Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Работа №32772

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
641
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 7
1.1 Современный подход к развитию познавательной активности у
учащихся 7
1.2 Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении 10
1.3 Компетенции современного учителя, необходимые для эффективного
использования ИКТ в образовательном процессе 13
1.4 Новая концепция преподавания предмета «Технология» в школе 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ВНЕДРЯМЫЕ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 20
2.1 Информационно-коммуникационные компоненты общего назначения... 20
2.2 ИКТ, применяемые на уроках технологии 26
2.3 Робототехника - новое направление в школьном курсе технологии 31
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА III РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 35
3.1 Методическая разработка урока 35
3.2 Теоретическая часть урока 3И-моделирования 37
3.3 Игровая часть урока: тестирование в системе «Kahoot!» 40
3.4. Творческая часть урока: изготовление изделия «Копилка» 42
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48

Последние десятилетия в истории развития общества ознаменовались резким увеличением информационных потоков и средств коммуникации, способных мгновенно генерировать и предавать информацию на большие расстояния и среди больших групп. За открытием новых средств коммуникаций последовал технологический прорыв в области компьютерной индустрии, робототехники и нано-технологий, что позволило человеку далеко продвинуться в расширении цифрового пространства вокруг себя.
Вместе с появлением новых технических средств, появляются и новые технологии производства товаров, совершенствуются технологии в сфере услуг, развиваются технологии рекламы и маркетинга. В таких условиях вполне ожидаемым является предположение, что технологический рывок должен произойти и в таком важном направлении как образование, однако ни для кого не секрет, что система образования - является одним самых консервативных и с трудом поддающихся инновациям социальных институтов. Связано это с множеством факторов, первый из которых - наличие многолетних утвержденных концепций образования, государственных стандартов и учебных программ, которые до недавнего времени создавались с опорой на традиционные методы обучения. Второй фактор - это консервативность педагогического образования в вузах, которые продолжают готовить учителей традиционной школы и лишь в последние годы под воздействием веяний времени начинают внедрять инновации в образовательный процесс.
В настоящее время учеными, педагогами и руководителями ведомств в сфере образования разрабатываются множество нормативных документов, направляющих образование в сторону технологического развития. Передовые представители педагогической профессии начинают внедрять в свои уроки новые методы и средства обучения, классы оборудуются компьютерами, интерактивными экранами и прочим оборудованием. В новых условиях одной из главных задач учителя становится самообразование, повышение своих навыков и специальных знаний в использовании цифровой информационной среды. В то же самое время перед школой стоит задача научить своих подопечных ориентироваться в большом потоке информации, избирать наилучшие пути решения образовательных задач и применять современные технологии с пользой для себя. [6,с.352] Здесь наибольшую актуальность и важность приобретает изучение таких предметов как информатика и технология, которые напрямую связывают образование и современные реалии мира, основанные на трудовой и интеллектуальной деятельности людей. Если информатика - это процесс изучения образа мыслей современного общества, то технология изучает образ действия, и становится важнейшим средством познания мира через работу и творчество.
Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью совершенствования образовательной системы и попытки внедрения в учебный процесс новых средств и форм обучения с целью повышения качества образования, на примере предметной области «Технология».
Объектом исследования послужили информационные образовательные системы, созданные на основе компьютерных технологий и интернет программирования.
Предметом исследования стала методика разработки информационных образовательных ресурсов на основе программ, систем и шаблонов, предлагаемых современным информационным пространством.
Целью работы является анализ информационного пространства на предмет возможности внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, согласно новой Концепции преподавания предметной области «Технология».
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:
1. Дать теоретическое обоснование важности внедрения новых технологий в учебный процесс с педагогической точки зрения.
2. Сформировать представление о функциональных задачах
использования ИКТ в образовании.
3. Выявить основополагающие задачи новой концепции образования в предметной области «Технология»
4. Представить опыт современного использования информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) в образовании, в частности, на уроках технологии.
5. Разработать урок с использованием современных информационных ресурсов и технологий.
Научная новизна работы определяется тенденцией современного общества к смене образовательной парадигмы и внедрению принципиально новых форм обучения, благодаря чему открывается широкое поле для теоретических и практических исследований.
Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования материала при разработке образовательных программ и обучении будущих педагогов.
