Введение
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 6
§ 1. Понятие медицинской услуги как правовой категории 6
§ 2. Обязательства по оказанию медицинских услуг в системе гражданско-правовых обязательств 11
§ 3. Правовой статус исполнителя и потребителя медицинских услуг 20
ГЛАВА II. ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 28
§ 1. Охрана прав потребителей при заключении договора возмездного оказания
медицинских услуг 28
§ 2. Охрана прав потребителей при исполнении договора возмездного оказания
медицинских услуг 37
ГЛАВА III. ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ВО ВНЕДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 45
§ 1. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потребителя,
вследствие ненадлежащего оказания медицинских услуг 45
§ 2. Особенности компенсации морального вреда при оказании медицинских
услуг 54
Заключение 61
Список использованной литературы 66
В ст. 41 Конституции РФ закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Создание системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, достижениям современной медицинской науки, выступает в качестве основной цели государственной политики в области здравоохранения. Однако, несмотря на то, что государством принимаются активные меры по развитию системы здравоохранения, последняя пока не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокий уровень качества.
Как отмечает ВЦИОМ, наиболее актуальными проблемами здравоохранения, по мнению населения, выступают низкое качество медицинских услуг (50 %), и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49 %) . Кроме того, согласно социологическим опросам, которые были проведены Левада-центр, 62 % респондентов отрицательно ответили на вопрос «Можете ли вы, другие члены вашей семьи при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание?».
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) в ежегодном докладе «Защита прав потребителей в 2018 году» отметила, что за 2018 год в территориальные органы Роспотребнадзора поступило 9013 обращений по вопросам защиты прав потребителей медицинских услуг, что на 1,5% больше, чем 2017 году (8 880). Доля рассмотренных гражданских дел о защите прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг в 2018 году составила 0,8% от всех рассмотренных судами дел о защите прав потребителей, а в 2016 и 2017 годах этот показатель был 0,39% и 0,7% соответственно.
Неудовлетворенность граждан качеством и доступностью медицинских услуг, увеличение потребительских споров и обращений граждан в указанной сфере свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления об охране прав потребителей медицинских услуг.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
- проанализировать понятие «медицинской услуги» как правовой категории;
- исследовать место обязательств по оказанию медицинских услуг в системе гражданско-правовых обязательств;
- исследовать правовой статус исполнителя и потребителя медицинских услуг;
- рассмотреть охрану и защиту прав потребителей при заключении договора возмездного оказания медицинских услуг;
- проанализировать охрану и защиту прав потребителей при исполнении договора возмездного оказания медицинских услуг;
- изучить обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потребителя вследствие ненадлежащего оказания медицинских услуг;
- раскрыть особенности компенсации морального вреда при оказании медицинских услуг.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с охраной прав потребителей медицинских услуг.
также судебная практика и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: сравнительноправовой, формально-логический и другие.
Вопросам охраны прав потребителей медицинских услуг посвящены работы многих ученых, среди которых: А.В. Тихомиров, М.Ю. Старчиков, С.П. Гришаев, Л.Б. Ситдикова, Л.Т. Гибадуллина, И.Г. Галь, И. В. Гецманова, Г.Р. Колоколов, Н.И. Махонько, Л.В. Высоцкая, Е.С. Салыгина, Е.П. Шевчук, Е.Л. Поцелуев, А.Е. Горбунов, И.М. Вильгоненко, Л.П. Степанова, Д.А.Тоточенко и др.
Структура квалификационной работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, трех глав и семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая именуется «Общая характеристика правоотношений по оказанию медицинских услуг» и состоит из трех параграфов: понятие медицинской услуги как правовой категории; обязательства по оказанию медицинских услуг в системе гражданско-правовых обязательств и правовой статус исполнителя и потребителя медицинских услуг.
Во второй главе («Охрана прав потребителей медицинских услуг в договорных отношениях») рассматривается охрана прав потребителей на этапах заключения и исполнения договора возмездного оказания медицинской услуги.
Глава третья направлена на исследование возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потребителя в результате ненадлежащего оказания медицинских услуг и особенностей компенсации морального вреда при оказании медицинских услуг.
