Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Крестовые походы на Восток (1096—1270 гг.) В контексте столкновения христианской и мусульманской цивилизации

Работа №32473

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
560
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Ислам и христианская Европа накануне крестовых походов 17
Раздел 2. Крестовые походы: причины, ход и итоги 29
Раздел 3. Влияние крестовых походов на взаимоотношения исламского мира с Европой 49
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65


Одним из явлений огромной всемирно исторической важности являются Крестовые походы. В этих событиях приняло участие значительное часть общества Ближнего Востока и Запада. И, конечно же, для населения этих регионов Крестовые походы оказали огромные последствия. Взаимодействия Запада и Востока затронуло больше десятка стран в Азии и в Европе. Это явление во втором тысячелетие способствовало к росту культурных контактов, к расширению кругозора большинства людей, к многочисленным миграциям жителей. Крестовые походы существенно изменили уклад жизни населения Востока, и особенно Запада.
Именно в это время на Ближнем Востоке и в Европе протекал переломный период формирования народов. На Ближнем Востоке принималось укладывание мусульманского общества под властью турок- сельджуков, после разрушенного прежнего строя, определенного арабскими завоевателями, а в Европе начиналось развитие складывания национальных государств.
Такому масштабному событию, каким являются «Крестовые походы» очень трудно дать правильное определение. Взгляды и оценки на эти события видоизменялись за прошедшие с тех пор годы. Из разных областей Западной Европы и из разных слоев населения люди принимали участия в Крестовых походах, и неправильно говорить, что ими руководили абсолютно одинаковые чувства и понятия.
У римских священников была цель упрочение института папства и стремление стать единоличными лидерами всего христианского общества.
Не каждый Крестовый поход был устремлен на освобождения Иерусалима, т.е. «Святой земли» . Подлинными ли были действительно все Крестовые походы? Историки в этом вопросе не пришли к единому выводы, что еще раз подчеркивает научную актуальность этой темы. Термин




«Крестовый поход» в те времена часто употреблялся к военным походам против тех, кто не исповедовал христианскую религию, людям которые
Л
являлись язычниками (к примеру, мусульманами (реконкиста в Испании) ,
-5
или экспансия немцев на славянские территории. )
Первым фактором Крестовых походов можно сказать является религиозное рвение, которая была подкреплена зовом католической церкви к священной войне. Церковь довольно таки часто применяла в своей официальной проповеди народные соображения о Боге и справедливости, для наиболее легкого усвоения информации народом. Как мы знаем, христиане не могли использовать силу для обращения людей в свою религию и поэтому считается, что крестовые походы должны были быть оборонительными.
Захват Иерусалима и преследование там христианских паломников , угроза турок-сельджуков Византии стали предлогом для Крестовых походов.
Была ли это цивилизаторская миссия или просто очередной кровавый разгул западноевропейцев на Восток для человечества, вот над чем давно спорят многие исследователи.
Ближний Восток остается напряженной зоной на политической карте мира и в наше время. Отрицательная энергия многих процессов, уходящих корнями в историческое прошлое, по-прежнему влияет на общественнополитическую обстановку и социально-экономическое положение в странах региона. В настоящее время мы с вами наблюдаем за очередным нагнетанием политической ситуации на мусульманском Востоке.
Именно поэтому, считаю данное исследование актуальным для понимания современной ситуации в этом регионе.
Степень изученности проблемы. Данная тема на сегодняшний день достаточно хорошо разработана, имеется огромное количество работ, которые посвящены истории крестоносцев и их походам. Однако, очень мало 2
работ посвящённых Крестовым походам в контексте противостояния и взаимодействия мусульманской и христианской цивилизации.
Одним из наиболее ранних работ следует отметить монографию К. Хилленбранда , автор рассматривает взаимоотношения мусульман и крестоносцев. Профессор-арабист Ясир Сулейман говорит: в предисловии к книге К. Хилленбранд, что автор ставил перед собой задачу преодолеть однобокость взглядов к Крестовым походам, присущую европейской науке.