Структура работы традиционна и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются цель и задачи, описывается теоретическая и практическая ценность. Первая глава посвящена историко-теоретическому экскурсу в изучение проблемы повышения познавательной активности учащихся и постепенной цифровизации образования, а также новой Концепции преподавания предметной области «Технология». Вторая глава представляет собой подборку информационных ресурсов, которые могут быть внедрены в методику преподавания предметной области «Технология» на разных этапах образовательного процесса. В третьей главе представлен опыт применения современных информационных технологий на уроке технологии в международной школе города Иннополис. В заключении происходит обобщение представленного ранее материала, и делаются выводы в соответствии с целями и задачами исследования. Список использованной литературы состоит из 40 наименований источников, расположенных в алфавитном порядке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенная нами работа позволяет утверждать, что информационное пространство вокруг современного учителя позволяет очень разнообразно и продуктивно подходить к вопросу внедрения ИКТ в образовательный процесс. Для того чтобы реализация новой Концепции преподавания предметной области «Технология» проходила наиболее эффективно, необходимо создать единое информационное поле, в котором школьный кабинет больше не будет отдельным закрытым пространством, а будет взаимодействовать с внешним миром, меняться, развиваться и подстраиваться под окружающую действительность. В нем будут появляться и внедряться в учебную деятельность новые технологические устройства, сюда будет стекаться новая информация со всех уголков глобальной сети, меняя и преображая сознание учителя и его учеников в соответствии с веяниями времени.
Представленные в работе средства организации обучения значительно расширяют возможности учителя, в первую очередь, в вопросе повышения познавательной активности учащихся. Интерактивная составляющая уроков, привлечение учащихся к проектной деятельности, развитие их коммуникационных навыков позволяют наиболее качественно подходить к процессу развития ребенка как личности, что в будущем, несомненно, положительно скажется на его самоопределении и дальнейшем саморазвитии. Главной целью уроков технологии является развитие творческой активности учащихся, привитие им умения проявлять инициативу, созидать и уметь анализировать.
Применение информационных технологий в обучении позволяет предмету «Технология» отвечать одному из главных требований - подготовке ребенка к активной и продуктивной жизнедеятельности, в которой он сможет самостоятельно ориентироваться и выбирать занятие, профессию и организовывать пространство вокруг себя.
Таким образом, мы можем с полной уверенностью утверждать, что внедрение информационного-коммуникационных технологий в образовательный процесс не только положительно сказываются на результатах обучения, но и делают сам процесс обучения актуальным, современным и динамичным, таким же, как и окружающий нас мир.



1. Аблакотов, А. А., Епанешников, В. В. Применение ИКТ на уроках технологии - фактор повышения активизации познавательной деятельности // Успехи современного естествознания. - 2013. - №10. - С. 12-13
2. Асмолов, А. Г., Семенов, А. Л., Уваров, А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. - М. - 2010.
3. Байрамкулова, З. Ю. Феноменологический анализ понятия «Информационнокоммуникационные технологии обучения» [Электронный ресурс] // Современные научные исследования. - 2012. - № 5. - Режим доступа: URL: http://www.uecs.ru/статьи-вак/pedagogics (дата обращения: 20.05.2019)
4. Белякова, Ю. В. ИКТ на уроках технологии в условиях введения ФГОС
[Электронный ресурс] // Инфоурок. - Режим доступа: URL:
https://infourok.ru/ikt-na-urokah-tehnologii-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-ooo- 1953823.html (дата обращения: 20.05.2019)
5. Беренфельд, Б. С. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. - 2005. - №3. - С. 31-34.
6. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) - М.: Изд-во Московского психологосоциального института - 2002. - 352 с.
7. Варданян, Н. О. Использование информационных технологий на уроках технологии [Электронный ресурс] // Инфоурок. - Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-informacionnih-tehnologiy-na-urokah-tehnologii- 526516.html (дата обращения: 20.05.2019)
8. Васильев, А. В. Использование Web-технологий и мультимедиа в образовании // Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России. - Муром: Изд-во полиграфический центр МИ ВлГУ. - 2011. - С. 322-323.
