Введение 3
Глава 1. Основные проблемы обеспечения доступности медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию 5
1.1 Основные проблемы обеспечения доступности медицинской помощи по ОМС в Российской Федерации 5
1.2 Основные проблемы обеспечения доступности медицинской помощи по ОМС в Майминском районе Республики Алтай 7
Глава 2. Основные пути повышения доступности медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации и Майминском районе Республики Алтай 10
2.1 Внедрение принципа пациентоориентированности в систему ОМС на федеральном, региональном и местном уровнях 10
2.2 Внедрение и адаптация стандартов качества ISO 26000 к российским организациям в области здравоохранения 12
2.3 Совершенствование системы управления деятельностью организаций здравоохранения в Майминском районе Республики Алтай на примере БУЗ РА «Майминская центральная районная больница» 15
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25
Доступность медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
|
Введение 3
Глава 1. Основные проблемы обеспечения доступности медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию 5
1.1 Основные проблемы обеспечения доступности медицинской помощи по ОМС в Российской Федерации 5
1.2 Основные проблемы обеспечения доступности медицинской помощи по ОМС в Майминском районе Республики Алтай 7
Глава 2. Основные пути повышения доступности медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации и Майминском районе Республики Алтай 10
2.1 Внедрение принципа пациентоориентированности в систему ОМС на федеральном, региональном и местном уровнях 10
2.2 Внедрение и адаптация стандартов качества ISO 26000 к российским организациям в области здравоохранения 12
2.3 Совершенствование системы управления деятельностью организаций здравоохранения в Майминском районе Республики Алтай на примере БУЗ РА «Майминская центральная районная больница» 15
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25
Рынок здравоохранения является частью общеэкономической среды, однако он имеет свои специфические особенности. Так, основным принципом его регулирования в РФ является доступность и равенство граждан в получении медицинских услуг. Подобный подход имеет историческую подоплеку –сложившийся в человеческом обществе принцип общественной солидарности, согласно которому более успешные в том или ином плане платят за менее успешных (здоровые за больных, богатые за бедных и т.п.). Реализация принципов доступности и равенства здесь осуществляется в рамках государственной социальной политики, одним из важнейших элементов которой выступает обязательное медицинское страхование (далее также – ОМС).
Современная система обязательного медицинского страхования была создана еще в начале 1990-х гг. с целью обеспечения конституционных прав граждан страны на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы заключается в поиске путей повышения уровня доступности медицинской помощи для населения на примере Майминского района Республики Алтай.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
обозначить основные проблемы, выявленные в ходе анализа доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации вообще и в Майминском районе в частности;
рассмотреть возможность внедрения в отечественную систему ОМС принципа пациентоориентированности;
осветить вопросы адаптации стандартов качества ISO 26000 к российским организациям в области здравоохранения;
обозначить основные мероприятия по совершенствованию системы управления организациями здравоохранения в Майминском районе на примере БУЗ РА «Майминская центральная районная больница».
Объектом исследования является система здравоохранения в Майминском районе Республики Алтай.
Предмет исследования – система обязательного медицинского страхования в Майминском районе Республики Алтай.
Теоретическую базу исследования составляют многочисленные нормативные правовые акты, в том числе Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Приказ ФФОМС от 18.11.2014№200 (ред. от 29.11.2016) «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 № 35382), Закон Республики Алтай от 20.12.2017 № 63-Р3 (ред. от 20.11.2018 № 73-РЗ) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и др., а также труды таких авторов, как И. М. Александров, Т. Ю. Гроздова, С. А. Малышева, И. В. Соколова и Устюгов А.В., Н. Г. Шамшурина и др.
В качестве основных методов исследования использовались описание, сравнение, анализ и синтез, а также анкетирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цель и задачи исследования, его предмет и объект. В основной части осуществляется анализ системы обязательного медицинского страхования и доступности медицинской помощи в Майминском районе Республики Алтай. В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования.
Современная система обязательного медицинского страхования была создана еще в начале 1990-х гг. с целью обеспечения конституционных прав граждан страны на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы заключается в поиске путей повышения уровня доступности медицинской помощи для населения на примере Майминского района Республики Алтай.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
обозначить основные проблемы, выявленные в ходе анализа доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации вообще и в Майминском районе в частности;
рассмотреть возможность внедрения в отечественную систему ОМС принципа пациентоориентированности;
осветить вопросы адаптации стандартов качества ISO 26000 к российским организациям в области здравоохранения;
обозначить основные мероприятия по совершенствованию системы управления организациями здравоохранения в Майминском районе на примере БУЗ РА «Майминская центральная районная больница».
Объектом исследования является система здравоохранения в Майминском районе Республики Алтай.
Предмет исследования – система обязательного медицинского страхования в Майминском районе Республики Алтай.
