Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты реализации гендерных решений в рекламных коммуникациях 5
1.1 Сущность и значение организации рекламных коммуникаций на современном предприятии 5
1.2 Особенности влияние на потребителя гендерных решений в рекламе 13
Глава 2. Анализ гендерных решений в рекламных коммуникациях ООО «Снежная королева» 21
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 21
2.2 Анализ гендерных решений в рекламных коммуникациях предприятия и рекомендации по их совершенствованию 25
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47
В процессе своей производственно-сбытовой деятельности предприятия сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к условиям экономической среды, ограничениям отрасли, динамике спроса, факторам инновационной активности конкурентов, разрабатываемым нормам и стандартам, которые проявляются в зависимости от ситуации и как ограничивающие, и как стимулирующие факторы развития.
В последние десятилетия процесс производства товаров и услуг усложнился, выросли требования клиентов к качеству продукции и уровню обслуживания. Следовательно, в условиях современной рыночной экономики залогом успешного развития бизнеса является его повышенное внимание к потребностям клиентов и разработка ряда технологий управления этими взаимоотношениями. Сегодня организациям недостаточно просто предоставлять на рынок продукцию и услуги хорошего качества, важно направлять свои усилия на установление и поддержание долгосрочных отношений с потребителями.
Клиентоориентированность компании представляет собой инструмент управления взаимоотношениями с клиентами, нацеленный на получение устойчивой прибыли в долгосрочном периоде и базирующийся на трех критериях: ключевая компетенция, целевые клиенты и равенство позиций. Благодаря использованию этого инструмента компания получает возможность извлекать дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей клиентов. Истинная ориентация на клиента заключается в создании таких отношений, при которых продавец выступает как соавтор покупательского решения, консультируя, помогая, сопровождая к принятию оптимального для клиента решения.
При этом актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что именно системно организованная рекламная деятельность является инструментом воздействия на целевую аудиторию, средством манипулирования ею путем создания виртуальных образов и их продвижением в среду потребления. Более того, реклама не только воздействуют, но и меняют сложившиеся культурные, поведенческие стереотипы, переходя от стратегии удовлетворения различных потребностей к стратегии их продуцирования.
В свою очередь, проблема исследования заключается в недостаточной разработанности вопроса, связанного с принятием гендерных решений в рекламных коммуникациях.
Целью настоящего исследования является анализ гендерных решений в рекламных коммуникациях на примере ООО «Снежная королева».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить степень разработанности темы исследования;
изучить и проанализировать актуальную информацию о гендерных образах в рекламных сообщениях;
изучить влияние гендерных решений в рекламе на потребителей ООО «Снежная королева».
разработать практические рекомендации по улучшению эффективности восприятия гендерных образов в рекламе компании.
Объект исследования – гендерные образы в рекламе.
Предмет исследования – общие факторы и особенности в гендерных образах, которые используются в рекламных коммуникациях.
Информационную базу исследования составляют работы К. А. Аксеновой, В. Н. Еремина, А. В. Карягиной, А. П. Панкрухина, Н. В. Ткаченко, И. С. Карабанова и Н. И. Решетько и др.
В качестве методов исследования использовались системный и логический подходы, описание, сравнение анализ и синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В современной научной литературе понятие «реклама» рассматривается в узком и в широком понимании этого слова. Реклама в узком смысле – это рекламная информация, имеющая определенные специфические признаки, которая распространяется в виде рекламного продукта. В широком смысле под рекламой понимается не только рекламная информация, но и сложная по содержанию, многоплановая рекламная деятельность, которая включает в себя ряд субъектов, объектов, а также действия, связанные с процессом производства, размещения и распространения рекламной информации. Другими словами, реклама представляет собой не только творческий продукт, ориентированный на привлечение потребителей, но и синтетическую форму деятельности, определяемую так посредством двоякого характера ее базовых категорий – коммуникационного и деятельностного. Коммуникативная сущность рекламы проявляется в формировании эстетически ценного продукта, а реализация принципа продуктивности в рамках деятельности направлена на экономическую эффективность.