В литературе было разработано множество дефиниций понятия «медицинская услуга», а также были выделены основные его признаки, в результате анализа которых нами предложено следующее определение: «медицинская услуга - совокупность профессиональных действий, имеющих возмездный и нематериальный характер, направленных на достижение полезной цели (поддержание и восстановление здоровья пациента) и совершаемых лицом, имеющим разрешение на осуществление медицинской деятельности».
Обязательства по оказанию медицинских услуг входят в систему гражданско-правовых обязательств и регулируются главой 39 ГК РФ. Отношения, возникающие между пациентом и медицинской организацией при оказании медицинских услуг, носят гражданско-правовой характер, в том числе и в тех случаях, когда услуга оказывается медицинской организацией в рамках ОМС. Сказанное обусловлено тем, что участники этих отношений выступают в качестве равноправных субъектов права и медицинская организация не обладает какими-либо властными полномочиями в отношении пациента.
Оказание медицинской услуги в некоторых случаях может привести к овеществленному результату, и возникает проблема разграничения медицинской услуги и медицинской работы. Мы согласны с мнением тех исследователей, которые считают, что указанный результат всегда неразрывно связан с проведением диагностики, обследований и не может быть оторван от них. Кроме того, овеществленный результат не имеет самостоятельного значения в отрыве от пациента и служит инструментом достижения определенной цели, т.е. восстановления здоровья.
Оказание медицинской услуги опосредуется заключением договора, который является консенсуальным, публичным, возмездным. Сторонами договора об оказании медицинских услуг являются исполнитель - медицинская организация, обладающая лицензией, и потребитель - пациент. Правила предоставления платных медицинских услуг предусматривают обязательную письменную форму договора. Существенными условиями договора, исходя из анализа вышеназванных правил, судебной практики, литературы, являются: предмет (перечень платных медицинских услуг), цена, срок оказания медицинских услуг, ответственность сторон за невыполнение условий договора, порядок изменения и расторжения договора.
В рамках ОМС медицинские услуги оказываются по договору на оказание и оплату медицинской помощи, который заключается между медицинской организацией и медицинской страховой организацией. В данном случае потребитель (пациент) выступает в качестве третьего лица, в пользу которого заключен договор. Договор является консенсуальным, взаимным и возмездным.
Правовой статус исполнителя и потребителя медицинских услуг также обладает спецификой, которая присуща им в силу особенностей самой медицинской услуги. Исполнителем выступает медицинская организация (под которой понимается и индивидуальный предприниматель), обладающая лицензией на право осуществления медицинской деятельности. Основу его правового статуса составляют права и обязанности, большинство из которых определены Законом об основах охраны здоровья.
Потребитель медицинских услуг - это пациент, правовой статус которого определен наряду с Законом об основах охраны здоровья и законодательством о защите прав потребителей. При этом потребитель обладает не только правами (на качественную и безопасную медицинскую услугу, на информацию об услуге, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью и др.), но и обязанностями (оплатить медицинскую услугу, соблюдать режим лечения, выполнять предписания врача и др.).
Охрана прав потребителей - это система гражданско-правовых средств, обеспечивающих надлежащее осуществление субъективных прав потребителей медицинских услуг. При этом охрана включает в себя защиту, которая представляет собой систему гражданско-правовых средств, используемых для восстановления и компенсации нарушенных прав потребителя. Основные формы защиты прав потребителя - это юрисдикционная (обращение в суд, в исполнительные органы власти) и неюрисдикционная (самозащита, переговоры, медиация, обращение в общественные организации, страховые медицинские организации, направление претензий). При нарушении своих прав потребитель может воспользоваться способами защиты, предусмотренными ГК РФ: самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; пресечение действий, нарушающих право или создавших угрозу его нарушения. Кроме того, в Законе о ЗПП и ГК РФ закреплены и иные способы защиты: понуждение к заключению договора (ст. 426 ГК); расторжение или изменение договора (ст. 428 ГК); требование о соразмерном уменьшении цены медицинской услуги (п. 1 ст. 29 Закона о ЗПП); иные требования потребителя, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1 ст. 29 Закона о ЗПП.
