Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей подростков средствами декоративно-прикладного искусства на примере офисных предметов интерьера

Работа №32532

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей у
подростков
1.1 Особенности проявления и развития творческого воображения у
подростков 8
1.2 Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих
способностей подростков 20
Выводы по 1 главе 28
Глава II. Методические аспекты развития творческих способностей подростков средствами декоративно-прикладного искусства
2.1. Методика развития творческих способностей подростков средствами декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного
искусства 30
2.2. Разработка подарочной продукции на примере изготовления примере
офисных предметов интерьера 40
Выводы по II главе 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 56


В условиях становления новой системы образования, наряду с усилением статуса знаний и интеллекта, не менее значимым фактором актуализации подрастающего человека выступает воспитание креативных качеств личности, как сущностной характеристики любой человеческой деятельности. Поэтому развитие творческого потенциала личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее полной и успешной самореализации школьников является первоочередной задачей системы образования и воспитания.
Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит и от исключительно одаренных людей. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования.
Национальной образовательной стратегией - инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.[59]
Формирование творческих способностей школьников является одной из основных задач современного образования. Необходимость улучшения качества подготовки школьников, развитие у них стремления к самостоятельной творческой деятельности, необходимость в творческом труде и реализации своих возможностей явило собой включение в обязательное содержание образовательной программы школ предметной области «Изобразительное искусство» - принципиально новый подход к творческой деятельности молодежи, формирование образованной личности и приспособлении ее к складывающимся социально-рыночным условиям, необходимость принимать решения и определять лучшие пути их реализации. В художественном творчестве так же, как и в любом деле, идет непрерывная работа над своими способностями, совершенствование техники, озарения, неудачи, поиски, новые находки, формирование своего творческого мироощущения идет на протяжении всей жизни человека.
Развитие творческих способностей детей в школьном возрасте, раскрытие задатков, склонностей и индивидуальных особенностей обучающихся на уроках изобразительного искусства - это традиционные задачи, которые ставились перед учителем изобразительного искусства в школе. Основу же творчества составляет комбинаторная деятельность воображения. Творческое воображение, в свою очередь, зависит от возраста, интеллектуального развития и особенностей психофизического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента) и от разработанности процесса обучения и воспитания. [34]
Именно по этим причинам формирование творческого воображения школьников является одной из важных и ключевых проблем современной педагогики.
В современной науке проблема формирования творческого воображения школьников рассматривалась с точки зрения разных областей знаний: философии, этики, психологии, педагогики.
Однако до сих пор проблема развития творческих способностей школьников в целом изучена в теории и недостаточно представлена в современной воспитательной практике. Это можно объяснить сложностью явления, скрытостью механизмов творчества. Как правило, все определения творчества отмечают, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п. В современной науке проблема формирования творческого воображения рассматривалась с точки зрения разных областей знаний: философии, этики, психологии, педагогики.
В трудах психологов Д. Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, П.Я. Гальперина, B.C. Кузина, Д.Б. Эльконина даны определения понятиям «способности», «творчество», «художественно-творческие способности», выделены общие группы психических процессов, составляющих основу художественно-творческих способностей, приведено описание специфики данных понятий.
Значительный вклад в изучение данных понятий внес В.Д. Шадриков в своих работах: «Способности человека», «Введение в психологию:
способности человека». Способность и одаренность рассматриваются данным автором как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
О роли и значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые Т.В. Ганова, И.В. Козлов, H.H. Пучкова, Т.В. Саляева, И.В. Макаровская, Ю.А. Овчарова, ТЯ. Ягупова и др. Они отмечали, что искусствопробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Однако обзор научной литературы свидетельствует о том, что данная проблема остается недостаточно освещенной - здесь и недостаточная разработанность содержания и современных методов развития творческого потенциала учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Вместе с тем, в теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для нашего исследования.
Актуальность нашего исследования подтверждается возрастающей потребностью разработки условий, необходимых для развития творческого потенциала обучающихся в учреждениях основного и дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в утверждении того, развитие творческих способностей подростков будет эффективным, если учитывать психолого-педагогические и методические аспекты развития личности средствами декоративно-прикладного искусства.
Тема нашего исследования «Развитие творческих способностей подростков средствами декоративно-прикладного искусства на примере офисных предметов интерьера».
В соответствии с выбранной темой были определены: цель, задачи, объект, предмет исследования.
Объект исследования - творческие способности подростков.
Предмет исследования - декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей подростков.
В соответствии с определенными целью и гипотезой, в исследовании были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности проявления и развития творческого воображения у школьников;
- рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей школьников;
- описать методику развития творческий способностей школьников средствами декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства;
- разработать дизайн-проект офисных предметов интерьера и изготовить его.
Методическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, специалистов в области дизайна среды (развитие творческих способностей детей -Богоявленская Д.Б., Выготский Л.С., Неменкий Б.М., Хуторский А.В., Шпикалова Т.Я., Гальперин П.Я., Кузин В.С.)
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыта психолого-педагогическая характеристика основных понятий, составляющих содержание творческих способностей, изучены особенности проявления и развития творческих способностей подростков на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Практическая значимость исследования заключается в описании методики развития творческих способностей подростков средствами декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства, которая может быть использована в работе учителей и педагогов дополнительного образования.
В ходе нашего исследования мы разработали программу студии декоративно-прикладного искусства, которая будет реализована на базе МБОУ "СОШ №9» Засвияжского района Ульяновской области. Использование традиционных и современных видов искусства на занятиях нашей студии позволит бережно погрузить школьников в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для развития их творческих способностей в условиях современного образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 60 источников на 5 страницах.
К работе прилагается графический проект «Дизайн-проект офисного набора».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей исследовательской работе нами был решен ряд задач, который ведет к достижению ранее поставленной цели:
- изучены литературные источники и дана психолого-педагогическая характеристику основных понятий, составляющих содержание творческого воображения у подростков;
- проанализированы особенности проявления и развития творческого воображения у школьников;
- определена роль и место декоративно-прикладного искусства в развитии творческого воображения подростков;
- теоретически обоснована и проверена методическая система, направленная на развитие творческих способностей подростков средствами декоративно- прикладного искусства на уроках изобразительного искусства (на примере создания сувениров из фанеры).
Исходя из вышесказанного, мы можем перейти к выводам нашей исследовательской работы:
1. Изучая теоретические аспекты развития творческих способностей личности средствами декоративно-прикладного искусства, мы можем сказать, что ДПИ,как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, способствует формированию эстетического вкуса, развивает в них трудовые умения и навыки, учит дисциплинированности, аккуратности. Благодаря этому школьник развивается как самостоятельная личность и прежде всего происходит развитие творческих способностей, что позволяет ему стать активным деятелем и творчески подходить к решению любых проблем.
2. Что касается исторических аспектов, мы пришли в выводу о том, что история декоративно-прикладного искусства имеет богатое прошлое.
3. Рассматривая технику, лазерная резка,как средство развития творческих способностей подростков, можно с уверенностью сказать, что лазерные технологии - одно из самых интересных разновидностей научно- технического прогресса. Обучение лазерным технологиям развивает творческое вдохновение, формирование духа изобретательности, абстрактного, логического пространства, инженерного и графического мышления. Технология конструирования и проектирования позволяет заниматься творчеством и изучать на практике работу современных производственных станков. Увлечение занятий по инженернопроектному творчеству и живописи открывает безграничный простор для творчества, поэтому данная техника будет интересна для подростков на уроках изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Решенные задачи позволили нам разработать программу курса для студии творчества "Атмосфера"по ДПИ для учащихся основной школы, нацеленное на развитие творческих способностей детей и воспитание активной творческой личности.
Подводя итог мы делаем вывод о том, что в систему развития творческих способностей подростков необходимо вводить занятия по обучению лазерным технологиям. Имея богатый творческий потенциал, научно- техническое творчество развивает эстетический вкус, обогащает психику и имеет немалое значение для умственного воспитания подростка, что ведет к формированию творчески-активной личности.



1. Абрамова С. Г., Костенчук И. А. О понятии «корпоративная культура». Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса // Материалы научно-практической конференции. - М.: 2004. - С. 29-33
2. Бабков В.Г. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996. 70 с.
3. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. — М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
4. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский - М., 1975. - 140 с.
5. Блонский П. П. Психология младшего школьника. — М., Воронеж: «МОДЭК», «МПСИ», 2006.
6. Блонский П.П. О национальном воспитании. М.: Вестник воспитания, 1915. 73 с.
7. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская М., 2000. - 189 с.
8. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2000. - 112 с.
9. Волович Л.А. Национальное самосознание и самоидентифпкация / Положение молодежи в Республике Татарстан. Казань, 1997. 93 с.
10. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. Очерк: Кн. Для учителя 3-е изд. /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
11. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд./ П. Я. Гальперин- М.: Университет, 2000. — 336 с.
12. Гарднер Б. Logolounge: 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира / Б. Гарднер, К. Фише. - ISBN.: РИП-холдинг, 2006. - С. 218
13. Гизатов К. Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. 126 с.
