Введение 3
Глава 1. Сущность и особенности национального
образовательного идеала в трудах российских историков XIX
1.1. Сущность национальной образовательной системы.
Труды российских историков XIX века
1.2. Основные приоритеты национального образования в
трудах российских историков XIX века
Глава 2. Политика российского государства в области национального просвещения в XIX веке
2.1 Содержание и качество образования в национальных школах. Система татарского национального образования в XIX веке
2.2. Результаты анкетирование в 9а и 9б классах по выявлению современных образовательных национальных идеалов....
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 68
Актуальность проблемы исследования. Актуальность исследования определяется современными требованиями общества к образованию.
В настоящее время в современной России формируется новый национальный образовательный стандарт, начинается процесс постепенного перехода от унитарной, денационализированной образовательной системы к демократической, вариативной и системе образования.
Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.
Современная система образования переживает время реформации. Разрушается прежняя система, на смену приходят общеевропейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет.
Обращение к отечественной истории и дает возможность обобщить и систематизировать опыт взаимосвязи общечеловеческого и национального в историческом прошлом, отобрать в этом плане традиционные приоритеты, значимые и для настоящего времени.
Степень разработанности темы исследования:
Национальное образование в исторической литературе не являлось предметом специального исследования. Хотя проблематика государственной политики в области национального образования имеет степень научной разработанности в педагогической литературе.
Большой вклад в разработку данной темы внесли такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, П.Ф Каптерев, М.М Рубинштейн, Л.Н. Толстой, К. П. Победоносцев.
Развитие образования в Российской империи описывали в своих трудах историки Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, К. Аксаков, Н. Костомаров, В.О. Ключевский.
В настоящее время существуют теоретические предпосылки для изучения национального образования. В силу этого проблема, поставленная в магистерском диссертационном исследовании, предполагает анализ различных блоков научной литературы.
Первый блок, посвященный источникам и литературе, именно педагогов XIX века, их воспоминания, сочинения, труды и педагогов изучающих этот период, но не являющихся современниками.
Второй блок, посвящен историческим источникам, в которых есть информация о национальном образовании и работы историков, занимающихся изучением данного временного отрезка, но не являющихся очевидцами.
Третий блок, публицистика и статьи, изданная за границей, на английском языке, чтобы можно было провести еще анализ внешнего взгляда на проблемы.
Проблема исследования: каковы особенности становления национального образовательного идеала и приоритеты национального образования в трудах российских историков XIX века.
Цель исследования: Выявить особенности и основные приоритеты становления национального образовательного идеала в трудах российских историков XIX века.
Объект исследования: национальное образование в трудах российских историков XIX века.
Предмет исследования: особенности и приоритеты становления национального образовательного идеала в трудах российских историков 19 века.
Гипотеза исследования: Заключается в предположении, что историческое наследие 19 века, посвященное национальному образованию, можно применить в современной школе, в условиях интернационализации страны, опыт предыдущего поколения в нынешних условиях.
Задачи исследования:
1.Выявить сущность и особенности национального образовательного идеала в трудах российских историков XIX века.
2.Определить основные приоритеты национального образования в трудах российских историков XIX века.
3. Дать характеристику особенностей национального образования в республике Татарстан в XIX веке.
4. Провести анкетирование в 9а и 9б классах по выявление современных образовательных национальных идеалов по мнению школьников.
Теоретическая основа исследования.
Теоретико-методологическим фундаментом исследований стали исторические концепции социальной общности, социальной идентичности личности разных национальностей. Существенное методологическое значение для исследования имели теоретические исследования образования, а также методологические подходы к его анализу: институциональный, деятельностный, системный, социокультурный.
В работе я опирались на философские, социологические и психолого-педагогические концепции национального образования. В основу методологии исследования заложены также базовые принципы и концепции национального образования. Эмпирическая часть исследования реализована с применением анкетирования
Теоретическую базу исследования составили работы выдающихся отечественных историков, педагогов, историков педагогики, которые представлены следующими работами авторов: Н.М. Карамзин и его труды «Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской Академии» , «О публичном преподавании наук в Московском университете» , С. М. Соловьева «Учебная книга русской истории. Сочинения Сергея Соловьева» , Н.М. Костомаров «Собрание сочинений» , «Историческая монография и исследования»5, В.Г. Белинский «Полное собрание сочинений»6, «Избранные педагогические сочинения», К.Д. Ушинский «Собрание сочинений»8, Каптерев П.Ф «Избранные педагогические сочинения»9 и другие.
