ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Понятие и особенности формирования экологической культуры
младших школьников 7
1.2. Специфика внеклассной работы в начальных классах 12
1.3. Формы внеклассных мероприятий, направленных на формирование
экологической культуры учащихся 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 23
2.1. Диагностика экологической культуры младших школьников 23
2.2. Разработка и апробация плана проведения внеклассных мероприятий с
целью формирования экологической культуры младших школьников 29
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по формированию
экологической культуры младших школьников 39
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Понятие и особенности формирования экологической культуры
младших школьников 7
1.2. Специфика внеклассной работы в начальных классах 12
1.3. Формы внеклассных мероприятий, направленных на формирование
экологической культуры учащихся 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 23
2.1. Диагностика экологической культуры младших школьников 23
2.2. Разработка и апробация плана проведения внеклассных мероприятий с
целью формирования экологической культуры младших школьников 29
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по формированию
экологической культуры младших школьников 39
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Актуальность данного исследования связана с тем, что обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у учащихся экологического сознания, культуры природопользования.
За последние годы существенно ухудшилось экологическое состояние окружающей среды на нашей планете Земля: меняется климат, расширяется зона хозяйственной деятельности человека, уменьшается флора и фауна. Экологические проблемы становятся одними из самых главных на сегодняшний день и их решение зависит в первую очередь от уровня экологической культуры населения.
Педагоги и родители осознают важность обучения младших школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Формирование экологической культуры у младших школьников является актуальной задачей и проблемой образования.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы человек научился понимать окружающую природу, читать ее язык, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. В период младшего школьного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у учащихся можно сформировать основы экологической культуры - осознанно - правильного отношения к объектам живой и неживой природы.
Чтобы достичь начальных целей экологического образования, необходимо у школьников сформировать начальные нравственные представления и экологически грамотное поведение.
Формирования экологической культуры необходимо начинать с младшего школьного возраста. Во внеурочной деятельности заложены большие возможности формирования экологической культуры младших школьников.
Вопросы организации внеурочной деятельности стали актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим важно использовать все средства для повышения уровня познавательных интересов, личностного развития школьников и развития их экологической культуры.
Понятие и задачи формирования экологической культуры школьников раскрывают Б.Т. Лихачев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Н.С. Дежникова, Т.С. Иванова, В.В. Николина и др. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах А.Н. Захлебного, Т.А. Бабановой, Л.П. Салеевой И.Д. Зверева, и др., которые отмечали, что человек не может развиваться и расти, не взаимодействуя с окружающей природой.
Объектом данного исследования являются процесс формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы.
Предмет исследования - внеклассная работа как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Цель данного исследования - изучить роль внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме особенностей формирования экологической культуры младших школьников;
2. Раскрыть специфику внеклассной работы в начальных классах;
3. Выявить формы внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры учащихся;
4. Выявить исходный уровень экологической культуры младших школьников;
5. Разработать и провести апробацию плана проведения внеклассных мероприятий с целью формирования экологической культуры младших школьников;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:
- педагог знает специфические особенности формирования экологической культуры младших школьников;
- проводит диагностику развития экологической культуры младших школьников;
- реализуется план внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
Методологической основой исследования являются философские принципы теории и практики, единства сознания и деятельности, а также исследования отечественных и зарубежных ученых. Проблема формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы разрабатывалась в работах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.П. Салеевой и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование, наблюдение;
3. Математическая обработка данных.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов для эффективной учебно-воспитательной работы в начальных классах. Апробированный план может быть использован работе с учащимися начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В исследовании принимали участие младшие школьники, учащиеся 3-х классов. Общее количество - 48 человек. В контрольную группу вошли 24 ребенка и в экспериментальную группу вошли 24 ребенка.
Исследование состояло из трех этапов:
1) Констатирующий этап (октябрь - ноябрь 2018 г.). Цель: изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы. Изучить исходный уровень экологической культуры младших школьников.
2) Формирующий этап (ноябрь - январь 2018-2019 г.). Цель: проверка гипотезы в ходе экспериментального исследования. На этом этапе разрабатывался план, подбирались методики для проведения эксперимента.
3) Контрольный этап (февраль - апрель 2019 г.). Цель: анализ эффективности проведенной работы и описание полученных результатов, уточнение выводов по роли внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников, оформление результатов исследования.
