Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОКРЕАТИВНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: КОГНИТИВНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №32457

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
683
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Г лава 1. Лингвокреативное словообразование в современном русском языке 5
1.1. Словообразование русского языка в когнитивном аспекте 5
1.2. Способы лингвокреативного словообразования в русском языке 9
Глава 2. Когнитивный и методический аспекты изучения лингвокреативного словообразования в современном русском языке 15
2.1. Когнитивный аспект лексем, образованных лингвокреативным
способом 15
2.2. Методический аспект лингвокреативного словообразования: комплекс упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка 35
Заключение 46
Список литературы


Проблема лингвокреативного словообразования интересует сегодня многих исследователей современного состояния русского языка. Повышенный интерес к данному вопросу вызван тем, что сегодня носители русского языка, общаясь как в официальном, так и в неформальном общении, часто применяют окказионализмы или языковую игру, образованные путем лингвокреативных словообразовательных моделей. При этом большинство креативных словообразовательных моделей отличается от традиционного словообразования, в связи с чем существует потребность в их подробном описании. Этим обусловлена актуальность проводимого исследования. Более того, проблемы словообразования почти не описываются в когнитивном и в методическом аспекте, что также является причиной повышенного интереса к теме данной работы.
Объектом исследования являются факты окказионального образования слов.
Предмет исследования - когнитивные основы и методический потенциал окказиональных образований.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть творческие мотивы образования окказиональных единиц и рассмотреть возможности их использования в образовательном процессе.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть словообразование русского языка в когнитивном аспекте;
2. описать способы лингвокреативного словообразования в русском языке;
3. проанализировать лингвокреативные лексемы в когнитивном аспекте;
4. предложить систему упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка для исследования
лингвокреативного словообразования в методическом аспекте и применить их на практике.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как Л.С. Абросимова, Л.Г. Бабенко, Л.М. Борисенкова, Н.С. Валгина, Е.В. Карпова, Л.С. Филиппова и др.
Материалами исследования в работе послужили отрывки из классической и современной художественной литературы (Д. Рубиной, А.С. Пушкина, А. Белого, В. Аксенова, Н.А. Тэффи, Е. Замятина), высказывания из социальной сети «ВКонтакте», интернет-площадки «Instagram», форума «Киберфорум», газет «Комерсантъ» и «Московский комсомолец».
Методы исследования:
- метод наблюдения;
- метод описания;
- метод классификации;
- метод когнитивного анализа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Научная новизна состоит в том, что в данной работе рассмотрены индивидуальные авторские образования слов в качестве дидактических единиц и правильность их использования.
Теоретическая значимость заключается в обогащении знаниями в области преподавания русского языка, а именно в разделе словообразования, так как данный в практической части работы материал можно использовать как дидактически-новый.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться в преподавании словообразования, при практической работе в школе.
Работа прошла апробацию в виде выступления на итоговой конференции ЕИ К(П)ФУ и в виде публикаций в журналах: научный журнал «Novaum» и научно-практический журнал «Аспирант»

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было проанализировать лингвокреативное словообразование в русском языке в когнитивном и методическом аспектах. Цель достигнута за счет рассмотрения словообразования русского языка в когнитивном аспекте, описания способов лингвокреативного словообразования в русском языке, анализа лингвокреативных лексем в когнитивном аспекте и разработки системы упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка для исследования лингвокреативного словообразования в методическом аспекте.
В ходе проведения исследования мы сделали вывод, что когнитивный аспект изучения словообразования является одним из молодых направлений, но довольно популярных в настоящее время. Когнитивный аспект предполагает рассматривать не семантику единицы в рамках словообразования, а содержание концепта, ассоциированного у человека с этим словом.
Под лингвокреативным словообразованием мы понимали словообразование, позволяющее концептуализировать те объекты в рамках новых слов, которые для человека являются наиболее важными. Следовательно, лингвокреативное словообразование отражает индивидуальные представления человека о предмете.
Способы лингвокреативного образования бывают разными: суффиксация, аффиксация, квазиморфемы, фонетико-графические гибриды (т.е. фонетическая мимикрия), квазионимизация, игра с оморформами, метафора и многие другие.
В рамках практического исследования обнаружено использование результатов лингвокреативного словообразования в следующих жанрах и стилях русского языка: интернет-коммуникация, компьютерная сфера (жаргон), пресса, кинопродукция (названия фильмов) и художественная литература, как современная, так и классическая. Среди способов
лингвокреативного словообразования выявлены аффиксация (от русских и англоязычных основ), словосложение, конверсия, обособление значения (метафора), компрессия, контаминация, замена/добавление морфемы, фонетическая мимикрия, новая этимология.
Лингвокреативное словообразование, если его рассматривать в когнитивном аспекте, позволяет показать мотивацию создания нового слова, выражаемый им концепт, но еще и проявить творческие способности говорящего, создать необычное описание (особенно актуально для художественной литературы), выразить оценочность (часто негативную), отразить особую характеристику называемого предмета или явления, пояснить значение нового слова, создать комический эффект.
В методическом аспекте лингвокреативное словообразование необходимо для изучения в рамках курса русского языка. С этой целью в данной работе разработана система упражнений по изучению разных способов лингвокреативного словообразования на основе упражнений на образование имен существительных, на соотнесение имен собственных и их символов и дальнейшего лингвокреативного словообразования, на составление предложений, поиска значений результатов лингвокреативного словообразования в словарях и дискуссии о значениях и мотивации окказионализмов.



