Введение 4
Глава 1. Теоретические основы пополнения словаря учащихся в
дескриптивной и прескриптивной парадигмах 6
1.1 Пополнение словаря учащихся 6
1.2 Прескриптивная и дескриптивная парадигмы языка 9
1.3 Способы пополнения вокабуляра учащихся в прескриптивной парадигме 17
1.4 Способы пополнения вокабуляра учащихся в дескриптивной парадигме 20 Глава 2. Практические основы пополнения словаря учащихся в дескриптивной и прескриптивной парадигмах 26
2.1 Сопоставительный анализ традиционных учебников английского языка и учебников, включающих корпусные данные 26
2.2 Стратегии разработки учебного пособия на пополнение вокабуляра учащихся на основе данных, полученных в результате анализа прескриптивной и дескриптивной парадигмы 42
Заключение 54
Список использованной литературы 55
Приложение 1
В настоящее время существует множество учебных пособий по изучению иностранного языка. Изучение литературы по данной теме выявило, что в дидактике существует проблема создания учебного материала, в частности, в разделе, направленном на пополнение вокабуляра. Перед каждым преподавателем стоит вопрос о выборе оптимального УМК.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, противоречиями между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблемы формирования словарного запаса студентов на английском языке, с другой - недостаточной исследованностью изучения вокабуляра в прескриптивной и дескриптивной парадигмах. Какая парадигма наиболее эффективна на уроках английского языка? Целью данной работы является изучение вариаций пополнения словаря учащихся в озвученных парадигмах (на материале учебников английского языка) и в рекомендациях оптимальных способов.
Задачи исследования:
1. Исследование теоретических основ пополнения словаря учащихся в дескриптивной и прескриптивной парадигмах.
2. Анализ существующих традиционных учебников и учебников, включающих корпусные данные.
3. Рекомендация стратегий разработки учебного пособия на пополнение вокабуляра учащихся на основе данных, полученных в результате анализа прескриптивной и дескриптивной парадигм.
Объект исследования - дескриптивная и прескриптивная парадигмы (на материале учебников английского языка).
Предмет исследования - особенности вариаций пополнения словаря учащихся в дескриптивной и прескриптивной парадигмах.
Язык имеет динамичный характер, в связи с чем в учебных материалах необходимо отражать динамику развития языка. Это возможно выполнить мощнейшим инструментом современности для анализа языка - корпусом.
Корпусные данные являются основой дескриптивной парадигмы. В нашей работе мы ожидаем несоответствие характера языка и материалов для изучения языка, представленных в традиционных учебниках, характеристикам живого языка, элементы которого демонстрируют учебники, основанные на корпусных данных. Тем не менее, нельзя отрицать логический конфликт - аннотации корпусов неизбежно заканчиваются использованием предвзятой теории (top-down) прескриптивной парадигмы, которая противоречит природе сверху вниз (bottom up) дескриптивной парадигмы. Следовательно, мы выдвигаем в нашей работе следующую гипотезу: наиболее эффективным подходом в обучении пополнению вокабуляра является комплементарный.
Методы исследования. В процессе работы были использованы как теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования.
Научная новизна состоит в том, что рассмотрены способы пополнения вокабуляра учащихся в относительно новой парадигме для лингвистики, а именно в дескриптивной парадигме. Это стало возможным в виду выделения корпусной лингвистики как отдельной науки и появления инструмента корпуса для анализа прогнозирования и мониторинга языка. В рамках данной работы мы сравнили традиционные учебники и учебники, включающие корпусные данные, а далее предложили свои стратегии разработки учебного пособия наиболее сбалансированного по отношению к двум парадигмам.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по созданию и применению упражнений на пополнение вокабуляра на основе данных анализа прескриптивной и дескриптивной парадигм.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложения.
Изучив теоретические аспекты заданной темы и проведя практический анализ, мы пришли к следующим выводам. Пополнение вокабуляра является важнейшей частью учебного процесса. В виду многочисленности учебных пособий по пополнению вокабуляра, учитель сталкивается с проблемой выбора наиболее оптимального пособия. Как правило, учебники направлены на один из подходов (прескриптивный или дескриптивный), однако наиболее эффективным является комплементарный вариант.
Для решения нашей задачи мы изучили наиболее распространённые способы и рассмотрели прескриптивную и дескриптивную парадигму в диахроническом аспекте.
В практической части нашей исследовательской работы мы сопоставили три пары учебников: направленные на формирование четырёх навыков (чтение, аудирование, письмо и говорение), направленные на подготовку к экзамену И направленные на пополнение словаря. Мы проанализировали их на основе следующих критериев: организация разделов в учебнике, разделение/ интеграция грамматики, лексика в соответствие с регистром и жанром, вокабуляр представлен в аутентичном контексте, качество соответствующих упражнений.
