Введение 4
1 Теоретические аспекты системы управления персоналом в 8
организации
1.1 Основные понятия системы управления персоналом 8
1.2 Элементы системы управления персоналом 18
1.3 Методы оценки эффективности системы управления персоналом 22 организации
2 Анализ системы управления персоналом предприятия ООО 41 «АВТЭК»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО 41 «АВТЭК»
2.2 Анализ системы управления персоналом ООО «АВТЭК» 46
2.3 Основные направления совершенствования системы управления 50 персоналом
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы 54
управления персоналом ООО «АВТЭК»
3.1 Мероприятия по реализации совершенствования системы 54
управления персоналом ООО «АВТЭК»
3.2 Прогноз рентабельности мероприятий ООО «АВТЭК» 59
Заключение 65
Список использованной литературы
Управление персоналом интересует всех без исключения владельцев предприятий, связанных с обслуживанием населения. Не так важна сфера предоставляемых услуг: это может быть розничная торговля или, например, ремонтные работы. Главное от чего напрямую зависит прибыль - довольные клиенты. Жалобы на обслуживание - проблема XXI века. И главный вопрос, который волнует многих - как повысить качество обслуживания клиентов?
Каждому потребителю важно знать, что его ценят и уважают, его мнением дорожат. А это значит, что у поставщика товаров или услуг должна быть обратная связь с клиентом. Но для того, чтобы взаимодействовать с покупателями с пользой для обеих сторон, важно иметь четкое и последовательное представление о стратегии внутренних коммуникаций. На данном этапе важно, чтобы каждый нанятый работник четко представлял, какую часть работы он выполняет, за что отвечает и что именно от него зависит успех всего предприятия. Важным фактором успеха бизнеса является также взаимодействие всех наемных работников с клиентами компании.
Здесь важен вклад каждого. Обслуживание клиентов - важный элемент успеха, в том числе и финансового.
Важно помнить, что проблемы системы управления персоналом станут сразу же заметны. Если клиента плохо или грубо обслужили по телефону, не ответили на заданный вопрос или проигнорировали просьбу - хороших отзывов ждать не стоит. Также повлиять на общее впечатление могут невыполненные обещания, неверные расчёты или ошибки в сметах и т.д.
В настоящее время наиболее жизнеспособными предприятиями оказываются те, которые ориентированы на клиента и его потребности.
По утверждению известного американского специалиста по управлению П. Друкера, предназначение любого бизнеса заключается в удовлетворении запросов клиента. Теоретик маркетинга Ф. Котлер также убежден, что
ключевым фактором рыночного успеха предприятия является завоевание и удержание клиента благодаря эффективному удовлетворению его потребностей. Действительно, предприятия, которые четко ориентируются на клиента, добиваются явных конкурентных преимуществ перед фирмами, игнорирующими такой подход.
Таким образом, сложность и значимость вышеперечисленных проблем определили тему выпускной квалификационной работы.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время проблеме повышения системы управления персоналом, способствующего росту конкурентоспособности и привлечению клиентов, уделяется все большее внимание, как в отечественной, так и зарубежной литературе. Это во многом обусловлено формированием в современной экономике повышающихся требований потребителей к процессу обслуживания, отличительной особенностью которых является оказание широкого спектра услуг, в том числе дополнительных, предоставление максимально комфортных условий для клиента. То есть переход от рынка продавца к рынку покупателя и ужесточение конкуренции в сфере торговли актуализирует построение деятельности организации на основе
покупательского спроса. Современные покупатели отличаются повышенной чувствительностью к качеству обслуживания. Это позволяет повысить качество обслуживания, обеспечить его соответствие ожиданиям потребителей. В результате растет конкурентоспособность фирм, активно наращивающих качество обслуживания клиентов. В тоже время, низкие значения уровня обслуживания могут повлечь за собой потери дохода на рынке, высокие — резкий рост затрат. Определение оптимума между доходом и затратами на качество обслуживание покупателей требует учета большого числа факторов и в общем случае трудно формализуемо. Поэтому повышение лояльности клиентов и доходности бизнеса за счет совершенствования качества обслуживания клиентов обосновывает актуальность поставленной в работе проблемы.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ООО «АВТЭК».
