Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ

Работа №32552

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
493
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ И У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
СЕМЬЯХ 7
1.1. Представления о феномене «эмоциональная привязанность» и о
факторах, влияющих на его формирование 7
1.2. Понятия функциональная и дисфункциональная семья 20
1.3. Нарушения эмоциональной привязанности к родителям в
дисфункциональных семьях 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ 45
2.1. Организация, этапы и методы исследования 45
2.2. Исследование особенностей семейного воспитания в
дисфункциональных семьях 50
2.3. Исследование особенностей эмоциональной привязанности к родителям
у детей млпдшего школьного возраста из дисфункциональных семей 54
2.4. Исследование взаимосвязи между особенностями воспитания в
семье и показателями эмоциональной привязанности детей в
функциональных и дисфункциональных семьях 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ЛИТЕРАТУРА 80
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется важностью взаимоотношений ребенка с близким взрослым для формирования его личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, М.И. Лисина и др.) [4, 5, 13].
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Дети являются самой незащищенной и уязвимой частью населения, они полностью зависят от взрослых, и, находясь в чрезвычайной ситуации, часто неспособны справиться с ней самостоятельно. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Подавляющее число психотравмирующих ситуаций спровоцировано семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни.
В современной научной психологии привязанность является ключевым понятием, описывающим отношение ребенка к близкому взрослому. Феномен привязанности представляет собой глубокую эмоциональную связь, возникающую между ребенком и взрослым в результате общения и тесного взаимодействия. Став предметом целенаправленного исследования еще в 60х гг. прошлого столетия, привязанность и по сей день вызывает огромный интерес психологов во всем мире, побуждая искать связь привязанности к матери с самыми разными сторонами эмоционально-личностного и познавательного развития ребенка.
Степень научной разработанности проблемы. Тему семьи, как источника психической травмы у ребенка в свое время изучали многие отечественные и западные психологи, педагоги и социологи, такие как Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Н.И. Лисина, А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни, З. Фрейд и др. [15, 33, 36].
Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Изучение потребности привязанности - одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж.Боулби своей теорией привязанностей [33, 34].
В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И.Лисиной. Большое значение для понимания природы детскоматеринской привязанности имеет положение Л. С. Выготского о том, что любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением [15].
Практическая значимость исследования заключается в изучении факторов формирования эмоциональной привязанности к родителям у младших школьников, воспитывающихся в дисфункциональных семьях. Совокупность положений и выводов, содержащихся в исследовании, может повысить эффективность деятельности педагогов, педагогов-психологов по профилактике и коррекции нарушений нарушений эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях.
Объект исследования: эмоциональная привязанность детей младшего школьного возраста к родителям.
Предмет исследования: особенности эмоциональной привязанности к родителям у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в дисфункциональных семьях.
Цель исследования: исследовать особенности эмоциональной привязанности к родителям у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в дисфункциональных семьях.
Гипотеза исследования: В качестве гипотезы выдвинуты следующие предположения: 1) эмоциональная привязанность к родителям у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в дисфункциональных семьях, ниже, чем у детей из функциональных семей; 2) эмоциональная привязанность детей в дисфункциональных семьях обусловлена личностной деформацией родителей, проявляющейся в неадекватных стилях семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме формирования эмоциональной привязанности к родителям у детей.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методы и психодиагностические методики для реализации поставленной цели и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Исследовать особенности семейного воспитания в дисфункциональных семьях.
4. Исследовать особенности эмоциональной привязанности к родителям у детей из дисфункциональных семей.
5. Исследовать взаимосвязи между особенностями воспитания в семье и показателями эмоциональной привязанности детей в дисфункциональных семьях.
Методы и методики исследования: 1) Наблюдение за
эмоциональными реакциями, высказываниями и действиями испытуемых в процессе выполнения диагностических процедур. 2) Беседа с педагогами (классными руководителями), а также с испытуемыми с целью прояснения, дополнения, анализа информации, полученной при применении проективных методик. 3) Тестирование с помощью методик: методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); методика «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И.Баркана;
методика «Рисунок семьи» (Р. Бернс). 4) Методы математической обработки данных: вычисление среднего, стандартного отклонения, методы оценки достоверности различий изучаемых показателей (критерий Фишера, 't- критерий Стьюдента), метод линейного корреляционного анализа по Пирсону.
Выборка: Исследование проводилось на базе средних образовательных учреждений Казани. В исследовании приняли участие 92 ребенка младшего школьного возраста (7 - 8 лет) и их родители численностью 92 человека. Общее количество выборки - 184 человека. Выборка была разделена на две группы:1. Дети из функциональных семей - 46 детей, из них 24 девочки и 22 мальчика; 2. Дети из дисфункциональных семей - 46 детей, из них 24 девочки и 22 мальчика.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение феномена привязанности одно из ведущих направлений отечественной и зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий.
