Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.2. Ход процесса социализации в период дошкольного детства 12
1.3. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности
дошкольника 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование социализации детей дошкольного
возраста в игровой деятельности 27
2.1. Организация исследования. Описание методик 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Программа по социализации дошкольников в игровой
деятельности 40
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение
Одним из наиболее широких терминов, характеризующих процесс развития личности ребенка-дошкольника, является социализация. Именно в ходе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные той социокультурной действительности, в которой он живет. Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе, во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях.
Будучи ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, игровая деятельность является одним из ключевых механизмов социализации детей. Именно в игровой деятельности естественным образом происходит встраивание ребенка-дошкольника в единое для всех жизненное пространство, осуществляется усвоение знаний об окружающей действительности и способах его познания, ценностей и норм общения, практических навыков взаимодействия с окружающими в различных ситуациях.
Актуальность проводимого исследования состоит в том, что в настоящее время процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр, увлеченность детей гаджетами и другими электронными устройствами в ущерб самостоятельной игровой
деятельности. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее поступательное развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - игровая деятельность, компоненты социализации.
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- определить ход процесса социализации в период дошкольного детства;
- изучить игровую деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника;
- провести эмпирическое исследование социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Г ипотеза эмпирического исследования состоит в предположении о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основания исследования составили положения современной психолого-педагогической науки, раскрывающие особенности социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В частности, основанием для проведения исследования стали работы таких отечественных авторов как В.Н. Белкина [4], О.В. Винокурова [8], А.А. Горелов [12], В.О. Диянкова [16], А.А. Китайцева [22], Н.А. Семенова [32], Т.М. Чурекова [44], Г.А. Яковенко [46] (сущность и особенности социализации детей дошкольного возраста); В.Н. Автаева [1], В.В. Астанина [3], М.А. Виноградова [7], Н.Ф. Губанова [13; 14], Г.Н. Жулина [18], А.Н. Исламова [20], Е.Д. Макарова [25], З.Ф. Саблина [31], И.И. Скибицкая [35], В.С. Чернявская [43] (особенности развития игровой деятельности в период дошкольного детства и ее влияние на развитие личности ребенка); М. Айзенбарт [2], Е.А. Воронич [9], И.Г. Галушко [11],
О.В. Евдокишина [17], Е.И. Пашковская [27], А.Д. Попова [28; 29], С.В.
Смирнова [39], Е.А. Тарасова [40] (взаимосвязь социального развития ребенка и игровой деятельности) и других исследователей.
В процессе проведения исследования использовались следующие методы:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности, обобщение имеющийся на сегодняшний день научных подходов к ее решению;
- эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
- математические методы и методы математической статистики (t- критерий Стьюдента).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем, на основе синтеза имеющихся подходов к изучению проблемы социализации дошкольников в игровой деятельности, разрабатывается и апробируется игровая программа развития уровня содержательных компонентов социализации, подтвердившая свою эффективность в работе с воспитанниками старших групп дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений в процессе работы по образовательной области «Социализация» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в процессе подготовки к лекциям и практическим занятиям для студентов высших и среднеспециальных педагогических учебных заведений.
Структура исследования включает введение, две главы по три параграфа каждая, заключение, список использованной литературы и приложения.
Проведенное исследование было направлено на выявление влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста. В результате проделанной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определен ход и особенности процесса социализации в период дошкольного детства; изучена игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника, а также проведено эмпирическое исследование влияния игровой деятельности на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Социализация представляет собой сложное структурное образование, которое отражает потребности личности в общественно значимом изменении и преобразовании самого себя и окружающей действительности. Современные психолого-педагогические исследования рассматривают понятие социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего активность собственной позиции ребенка. Содержательными компонентами социализации дошкольника являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории, знания конкретных примеров добрых дел, поступков.
2. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, развитие которой определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей его личности является игра, именно она порождает высококачественные перемены в его нервной системе. Игра в случае достижения наивысшего уровня развития
дошкольника, в том числе и на процесс социализации.