14. Гольман И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация / И.А Гольман - М.: Галла-принт, 2002. - C. 312
15. Громов Е.С. Природа художественного творчества. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 239 с.
16. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. - М.: Просвещение, 1999. - 370 с.
17. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск: Родник, 2011. - 120 с.
18. Игнатьев Е.И. Психологические исследование представления и воображения /Е.И. Игнатьев. - М.: Высшая школа, 2004. - 196 с.
19. Кон И.С. 'Психология старшеклассника' - Москва: Просвещение, 1980 - 192 с.
20. Крылов А. Н. Влияние имиджа на качество учебного процесса в вузе / А.Н. Крылов// Управление качеством учебного процесса в вузе: Проблемы и перспективы. - М., Издательство Национального института бизнеса, 2006. - C.146-152.
21. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства. Пособие для учителя. - 4-е изд. - М.: АГАР, 2011. - 141 с.
22. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., Издательский центр «Академия», 2000. - 73 с.
23. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1978. - 284 с.с. 36
24. Маркетинговый анализ: Рынок - Фирма - Товар - Продвижение, - М.: «Вершина», 2007, - С. 256
25. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. - М.: МГПИ, 2012. - 340 с.]
26. Народные художественные промыслы / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192с.
27. Народные художественные промыслы / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192с. с.15
28. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: «Изобразительное искусство», 1983. 343с
29. Нельсон Р. Техника рекламы / Р. Нельсон// Сложно о простом или как разработать логотип компании. - 2005. - № 11. - С. 31-33
30. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.М. Неменский. - М.: МДО, 2012. - 340 с.
31.Опыт С.Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Сборник статей. — Обнинск, 2003. — 124 с.
32. Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге, 2-е издание. - Пер. с англ. - СПб: Символ- Плюс, 2008. - 384 е., ил. - C. 13
33. Плеханов А. В., Национальные лики педагогических универсалий: проблемы теории и истории русской педагогики: сборник научных статей. — Владимирский гос. педагог. университет, 2005-331 с. с. 50
34. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений /И.П. Подласый. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 576 с.
35. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1982.- 191с.,
36. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М.: Просвещение, 1976. 138-140с.
37. Психологическая деятельность и способности человека. — М.:
Издательская корпорация "Логос», 1996. — 320 с.
38. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности ... - 1976. - № 7. - с.101-102
39. Развитие творческого воображения у учащихся [Текст] : на материале их изобраз. Деятельности / Г. Б. Батоев ; М-во просвещения Бурят. АССР. - Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство, 1966. - 114 с. : ил. ; 20 см. - Библиогр.: с. 110-113
40. Развитие творческого воображения у учащихся [Текст] : на материале их изобраз. Деятельности / Г. Б. Батоев ; М-во просвещения Бурят. АССР. - Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство, 1966. - 114 с. : ил. ; 20 см. - Библиогр.: с. 110-113
41. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка / Н. Н. Ростовцев М.: Просвещение, 1982. -245 с.
42. Ростовцев H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Учебное пособие / Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев М.: Просвещение, 1987.- 176с. Тираж: 33000 экз.
43. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., Педагогика, 1973. - 424 с.
44. Тарасенко Ю. О. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 122-125. — URL https://moluch.ru/archive/172/45690/ (дата обращения: 17.02.2018).]
45. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. В кн. Психология. М. - 1948.- 140 с.
46. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. - М.: Владос, 2004. - 420 с.
47.Чармэсон Г. Торговая марка: Как создать имя, которое принесет миллионы / Г. Чармэсон. - СПб: Изд-во «Питер»., 1999. - С. 410
48. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский цент «Академия», 2011. - 288 с.
49. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы / Т.Я. Шпикалева[и др.]. - М. : Просвещение, 2010. - 72 с.
50. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1979.
Б
51. Бове/Аренс. Имидж и фирменный стиль. // Современная реклама. 1995 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.polygraphcity.ru/
52. Википедия — свободная энциклопедия Эрвинг Гофман [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
53. Деловая газета. Был КГУ, а станет ПФУ. Что стоит за сменой аббревиатур? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-vid.ru/
54. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: Принципы разработки
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru/
55. Имидж в системе маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru/
56. Казанский университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ksu.ru/
57. Клюев М.Ю. Логотип, история знака: Методика проектирования
фирменного стиля / М.Ю. Клюев, 2007. - 134 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://firmstyle.web-csa.ru/
58. Логотип. Разработка товарного знака [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.re-branding.ru/
59.Официальный сайт Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» http: //www.kpmo .ru/
60. Тара и упаковка. Мир пласт массы[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80aaa1acnfgqnkpn9l.xn~p 1 ai/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