Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Работа №32651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи отклоняющегося поведения подростков и социокультурных рисков образовательного пространства школы 6
1.1. Социокультурные риски образовательного пространства школы 6
1.2. Личностные и ситуативные детерминанты отклоняющегося поведения
подростков 13
1.3. Проблема отклоняющегося поведения подростков в контексте социокультурных
рисков образовательного пространства школы 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Методы и организация исследования взаимосвязи отклоняющегося поведения подростков и социокультурных рисков образовательного пространства школы 25
2.1 Описание выборки исследования 25
2.2 Методы исследования 26
2.3 Процедура исследования 27
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 28
Глава З. Исследования взаимосвязи отклоняющегося поведения подростков и
социокультурных рисков образовательного пространства школы 30
3.1. Сравнительный анализ подверженности социокультурным рискам
образовательного пространства школы у учащихся с разными типами отклоняющегося поведения 30
3.2. Взаимосвязь разных типов отклоняющегося поведения учащихся и
подверженности социокультурным рискам образовательного пространства школы 39
Выводы по главе 3 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение

Современная ситуация развития нашего общества создает условия для увеличения числа отклонений социального, физического и психического развития подрастающего поколения. Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования - социальных, экологических, политических, нравственных. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп. Оценка любого поведения подразделяет его сравнения с какой-либо нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение называют девиантным .
Отклоняющееся поведение человека обозначается как система поступков или ряд отдельных поступков, противоречащих принятым в социуме нормам и проявляющиеся в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Подростковый период - важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей, общественные ценности. Поиск своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни.
Психологические и социальные особенности поведения подростков, обусловлены в основном особенностями их воспитания в семье, отношением к ведущей деятельности и системой взаимоотношений с окружающими, прежде всего со сверстниками и взрослыми. Факты, касающиеся роста отклоняющегося поведения подростков дают стимул к активизации психолого-педагогической деятельности, связанной с детальным исследованием феномена отклоняющегося поведения на современном этапе, в плане выяснения его генезиса, состояния, и профилактики. Это и объясняет актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучение отклоняющегося поведения подростков во взаимосвязи с социокультурными рисками образовательного пространства школы.
Объект исследования: отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь отклоняющегося поведения подростков и социокультурных рисков образовательного пространства школы.
Задачи исследования:
1) Изучить на теоретическом уровне социокультурные риски образовательного пространства школы и определить личностные и ситуативные детерминанты отклоняющегося поведения подростков.
2) Провести сравнительный анализ подверженности социокультурным рискам образовательного пространства школы у учащихся с разными типами отклоняющегося поведения.
3) Определить взаимосвязь разных типов отклоняющегося поведения учащихся и подверженности социокультурным рискам образовательного пространства школы.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы, обобщение, сравнение и
систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
2) эмпирические методы,
3) количественный и качественный анализ результатов.
Методологической основой исследования послужили труды
отечественных ученых -В.Д. Менделевича,Ю.А. Клейберга, Е. Змановской изучающих вопросы отклоняющегося поведения подростков.
Практическая значимость работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме профилактики отклоняющегося поведения подростков и социокультурных рисков образовательного пространства школы; отмечены особенности отклоняющегося поведения подростков; разработана программа, направленная на профилактику отклоняющегося поведения подростков и социокультурных рисков образовательного пространства школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дипломная работа была посвящена изучению взаимосвязи отклоняющегося поведения подростков и социокультурных рисков образовательного пространства школы.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что психологическая безопасность участников образовательного процесса ориентирована на защиту субъектов обучения от негативных воздействий и создание личностно-доверительных отношений. Обеспечение школьной безопасности для всех участников образовательного процесса является проблемой, требующей поддержки и причастности к ней всех главных секторов общество. Все усилия, направленные на сохранение и поддержание безопасной среды школы должны поддерживаться администрацией, преподавателями, учащимися и их родителями. Обеспечение психологической безопасности ребёнка является условием позитивного и устойчивого развития его личности. Каждый возрастной этап имеет свою специфическую особенность взаимодействия со средой, которую следует учитывать при создании психологически безопасной образовательной среды в школе.
Подростки имеют ряд особенностей как способствующих, так и препятствующих обеспечению их психологической безопасности. К последним относятся лабильность настроения, повышенная возбудимость, стремление освобождения от опеки взрослого вкупе со стремлением группироваться со сверстниками. Подростки в первую очередь реагируют на то, кто является источником информации, а не на само содержание информации, что позволяет легко манипулировать ими человеку, который представляет для подростка ценность. Кроме того, снижению психологической безопасности способствует девиантное поведение подростков.
Для изучение взаимосвязи отклоняющегося поведения подростков и социокультурных рисков образовательного пространства школы было проведено эмпирическое исследование с участием 30 подростков общеобразовательной школы. Проведённое эмпирическое исследование показало, что среди подростков склонность к разнообразным видам девиантного поведения имеет незначительное количество подростков. Наиболее часто встречающийся среди подростков вид девиантного поведения - склонность к делинквентному поведению. Любые типы девиаций могут стать причиной склонности к рискованному поведению и неблагополучных явлений безопасности образовательной среды.