За последние годы существенно ухудшилось экологическое состояние окружающей среды на нашей планете Земля: меняется климат, расширяется зона хозяйственной деятельности человека, уменьшается флора и фауна. Экологические проблемы становятся одними из самых главных на сегодняшний день и их решение зависит в первую очередь от уровня экологической культуры населения.
Педагоги и родители осознают важность обучения младших школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Формирование экологической культуры у младших школьников является актуальной задачей и проблемой образования.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы человек научился понимать окружающую природу, читать ее язык, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. В период младшего школьного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у учащихся можно сформировать основы экологической культуры - осознанно - правильного отношения к объектам живой и неживой природы.
Чтобы достичь начальных целей экологического образования, необходимо у школьников сформировать начальные нравственные представления и экологически грамотное поведение.
Формирования экологической культуры необходимо начинать с младшего школьного возраста. Во внеурочной деятельности заложены большие возможности формирования экологической культуры младших школьников.
Вопросы организации внеурочной деятельности стали актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим важно использовать все средства для повышения уровня познавательных интересов, личностного развития школьников и развития их экологической культуры.
Понятие и задачи формирования экологической культуры школьников раскрывают Б.Т. Лихачев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Н.С. Дежникова, Т.С. Иванова, В.В. Николина и др. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах А.Н. Захлебного, Т.А. Бабановой, Л.П. Салеевой И.Д. Зверева, и др., которые отмечали, что человек не может развиваться и расти, не взаимодействуя с окружающей природой.
Объектом данного исследования являются процесс формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы.
Предмет исследования - внеклассная работа как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Цель данного исследования - изучить роль внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме особенностей формирования экологической культуры младших школьников;
2. Раскрыть специфику внеклассной работы в начальных классах;
3. Выявить формы внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры учащихся;
4. Выявить исходный уровень экологической культуры младших школьников;
5. Разработать и провести апробацию плана проведения внеклассных мероприятий с целью формирования экологической культуры младших школьников;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:
- педагог знает специфические особенности формирования экологической культуры младших школьников;
- проводит диагностику развития экологической культуры младших школьников;
- реализуется план внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
Методологической основой исследования являются философские принципы теории и практики, единства сознания и деятельности, а также исследования отечественных и зарубежных ученых. Проблема формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы разрабатывалась в работах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.П. Салеевой и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование, наблюдение;
3. Математическая обработка данных.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов для эффективной учебно-воспитательной работы в начальных классах. Апробированный план может быть использован работе с учащимися начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В исследовании принимали участие младшие школьники, учащиеся 3-х классов. Общее количество - 48 человек. В контрольную группу вошли 24 ребенка и в экспериментальную группу вошли 24 ребенка.
Исследование состояло из трех этапов:
1) Констатирующий этап (октябрь - ноябрь 2018 г.). Цель: изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы. Изучить исходный уровень экологической культуры младших школьников.
2) Формирующий этап (ноябрь - январь 2018-2019 г.). Цель: проверка гипотезы в ходе экспериментального исследования. На этом этапе разрабатывался план, подбирались методики для проведения эксперимента.
3) Контрольный этап (февраль - апрель 2019 г.). Цель: анализ эффективности проведенной работы и описание полученных результатов, уточнение выводов по роли внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников, оформление результатов исследования.
Проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Анализ научной литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников (Т.Ю. Соколова, С.Н. Глазачева, В.В. Николина, Т.А. Шаманова) позволил определить экологическую культуру как составную часть общечеловеческой культуры, систему индивидуальных и общественных морально-этических норм, социальных отношений, ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.
Результатом экологического воспитания является формирование такой личности, которая обладает высоким уровнем сформированности экологической культуры как результата готовности к экологически сообразному взаимодействию с природой. В свою очередь формирование компонентов экологической культуры основывается на воспитании экологического сознания учащихся путем использования средств, методов, оказывающих воздействие на эмоционально -волевую сферу учащегося, а также обеспечивающих взаимодействие младших школьников с объектами неживой и живой природы.
Именно в младшем школьном возрасте у учащихся житейские знания о культуре взаимодействия с природой систематизируются, и при определенных условиях может быть сформирована готовность к правильному поведению в природе.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и посредством внеклассной работы, принципы и формы которой раскрываются в работах таких исследователей, как П.П. Чистяков, Н.С. Зверев, В.С. Щербаков, А. Дункан, Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Алексеева.
Главная цель внеклассной работы заключается в формировании у детей младшего школьного возраста экологической воспитанности. Дети могут выполнять различные творческие задания: сочинять экологические сказки, изготавливать поделки, организовывать конкурсы рисунков на экологическую тему, участвовать в исследовательской деятельности.