Методы и методики исследования.
В процессе исследования для решения поставленных задач был использован следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ исторической, психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы,
монографических и диссертационных работ, периодической печати по проблеме исследования; эмпирические методы: анкетирование Опытно-экспериментальная база исследования:
МБОУ Средняя образовательная школа № 72 с углубленным изучением немецкого языка. В эксперименте участвовали учащиеся 9 а и 9 б классов в количестве 50 человек.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - диагностический (1.09.2017 - 25.05.2017) - выбор и осмысление темы, изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы.
Второй этап - исследовательский (1.09.17 - 25.12.17) - разработка анкет и проведение анкетирования
Третий этап - интерпретационный (13.04.2018 - 24.05.18) -обработка и систематизация материала.
Научная новизна исследования:
Охарактеризована специфика исторического подхода, состоящая в рассмотрении национального образования как вида деятельности, системы, института. Показано, что углубление исторического анализа методологических подходов различных наук к исследованию образования позволит оптимизировать интегративные процессы междисциплинарных исследований национального образования.
Теоретическая значимость исследования:
Теоретическая значимость исследования состоит в заключается в том, что его выводы и обобщения способствуют более углубленной разработке методологических основ проблемы соотношения общечеловеческого и национального и раскрытию специфики ее решения в современных условиях, а также пониманию теоретических подходов к осмыслению данной проблемы в отечественной педагогике и исторической литературе конца XIX - начала XX вв.
Практическая значимость исследования:
Практическая значимость работы состоит в том, что обобщенный в нем опыт теоретического и практического решения изучаемой проблемы, рассмотренный в трудах российских историков XIX века, дополняет соответствующие разделы курсов теории и истории педагогики, может стать дополнением спецкурса и спецсеминара в педагогических учебных заведениях и в системе повышения квалификации педагогических кадров, использоваться при разработке научных монографий и учебных пособий по теории и истории педагогики, включающая в себя теорию и практику воспитания
Достоверность результатов исследования:
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию педагогического исследования, на современные данные педагогики и психологии; использованием разнообразных источников психолого-педагогической информации; целесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, их адекватностью предмету исследования
Структура выпускной квалификационной работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, объем 70 стр.
В своей магистерской диссертации я ставила несколько задач для их решения:
Первое
Выявить сущность и особенности национального образовательного идеала в трудах российских историков XIX века.
Триединая цель: во-первых, формирование православного мировоззрения; во-вторых, укрепление православной самодержавной монархии и союза царя и народа в вере, а в-третьих, сохранение национальных традиций, имеющих отношение к православному пониманию и жизненным потребностям, укрепление национального сознания, единство различных слоев населения.
Земская школа, которая приобрела значительную независимость от государства и Церкви, стала самым заметным результатом образовательных реформ 1860-х годов «Положение о первичных государственных школах» позднее было принято 14 июня 1864 года
Многие из этих школ томились больше гарантий для надлежащего и заслуживающего доверия образования в религиозных и национальных условиях, чем другие государственные школы, и поэтому они заслуживают особой поддержки и продвижения со стороны правительства »
Поэтому эти школы - по мнению А. В. Калачева - с полным основанием можно считать государственными, потому что к началу XIX века Синод фактически стал одним из «министерств» центрального правительства власти в России
Если раньше содержание образования в приходских школах не имело четких очерков, учебный год мог быть продлен или сокращен наугад, а во многих школах не было собственных средств, в настоящее время ситуация изменилась
Студенты должны были читать молитвы утром и вечером, перед занятиями и после, ходить в церковь по воскресеньям и праздникам, участвовать в религиозных и нравственных чтениях и петь в церковном хоре (Калачев,
В выходные и праздничные дни учителя должны были проводить религиозные и нравственные чтения для студентов и их родителей
Для многих выпускников средних школ Министерства образования работа в церковной школе была непривлекательной из-за низкой заработной платы и отсутствия престижа работы в сельских районах
В то же время преподаватели церковной школы получили расширенные права, предоставленные учителям школ Министерства образования - освобождение от активной военной службы, пособия для образования детей.
Итак, последствием этой политики была произведена полная дезорганизация средней школы, в которой признались все министерства.
