.
Икона – это мир, являющийся в зримых образах, через которое мы
осуществляем приобщение к горнему миру.
В иконописи встречается связь пространства и времени, которая
является попыткой отразить вечность на плоскости изображения. Из этого
можно сделать вывод о наличии некой особой практики «ловли» невидимого
в видимом, средствами последнего, что и показывает нам икона.
Особое художественное выражение в иконографии – обратная
перспектива – это определенный метод изобразительности, который не
является продуктом непонимания линейной перспективы, а вытекает из
мировоззрения определенного исторического периода, из своеобразного
«воспринимательного синтеза мира». К этому выводу приходят и П. А.
Флоренский и Б. В. Раушенбах, несмотря на разницу их исследовательских
методов.
Обратная перспектива и неглубокое пространство, используемые в
иконе, рождают временный поток души человека, связанный с
переживаниями наличия вечного. Это визуально представляет
онтологические характеристики не тварного мира.39
В целом икону необходимо оценивать, как культовый предмет,
имеющий историческую, религиозную, художественную, эстетическую
ценность и глубинный религиозно-философский смысл. Подобный подход
помогает приблизиться к ней, как к Универсуму.
Более того, икона, её лик, является многогранным, о чем говорят её
функции: познавательная, художественно-концептуальная, сакрального
действия, эстетическая. Икона в своем образе напоминает о присутствии
Божества. Она завещает нам путь единения дольнего и горнего, показывает
нам заветы прошлых эпох.


Андроник (Трубачев; игумен). Священник Павел
Флоренский / Андроник // Флоренский, П. А. Иконостас / П. А.
Флоренский. - М., 1995 – 224 с.
2. Безансон Ален. Искусство и Христианство / Ален Безансон
//Русская мысль. – Париж, 1999 – 356 с.
3. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи
искусства /Х. Бельтинг. – М.: Прогресс-Традиция, 2002 – 246 с.
4. Бонецкая Н. К. П. А. Флоренский и «новое религиозное
сознание» / Н. К. Бонецкая // П. А. Флоренский: pro et contra. – Спб. :
РХГИ, 2001 – 367 с.
5. Булгаков С. Н. Икона и иконопочитание / С. Н. Булгаков. –
М. :Крутицкое Патриаршее Подворье «Русский путь», 1996. – 158 с.
6. Булгаков С. Н. Икона, ее содержание и границы / С. Н.
Булгаков// Философия русского религиозного искусства XVI – XX
веков : антология /сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. – М.:
Прогресс, 1993 – 169 с.
7. Буслаев Ф. И. О русской иконе / Ф. И. Буслаев. – М.: Фонд
«Благовест», 1997. – 256 с.
8. Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи / Ф. И.
Буслаев // Философия русского религиозного искусства XVI – XX веков
: антология / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. – М.:
Прогресс, 1993. – С.113 – 122.
9. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы
/ В. В. Бычков. – М.: Ладомир, 1994. – 336 с.41
10. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI – XVII
века / В.В. Бычков. – М. , 1990. – 640 с.
11. Вейдле Владимир. О религиозном корне русского
искусства /Владимир Вейдле // Богословие образа. Икона и иконописцы
: антология. – М.:Паломник, 2002. – С. 405-416.
12. Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской
средневековой живописи XIX век / Г. И. Вздорнов. – М.: Искусство,
1986. - 382 с.
13. Волоцкий Иосиф. Послание иконописцу и три «слова» о
почитании святых икон / Иосиф Волоцкий // Философия русского
религиозного искусства XVI – XX веков : антология / сост., общ. ред. и
предисл. Н. К. Гаврюшина. – М.: Прогресс, 1993. – С. 34 – 44.
14. Гаврюшин Н. К. Вехи русской религиозной эстетики / Н.
К. Гаврюшин // Философия русского религиозного искусства XVI – XX
веков : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. – М.:
Прогресс, 1993. – С.7 – 34.
15. Дамаскин Иоанн. Три слова в защиту иконопочитания /
Иоанн Дамаскин. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 192 с.
16. Дунаев М. М. Своеобразие русской религиозной живописи
/ М. М. Дунаев. – М.: Филология, 2001. – 221 с.
17. Дунаев А. Г., Флоренский П. В. Об издании «Иконостаса» /
А. Г.Дунаев, П. В. Флоренский // Флоренский П. А. Иконостас. – М.:
Искусство,1995. – С. 20 – 28.
18. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность
древнего искусства) / Л. Ф. Жегин. – М.: Искусство, 1970. – 216 с.
19. Зеньковский В. В. История русской философии / В. В.
Зеньковский. – Харьков : Фолио ; М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 896 с.42
20. Кроха В. А. Иконопочитание до и после Иоанна
Дамаскина/ В. А. Кроха // Дамаскин, Иоанн. Три слова в защиту
иконопочитания / Иоанн Дамаскин. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С.
5-26.
21. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала 16
века / В. Н. Лазарев. – М. : Искусство, 1983. – 139 с.
22. Лепахин В. В. Икона и иконичность / В. В. Лепахин. – СПб.
