Введение 3
Глава I. Основания криминализации и декриминализации деяний 6
§ 1. Общая характеристика уголовно-правовых понятий «криминализация» и
«декриминализация» 6
§2. Социально-экономические условия, влияющие на (де)криминализацию
деяний 16
§3. Изменение и развитие пределов уголовно-правового принуждения 22
Глава II. Реализация криминализации и декриминализации в современной уголовно-правовой политике 30
§1. Современные тенденции использования уголовно-правовой репрессии 30
§2. Техника реализации (де)криминализации в современной уголовно
правовой политике 39
§3. Эффективность и адекватность (де)криминализации в современной
уголовно-правовой политике 47
Заключение 54
Список использованных источников
Выработка стратегии и тактики борьбы с преступностью является одним из ключевых направлений деятельности демократического, правового и социального государства. Общепризнанно, что современная российская уголовная политика находится в состоянии кризиса.
Актуальность выбранной темой объясняется тем, что в современном российском уголовном законодательстве прослеживается избыточная криминализация деяний, которая идет вразрез с тенденциями развития преступности в России. Экстенсивный рост количества уголовно-правовых запретов объясняется дефектами управленческой практики в сфере противодействия преступности, переоценкой реальных превентивных возможностей уголовного закона, репрессивностью юридического и обыденного массового сознания, кризисом в отношениях общества и государства.
Одной из системных проблем уголовной политики остается непоследовательность и противоречивость применения уголовно-политических методов (де)криминализации. За время существования УК РФ в его Особенную часть включено 113 новых статей. В результате столь масштабного реформирования уголовного законодательства были криминализованы свыше 100 деяний. Для сравнения следует указать, что исключено из Особенной части УК РФ только 10 статей.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить основания криминализации и декриминализации деяний и их реализацию в современной уголовно-правовой политике. Цель исследования предопределила постановку и решение ряда задач:
- рассмотреть такие уголовно-правовые понятия как «криминализация» и «декриминализация»;
- изучить условия реализации (де)криминализации для уяснения природы данного инструмента;
- проанализировать историческую сторону пределов уголовно- правового принуждения;
- проследить современные тенденции уголовно-правовой репрессии;
- определить технику реализации (де)криминализации в современной уголовно-правовой политике;
- проследить, выявить эффективность и адекватность (де)криминализации в современной уголовно-правовой политике.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе и в связи с (де)криминализацией деяний.
Предмет исследования охватывает теоретические воззрения на (де)криминализацию; состояние современной уголовной политики России; нормы УК РФ, подвергавшиеся изменению в 1997 - 2019 гг.
Методологическую основу работы составляют всеобщие (философские), общенаучные, частно-научные и междисциплинарные методы познания. В качестве всеобщих применяются диалектический метод (обеспечивает объективность, всесторонность, конкретность, историзм, детерминизм). Используются общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, системный), частно-научные (формально-юридический и нормативно-юридический, теоретическое правовое моделирование) и междисциплинарные методы (исторический, статистический, социологический, контентанализ).
В процессе подготовки и выполнения исследования изучалась учебная и специальная научная литература по данной теме. Были использованы работы таких авторов, как Гета М.Р., Густова Э.В., Карпец И.И., Понятовская Т.Г., Прозуметов Л.М. и др.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в данной работе раскрыты понятия криминализации и декриминализации, условия их применения, обозначено состояние современной уголовно-правовой политики, эффективность и адекватность реализации применения криминализации и декриминализации в современных реалиях.
Структура данного исследования соответствует целям работы и состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения и списка использованных источников.
Одна из основополагающих ролей в уголовной политике России принадлежит таким ее инструментам, как институты криминализации и декриминализации. Именно эти инструменты и были рассмотрены в данной работе.
На основании проведенного исследования было выяснено, что криминализация - это комплексный институт уголовной политики, выступающее как субъективное явление (продукт деятельности органов государства) и как объективная необходимость в изменении и регулировании отношений посредством уголовного закона, которая основывается на реальных потребностях и запросах общества. Являясь одновременно институтом и средством уголовной политики криминализация должна быть обусловлена реальными социально-экономическими и политическими потребностями, направлена на охрану наиболее важных общественных отношений и борьбу с реально противоправным поведением, также, необходимо помнить, что в процессе осуществления криминализации в обязательном порядке необходимо исходить из комплексного анализа общественных отношений и принципов, как системно-правовых, так и специальных.
Проанализировав теоретические позиции различных авторов по данной тематике и осуществив анализ законодательства можно увидеть, что существует несколько способов криминализации. Данный инструмент базируется на собственных принципах, которые образуют определенную систему. Систему принципов целесообразно разделить на некие условные группы, относящиеся к той или иной сфере общественной жизни, а именно: социальные, психолого-социальные и системно-правовые.
Декриминализация, в свою очередь, представляет собой обратный процесс, заключающийся в исключении тех или иных деяний из числа уголовно наказуемых.
Что касается принципов декриминализации, то по своему содержанию и смыслу они идентичны принципам криминализации и также подлежат обязательному комплексному учету при осуществлении уголовной политики в данной области. Как и в случае с криминализацией принципы равнозначны, а значит законодатель обязан при проведении декриминализации в равной степени учитывать, как правила законодательной техники и иные системноправовые принципы, но и исходить из данных комплексного анализа общественных отношений и криминологических показателей применительно к тому или иному деянию или группе деяний.