Цель исследования - выявить особенности эмоциональной привязанности к родителям у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в дисфункциональных семьях.
В качестве гипотезы выдвинуты следующие предположения: 1)
эмоциональная привязанность к родителям у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в дисфункциональных семьях ниже, чем у детей из функциональных семей; 2) эмоциональная привязанность детей в дисфункциональных семьях обусловлена личностной деформацией родителей, проявляющейся в неадекватных стилях семейного воспитания.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи эмпирического исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме формирования эмоциональной привязанности к родителям у детей.
2. Сформировать выборку испытуемых по критерию дисфункциональности семьи.
3. Исследовать особенности семейного воспитания в дисфункциональных семьях.
4. Исследовать особенности эмоциональной привязанности к родителям у детей из дисфункциональных семей.
5. Исследовать взаимосвязи между особенностями воспитания в семье и показателями эмоциональной привязанности детей в дисфункциональных семьях.
Исследование проводилось в три этапа, при этом содержание каждого этапа соответствовало поставленной задаче:
I этап: Формирование выборки испытуемых и подбор методов и методик исследования.
II этап: Исследование особенностей семейного воспитания в
дисфункциональных семьях.
III этап: Исследование особенностей эмоциональной привязанности к родителям у детей, воспитывающихся в дисфункциональных семьях.
IY этап: Исследование взаимосвязи между особенностями воспитания в семье и показателями эмоциональной привязанности детей в
дисфункциональных семьях.
Исследование проводилось с помощью следующих методов: 1)
Наблюдение за эмоциональными реакциями, высказываниями и действиями испытуемых в процессе выполнения диагностических процедур. 2) Беседа с педагогами (классными руководителями), а также с испытуемыми с целью прояснения, дополнения, анализа информации, полученной при применении проективных методик. 3) Тестирование с помощью методик: методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); методика «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И.Баркана; методика «Рисунок семьи» (Р. Бернс). 4) Методы математической обработки данных: вычисление среднего, стандартного отклонения, методы оценки достоверности различий изучаемых показателей (критерий Фишера, t-критерий Стьюдента), метод линейного корреляционного анализа по Пирсону.
На I этапе была определена выборка испытуемых. Исследование проводилось на базе средних образовательных учреждений Казани.
В исследовании приняли участие 92 ребенка младшего школьного возраста (7 - 8 лет) и их родители численностью 92 человека. Общее количество выборки - 184 человека. Выборка была разделена на две группы:
1. Дети из функциональных семей - 46 детей, из них 24 девочки и 22 мальчика; 2. Дети из дисфункциональных семей - 46 детей, из них 24 девочки и 22 мальчика.
На основе анкетирования и беседы с классными руководителями в группу 2 вошли дети, имеющие признаки неблагополучия в их семьях. Это дети из конфликтных семей с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо или гиперопекающие); дети из семей, переживающих внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, развод, болезнь, смерть, утрата работы, жилья, средств к существованию и т. д.); дети из асоциальных семей (алкоголизм, пренебрежение нуждами детей); дети из аморальных семей (алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми); дети из антисоциальных семей (крайняя степень семейной дисфункции с противоправным, антиобщественным поведением).
Кроме того, были определены методики исследования, согласованы вопросы с воспитателями и родителями по поводу психологической диагностики детей. Также было определено время и место исследования. Были подготовлены бланки методик, необходимые материалы и протоколы.
На II этапе исследовались особенности семейного воспитания в функциональных и дисфункциональных семьях. С этой целью была использована методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).
На III этапе выявлялись особенности эмоциональной привязанности к родителям у детей, воспитывающихся в дисфункциональных семьях. С этой целью были использованы методики: «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И.Баркана; методика «Рисунок семьи» (см. приложение 2,3).
На IY этапе вявлялись взаимосвязи между особенностями воспитания в семье и показателями эмоциональной привязанности детей в дисфункциональных семьях.
Обобщив полученные на каждом этапе исследования результаты, были сделаны следующие выводы:
1. В дисфункциональных семьях преобладают негармоничные стили воспитания (гиперпротекция и гипопротекция, потворствование и игнорирование потребностей ребенка, неустойчивость стиля воспитания, воспитательная неуверенность родителя, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств).
2. В дисфункциональных семьях намного чаще, чем функциональных, встречается тревожность, конфликтность, враждебность, и чаще отмечается чувство неполноценности в семейной ситуации.
3. Дети младшего школьного возраста, воспитывающие в условиях функциональных и дисфункциональных семей имеют схожие и отличительные особенности эмоциональной привязанности к родителям.
4. Фигура матери является центральным объектом привязанности у детей младшего школьного возраста.
5. Особенности эмоциональной привязанности к родителям у детей из дисфункциональных семей характерны для более ранней стадии развития. Особенности эмоциональной привязанности детей из функциональных семей соответствуют их возрастному статусу.