Гимназия потеряла под собой классическую основу, но не получила реального. В нем были объединены фрагменты разной науки, которые не были система. Воспитанные учителя, которые работали над призванием, остались в некоторых города. Они участвовали в развитии ученика. Методы обучения были русская литература и исторические науки. То же самое было между российскими обществами. Жизнь в это трудное время тлела в нем, несмотря на все неприятности и тяжести. Российское общество продолжало развивать и интересы к образованию. Только этот фактор может подтвердить быстрый рост социальной и школьной жизни, которые пришли к следующему царствованию.
2.Определить основные приоритеты национального образования в трудах российских историков XIX века.
Школа XIX века претерпела сложную трансформациюи стала важной частью дореволюционной системы государственного образования. Благодаря этому активно участвовал в образовательной деятельности населения, особенно для детей.
В то же время учреждение приходских школ было инициировано правительством, хотя все договоренности были сделаны духовенством, который сыграл важную роль в улучшении образовательный уровень страны в период функционирования церковных школ.
Таким образом, период И. Д. Делянова на посту министра образования (1882-1897) был время активного развития школ. Школы продвигаются как по количеству, так и по финансовой поддержке. Прежде всего - они были доступны, абсолютно бесплатно для общественности и по низким ценам штат. Духовное, моральное и интеллектуальное образование проводилось с акцентом на исторических, религиозных, нравственных и культурных традиций русского народа, об универсальных христианских ценностей в лучших приходских школах. В целом, приходская школа заняла достойное место в этом процессе национальной демократизации образования и помогли преодолеть неграмотность сельских.
3. Дать характеристику особенностей национального образования в республике Татарстан в XIX веке.
Основным типом массовой начальной школы были земские школы. С 1884 г. правительство стало насаждать церковно -приходские школы, единственным учителем в которых был местный священ-ник. В начале 90-х гг. таких школ было более 60. Часть детей могла обучаться в начальных народных училищах, вольных крестьянских школах.
Для нерусского населения края были открыты министерские школы с преподаванием на русском языке, особые церковно-приходские школы, а также школы, которыми ведало Братство святителя Гурия. На детей мусульман были рассчитаны русско-татарские школы. Эти школы финансировало государство, доведя их число к концу столетия до 57. В мектебы и медресе внедрялись русские клас-сы, содержавшиеся на средства населения. Эти школы и классы имели обрусительную направлен-ность. Вместе с тем они способствовали распространению русской грамотности и русского языка, элементов светской культуры.
4. Провести анкетирование в 9а и 9б классах по выявление современных образовательных национальных идеалов по мнению школьников.
Для российского образовательного пространства, а также для глобального общества, включение людей с ограниченными возможностями сегодня находится на экспериментальной стадии. Долгое время в нашей стране, людей с ограниченными возможностями в области здоровья, обычно учили в специализированных учебных заведениях или дома. В настоящее время Россия число людей, имеющих проблемы со здоровьем, растет, и эти люди начинают составлять значительную часть общества и не могут быть проигнорированы.
Гуманистическая парадигма выступает за методологическую основу обучения компетентности. Обучение современному труду, рынок должен иметь социальное и гуманитарное сердце, через него, которое выходит на открытую самозанятость, специалист, который помнит социальные последствия их профессионального выполнения. Игнорирование в течение длительного исторического времени гуманистические аспекты производства и трансформации деятельности социального субъекта привели к тому, что человечество лицом к лицу с глобальными проблемами, принося мир на грань выживания как вида.
Взаимодействие гуманистических принципов образования и ориентированных на человека и социокультурных подходов применяемых в учебных технологиях, методологических инструментах, которые формируют современный формат образовательных пространство. Прежде всего, мы имеем в виду развивающуюся область инклюзивного образования, которая направлена на гармонизацию образования и социализации всех членов общества. Авторы этого включения понимали как социальную реабилитацию и интеграцию инвалидам (инвалидам), работникам, иностранным студентам и другим категориям людей, нуждающихся в особое внимание общества и государства.
В организационном аспекте включения, который обновляется информационно-коммуникационными технологиями и дистанционное обучение.
Гуманистические ключи действия технологий здравоохранения, которые предполагают, с одной стороны, материальную поддержку с другой - образование здоровья студентов.