1. Абросимова Л.С. Истоки и основные принципы когнитивной дериватологии // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 351. - С. 7-13.
2. Абросимова Л.С. Словообразование в языковой категоризации мира: монография. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. - 328 с.
3. Аветисян М.И. Структурно-семантический и семантико-когнитивный подходы к изучению проблем мотивации в словообразовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - №1 (67): в 2-х ч. Ч.2. - С. 59-63.
4. Антропова В.В. Концепт «школа/университет» в молодежной субкультуре и его репрезентанты: опыт сопоставительного анализа школьного и студенческого жаргона // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2007. - №1. - С. 133-135.
5. Арбекова Т.И. Лексикология английского языка (практический курс) - М.: Флинта: Наука, 2002. - 240 с.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
7. Бабенко Л.Г. Лексикология русского языка. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 126 с.
8. Бекетова Н.А. Экспрессивное словообразование в современных медиатекстах (на материале суффиксальных имен существительных): автореф. дис. ... кан. филол. наук: 10.02.01. - Белгород, 2014. - 24 с.
9. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. - 688 с.
10. Борисенкова Л.М. Когнитивные аспекты словообразования (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... д-ра филол. наук:
10.02.4. -Тверь, 2005. - 40 с.
11. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
12. Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. - Изд. 2-е., испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 266 с.
13. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 448 с.
14. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. - М.: Изд-во Моск. Унта, 1973. - 248 с.
15. Земская Е. А. Виды семантических отношений словообразовательной мотивации // Wiener Slavistischen Almanach. - М., 1996. - С. 90-135.
16. Карпова Е.В. Современный русский язык: Морфемика и словообразование для журналистов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ,
2017. - 28 с.
17. Коробейникова Н.Н. Опыт социолингвистического анализа сленговой лексики студентов // Magister Dixit. - 2012. - №1. - С. 170-175.
18. Лещева Л.М. Когнитивная лингвистика и терминологическая двуязычная интерпретирующая лексикография // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - С. 411-425.
19. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 562 с.
20. Махиянова Л.Р., Ремчукова Е.Н. Потенциальное словообразование в сфере урбанонимов // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем: международная научная конференция. - 2014. - С. 149-159.
21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.ozhegov.org/.
22. Пыстина О.В. Активные словообразовательные процессы в системе интернет-коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - №11 (65): в 3 ч. Ч. 3. - С. 155-159.
23. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта; Наука, 2006. - 696 с.
24. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2009. - 248 с.
25. Шмелева Т.В. Диминутив как экспрессивное средство // Речевое общение и вопросы экологии русского языка. - Красноярск, 2009. - С. 357-370.
Список источников практического материала
26. ВКонтакте: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/.
27. Instagram: сайт [Электронный ресурс] URL: https: //www. instagram. com.
28. Киберфорум. Форум программистов и сисадминов: сайт. [Электронный ресурс] URL: http: //www. cyberforum. ru/.
29. Коммерсантъ: сайт. [Электронный ресурс] URL:
https://www.kommersant.ru/.
30. Московский комсомолец: сайт. [Электронный ресурс] URL:
https://www.mk.ru/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