Подростки со склонностью к делинкветному поведению достоверно более ориентированы на рискованное поведение, менее адаптированы и более гаджетозависимы. Кроме того, подростки с делинквентным поведением достоверно чаще демонстрируют различные отклонения.
Как показало исследование, для подростков с делинквентным поведением образовательная среда представляется менее безопасной - они достоверно выше оценивают её виктимность и интолерантность. Также подростки с делинквентным поведением достоверно более высоко оценивают риск виртуальной аутизации.
На основе результатов эмпирического исследования мы полагаем, что безопасность образовательной среды зависит в значительной мере от соблюдения подростками норм и правил, пусть даже патологического соблюдения, и волевого контроля эмоций.



1. Акимова В.А. Историко-педагогический анализ развития
современных моделей взаимодействия школы и семьи / В.А. Акимова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 4. - С. 47-57.
2. Арендачук И.В. Этапы развития адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды / И.В. Арендачук // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - № 2. - С. 108-113.
3. Артамонова М.П. Культурно-образовательная среда школы как пространство социализации несовершеннолетних / М.П. Артамонова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. -С.74-77.
4. Басенцян С.И., Барановская Н.Н. Формирование
здоровьесберегающей среды школы / С.И. Басенцян, Н.Н. Барановская // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 6. - С. 52-56.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А Беличева.- М.: «Пульс», 2013. С.250.
6. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения / М.М. Безруких // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 11 -16.
7. Богатырева Ю.И. Модель обеспечения информационной
безопасности школьников при создании инфобезопасной среды образовательного учреждения / Ю.И Богатырева // Известия ТулГУ.
Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. - С. 14-26.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. С.533.
9. Гиззатуллин И.Г. Педагогические условия эффективного развития социального лидерства педагогов дополнительного образования / И.Г. Гиззатуллин // Педагогическое образование в России. -2014. - № 12. - С. 153157.
10. Гилинский Я. Социальный контроль над девиантностью в
современной России: теория, история, перспективы // Социальный контроль над девиантностью в современной России. СПб.: Ин-т социологии РАН, 2016.
С. 235
11. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. - Спб: Питер, 2009. С. 423
12. Иванеев С.В. Социокультурные основы образовательного процесса / С.В. Иванеев // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2014. - № 6. - С. 78-84.
13. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Кошко Н.Н., Шинкаренко А.С., Аверьянова Н.В., Вержицкая Е.Н. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде / Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Н.Н. Кошко, А.С. Шинкаренко, Н.В. Аверьянова, Е.Н. Вержицкая // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 1(13). -С. 50-55.
14. Ковров В.В. Современные вызовы психологической безопасности образовательной среды / В.В. Ковров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2013. - № 158. - С. 56-57.
15. Литвиненко Н.В. Теоретико-экспериментальные основы модели адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития / Н.В. Литвиненко // Известия ВГПУ. - 2013. - № 7(82). - С. 155-159.
16. Овчинникова Т.С. Качество образования в поликультурной школе / Т.С. Овчинникова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 3. - С. 146-156.
17. Падылин Н.Ю. Развитие безопасной социокультурной воспитательной среды школы / Н.Ю. Падылин // Вестник ГУУ. - 2013. - № 3. - С. 272-275.
18. Полищук Г.А. Некоторые аспекты развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы / Г.А. Полищук // Армия и общество. - 2013. - № 3(35). - С. 82-88.
19. Романов Д.А., Терюха Р.В., Гусева Д.Н., Доронин А.М. Модели безопасной образовательной среды / Д.А. Романов, Р.В. Терюха, Д.Н. Гусева, А.М. Доронин // Ученые записки университета Лесгафта. -2014. - № 2(108). - С. 144-148.
20. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / Сергей Леонидович Рубинштейн. - Санкт- Петербург : Питер, 2012.С. 288 с.
21. Семерник С.З., Балахонская Ю.В. Социокультурные риски как предмет социогуманитарной рефлексии и феномен современного общества / С.З. Семерник, Ю.В. Балахонская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2. - С. 239-244.
22. Титкова В.В., Иванюшина В.А., Александров Д.А. Популярность школьников и образовательная среда школы / В.В. Титкова, В.А. Иванюшина, Д.А. Александров // Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 139-161.
23. Чуйкова Л.Ю. Информационное пространство как социальнопсихологический феномен, определяющий социальные черты в сознании подростков / Л.Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования. - 2014. - № 1(27). - С. 81-87.
24. Шаджем А.Ю., Куква Е.С., Хацац А.А. Влияние сетевых практик на идентификационные процессы в молодежной среде в условиях социокультурных рисков / А.Ю. Шаджем, Е.С. Куква, А.А. Хацац // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 6. - С. 44-47.
25. Якушкина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки / М.С. Якушина // ЧиО. - 2013. - № 2(35). - С. 66-69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