При заключении договора возмездного оказания медицинских услуг потребитель, прежде всего, имеет право на информацию и на дачу информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. В случае нарушения указанного права он имеет право потребовать у исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Закон о ЗПП закрепляет право потребителя на свободный выбор медицинской услуги и на возмещение убытков, причинённых ему вследствие навязывания дополнительной услуги. Если же предоставление дополнительной медицинской услуги нужно для определения более точного диагноза, то потребителю должна быть предоставлена полная информация об услуге и получено его письменное согласие на ее оказание. Если же в договор возмездного оказания медицинских услуг будут включены условия, ущемляющие права потребителя, то он имеет право потребовать признания их недействительными и возмещения убытков, возникших в результате исполнения этих условий.
Право потребителя на оказание медицинских услуг надлежащего качества предусмотрено ст. 4 Закона о ЗПП, а также ст. 18 Закона об основах охраны здоровья. Качество медицинских услуг обеспечивается наличием необходимого количества медицинских работников, уровнем их квалификации, а также соблюдением стандартов и порядков оказания медицинской помощи (услуги). При рассмотрении споров о качестве медицинских услуг судами рассматривается, в первую очередь, были ли соблюдены стандарты и порядки, клинические рекомендации, протоколы, «общепринятая практика», «общепринятый алгоритм лечения». При обнаружении недостатков медицинской услуги потребитель вправе потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги третьим лицом. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Срок оказания медицинской услуги должен быть обязательно указан в договоре в соответствии с п. 17 Правил предоставления платных медицинских услуг. Однако не всегда возможно установить конкретный срок оказания услуги в силу того, что из-за особенностей организма потребителя, его действий исполнение договора может затянуться. Поэтому в договоре срок оказания медицинской услуги может быть указан с запасом или может быть увеличен дополнительным соглашением, заключенным между потребителем и исполнителем. В случае нарушения сроков исполнения договора потребитель вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги; отказаться от исполнения договора об оказании услуги. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.
Вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате ненадлежащего оказания медицинской услуги подлежит возмещению медицинской организацией. При этом возмещается утраченный заработок и дополнительные расходы в соответствии со ст. 1085 ГК РФ. Условиями гражданско-правовой ответственности медицинской организации являются: вред, противоправное действие (бездействие), причинно-следственная связь между двумя этими условиями, вина причинителя вреда. При привлечении медицинской организации к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью потребителя наиболее сложным является установление причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействием) и вредом. Поэтому при рассмотрении этой категории дел судами назначаются судебно-медицинские экспертизы, которые должны установить наличие прямой или косвенной причинно-следственной связи. Если вред причинен вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, то медицинская организация несет ответственность независимо от вины (ст. 1095 ГК РФ).
Компенсация морального вреда возможна не только при причинении вреда жизни и здоровью потребителя медицинских услуг, но и в случае нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. Закон не закрепляет нижних или верхних пределов размера компенсации морального вреда, поэтому суд устанавливает размер компенсации морального вреда исходя из фактических обстоятельств дела, используя критерии, предусмотренные ст. 151 и 1101 ГК РФ.
1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [ред. от 05.04.2014] // Российская газета. -
1993. - № 7.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: [ред. от 29.07.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. -
1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ: [ред. от 29.05.2019] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
5. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ: [ред. от 15.04.2019] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.
6. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ: [ред. от 06.02.2019] // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 49. - ст. 6422.
7. О защите прав потребителей: закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1-ФЗ: [ред. от 18.03.2019] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 766.
8. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 № 1006 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 41. - ст. 5628.
9. О лицензировании медицинской деятельности (за исключением
указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): постановление
Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 [ред. от 08.12.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 17. - Ст. 1965.
10. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323: [ред. от 03.11.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 2900.
11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р: [ред. от 28.09.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - ст. 5489.
12. Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при кариесе дентина и цемента: приказ Минздрава России от 24 декабря 2012 г. № 1526н // Российская газета. - 2013. - № 128/1.
13. Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с Розацеа: приказ Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2007 г. № 757 // Здравоохранение. - 2008. - №5.
14. Об утверждении порядка организации и проведения контроля
объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию: приказ Федерального фонда
обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230: [ред. от 22.02.2017] // Российская газета. - 2011. - № 20.
15. О методических рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба)
застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»: письмо
ФФОМС от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-и // Здравоохранение. - 1998. - № 8.
корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева: постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 6. - Ст. 828.
2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. № 115-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2003. - № 1.
3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2017. - №10.
4. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июля 2012 г. № 17 // Российская газета. - 2012. - № 156.
5. О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 // Российская газета. - 2010. - № 24.
6. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 // Российская газета. - 1995. - № 29.
7. Определение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. № 5-КГ17-176 // СПС «Консультант Плюс».
8. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2017 г. № Ф06-21763/2017 по делу № А55-15616/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18 декабря 2018 г. по делу № 33-15334/2018 // СПС «Консультант Плюс».
10. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 27 августа 2018 г. по делу № 33-8/2018 // СПС «Консультант Плюс».
11. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда 23 августа 2018 г. по делу № 33-28368/2018 // СПС «Консультант Плюс».
12. Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24 апреля 2018 г. по делу № 33-1594/2018 // СПС «Консультант Плюс».
13. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 20 апреля 2018 г. по делу № 33-77/2018 // СПС «Консультант Плюс».
14. Апелляционное определение Омского областного суда от 28 февраля 2018 г. по делу № 33-1279/2018 // СПС «Консультант Плюс».
15. Апелляционное определение Московского городского суда от 16 февраля 2018 г. по делу № 33-6161/2018 // СПС «Консультант Плюс».
16. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2017 по делу № 2-604/2017 // СПС «Консультант Плюс».
17. Апелляционное определение Московского городского суда от 22 июня 2016 г. по делу № 33-20822/2016// СПС «Консультант Плюс».
18. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 14 декабря 2015 г. по делу № 33-19361/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 30 июня 2014 г. по делу № 33-6094/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 августа 2018 г. по делу № 2-4302018 // СПС «Консультант Плюс».
21. Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 декабря 2017 г. по делу № 2-3144/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 ноября 2017 г. по делу № 2-3279/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Решение Спасского районного суда Приморского края от 2 ноября 2017 г. по делу № 2-1268/2017 // СПС «Консультант Плюс».
24. Решение Набережночелнинского городского суда Республики
Татарстан от 4 июля 2017 г. по делу № 2-6027/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Решение Набережночелнинского городского суда Республики
Татарстан от 21 марта 2017 г. по делу № 2-64/2017// СПС «Консультант Плюс».
26. Решение Набережночелнинского городского суда Республики
Татарстан от 3 февраля 2015 г. по делу № 2-1209/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Решение Набережночелнинского городского суда Республики
Татарстан от 29 мая 2014 г. по делу № 2-2606/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Пермского края гражданских дел о взыскании компенсации морального вреда от 25 августа 2017 г. // СПС «Консультант Плюс».
29. Обзор практики рассмотрения судами Красноярского края споров,
связанных с ненадлежащим оказанием медицинских услуг: обзор
Красноярского краевого суда от 24 апреля 2006 года // Буква закона. - № 42. - 2006.
III. Специальная литература
1. Вильгоненко И.М., Гагиева Н.Р., Белокопытова Н.Ю. Особенности возмещения вреда, причиненного ненадлежащим оказанием услуг / И.М. Вильгоненко, Н.Р. Гагиева, Н.Ю. Белокопытова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - № 4. - С. 119-126.
2. Вильгоненко И.М., Степанова Л.П. К вопросу о защите прав потребителей медицинских услуг при внедоговорных отношениях / И.М. Вильгоненко, Л.П. Степанова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2014. - № 1 (80). - С. 148-156.
3. Винаркевич И.Р., Шульгин Е.О. Критерии определения размера компенсации морального вреда, причиненного при оказании медицинских услуг / И.Р. Винаркевич, Е.О. Шульгин // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. - 2017. - С. 170-173.
4. Высоцкая Л.В. Договор оказания платных медицинских услуг: правовая природа и основные черты / Л.В. Высоцкая // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 2 - С. 60-65.
5. Галь И.Г. Обязательство по оказанию медицинской услуги: дисс. ... к.ю.н. / И.Г. Галь - Москва, 2014. - 192 с.
6. Гибадуллина Л.Т. Гражданско-правовая охрана прав потребителей медицинских услуг: дисс. .к.ю.н. / Л.Т. Гибадуллина. - Казань, 2015. - 212 с.