Одним из ключевых элементов деятельности по организации рекламы является проведение рекламных и PR-кампаний.
Содержание любой рекламной кампании составляют соответствующие акции – специальные мероприятия, позволяющее привлечь внимание представителей целевой аудитории к услугам и продукции компании, а также существенно эту аудиторию расширить.
Гендерная реклама изначально опирается на утверждение, что женское и мужское восприятие отличаются на физиологическом и психологическом уровнях.
При этом такого рода реклама опирается на гендерные стереотипы – упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. Стереотипы зависят от географии и культуры. Так, в нашей стране до сих пор популярна модель «мужчины-добытчика и защитника семьи», а женщина традиционно выступает в роли «хранительницы домашнего очага». Подобные стереотипы активно внедряются в сознание потребителей, которым навязываются определенные социально-одобряемые роли, например, образ женщины-матери, у которой всегда чисто, приготовлен обед, а сама она светится счастьем, проведя целый день в домашних заботах.
Хотя гендерные стереотипы способствуют упрочнению неравенства, в рекламе этот прием направлен на достижение конкретной маркетинговой цели, ведь деление на стандартизированные группы позволяет более точно «попасть» в целевую аудиторию.
Практическое использование подобных приемов изучалось на примере барнаульского филиала ООО «Снежная королева» – одной из крупнейших федеральных сетей мультибрендовых магазинов модной одежды.
В результате анализа хозяйственно-экономических показателей деятельности барнаульского магазина «Снежная королева» можно сделать вывод о снижении эффективности коммерческой деятельности предприятия в течение 2016-2018 гг.
Нестабильное экономическое положение ООО «Снежная королева» и, прежде всего, падение объемов продаж в 2018 г. потребовали комплексного анализа факторов внутренней и внешней среды, способных оказать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность предприятия.
В результате проведенного маркетингового исследования с участием 80 человек был выделен основной покупательский сегмент, в который вошли 55 женщин в возрасте от 26 до 45 лет с уровнем ежемесячного дохода от 21 тыс. руб. и более. 80% из них продемонстрировали высокий интерес к возможности поучаствовать в той или иной программе лояльности.
На отдельном этапе исследования были установлены основные варианты реализации гендерных решений в рекламных коммуникациях ООО «Снежная королева» в целях привлечения основной аудитории магазина.
1. Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (в ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=178004
2. Аксенова, К. А. Реклама и рекламная деятельность / К. А. Аксенова. – М: Приор-издат, 2015. – 96 с.
3. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник / И. Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2014. – 511 с.
4. Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров / И. В. Алешина. – М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2014. – 480 с.
5. Артюхова, Т. З. Маркетинг: учебное пособие / Т. З. Артюхова. – Томск: Изд-во ТПУ, 2016. – 187 с.
6. Белявцев, М. И. Маркетинг: учебное пособие / М. И. Белявцев, Л. М. Иваненко. – М., 2013. – 340 с.
7. Березин, И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. С. Березин. – М.: Вершина, 2013. – 480 с.
8. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации : учебное пособие / Т. А. Беркутова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 254 с.
9. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Москва: Прайм- Еврознак, 2016. – 320 с.
10. Блэк, К. Конкретный и конкурентный PR / К. Блэк. – М.: ЭКСМО, 2015. – 272 с.
11. Годин, А. М. Брендинг: учебное пособие / А. М. Годин. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 183 с.
12. Голодова, А. А. Проблемы организации рекламной деятельности компаний / А. А. Голодова, М. С. Зайцев // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 3 (31). – Часть 1. – С. 75-76.
13. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. – М.: Академия, 2013. – 416 с.
14. Гончарова, И. В. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности компании / И. В. Гончарова, Ю. А. Макаренко // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2013. – № 2. – С. 193-196.
15. Груздева, Е. В. Изучение влияния гендерных различий на успешность обучения [Электронный ресурс] / Е. В. Груздева / Материалы восьмой международной студенческой электронной научной конференции. – 2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/20183.pdf (дата обращения: 08.09.2019).
