СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.2. Ход процесса социализации в период дошкольного детства 12
1.3. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности
дошкольника 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование социализации детей дошкольного
возраста в игровой деятельности 27
2.1. Организация исследования. Описание методик 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Программа по социализации дошкольников в игровой
деятельности 40
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.2. Ход процесса социализации в период дошкольного детства 12
1.3. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности
дошкольника 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование социализации детей дошкольного
возраста в игровой деятельности 27
2.1. Организация исследования. Описание методик 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Программа по социализации дошкольников в игровой
деятельности 40
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение
Одним из наиболее широких терминов, характеризующих процесс развития личности ребенка-дошкольника, является социализация. Именно в ходе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные той социокультурной действительности, в которой он живет. Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе, во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях.
Будучи ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, игровая деятельность является одним из ключевых механизмов социализации детей. Именно в игровой деятельности естественным образом происходит встраивание ребенка-дошкольника в единое для всех жизненное пространство, осуществляется усвоение знаний об окружающей действительности и способах его познания, ценностей и норм общения, практических навыков взаимодействия с окружающими в различных ситуациях.
Актуальность проводимого исследования состоит в том, что в настоящее время процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр, увлеченность детей гаджетами и другими электронными устройствами в ущерб самостоятельной игровой
деятельности. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее поступательное развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - игровая деятельность, компоненты социализации.
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- определить ход процесса социализации в период дошкольного детства;
- изучить игровую деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника;
- провести эмпирическое исследование социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Г ипотеза эмпирического исследования состоит в предположении о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основания исследования составили положения современной психолого-педагогической науки, раскрывающие особенности социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В частности, основанием для проведения исследования стали работы таких отечественных авторов как В.Н. Белкина [4], О.В. Винокурова [8], А.А. Горелов [12], В.О. Диянкова [16], А.А. Китайцева [22], Н.А. Семенова [32], Т.М. Чурекова [44], Г.А. Яковенко [46] (сущность и особенности социализации детей дошкольного возраста); В.Н. Автаева [1], В.В. Астанина [3], М.А. Виноградова [7], Н.Ф. Губанова [13; 14], Г.Н. Жулина [18], А.Н. Исламова [20], Е.Д. Макарова [25], З.Ф. Саблина [31], И.И. Скибицкая [35], В.С. Чернявская [43] (особенности развития игровой деятельности в период дошкольного детства и ее влияние на развитие личности ребенка); М. Айзенбарт [2], Е.А. Воронич [9], И.Г. Галушко [11],
О.В. Евдокишина [17], Е.И. Пашковская [27], А.Д. Попова [28; 29], С.В.
Смирнова [39], Е.А. Тарасова [40] (взаимосвязь социального развития ребенка и игровой деятельности) и других исследователей.
В процессе проведения исследования использовались следующие методы:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности, обобщение имеющийся на сегодняшний день научных подходов к ее решению;
- эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
- математические методы и методы математической статистики (t- критерий Стьюдента).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем, на основе синтеза имеющихся подходов к изучению проблемы социализации дошкольников в игровой деятельности, разрабатывается и апробируется игровая программа развития уровня содержательных компонентов социализации, подтвердившая свою эффективность в работе с воспитанниками старших групп дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений в процессе работы по образовательной области «Социализация» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в процессе подготовки к лекциям и практическим занятиям для студентов высших и среднеспециальных педагогических учебных заведений.
Структура исследования включает введение, две главы по три параграфа каждая, заключение, список использованной литературы и приложения.
Будучи ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, игровая деятельность является одним из ключевых механизмов социализации детей. Именно в игровой деятельности естественным образом происходит встраивание ребенка-дошкольника в единое для всех жизненное пространство, осуществляется усвоение знаний об окружающей действительности и способах его познания, ценностей и норм общения, практических навыков взаимодействия с окружающими в различных ситуациях.
Актуальность проводимого исследования состоит в том, что в настоящее время процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр, увлеченность детей гаджетами и другими электронными устройствами в ущерб самостоятельной игровой
деятельности. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее поступательное развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - игровая деятельность, компоненты социализации.
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- определить ход процесса социализации в период дошкольного детства;
- изучить игровую деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника;
- провести эмпирическое исследование социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Г ипотеза эмпирического исследования состоит в предположении о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основания исследования составили положения современной психолого-педагогической науки, раскрывающие особенности социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В частности, основанием для проведения исследования стали работы таких отечественных авторов как В.Н. Белкина [4], О.В. Винокурова [8], А.А. Горелов [12], В.О. Диянкова [16], А.А. Китайцева [22], Н.А. Семенова [32], Т.М. Чурекова [44], Г.А. Яковенко [46] (сущность и особенности социализации детей дошкольного возраста); В.Н. Автаева [1], В.В. Астанина [3], М.А. Виноградова [7], Н.Ф. Губанова [13; 14], Г.Н. Жулина [18], А.Н. Исламова [20], Е.Д. Макарова [25], З.Ф. Саблина [31], И.И. Скибицкая [35], В.С. Чернявская [43] (особенности развития игровой деятельности в период дошкольного детства и ее влияние на развитие личности ребенка); М. Айзенбарт [2], Е.А. Воронич [9], И.Г. Галушко [11],
О.В. Евдокишина [17], Е.И. Пашковская [27], А.Д. Попова [28; 29], С.В.
Смирнова [39], Е.А. Тарасова [40] (взаимосвязь социального развития ребенка и игровой деятельности) и других исследователей.