9. Вахрушев, Д. И. Встраивание элементов робототехники в современный урок: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Учебно-методический интернет-портал РАОР. - 2015. - Режим доступа: http://xn—8sbhby8arey.xn-- p1ai/osnovnoe-i-starshee-obshchee-obrazovanie/na-urokakh-fiziki/598-vstraivanie- elementov-robototekhniki-v-sovremennyj-urok-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 6.05.2019)
10. Вегнер, К. А. Внедрение основ робототехники в современной школе [Электронный ресурс] // Вестник НовГУ. - 2013. - №74. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-osnov-robototehniki-v-sovremennoy- shkole (дата обращения: 6.05.2019)
11. Воронова, Н. В. Применение информационных технологий на уроках
технологии (труд, девочки) при изучении раздела «Конструирование и моделирование» [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. - 2010. - Режим доступа: Ы^://открытыйурок.рф/статьи/568135/ (дата
обращения: 20.05.2019)
12. Гаврилюк, И. Д. Использование ИКТ на уроках технологии [Электронный
ресурс] // Педсовет. - Режим доступа:
https://pedsovet.org/publikatsii/tehnologiya-i-trud/ispolzovanie-ikt-na-urokah- tehnologii-2 (дата обращения: 20.05.2019)
13. Демина, О. Н. Система использования ИКТ на уроках технологии
[Электронный ресурс] // Вопросы интернет образования. - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_102/cd_site/artides/art_4_4.htm130728 (дата
обращения: 15.05.2019)
14.Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2003. - 192 с.
15. Зайцева, О. В. Информатизация образования и интеллектуальный капитал // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №12. - С. 105-109.
16.Золотарев, А. П. Современный урок технологии в свете требований ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] // СибАК. - Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagogy/xviii/130728 (дата обращения: 15.05.2019)
17. Комарова, И. И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования. - М. - 2006.
18. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Банк документов Министерства просвещения РФ. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563fll4aea8106c9a2aa (дата обращения: 20.05.2019)
19. Крупа, Т. В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности подростков [Электронный ресурс] - М.: Психологический институт РАО. - 2008. - Режим доступа: URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php (дата обращения: 08.05.2019)
20. Кудж, С. А. Мультимедийные образовательные модели // Управление образованием: теория и практика - 2013. - № 4. - С. 9-14.
21. Лутцева, Е. А. Современный урок технологии [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://cyberleninka.rU/artide/n/sovremennyy-urok-tehnologii
(дата обращения: 15.05.2019)
22. Малютина, Ю. В. Основы образовательной робототехники на уроках физики [Электронный ресурс] // ООО «Мультиурок». - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/stat-ia-osnovy-obrazovatiel-noi-robototiekhniki- na-urokakh-fiziki.html (дата обращения: 08.05.2019)
23. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные ресурсы в образовании». Нижневартовск, 2010. - 280 с.
24. Матрос, Д. Ш. Информационная модель школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/ numero1/main.html (дата обращения: 08.05.2019)
25. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М. - 2003. С.7-45
26. Петухова, Е. И. Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10 . - С. 82-83.
27. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
28. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологические аспекты). 3-е изд. М. - 2010. - 356 с.
29. Соколова, Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий. - М. - 2004. - С.21-23
30. Сысоев, П. В. Современные информационные и коммуникационные
технологии: дидактические свойства и функции [Электронный ресурс] // Научная библиотека ТГУ - Режим доступа:
http://sun.tsu.ru/mminfo/000349304/17/image/17-120.pdf (дата обращения: 16.05.2019)
31. Тананыхина, Ю. А. Информационно-коммуникационные технологии в
образовании [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/521935/ (дата обращения: 20.05.2019)
32. Трофимова, Н. Н. Современные ИКТ на уроках технологии [Электронный ресурс] // Копилка уроков. - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/prochee/ikt-na-urokakh-tiekhnologhii (дата обращения: 20.05.2019)
33. Тымченко, Е. В. Информационные технологии в формировании
образовательных ресурсов [Электронный ресурс] // Киберленинка. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/mformatsionnye-tehnologii-v-
formirovanii-obrazovatelnyh-resursov (дата обращения: 20.05.2019)
34. Тымченко, Е. В. Структуризация информационных образовательных ресурсов // Управление образованием: теория и практика - 2014. - № 3.(15) - С.181- 188.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 08.05.2019)
36. Цетвинская, О. А. Использование информационных ресурсов в учебном процессе [Электронный ресурс] // Информио. - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id4047 (дата обращения: 08.05.2019)
37.Чернов, А. В. Использование информационных технологий на уроках эстетического цикла. - М. - 2009. - С.4-89
38.Чкалов, С. В. Эффективность компьютерного обучения. - М. - 2009. - С.5-38
39. Шарабыров, А. С. Использование информационно-коммуникационных
технологий в образовании [Электронный ресурс] // Киберленинка - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/ispolzovame-informatsionno-
kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii (дата обращения: 20.05.2019)
40. Шпунт, О. «Плюсы» и «минусы» применения информационно - коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс] // Педсовет^^ - Режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/informatika-i-ikt (дата обращения: 25.05.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