16. Дудакова, И. Маркетинговый аспект региональной инфраструктуры розничной торговли / И. Дудакова // Маркетинг. – 2016. – № 6. – С.76-91.
17. Еремин, В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации / В. Н. Еремин. – М.: КНОРУС, 2013. – 656 с.
18. Захарова, И. В. Маркетинг: учебно-практическое пособие / И. В. Захарова. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. – 138 с.
19. Карабанова, И. С. Совершенствование методов оценки эффективности рекламной кампании предприятия на продовольственном рынке потребительских товаров: дисс. канд. эк. н. / И. С. Карабанова. – Екатеринбург, 2014. – 194 с.
20. Кармалова, Е. Ю. «Неомифологическая» природа современной рекламной коммуникации (к постановке проблемы) / Е. Ю. Кармалова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2017. – Сер. 9. – Вып. 3. – Ч. 2. – С. 346.
21. Карягина, А. В. Креативность рекламной деятельности в России: риски и специфика их правовой регуляции: дисс. канд. соц. н. / А. В. Карягина. – Ростов н/Д., 2015. – 215 с.
22. Кордуэлл, М. Психология от А до Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. – М.: академия, 2015. – 448 с.
23. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. – М.: Юнити-Дана, 2013. - 656 с.
24. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2015. – 656 с.
25. Котляров, И. Д. Комплекс маркетинга: попытка критического анализа / И. Д. Котляров [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем: электронный журнал. – 2013. – №4. – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/4/kotliarov.pdf (дата обращения: 08.09.2019).
26. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью. Теория и практика / В. Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 300 с.
27. Ламбен, Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок / Жан-Жак Ламбен. – СПб.: Питер, 2016. – 800 с.
28. Макарова, Е. А. Реклама как социальное поле: соотношение явных и латентных функций: дис. канд. соц. н. / Е. А. Макарова. – Нижний Новгород, 2013. – 166 с.
29. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2016. – 928 с.
30. Маркетинг: Общий курс / Под ред. Н. Я. Ламажковой, А. Я. Якобсона. – М.: Омега-Л, 2014. – 467 с.
31. Матюнин, В. М. Тенденции развития туристической сферы в России: проблемы и перспективы / В. М. Матюнин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2013. – Выпуск №2 (120). – С. 161-168.
32. Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы / Р. И. Мокшанцев. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское согласие, 2014. – 375 с.
33. Новикова, В. С. Гендерные стереотипы в современных рекламных кампаниях [Электронный ресурс] / В. С. Новикова // Электронный научный журнал «Дневник науки». – 2019. – №1. – Режим доступа: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2019/1/sociology/Novikova.pdf (дата обращения 08.09.2019).
34. Нуралиев, С. У. Маркетинг: учебник. / С. У. Нуралиев. Д. С. Нуралиева. – М.: Дашков и К, 2016. – 362 с.
35. Панкрухин, А. П. Маркетинг: учебник / А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2014. – 656 с.
36. Правда, М. Гендерные стереотипы в рекламе [Электронный ресурс] / М. Правда // Нетология. – 27.02.2018. – Режим доступа: https://netology.ru/blog/gendernye-stereotipy-v-reklame (дата обращения 08.09.2019).
37. Решетько, Н. И. Роль рекламной кампании в повышении эффективности деятельности современных организаций / Н. И. Решетько, М. А. Соколов, Д. В. Сметана // Молодой ученый. – 2014. – № 15.1 (74.1). Спецвыпуск. – С. 114-117.
38. Романов, А. А. Маркетинговые коммуникации / А. А. Романов, А. В. Панько. – М.: Эксмо, 2014. – 432 с.
39. Ткаченко, Н. В. Креативная реклама. Технологии проектирования / Н. В. Ткаченко. - М.: Дашков и К, 2015. – 335 с.
40. Федотова, Л. Н. Социология рекламной деятельности / Л. Н. Федотова. – М.: Оникс, 2015. – 267 с.
41. Что такое PROMO или PR акция? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.md-promotion.ru/articles/html/article32402.html (дата обращения: 08.09.2019).