Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дескрипция восприятия. Опыт самореферентного сознания.

Работа №32619

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы41
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
393
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Опыт восприятия................................................................................................................................7
I.I. Ретроспективные системы восприятия.....................................................................................................7
I.II. Интроспективные системы восприятия ................................................................................................14
Глава II. Некоторые другие проблемные регионы восприятия сознания. ................................................20
II. I. Аутентификация прескретивности восприятия «Другого»................................................................22
II. II. Первичный опыт восприятия...............................................................................................................27
Заключение .....................................................................................................................................................36
Библиография .................................................................................................................................................39

Философия сознания на данный момент времени является одной из
ведущих областей исследований, затрагивающих социально – гуманитарные,
точные и когнитивные науки. Область распространения её влияния
коррелирует как с изначальными актуальными направлениями, связанными с
экспликацией природы сознания, психофизической проблематикой, так и в
общем с психикой человека.
В частности, философия сознания была актуализирована в области
аналитической традиции, где упор явился на логический анализ языка, а в свете
отказа от психофизической проблемы философия сознания реализовалась в
экзистенциализме и феноменологии.
Актуальность
Актуальность темы исследования выражена в том, что природа сознания
или, конкретно, проблемы, связанные обозначением, дескрипцией и
систематизацией следственности и процесcуальности сознания наиболее остро
актуализируются в настоящее время.
Наблюдаемые в последние десятилетия интуиции, разворачивающиеся
вокруг новых теорий, приближают нас к некоторым тенденциям, воплощающих
как конвергенцию континентальной и аналитической традиций, так и сам
неисчерпаемый потенциал данного поля обзора.
Но проблемы восприятия, которые рассматривались или формулировка
именно такой постановки вопроса исследования не были наделены ранее
большим вниманием, так как замечания, возникавшие в ходе рассуждений
приписывались или общей картине сознания, или иным другим социальным и
ментальным новообразующим конструкциям.
Сосредоточение локуса внимания на данной тематике несет не случайный
характер. Вследствие того, что изучение сферы сознания определило такую
область, в поисках которой философская мысль находится не одно столетие, мы4
считаем значимым продолжить путь или попытки экспликации того, что могло
бы быть названо «чистым сознанием».
И предположительно, такая процедура, как восприятие, может подвести
нас к данному призрачному десигнату.
Объект исследования: сознание.
Предмет исследования: восприятие сознания.
Целью исследования является рассмотрение феномена «восприятия», как
одной из качественных характеристик сознания.
Задачи исследования:
1. Выведение ретроспективных и интроспективных систем восприятия
сознания.
2. Дескрипция актов внутреннего и внешнего восприятия сознания.
3. Анализ интенциональных актов.
4. Описание других проблемных зон.
Методы исследования:
В данной работе преимущественно отмечается теоретический метод
систематизации или сводка обобщенных данных, выведенных из примеров
других философских систем. Также обобщение носит характер синтеза,
дескрипции и рефлексии.
Степень научной разработанности темы обусловлена тем, что базисные
компоненты в проведении экспликации основных структурных теоретических
оснований исследований данной темы выстраиваются в феноменологической
традиции в представлении таких авторов, как Э. Гуссерль и Ж.П. Сартр. В этом
концептуальном теоретическом дискурсе рассмотрение сознания и дескрипция
других его положений дает возможность абстрагироваться от элементов,
способных стать препятствием в достижении поставленных изначально целей.
В данной тематике нельзя не упомянуть концепции дорефлексивного сознания
(Гейдельбергская школа, Д. Генрих, М. Франк, Д. Захави) и актуальные
исследованиях в рамках «mind-body problem».5
Безусловно, исследование сознания и его производных характеристик не
ограничивается лишь феноменологическим обзором. Важность таких
исследований была подчеркнута краткими изложениями некоторых позиций
как аналитической, (в работе были упомянуты такие личности как Т.Нагель,
Д.Серл, Д. Чалмерс и др.) так и континентальной философии.
Структура работы состоит из введения, первой главы и второй главы,
включающих в себя по два параграфа, заключения и списка литературы.
Во введении дается краткое историческое положение дисциплины, к
которой примыкает сфера исследования, раскрывается цель, объект, предмет,
методы и задачи исследования, а также обозначаются причины, которые
мотивировали на написание данного труда.
