РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к развитию творческого потенциала
учащихся 10
1.1. Сущность творческого потенциала личности 10
1.2 Структура творческого потенциала личности 13
1.3 Особенности развития творческого потенциала учащихся во внеурочной
деятельности посредством проектной технологии 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности развития творческого потенциала 28
2.1 Диагностика уровня развития творческого потенциала учащихся на
констатирующем 28
2.2 Разработка и внедрение программы внеурочных занятий по развитию
творческого потенциала учащихся (формирующий эксперимент) 39
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования 49
Выводы по главе 2 61
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 1. Результаты учащихся экспериментальной и контрольной
групп по каждой из диагностических методик 72
Приложение 2. Программа курса внеурочных занятий 79
Приложение 3. Диагностические методики
Глава 1. Теоретические подходы к развитию творческого потенциала
учащихся 10
1.1. Сущность творческого потенциала личности 10
1.2 Структура творческого потенциала личности 13
1.3 Особенности развития творческого потенциала учащихся во внеурочной
деятельности посредством проектной технологии 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности развития творческого потенциала 28
2.1 Диагностика уровня развития творческого потенциала учащихся на
констатирующем 28
2.2 Разработка и внедрение программы внеурочных занятий по развитию
творческого потенциала учащихся (формирующий эксперимент) 39
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования 49
Выводы по главе 2 61
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 1. Результаты учащихся экспериментальной и контрольной
групп по каждой из диагностических методик 72
Приложение 2. Программа курса внеурочных занятий 79
Приложение 3. Диагностические методики
Система образования, которая существует сейчас, сталкивается с тем, что темпы и содержание изменений, происходящих не только в ней самой, но и вокруг достаточно высоки. В связи с этим школа должна подготавливать учащихся, способных творчески подходить к решению проблем, адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, а также направленных на формирование такого человеческого потенциала, который будет конкурентоспособен.
Введение новых образовательных стандартов, появление новых требований к организации процесса обучения, к его содержанию и результатам заставляют по-новому осмыслить способы и условия развития творческого потенциала обучающихся, оценить, с этой точки зрения, возможности проектной технологии как образовательной технологии повышающей эффективность образовательного процесса.
При изучении предметов естественного цикла появляется реальная возможность приобщить учащихся к проектной работе, развить их творческие способности.
В основе процесса развития творческого потенциала должны находиться развитые познавательные процессы, высокая творческая активность и высокоразвитые духовно-нравственные качества. Главная цель современного образования раскрывать и мотивировать учащихся на развитие творческого потенциала.
Процесс развития творческого потенциала направлен на то, чтобы дать человеку максимально широкий выбор путей самореализации. В конечном итоге это будет способствовать тому, что он, определив для себя наиболее приемлемый путь, будет максимально использовать свои способности, принося пользу себе, своей семье и обществу в целом - как в материальном, так и в духовном плане.
Идея необходимости развития творческого потенциала личности в истории педагогической мысли занимает особое место. Классики отечественной педагогики (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Зягвязинский, В.А. Кан- Калик[14, 15], Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Э.И. Сокольникова) обращались в своих трудах к проблеме развития творческого потенциала личности. Большой вклад в изучение творчества личности внесли С.Л. Рубинштейн, B.C. Мерлин, К.К. Платонов, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, И.П. Корчуганова, C.JI. Сиялова и др.
Рассмотрению творческого потенциала в целостной структуре личности посвящены исследования В.Н. Маркова и Ю.В. Синягина, А.Я. Журкиной, А.Р. Каповой, А.И. Субетто, П.И. Пидкасистого, JI.B. Занкова и др.
Аспектами творческого потенциала занимались М.С. Каган, П.Ф. Кравчук, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Е.А. Глуховская, А.И. Санникова и др.
История метода проектов связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского.
Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др.
Возможности проектной деятельности в образовательном, процессе современной школы изучали, С. И: Горлицкая,. И. А. Зимняя; А. П. Зольников. Е. Н. Киселёва, И. Ю: Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова.