Предметом исследования является недостатки системы управления персоналом.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по совершенствованиюсистемы управления персоналом ООО «АВТЭК».
Для реализации цели выпускной квалификационной работы необходимо решение следующих задач:
1) Изучить теоретические аспекты системы управления персоналом в организации.
2) Провести анализ системы управления персоналом предприятия ООО «АВТЭК».
3) Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом ООО «АВТЭК».
Основные методы исследования: системный анализ и синтез, полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации, наблюдение, сравнение, измерение, опрос, метод экспертных оценок, изучение документации.
Теоретическую и методическую базу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, такие как: Гличев А.В., Кобяк, М.В., Кабушкин, Н.И., Николаев М.И., Михайлова М.Н., ПомеловаЕ. В., Хаксевер К., Рендер Б. и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что она содержит мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «АВТЭК».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и поставленным задачам. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, ставятся цель и задачи работы. Здесь же описывается
структура работы, делается обзор теоретических источников.
Первый раздел включает в себя три параграфа. В них раскрывается понятие и сущность системы управления персоналом в организации, основные цели управления персоналом, рассматриваются основные элементы системы управления персоналом, а также изучаются методы оценки эффективности управления персоналом.
Второй раздел включает в себя характеристику организации ООО «АВТЭК», ее цели и задачи. В разделе рассматриваются анализ организационной структуры, анализируется деятельность и система управление персоналом.
Третий раздел включает в себя мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом ООО «АВТЭК», прогнозируется рентабельность мероприятий.
Изучив теоретические аспекты системы управления персоналом в организации, автор пришел к следующим выводам. Система управления персоналом - это целенаправленная деятельность руководства организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом. Управление персоналом включает формирование системы управления персоналом (от приема до увольнения кадров), планирование кадровой работы, проведение маркетинга персонала, определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
основными элементами системы управления персоналом являются: кадровая политика предприятия, кадровое планирование работников, подбор и отбор персонала, адаптация новых работников, профессиональная подготовка и развитие персонала, управление поведением персонала, кадровое делопроизводство.
Методы управления персоналом - это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения поставленных организацией целей. Они подразделяются на три большие группы:
- административно-организационные;
- экономические;
- социально-воспитательные и психологические.
ООО «АВТЭК» представляет собой оптово-розничную торговую компанию, реализующую большой ассортимент автомобильных деталей, узлов и принадлежностей к импортным легковым и грузовым автомобилямна территории Республики Татарстан, России и стран СНГ. В целом, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «АВТЭК»говорит об отсутствии стабильного развития торговой компании. ООО «АВТЭК» на протяжении 2016-2018 гг. работает прибыльно и рентабельноза счет заключения контрактов на поставку с покупателями СНГ. Однако, в 2018 году по причине роста отпускных цен на приобретаемые у зарубежных поставщиков
для оптовой торговли товары,снижается прибыль от продаж и чистая прибыль. С уменьшением величины чистой прибыли снижается и уровень доходности ООО «АВТЭК».
Анализ структуры персонала ООО «АВТЭК» по уровню образования показал, что на 2018 г. высшее образование имеет всего лишь 7 сотрудников (17,5%), неполное высшее 3 человека, общее среднее - 5 человек (12,5%). В данной компании основную долю персонала имеет специальное среднее образование (62,5%).Анализ структуры персонала по образованию показал, что на предприятии существует нехватка квалифицированных специалистов, так как только 17,5% из них имеют высшее и 62% специальное среднее образование. Коэффициент текучести рабочей силы в 2017 году повысился на 0,32 % по сравнению с 2016 годом и составил 1,05 % . Если коэффициент растет - это говорит о дестабилизации коллектива, неэффективности политики в области персонала, неудовлетворении потребностей сотрудников компании.