Глава 1 «Опыт восприятия» включает в себя:
Первый параграф «Ретроспективные системы восприятия» - дается
название первой системе восприятия. Заключает в себе обоснование самого
способа излагания и систематизации данных, основывающихся на таких
синтетических продуктах сущего, как наличное существование сознания.
Второй параграф « Интроспективные системы восприятия» представляет
попытку обозначения такого теоретического методологического
инструментария, с помощью которого сознание могло бы разворачивать свою
деятельность аподиктически достоверно.
Глава 2 «Некоторые другие проблемные регионы восприятия сознания»
направлена на свод главных проблемных зон, вытекающих из изучения данной
тематики, для показания всей причинно–следственной связи и складывания
общей осведомительной картины.
Параграф первый «Аутентификация прескриптивности восприятия
«Другого»» заключает в себе краткое изложение идентификации субъективного
опыта сознания, произведенного от первого лица, а также попытки показания
солипсической направленности данного угла обзора.
Параграф второй «Первичный опыт восприятия» является
заключительным оформлением идейного композиционного смысла данного6
исследования, в котором раскрывается необходимость помимо систематизации
основных свойств сознания сосредоточиться на одном элементе системы, а
именно «первичном акте восприятия».
В заключении подведены итоги начальных заданных целей исследования и
их соответствие ожидаемому результату. Была отмечена действительная
необходимость локализованной остановки изучения сознания на феномене
восприятия; выявлено новое феноменологическое поле для исследования в виде
таких актов восприятия, которые бы являлись следствием «переживания
переживания» у Гуссерля или переживаний такого рода, не имеющих под собой
никаких экзистенциональных оснований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Я никак не могу уловить свое я как нечто существующее помимо
восприятий и никак не могу подметить ничего, кроме какого-либо
восприятия».
35
От рассмотрения функционирования сознания и изучения его деятельности
зависит не только концептуальное оформление его понимания, но и
определение опыта, который мы имеем или который с нами происходит. Под
опытом можно понимать всякое содержание ментальных событий, являющихся
субстратом или материалом для сознания, а в случае, когда сознание есть
всегда сознание «о», так и вообще, единственным и необходимо возможным
элементом для существования всего. Также нужно иметь в виду положения о
возможности интерпретации и полагания обретения ментальных событий от
первого лица. В этой сфере перед нами открываются вопросы о проблемах
личностной идентификации36. Дж. Локк37 («memory theory») говорит о памяти,
как об основной закрепительной системе или матрицы сохранения каких либо
операций, в том числе интенций сознания, будь то рефлексия или восприятие,
производное от нее, где память, на которую в данном случае мы обращаем
внимание, и некоторые другие элементы являются показателем
персонализированных данных (единства сознания). В противоположность
вектора мысли в представлении редукционизма – в «пучковой теории» Д.Юма
(bundle theory), память не столь помогает проводить операции сознания, сколь
конституирует тождество личности.
В традиции классической концептуализации проблемы личной
идентичности первое, с чего начинается последовательность событий –
субъектно-объектная дихотомия, выводящая сознание за субъект, или актора,
35 Юм Д. Соч. В 2 т. / Д. Юм. – М.: Мысль, 1996. – Глава «О тождестве личности»
36 Веричева К.В. Проблема личностной идентичности в философии / К.В. Веричева //
Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина: Сб.ст. / Отв.ред.
С.Г. Еремеев. – Спб.: 2010. – С. 53 – 60.
37 Локк Дж. Опыт о человеческом разумении/ Дж. Лок. Сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Под ред. И.
С. Нарского. — М.: Мысль, 1985. — 623 с. – Глава 10. Об удержании [простых идей].36
находящегося в связи с миром объектов38, заведомо окруженного
предметностью.
Когда мы говорим о сознании или его деятельности, в ракурсе данного
исследования нельзя не упомянуть о концепциях дорефлексивного сознания
или неэгологических теориях, явившихся откликом на проблемы классических
теорий рефлексивности.
Но в данном случае мы имеем эпистемологический объяснительный
разрыв: как опыт, о котором мы писали выше или связанные между собой
события при сведении к минимуму личной идентификации могут обеспечивать
надежные акты познания?
