Введение
Глава 1. Деятельность государственного аппарата власти до и во время
реформы Александра I
1.1. Общая характеристика высших, центральных и местных
органов государственного управления
1.2. Структура и порядок работы высших, центральных и
местных учреждений государственной власти
1.3. Основные положения реформы Александра I по
изменению системы высших, центральных и местных органов управления
Глава 2. Деятельность государственного аппарата власти после
реформы Александра I
2.1. Изменения, произошедшие в аппарате государственного
управления по реформе Александра I
2.2. Появление новых государственно-политических
институтов и их роль в системе государственного аппарата власти
2.3. Взаимоотношения между императором, высшими,
центральными и местными учреждениями государственной власти
Заключение
Список использованных источников и литературы
Социально-политическая актуальность темы исследования:
особенное место в истории российской государственности занимает изучение Государственного аппарата власти Российской империи, просуществовавший с 1721 по 1917 гг. Этот механизм управления являлся целой системой, включающей в себя разного рода высшие и центральные органы власти, а также административные институты местного самоуправления, в задачу которых входило не только тесное взаимодействие друг с другом, но самое главное всех важнейших государственных вопросов внутренней, внешней политики страны.
В настоящее время идёт процесс становления новой российской государственности. Развиваются институты государственного управления и местного самоуправления в соответствии с требованиями современного этапа жизни нашего общества.
В условиях усложняющейся социально-экономической и политической жизни важен поиск наиболее оптимальных путей совершенствования высшего, центрального и местного аппарата власти. Поэтому вопросы становления и развития системы государственной власти в России, её организации и функционирования вызывают острый интерес учёных.
В связи с этим осмысление исторических традиций формирования государственных учреждений, становления властных органов Российской империи также является достаточно актуальным. Несмотря на имеющиеся исследования, проблема образования и развития административной системы, становления высших, центральных и местных органов государственного управления Российской империи не теряет своей новизны.
Характеристика источников, их доступность, достаточность и достоверность: история органов государственной власти имперской России базируется на изучении большого перечня печатных и письменных, неопубликованных и опубликованных источников.
В своей диссертационной работе источники, которые активным образом использовал, следует разделить на такие группы как:
- Актовые материалы. Государственный аппарат России представлен в актах правительственных учреждений страны, опубликованных в Х1Хв. Сюда включены у меня следующие источники: «Собрание государственных грамот и договоров», «Акты исторические», «Описание документов и бумаг».
- Государственно-правовые документы. Государственные учреждения Х1Хв. имеют значительно большую источниковедческую базу. Особое место в моём исследовании среди источников по истории государственных учреждений России занимают законодательные акты, объединяемые при издании в сборники: «Полное собрание законов Российской империи» (3 издания его охватывают законодательные акты с 1649 по 1913 гг. включительно, насчитывают 133 тома и включают более 133 тысяч законодательных актов, среди которых подавляющее большинство относится к организации и деятельности государственных учреждений), тематические «Своды законов Российской империи» (по 15-16 томов в каждом), продолжения их, ведомственные своды («Свод военных постановлений»).
- Делопроизводственные документы. Практическая деятельность различных ведомств России в Х1Хв. отражалась в циркулярах, распоряжениях, приказах (в военном и морском ведомствах). Также здесь мною были взяты своеобразные источники по истории государственных учреждений в Х1Хв., как отчёты о конкретной деятельности государственных учреждений, составляемые ежегодно или за несколько лет (сводные). В порядке надзора за государственным аппаратом проводились сенаторские ревизии.
Немногочисленные публикации отчётов этих ревизий дают обширный материал, характеризующий антинародную сущность местной администрации, полиции, суда, продажность и взяточничество чиновников.
- Периодическая печать. Интересные сведения по истории отдельных ведомств и государственных учреждений представляет ведомственная печать.
Здесь указал следующие источники: «Журнал Министерства юстиции», «Журнал Министерства народного просвещения», «Горный журнал», газета «Русский инвалид». В официальных отделах этих органов печати помещались циркуляры, сообщались сведения об изменениях в личном составе бюрократии; статьи освещали разные черты деятельности ведомств. В императорских историко-публикаторских журналах печатались многочисленные документы, переписка и мемуары по истории государственных учреждений России Х1Хв. - в журналах «Русский архив»; «Русская старина»; «Былое»; «Сборники русского исторического общества». Ряд сведений о деятельности государственных органов имперской России приводится в публикациях документальных материалов, осуществляемые различными научными учреждениями.
- Документы личного происхождения. Все изменения в личном составе чиновников России отражались в издаваемом (под разными названиями) с 1765 по 1916 гг. ежегодном справочнике «Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на ... год». Каждое ведомство в Х1Хв. выпускало свои ежегодные списки чиновников. Именно к этой группе источников по истории государственных учреждений России можно отнести: переписку, воспоминания и дневники чиновников. Сообщаемые в них сведения крайне субъективны, нуждаются в проверке, сопоставлении с другими источниками.
Подавляющее большинство документов, характеризующих организацию и деятельность государственных учреждений дореволюционной России, находятся в центральных государственных и местных архивах. Большое значение для изучения истории высших и центральных государственных учреждений России Х1Хв. имеет Центральный государственный исторический архив. В республиканских и областных исторических архивах отложились документы о работе местных государственных учреждений России Х1Хв.
Историографический обзор исследования, обзор литературы: вопросы формирования и складывания государственного аппарата власти Российской империи вызывали интерес на всех этапах развития отечественной историкоправовой науки - в дореволюционный, советский и современный период.
