Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ
1.1 Характеристика форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ
1.2 Классификация форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ
1.3 Финансовые и организационные методы поддержки малого и среднего бизнеса РФ
2. Анализ и финансовое обоснование форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ
2.1 в Общая характеристика форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса РФ и РТ
2.2 Анализ финансовых методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и РТ
2.3 Финансово-экономическая оценка форм и методов поддержки
малого и среднего бизнеса в РФ
3. Финансовые аспекты совершенствования форм и методов 59
поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и РТ
3.1 Финансовые и организационные мероприятия по 59
совершенствованию форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и РТ
3.2 Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и РТ
Заключение 85
Список использованных источников 90
Приложения 97
В условиях свободного рынка малые предприятия имеют существенное преимущество, выраженное в возможности оперативно реагировать, для удовлетворения спроса клиентов, на изменение потребностей рынка. В связи с этим, поддержка малого и среднего бизнеса является одной из первейших задач в решении не только экономических проблем, но и социальных. В связи с этим, поддержка малого и среднего бизнеса является самостоятельным и важным направлением социально-экономической политики любого региона, в том числе Российской Федерации.
Поддержка малого и среднего предпринимательства выражается в предоставлении льготных кредитов, которые позволят предпринимателям увеличить оборотный капитал или закупить необходимое оборудование. Стоит учитывать, что поддержкой малого и среднего предпринимательства занимаются не только центральные, но и местные oрганы власти, которые организуют семинары и консультации с ведущими специалистами в различных областях, разрабатывают собственные программы поддержки малого бизнеса.
Особое внимание государственные органы уделяют молодым предпринимателям, делающим первые шаги в малом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель может получить консультации квалифицированных специалистов, которые помогут в регистрации компании, разработке бизнес плана или подборе кадров.
Основным формам поддержки МСП относится оказание финансовой, налоговой, юридической, кредитной, консультационной, информационной помощи и другие. При более детальном рассмотрении видов поддержки они на различных этапах деятельности малого и среднего предприятия различаются. Например, во время создания предприятия малого типа практикуется бюджетирование стартапов, проводится консультация по регистрации и постановке на учет, осуществляется помощь при заполнении необходимых документов и информирование о методах продвижения продукции, предлагается информация о предоставлении в лизинг оборудования и техники и о льготной аренде офисного и производственного помещения.
На сегодняшний день в России есть все виды государственной структуры по поддержки и развития малых и средних предприятий, которые имеются и применяются в развитых странах. В основу государственной инфраструктуры по поддержке МСП возложена система государственного и муниципального фондов. В настоящий момент в систему фондов входят Федеральный фонд поддержки МСП и 76 региональных фондов.
Значительную роль в системе управления взаимодействий государства с предпринимательством играют определенные формы и методы взаимоотношений, а также механизмы его поддержки.
Основной формой поддержки предпринимательства на начальном этапе является выдача субъектам МСП кредитов, предоставляющихся администрацией из бюджетных, внебюджетных фондов, а также банками.
Основным формам поддержки МСП на последующих этапах относится оказание финансовой, налоговой, юридической, кредитной, консультационной, информационной помощи и другие. При более детальном рассмотрении видов поддержки они на различных этапах деятельности малого и среднего предприятия различаются. Например, во время создания предприятия малого типа практикуется бюджетирование стартапов, проводится консультация по регистрации и постановке на учет, осуществляется помощь при заполнении необходимых документов и информирование о методах продвижения продукции, предлагается информация о предоставлении в лизинг оборудования и техники и о льготной аренде офисного и производственного помещения.
Кредитование малого предпринимательства в России на сегодняшний день находится по сравнению с западными странами на низком уровне. В последнее время получили развитие государственные программы по поддержке кредитования МСП, однако ситуацию пока переломить не удалось.
Банкиры уверяют, что они открыты для сотрудничества с малым предпринимательством, однако предприниматели это отрицают, жалуясь, что кредит им получить в банке так сложно, что проще занять на «черном» рынке.
Малому и среднему предпринимательству в России необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Сюда можно отнести создание новых кредитных программ, совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего предпринимательства, улучшение условий кредитования, снижение процентных ставок и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего предпринимательства в РФ, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 10 лет.
Данная работа посвящена анализу методов поддержки малого и среднего бизнеса, проблемы малого бизнеса в России. На сегодняшний день правительство Российской Федерации оказывает огромную помощь в развитии малого предпринимательства, как рыночного института, который позволит обеспечить решение ряда социально-экономических задач.
Гипотеза работы является субсидирование процентной ставки кредита должна быть привязана не к ключевой ставки Центробанка, а должна опираться на показатели рентабельности отросли.