: Успенское подворье Оптиной Пустыни, 2002. – 399 с.
23. Логинова М. В. Проблема выразительности в эстетике B. C.
Соловьева, С. Н. Франка, А. Ф. Лосева : дис. канд. филос. наук / М. В.
Лепахин. -М., 1994. – 226 с.
24. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии /
А. Ф. Лосев ; сост. А. А. Тахо-Годи, И. И. Маханькова. – М. : Мысль,
1993. – 959 с.
25. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство
/ А. Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1976. – 185 с.
26. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси: / Л. Д. Любимов. -
М. : Просвещение, 1974. – 336 с.
27. Моисеев В. И. Логика всеединства / В. И. Моисеев. – М.:
ПЕРСЭ, 2002. – 415 с.
28. Никитина Н. И. Проблема пространства в философии Павла
Флоренского / Н. И. Никитина // Вестник Московского университета.
Серия 7.Философия. – 1998. - No 6. – С. 45-51.
29. Носов А. А. Политик в философии / А. А. Носов // Е. Н.
Трубецкой. Миросозерцание В. С. Соловьева.
30. Панофски Эрвин. Idea: к истории понятия в теориях
искусства от античности до классицизма / Эрвин Панофски. – СПб. :
Аксиома, 1999. – 228 с.43
31. Пановский Э. Перспектива как символическая форма. –
СПб., 2004. – С. 46-47.
32. Попова О. С. Византийские иконы VI – XV вв. / О. С.
Попова // История иконописи. – М. : АРТ-БМБ, 2002. – С. 41-94.
33. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное
восприятие / Б.В. Раушенбах. – СПб. : Азбука-классика, 2001.
34. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в
живописи // Б. В. Раушенбах. – М.: Наука, 1975
35. Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном
искусстве. Общая теория перспективы / Б. В. Раушенбах. М.: Наука
1986. С. 128
36. Реформатская М. А. Умозрение в красках / М. А.
Реформатская //Творчество. – 1992. - No 1. - С. 26-28.
37. Савина С. Г. Иконография. Богословские очерки
иконографического извода / С. Г. Савина. – Спб. : Церковь и культура,
2000. – 304с.
38. Тарабукин Н. М. Смысл иконы / Н. М. Тарабукин. - М. :
Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского,
1999. – 204 с.
39. Трубецкой Е. Н. Этюды по русской иконописи / Е. Н.
Трубецкой// Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. - М.: ООО «Издательство
АСТ»; Харьков:Фолио, 2000. – С. 337 – 443.
40. Тульпе И. А. Метафизика православия в его иконе / И. А.
Тульпе// Религия и культура: Россия, Восток, Запад : сб. статей. – СПб. :
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.– С. 7-34.
41. Успенский Б. А. Семиотика иконы // Семиотика искусства /
Б. А.Успенский. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. – С.
221-296.44
42. Успенский Л. А. Богословие иконы / Л. А. Успенский. – М.
: Паломник, 2001. – 474 с.
43. Флоренский П. А. Анализ пространства и времени в
художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. –
М. : Прогресс,1993. – 324 с.
44. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Т. 1 (1) Столп и
утверждений истины / П. А. Флоренский. – М. : Правда, 1990. – 490 с.
45. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Т. 1 (2) Столп и
утверждений истины / П. А. Флоренский. – М. : Правда, 1990. – 839 с.
46. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Т. 2. У
водоразделов мысли / П. А. Флоренский. – М. : Правда, 1990. – 446 с.
47. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа
(опыт православной антроподицеи) / сост. и ред. игумен Андроник
(Трубачев). – М.: Мысль, 2004. – 685c.
48. Флоренский П. А. Обратная перспектива / П. А.
Флоренский //Философия русского религиозного искусства XVI – XX
веков : антология /сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. – М. :
Прогресс, 1993. – 400 с.
49. Флоренский П. А. Иконостас / П. А. Флоренский - М.
Искусство, 1995. – 224с.
50. Флоренский П. А. Платонизм и иконопись // Иконостас / П.
А. Флоренский. - М. : Искусство, 1995. – С. 191 – 199.
51. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств
//.Сочинения : в 4 т. Т. 2 / П. А. Флоренский. – М. : Мысль, 1996. – С.
370-382.
52. Фудель С. И. Об о. Павле Флоренском (1882 – 1943) /С. И.
Фудель // П. А. Флоренский: pro et contra. – Спб. : РХГИ, 2001. – С. 49 –
140.45
53. Хоружий С. С. Миросозерцание Павла Флоренского / С. С.
Хоружий. – Томск : Водолей, 1999. – 234 с.
54. Языкова И. К. Богословие иконы / И. К. Языкова. – М. :
Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1994. – 212 с.
Электронные ресурсы:
55. Бердяев Н. А. О земном и небесном утопизме
[Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. – Режим доступа:
http://www.zhurnal.ru/magister/library/philos/berdyaev/berdn075.htm
56. Таран Р. Бытие образа и образ бытия. Теория образа Иоанна
Дамаскина [Электронный ресурс] / Р. Таран. – Режим доступа:
http://eikon.org.ru/article.php/20050413211545944

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