ЛИНГВОКРЕАТИВНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: КОГНИТИВНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Введение 3
Г лава 1. Лингвокреативное словообразование в современном русском языке 5
1.1. Словообразование русского языка в когнитивном аспекте 5
1.2. Способы лингвокреативного словообразования в русском языке 9
Глава 2. Когнитивный и методический аспекты изучения лингвокреативного словообразования в современном русском языке 15
2.1. Когнитивный аспект лексем, образованных лингвокреативным
способом 15
2.2. Методический аспект лингвокреативного словообразования: комплекс упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка 35
Заключение 46
Список литературы
Г лава 1. Лингвокреативное словообразование в современном русском языке 5
1.1. Словообразование русского языка в когнитивном аспекте 5
1.2. Способы лингвокреативного словообразования в русском языке 9
Глава 2. Когнитивный и методический аспекты изучения лингвокреативного словообразования в современном русском языке 15
2.1. Когнитивный аспект лексем, образованных лингвокреативным
способом 15
2.2. Методический аспект лингвокреативного словообразования: комплекс упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка 35
Заключение 46
Список литературы
Проблема лингвокреативного словообразования интересует сегодня многих исследователей современного состояния русского языка. Повышенный интерес к данному вопросу вызван тем, что сегодня носители русского языка, общаясь как в официальном, так и в неформальном общении, часто применяют окказионализмы или языковую игру, образованные путем лингвокреативных словообразовательных моделей. При этом большинство креативных словообразовательных моделей отличается от традиционного словообразования, в связи с чем существует потребность в их подробном описании. Этим обусловлена актуальность проводимого исследования. Более того, проблемы словообразования почти не описываются в когнитивном и в методическом аспекте, что также является причиной повышенного интереса к теме данной работы.
Объектом исследования являются факты окказионального образования слов.
Предмет исследования - когнитивные основы и методический потенциал окказиональных образований.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть творческие мотивы образования окказиональных единиц и рассмотреть возможности их использования в образовательном процессе.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть словообразование русского языка в когнитивном аспекте;
2. описать способы лингвокреативного словообразования в русском языке;
3. проанализировать лингвокреативные лексемы в когнитивном аспекте;
4. предложить систему упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка для исследования
лингвокреативного словообразования в методическом аспекте и применить их на практике.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как Л.С. Абросимова, Л.Г. Бабенко, Л.М. Борисенкова, Н.С. Валгина, Е.В. Карпова, Л.С. Филиппова и др.
Материалами исследования в работе послужили отрывки из классической и современной художественной литературы (Д. Рубиной, А.С. Пушкина, А. Белого, В. Аксенова, Н.А. Тэффи, Е. Замятина), высказывания из социальной сети «ВКонтакте», интернет-площадки «Instagram», форума «Киберфорум», газет «Комерсантъ» и «Московский комсомолец».
Методы исследования:
- метод наблюдения;
- метод описания;
- метод классификации;
- метод когнитивного анализа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Научная новизна состоит в том, что в данной работе рассмотрены индивидуальные авторские образования слов в качестве дидактических единиц и правильность их использования.
Теоретическая значимость заключается в обогащении знаниями в области преподавания русского языка, а именно в разделе словообразования, так как данный в практической части работы материал можно использовать как дидактически-новый.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться в преподавании словообразования, при практической работе в школе.
Работа прошла апробацию в виде выступления на итоговой конференции ЕИ К(П)ФУ и в виде публикаций в журналах: научный журнал «Novaum» и научно-практический журнал «Аспирант»
Объектом исследования являются факты окказионального образования слов.
Предмет исследования - когнитивные основы и методический потенциал окказиональных образований.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть творческие мотивы образования окказиональных единиц и рассмотреть возможности их использования в образовательном процессе.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть словообразование русского языка в когнитивном аспекте;
2. описать способы лингвокреативного словообразования в русском языке;
3. проанализировать лингвокреативные лексемы в когнитивном аспекте;
4. предложить систему упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка для исследования
лингвокреативного словообразования в методическом аспекте и применить их на практике.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как Л.С. Абросимова, Л.Г. Бабенко, Л.М. Борисенкова, Н.С. Валгина, Е.В. Карпова, Л.С. Филиппова и др.
Материалами исследования в работе послужили отрывки из классической и современной художественной литературы (Д. Рубиной, А.С. Пушкина, А. Белого, В. Аксенова, Н.А. Тэффи, Е. Замятина), высказывания из социальной сети «ВКонтакте», интернет-площадки «Instagram», форума «Киберфорум», газет «Комерсантъ» и «Московский комсомолец».
Методы исследования:
- метод наблюдения;
- метод описания;
- метод классификации;
- метод когнитивного анализа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Научная новизна состоит в том, что в данной работе рассмотрены индивидуальные авторские образования слов в качестве дидактических единиц и правильность их использования.
Теоретическая значимость заключается в обогащении знаниями в области преподавания русского языка, а именно в разделе словообразования, так как данный в практической части работы материал можно использовать как дидактически-новый.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться в преподавании словообразования, при практической работе в школе.
