Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИТАЙ НА ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Работа №32751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
633
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
1. Теоретические аспекты изучения инновационной модели развития
1.1 Понятие инноваций и инновационного развития экономики 7-13
1.2 Факторы и механизмы государственного стимулирования
инновационного сектора экономики 14-27
1.3 Научно-инновационный сектор, как фактор повышения
конкурентоспособности национальной экономики 28-40
2. Анализ модели инновационного развития КНР
2.1 Инновационный сектор в экономике современного Китая 41-51
2.2 Приоритетные направления государственной инновационной политики
КНР 52-61
2.3 Механизмы стимулирования инноваций в КНР 62-72
3. Совершенствование модели инновационного развития КНР
3.1 Пути привлечения частных внутренних инвестиций в инновационный
сектор экономики КНР 73-79
3.2 Механизмы и инструменты привлечения иностранных инвестиций в
инновационный сектор КНР 80-85
3.3 Совершенствование инфраструктуры инновационного развития
Китая 86-90
Заключение 91-96
Список использованных источников и литературы

Научная мысль эпохи глобализации, как у нас в стране, так и за рубежом большое внимание уделяет вопросам формирования и развития инновационной сферы национальных экономик. Всеобщее признание получило понимание того, что лидерство в современном мире определяется не природными ресурсами, размерами территории и военным потенциалом, а уровнем развития наукоемких отраслей и достижениями в подготовке научных и инженерно-технических кадров. Приоритетной задачей становится выработка эффективной инновационной политики, призванной стимулировать научные исследования и оперативно коммерциализировать произведенные на новых технологических принципах продукты и услуги. Все вместе является необходимым условием экономического развития инновационного типа, завоевания конкурентных преимуществ в области высоких технологий, успешной экспансии на мировые рынки наукоемкой продукции и, в конечном счете, вхождения в кластер успешных государств.
Будущее нашей страны, ее место в мировом сообществе в значительной мере определяется тем, окажется ли наша страна в состоянии преодолеть возникший технологический разрыв, отделяющий нас от развитых государств мира. Для Российской Федерации как государства с переходной экономикой особенно интересен опыт успешного продвижения в этом направлении Китая, поскольку в середине 1980-х годов наши страны имели схожую структуру управления народным хозяйством и сравнимые параметры развития. Впрочем, существует противоположная точка зрения решительного отмежевания от китайского опыта, исходящая, как правило, от инициаторов реформ 90-х годов. Действительно, у КНР своя региональная и страновая специфика: иной демографический и природно-ресурсный потенциалы, непохожий менталитет у населения. С другой стороны, наши государства объединяет исторически сложившаяся этатистская модель общественного устройства, приоритет коллективистских принципов над индивидуализмом, социалистическое прошлое. Мы схожи по общему
з
направлению трансформационного процесса — созданию многоукладного рыночного хозяйства и повышению качества жизни граждан. И, кроме того, инновационная политика государства так же, как и его экономическая политика в целом, базируется на определенных общих принципах.
Присутствуют, по меньшей мере, три обстоятельства, связанные с анализом различных аспектов социально-экономической и технологической модернизации, происходящей в Китайской Народной Республике, которые предопределяют, по нашему мнению, актуальность темы исследования. Во-первых, Китай и Россия начали реформы, суть которых заключается в отказе от плановоцентрализованной модели управления экономикой, почти одновременно. Во- вторых, смысл концепции перехода на инновационный путь развития состоит в том, чтобы как можно полнее адаптировать общие для всех принципиальные ориентиры этого процесса к социально-экономическим особенностям каждой конкретной страны - так, как это и происходит в Китае. В-третьих, по причине грандиозных успехов, которых достигла КНР на своем реформенном поприще в области информатизации, которая, по определению китайского руководства, выступает как важный стратегический ресурс, определяющий перспективы всей экономической и общественной модернизации.
Объектом настоящего исследования выступает инновационный сектор экономики Китая, функционирующий в условиях все более тесной интеграции страны в систему мирохозяйственных отношений.