3. В ходе эмпирического исследования, направленного на выявление
влияния игровой деятельности на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста, было достигнуто повышение уровней
содержательных компонентов данного процесса, связанных с усвоением детьми содержания и норм общественной жизни. Среди участников исследования стало больше детей, которые умеют вежливо здороваться и прощаться с другими людьми, используют ласковые, спокойные и добродушные обращения к окружающим, благодарят их, слушают собеседников, не перебивая, доброжелательно предлагают окружающим свою помощь и умеют принимать помощь от других людей. Значительно увеличилось количество тех дошкольников, кто не только знает названия государства и города, но и хорошо ориентируется в государственной символике, может рассказать о значимых для истории страны и города людях. Среди дошкольников увеличилось число тех, кто хорошо ориентируется в различных профессиях, в особенностях трудовой деятельности взрослых.
4. По всем трем изученным показателям различия в данных диагностики констатирующего и контрольного этапов являются статистически значимыми. На уровне р=0,05 различия значимы по уровню сформированности у дошкольников культуры поведения - то есть, игровая деятельность детей способствует усвоению ими представлений о правилах поведения в обществе. На уровне р=0,01 различия значимы по уровню сформированности у дошкольников представлений о государстве, его символах, «малой» и «большой» Родине, принадлежности к ним - то есть, в игровой деятельности ребенок узнает много нового об окружающей его социальной действительности, ролевые игры определенного содержания и направленности обогащают знания и представления дошкольников о политическом устройстве страны, государственной символике. На уровне р=0,05 различия значимы по уровню сформированности у дошкольников представлений о мире взрослых - то есть, игровая деятельность дошкольников способствует вхождению ребенка в мир профессиональных отношений.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнуто.
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.
1. Автаева В.Н., Белоусова Е.А. Особенности развития игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте // В мире научных открытий. - 2015. - С. 12 - 15.
2. Айзенбарт М. Игровая деятельность в контексте социальнокоммуникативных умений старших дошкольников // Актуальные вопросы современных гуманитарных наук. - 2014. - № 9. - С. 68 - 73.
3. Астанина В.В. Игровая деятельность старших дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2017. - №3. - С. 5 - 6.
4. Белкина В.Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 139 - 143.
5. Белухина О.С., Каржавина А.М., Остерман Е.Н. Гендерная социализация в игровой деятельности детей дошкольного возраста // Вестник Саратовского областного института развития образования. -
2016. - № 4. - С. 18 - 22.
6. Беспанская-Павленко Е.Д. Система ведущих психических функций детей дошкольного возраста // Известия Саратовского университета. -
2013. - № 3. - С. 311 - 315.
7. Виноградова М.А., Иванова Н.В. Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. - 2016. - Т.1. - С. 245 - 247.
8. Винокурова О.В. Становление субъектности дошкольника в динамике социо-эмоционального развития // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1. - С. 157
9. Воронич Е.А. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников // Научное мнение. - 2014. - № 3. - С. 37 - 40.
10. Галимская О.Г. Педагогические условия социализации дошкольников в спортивно-игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 265.
11. Галушко И.Г., Зайцева Н.Г., Галушко А.В. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности // Концепт. - 2016. - №. 10. -
С. 106 - 110.
12. Горелов А.А., Румба О.Г. К проблеме приобщения растущего человека к миру взрослых (социализация и индивидуализация) через подвижную игровую деятельность // Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 3. - С. 72 - 77.
13. Губанова Н.Ф. Культурологический подход к развитию игровой деятельности дошкольников // Международный научноисследовательский журнал. - 2017. - № 1-3. - С. 27 - 29.
14. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 156 с.
15. Диагностика игровых умений дошкольника / Сост. Т.А. Криволесова - Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК , 2013. - 44 с.
16. Диянкова В.О. Социализация дошкольника // Аллея науки. - 2018. - №6. - С. 993 - 996.
17. Евдокишина О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. -
2015. - № 2. - С. 205 - 207.
18. Жулина Г.Н., Новикова Р.А. Исследование игровых умений дошкольников // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - 2015. - №3. - С. 122 - 126.
19. Заяц О.В. Направления развития сюжетно-ролевой игры дошкольников // Проблемы теории и практики психологии развития. -
2018. - С. 37 - 38.
20. Исламова А.Н. Сюжетно-ролевая игра дошкольников // Социосфера. - 2015. - № 8. - С. 94 - 97.