В настоящий момент замечается увеличившийся интерес российских экономистов и практиков к вопросам бизнеса. Высокий вклад в теорию бизнеса, являющуюся методологической базой для изучения данных вопросов, внесли С.В.Будкова, Г.А.Бунич, А.Г.Кобилев, С.С.Морковина, А.Н.Мустафин, А.М.Суварян, А.Х.Манукян, А.С.Симонян, Э.В.Якутина, и другие. Имеются теоретические разработки вопросов бизнеса в трудах зарубежных экономистов Х.Масьуди, Сарибегян Л.Б., А.С. Мхоян, Д.С. Маркес Коимбра, однако в данной работе основной упор будет сделан на практические рекомендаци по улучшению состояния малого и среднего бизнеса в России.
В процессе написания работы была разработаны рекомендация по эффективному применению кластерной системы управления поддержки малого и среднего бизнеса, а так же были выявлены достоинства и недостатки применения кластеров. Так же была разработана и экономически обоснована практическая рекомендация по совершенствованию мер поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что становление и развитие сектора малого и среднего бизнеса выступает одним из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития страны.
Цель данной работы - проведение теоретического и практического исследования методов поддержки малого и среднего бизнеса, проблем малого бизнеса в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- разобрать характеристику форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ;
- рассмотреть классификацию форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ;
- исследовать финансовые и организационные методы поддержки малого и среднего бизнеса в РФ;
- провести анализ финансовых методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и РТ;
- охарактеризовать финансово-экономические формы и методы поддержки малого и среднего бизнеса в РФ;
- разработать экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и РТ.
Объект исследования - малый и средний бизнес в экономике России. Предмет исследования - методы поддержки малого и среднего бизнеса и проблемы малого бизнеса.
В данной работе применялись следующие методы: анализа, синтеза, логического обобщения, индукции, дедукции, группировки, графический.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в размере 51 штуки, а так же 6 приложений.
Первая глава исследования посвящена разбору сущности малого и среднего бизнеса и их организационно - правовых форм. Вторая глава посвящена анализу особенности становления малого и среднего бизнеса в России. В третьей главе рассматриваются методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также выявляются пути совершенствования малого и среднего бизнеса на примере предприятия.
Базовыми источниками исследования являются работы ученых экономистов, рассматривающие неоклассический и экономический подходы к анализу бизнеса как инновационной деятельности в рамках рыночной экономики, а так же бухгалтерская и финансовая отчетность предприятия.
Материалами для проведения теоретического исследования являются учебники, учебные пособия, статьи в периодических экономических изданиях, монографии.
В завершении проведенного теоретического исследования можно сформулировать следующие выводы. Малые предприятия являются основой бизнеса. Бизнес как понятие включает в себя предпринимательство, деловые отношения, сферу деятельности, определенные круги общества. Основная цель бизнеса - извлечение прибыли. Синоним «бизнес» аналогичен синониму «предпринимательская деятельность».
Государство в соответствии с законодательством относит к малому и среднему бизнесу деятельность, осуществляемую хозяйствующими субъектами. С аспекта содержания и особенностей малого и среднего бизнеса данная форма хозяйственных отношений обозначает деятельность в условиях абсолютной автономности, имущественной ответственности, риска. Значение бизнеса состоит в том, что малые и средние предприятия - это в то же время работодатели, производители продукции, услуг, работ, сподвижники научно - технического прогресса, налогоплательщики, экономические агенты.
Стоит отметить, что поддержка малого и среднего бизнеса предполагает и частные вложение, однако в большей степени под понятием поддержки малого и среднего бизнеса подразумеваются государственные меры. Поддержка регулируется федеральным законам от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где обозначены основные цели поддержки. Так же в ст. 7 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ обозначены основные нормативные мероприятия по упрощению работы предприятиям МСБ, одной из основных является освобождение от плановых проверок ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации могут образовываться следующие организационные - правовые формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Выбор организационно - правовой формы собственник осуществляет самостоятельно исходя из размеров самого предприятия, способа образования капитала и рода деятельности. Любая организационно - правовая форма обладает как преимуществами, так и недостатками.
