Введение
Глава 1. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя истории XXI века как педагогическая проблема 12
1.1. Теоретические основы становления индивидуального стиля
учителя 12
1.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя в
XXI веке 23
1.3. Особенности становления индивидуального стиля педагогической
деятельности учителя истории XXI века 31
Глава 2. Организационно педагогические условия формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века 40
2.1. Мониторинг исследований индивидуального стиля педагогической деятельности учителя XXI
века 40
2.2. Организация и анализ исследования индивидуального стиля
педагогической деятельности учителей истории МБОУ «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани 47
2.3. Методические рекомендации по формированию индивидуального
стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века 55
Заключение 61
Актуальность темы исследования. Современная школа, так же как и современная отечественная система образования существенно изменились в XXI веке. Экономические, социальные и культурные преобразования, в нашей стране, произошедшие после распада СССР, повлияли на процессы воспитания и образования: произошло создание единого и образовательного пространства, повысился интерес к индивидуальности. В связи с чем, к учителю, как к специалисту выдвигаются новые требования.
Актуальность темы имеет практическую значимость и определяется в психолого-педагогическом и социальном аспектах.
Во - первых, в современной научной литературе актуализируется проблема человека как субъекта своей деятельности и поведения. В связи с чем, перед системой образования ставится задача развития личностных качеств ученика и развития универсальных учебных действий (УУД) Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий. В связи с чем, необходима переоценка модели современного педагога, способного заинтересовать каждого ученика в классе.
Во - вторых, в связи с модернизацией системы образования повысились требования к подготовке учителей начального, среднего и высшего образования. В постоянно меняющихся условиях современной реальности, педагогу, для того, чтобы оставаться востребованным и быть эффективным в своей работе, необходимо овладеть педагогическим мастерством. Однако данными знаниями, вероятно, овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, поэтому перед нами встает проблема формирования индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности учителя XXI века.
1 Универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. УУД были определены Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года.
В - третьих, в современных условиях историческое образование становится одним из ключевых направлений в идеологическом обеспечении политики национальной безопасности. Работа над созданием единого школьного учебника по истории, а затем единого историко-культурного стандарта, обуславливает повышенное внимание к изучению и анализу современных школьных учебников, как среди ученых, так и среди общественности. Поэтому изучение индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века является актуальным в наши дни.
В - четвертых, тема изучения индивидуального стиля учителя истории XXI века недостаточно изучена. Исследования содержат либо общий анализ индивидуального стиля педагогической деятельности, либо анализ индивидуально - творческого стиля учителей музыки. Индивидуальный стиль профессиональной педагогической деятельности учителя истории XXI века не изучен.
Проблема исследования заключается в определении условий формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
В данной работе под индивидуальным стилем профессиональной педагогической деятельности понимается совокупность способов и приемов реализации педагогической деятельности, обусловленная индивидуальными особенностями личности и условиями профессиональной деятельности учителя. В основе данного определения положена трактовка кандидата педагогических наук Н. И. Приходько.
Цель исследования выявить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
Объект исследования: педагогическая деятельность учителя истории.
Предмет исследования: индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя истории XXI века.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории будет эффективным, если стиль педагогической деятельности рассматривается как относительно устойчивая совокупность способов и приемов реализации педагогической деятельности, обусловленная индивидуальными особенностями личности и условиями профессиональной деятельности учителя.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1) Рассмотреть индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя истории XXI века как педагогическую проблему
2) Подготовить и экспериментально проверить организационно - педагогические условия формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
3) Разработать методические рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
Теоретической основой исследования являются работы как российских, так и зарубежных ученых. Анализ имеющейся литературы свидетельствует о том, на протяжении длительного времени феномен индивидуального стиля деятельности являлся предметом научных исследований.
В различные периоды истории проблему формирования стиля деятельности поднимали как философы: Л. П. Буева , М. С. Каган , так и психологи: Л. И. Анцыферова , А. Н. Леонтьев , С. Л. Рубинштейн . Понятие и структуру индивидуального стиля деятельности исследовали А. Адлер , Е. А. Климов , В. А.Толочек , Г. Н. Неустроев , М. Р. Щукин.
Для нашего исследования наибольший интерес представляют работы, где предметом исследования выступало изучение индивидуального стиля деятельности педагога.
Кандидат педагогических наук, старший научных сотрудник Психологического института РАО Н. А. Аминов внес существенный вклад в разработку данной темы. В своей работе «Диагностика педагогических способностей» автор привел специальные методики для определения природной склонности педагога к различному стилю педагогической деятельности.
Советский психолог З. Н. Вяткина в своем исследовании «Индивидуальный стиль в педагогическом мастерстве учителя» , утверждает, что индивидуальный стиль учителя не является врожденным и может сформироваться как в процессе обучения, так в процессе практики. Так же она выделила три основных вида стиля деятельности учителя: конструктивно-организаторский, организационно-коммуникативный и конструктивно -коммуникативный.