Данная книга мне понравилась тем, что К. Хилленбранд разбирает многие вопросы, это информация может понадобится тем, кто изучает историю религии и культуры, либо тем кто осваивает историю военного дела, а главное понять, как прошлое оказывает влияние на настоящее. Также он говорит о разных стереотипах, которые сформировались у людей по отношению Крестовым походом и как их нужно преодолеть.
Светлана Игоревна Лучицкая д.и.н. является одним из немногих экспертов в России, в вопросе истории крестоносного движения. Она в своих работах, особенно в монографии «Образ Другого», разбирает мусульманский образ, представленный в хрониках крестоносцев. Автор изучив и проанализировав взаимодействие разнообразных традиций и обычай в формировании взглядов о мусульманах, передает динамику эволюции образа ислама в эпоху Крестовых походов.
Еще одной интересной работой, является диссертация кандидата исторических наук Амро Назим Ахмеда, написанная им 2000 году,
п
«Исламский мир и крестовые походы на Ближний Восток» . Разобрав и изучив работы разных арабских авторов ему удалось оценить эти события с взвешенных и доказанных воззрений. Научная важность этой работы заключается в том, что автор привлек массу разнообразной литературы на арабском, русском и английском языках.
Глубокому пониманию истории человечества в эпоху крестовых походов, а также постижению особенностей культурного контакта западной христианской и мусульманской цивилизаций, помогает приведенный в работе фактический материал.
Научная новизна нашего исследования заключается в рассмотрение крестовых походов в контексте столкновения христианской и мусульманской цивилизации и понимание насколько разнообразны воззрения восточных и западных историков на причины возникновения, ход и результаты крестовых войн для населения Азии и Европы.
Цель работы - дать обзор Крестовым походам на Восток (1096—1270 гг.) в контексте столкновения христианской и мусульманской цивилизаций. Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть мусульманский и христианский мир накануне Крестовых походов.
2) Изучить основные причины, ход и результаты Крестовых войн.
3) Дать обзор влиянию крестовых походов на взаимоотношения мусульманского мира с Европой.
4) Описать традиционные воззрения отечественных и западных историков, полагающих Крестовые походы завоевательными войнами.
5) Рассмотреть альтернативные позиции отечественных и западных историков, полагающих Крестовые походы военно-религиозной акцией.
6) Охарактеризовать точку зрения восточных историков на Крестовые походы и крестоносцев.
Объектом данного исследования является Крестовые походы на Восток.
Предметом исследования является противостояние христианского и мусульманского мира.
Хронологические рамки дипломной работы охватывает (1096—1270 гг.)
Обзор источников. Базу источников данной работы можно разделить на три группы:
В первую группу источников вошли различные отрывки дошедших до нас хроник и мемуары восточных и католических авторов, современников и участников Крестовых походов: историков, путешественников, религиозных деятелей, рыцарей. Вторая группа источников включает монографии, которые были переведены на русский язык, написанные
западноевропейскими историками середины XIX-ХХ вв. В третью группу вошли труды отечественных исследователей XIX-XX вв.
Основная масса сведений о Крестовых походах 1096—1270 гг. содержится в современных им западноевропейских хрониках и в хрониках авторов Франкского Востока XII—XIII веках, таких как Фульхерий Шартрский , Альберт Аахенский , Раймунд Ажильский , Г енрих Латвийский 11, Жоффруа де Виллардуэн , Вильгельм Тирский , Виганд Марбургский и во многих других. Данные труды и по сей день являются одними из основных источников при исследовании войн рыцарей в Восточном Средиземноморье, проходивших под религиозными знаменами.
Написанные участниками и очевидцами, клириками и рыцарями Крестовых походов, латинские хроники освещают их историю в апологетическом духе. Католические авторы старались восславить военные подвиги крестоносных воинов, а также прославить богоугодные деяния служителей римской церкви—вдохновительницы и организатора Крестовых походов.
Хроника «Завоевание Константинополя» произведение Робера де Клари, написанная в начале XIII века, относится к числу главнейших источников по истории захвата Константинополя рыцарями-крестоносцами в 1203-1204 годах.15 Нужно отметить, что автор старался придерживаться исторической канвы в изложении хода событий, однако, будучи простым французским рыцарем, Робер де Клари не знал скрытой, закулисной стороны похода и едва понаслышке был уведомлен об его предыстории. Именно для современных исследователей, памятники, подобные запискам Робера де Клари, важны с точки зрения более общей проблемы менталитета средневекового западноевропейского общества, нравов и быта рыцарского сословия.