В заключении мы задались целью разработки наиболее оптимального пособия, учитывающего положительные характеристики двух парадигм и предложили следующие стратегии: обеспечение развития контекстуальной догадки, исключение родного языка студентов, тематическая организация вокабуляра, развитие творческости, знакомство студентов с корпусом языка.
Таким образом, задачи решены в полном объёме, цель работы была достигнута.
1. Animal Facts Encyclopedia. - URL:
https://www.animalfactsencyclopedia.com/Cat-facts.html (Дата обращения 11.05.2019) .
2. Barker C. Boost your vocabulary / C. Barker. - URL: http://www.kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/english/g-e-79.pdf (Дата обращения 12.05.2019).
3. DeCapua A. Grammar for Teachers: A Guide to American English for Native and Non-Native Speakers / A. DeCapua. - New York: Springer, 2008. - 439 с.
4. Eaton Sarah Elaine. Academic Integrity (AI) Tutorials in Canadian Post-Secondary Institutions: A National Overview / S. Eaton. - URL: https://drsaraheaton.wordpress.com/tag/sarah-elaine-eaton/ (Дата обращения
01.03.2019) .
5. Fitikides, T.J. Common Mistakes in English / T.J. Fitikides. England: Longman. 1977. - 287 с.
6. Gilmore A. Authentic materials and authenticity in foreign language
learning / A. Gilmore. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/231910134 Authentic materials and au thenticity in foreign language learning (Дата обращения 30.01.2019).
7. Gries S. Corpus linguistics and theoretical linguistics / S. Gries. - URL: http://www.stgries.info/research/2010 STG CorpLingLingTheory IJCL.pdf ( Дата обращения 15.01.2019).
8. Hasselgard H. Corpora and their use in research and teaching. / H. Hasselgard. - URL: http ://folk.uio. no/hhassel g/UV - corpus .htm (Дата обращения 12.02.2019) .
9. Hudson R. An Introduction to Word Grammar / R. Hudson. United Kingdom: Cambridge University Press. 2010. 217 с.
10. Lederer Richard. Adventures of a Verbivore / L. Richard. - URL: https://www.goodreads.com/book/show/2618619-adventures-of-a-verbivore (Дата обращения 12.04.2019).
11. Lederer Richard. The Miracle of Language / R. Lederer. - URL: https://www.goodreads.com/book/show/219170.The Miracle of Language (Дата обращения 20.02.2019).
12. Mason C. P. Outlines of English grammar microform: for the use of junior classes / C. P. Mason. Toronto: Gaga&Company, 1825. - 76 с.
13. McCarthy M. / Touchstone full contact / M. McCarthy, J. McCarten, H. Sandiford. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - 144 с.
14. Murray L. English Grammar Adapted to the Different Classes of Learners / L. Murray. New York: Collins and Perkins, 1809. - 320 с.
15. Nation I.S.P. Learning Vocabulary in Another Language. / Cambridge
University Press - URL:
http://catdir.loc.gov/catdir/samples/cam031/2001269892.pdf (Дата обращения
27.02.2019) .
16. New Trends and Criticisms in Language Teaching and Literature (United Kingdom, November 17-19, 2015) / Ezat Amirbakzadeh Kalati. - University of Bath, United Kingdom, 2015. - 26 с.
17. O’Dell F. English Collocations in use / F. O’Dell, M. McCarthy. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - 192 с.
18. O’Keeffe A. Using language corpora in language teacher education: pedagogic, linguistic and cultural insights / A. O’Keeffe, F. Farr. - URL: https://www.researchgate.net/publication/280731014 O’Keeffe A and Farr F 20 03 ’Using language corpora in language teacher education pedagogic linguisti c and cultural insights’ TESOL Quarterly 373 389-418 (Дата обращения
08.04.2019) .
19. Pinter A. Teaching young language learners. / A. Pinter. Oxford: Oxford University Press. 2006. - 152 с.
20. Richard J.C. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics / J.C. Richard, R. Schmidt. Great Britain: Pearson. 2010. 178 с.
21. Sanders J. Lecture on Syntax / J. Sanders. University of Bath: Moodle. 2012. 209 с.
22. Stubbs M. Corpus evidence for norms of lexical collocation in Cook
G. and Seidlhofer B. / M. Stubbs. Oxford: Oxford University Press. 1995. - 244 с.
23. Thomson A.J., A Practical English Grammar Exercises 1. Third edition. Oxford University Press, 2014 - 57с.
24. Tim Falla, Paul A. Davies. Real Grammar: A Corpus-Based Approach to English Workbook. - Oxford University Press, 2012. - p. 121.