В «Психологии индивидуальности» советский психолог, д.п.н. B. C. Мерлин говорит о том, что индивидуальный педагогический стиль обусловлен не только психофизиологическими свойствами личности педагога, но и условиями педагогической среды (особенности учащихся, исторический период).
Советский и российский учёный в области педагогики, действительный член Российской Академии образования В. А. Сластенин в работе «Педагогика: инновационная деятельность» рассматривает
становление индивидуального стиля, и утверждает, что одних индивидуальных особенностей для достижения успеха в педагогическом деле будет недостаточно, так как необходимо применять инновационные знания в практической деятельности учителя.
Так же существенный вклад в разработку данной проблемы внесли казанские ученые: Н. И. Петрова, Н. Ю. Посталюк . Авторы обращают внимание на творческий стиль деятельности педагога. Н. И. Петрова в работе «Индивидуальный стиль деятельности учителя» выделила значимость педагогического артистизма.
На изучение содержательного и технологического аспектов формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя направлены исследования Л. А. Кабаниной , О. А. Лапиной , Т. С. Рожок , Г. В. Сорокиной .
Так же стоит отметить, к теме определенного творческого подчерка педагога в своих исследованиях обращались В. И. Загвязинский , В. А. Кан- Калик , И. А. Колесникова , Н. В. Кузьмина.
В начале XXI века происходит переход к личностно-ориентированной системе развития личности. В связи с чем, появляется ряд исследований, направленных на изучение стилевых особенностей индивидуальности человека. Таким исследованием является учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов Г. А. Берулава «Стиль индивидуальности: теория и практика». В данной работе стиль рассматривается как характеристика поведения человека, обусловленного особенностями его психологического состояния.
Особую ценность для нашего исследования представляют работы К. А. Абульхановой-Славской , Е. В. Бондаревской , Л. H. Куликовой , А. В. Роговой , И. С. Якиманской , отражающие сущность личностного саморазвития как педагогического феномена.
Доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики Самарского педагогического Государственного Университета, В. П. Бездухов в ислледовании «Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя» , рассмотрел вопросы профессионально-педагогической подготовки учителя с гуманистической точки зрения.
Основанием для разработки методических рекомендаций по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века, стали результаты исследований О. А. Абдуллиной , A.
И. Пискунова , А. И. Щербакова , включающие в себя выводы о сущности и путях реализации теоретической и практической подготовки студентов педагогических учебных заведений.
Осознанию современных тенденций развития системы подготовки учителя истории на основе личностно ориентированной парадигмы способствовали идеи, отраженные в работах Н. А. Алексеева , Е. В. Бондаревской , С. Г. Вершловского , B. C. Ильина , И. А. Колесниковой ,В. В. Серикова , Е. Н. Шиянова.
Таким образом, в целом ряде исследований, углубляющих концепцию индивидуального стиля деятельности и выявляющих разные ее грани, раскрыты лишь отдельные стороны формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы и методики исследования:
- теоретические (изучение и анализ философской и психолого - педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, научных материалов и публикаций периодической печати; систематизация, классификация, сравнительный анализ, моделирование);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, анализ творческих работ и дневников педагогической практики студентов); математические.
Опытно - экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани с ноября 2016 по апрель 2018 гг. и включало несколько этапов.
Первый этап (ноябрь 2016 - январь 2017 гг.) - накопление эмпирических представлений, практического материала, выявление и осмысление проблемы. Определение научного интереса и замысла выпускной квалификационной работы. Составление предварительной программы исследования. Начало составления библиографического списка и источниковедческой базы исследования. Написание заявления на закрепление темы выпускной квалификационной работы и прикрепление научного руководителя. Разработка научного аппарата исследования.
Второй этап (февраль 2017 - август 2017 гг.) - теоретический - был посвящен изучению теоретических основ и выявлению степени разработанности проблемы исследования; определению методологических оснований, уточнению понятийного аппарата, формулированию и обоснованию объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования; определению структуры, содержания и методики организации исследования.
На третьем этапе (сентябрь 2017 - декабрь 2017 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа: исследовались процессы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителей истории МБОУ ««Татарско-русская средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани; анкетирование с учителями истории, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Четвертый этап (январь 2018 - апрель 2018 гг.) - обобщающий - был направлен на завершение педагогического эксперимента, обработку, сравнительный анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, модели становления индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя, оформление материалов исследования.
