ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы применения сайтов учителей для организации смешенного обучения на уроках информатики 5
1.1 Понятие смешенного урока в образовательном процессе 5
1.2 Анализ личных сайтов учителей 11
1.3 Роль личного сайта учителя в организации образовательного пространства
урока 17
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2 Проектирование личного сайта учителя 20
2.1 Подбор методического материала для создания личного сайта 20
2.2 Технология создания личного сайта учителя 23
2.3. Методические разработки к проведению смешанных уроков информатики с
использованием личного сайта учителя 27
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время с помощью сети Интернет можно найти информацию по любой дисциплине. Образовательные ресурсы, личные сайты учителей предметников, электронные учебники размещенные в сети Интернет предлагают учителю множество дидактического материала для подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий, выступлений на педагогических советах, различных семинарах. Создание личного сайта открывает новую среду и новые возможности для учителя. Сайт выражает большую роль на процесс, работы над собой учителя как специалиста и как личности. Поэтому у каждого педагога есть право не только представить багаж знаний своей работы, рассказать об успехах, достижениях, но и посмотреть на себя, свою работу со стороны. Работая над разработкой личного сайта, учитель становится не только в роли ведущего, пользователя, но и в роли особого эксперта, желая заполнить личный сайт интересным содержанием.
Достижения информационных технологий способствовали развитию смешанного обучения, где традиционная форма обучения смешивается с электронным обучением. Большим плюсом, для проведения смешанных уроков является наличие у учителя разработанного им самим личного сайта. Именно на такой сайт, учитель может выкладывать необходимую для занятий информацию, контрольные задания, домашнюю работу. Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей. Однако, анализ личных сайтов учителей-предметников, размещенных в сети Интернет, показал, что большинство сайтов создавались на один раз, давно не функционируют, информация на них устарела. Кроме того они не направлены на работу с учениками, а носят лишь информативный характер.
Актуальность проблемы и её недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Личный сайт учителя как платформа для организации смешанного обучения на уроках информатики».
Объектом работы является процесс организации смешанного обучения на уроках информатики с использованием личного сайта учителя.
Цель работы разработать личный сайт учителя как платформы для организации смешанного обучения на уроках информатики.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы применения сайтов учителями для организации смешенного обучения.
2. Проанализировать личные сайты учителей предметников и изучить их роль в организации образовательного пространства уроков.
3. Разработать личный сайт учителя как платформы для организации смешанного обучения на уроках информатики.
4. Подготовить методические разработки для проведения смешанных уроков информатики с использованием личного сайта учителя.
Научная новизна дипломной работы:
- результаты анализа личных сайтов учителей и принципы их работы могут быть полезны при дальнейшей работе с учащимися;
- был разработан личный сайт учителя как платформа для организации смешанного обучения на уроках информатики.
Практическая значимость дипломной работы:
разработанный сайт может быть рекомендован для использования преподавателям вузов, учителям информатики в средней школе, училищах и техникумах при изучении курса «Информатика и ИКТ».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. В соответствии с этим в смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):
- организация учащихся к занятиям;
- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
- работа по осмыслению и усвоению нового материала;
- работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике;
- домашнее задание.
Анализ личных сайтов учителей показал, что большинство сайтов очень похожи между собой по структуре. Основным отличием личных сайтов учителей, от других сайтов является то, что они позволяют учителю вести диалог с учеником вне школы. Сайты направленные на работу с учащимися, позволяют ученикам зайти на личный сайт учителя и выполнить конкретное задание учителя: повторить пройденный материал, сыграть в развивающие игры, выполнить контрольные тестовые задания или электронные тематические тесты и другое.
Для разработки личного сайта учителя был отобран необходимый методический материал: учебники, видео и мультимедиа материал, практические задания, контрольные тесты и задания для домашней работы.
Разработка личного сайта учителя информатики велась поэтапно:
1. Планирование личного сайта.
2. Сбор материалов для разработки и разбиение их на объекты.
3. Создание структуры личного сайта.
4. Заполнение сайта.
С учетом требований к созданию сайта был разработан личный сайт учителя для организации смешанного обучения на уроках информатики.
Были разработаны технологические карты уроков информатики для 5 класса по теме «Разнообразие задач обработки информации. Систематизация» и для 7 класса по теме «Устройства вывода информации», направленные на использование в процессе проведения занятия разработанного нами личного сайта учителя.
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. 224 с.
2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. 184 с.
3. Государев И.Б. К вопросу о терминологии электронного обучения человек и образование № 1 (42). 2015. С. 180-183.
4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования
(психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: Бином.
Лаборатория знаний,2014. 398 с.
5. Сапожникова А.Ю. Создание и развитие персонального сайта учителя: методические рекомендации. Вологда. Виро, 2012. 32 с.
6. Садыкова С.С. Компьютерные и информационные технологии обработки и анализа данных: Сборник научных статей. Под ред. Муром: МИ ВлГУ, 2001. 83 с.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики. HYPERLINK, 1999. 520 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
8. Азевич А. И. Роль персонального сайта преподавателя в формировании
информационной обучающей среды. Современные научные исследования и инновации. [Электронный ресурс], 2012. № 11 URL:
http://web.snauka.rU/issues/2012/11/18586 (дата обращения: 11.01.2018).
9. Газизовой Л. Р. Личный сайт учителя информатике. URL: http://infotech- g.narod.ru/ ( дата обращения: 24.06.2018).
10. Дмитреева Е.В. Личный сайт. URL:
https://sites.google.com/s/0B9mcBWSrMOUsNFhpSzVJRks2ODg/p/1B- Yj1Gu155soMaWwLdvKS-6WKKhpD6Of/edit/ (дата обращения: 24.06.2018).
11. Кожихиной Т.Ю. Сайт учителя информатики. URL: https://uchim-it.ru/ (дата обращения: 24.06.2018).
12. Плаксиной В.В Личный сайт учителя информатике и ИКТ. URL: http://vplaksina.narod.ru/ ( дата обращения: 20.06.2018).