25. Tim Falla, Paul A. Davies. Real Grammar: A Corpus-Based Approach to English Teacher’s Book. - Oxford University Press, 2012. - p. 98.
26. Апресян Ю.Д. Лексикографическая концепция нового большого англо-русского словаря // Новый большойангло-русский словарь: в 3 т. / Под общ. рук. Ю.Д. Апресяна, Э.М. Медниковой, А.В. Петровой. М., 2001. Т. 1.
С. 6-17.
27. Баранова К.М. Английский язык, 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ.яз. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В Копылова и др. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. - 200 с.
28. Биболетова М.З. Английский с удовольствием / М.З. Биболетова,
H. Н. Трубонева. - Обнинск: Титул, 2006. - 161.
29. Бим И. Л. Учебник и книга для учителя - ядро учебнометодического комплекса по иностранному языку // Проблемы школьного учебника. Сб. ст. Вып. 6 / Л. В. Занков, Ф. П. Коровкин, И. Н. Страхов и др. - М.: Просвещение, 1978. - С. 122-136.
30. Бойко Л.Б. Лингвистика и переводоведение / Л.Б. Бойко / Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики № 1. - Пермь, 2017. - С. 10.
31. Бронштейн И.В. Использование дефиниций как один из способов работы над лексикой / И.В. Бронштейн // ИЯШ. - 1991. - №5. - С. 107-110.
32. Бэйн А. Higher English Grammar / А. Бэйн. - Лондон: Longmans. 1875. - 263 с.
33. Гончар И. А. Модель обучения аудированию иноязычного текста / И.А. Гончар. М.: МИРС. 2010. С. 86-92.
34. Гречихин А. Вузовская учебная книга: Типология,
стандартизация, компьютеризация. /А. Гречихина, Ю. Древс. - М.: Логос, Московский гос. ун-т печати, 2000. - 255 с.
35. Гроза О.Б. Английский язык нового тысячелетия / Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева, В.В. Клименко. - М.: Титул, 2004. - 174 с.
36. Грязнова М. А. Совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции медицинских работников в контексте непрерывного образования (на матер. английского языка): дис. ... канд. педагог. наук / М.А. Грязнова. - СПб., - 2012. - 286 с.
37. Гуннемарк Э. В. Superполиглот: искусство изучать языки / Э. В. Гуннемарк, Д. Спивак. - М: Эксмо Яуза, 2007. - 286 с.
38. Захаров В.П. Корпусная лингвистика / В.П. Захаров С.Ю. Богданова. Иркутск: ИГЛУ, 2011. - 161 с.
39. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2011 г. - 248 с.
40. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании// Иностранные языки в школе. - 2012. - №6. - С. 2-12.
41. Исакова А.В. Понятие стиля, жанра, регистра в английской филологической традиции. - М.: Российский Университет Дружбы Народов, 2012. - 5 с.
42. Камшилова О.Н. Учебный корпус текстов: потенциал, состав, структура / Н.О. Камшилова. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2012. - 58 с.
43. Карпова О.М. Английская лексикография / О.М. Карпова. - М., 2010. - 176 с.
44. Кривобокова И.Я. Некоторые приемы работы над лексикой / И.Я. Кривобокова, Т.В. Лотарева. - ИЯШ. - 1990. - №2. - С. 53-55.
45. Леонтьев А.Н. Опыт структурного анализа ассоциативных рядов // Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М:, 1983. Т. 2. С. 70.
46. Пристли Д. The Rudiments of English Grammar / Д. Пристли. Лондон: Scolar Press, 1961. - 301 с.
47. Фархаева А. И. Contrastive analysis of traditional and corpus - influenced english textbooks / А.И. Фархаева // International linguistics and language conference Lila '18. - Istanbul, 2018. - С. 3-7.
48. Шамов А. Н. Обучение лексическим навыкам // Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток - Запад, 2008. - С. 98-107.
49. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для учеников педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
50. Шевченко Э.Б. Использование интерактивных технологий для развития познавательного интереса на уроках английского языка. // Английский язык и литература. - 2015. - № 24. - С. 4 - 6.
51. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. - УМК «Английский для малышей» под ред. Бонк Н. А., Россмен - Пресс, 2013, Москва.
52. Штиглуз Л. Б., Сташкова Р. А. Совершенствование лексических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Курс «Современные средства оценивания результатов обучения» - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 33 с.
53. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и учеников. 2-е издание. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.
54. Эльянова Н. М., Лейн М. Д. Лексический справочник. Л.: Учпедгиз, 2011.- 178 с.
55. Энквист Н.Э. Стилистика английского языка // перевод Луневой С.Т. - М., 1998. - 198 с.