Теоретическую базу исследования составляют многочисленные нормативные правовые акты, в том числе Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Приказ ФФОМС от 18.11.2014№200 (ред. от 29.11.2016) «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 № 35382), Закон Республики Алтай от 20.12.2017 № 63-Р3 (ред. от 20.11.2018 № 73-РЗ) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и др., а также труды таких авторов, как И. М. Александров, Т. Ю. Гроздова, С. А. Малышева, И. В. Соколова и Устюгов А.В., Н. Г. Шамшурина и др.
В качестве основных методов исследования использовались описание, сравнение, анализ и синтез, а также анкетирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цель и задачи исследования, его предмет и объект. В основной части осуществляется анализ системы обязательного медицинского страхования и доступности медицинской помощи в Майминском районе Республики Алтай. В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования.
Майминский район является самым густонаселенным муниципальным образованием Республики Алтай с численностью населения, равной 34 242 чел. (на 01.01.2019).
Названный район располагает сетью лечебно-профилактических учреждений (районная больница, 2 врачебные амбулатории и 13 фельдшерско-акушерских пунктов), деятельность которых обеспечивает развитие на территории данного муниципального образования системы здравоохранения в целом и ОМС в частности.
При этом в настоящий момент оказание медицинских услуг населению Майминского района осуществляется, прежде всего, в рамках положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которая была утверждена Постановление Правительства Республики Алтай от 27.12.2018 № 401. Основанием для принятия указанной программы стали:
положения Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;
положения Закона Республики Алтай от.05.2008 № 48-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования».
Объем финансирования программы на трехлетний период составил 18 452 161,5 тыс. руб., из них средства ОМС – 14 560 544,8 тыс. руб. (78,9% от общей суммы).
Вопросам обязательного медицинского страхования в программе посвящен отдельный пункт, согласно которому застрахованные граждане получают первичную медико-санитарную, скорую и специализированную медицинскую помощь, включая профилактические и высокотехнологичные мероприятия медицинского характера.
Однако в результате анализа статистических данных, касающихся системы здравоохранения и оказания медицинской помощи населению в Майминском районе Республики Алтай, были выявлены следующие проблемы: 1) рост в 2018 г. преждевременной смертности населения трудоспособного возраста; 2) снижение средней продолжительности жизни по сравнению с 2016 г.; 3) рост заболеваемости инфекционными и паразитарными патологиями, болезнями органов дыхания и пищеварения; 4) многолетний дефицит медицинских кадров (и врачей, и медработников среднего звена) при сохранении отрицательной динамики обеспеченности муниципалитета врачами; 5) рост числа обращений граждан по поводу тех или иных заболеваний.
Ряд проблем, касающихся доступности и качества оказываемой на территории Майминского района медицинской помощи, установили и эксперты региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость». Это: 1) частичное соответствие оснащенности ФАПов установленным стандартам; 2) нличие в с. Карлушка Майминского района, где в помещения ФАПа ведется ремонт, проблем с доступностью медпомощи, поскольку врачи из районного центра приезжают сюда не регулярно; 3) отсутствие в ФАПах района необходимых условий для инвалидов и маломобильных граждан.
Одновременно в рамках настоящего исследования было проведено анкетирование пациентов БУЗ РА «Майминская центральная районная больница», которое позволило определить такие проблемы, как: 1) дефицит медицинских кадров в учреждении; 2) высокая загруженность врачей; 3) слишком большое время ожидания приема из-за кадрового дефицита и загруженности медперсонала; 4) недостаточно высокая квалификация медицинского персонала; 5) невозможность осуществления в больнице необходимых диагностических процедур.
Таким образом, несмотря на то, что финансирование в сфере ОМС ежегодно увеличивается, доступность медицинской помощи населению района нельзя назвать абсолютной, прежде всего, в связи со значительным дефицитом медицинских кадров, высокой загруженностью врачей, их недостаточно высокой квалификацией, отягощенной проблемами осуществления необходимых диагностических процедур.
Более того, учитывая, что за счет средств обязательного медицинского страхования финансируется более 75% здравоохранения, при этом субвенция ФОМС, направляемая в регионы, а затем распределяемые по местам, включая и Майминский район, имеет законодательно утвержденный лимит, остро встает вопрос наиболее эффективного расходования средств для достижения действительно значимых результатов. Иначе говоря, при ограниченных ресурсах в течение ближайших лет необходимо достичь максимальной продолжительности жизни и ее высокого качества при полной удовлетворенности населения доступностью и уровнем медицинской помощи в рамках ОМС.
Главными направлениями современного этапа построения системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации является персонифицированный подход при оказании медицинской помощи и информационное сопровождение застрахованных лиц, а также адаптация стандартов качества ISO 26000 к российским предприятиям в области здравоохранения и общее совершенствование системы управления деятельностью медицинских организаций. В настоящее время происходит оптимизация страховой модели здравоохранения с наличием конкуренции – как в страховой, так и в медицинской среде, с формированием вневедомственного контроля качества медицинской помощи. Наиболее важными этапами этой перестройки становится пациентоориентирование с внесением новых технологий защиты прав застрахованных и обеспечение последних высоким качеством оказания медицинской помощи.