Предметом исследования стали экономические отношения, складывающиеся в процессе инновационной трансформации Китая, а также тенденции и перспективы дальнейшей модернизации страны после присоединения КИР к ВТО.
Целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций, направленных на теоретическое осмысление различных направлений социально экономической и технологической модернизации, происходящей в Китае, в первую очередь, в аспекте государственного регулирования инновационных отраслей экономики.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить инструменты госрегулирования инновационных секторов современных экономик и механизмы формирования НИС как в общетеоретическом плане, так и на примере генезиса и эволюции государственной инновационной системы Китая;
- оценить результаты интеграции КНР в мировое информационное пространство в формате ВТО и влияние, которое оказывает этот процесс в контуре информационных технологий на развитие наукоемких отраслей;
- исследовать степень влияния инвестиций (как прямых иностранных - в КНР, так и частных внутренних) на активизацию процессов ассимиляции предприятиями Китая новых и высоких технологий.
В теоретико-методологическую основу исследования положены концептуальные положения классиков экономической науки, посвященные инновационной проблематике и вопросам госрегулирования экономической жизни в условиях переходной экономики. Использовались работы отечественных и китайских ученых по проблемам формирования государственной инновационной системы Китая. В ходе изучения отдельных вопросов, связанных с развитием научно-инновационного сектора экономики КНР и работой информационно-индустриального комплекса, применялись
структурнологический, экономико-статистический и сравнительный анализ, основанные на оценках и наблюдениях экспертного сообщества.
Изменение характера государственного регулирования в условиях ускорения научно-технического прогресса, генезис инновационной проблематики в историко-социальном контексте, выбор информационной политики в эпоху современной компьютерной революции широко обсуждаются в трудах зарубежных экономистов, социологов и философов: Р. Флорида , И. Шумпетера .
Эти же проблемы поднимаются в работах отечественных ученых А. Бузгалин , Н. Ивановой , Ю. Князева , В. Колесовой , А. Козлова ,и др.
Полемика на тему «краха Китая» стимулировала обсуждение китайскими специалистами ряда острых и непростых проблем. Интерес в этой связи представляют труды экономистов Ван Мэнкуя, Чэнь Цянь .
Среди российских авторов, в сферу научных интересов которых входит анализ особенностей социально-экономического и технологического развития КНР, отметим работы А. Авдулова Я. Бергера , О. Горбуновой , С. Чекранова , В. Кушлина , С. Михневича , М. Парфеновой , Н. Клочковой , А. Вольского .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с темой дипломной работы рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с исследованием экономических отношений, складывающихся в процессе инновационной модернизации Китая, и анализом перспектив дальнейшего развития страны после присоединения к ВТО.
Можно выделить два подхода к формированию НИС. Первый подход базируется на использовании собственного научно-технического потенциала для генерирования инновационного продукта и включает в себя весь цикл (от фундаментальной идеи через прикладные разработки до получения опытного образца). Второй подход основывается преимущественно на внешних заимствованиях высоких технологий с акцентом на их коммерциализацию на уровне готового изделия. Для Российской Федерации, сохранившей свой интеллектуальный потенциал и разветвленную научно-исследовательскую инфраструктуру, первый вариант более органичен. С другой стороны, нам как государству с переходной экономикой интересен и опыт КНР: ведь к началу рыночных реформ наши страны имели схожую структуру управления экономикой. Кроме того, даже для простой имитации передовых продуктов, изобретенных за границей, необходима мобилизация социальных и организационных факторов. В этой связи сделаны следующие выводы и обобщения.
1. Последние годы отмечены не только достижениями в различных областях науки и техники, но и переменами в условиях функционирования научно-инновационной сферы развитых экономик, которые затронули различные грани взаимодействия этой сферы с государственными структурами.