7. Гибадуллина Л.Т. Гражданско-правовая охрана прав потребителей медицинских услуг: автореф. дисс. .к.ю.н. / Л.Т. Гибадуллина. - Казань, 2015. - 34 с.
8. Гришаев С.П. Общая характеристика возмездного оказания медицинских услуг / С.П. Гришаев // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
9. Гришаев С.П. Понятие договора возмездного оказания медицинских услуг / С. П. Гришаев // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
10. Данилочкина Ю.В. Понятие и правовая природа медицинских услуг / Ю.В. Данилочкина // СПС «Консультант Плюс», 2008.
11. Данилочкина Ю.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг: автореф. дисс. ... к.ю.н. / Ю.В. Данилочкина. - Волгоград, 2003. - 24 с.
12. Доступность и качество российского здравоохранения: оценки
пациентов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://wtiom.ru/mdex.php?id=236&uid=120 (дата обращения 05.04.2019).
13. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году:
государственный доклад [Электронный ресурс] // Официальный сайт
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/332/gosudarstvennyy-doklad- zashchita-prav-potrebiteley-v-rossiyskoy-federatsii-v-2018-godu.pdf (дата
обращения 05.06.2019).
14. Каменева З.В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью медицинскими услугами ненадлежащего качества / З.В. Каменева // СПС «Консультант Плюс», 2015.
15. Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. Медицинское право: учебное пособие / Г. Р. Колоколов, Н. И. Махонько // СПС «КонсультантПлюс», 2019.
16. Ломакина И.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации: автореф. дисс. ... к.ю.н. / И.Г. Ломакина. - Москва, 2006. - 21 с.
17. Лунева Н.А., Тараян С.Ф. Общая характеристика возмездного оказания медицинских услуг / Н.А. Лунева, С.Ф. Тараян // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
18. Нетесов Е.В. Правовое регулирование оказания медицинской помощи / Е.В. Нетесов // Защита частных прав: проблемы теории и практики. Материалы 2-й ежегодной междунарной научно-практической конференции / под ред. Н.П. Асланян, Ю.Ю. Виниченко. — Иркутск: изд-во БГУЭП, 2013. — С. 254-259.
19. Павлова Ю.В. Юридическая защита медицинской организации при применении норм, устанавливающих гражданско-правовую ответственность без вины / Ю.В. Павлова // Медицинское право: теория и практика. - 2016. - № 2 (4). - С. 196-204.
20. Песенникова Е.В., Гриднев О.В., Кучиц С.С. Медицинские услуги или медицинская помощь - актуальный вопрос для медицинских учреждений здравоохранения / Е.В. Песенникова, О.В. Гриднев, С.С. Кучиц // Исследования и практика в медицине. - 2017. - № 4. - С.156-164.
21. Печникова О.Г., Печников А.П. К вопросу об условиях договора оказания платных медицинских услуг / О.Г. Печникова, А.П. Печников // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2012. - № 2 (20). - С. 5458.
22. Псарева Е.В. Проблемы привлечения к ответственности медицинских организаций в случае причинения вреда здоровью пациента / Е.В. Псарева // Глаголъ правосудия. - 2017. - № 1 (13). - С. 97-102.
23. Рыбкина М.В., Ковалева О.В. Ответственность за вред, причинённый врачебной ошибкой жизни и здоровью гражданина / М.В. Рыбкина, О.В. Ковалева // Социология и право. - 2015. - № 4 (30). -С. 101-109.
24. Салыгина Е.С. Договорное регулирование отношений в сфере оказания возмездных медицинских услуг: автореф. дисс. ... к.ю.н./ Е.С. Салыгина. - Екатеринбург, 2016. - 31 с.
25. Салыгина Е.С. Применение Закона РФ «О защите прав потребителей» для регулирования возмездных медицинских услуг / Е.С. Салыгина // СПС «Консультант Плюс», 2013.
26. Сборник «Общественное мнение» // Официальный сайт Левада-центр - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.levada.ru/sbomik-obshhestvennoe- mnenie/obshhestvennoe-mnenie-2018/ (дата обращения 05.04.2019).