Также интерес в отношении причин и хода Крестовых походов вызывает хроника Жоффруа де Виллардуэна. Автор в своих мемуарах, вроде и уверен в том, что «события приключаются так, как хочет Бог», но «на практике», повествуя о конкретных фактах, он является большей частью рационалистически мыслящим человеком. Умело сохранив бесстрастность летописца, автор подчеркивает «благие цели» крестоносного предприятия совмещая с рассказом о жестокостях и грабежах «воинов христовых». Одно из главных сочинений оставил последующим поколениям о Четвертом
Крестовым походе, хорошо образованный и информированный человек «маршал Романии и Шампании».
Тем не менее, современная историография Крестовых войн не исчерпывается только трудами, относящимися к латинской хронографии. Полно известий о причинах завоевательных походов западноевропейцев, об отдельных событиях и результатах Крестовых походов, а также сведений по истории государств крестоносцев передают византийские, армянские, арабские, сирийские и другие писатели христианского и мусульманского Востока. Однако, мы практически не найдем в этих мемуарах и хроник, полностью посвященных крестоносным сюжетам.
Историки восточных стран останавливались на тех или иных эпизодах Крестовых походов, общественно-политической жизни Франкского Востока, его взаимоотношений с тюркскими, армянскими, арабскими, государствами и Византией, только в рамках описывавшейся ими и интересовавшей их в главную очередь восточной истории, истории своих народов.
Можно сказать, в работах восточных авторов XII—XIII веков описания событий Крестовых походов вплетаются в общую ткань их повествований, будь то мемуары, всемирная хроника или библиография. Все же, некоторые сообщения этих авторов представляют необыкновенный интерес: иногда по своей достоверности они превосходят проникнутые апологетикой, однобокие данные латинских хронистов.
Первоначально нужно назвать таких арабских авторов историков- хронистов как, Ибн аль-Каланиси и Ибн аль-Асир. Из 12-томной «Всеобщей истории» Ибн аль-Асира на русский язык переведены считанные страницы.
Еще плачевнее обстоит дело с «Историей Дамаска» Ибн аль-Каланиси , которая в работах наших исследователей до сих пор цитируется по английскому изданию 1908 года.
Книга Усама ибн-Мункыза , переведенная на русский язык «Kitab al- It'ibar» («Книга назидания») очень популярна, она дает нам возможность составить представление о взаимоотношениях христиан и мусульман, как на поле боя, так и вне его.
Также среди арабских источников интересен перевод книги французского писателя арабского происхождения Маалуфа Амина «Крестовые походы глазами арабов» . Хотя отдельные положения этой книги можно признать дискуссионными, она совершенно достойна, считаться увлекательным введением в арабскую историографию Крестовых походов.
Выше мы перечислили разные работы, написанные арабскими
профессиональными историками, однако, нужно отметить интересную
21
работу «Алексиада», которая принадлежит византийской принцессе Анне. Это монография - представляет собой первоклассный исторический источник, единственный труд, в котором систематически и глубоко излагается история Византии конца XI - начало XII веков. Благодаря тому, что автор хорошо осведомлен о событиях, связанных с движением крестоносцев по Малой Азии в 1096-97 гг., исследование включает фактические сведения, отсутствующие в прочих источниках.
Именно в эпоху Просвещения, в Европе возникает интерес к истории Крестовых походов и к средневековью в целом, в это время различные просветители начинают относиться к Крестовым походам, как к проявлению средневековой религиозной нетерпимости и варварства.
К концу XVIII — началу XIX веков романтизм становится доминирующим направлением в западноевропейской историографии с его, во многом идеализированным, взглядом к крестоносным походам. В литературных, художественных и музыкальных произведениях того времени, отчетливо проявлялся интерес к средневековью, который развивался под влиянием романтизма и национализма. В научно-исторической сфере это внимание выражалась в появлении в начале XIX века во Франции и в Германии двух многотомных работ по истории Крестовых походов. В 18071832 была опубликована семитомная «История Крестовых походов» Ф. Вилькена, а в 1812-1822 гг. вышла из печати пятитомная «История Крестовых походов» француза Ж. Ф. Мишо.