2. Эти перемены оказались столь значительными, что можно говорить о новой модели технологического обновления. Ее главная особенность состоит в смене акцентов промышленной политики. Ранее она была нацелена на создание принципиально новых, «прорывных» технологий. Сегодня государство берет под свою опеку также и превращение научно-технических достижений в рыночный продукт. Заметной тенденцией стала децентрализация инновационной деятельности. Помогать академическим институтам и ВУЗам, генерирующим новые идеи и технические принципы, государству проще, чем в директивном порядке организовывать инновационный процесс,
3. Интернациональная природа технологического прогресса основывается на аккумулировании мировых достижений и их распространении по всему миру, что, в известной мере, противоречит национальной форме их присвоения, а также усиливающейся межгосударственной и межфирменной конкуренцией. С одной стороны, имеет место политика «сброса технологий» второго ряда, дискриминационные запреты и ограничения, другие приемы, направленные на удержание технологического лидерства. С другой стороны, когда ведущие мировые производители наукоемкого продукта приступили к организации своих исследовательских центров за рубежом, это способствовало преодолению пресловутого «цифрового разрыва» теми странами-аутсайдерами, кто смог, заложив основы информационного производства, освоить эти «интеллектуальные» инвестиции. Наиболее успешным примером здесь стал Китай, который уже диктует информационные стандарты странам ОЭСР.
4. В основу экономической системы КНР положено сочетание централизованного планового начала и рыночных методов хозяйствования, поддержка всех форм собственности при выделении госсобственности как основного уклада экономики. Следовательно, модель инновационного развития КНР исторически выстраивалась и до сих пор функционирует по преимуществу вне рыночных отношений. В этой связи сформулированы три утвердительных ответа на вопрос: может ли Россия воспользоваться опытом инновационной модернизации Китая:
во-первых, потому что российское общество с исторических времен отличалось высокой степенью государственного патернализма, и регулирующим функциям государства в нашей стране придается значение не меньшее, чем в КНР;
- во-вторых, рыночной экономике присущи два механизма, выполняющих
функцию саморегулирования: свободная конкуренция и корпоративное
регулирование. Когда этих регуляторов оказывается недостаточно, то проявляются негативные тенденции, и востребованным становится вмешательство со стороны государства. Для российской экономики (как и для китайской) таким негативом является фактическая монополизация мирового рынка высоких технологий;
- в-третьих, при отсутствии заметной конкуренции на внутреннем рынке высокотехнологичных предприятий и инновационной «недостаточности» отечественного бизнес-сообщества, у российского государства нет иного пути, кроме как возложить на себя миссию главного организатора инновационного сектора национальной экономики.
5. Подчеркнуто, что сильной стороной государственной инновационной системы КНР является детальная проработка отдельных ее аспектов, определяющих приоритеты в фундаментальных исследованиях, основное поле технологического обновления, динамику внедрения высоких технологий. В Китае понимают, что в условиях информационной глобализации важно отыскать свою нишу в определенных звеньях общей цепочки инновационных циклов и проводят преференциальную политику в отношении продукта, произведенного на новых технических принципах, концепциях и дизайне. Регулирующие функции китайского государства в данном аспекте включают в себя также:
мониторинг конкурентоспособности экспортного потенциала высокотехнологичных отраслей;
адаптацию программ продвижения наукоемкого продукта к рынкам Северной Америки, ЕС и АТЭС;
корректировку таможенного и налогового законодательства в соответствии с программой окончательной адаптации к нормам и правилам ВТО.
6. Важным фактором инновационной трансформации Китая стали прямые иностранные инвестиции (ПИИ), используемые для привлечения технологических ноу-хау из развитых стран. Речь идет, во-первых, о создании
благоприятного инвестиционного климата. Во-вторых, о регулировании отраслевой и региональной структуры ПИИ. В- третьих, о постепенном отказе от стратегии импортозамещения (экспорт товаров, произведенных с помощью иностранных инвесторов, стал рассматриваться не только как средство для покрытия импорта, но как источник финансирования всей технологической модернизации). В-четвертых, о постепенной переориентации экспорта с трудоемкой на высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
7. Заимствовать передовые технологии можно несколькими способами. Во-первых, приобретая действующие компании за рубежом. Во-вторых, создавая совместные предприятия с иностранным участием или акционируя предприятия и продавая часть акций иностранным инвесторам на собственной территории. В- третьих, разрешая хозяйственную и коммерческую деятельность филиалам иностранных корпораций на территории страны - реципиента инвестиций. КНР использовала все эти формы, и иностранные инвестиции принесли китайской экономике мультипликативный эффект, сыграв роль катализатора технологического и управленческого обновления большинства отраслей китайской экономики.