На данном этапе развития предпринимательство, является приоритетным направлением развития экономики государства. Субъекты малого и среднего бизнеса занимают существенную долю в структуре экономики нашей страны, совершенствуя макроэкономические показатели, для чего государство ведет политику поддержки МСБ. Разделяют два элемента государственной поддержки. Прямые и косвенные. К прямым относят субсидии, государственные займы и кредиты, формирование государственных фондов, создание специфических финансовых организация. К косвенным: налоговые компромиссы, налоговые льготы для бизнеса, ускоренные способы расчёта амортизации, помощь в научно-технической деятельности. В частности в Республике Татарстан практикуется оба элемента поддержки, что дает благотворные итоги деятельности. Помимо элементов поддержки различают и функции поддержки, так первой функцией государства в поддержке малых предприятий является ее властная структура, которая устанавливает необходимые условия для хозяйствования рыночных субъектов, разрабатывает и контролирует соблюдение нормативно-правовых актов, федерация имеет три уровня структурных ведомств: федеральные, региональные и муниципальные. Второй функцией государства считается то, что государство - это собственник имущества, где имеет право полностью распоряжаться и управлять государственным имуществом. Заключительная функция, это государственные рычаги, которые являются инструментами для регулирования экономики и регулируют рыночные процессы. Что касается инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, то одним из основных инструментов является Гарантийный фонд, который предоставляет содействие в предоставлении кредита с помощью залоговых обеспечений, так корпорация МСП предоставила залоговых обеспечений для кредита в сумме на 361 млрд. руб. в среднем кредитная ставка составила 8,61%. Если рассматривать динамику выданных кредитов МСБ с 2012 по 2018 года, то она с 2 266 млрд руб. в 2012 году с наращиванием кредитный портфель ежегодна в среднем на 13% достигла значения 4 553 млрд руб. в 2018 году.
В развитых странах доля малого и среднего бизнеса в экономике страны занимает ключевую роль, так в США работает 20 млн. компаний, в странах Европейского союза порядка 23 млн. фирм. В странах с развитой экономикой малый бизнес решает ряд социальных задач, а именно: создание конкурентных отношений, более легкий выход из кризиса, децентрализация жилья, отчисление в бюджеты всех уровней, открытие и реализация высоких технологий с одной стороны и развитие ремесел с другой. Основной упор правительство зарубежных стран делает на поддержку экспорта, так и поддержка внешнеэкономической деятельности МСБ в России, включение в глобальные цепочки добавленной стоимости, привлечение инвестиций, улучшение базовой инфраструктуры являются приоритетными направления страны.
Рассматривая распределение предприятий по Федеральным округам, можно отметить, что наибольшая концентрация предприятий наблюдается максимальная концентрация фирм в ЦФО-29,7% и ЮФО- 12,7%. Для более подробного рассмотрения результатов мер поддержки малого и среднего бизнеса была рассмотрена Республика Татарстан в плоскости поддержки МСБ. Так количество малых предприятий за последние шесть лет неизменно растет с 46,5 млн. до 74,6 млн. в 2011 и 2016 гг. соответственно, хотя доля в валовом региональном продукте варьируется в пределах 25%, доля средних предприятий на уровне 3%, оборот малого и среднего предпринимательства достиг к 2016 году достиг 236 261 млн. рублей. Если рассмотреть структуру отросли работы МСБ, то больше всего 25% компаний работает в оптово- розничной торговле, 25% предприятий заняты в операции с недвижимостью, остальные в отрасли сельского хозяйства, обрабатывающем производстве, строительстве, гостиниц и ресторанов. Благодаря чему Республика стала вторым в рейтинге инвестиционно-привлекательных регионов России в 2018 году.
Конечно, само существование и функционирование бизнеса целиком зависит от его способности приспосабливаться к постоянным изменениям на рынке и постоянно совершенствоваться. Любое изменение предприятия влечет за собой необходимость финансовых вложений, а, следовательно, и необходимость привлекать заемные средства. Но получение кредитных средств влечет за собой риск не только в неполучении дополнительной прибыли, которая должна была возникнуть вследствие вносимых изменений, но и риск полного закрытия предприятия, в случае невозможности возврата заемных средств.
На примере Бавлинского молочного цеха мы рассмотрели ситуацию при которой предприятие, при невозможности привлечения кредитных средств и отсутствие возможности расширения рынков сбыта, постепенно ушла бы в стагнацию и скорее всего это привело к закрытию предприятия. Однако, привлечение кредитных средств под 12% годовых привело бы к невозможности возврата заемных средств, а, следовательно, к прекращению деятельности предприятия. В этом случае, субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитным средствам является единственно возможным сценарием при котором предприятие может сохранить финансовую устойчивость и в дальнейшем успешно расширить ассортимент продукции и увеличить рынок сбыта.
Государство разрабатывает различные программы, способствующие развитию бизнеса, но они имеют не системный характер и из-за этого малоэффективны. Государственная поддержка осуществляется с использованием ряда методов, прямого и косвенного действия.
Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена, систематизацией и обобщением теоретического материала с целью разработки практических рекомендации.