Тот факт, что процессы изменения уголовного законодательства должны исходить из сложившихся и утвердившихся в обществе социальных отношений, экономической и политической обстановки, не вызывает сомнений. Общественные процессы всегда являются фундаментом для правового регламентирования общественных отношений. Изменения системы законодательства всегда связаны с соответствующими изменениями экономического состояния, политической ситуации либо с изменениями в социально-психологических процессах общества. Конкретные процессы, протекающие в реальной действительности, и следует отнести к условиям криминализации и декриминализации деяний. Условие - есть первая детерминанта процессов криминализации и декриминализации.
Репрессивная управленческая стратегия, сопровождающаяся экстенсивным ростом числа уголовно-правовых запретов, влечет целый спектр негативных последствий, многие из которых ощущаются уже сегодня.
Она снижает и без того довольно невысокую эффективность уголовно-правовых запретов. Срабатывает закономерность, давно известная в психологии: чем больше запретов, тем меньше они соблюдаются.
Декриминализация в ряде случаев может оказаться намного более действенным инструментом, чем криминализация. Тем не менее, складывается стойкое впечатление, что субъекты уголовной политики опасаются использовать этот инструмент.
В некоторых случаях одновременно с исключением уголовно-правового запрета целесообразно сконструировать состав преступления с административной преюдицией. Замена «обычного» состава преступления на состав с административной преюдицией позволит гуманизировать уголовный закон и одновременно активизировать превентивные возможности деликтного (административного и уголовного) законодательства.
Все вышеизложенное наводит на мысль о том, что законодателю стоит, во-первых, ограничить процессы криминализации, прибегая к ним только в случае крайней необходимости, а во-вторых, провести «ревизию» Особенной части УК РФ, объективно оценить существующие уголовно-правовые запреты на предмет соответствия критериям криминализации деяний, и на этом основании декриминализовать те деяния, которые не представляют значительной общественной опасности.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ [ред. от 29.05.2019] // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от
18.12.2001 N 174-ФЗ [ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019] // "Российская газета", N 249, 22.12.2001
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ [ред. от 29.05.2019] // "Российская газета", N 256, 31.12.2001
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 7-П "По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска" // "Российская газета", N 147, 08.07.2005
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 N 3-П "По
делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1-8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан" // "Российская газета", N 61, 02.04.2003
7. "Уголовный кодекс РСФСР" [утв. ВС РСФСР 27.10.1960] [утратил силу] // "Свод законов РСФСР", т. 8, с. 497
8. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 "О введении в действие
Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года (вместе с "Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") [утратил силу] // "СУ РСФСР", 1926, N 80, ст. 600
9. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 "О введении в действие
Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р." (вместе с "Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") [утратил силу] // "СУ РСФСР", 1922, N 15, ст. 153
II. Специальная литература
1. Г.А. Аванесов Криминология: учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Юриспруденция» // под ред. Г.А. Аванесова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 576 с.
2. Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Российская уголовная политика и
уголовный закон: опыт критического анализа: монография. - М.: Юрлитинформ, 2017. - С. 603
3. Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Изменения российского уголовного закона и их уголовно-политическая оценка // Государство и право. - 2012. - № 8. - С. 45
4. Волков В. Extra Jus: Г од запретительной политики // Ведомости. - 2013, 26 декабря
5. Гета М.Р. Уголовное право: пределы, объекты и средства воздействия в борьбе с преступностью в современной России: Монография / Гета М.Р. // М.:Юр.Норма, 2017. - 336 с.
6. Густова Э.В. Криминализация и пенализация деяний как формы реализации уголовной политики // Вестник Воронежского института МВД России, 2014
7. Игнатов А.Н. Основания уголовно-правового запрета.
Криминализация и декриминализация // Игнатов А.Н. Проблемы криминализации и декриминализации. С. 232
8. Исаев М. Декларативные статьи уголовного кодекса. С. 40
9. Карпец И.И. Уголовное право и этика. М.: Юрид. лит. 1985 С.89
10. В.Н. Кудрявцев Уголовное право России: Общая часть: учебник // под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. — М.: Юристъ, 2005. — 540 с
11. В.Н. Кудрявцев Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация) // Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.М. Яковлева. - М.: Наука, 1982. - С. 220
12. Понятовская Т.Г. Концептуальные основы системы понятий и институтов уголовного и уголовно-процессуального права. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. С. 232
13. Прозуметов Л.М. Основание криминализации (декриминализации) деяний // Весник Томского государственного университета. 2014. №4 (14)
14. Прозуметов Л.М. Обусловленность криминализации и декриминализации деяний // Вестник НГУ. Право. 2012 №2
15. Прозуметов Л.М. Основание криминализации (декриминализации) деяний // Весник Томского государственного университета. 2012. №4 (6)
16. Пудовочкин Ю.Е. Учение о преступлении: избранные лекции. - М.: Издательство «Юрлитинформ», 2008. - С. 9
17. Родионова Т.А. Основные проблемы криминализации деяний в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2013
18. Сабитов Т.Р. Принципы криминализации и пенализации общественно опасных деяний // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. — 2011. — Т. 7. — № 1. — С. 162
19. О.Д. Ситковская Теоретические основы использования психологических знаний в прокурорской деятельности: монография // М.: Проспект, 2016. - С. 140
20. Ходжаева Е., Четверикова И. Чем полезна декриминализация побоев // Ведомости. - 2017, 14 декабря
21. А.И. Чучаев Уголовное право Российской Федерации. Общая и особенная части : учебник // Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головенков [и др.]; под ред. А.И. Чучаева. — М. : КОНТРАКТ : ИНФРА-М, 2017. — 704 с.