8. Для развивающихся стран с ненасыщенным рынком потребительских товаров альтернативная возможность для вложения инвестиций весьма внушительна. Это обстоятельство объективно ограничивает приток капвложений в инновационный сектор, учитывая рисковый характер научно-технического бизнеса и эффект «длинных денег». Опыт Китая стал первым прецедентом того, как большая страна использовала иностранные инвестиции для технологической модернизации своей экономики, умело используя преимущества административной модели управления.
9. Одновременно осуществлен переход от отраслевой схемы управления крупными предприятиями, для которой характерна высокая степень централизации, к акционерно- корпоративной системе, соответствующей реалиям рыночной экономики и способной вести конкурентную борьбу на внешних рынках высоких технологий.
10. Интерес представляет генерируемый властями Китая процесс создания транснациональных корпораций, который, во-первых, не имеет прецедентов в экономической истории, во-вторых, подчиняется целям хозяйственного строительства и, в-третьих, органично вписывается в общегосударственную стратегию инновационного обновления страны. Инвестиционная активность китайских компаний предполагает организацию заграничных исследовательских центров, использование зарубежных научных ресурсов для получения интеллектуальной собственности, создание собственных технологических стандартов.
11. Сегодня в КНР наметилась заслуживающая внимания тенденция роста предприятий малого технологического бизнеса вокруг госкорпораций, отраслевых научно- производственных объединений и ВУЗов, которые в условиях Китая имеют государственную форму собственности. Такая конвергенция частных и государственных интересов способна дать хорошие результаты. Китайское государство менее чем за 15 лет, прошедших со времени принятия «программы - 2010», постепенно расширило свою поддержку национальных НИОКР до такой степени, что она охватывает в той или иной форме практически все стадии инновационного цикла. Власть использует все свои ипостаси, выступая, и как заинтересованный законодатель, и как основной инвестор и субъект инновационной деятельности (через НИОКР госкорпораций), и как сила, способная вне страны оказать финансовую поддержку, а то и политическое давление в интересах национального бизнеса. На примере КНР можно утверждать, что только осмысленная научно-техническая реконструкция народного хозяйства способна внести перелом в пользу интенсивного способа производства, перевести экономику на рельсы инновационного развития.
12. В научно-инновационном секторе китайской экономики заметны значительные изменения - пока еще количественного характера. Но они предвестник перехода Китая в новое качество развитой инновационной державы.
Речь идет о постоянном росте бюджетного финансирования НИОКР (и доли расходов на фундаментальные исследования в общих ассигнованиях на НИОКР), о создании наукоемких производств, об открытии исследовательских ВУЗов. Внимания заслуживают и другие направления инновационного развития КНР, среди которых отметим:
концентрацию ресурсов на приоритетных проектах, формирование кластеров инновационных технологий, обеспечивающих • создание
конкурентоспособных наукоемких производств;
стимулирование частного сектора в направлении финансирования НИОКР и обеспечение на этой основе тесной связи ВУЗов и исследовательских организаций с промышленностью;
ориентацию научно-исследовательских структур всех форм
собственности на рыночный спрос;
поддержку малого научно-технического бизнеса, направленную на развитие его инновационного потенциала;
закупки нереализованных на европейском инновационном рынке (в силу его недостаточной абсорбционной способности) научно-технических ноу- хау.