Во внеклассной работе, посредством таких форм занятий, как экологические акции, экскурсии, походы, праздники, защита экологических проектов, викторины, экологические игры, турниры знатоков природы и т.п. происходит формирование экологической культуры учащихся, развитие их осознанного и ценностного отношения к природе, желания ее охранять и приемножать.
Опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы было проведено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась работа по проведению серии внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников. Мы провели экскурсии на школьной экологической тропе, природоохранное мероприятие «Мусору нет», экологическую акцию «Приведем двор в порядок». Наши учащиеся участвовали в конкурсе проектов «Кормушка для птиц», «Экологическая сказка в картинках». Были проведены экологические игры «Планета животных», «Тайны живой природы», викторины «Люблю тебя, мой край родной!», «Знатоки природы» и др.
В ходе проводимых внеклассных мероприятий было замечено, что младшие школьники стали проявлять познавательный интерес к природному окружению, они стали активными участниками в проведении природоохранных мероприятий, у детей повысилось ценностное отношение к природному миру, они стали проявлять заботу о природе, соблюдать чистоту, ухаживать за растениями и животными.
В работе была доказана гипотеза, согласно которой эффективность формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:
- педагог знает специфические особенности формирования экологической культуры младших школьников;
- проводит диагностику развития экологической культуры младших школьников;
- реализуется план внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность
проведенной работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Анализ научной литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников (Т.Ю. Соколова, С.Н. Глазачева, В.В. Николина, Т.А. Шаманова) позволил определить экологическую культуру как составную часть общечеловеческой культуры, систему индивидуальных и общественных морально-этических норм, социальных отношений, ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.
Результатом экологического воспитания является формирование такой личности, которая обладает высоким уровнем сформированности экологической культуры как результата готовности к экологически сообразному взаимодействию с природой. В свою очередь формирование компонентов экологической культуры основывается на воспитании экологического сознания учащихся путем использования средств, методов, оказывающих воздействие на эмоционально -волевую сферу учащегося, а также обеспечивающих взаимодействие младших школьников с объектами неживой и живой природы.
Именно в младшем школьном возрасте у учащихся житейские знания о культуре взаимодействия с природой систематизируются, и при определенных условиях может быть сформирована готовность к правильному поведению в природе.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и посредством внеклассной работы, принципы и формы которой раскрываются в работах таких исследователей, как П.П. Чистяков, Н.С. Зверев, В.С. Щербаков, А. Дункан, Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Алексеева.
Главная цель внеклассной работы заключается в формировании у детей младшего школьного возраста экологической воспитанности. Дети могут выполнять различные творческие задания: сочинять экологические сказки, изготавливать поделки, организовывать конкурсы рисунков на экологическую тему, участвовать в исследовательской деятельности.
Во внеклассной работе, посредством таких форм занятий, как экологические акции, экскурсии, походы, праздники, защита экологических проектов, викторины, экологические игры, турниры знатоков природы и т.п. происходит формирование экологической культуры учащихся, развитие их осознанного и ценностного отношения к природе, желания ее охранять и приемножать.
Опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы было проведено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась работа по проведению серии внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников. Мы провели экскурсии на школьной экологической тропе, природоохранное мероприятие «Мусору нет», экологическую акцию «Приведем двор в порядок». Наши учащиеся участвовали в конкурсе проектов «Кормушка для птиц», «Экологическая сказка в картинках». Были проведены экологические игры «Планета животных», «Тайны живой природы», викторины «Люблю тебя, мой край родной!», «Знатоки природы» и др.
В ходе проводимых внеклассных мероприятий было замечено, что младшие школьники стали проявлять познавательный интерес к природному окружению, они стали активными участниками в проведении природоохранных мероприятий, у детей повысилось ценностное отношение к природному миру, они стали проявлять заботу о природе, соблюдать чистоту, ухаживать за растениями и животными.
В работе была доказана гипотеза, согласно которой эффективность формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:
- педагог знает специфические особенности формирования экологической культуры младших школьников;
- проводит диагностику развития экологической культуры младших школьников;
- реализуется план внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность
проведенной работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 2ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» НА ОСНОВЕ ВИТАГЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с родным краем
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира (Московский Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Возможности внеклассной работы для формирования экологической грамотности у младших школьников (Тульский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020