Меры по совершенствованию деятельности малого и среднего бизнеса.
- совершенствование законодательной базы;
- совершенствование налогообложения малого и среднего бизнеса;
- совершенствование процесса обучения предпринимателей.
Таким образом разработанные нами мероприятия по совершенствованию форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса будут способствовать эффективности деятельности малых и средних предприятии в России и на примере Бавлинского молочного цеха было продемонстрировано важность мер поддержки малого и среднего бизнеса.
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017 № 356- ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Консультант».
2. Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 (в ред. от 20.03.2008) «Об условиях и порядке предоставления средств Федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Информационно-правовая система «Консультант».
3. Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы) (в ред. от 26.12.2013) // Информационно-правовая система «Консультант».
Книги и монографии
4. Архипов А.Ю., Елецкий А.Н., Ашихмин К.Г., Коломиец А.Д. Экспортный потенциал малых и средних предприятий ростовской области: бюллетень / Южный федеральный университет Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области. Ростов -на-Дону, 2015. С. 278.
5. Бармута К.А. Использование информационных технологий в управлении бизнес-процессами субъектов малого и среднего предпринимательства / В книге: Современные информационные технологии в экономике и управлении организацией. Алексеева Е.В., Богданова И.О., Гапоненко Т.В., Дымченко О.В., Жуковский Д.А., Кабаненко М.Н., Орехова Л.Л., Угримова С.Н., Федосеева Л.В., Бармута К.А., Гавриленко С.А., Глызина М.П., Дуброва Л.И., Иванова Е.А., Малхасян А.Е., Тухканен Т.Н., Федорова Е.И. Ростов-на-Дону, 2018. С. 61-78.
6. Алексеева Е.В., Внешнеэкономическая деятельность субъектов малого
и среднего бизнеса в Республике Башкортостан: Информационно
консультативное методическое пособие. - Уфа, 2014. 130 с.
7. Лысенко С.К., Щербаков Д.А. Малые и средние предприятия Японии в условиях глобализации // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 6. С. 115-124.
8. Кобилев А.Г. Совершенствование государственного управления в условиях работы России в ВТО / В сборнике: Модернизация социально - экономических процессов в условиях постглобализации. Сборник научных статей по материалам ежегодной Международной научно -практической конференции имени М.И. Платова. 2015. С. 97-104.
9. Контровская И.А. Совершенствование системы управленческого учета
человеческого капитала на предприятии малого бизнеса / В сборнике: Агропромышленный комплекс: контуры будущего. Материалы IX
Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. С. 141-145.
10. Мосина В.С. Управление трудовыми ресурсами на предприятии малого бизнеса / В сборнике: Наука. Технологии. Инновации. Сборник научных трудов: в 9 частях. 2016. С. 149-151.
11. Мустафин А.Н. Роль человеческого капитала на инновационноактивных предприятиях / В сборнике: Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук: материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. 2017. С. 678-680.
12. Сарибегян Л.Б., Мхоян А.С. Формирование основ развития малого и среднего бизнеса в постсоветских странах / В сборнике: Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации. Материалы IX Международной научно -практической конференции. Ответственные редакторы В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. 2017. С. 253-261.
13. Суварян А.М., Манукян А.Х., Симонян А.С. Особенности формирования и развития малого и среднего предпринимательства в некоторых европейских странах / В сборнике: Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации. Материалы IX
Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы
B. В. Ермоленко, М.Р. Закарян. 2017. С. 261-267.
14. Тевикян А.Р. Модельные конструкции систем управления сети цепи
поставок: основные методы исследования и экономико -математического
моделирования (на примере сферы малого и среднего бизнеса) / В сборнике: Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. 2017.
C. 188-196.
15. Шер Р. Сильный средний бизнес. Как справиться с семью основными препятствиями роста / М.: Альпина Паблишер, 2016. С. 248.
16. Шматко А.Д., Коршунов И.В. Повышение инновационной активности
предприятий малого и среднего бизнеса / В сборнике: Проблемы
преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2018. С. 89-94.
Печатная периодика
17. Алпатов А.И. Развитие малого и среднего предпринимательства России в современных условиях // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 3. С. 14.
18. Бадмаев М.И., Ерохина Е.В. Влияние политики импортозамещения на развитие промышленности и экономики регионов // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 94.
19. Будкова С.В. Факторы развития экспортно ориентированных малых и средних предприятий // Социально-экономические явления и процессы. 2015 № 6. С. 24-29.
20. Бунич Г.А., Ровенский Ю.А. Развитие кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Экономические системы. 2017. Т. 10. № 4 (39). С. 46-49.