Усилия Китая по развитию инновационного сектора своей экономики, его успешная интеграция в мировое информационное пространство, распространение на все более широкий ареал социума «правил игры», вытекающих из членства в ВТО, оставляет КНР твердые шансы и впредь успешно «отрабатывать» внешние возмущения, не отказываясь от избранной в октябре 1949 г. своей общественно- политической парадигмы.


1. Авдулов А. Контуры информационного общества / А. Авдулов, А. Кулькин. -М.: РАН ИНИОН, 2005.-20 с.
2. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая / Я.М. Бергер. - М.: Форум,
2009. -С. 223-236.
3. Бабаева 3. Ш. Инновации: движущая сила экономического роста Китая /3. Ш. Бабаева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №3. - С. 93-97.
4. Бузгалин А. Политическая экономия постсоветского марксизма /А. Бузгалин, А. Колганов // Вопросы экономики. - 2005. - № 9. - С. 45-49.
5. Вольский, А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития / А. Вольский // Вопросы экономики. - 2014. - №1. - С.4-12.
6. Гасанов Э. А. Принципы инновационной конверсии экономики // Хабаровский государственный университет экономики и права /Э. А. Гасанов. - 2016. - 120 с.
7. Горбунова А.Ю. Методы государственного регулирования инновационной деятельности / А.Ю. Горбунова // Современная наука. - 2015. - № 5. - С. 84- 98.
8. Гринин Л. Е. Китайская модель и перспективы лидерства Китая в мире // Куда движется век глобализации /Л. Е. Гринин. - Волгоград: 2012. - 378 с.
9. Иванова Н.И. Инновационная сфера. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Н.И. Иванова, И.С. Королева. - М.: Экономисты ИМЭМО РАН, 2014. - 604 с.
Ю.Инновационный менеджмент в России. Вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности / авт-сост. В. Макаров и А. Варшавский. - М.: Наука, 2004. - 191 с.
11. Карелина Е. А. Особенности социально-экономического развития КНР в XX веке/ Е. А. Карелина // Вести, ин-та экономики РАН. - 2015. - №2. - С.162-166.
12. Кастеллс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастеллс.; пер. с англ. О. Шкаратан. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 25 с.
13. Клочкова Н.В. Развитие инновационной деятельности: обобщение
зарубежного опыта / Н.В. Клочкова // Вестник ивановского государственного энергетического университета. - 2014. -№1- С. 78-82.
14. Князев Ю. Как определить современное общество: постиндустриальное, информационное, общество знаний, научно-информационное? / Ю. Князев //Общество и экономика. - 2006. - № 10.-С. 153-155.
15. Козлов А.В. Развитие инновационных отраслей промышленности Китая на основе международной кооперации / А.В. Козлов, Ся Чжан // Науч.-техн. ведомости C-Пб. гос. Политехи, ун-та. Экон. науки. - 2014. - №3. - С. 1 OS- 115.
16. Колесова В.П. Национальные инновационные системы: монография / В.П. Колесова. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 296 с.
17. Кристофилопулос, Э. Китай-2025: научный и инновационный ландшафт / Э. Кристофилопулос, С. Маицанакис. // Фор-сайт. - 2016. - Т. 10. - № 3 - С. 7-16.
18. Кушлин В.И. Кризис и структурная трансформация экономики России / В.И. Кушлин // Стратегия развития и ее цели. - 2014. - № 1. - С. 6-7
19. Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития / Р. Кучков // Экономист. - 2014. - № 8. - С. 34-36.
20. Максимова Е.И. Экономика Китая: перспективы смены модели
экономического роста // Восточная аналитика. 2013: Сценарии и тренды развития стран Востока / Е. И. Максимова. - М.: 2014. - 122 с.
21. Михневич С. В. Инновационные аспекты энергетической политики КНР: внутренние и внешние изменения / С. В. Михневич // ЭКО. - 2015. - №37. - 87 с.