В педагогической литературе рассматриваются многие аспекты внеурочной деятельности школьников. Различные подходы к этой теме можно проследить в трудах отечественных и зарубежных педагогов- классиков, а также современных педагогов-учёных.
В психолого-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы по развитию творческого потенциала учащихся:
- отсутствует методика оценки уровня развития творческого потенциала учащихся;
- не разработан комплексный подход к организации учебной деятельности, способствующий эффективному развитию творческого потенциала учащихся.
Анализ научной литературы исследований по проблемам развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности биологии, позволил выявить противоречия:
- потребностями общества в творчески активных личностях и низкой эффективностью образовательного процесса по их развитию;
- имеющимся в педагогической науке интересом к теоретическому изучению развития творческого потенциала личности и неразработанностью возможностей практической реализации процесса развития творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности;
- необходимостью объективной оценки уровня развития творческого потенциала личности и отсутствием диагностического инструментария.
Данные противоречия выявили проблему исследования: каковы должны быть педагогические условия развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности по биологии?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития творческого потенциала учащихся 6-х классов во внеурочной деятельности по биологии.
Объект исследования: творческий потенциал учащихся 6-х классов.
Предмет исследования: развитие творческого потенциала учащихся 6х классов во внеурочной деятельности по биологии.
Гипотеза: процесс развития творческого потенциала во внеурочной деятельности будет эффективным в случае того, если использовать средства проектной технологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определить сущность творческого потенциала и его компонентов.
2. Разработать и реализовать программу внеурочных занятий по биологии, направленную на развитие творческого потенциала учащихся 6-х классов.
3. Выявить эффективность программы внеурочных занятий направленную на развитие творческого потенциала учащихся 6-х классов средствами проектной технологии.
Теоретико-методологическая основа исследования
• исследования по философии и психологии творчества (А. Бергсон, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, В.И. Морозов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.);
• ведущие положения о творческом характере деятельности, об активности субъекта познания, о преобразующей роли самого субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.К. Веретенникова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
• вопросы стимулирования творческой активности, концепции формирования мышления учащихся (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф Талызина, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов и другие), проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.);
• труды в области изучения сущности и содержания творческого потенциала личности (Г.В. Ахметжановой, Ф. Вильямса, Дж. Гилфорда, Е.А. Глуховской, Л.А. Даринской, С.А. Ильиных, Ю.Н. Кулюткина, Н.В. Мартишиной, К.В. Петрова, В.Г. Рындак, Г.С. Самигуллиной, И.А. Хорошевой, Н.В. Увариной, Е.В. Шкетик и других)[42, 43];
• теории проектной технологии обучения (Д. Дьюи, В. Килпатрик, Э. Коллингс, С. Т. Шацкий, О. С. Анисимов, Дж. К. Джонс, О. С. Орлов, И. Ю. Малкова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова, Н. И. Тихомиров, И. Д. Чечель).
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
• тестирование;
• методы математической обработки результатов исследования.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
• модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой (модификация Е.И. Даниловой);
• опросник креативности Д. Джонсона,
• фигурный тест Е. Торренса.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
1. Разработана программа внеурочных занятий по биологии для развития творческого потенциала учащихся 6-х классов посредством проектной технологии.
2. Определены показатели уровня развития творческого потенциала учащихся 6-х классов.
Теоретическая значимость исследования.
Заключается в уточнении теоретических основ развития творческого потенциала личности во внеурочной деятельности: сущность, содержание, структура и основные компоненты творческого потенциала личности, возможностей проектной технологии в его развитии, разработке методики диагностики творческого потенциала.
Практическая значимость исследования.
Заключается в разработке и внедрении внеурочной программы внеурочных занятий, которые обеспечивают эффективность развития творческого потенциала учащихся.
Достоверность исследования.
Обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы, применены методы статистической обработки данных.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5 классов посредством проектной деятельности. Инновационные технологии в образовании: Материалы V Международной научно-образовательной конференции (30-31 марта 2018 г.): Сборник научных трудов // Под общ. ред. д.п.н. проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ: «Школа», 2018.- Ч.П.- 512 с. -С. 355-358.