Названный район располагает сетью лечебно-профилактических учреждений (районная больница, 2 врачебные амбулатории и 13 фельдшерско-акушерских пунктов), деятельность которых обеспечивает развитие на территории данного муниципального образования системы здравоохранения в целом и ОМС в частности.
При этом в настоящий момент оказание медицинских услуг населению Майминского района осуществляется, прежде всего, в рамках положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которая была утверждена Постановление Правительства Республики Алтай от 27.12.2018 № 401. Основанием для принятия указанной программы стали:
положения Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;
положения Закона Республики Алтай от.05.2008 № 48-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования».
Объем финансирования программы на трехлетний период составил 18 452 161,5 тыс. руб., из них средства ОМС – 14 560 544,8 тыс. руб. (78,9% от общей суммы).
Вопросам обязательного медицинского страхования в программе посвящен отдельный пункт, согласно которому застрахованные граждане получают первичную медико-санитарную, скорую и специализированную медицинскую помощь, включая профилактические и высокотехнологичные мероприятия медицинского характера.
Однако в результате анализа статистических данных, касающихся системы здравоохранения и оказания медицинской помощи населению в Майминском районе Республики Алтай, были выявлены следующие проблемы: 1) рост в 2018 г. преждевременной смертности населения трудоспособного возраста; 2) снижение средней продолжительности жизни по сравнению с 2016 г.; 3) рост заболеваемости инфекционными и паразитарными патологиями, болезнями органов дыхания и пищеварения; 4) многолетний дефицит медицинских кадров (и врачей, и медработников среднего звена) при сохранении отрицательной динамики обеспеченности муниципалитета врачами; 5) рост числа обращений граждан по поводу тех или иных заболеваний.
Ряд проблем, касающихся доступности и качества оказываемой на территории Майминского района медицинской помощи, установили и эксперты региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость». Это: 1) частичное соответствие оснащенности ФАПов установленным стандартам; 2) нличие в с. Карлушка Майминского района, где в помещения ФАПа ведется ремонт, проблем с доступностью медпомощи, поскольку врачи из районного центра приезжают сюда не регулярно; 3) отсутствие в ФАПах района необходимых условий для инвалидов и маломобильных граждан.
Одновременно в рамках настоящего исследования было проведено анкетирование пациентов БУЗ РА «Майминская центральная районная больница», которое позволило определить такие проблемы, как: 1) дефицит медицинских кадров в учреждении; 2) высокая загруженность врачей; 3) слишком большое время ожидания приема из-за кадрового дефицита и загруженности медперсонала; 4) недостаточно высокая квалификация медицинского персонала; 5) невозможность осуществления в больнице необходимых диагностических процедур.
Таким образом, несмотря на то, что финансирование в сфере ОМС ежегодно увеличивается, доступность медицинской помощи населению района нельзя назвать абсолютной, прежде всего, в связи со значительным дефицитом медицинских кадров, высокой загруженностью врачей, их недостаточно высокой квалификацией, отягощенной проблемами осуществления необходимых диагностических процедур.
Более того, учитывая, что за счет средств обязательного медицинского страхования финансируется более 75% здравоохранения, при этом субвенция ФОМС, направляемая в регионы, а затем распределяемые по местам, включая и Майминский район, имеет законодательно утвержденный лимит, остро встает вопрос наиболее эффективного расходования средств для достижения действительно значимых результатов. Иначе говоря, при ограниченных ресурсах в течение ближайших лет необходимо достичь максимальной продолжительности жизни и ее высокого качества при полной удовлетворенности населения доступностью и уровнем медицинской помощи в рамках ОМС.
Главными направлениями современного этапа построения системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации является персонифицированный подход при оказании медицинской помощи и информационное сопровождение застрахованных лиц, а также адаптация стандартов качества ISO 26000 к российским предприятиям в области здравоохранения и общее совершенствование системы управления деятельностью медицинских организаций. В настоящее время происходит оптимизация страховой модели здравоохранения с наличием конкуренции – как в страховой, так и в медицинской среде, с формированием вневедомственного контроля качества медицинской помощи. Наиболее важными этапами этой перестройки становится пациентоориентирование с внесением новых технологий защиты прав застрахованных и обеспечение последних высоким качеством оказания медицинской помощи.
Подобные работы
- ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое регулирование оказания медицинской помощи (услуг).
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Особенности порядка осуществления обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, страховое право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - Медицинское страхование в системе финансирования здравоохранения
Курсовые работы, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2016 - Этапы формирования и развития медицинского страхования в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