Вилькен властвовал над умами в области истории Крестовых походов течение целого поколения — и не только в Германии. Ученый, следуя за средневековыми хронистами, старался познать и по возможности адекватно передать сам «дух эпохи». Характерная для романтиков точка зрения на историю в целом и средневековья в частности сочетается у Вилькена с пристальным интересом ко всему разнообразию фактов, с реалистическим представлением социальных порядков того времени.
Большой интерес представляет работа Ж. Мишо, который многократно публиковался в русском переводе. Жозеф-Франсуа Мишо (1767-1839) расценивал Крестовые походы как порождение религиозного и рыцарского энтузиазма, главный акцент, делая на вкладе Франции в крестоносное
движение. М.А. Заборов отмечал, что изданное в России «История Крестовых походов» Ж. Мишо в 1822— 1836 гг. обладало, «весьма далёкое отношение к научному изучению темы: перед нами лишь образец
использования работы французского автора в политико-пропагандистских
24
целях».
Одним из наиболее влиятельных современных историков Крестовых походов, является Дж. Райли-Смит, в своих работах автор достаточно живо развивает одну из тем культурной истории крестоносного движения, соприкасающуюся с темой менталитета, а именно тему мотивации крестоносцев.
В конце XX века под его редакцией вышло издание «История Крестовых походов» , авторами которого являются английские ученые. Издание анализирует движение крестоносцев в самых разнообразных аспектах. В данной монографии описываются идеи пропагандистов, апологетов, трубадуров и поэтов, мировоззрение самих участников Крестовых походов, отношение мусульман к христианской священной войне. Также уделяется основательное внимание и практическим - финансовым, юридическим, организационным - вопросам, которые доводилось решать вдохновителям походов. Некоторые главы были посвящены западным поселениям в восточном Средиземноморье, образованным крестоносцами. Также в этой работе впервые поднимается вопрос о сохранении идей и образов эпохи Крестовых походов в XIX и XX веках.
До недавнего времени за кадром исследований оставался и противоречивый и разнообразный мусульманский мир, каким он был в эпоху Крестовых походов — а ведь от него напрямую зависело все, что происходило в христианских государствах Леванта. Западноевропейские
авторы все свое внимание сосредотачивают именно на крестоносцах. Переведенная книга французского историка П. Виймара в большей степени позволяет исправить сформировавшуюся в исторической литературе ситуацию. Он досконально разбирает как сами Крестовые походы, так и основание всех крестоносных государств, перемены, которые случились в мусульманском мире, борьбу за единение мусульманского Востока, историю исламских правителей, которые вели войну против европейских
поселенцев.
Численность отечественных исторических работ XIX - XX веков, рассматривающих всевозможные аспекты, оказавшие воздействие на течение и исход Крестовых походов, довольно много, тем не менее, каких-либо обобщающих историографических трудов на эту тему не было создано.
Свое начало исследования истории Крестовых походов в русской исторической литературе берет в XIX веке. Благодаря появлению, прежде всего различных исторических работ по истории Крестовых походов на Западе. Обозначим отдельные всеобщие черты, типичные для российской и зарубежной исторической науки начала XIX века. Отечественная историография в данный период только начинала предпринимать свои первые серьёзные попытки осмыслить и изучить историю Византии, её место в русской и мировой истории, и при этом до конца 1830-х гг. в России не было медиевистики как особой отрасли исторического знания.
В 1835 году появляется первый труд по Крестовым походам, принадлежавший именно отечественной историографии. Это была книга знаменитого автора И. Д. Ертова (1777-1842) «История Крестовых походов для освобождения Иерусалима и Святой земли из рук неверных, выбранная из всеобщей истории» . Спустя два года в 1837 г. И. Д. Ертов издает ещё
одну свою работу: «Историю Восточно-Римской или Константинопольской
28
империи» , которая, как и предшествующая, представляет собой
29
компилятивный свод из произведений Ж. Мишо, Э. Гиббона и др.
Таким образом, влияние идей западноевропейского романтизма на оценку Крестовых походов в России, равно как и влияние идей Просвещения, в начале XIX века было довольно сильным. При этом собственной концепции у русских историков в то время не было.