Работа прошла апробацию в виде выступления на итоговой конференции ЕИ К(П)ФУ и в виде публикаций в журналах: научный журнал «Novaum» и научно-практический журнал «Аспирант»
Целью данного исследования было проанализировать лингвокреативное словообразование в русском языке в когнитивном и методическом аспектах. Цель достигнута за счет рассмотрения словообразования русского языка в когнитивном аспекте, описания способов лингвокреативного словообразования в русском языке, анализа лингвокреативных лексем в когнитивном аспекте и разработки системы упражнений по изучению словообразовательных моделей русского языка для исследования лингвокреативного словообразования в методическом аспекте.
В ходе проведения исследования мы сделали вывод, что когнитивный аспект изучения словообразования является одним из молодых направлений, но довольно популярных в настоящее время. Когнитивный аспект предполагает рассматривать не семантику единицы в рамках словообразования, а содержание концепта, ассоциированного у человека с этим словом.
Под лингвокреативным словообразованием мы понимали словообразование, позволяющее концептуализировать те объекты в рамках новых слов, которые для человека являются наиболее важными. Следовательно, лингвокреативное словообразование отражает индивидуальные представления человека о предмете.
Способы лингвокреативного образования бывают разными: суффиксация, аффиксация, квазиморфемы, фонетико-графические гибриды (т.е. фонетическая мимикрия), квазионимизация, игра с оморформами, метафора и многие другие.
В рамках практического исследования обнаружено использование результатов лингвокреативного словообразования в следующих жанрах и стилях русского языка: интернет-коммуникация, компьютерная сфера (жаргон), пресса, кинопродукция (названия фильмов) и художественная литература, как современная, так и классическая. Среди способов
лингвокреативного словообразования выявлены аффиксация (от русских и англоязычных основ), словосложение, конверсия, обособление значения (метафора), компрессия, контаминация, замена/добавление морфемы, фонетическая мимикрия, новая этимология.
Лингвокреативное словообразование, если его рассматривать в когнитивном аспекте, позволяет показать мотивацию создания нового слова, выражаемый им концепт, но еще и проявить творческие способности говорящего, создать необычное описание (особенно актуально для художественной литературы), выразить оценочность (часто негативную), отразить особую характеристику называемого предмета или явления, пояснить значение нового слова, создать комический эффект.
В методическом аспекте лингвокреативное словообразование необходимо для изучения в рамках курса русского языка. С этой целью в данной работе разработана система упражнений по изучению разных способов лингвокреативного словообразования на основе упражнений на образование имен существительных, на соотнесение имен собственных и их символов и дальнейшего лингвокреативного словообразования, на составление предложений, поиска значений результатов лингвокреативного словообразования в словарях и дискуссии о значениях и мотивации окказионализмов.
В ходе проведения исследования мы сделали вывод, что когнитивный аспект изучения словообразования является одним из молодых направлений, но довольно популярных в настоящее время. Когнитивный аспект предполагает рассматривать не семантику единицы в рамках словообразования, а содержание концепта, ассоциированного у человека с этим словом.
Под лингвокреативным словообразованием мы понимали словообразование, позволяющее концептуализировать те объекты в рамках новых слов, которые для человека являются наиболее важными. Следовательно, лингвокреативное словообразование отражает индивидуальные представления человека о предмете.
Способы лингвокреативного образования бывают разными: суффиксация, аффиксация, квазиморфемы, фонетико-графические гибриды (т.е. фонетическая мимикрия), квазионимизация, игра с оморформами, метафора и многие другие.
В рамках практического исследования обнаружено использование результатов лингвокреативного словообразования в следующих жанрах и стилях русского языка: интернет-коммуникация, компьютерная сфера (жаргон), пресса, кинопродукция (названия фильмов) и художественная литература, как современная, так и классическая. Среди способов
лингвокреативного словообразования выявлены аффиксация (от русских и англоязычных основ), словосложение, конверсия, обособление значения (метафора), компрессия, контаминация, замена/добавление морфемы, фонетическая мимикрия, новая этимология.
Лингвокреативное словообразование, если его рассматривать в когнитивном аспекте, позволяет показать мотивацию создания нового слова, выражаемый им концепт, но еще и проявить творческие способности говорящего, создать необычное описание (особенно актуально для художественной литературы), выразить оценочность (часто негативную), отразить особую характеристику называемого предмета или явления, пояснить значение нового слова, создать комический эффект.
В методическом аспекте лингвокреативное словообразование необходимо для изучения в рамках курса русского языка. С этой целью в данной работе разработана система упражнений по изучению разных способов лингвокреативного словообразования на основе упражнений на образование имен существительных, на соотнесение имен собственных и их символов и дальнейшего лингвокреативного словообразования, на составление предложений, поиска значений результатов лингвокреативного словообразования в словарях и дискуссии о значениях и мотивации окказионализмов.
Подобные работы
- ЯЗЫКОВАЯ КРЕАТИВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ДВУЯЗЫЧИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКОВ)
Главы к дипломным работам, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - МЕТАЯЗЫКОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ (на материале романов жанра фэнтези)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ЛИНГВОКРЕАТЕМЫ В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