Научная новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного подхода к проблеме анализа индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности учителя истории ХХ1века. Результаты исследования расширяют существующее представление об индивидуальном стиле педагогической деятельности учителя истории и его формировании.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в изучение индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности учителя истории XXI века, выявлен и обобщен теоретический материал по педагогической проблеме определения, становления и развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
Практическая значимость исследования определяется тем, что подготовлены методические рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью и научной разработанностью исходных теоретических положений, их соответствием тенденциям развития педагогической науки и практики; достаточным объемом экспериментальных данных и их качественным анализом.
Структура и объем исследования обосновывает логику проведенного исследования и состоит в следующем:
В I главе мы выявили и обобщили теоретический материал по педагогической проблеме определения, становления и развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
Во II главе на базе анализа исследования индивидуального стиля педагогической деятельности учителей истории МБОУ «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, мы подготовили методические рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
В заключении подводится итоги исследования. В приложении представлены качественные и количественные результаты исследования.
Рассмотрев и экспериментально проверив организационно-педагогические условия формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века мы пришли к следующим выводам:
1. Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются: темперамент, характер, выбор методов обучения, выбор средств воспитания, стиль педагогического общения, применение средств психолого-педагогического воздействия на учащихся, в том числе предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний .
На основе анализа имеющейся литературы мы выделили факторы формирования индивидуального стиля учителя: удобство данного способа деятельности, требование деятельности, индивидуальные особенности.
Стоит отметить, что современной педагогической науке выделяют 4 основных типа педагогических стилей, предложенных А. К. Марковой: эмоционально-импровизационный стиль, эмоционально-методичный стиль, рассуждающе - импровизационный стиль, рассуждающе - методичный стиль.
Успех в жизни и деятельности учителя существенно зависит от его умения, способности раскрыть собственную индивидуальность, использовать неповторимые особенности для решения реальных задач. Перед каждым учителем стоит задача в умении моделировать свой стиль педагогической деятельности в зависимости от изменяющихся целей и задач учащихся.
В XXI веке востребован учитель, способный обновлять содержание своей деятельности, решать нетрадиционные профессиональные задачи, принимать эффективные решения и нести за них ответственность. Сформировать у учащихся индивидуально-личностные качества, востребованные современным обществом, способен только учитель, обладающий педагогической индивидуальностью, креативностью мышления и являющийся образцом для подражания.
В связи с модернизацией системы образования повысились требования к подготовке учителей начального, среднего и высшего образования. В постоянно меняющихся условиях современной реальности, педагогу, для того, чтобы оставаться востребованным и быть эффективным в своей работе, необходимо овладеть педагогическим мастерством. Широкое использование инновационных педагогических технологий и новые концепции в образовании влияют на педагогическую деятельность педагога.
В связи с введением общеобразовательными учреждениями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, перед системой образования ставится задача развития личностных качеств ученика и развития универсальных учебных действий (УУД).
Сформировать у учащихся индивидуально-личностные качества, востребованные современным обществом, способен только учитель, обладающий педагогической индивидуальностью, креативностью мышления и являющийся образцом для подражания.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя истории XXI века представляет собой некое слияние личностных качеств неотделимых от профессиональных. Владение предметом и методикой преподавания предмета, эрудиция, педагогическое мастерство, психологическая подготовка, организаторские навыки, ораторское искусство в сочетании с подходящими индивидуально - личностными характеристиками являются залогом построения карьеры педагога в современной школе. Работа с текстом, историческими картами, интерактивной доской, применение нетрадиционных форм обучения, использование и внедрение интеграции в процесс обучения детей являются отражением индивидуального стиля деятельности педагога, обуславливают результаты деятельности педагога и показывают его взаимодействие с учениками.
2. Мы провели и экспериментально проверили исследование индивидуального стиля учителей истории в МБОУ «Татарско - русская средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани. Испытуемыми были учителя - предметники по истории и обществознанию, студенты магистратуры - практиканты, разного возраста и стажа работы (от 1 до 30 лет). (См. Приложение 3).
Наблюдение на уроках и анкетирование интервьюированных позволили выявить частоту использования учителями тех или иных операций педагогического общения.
Полученный материал, содержащий качественные и количественные характеристики индивидуально - личностны свойств учителей истории позволил определить разнообразие используемых индивидуальных стилей педагогической деятельности современного учителя истории XXI века.
Во время этого поиска они все больше и больше приходят к осознанию собственной индивидуальности, вырабатывают новые приемы и способы работы. Таким образом, этот процесс никогда не прерывается, потому что построен полностью на сильной внутренней мотивации.
3. В ходе нашего исследования и анализа представленных в литературе данных, мы выяснили, что в настоящее время не сформирован единый подход к определению понятия «индивидуальный стиль педагогической деятельности». Так же в педагогической науке отсутствует общепринятая модель методических рекомендаций по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности учителя истории XXI века.
Исходя из результатов и выводов нашего исследования, мы подготовили рекомендации по формированию индивидуального стиля учителя истории XXI века.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что цель исследования достигнута, а задачи решены.