Снова история крестоносного движения оказалась в поле зрения отечественных исследователей лишь со второй трети XIX века. Это было связано с популярностью данной темы в Европе, в основном во Франции, с которой у России были близкие научные и культурные связи. Именно в течение первой половины XIX века в России обнаруживается постепенное нарастание внимания к истории Крестовых походов, проявлявшееся, главным образом, в подготовке переводов работ зарубежных авторов.
В начале XX века были опубликованы исследования Ф.И. Успенского. Одно из опубликованных исследований - «История Крестовых походов» , где отчетливо отражаются причины и истинная суть походов. Данная работа автора отличается научностью и объективностью. В частности, он старается раскрыть подлинные причины завоевания Константинополя.
В 1923 году было издано работа А.А. Васильева «История Византийской империи» , а второе полное издание было написано уже в эмиграции. Возможно, именно это и повлияло на его объективность. В частности, он разбирает Четвертый крестовый поход и как духовный порыв
крестоносцев, и как погоню за наживой. Однако автор подмечает преобладание материальных интересов над духовно-религиозными
мотивами. Крестовый поход Васильев описывает очень красочно, но в то же время крайне тщательно отражает факты и события.
Переходя к временам СССР, нужно отметить, автора замечательных работ по истории и культуре Средневековья О. А. Добиаш-Рождественской. Ее небольшая книга «Эпоха Крестовых походов. Общий очерк» , конечно, не может расцениваться как полноценная монография по истории Крестовых походов, но будет увлекательна всем, изучающим данную тему. Также этой ученой относятся и другие работы, посвященные истории паломнических путешествий в Иерусалим эпохи Крестовых походов, а также Ричарду Львиное Сердце.
В советской историографии - видным авторитетом является М.А. Заборов, чьи труды отличает немного предвзятый взгляд на походы, но, тем не менее, они не потеряли своего значения и по сей день. Научные работы М.А. Заборова проводились в 60 годы XX века, к примеру, как «Папство и крестовые походы» , «Крестоносцы и их походы на Восток в XI-XIII веках» , «Введение в историографию крестовых походов» и многие другие. В своих трудах М. А. Заборов основной акцент делал на выявлении отношения историка к Крестовым походам как к явлению средневековой жизни, их предпосылкам и причинам. Также значимым являлось и рассмотрение М. А. Заборова причин научного интереса отечественных авторов XIX - XX веков к исследованию крестоносной экспансии на Восток. К сожалению, на исследования Заборова значительное влияние оказала марксистско-ленинская идеология, которая отразилось недостаточной объективностью, нужная при изучении данной проблемы.
Данная работа посвящена изучению комплекса вопросов, связанных с противоборством христианской Европы с исламским миром начавшаяся с конца XI до конца XIII века.
Г лавным образом исследование посвящено к рассмотрению отношение Европы с исламским миром, столкновение двух религии и последствия европейского вторжения в мусульманский мир.
Обе стороны сталкивались друг с другом до конца XIII века. Ни христиане, ни мусульмане не шли, ни на какие уступки. Каждая сторона пыталась укрепить свои позиции в Святой земле, невзирая на активное противодействие соперничавшей стороны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, мы исследовали крестовые походы, в контексте столкновения христианской и мусульманской цивилизации. Мы изучили христианский и мусульманский мир накануне крестовых походов, рассмотрели причины, ход, события, итоги и проанализировали последствия.
Крестовые походы явились огромным испытанием для населения Ближнего Востока. Эти события уничтожали материальные и культурные ценности населения. И даже после окончания крестовых походов, ее последствия привели к падению Византийской империи 1453 году. Нужно отметить, что мусульмане все-таки смогли отстоять свои земли, а для крестоносцев они закончились неудачей. После этих событий исламский мир вновь пережил еще более тяжелую проверку из-за монгольского нашествия, в то время многие полагали, что являются очевидцами Конца Света. Европейцев же моногольская агрессия не коснулась, как раз таки из-за исламского буфера. Когда Ближний Восток и восточноевропейские страны утопали в крови сражаясь в войне, крестоносцы увеличивая свою военную силу, предпринимали попытки нападения на изведенные земли мусульман. Самое главное, европейцам приходит понимание, что все эти завоевательные войны приносят огромную прибыль, так постепенно возникает колониальная экспансия Европы.