Для решения выявленных проблем, автор пришел к выводу, что необходимо сформулировать мероприятия, направленные на совершенствование системы управления персоналом в ООО «АВТЭК».
Цель данных мероприятий - совершенствование системы управления персоналом в ООО «АВТЭК».
Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «АВТЭК»:
1. Ввести контроль качества обслуживания клиентов.
2. Внедрение регулярного обучения персонала.
3. Внедрение системы регулярной аттестации персонала.
Для проведения мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в компании ООО «АВТЭК» потребуется 92 000 рублей.
Источником покрытия всех запланированных расходов автор предполагает осуществлять за счет собственных средств ООО «АВТЭК» - за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
Финансово-экономическая целесообразность мероприятий по
совершенствованию системы управления персоналом ООО «АВТЭК» характеризуютсяследующими показателями:
- чистый доход - 53350 руб.;
- чистый дисконтированный доход - 11536,65 руб.;
- индекс доходности-1,12;
- внутренняя нормадоходности -0,73;
- срок окупаемости-2,12 лет;
- дисконтированный срок окупаемости -3,1 года.
На основанииданных показателейможно сделатьследующие выводы:
1. Чистая текущая стоимость, характеризующая размер дохода от проекта, больше 0. Следовательно, вложения эффективны.
2. Индекс рентабельностибольше 1, т.е. проект эффективен.
3. Внутренняя норма доходности больше d=0. Значит, вложение инвестиций в проект эффективно.
Следовательно, все это говорит об эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «АВТЭК».
Предполагаемые автором мероприятия позволят добиться совершенствования системы управления персоналом организации ООО «АВТЭК». Выполнив данные мероприятия, компания привлечет большой поток клиентов, что в свою очередь сделает более популярной и узнаваемой компании. ООО «АВТЭК». Проведение системы обучения персонала, повысит качество обслуживания клиентов, скорость обслуживания, а также профессиональный и культурный уровень персонала.
1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда : Учебник для вузов /
B. В.Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е. Сорокина.- М.: ЮНИТИ, 2017. - 407 с.
2. Аширов, Д. А. Управление персоналом : учеб. пособие / Д. А. Аширов. - М.: ПРОСПЕКТ, 2017. - 432 с.: ил.
3. Базарова, Т.Ю Управление персоналом: Учебник для вузов / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2016. -560 с.
4. Бузырев, В. В., Кадровые стратегии в управлении персоналом / В.В. Бузырев, М.С. Гусарова., Н.М. Чикишева. - СПб: СПбГУЭФ, 2016.- 128 с.
5. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов / О.
C. Виханский. М.: Гардарики, 2016. - 292 с.
6. Гутнов, Р. Современная концепция управления человеческими ресурсами / Р. Гутнов, Р.Р. Гутнов. - М.: Социум., 2017. - 205 с.
7. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. - 6-е изд., доп. и перераб. - Н.Новгород: НИМБ, 2016. - 1100 с.
8. Захаров, Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего / Н.Л. Захаров. - М.: РАГС, 2015. - 132 с.
9. Иванцевич, Дж. Человеческие ресурсы управления: Основы
управления персоналом / Дж. Иванцевич.- М.: Дело, 2016.- 304 с.
10. Ищенко, И. Г. Кадровая политика и социальные технологии в управлении персоналом : Монография / И.Г. Ищенко. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2016. - 136 с.
11. Колпаков, В. М. Стратегический кадровый менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В.М. Колпаков, Г. А Дмитриенко. - М.: МАУП, 2016. - 752 с.
12. Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование / А. И. Кочеткова. - М.: «Дело», 2016. - 944 с.
13. Маслов, В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры / В.И.Маслов. - М.: Финпресс, 2015. - 288 с.
14. Михайлина, Г. И. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов / Г.И. Михайлина.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Дашков и К, 2017.- 284 с.