21. Бухвалъд Е., Виленский А., Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики, № 12, 2013,
22. Бухматов Р.В. Пути повышения внешнеэкономической деятельности // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 3. С. 12-17.
23. Захарова С.Г., Борисов С.А., Гурнович Т.Г. Спрос на услуги малых предприятий в рамках муниципальных контрактов в условиях санкций // Экономические исследования и разработки. 2018. № 3. С. 42-48.
24. Зубарева Ю.В., Пережогин С.С. Экспортный потенциал АПК Тюменской области: состояние и перспективы // Агропродовольственная политика России,2017. № 12 (72). С. 36-39.
25. Калинин В.Д. , Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства // Бизнес в России, № 4 2018. С. 106-108.
26. Кудряшов В.С. Стимулирование и поддержка экспорта предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и за рубежом // Juvenis scientia. 2018. № 9. С. 25-29.
27. Кузубов А.А., Каба В.О., Чжан Ц. Основные аспекты государственной поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России и экономически - развитых стран // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 67-71.
28. Мазилов Е.А. Экспортный потенциал малых и средних предприятий // Проблемы развития территории. 2015. № 5 (79). С. 26-35.
29. Малышева Е.Н., Самылина Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность как стратегическая альтернатива развития малого бизнеса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 1. С. 159-165.
30. Маньков В.С., Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса // Вестник Московского университета. 2019 г. №2. С.20-22.
31. Маркес Коимбра Д.С. Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Мозамбик // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 4 (62). С. 40-45.
32. Масьуди Х. Формирование и развитие конкурентоспособности
системы управления предпринимательства в промышленности Ири // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2014. № 2-5 (141). С. 209-211.
33. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И., Становление малого бизнеса в России // Инновации . 2015. № 1. С. 63-67.
34. Новиков И.А. Исследование институциональных рамок
интернационализации малых предприятий // Экономика и управление. 2014. № 2 (100). С. 28-34
35. Пилипенко В.В. Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Российской Федерации // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право.
2016. № 4. С. 192-197.
36. Приютов В.В. Оценка управления персоналом предприятий малого и среднего бизнеса // Экономические науки. 2018. № 3. С. 14-20.
37. Родионова О.Д. Маркетинговые инструменты для развития внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса / В книге: Конкурентоспособность территорий. Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов: в 8 частях. 2016. С. 142 - 145.
38. Русяева Е.В. Разработка программных продуктов для малого предпринимательства: анализ методологических подходов // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 4. С. 102-110.
39. Симанова Л.М., Злобинин П.Г. Малые глобальные компании как новая форма международного предпринимательства // Академический вестник. 2015. № S. С. 33-36.
40. Смирнова Ю.А. Направления совершенствования системы управления персоналом предприятий малого и среднего бизнеса // Вестник Белгородского института развития образования. 2018. № 1. С. 8-16.
41. В.В., Мылов И.Д. Проблемы выхода предприятия на внешний рынок и поиск свободных рыночных ниш // Взгляды креативного общества. 2016. Т. 5.
42. Тлеубердиева С.С. Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан // Экономика и политика. 2018. № 1 (11). С. 66-71.
43. Тургинбаева А.Н., Ахметова З.Б. Перспективные векторы форсированного развития малого и среднего бизнеса Республики Казахстан // Вестник университета Туран. 2018. № 2 (78). С. 19-25.
44. Урумов Т.Р. Эффективность государственной финансовой поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 1 (41). С. 67-78.
45. Фадеева О.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса в России: региональные аспекты // Вестник Финансовой академии. 2015. № 4 (58). С. 44-47.
46. Федотов А.Н. Проблемы оценки трудовых ресурсов предприятий малого и среднего бизнеса // Научный альманах. 2017. № 10-1 (36). С. 111-114.
47. Якутина Э.В. Мотивация деятельности персонала на предприятиях малого и среднего бизнеса // Economics. 2016. № 8 (17). С. 37-40.
Авторефераты диссертаций
48. Климова Н.В., Глущенко О.С. Инновационное предпринимательство в Китае // Фундаментальные исследования. 2018. № 10. С. 74-78.
49. Миняев В.В. Оценка кадровой стратегии предприятия малого бизнеса // Интеграция образования. 2018. № 4 (96). С. 160-179.
50. Морковина С.С., Панявина Е.А., Будкова С.В. Методические подходы к обоснованию форм поддержки экспортно ориентированных малых предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 10 (409). С. 16-25.
51. Ровенский Ю.А., Бунич Г.А. Стратегические направления развития факторинга в системе кредитования предприятий малого и среднего бизнеса // Плехановский научный бюллетень. 2017. № 2 (12). С. 171-175