Крестовые походы практически не решили никаких задач Западной Европы, которая она ставила перед собой, но все же, эти события оказали большое влияние на ее дальнейшее развитие. Эти события позволили смягчить в Европе демографическую, политическую и социальную напряженность.
Что касается католической церкви, то она существенно упрочила свои финансы, усилила круг влияния, основала новейшие военные и религиозные институты, которые в результате сыграют значимую роль в истории европейцев. Свое лидерство западно-христианского мира подтвердила папство. Однако все эти события приводят к еще более сильному разрыву
между католицизмом и православием, и углубляют противостояние между христианством и исламом, а также непримиримость европейского общества ко всякой форме религиозного инакомыслия.
Нужно отметить, что западные военные методы были сильны устаревшими, поэтому наверняка крестоносцы в своем первом походе потерпели бы крах, если бы исламский мир не был бы в раздробленном состоянии. Создания крестоносцами на Востоке латинских государств и королевства Иерусалима имеют свои следствия, это приводит к противостоянию трех различных цивилизаций. Мусульманский Восток и византийская цивилизация уже давно друг с другом взаимодействовала. Эти восточные общества относились к европейцам с презрением и отвращением, считая их варварами, которые пытаются проложить себе путь к окружающей среде с помощью военного клина.
Хотя в двух столетиях эпохи Крестовых походов никогда не было реального мира между тремя общинами, все же, существовал общественный контакт, где каждая сторона предпринимала попытки заключить союз.
Что касается отношений между мусульманами и христианами, то мы можем наблюдать, что исламский мир до прихода крестоносцев, относился христианам и иудеям вполне хорошо, соблюдая заповеди Корана. Разные источники приводят сведения, что многие христиане и иудеи добивались высоких постов в мусульманском обществе, становясь послами, врачами, банкирами, торговцами и тому подобное. Однако для мусульман, исламские правоведы вынесли строгое предостережение о нежелательности слишком близкого контакта с христианами и иудеями. С этого можно сделать вывод, что в целом мусульмане терпимо относились к этим конфессиям.
Возникает вопрос, действительно ли крестоносцы подтолкнули мусульман, к дискриминационным мерам в отношение восточных христиан?
Несомненно, это была бы нормальная реакция мусульманского общества на приход крестоносцев, тем более если учесть тот факт, что восточные христиане контактировали и сражались на стороне крестоносцев.
Из этого всего следует, что в это время происходил сложный процесс, в котором нужно было принимать взвешенное, тщательно обдуманное решение. Мы неможем сказать, что везде была такая реакция мусульман в отношение восточных христиан. Все эти проблемы пришедшие вместе с крестоносцами усугубили религиозные разногласия между христианством и исламом. И конечно же, устроенный крестоносцами кровавый пример христианского фанатизма непосредственно оживил фанатизм мусульман.



1. Анна Комнина. Алексиада // Пер. Я. Н. Любарского. — СПб., Алетейя, 1996. — 703 с.
2. Виганд из Марбурга. Новая Прусская хроника // Пер. с лат. Н. Н. Малишевского. — М., Русская панорама, 2014. — 256 с.
3. Виллардуэн Жоффруа де. Взятие Константинополя / Песни труверов / Под ред. А. Михайлова. — М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. — 320 с.
4. Виллардуэн Жоффруа де. Завоевание Константинополя / Под ред. М. А. Заборова. — М., Наука, 1993. — 300 с.
5. Вильгельм Тирский. История деяний в заморских землях // Стасюлевич М. М. Указ, соч. Т. III. - 427 с.
6. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. — Рязань: Александрия, 2009. — 384 с.
7. Жуанвиль Жан де, Виллардуэн Жоффруа де. История крестовых походов. — М., Центрполиграф, 2008. — 352 с.
8. Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика / Пер. со старофранц. Г. Цыбулько. — СПб., Евразия, 2007. — 400 с.
9. Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах: Учеб. пособие для вузов по специальности «История» / Рец.: кафедра истории средних веков МГУ; проф. З. В. Удальцова. — М., Высшая школа, 1977. — 272 с. (Ибн аль-Каланиси, История Дамаска, фрагменты)
10. Ибн ал-Асир. Ал-Камил фи-т-тарих (Полный свод истории) / Пер. с араб., комм. чл.-корр. АН Республики Узбекистан П. Г. Булгакова; Доп. к пер., прим. и комм., указ. Ш. С. Камолиддина. — Ташкент, 2006. — 560 с.
11. Ибн аль-Каланиси. История Дамаска, фрагменты в истории крестовых походов в документах и материалах. М., 1975. - 547 с.
12. Ибн Джубайр. Путешествие / Пер. с араб. Л. А. Семеновой. — М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. — 296 с.
13. «Иерусалимская история» Альберта Аахенского*:. Кн. I, гл. 30. ... (Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. - М., «Высшая школа», 1977. - 58 с.)
14. Клари Робер де. Завоевание Константинополя // Под ред. М. А. Заборова. — М., Наука, 1986. — 176 с.
15. Маалуфа Амина «Крестовые походы глазами арабов» Издательство: Латтес.2006 г. - 151 с.
16. Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод, комментарий. — М., Индрик, 2002. — 488 с.
17. Раймонд Ажильский. История франков, которые взяли Иерусалим // Стасюлевич М. М. Указ, соч. Т. III. - 218 с.
18. Усама ибн Мункыз. Книга назидания / Пер. М. А. Салье. Под ред. И. Ю. Крачковского. — М., Изд-во Восточной литературы, 1958. — 2-е изд. — 328 с.
19. Фульхерий Шартрский. Иерусалимская история (История франков, совершивших паломничество в Иерусалим) // Стасюлевич М. М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. СПб., 1907. Т. III. - 283 с.
20. Царствие Небесное. Легенды крестоносцев XII—XIV вв. / Сост. Н. С. Горелов. — СПб., Азбука-классика, 2006. — 448 с.
Словари и энциклопедии
1. А.МакГрат. Глоссарий богословских и исторических терминов, 1984.
2. Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
Литература
1. Акунов Вольфганг. История военно-монашеских орденов Европы. — М., Вече, 2012. — 468 с.
2. Близнюк С. В. Короли Кипра в эпоху крестовых походов. — СПб., Алетейя, 2014. — 280 с.
3. Брандедж Джеймс. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. — М., ЗАО «Центрполиграф», 2011. — 319 с. — Серия «История войн и военного искусства».
4. Браун Рам. По следам крестоносцев. Путеводитель по замкам Израиля. — М., Изд-во Евгения Озерова, 2010. — 181 с.
5. Виймар Пьер. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны». — СПб., Евразия, 2003. — 384 с.
6. Гамильтон Гибб. Дамасские хроники крестоносцев / Пер. с англ. Е. Б. Межевитинова. — М., ЗАО «Центрполиграф», 2009. — 258 с.
7. Гиббон, Э. История упадка и разрушения Римской Империи / пер. В.Н. Неведомский. В 7 т. Т. 1-7. М., Издание К.Т. Солдатенкова; Тип. В.Ф. Рихтер, 1883-1886. Т. 1: 2, XLII, XVIII, 543 с.
8. Грановский А. Н. Крестовые походы. В 2-х тт. — СПб., Изд-во «Дмитрий Буланин», 2013. — 472 + 288 с.
9. Грицак Е. Н. Краткая история крестовых походов. — М., Рипол- Классик, 2002. — 480 с.
10. Гусев И. Е. История рыцарства и крестовых походов. — Мн., Харвест,
2010. — 210 с.
11. Девиосс Жан, Руа Жан-Анри. Битва при Пуатье. — 145 с.
12. Добиаш-Рождественская О. А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. — М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 112 с.
13. Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении). Общий очерк. — М., Изд-во «Едиториал УРСС», 2011. — 120 с.
14. Доманин А. А. Крестовые походы. Под сенью креста. — М., ЗАО «Центрполиграф», 2011. — 2-е изд. — 432 с.
15. Дьячук И. А., Богатырев В. Н., Пензиев М. В. Военно-духовные ордена. — СПб., Реноме, 2010. — 304 с.