В процессе проведения исследования использовались следующие методы:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности, обобщение имеющийся на сегодняшний день научных подходов к ее решению;
- эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
- математические методы и методы математической статистики (t- критерий Стьюдента).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем, на основе синтеза имеющихся подходов к изучению проблемы социализации дошкольников в игровой деятельности, разрабатывается и апробируется игровая программа развития уровня содержательных компонентов социализации, подтвердившая свою эффективность в работе с воспитанниками старших групп дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений в процессе работы по образовательной области «Социализация» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в процессе подготовки к лекциям и практическим занятиям для студентов высших и среднеспециальных педагогических учебных заведений.
Структура исследования включает введение, две главы по три параграфа каждая, заключение, список использованной литературы и приложения.
Проведенное исследование было направлено на выявление влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста. В результате проделанной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определен ход и особенности процесса социализации в период дошкольного детства; изучена игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника, а также проведено эмпирическое исследование влияния игровой деятельности на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Социализация представляет собой сложное структурное образование, которое отражает потребности личности в общественно значимом изменении и преобразовании самого себя и окружающей действительности. Современные психолого-педагогические исследования рассматривают понятие социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего активность собственной позиции ребенка. Содержательными компонентами социализации дошкольника являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории, знания конкретных примеров добрых дел, поступков.
2. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, развитие которой определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей его личности является игра, именно она порождает высококачественные перемены в его нервной системе. Игра в случае достижения наивысшего уровня развития
дошкольника, в том числе и на процесс социализации.
3. В ходе эмпирического исследования, направленного на выявление
влияния игровой деятельности на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста, было достигнуто повышение уровней
содержательных компонентов данного процесса, связанных с усвоением детьми содержания и норм общественной жизни. Среди участников исследования стало больше детей, которые умеют вежливо здороваться и прощаться с другими людьми, используют ласковые, спокойные и добродушные обращения к окружающим, благодарят их, слушают собеседников, не перебивая, доброжелательно предлагают окружающим свою помощь и умеют принимать помощь от других людей. Значительно увеличилось количество тех дошкольников, кто не только знает названия государства и города, но и хорошо ориентируется в государственной символике, может рассказать о значимых для истории страны и города людях. Среди дошкольников увеличилось число тех, кто хорошо ориентируется в различных профессиях, в особенностях трудовой деятельности взрослых.
4. По всем трем изученным показателям различия в данных диагностики констатирующего и контрольного этапов являются статистически значимыми. На уровне р=0,05 различия значимы по уровню сформированности у дошкольников культуры поведения - то есть, игровая деятельность детей способствует усвоению ими представлений о правилах поведения в обществе. На уровне р=0,01 различия значимы по уровню сформированности у дошкольников представлений о государстве, его символах, «малой» и «большой» Родине, принадлежности к ним - то есть, в игровой деятельности ребенок узнает много нового об окружающей его социальной действительности, ролевые игры определенного содержания и направленности обогащают знания и представления дошкольников о политическом устройстве страны, государственной символике. На уровне р=0,05 различия значимы по уровню сформированности у дошкольников представлений о мире взрослых - то есть, игровая деятельность дошкольников способствует вхождению ребенка в мир профессиональных отношений.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнуто.
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Социализация представляет собой сложное структурное образование, которое отражает потребности личности в общественно значимом изменении и преобразовании самого себя и окружающей действительности. Современные психолого-педагогические исследования рассматривают понятие социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего активность собственной позиции ребенка. Содержательными компонентами социализации дошкольника являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории, знания конкретных примеров добрых дел, поступков.
2. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, развитие которой определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей его личности является игра, именно она порождает высококачественные перемены в его нервной системе. Игра в случае достижения наивысшего уровня развития
дошкольника, в том числе и на процесс социализации.
3. В ходе эмпирического исследования, направленного на выявление
влияния игровой деятельности на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста, было достигнуто повышение уровней
содержательных компонентов данного процесса, связанных с усвоением детьми содержания и норм общественной жизни. Среди участников исследования стало больше детей, которые умеют вежливо здороваться и прощаться с другими людьми, используют ласковые, спокойные и добродушные обращения к окружающим, благодарят их, слушают собеседников, не перебивая, доброжелательно предлагают окружающим свою помощь и умеют принимать помощь от других людей. Значительно увеличилось количество тех дошкольников, кто не только знает названия государства и города, но и хорошо ориентируется в государственной символике, может рассказать о значимых для истории страны и города людях. Среди дошкольников увеличилось число тех, кто хорошо ориентируется в различных профессиях, в особенностях трудовой деятельности взрослых.
4. По всем трем изученным показателям различия в данных диагностики констатирующего и контрольного этапов являются статистически значимыми. На уровне р=0,05 различия значимы по уровню сформированности у дошкольников культуры поведения - то есть, игровая деятельность детей способствует усвоению ими представлений о правилах поведения в обществе. На уровне р=0,01 различия значимы по уровню сформированности у дошкольников представлений о государстве, его символах, «малой» и «большой» Родине, принадлежности к ним - то есть, в игровой деятельности ребенок узнает много нового об окружающей его социальной действительности, ролевые игры определенного содержания и направленности обогащают знания и представления дошкольников о политическом устройстве страны, государственной символике. На уровне р=0,05 различия значимы по уровню сформированности у дошкольников представлений о мире взрослых - то есть, игровая деятельность дошкольников способствует вхождению ребенка в мир профессиональных отношений.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнуто.
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021