22. Парфенова М.В. Формы, методы и инструменты стимулирования
инновационной деятельности: сущность, терминология, способы систематизации / М.В. Парфенова // Инновационные технологии управления, ИнВестРегион. -2013. - №1. - С. 51-54.
23. Пашкова Е. В. Стратегии инновационного развития Китая, Индии и России: результаты и перспективы / Е. В. Пашкова, Ю. И. Лебедев // Перспективы науки. - 2014. - №5 (56). - С.74-77.
24. Рожков Г. В. Генезис инновационной экономики в России / Г. В. Рожков. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 667 с.
25. Тимирясова А. В. Инновационная деятельность как определяющий фактор развития современной экономики / А. В. Тимирясова, В. А. Мальгин, Л. В. Воронцова. - Казань: Познание, 2016. - 124 с.
26. Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.:АСТ, 2009. - 463 с.
27. Тюрина Е. А. Инновационное развитие Китая: проблемы и пути решения / Е. А. Тюрина, Е. Б. Гаффорова // Менеджмент и бизнес-администрирование. -М.: 2014.-№3.-140 с.
28. Чекранов С.В. Методы оценки инновационных технологий / С.В. Чекранов. - М.: Дело, 2007. - 210 с.
29. Чэнь Цян. Государство в инновационной экономике Китая / Цян Чэнь. - Брянск: Дельта, 2012. - 161 с.
30. Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпетер; пер. с нем. В. Автономовой. - М.: Прогресс, 1982. - 302 с.
31. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. / Р. Флорида; пер. с англ. А. Константинова. - М.: Классика - XXI, 2005. - 19 с.
32. Яшин, С. Н. Анализ эффективности инновационной деятельности / С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев, С.А. Макаров. - М.: БХВ-Петербург, 2012. - 288 с.
33. Teixeira А.А.С. Evolution, Roots and Influence of the Literature on National Systems of Innovation: a Bibliometric Account / A.A.C. Teixeira // Cambridge Journal of Economics. - 2014. - P. 181-214.
34. Глобальный экономический рост [Электронный ресурс]: McKinsey Global
Institute. - Режим доступа: https://www.mckinseу.com/mgi/o vervie w.
свободный. - Проверено 23.05.2018.
35. Инвестиции ВЭБ [Электронный ресурс]: Внешэкономбанк. - Режим доступа: http://www.veb.ru/strategy/innovation, свободный. - Проверено
21.05.2018.
36. Инвестиционная деятельность [Электронный ресурс]: Роснано. - Режим доступа http://rusnano.com/investment, свободный. - Проверено 21.05.2018.
37. Конференция ООН по торговле и развитию [Электронный ресурс]: UNCTAD. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/unctad/. свободный. - Проверено 25.05.2018.
38. Наука, технологии и развитие [Электронный ресурс]: OECD Science, Technology and Industry Outlook 2016. - Режим доступа: http://www/stats.oecd.org, свободный. - Проверено 24.05.2018.
39. Национальные статистические профили [Электронный ресурс]: ВОИС. - Режим доступа: www.wipo.int/wipolex/ru/profile.isp7code—WIPO. свободный. -Проверено 24.05.2018.
40. Общее количество научных публикаций в инженерных областях [Электронный ресурс]: Глобальный индекс инноваций. - Режим доступа: www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2017/article 0006.html, свободный. - Проверено 24.05.2018.
41. Основные индикаторы науки и технологий [Электронный
ресурс]: Организация экономического сотрудничества и развития. - Режим доступа: http://www.oecd.org/sti/msti.htm, свободный. -
Проверено 23.05.2018.
42. Показатели мирового развития [Электронный ресурс]: Всемирный банк. -
Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL,
свободный. - Проверено 23.05.2018.
43. Чен Г. Опыт строительства технопарков и особых экономических зон в Китае [Электронный ресурс] / Г. Чен // «ТусПарк». - 2016. - №8. - С. 23-42. - Режим доступа: https://www.tgnglobal.com/workhubs/wudaokou-beiiing- tuspark-headquarters, свободный. - Проверено 26.05.2018.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