16. Ертов И. История крестовых походов для освобождения Иерусалима и святой земли из рук неверных, выбранная из всеобщей истории. СПб., тип. Х. Гинца. 1835. - 375 с.
17. Ертов, И. История Восточно-римской или Константинопольской империи. В 3 ч. Ч. 1-3. СПб., Тип. Х. Гинце, 1837. - 337 с
18.Заборов М. А. Крестовые походы. — М., Изд-во АН СССР, 1956. — 278 с.
19.Заборов М. А. Крестом и мечом. — М., Советская Россия, 1979. — 240 с.
20. Заборов М. А. Крестоносцы и их походы на восток в XI—XIII вв. — М., Учпедгиз, 1962. — 166 с.
21.Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. — М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. — 320 с.
22. История крестовых походов: Сб. / Сост Дж. Райли-Смит. — М., КронПресс, Oxford University Press, 1998. — 496 с.
23. Кесслер Ульрика. Ричард I Львиное Сердце. Король. Крестоносец. Авантюрист. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 481 с.
24. Куглер Бернгард. История крестовых походов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 512 с.
25. Кулидж Оливия. Крестовые походы / Пер. Л. А. Игоревского. — М., ЗАО «Центрполиграф», 2002. — 222 с.
26. Кулиев Э. Р. Коран. Смысловой перевод и комментарии Э. Р. Кулиева
— М., Умма, 2003. - 808 с.
27. Лесли Дж. Маклафлин «В море знания: британские арабисты в двадцатом веке», 2002. - 224 с.
28. Малов В. И. Тайны крестовых походов. — М., Оникс, 2008. — 253 с.
29. Мишо Ж. (Жозеф-Франсуа). История крестовых походов / Пер. с франц. С. Л. Клячко. — М., Алетейя, 1999. — 369 с.
30. Нестеров В. Крестовые походы. — М., Иностранка; Колибри, Азбука- Аттикус, 2015. —128 с.
31. Печников Б. А. Рыцари церкви — кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. — М., Политиздат, 1991. — 352 с.
32. Под ред. Королюка, В. Д. Германская экспансия в Центральной и Восточной Европе. — М., Прогресс, 1965. - 350 с.
33. Портных В. Л. Крестовые походы в Палестину (1095—1291): аргументы для привлечения к участию. — СПб., Алетейя, 2017. — 222 с.
34. Стасюлевич М. М. История Средних веков. Крестовые походы (1096— 1291 гг.). — М., ООО «АСТ», Полигон, 2002. — 593 с.
35. Тарик Али. Столкновение цивилизаций. Крестовые походы, джихад и современность. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2006. — 528 с.
36. Успенский Ф. И. История крестовых походов. — СПб., Евразия, 2000.
— 384 с.
37. Федоров-Давыдов А. А. Крестовые походы. — М., ООО «АСТ», 2008.
— 384 с.
38. Филипс Джонатан. Четвёртый крестовый поход. — М., ООО «АСТ»; Астрель, 2010. — 512 с.
39. Харитонович Д. Э. История крестовых походов. — М., Аванта; Астрель, 2009. — 369 с.
40. Хиллебранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока Мусульманская перспектива. — М., Диля, 2008. — 671 с.
69
Электронные ресурсы
1. Лучицкая С. И. Крестовые походы // Словарь средневековой культуры
http://cult-lib.ru/doc/dictionarv/medieval-culture/articles/42/krestovve-
pohody.htm
2. Крестовые походы на сайте «История ордена Храма» http://templiers.info
3. Восток-Запад: Великое противостояние. — Крестовые походы глазами арабов и европейцев https://az118.liveiournal.com/252888.html
4. Первый крестовый поход и его истоки — доктор исторических наук Светлана Лучицкая в гостях у передачи «Не так» радиостанции «Эхо Москвы» (аудиозапись и текст) https://echo.msk.ru/programs/netak/609211 -echo/
5. Амро Н.А. Исламский мир и крестовые походы на Ближний Восток : дис. ... ист. наук / Амро Назим Ахмед. - М., 2000. - 164 с. http://www.dissercat.com/content/islamskii-mir-i-krestovve-pokhodv-na- blizhnii-vostok


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