21. Карлова М.А., Мирземагомедова В.А., Шкрябко И.П. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста // Научное сообщество студентов. - 2017. - С. 87 - 90.
22. Китайцева А.А. Социализация и воспитание: вопросы теоретической сущности // Концепт. - 2018. - № 12. - С. 112 - 114.
23. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь: ПГПУ, 2002. - 115 с.
24. Кудрявцева Е.А. Значение эмоционально-когнитивного опыта в процессе социализации личности дошкольника // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 6. - С. 50 - 55.
25. Макарова Е.Д. Игра в жизни современного дошкольника // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С. 96 - 103.
26. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2015. - 96 с.
27. Пашковская Е.И. Игровая деятельность и социализация молодежи: исторические и социальные аспекты проблемы // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. - 2016. - № 4. - С. 196 - 199.
28. Попова А.Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Молодой ученый. - 2015. - № 1. - С. 477 - 479.
29. Попова А.Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения) // Инновационные педагогические технологии. - Казань: Бук, 2015. - С. 72 - 75.
30. Рассказова И.Н. Гендерные особенности нравственной сферы младших школьников // Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты. - 2016. - Т. 1. - С. 105 - 112.
31. Саблина З.Ф. Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста // Проблемы теории и практики современной науки. - 2015. -
Ч. 1. - С. 71 - 74.
32. Семенова Н.А. Социализация ребенка дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - № 2. - С. 98 - 101.
33. Семенова С.Н. Игровая деятельность в дошкольном возрасте // Концепт. - 2017. - № 14. - С. 242 - 244.
34. Синченко Л.Т. Игра как средство развития познавательных процессов дошкольников при их подготовке к начальной школе // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации. - М.: Гуманитарно-социальный институт, 2015. - С. 147 - 149.
35. Скибицкая И.И., Золотарева Т.Л., Сотникова И.А. Игра как средство развития детей в дошкольном возрасте // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 1. - С. 89 - 91
36. Скобельцина К.Н. Возрастная динамика игровых предпочтений дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. -
2014. - № 2. - С. 44 - 45.
37. Смирнов Т.А. Социализация личности в игровой среде северных народов // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 7. - С. 50 - 53.
38. Смирнова Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 62 - 63.
39. Смирнова С.В. Социализация детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. - 2017. - С. 48 - 49.
40. Тарасова Е.А. Сюжетно-ролевые игры как средство социализации личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом // Экономика и социум: современные модели развития. - 2016. - № 12. -
С. 100 - 105.
41. Усова Н.И. Развитие субъектности ребенка старшего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 155 - 160.
42. Усольцева И.В. Ценности и цели игры в оценке воспитателей детского сада // Образование и наука. - 2015. - № 8. - С. 140 - 162.
43. Чернявская В.С., Ахмадуллина О.В. Опыт исследования сюжетноролевой игры у дошкольников // Концепт. - 2016. - № 1. - С. 41 - 46.
44. Чурекова Т.М., Пуранен В.Н. Социализация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема // Вестник КемГУ. -
2017. - № 1. - С. 42 - 46.
45. Юрданова Ю.В. Развитие у старших дошкольников умения играть как условие формирования психологической готовности к школьному обучению // Инновации в дошкольном и начальном образовании. -
2015. - Т.1. - С. 36 - 40.
46. Яковенко Г.А. Психолого-педагогические особенности социализации ребенка-дошкольника // Наука и образование. - 2017. - № 6. - С. 43 -
47.
47. Кедрова А.М. Игровая деятельность как средство воспитания и
развития младших дошкольников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/igrovaya-
deyatelnost-kak-sredstvo-vospitaniya-i (29.01.2019).
48. Павельева Е.А. Изучение уровня развития патриотических
представлений у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //scienceforum.ru/2016/article/2016020237 (10.02.2019).
49. Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.srinest.com/book_1242_chapter_20_Programma_nabljudenija_z a_kulturojj_povedenij a_rebenka. html (10.02.2019).
50. Тест «Знаешь ли ты профессии?» (С.А. Серпокрылова). -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://pedsovet.org/core/file/get/id/188929 (10.02.2019).