27. Сидоров С.В., Чернусь Н.Ю. Правовая природа договоров в сфере обязательного медицинского страхования / С.В. Сидоров, Н.Ю. Чернусь // Российский юридический журнал. - 2017. - № 3. - С. 164 - 171.
28. Сироткина А.А Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования: автореф. дисс. ... к.ю.н. / А.А. Сироткина. - Москва, 2004. - 28 с.
29. Ситдикова Л.Б. Особенности заключения договора оказания медицинских услуг / Л.Б. Ситдикова // СПС «КонсультантПлюс», 2010.
30. Ситдикова Л.Б. Правовая природа медицинских услуг: гражданскоправовой аспект / Л.Б. Ситдикова // СПС «Консультант Плюс», 2010.
31. Ситдикова Л.Б. Проблемы гражданско-правовой ответственности за причинение вреда здоровью пациента: вопросы теории и судебной практики / Л.Б. Ситдикова // СПС «Консультант Плюс», 2016.
32. Ситдикова Л.Б. Теория и практика применения законодательства в вопросе определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания медицинских услуг / Л.Б. Ситдикова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2016. - № 4. - С. 7782.
33. Старчиков М.Ю. Правовой статус и организационно-правовые формы медицинских организаций: законодательные положения и судебная практика / М.Ю. Старчиков // СПС «Консультант Плюс», 2018.
34. Старчиков М.Ю. Правовой статус норм, стандартов и клинических протоколов в медицинской деятельности: вопросы теории и судебной практики / М.Ю. Старчиков // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
35. Степанян Ш.У. Медицинская услуга - специфический объект правового регулирования в российском законодательстве / Ш.У. Степанян // СПС «Консультант Плюс», 2015.
36. Суханов Е.А. Российское гражданское право: учебник в 2 т. Т. 2: Обязательственное право / Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2015. - 1208 с.
37. Тарасова О.Е. Правовая сущность медицинской услуги. / О.Е. Тарасова // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 10 - С. 84-86.
38. Тихомиров А.В. Медицинская услуга: правовые аспекты / А.В. Тихомиров // Здравоохранение. - 1999. - № 8. - С. 161 - 178.
39. Тихомиров А.В. Обязательства из причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг / А.В. Тихомиров // Адвокат. - 2008. - № 5. - С. 92-94.
40. Тоточенко Д.А. Компенсация морального вреда при ненадлежащем оказании медицинской помощи в России и за рубежом / Д.А. Тоточенко // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2. - С. 206-211.
41. Улаева Н.Л. Российские медицинские услуги: специфика и проблемы правового регулирования / Н.Л. Улаева // Общество и право. - 2015. - № 2 (52). - С. 50-54.
42. Хузина С.Ф. Качество медицинских услуг: проблемные аспекты / С.Ф. Хузина // Всерос. научн.-практ. конф. «X Камские чтения» /
Набережночелнинский институт КФУ; под. ред. Л. А. Симоновой. - Набережные Челны, 2018. - С. 756-757.
43. Хузина С.Ф. Особенности применения отдельных норм Закона «О защите прав потребителей» в сфере оказания медицинских услуг / С.Ф. Хузина // Современные проблемы развития техники, экономики и общества. Материалы II Международной научно-практической очно-заочной конференции / Лениногорский фил. КНИТУ-КАИ; науч. ред. А. В. Гумеров. - Лениногорск, 2017. - С. 346-348.
44. Шаяхметова А.Р. Договор возмездного оказания медицинских услуг: проблемы теории и практики: автореф. дисс. ... к.ю.н. / А.Р. Шаяхметова. - Екатеринбург, 2012. - 28 с.
45. Шаяхметова А.Р. Специфика медицинской услуги как объекта гражданского права / А.Р. Шаяхметова // СПС «Консультант Плюс», 2011.
46. Шевчук Е.П. Элементы обязательства по возмещению вреда, причиненного здоровью при оказании медицинских услуг / Е.П. Шевчук // Сибирский юридический вестник. - 2015. - № 4 (71). - С. 69-75.
47. Шмаров Л. А. Причинно-следственная связь между действием (бездействием) и неблагоприятным исходом / Л. А. Шмаров // Актуальные проблемы медицины и биологии. - 2018. - № 2. - С. 66-69.