15. Молл, Е.Г. Менеджмент: организационное поведение / Е.Г. Молл. - М.: Финансы и статистика, 2016.- 637 с.
16. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом / Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев.- М.: Финстатинформ, 2017.- 142 с.
17. Панасенко, Г.В. Управление персоналом: концепции, технологии, развитие : Монография / Отв. Ред. Г.В. Панасенко, А.П. Лазуткин. - Томск: Изд-во ТГУ, 2015. - 360 с.
18. Перачев, В.П. Руководство персоналом организации / В.П. Перачев. - М.: Феникс, 2017 . - 447 с.
19. Симонова, И.Ф. Стратегические аспекты управления персоналом / И.Ф.Симонова, Н.М.Зазовская.- М.: ИНФРА-М, 2016. - 562с.
20. Сорокина М. В. Теория и методология стратегического управления персоналом в торговле / М.В. Сорокина. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. - 203 с.
21. Акулич, В. Анализ и контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия /В.Акулич // Финансовый директор. - 2017. - № 8. - 215 с.
22. Бизюков, П.В. Служба управления персоналом: функции, типология модели / П.В.Бизюков // Социологические исследования. -2017. - № 5. - 256 с.
23. Биктяков, К.С. Повышение адаптивности системы управления персоналом хозяйствующих субъектов / К.С. Биктяков // Управление персоналом. - 2017. - №11. - 551 с.
24. Бражник, М. Содержание и направленность основных управленческих функций в теории управления / М. Бражник // теории и практики управления. - 2016. - №10. - 191 с.
25. Валиулова, А. Эффективность инструментов управления организацией / А.Валиулова, В. Приходько // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №12. - 158 с.
26. Воробьев, А. Стратегическое управление персоналом / А.Воробьев, С. Жданов, Ю. Кузьмина // Управление персоналом. - 2018.-№ 8. - 245 с.
27. Денисова, А.В. Система ключевых стратегических показателей (ССП) эффективности службы управления персоналом / А.В. Денисова // Управление персоналом. - №2. - 2017. - 365 с.
28. Исмагилова, Л. Компетентностно - ориентированный подход к формированию стратегии развития предприятия / Л. Исмагилова, Т.Гилева // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 9. - 225 с.
29. Клейнер, Г. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые направления / Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - № 1. - 205 с.
30. Коршунова, Т. Поощрение отпуском / Т.Коршунова // Социальная защита. - 2016. - №5. - 3-5 с.
31. Костман, Дж.Т. Человеческий капитал - скрытый двигатель качества / Дж.Т. Костман // Стандарты и качество. - 2016. - №1. - 389 с.
32. Лабаджан, М.Г. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России / М.Г. Лабаджан // Управление персоналом. - 2017. - № 1. - 401 с.
33. Лаврина, Т.В. Постановка HR-службы: практика и аналитика / Т.В. Лаврина // Справочник по управлению персоналом. - 2015. - № 11. - 319 с.
34. Любушин, Н.П. Анализ финансовой устойчивости организации вертикально интегрированных структур с использованием данных управленческого учета / Н.П. Любушин, Г.В. Левшин // Экономический анализ: теория и практика. - 2017.-№ 5. - 299 с.
35. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О.Паршина // Социологические исследования. - 2017. - 306 с.
36. Потрубач, Н.Н. Проблемы развития человеческого капитала / Н.Н. Потрубач, А.Н. Борисевич // Микроэкономика. - 2008 . - 450 с.
37. Рыбакова, О. Лояльность сотрудника будет часто отражать степень лояльности линейного руководителя / О. Рыбакова //Управление персоналом. - 2016. - 16 8 с.
III Текущий архив компании:
38. Устав ООО «АВТЭК».
39. Отчеты о прибылях и убытках ООО «АВТЭК» за 2016-2018 гг.
40. Отчеты ООО «АВТЭК» о составе персонала за 2016-2018 гг.