2. Творческий потенциал учащихся. Чтения памяти профессора А.А. Попова: сб. науч. материалов/отв. ред. Т.В Андреева, В.В. Кузнецов.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018.- Вып.8.- С. 91-93.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 52 источника, в том числе 1 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 103 страниц, в которой содержание исследования изложено на 71 странице и иллюстрировано 8 таблицами, 19 рисунками. В работе представлено 3 приложения.
Введение новых образовательных стандартов, появление новых требований к организации процесса обучения, к его содержанию и результатам заставляют по-новому осмыслить способы и условия развития творческого потенциала обучающихся, оценить, с этой точки зрения, возможности проектной технологии как образовательной технологии повышающей эффективность образовательного процесса.
При изучении предметов естественного цикла появляется реальная возможность приобщить учащихся к проектной работе, развить их творческие способности.
В основе процесса развития творческого потенциала должны находиться развитые познавательные процессы, высокая творческая активность и высокоразвитые духовно-нравственные качества. Главная цель современного образования раскрывать и мотивировать учащихся на развитие творческого потенциала.
Процесс развития творческого потенциала направлен на то, чтобы дать человеку максимально широкий выбор путей самореализации. В конечном итоге это будет способствовать тому, что он, определив для себя наиболее приемлемый путь, будет максимально использовать свои способности, принося пользу себе, своей семье и обществу в целом - как в материальном, так и в духовном плане.
Идея необходимости развития творческого потенциала личности в истории педагогической мысли занимает особое место. Классики отечественной педагогики (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Зягвязинский, В.А. Кан- Калик[14, 15], Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Э.И. Сокольникова) обращались в своих трудах к проблеме развития творческого потенциала личности. Большой вклад в изучение творчества личности внесли С.Л. Рубинштейн, B.C. Мерлин, К.К. Платонов, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, И.П. Корчуганова, C.JI. Сиялова и др.
Рассмотрению творческого потенциала в целостной структуре личности посвящены исследования В.Н. Маркова и Ю.В. Синягина, А.Я. Журкиной, А.Р. Каповой, А.И. Субетто, П.И. Пидкасистого, JI.B. Занкова и др.
Аспектами творческого потенциала занимались М.С. Каган, П.Ф. Кравчук, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Е.А. Глуховская, А.И. Санникова и др.
История метода проектов связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского.
Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др.
Возможности проектной деятельности в образовательном, процессе современной школы изучали, С. И: Горлицкая,. И. А. Зимняя; А. П. Зольников. Е. Н. Киселёва, И. Ю: Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова.
В педагогической литературе рассматриваются многие аспекты внеурочной деятельности школьников. Различные подходы к этой теме можно проследить в трудах отечественных и зарубежных педагогов- классиков, а также современных педагогов-учёных.
В психолого-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы по развитию творческого потенциала учащихся:
- отсутствует методика оценки уровня развития творческого потенциала учащихся;
- не разработан комплексный подход к организации учебной деятельности, способствующий эффективному развитию творческого потенциала учащихся.
Анализ научной литературы исследований по проблемам развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности биологии, позволил выявить противоречия:
- потребностями общества в творчески активных личностях и низкой эффективностью образовательного процесса по их развитию;
- имеющимся в педагогической науке интересом к теоретическому изучению развития творческого потенциала личности и неразработанностью возможностей практической реализации процесса развития творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности;
- необходимостью объективной оценки уровня развития творческого потенциала личности и отсутствием диагностического инструментария.
Данные противоречия выявили проблему исследования: каковы должны быть педагогические условия развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности по биологии?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития творческого потенциала учащихся 6-х классов во внеурочной деятельности по биологии.
Объект исследования: творческий потенциал учащихся 6-х классов.
Предмет исследования: развитие творческого потенциала учащихся 6х классов во внеурочной деятельности по биологии.
Гипотеза: процесс развития творческого потенциала во внеурочной деятельности будет эффективным в случае того, если использовать средства проектной технологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определить сущность творческого потенциала и его компонентов.
