ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 4
1.1 Понятие STEM-образования 4
1.2 Информационные технологии в STEM-образовании 10
1.3 Концепция STEM как подход к инженерии 12
1.4 STEM-образование и этапы погружения 13
1.5 Конструирование в STEAM-образовании 15
ГЛАВА 2 РОБОТОТЕХНИКА В STEM-ОБРАЗОВАНИИ 16
2.1 Образовательная робототехника в современном обществе 16
2.2 Стратегия развития образовательной робототехники 18
2.3 Робототехника в STEM-образовании 20
2.4 Робототехника как средство интеллектуального развития 22
2.5 Разборка и изучение основных деталей робототехники 27
2.5.1 Начало работы с Arduino 27
2.5.2 Моделирование и робототехника. Среда моделирования TinkerCAD . 29
2.6 Ультразвуковой датчик расстояния 36
ГЛАВА 3 ПРИМЕР ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ РОБОТОВ НА ПЛАТФОРМЕ ARDUINO 39
3.1 Этапы работы над проектом робот-перевозчик 39
3.2 Создание приложения для телефона 40
3.3 Подключение и программирование робота 46
Заключение 53
Использованная литература
В настоящее время в России и в мире широко и стремительно развиваются информационные технологии. Развитие технологий меняет приоритеты нынешнего образования, поэтому появляются новые модели. Учителя математики и информатики часто бросают вызов своим ученикам, чтобы объяснить, почему изучение математики настолько важно и необходимо. Подход к решению этого вопроса состоит в том, чтобы показать ученикам значение в изучении математики, просвещая их о связях, которые имеет математика другими с дисциплинами. Интеграция - это метод обучения, которое может быть использовано, чтобы дать ученикам представление о том, как математика полезна в различных сферах. Ученики способны обнаружить связь между математикой и наукой (среди других областей). Полезно показать учащимся, почему изучение математики ценно.
Целью работы является разработка методических материалов и реализация концепции STEM-образования в средней школе во внеурочной деятельности. Выяснить междисциплинарные связи технологии STEM, интеграцию математики и информатики в классе. Мое исследование проводилось с целью выработки рекомендаций для преподавателей, которые хотят реализовать междисциплинарный подход STEM-образования в школе, а именно применить робототехнику как главный инструмент связи между науками. Данный курс развивает навыки учащихся в таких направлениях как конструирование, программирование и 3D моделированию.
Для технической базы курса выбрана платформа Arduino, являющаяся доступной для образовательных целей. Идея заключается в изучении платформы Arduino и параллельно 3D-моделирования, конструирования и программирования. Мотивацией для учащихся будет являться разработка собственного робота. Так, проект создания робота станет развитием творческой и исследовательской деятельности учащихся в достижении цели. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключением и списка литературы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были достигнуты следующие результаты:
• предложен методический подход к реализации STEM-образования в образовательной робототехнике
• на основе данного подхода разработан проект курс по основам конструирования и программированию роботов
На основании проведенного исследования мы выяснили, что интеграция математики, информатики и науки в среднем образовании может дать много значимых преимуществ, если сделать это эффективно.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный курс можно использовать как один из стартовых методик для изучения робототехники, развития навыков у учеников в этой сфере. Учитель может использовать материалы методической разработки, как во внеурочной деятельности, так и в основе элективного курса.
1. Dedovets, Z., & Rodionov, M. (2015). The Development of Student Core Competencies through the STEM Education Opportunities in Classroom. International Journal of Social, Behavioral, Educational, Economic, Business and Industrial Engineering, 9(10), 3309-3312
2. Брыксина О.Ф., Тараканова Е.Н. STEM-образование: дань моде или необходимость? // Инфо-стратегия 2016: общество, государство, образование : сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Самара, 2016. С. 306-309.
3. Церковная И.А. Возможности STEM-образования в развитии
предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста // Фiзико - математична освгта: науковий журнал. 2017. Вип. 2 (12). С. 156-160 ; STEM- образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста (парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество) / Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. М., 2017. 112 с.
4. Репин А.О. Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики // Научная идея. 2017. № 1. С. 76-82.
5. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 26.11.2018).
6. Махотин Д.А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. №2-2 (115). С. 301-305.
7. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. О понятии «инженерное мышление» // Формирование инженерного мышления в процессе обучения: материалы Международной научно-практической конференции, 7-8 апреля 2015 г., Екатеринбург, Россия / Урал. гос.пед.ун-т; отв. ред. Т.Н. Шамало. - Екатеринбург, 2015. 284 с.
8. Использование LEGO-роботов в инженерных проектах школьников. Отраслевой подход. Учебное пособие / Л.Г. Белиовская, Н.А. Белиовский. М.: ДМК Пресс, 2016. 88 с.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”
10. Смелова В. Г. Методические подходы к конвергентному образованию в школе // Интерактивное образование. 2017. №2. С. 14-21
11. Чеботарева Э.В. Разработка методических материалов практического курса по основам конструирования ипрограммирования роботов /Э.В. Чеботарева, Р.Н. Абдрахманова, З.Н. Хадиева // Информационные технологии в образовании и науке - ИТОН2017:материалы международной научнопрактической конференции.- Казань: КФУ.-2017.-С.262-264.
12. Чеботарева Э.В. Некоторые аспекты реализации практикоориентированного подхода при обучении программированию / Э.В. Чеботарева // Информационные технологии в образовании и науке - ИТОН 2016: материалы международной научно-практической конференции.- Казань: КФУ.-2016.-С.213-214.
13. Bybee R.W. The Casefor STEM Education: Challenge sand Opportunities/R.W.Bybee - Arlington: NSTAPress.-2013.-189p.
14. Аппаратная платформа Arduino [Электронныйресурс] - Режим доступа: http://arduino.ru/Hardware/ArduinoBoardUno
15. Circuits on Tinkercad [Электронныйресурс] - Режим доступа: https://www.tinkercad.com/circuits