Концепция компетенции современного образования - это его практическая ориентация, интеграция с реальными социальными и промышленными потребностей, что предполагает подготовку специалистов, необходимых обществу сегодня и завтра.
В результате существует человеко-ориентированная технология, которая соответствует тенденциям нашего времени.
Основные цели наших исследований - определить текущие тенденции в российском образовательном обществе, поскольку это неотъемлемой частью глобального образовательного сообщества. Какие педагогические, а не только технологические, формы организации образовательное пространство являются наиболее эффективными в подготовке специалистов для современного рынка труда.
Таким образом можно сделать вывод ,что гипотеза поставленная в моем исследовании не оправдала себя, приоритеты национального образования, применяемые государством нельзя применять в 21 веке.
1. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 1994.
2. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. М., 1986.
3. Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы. -М.,
1995.4, Амбарцумов Е.А., Ерман Л.К. Интеллигенция в
дореволюционной России и в СССР//БСЭ. 3-е изд. 1972., Т. 10.
4. Ан С.А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX в.в. //Дис. д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 1994.к Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века. М., 1990.
5. Архив К.Д. Ушинского, т. III.
6. Астафьев П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) // Вопр. философии. 1996. № 12.
7. Бахтин М.М. Эстетика человеческого творчества. М., 1979.
8. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., Наука, 1990, С.
44.
9. Бернацкий В.А. Императорский Александровский лицей в Ведомстве Военно-учебных заведений. Спб., 1911.
10. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. -М., 1994.
11. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений-М.: феникс ,1959.-1650с.
12. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения.- М.:феникс, 1982.-465с.
13. Белинский В Г. Полное собрание сочинений: В 12 т. СПб., 1901.
14. Бердяев Н.Ф. Смысл истории. М., 1990.
15. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. — Волгоград: Перемена, 2000. — 461 с.
16. Богуславский М. В. Общечеловеческие и
национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX века) // Педагогика. 1998. № 7.
17. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность
в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. средн. и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.
18. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики.
19. Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования.
20. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. М, 1896.
21. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849 1911. - М., 1991.
22. Ведомство учреждений Императрицы Марии и его учреждения в Царском Селе и Царскосельском уезде. Спб., 1911.
23. Вентцель К. Н. Свободное воспитание // Сб. Избр. тр. М., 1993.
24. Грановский. О современном состоянии и значении всеобщей истории. М., 1852.
25. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. — М.: Педагогика, 1982. С. 704
26. Карамзин Н.М.О публичном преподавании наук в Московском университете. -М.: издание Смирдина,1830.-611с.
27. Карамзин Н.М.Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской Академии. -М.: журнал «Сын Отечества», 1819.-211с.
28. Ключевский В. О. С. М. Соловьёв, как преподаватель // «Изд. историч. общества при Моск. унив.» — М., 1896.-502с.
29. Костомаров Н. И. Собрание сочинений. Кн. 1—8.-СПб.:издание Д.Е. Кожанчикова, 1903—1906.С.143, С.704
30. Костомаров Н.И Историческая монография и исследования. — СПб.: издание Д.Е. Кожанчикова, типография Императорской Академии Наук, 1863-1872. — Т. I—Х11.С.77,С.259,С.903
31. Соловьев С.М.Учебная книга русской истории. Сочинения Сергея
Соловьева. - М.: издание К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1859.- 603с.
32. Хомяков А.С. «Об общественном воспитании в России». М. , 1911.-Т. I.
33. Циркульников А.И. Из тайных архивов русской школы. М., 1992
34. Фукс К. казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани. - Казань 1992.
35. Абдуллин Я. Г. Татарская просветительская мысль. - Казань, 1976.
36. Абдуллин Я. Великий просветитель-учёный. - «Ватаным Татарстан», 1995, 14 февраля
37. Валидов Д. Очерки истории образованности и литературы татар. - «Татарстан»,1993г.,№9
38. История татарской литературы. - т.2. - Казань, 1985
39. Исханов Д. Становление национального самосознания татар. - «Татарстан», 1993, №6
40.Закиржанов Э. Знакомства на уроке с Шихабетдином Маржани. «Магариф», 1991, №12
41. Аванесов В.И. Приоритетный национальный проект «Образование»: результат и перспективы // Исследовано в России: электрон, науч. журн. 2009. С. 94-124.