2. Разработать и реализовать программу внеурочных занятий по биологии, направленную на развитие творческого потенциала учащихся 6-х классов.
3. Выявить эффективность программы внеурочных занятий направленную на развитие творческого потенциала учащихся 6-х классов средствами проектной технологии.
Теоретико-методологическая основа исследования
• исследования по философии и психологии творчества (А. Бергсон, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, В.И. Морозов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.);
• ведущие положения о творческом характере деятельности, об активности субъекта познания, о преобразующей роли самого субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.К. Веретенникова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
• вопросы стимулирования творческой активности, концепции формирования мышления учащихся (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф Талызина, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов и другие), проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.);
• труды в области изучения сущности и содержания творческого потенциала личности (Г.В. Ахметжановой, Ф. Вильямса, Дж. Гилфорда, Е.А. Глуховской, Л.А. Даринской, С.А. Ильиных, Ю.Н. Кулюткина, Н.В. Мартишиной, К.В. Петрова, В.Г. Рындак, Г.С. Самигуллиной, И.А. Хорошевой, Н.В. Увариной, Е.В. Шкетик и других)[42, 43];
• теории проектной технологии обучения (Д. Дьюи, В. Килпатрик, Э. Коллингс, С. Т. Шацкий, О. С. Анисимов, Дж. К. Джонс, О. С. Орлов, И. Ю. Малкова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова, Н. И. Тихомиров, И. Д. Чечель).
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
• тестирование;
• методы математической обработки результатов исследования.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
• модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой (модификация Е.И. Даниловой);
• опросник креативности Д. Джонсона,
• фигурный тест Е. Торренса.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
1. Разработана программа внеурочных занятий по биологии для развития творческого потенциала учащихся 6-х классов посредством проектной технологии.
2. Определены показатели уровня развития творческого потенциала учащихся 6-х классов.
Теоретическая значимость исследования.
Заключается в уточнении теоретических основ развития творческого потенциала личности во внеурочной деятельности: сущность, содержание, структура и основные компоненты творческого потенциала личности, возможностей проектной технологии в его развитии, разработке методики диагностики творческого потенциала.
Практическая значимость исследования.
Заключается в разработке и внедрении внеурочной программы внеурочных занятий, которые обеспечивают эффективность развития творческого потенциала учащихся.
Достоверность исследования.
Обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы, применены методы статистической обработки данных.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5 классов посредством проектной деятельности. Инновационные технологии в образовании: Материалы V Международной научно-образовательной конференции (30-31 марта 2018 г.): Сборник научных трудов // Под общ. ред. д.п.н. проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ: «Школа», 2018.- Ч.П.- 512 с. -С. 355-358.
2. Творческий потенциал учащихся. Чтения памяти профессора А.А. Попова: сб. науч. материалов/отв. ред. Т.В Андреева, В.В. Кузнецов.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018.- Вып.8.- С. 91-93.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 52 источника, в том числе 1 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 103 страниц, в которой содержание исследования изложено на 71 странице и иллюстрировано 8 таблицами, 19 рисунками. В работе представлено 3 приложения.
В ходе исследования установлено, что теоретический аспект понятия «творческий потенциал личности рассмотрен с разных сторон: с философской, психологической и педагогической. Анализ состояния проблемы исследования позволил установить, что понятие «творческий потенциал» не имеет однозначного толкования. В то же время во всех исследованиях творческий потенциал подразумевает способность к созданию нового и оригинального.
На основе анализа сущности и структуры, предложенной различными исследователями, теоретически доказано, что творческий потенциал личности является сложным интегральным показателем личностно-деятельностного развития, характеризующегося взаимосвязанным комплексом свойств, способностей и возможностей, обеспечивающих творческое саморазвитие индивида.
Были выделены структурные компоненты творческого потенциала: когнитивный, креативный и личностный.
Процесс развития творческого потенциала личности чрезвычайно индивидуален и требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка.