Помимо вопросов, связанных с необходимости сконцентрироваться на
локальных аспектах восприятия, задачи, которые мы преследовали изначально,
заключались в попытках фиксации первичных актов восприятия. В ходе
исследования мы вышли на еще одну область вопросов, которые не смогли
оставить без внимания.
«Едва ли возможно хотя бы гадать о том, как достигается познание
непосредственного переживания. Ибо такое познание – и не знание, и не
предмет знания, а нечто иное. Непонятно, как выливается на бумагу отчет о
переживании переживания, даже если таковое и наличествует».39.
«Переживание переживания» - вот то, что не дает покоя. Проводя различие
между переживанием, происходящим неосознанно и наблюдением, базируемом
на созерцании, рефлексии отводится место сомнительного инструмента, с
помощью которого чистое событие транспонируется в разряд переработанного
схваченного происшествия, где ставится под сомнение как возможность
нерефлектируемых переживаний, так и сама рефлексия.
Гуссерль приводит в пример логическую схему, которую можно
обозначить как невозможность осуществления определенной операции без ее
38 Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения/ Н.А.Бердяев -
Париж: "Ymca - Press" ,1934, С.191
39
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга
первая. Общее введение в чистую феноменологию/ Эдмунд Гуссерль - М.: Академический
Проект, 2015. — С.24037
инструментария, посредством которого она могла бы быть. «Далее, ясно, что
переживание – постоянная предпосылка – может быть «знаемым» лишь
посредством рефлексии, и, как непосредственное знание, обосновываться лишь
рефлективным, дающим созерцанием. Однако, если все подобное дано через
созерцание, то оно дано в некоем содержательном наполнении созерцания, а
тогда противоосмысленно утверждать, что тут вообще нет ничего познаваемого
– ничего относящегося к содержательному наполнению нерефлектируемого
переживания и способа модификации, каковой оно испытывает».40 И далее,
вытекающее из этих положений, что на свое ментальное событие есть свой вид
рефлексии, подчеркивается нежелательность антиномического характера
рефлексии.
Но и в этой последовательности можно поставить под сомнение шаг
рассуждения, позиционирующий о наличествующей данности, поступающей к
сознанию, которое готово ее воспринять.
Какова вероятность, что это «некое содержательное наполнение
созерцания», с которым мы встречаемся, и которое так хитро существует, что
даже создает после себя цепь теории, в которой может быть изъян в виде
рефлексии, схватывающей эту самую данность при возможности ее
деформации, не есть большая проблема, чем просто искажение, исходящее от
рефлексии?
И это как раз вопросы, которые соотносятся со сферой восприятия.
Выведение, дескрипция и систематизация разнообразия феноменов
сознания должны стремиться не только к обеспечению теоретических
конструктов на базе различных репрезентаций, но и к возможности быть
задействованными в эмпирических исследованиях. Поэтому вопросы, которые
связаны с данной темой, могут носить не только концептуальный характер
развития и поддержания тех или иных теорий, но и открытие новых элементов
в практическом изыскании.
40 Там же стр. 245.38
В упомянутых случаях, способы полагания достоверности сознания,
которые, возможно, в своих целях имели, для начала, подтверждение его
наличествующего аподиктического характера, в конце концов приходят к
прямо противоположному результату.
Всё, что мы можем делать в данный момент времени, это заниматься
дескриптивным способом изучения сознания, а именно его следственной
наличности, которую обнаружить можно через феномен восприятия. В свете
такой логической цепочки мы предложили от мыслительных конструктов
перейти на фактическую действительность, оставаясь все также в
теоретических рамках повествования.


Брентано Ф. Избранные работы. / Составл., перев, нем. В.
Анашвили. - М.: ДОМ интеллектуальной книги, Русское феноменологическое
общество, 1996 – 176 с.
2. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и
общения/ Н.А.Бердяев - Париж: "Ymca - Press" ,1934, С.191.
3. Веричева К.В. Проблема личностной идентичности в философии /
К.В. Веричева // Вестник Ленинградского государственного университета им.
А.С. Пушкина: Сб.ст. / Отв.ред. С.Г. Еремеев. – Спб.: 2010. – С. 53 – 60.
4. Васильев В.В. Трудная проблема сознания / М.: ПрогрессТрадиция, 2009. — 269 с.
5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001. – 88 с.
6. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической
философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию/ Эдмунд
Гуссерль. – М.: Академический Проект, 2015. — 489 с.
7. Гуссерль Э. – Собрание сочинений. Том 1. Феноменология
внутреннего сознания времени/ М.: Гнозис, 1994. – с.162.
8. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. / Э. Гуссерль // Логос.
М., 1911 № 1 С. 26 – 45.
9. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Наука, 1999. - 655 с.
10. Литвин Т., Захави Д. Субъективность и индивидуальность./ Т.
Литвин // Исследование перспективы «От первого лица» // HORIZON.
Феноменологические исследования. 2012. №1. С.168 – 171.
11. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении/ Дж. Локк. Сочинения: В
3-х т. Т. 1 / Под ред. И. С. Нарского. — М.: Мысль, 1985. — 623 с.
12. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания.— М.:
«Территория будущего», 2007. (Серия: «Университетская библиотека
Александра Погорельского»). — 456 с.40
13. Молчанов В. И. Парадигмы сознания и структуры опыта / Логос.
Выпуск 3. Москва, 1992.
14. Молчанов В.И. Две лекции о Брентано./ В.И. Молчанов // Логос, №
1, 2002 (32). C. 46-67.
15.Нагуманова С.Ф. Материализм и сознание. – Казань: Казанский
университет, 2011.
16.Нагуманова С.В Сознание как феноменальная репрезентация
(онтологические и методологические проблемы редуктивного объяснения
сознания): Дис. на с. уч.ст. д. филос. наук / С.В. Нагуманова. – Казань,
2013 – 250 с.
17. Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия: Научная монография / Т.М.
Рябушкина. – М.: «Реабилитация», 2014 – 352 с.
18. Рябушкина Т.М. / Проблема обоснования пререфлексивного
самосознания: возможно ли трансцендирование сознательного опыта?/ Т.М.
Рябушкина // ФН – 6/2015. Когнитивные исследования. М.: Философские
науки. 2015;(6) с. 72-86
19. Рябушкина Т.М. Пререфлексивное самосознание как условие
возможности опыта / Т.М. Рябушкина / Вестник Новосибирского
государственного университета Серия: Философия. 2015. Т. 12. № 4. С.
20. Рябушкина Т.М. Трансцендентное в имманентном: от классической
рефлексии к современным дискуссиям о пререфлексивном самосознании / Т.М.
Рябушкина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия:
Философия. 2014. Т. 12. № 4. С. 24-30.
21. Рябушкина Т.М. Временность и субстанциональность:
характеристики сознания или особенности рефлексии? // Гуманитарные
исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. Т. 29. № 3. С.
41-50.
22. Сартр Ж.П. Трансцендентность Эго. Набросок
феноменологического описания/ Ж.П. Сартр //Пер. с французского Дмитрий
Кралечкин. М.: МОДЕРН, 2011 — С. 160.41
23. Слинин, Я. А Трансцендентальный солипсизм./ Я. А. Слинин
// HORIZON: феноменологические исследования, 6(1) 2017. С. 116 – 139.
24. Серл, Д. Открывая сознание заново. Перевод с англ. А. Ф. Грязнова.
- М.: Идея-Пресс, 2002. — 256 с.
25. Серл Д. Как можно решить проблему «сознание – тело»? М.: Идеяпресс, 2015.
26. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. – М.:
Академический Проект, 2015. – 460 с.
27. Psychologie vom empirischen Standpunkt I, Buch II, Kapitel I § 5 (pp.
125 ff). Брентан Ф., "Психология с эмпирической точки зрения", в сб.:
Избранные работы, М.: "ДИК", 1996, с. 33, пер. В. Анашвили.
28. Шпигельберг, Гербер Феноменологическое движение.
Историческое введение. Пер. с англ. / Перевод групп авторов по ред М.
Лебедева, . Никифоров (Ч.З). М.: «Логос», 2002. - 680 с.
29. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить
основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам Т.1 // Пер. с
англ. С. И. Церетели Сочинения в 2 тт. - М.: Мысль, 1965.
30. Cassam, Q., 2007, The Possibility of Knowledge, Oxford, Clarendon
Press – 234 с.
31. Nagel, T., What is it like to be a bat? The Philosophical Review
LXXXIII, 4 (October 1974):435-50.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