6. Конфликтные отношения в дисфункциональных семьях инициируют тревожное состояние у детей, увеличивая степень эмоциональной привязанности к родителям (матери).
7. Родители из дисфункциональных семей, применяя негармоничные стили воспитания в отношении своих детей, способствуют формированию у них высокой эмоциональной привязанности к матери и низой эмоциональной привязанности к отцу.
8. Высокая эмоциональная привязанность детей к матери в дисфункциональных семьях может приводить к замедлению, нарушению процесса их взросления.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в ходе эмпирического исследования полностью подтвердилась в отношении второго предположения. Предположение о том, что эмоциональная привязанность к родителям у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в дисгармоничных семьях ниже, чем у детей из функциональных семей, не подтвердилась. Напротив, были получены противоположные результаты. Эмоциональная привязанность к родителям у детей младшего школьного возраста из дисфункциональных семей выше, чем у детей из функциональных семей. Предположение о том, что эмоциональная привязанность детей в дисфункциональных семьях обусловлена личностной деформацией родителей, проявляющейся в неадекватных стилях семейного воспитания, нашло полное свое подтверждение.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в педагогической и психологической практике при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психологическом сопровождении детей, при организации психологопедагогической работы с родителями (обучающие семинары, тренинги родительской компетентности и т.п.).


1. Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве //Вопр. психол. — 1997. — №4.—С. 3-12.
2. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психол. журн. — 1999. — № 1. — С. 39-48.
3. Антонов А.И. Микросоциология семьи // А.И. Антонов. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2005. 368 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды Ананьев: в 2 т. / Т. 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. - 286 с.
5. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 395 с.
6. Баз Л. Л., Скобло Г. В. Искажение материнского поведения при послеродовых депрессиях: влияние раннего и актуального жизненного опыта женщины // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.). — М.,1998.—С.82-83.
7. Батуев А. С., Кощавцев А. Г., Соболева Н. В. Исследование зрительного предпочтения у новорожденных детей в ситуации выбора//Вопр. психол.—1995.— №3.—С.14-19.
8. Батуев А. С; Кощавцев А. Г., Соболева М. В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни // Вопр. психол. — 1996. — №4.—С.127-133.
9. Белопольская. Н.Л. Половозрастная идентификация: методические
исследования детского самосознания. - М: Когнито-Центр, 2001. - 24 с.
10. Беляева М.А. Технология диагностики состояния семьи в практике социальной работы / М.А. Беляева // Социология. - 2008. - № 3. - С. 4-14.
11. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. — 1997. — № 6. — С. 3848.
12. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976. - 104 с.
13. Власова Т. А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии. — Дефектология, 1975, № 5. -
С.3.
14. Власова Т. А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. - 176 с.
15. Выготский Л. С. Младенческий возраст / Вопр. детск. психол. — СПб.: Союз, 1997. — С.453-462.
16. Ершова Т. И„ Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатр, и мед. психол. — 1995. — № 1. — С. 55-63.
17. Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопр. психол. — 1985. — №4. —С. 31-37.
18.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.
19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. - 3-е изд., испр. - СПб. : Союз, 1997. - 222 с.
20.Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во Московского
университета, 1976 - .238с.
21. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982.— 224 с.
22.Земская М. Семья и личность, М.: Прогресс, 1999. - 133 с.
23.Иовчук Н. М. Депрессивные и маниакальные состояния у детей и подростков (по данным зарубежной литературы) // Журн. невропатол. и психиатр. — 1976. — № 6. — С. 922-934.
24. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л.: Медицина, 1984. - С.. 91-109.
25. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л..: Медицина, 1983.—312 с.
26. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995. — 600 с.
27. Козловская Г. В., Проселкова М. Е. Эмоциональные нарушения в условиях сиротства у детей раннего возраста // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. — М., 1994. — С. 55-57.
28. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Классификация психических и поведенческих расстройств. — СПб.: Адис, 1994. — 303 с.
29. Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных отношений со взрослыми у детей первого года жизни, воспитывающихся в домах ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. — Тез. докл. конф. — М.,1979.—С.123-126.
30. Микиртумов Б. Е., Анисимова Т. И. О возможных причинах
дестабилизации детской привязанности // 5-я Международная
конференция «Ребенок в современном мире». Тез. — СПб., 1998. — С. 32-34.
31. Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001. - 288с.
32. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопр.психол. — 1982.— №2. —С.80-86.
33. Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. — 1995. — № 3. — С. 134-150.
34. Смирнова Е. О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопр. психол. — 1999. — № 1. — С. 105-117.
35. Солоед К. Разлука с матерью на первом году жизни: влияние на объектные отношения у детей // Московский психотерапевтический журнал. Специальный психоаналитический выпуск. 2000. № 4. С. 70—94.
36. Флейк -Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.:Центр общечеловеческих ценностей, 1993.— 511 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