Под творческой учебной деятельностью понимается такая деятельность, которая обладает следующими признаками: направлена на решении творческих задач, для которых характерно отсутствие в предметной области способа решения задачи; связана с созданием новых знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи; характеризуется наличием неопределённости в отношении разработки новых знаний и на их основе способа решения задачи.
Для достоверного изучения компонентов творческого потенциала учащихся разработан пакет диагностических методик Для данного эксперимента были подобраны методики, базирующиеся на разработках доцента, к.псх.н МГПУ Виноградовой И.А. и исследованы следующие компоненты творческого потенциала учащихся личностный, креативный.
Для диагностики уровня развития личностного компонента применена методика: модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой (модификация Е.И. Даниловой).
Для диагностики уровня развития креативного компонента выбраны следующие методики: опросник креативности Д. Джонсон; фигурный тест Е. Торренса.
В процессе формирующего эксперимента разработана и реализована программа внеурочных занятий направленная на развитие творческого потенциала учащихся 6-х классов.
При проведении формирующего эксперимента была выдвинута гипотеза, что реализация данной программы внеурочных занятий способствует повышению уровня развития творческого потенциала учащихся 6-х классов.
Для проверки гипотезы на контрольном этапе экспериментального исследования проведён анализ результатов развития компонентов творческого потенциала учащихся 6-х классов. При этом применялся пакет диагностических методик, разработанный на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом, экспериментально доказано, что повышению уровня развития творческого потенциала учащихся 6-х классов способствовала работанная и реализованная программа внеурочных занятий.
Цель, поставленная перед началом работы, достигнута, задачи решены.
Выводы и факты, полученные в ходе исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по развитию творческого потенциала учащихся.
На основе анализа сущности и структуры, предложенной различными исследователями, теоретически доказано, что творческий потенциал личности является сложным интегральным показателем личностно-деятельностного развития, характеризующегося взаимосвязанным комплексом свойств, способностей и возможностей, обеспечивающих творческое саморазвитие индивида.
Были выделены структурные компоненты творческого потенциала: когнитивный, креативный и личностный.
Процесс развития творческого потенциала личности чрезвычайно индивидуален и требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка.
Под творческой учебной деятельностью понимается такая деятельность, которая обладает следующими признаками: направлена на решении творческих задач, для которых характерно отсутствие в предметной области способа решения задачи; связана с созданием новых знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи; характеризуется наличием неопределённости в отношении разработки новых знаний и на их основе способа решения задачи.
Для достоверного изучения компонентов творческого потенциала учащихся разработан пакет диагностических методик Для данного эксперимента были подобраны методики, базирующиеся на разработках доцента, к.псх.н МГПУ Виноградовой И.А. и исследованы следующие компоненты творческого потенциала учащихся личностный, креативный.
Для диагностики уровня развития личностного компонента применена методика: модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой (модификация Е.И. Даниловой).
Для диагностики уровня развития креативного компонента выбраны следующие методики: опросник креативности Д. Джонсон; фигурный тест Е. Торренса.
В процессе формирующего эксперимента разработана и реализована программа внеурочных занятий направленная на развитие творческого потенциала учащихся 6-х классов.
При проведении формирующего эксперимента была выдвинута гипотеза, что реализация данной программы внеурочных занятий способствует повышению уровня развития творческого потенциала учащихся 6-х классов.
Для проверки гипотезы на контрольном этапе экспериментального исследования проведён анализ результатов развития компонентов творческого потенциала учащихся 6-х классов. При этом применялся пакет диагностических методик, разработанный на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом, экспериментально доказано, что повышению уровня развития творческого потенциала учащихся 6-х классов способствовала работанная и реализованная программа внеурочных занятий.
Цель, поставленная перед началом работы, достигнута, задачи решены.
Выводы и факты, полученные в ходе исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по развитию творческого потенциала учащихся.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Организация внеурочной деятельности обучающихся шестых классов в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Организация дополнительного образования по физике учащихся основной школы на основе ситуационно-постановочных задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Разработка программы внеурочной деятельности с использованием фенологических наблюдений в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование исследовательских умений у сельских школьников при обучении биологии в 8 классе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019