В то же время, имеющиеся работы, как правило, затрагивают лишь отдельные аспекты формирования учреждений государственной власти. Особенности и закономерности правового регулирования государственной власти, в целом, остаются недостаточно исследованы.
Поэтому в процессе написания диссертационной работы подробно рассматривал труды дореволюционных исследователей - С.Ф. Берёзкина, Э.Н. Берендтса, М.И. Богдановича, А.Ф. Бычкова, В.И. Вагина, A.B. Васильева, М.М. Винавера, Н.В. Голицына, Ф.М. Дмитриева, М.В. Довнара-Запольского, В.З. Завитневича, Н.В. Калачова, И.В. Катетова, М.А. Корфа, Е.А. Нефедьева, М.А. Лозины-Лозинского, М.Н. Лонгинова, П.М. Майкова, А.Н. Макарова, И.И. Мещерского, И.В. Михайловского, В.И. Новаковского, Е.А. Нефедьева, А.Э. Нольде, C.B. Пахмана, М.Н. Погодина, A.B. Романовича-Славатинского, В.И. Семевского, С.М. Середонина, В.Н. Сторожева, Ф.М. Уманца, А.Н. Фатеева, А.Н. Филиппова, Н.И. Флоринского, Н.К. Шильдера, С.Н. Южакова, Н.М. Ядринцева, В.Е. Якушкина. Представляют интерес дореволюционные исследования вопросов конституционализма, роли органов государственной власти в условиях конституционной монархии таких авторов, как Г.Г. Савича,А.А. Алексеева, С.А. Котляревского и других.
В советский период основное внимание уделялось причинам и сущности реформ государственного аппарата, а также эволюции органов власти и управления в дооктябрьской России. Среди исследователей этого времени можно выделить - Н.П. Ерошкина, Ю.В. Куликова, А.В. Чернова, И.А. Емельянову, A.M. Парусова, М.М. Сафонова, П.А. Зайончковского, И.А. Федосову, П.Е. Самсонова, А.А. Шилова, А.Н. Сахарова, Н.А. Троицкого, С.М. Соловьёва, В.А. Фёдорова, А.Е. Преснякова, А.А. Кизеветтера и других.
Значение высших и центральных органов государственной власти и управления исследовалось в работах таких современных российских авторов и представителей науки, как - Г.С. Варнакова, Б.Д. Гальперина, А.Н. Петеримов, В.М. Шалашная, К.В. Романчук, М.Ф. Флоринский, С.В. Дарчиева, А.С. Данченко, Н.И. Зуев, О.В. Харченко, Д.А. Калинина, М.В. Андреева, П.К. Бонташ, С.Н. Валк, В.А. Дрожжин, Н.М. Золотухина, В.А. Калягин, А.Н. Колесников, А.И. Копанев, В.А. Корнилов, Э.В. Кузнецов, С.А. Мальцев, Ю. Пивоваров, С.А. Пяткина, A.B. Семенов, И.И. Солодкин, Б.И. Сыромятников,В.А. Томсинов, Ю.П. Трофимов, A.A. Ушаков, В.А. Фёдоров и другие.
В контексте рассматриваемой проблематики определённый интерес для меня представляли исследования, затрагивающие вопросы истории местного самоуправления, правоведов - А.Ю. Бакулина, А.Н. Бикташевой, А.В Бочарова, В.И. Васильева, А.К. Захарова, Ю.А. Клочухиной, В.В. Куликова, Л.Е. Лаптевой, Л.М. Лысенко, В.А. Павлова, Е.А. Першиной и других.
В последнее время формирование органов государственной власти Российской империи освещается с различных точек зрения в ряде кандидатских и докторских диссертациях разной специализации, защищенных - Г.С. Варнаковой, П.П. Ерёменко, С.В. Коданом, Н.И. Зуевым, А.В. Морозовым, А.Д. Дадычкиным и другими.
Методологическая основа исследования: в ходе написания диссертационной работы мною были применены следующие методы исследования: общенаучный метод (приём, который не затрагивает всю область научного познания, а используется лишь на отдельных его стадиях; диалектический метод познания (система требований или правил, сформулированных на основе знания закономерностей изучаемых областей действительности и направляющих человека в его познавательно - преобразующей деятельности); конкретно-исторический метод (способ изучения исторических закономерностей через конкретные их проявления - через исторические факты, способы извлечения из фактов новых знаний); системный метод (подход к предмету научного изучения как некоторой системе, в которой исследователь должен разложить объект на определённое множество элементов, а также сформулировать определённое множество взаимосвязей между ними); историко-правовой метод (способ познания закономерностей становления и развития государства и права); сравнительно-исторический метод (научный способ, с использованием которого определяют общее и особенное в явлениях).
Особый упор в исследовательской работе делался мною на сравнительно-исторический метод, так как было необходимо сравнить модель государственного управления Российской империи XVIII и 1-й четверти XIX вв. и что самое важное, это было проследить связь между старыми учреждениями государственной власти монархической России и новыми.
Новизна и практическая значимость проводимого исследования: в современной исторической науке уже много написано трудов по данной теме, но моя научно-исследовательская работа будет нацелена, прежде всего, на то, как внутри государственного аппарата власти осуществлялась связь высших, центральных и местных учреждений между собой и непосредственно с императором. Выявить характерные черты такого взаимодействия и попробовать сравнить данную модель управления страной с предыдущим периодом Отечественной истории.
Степень научной разработанности и изученности темы: для рассмотрения историографических работ в основе моей диссертации был использован хронологический принцип структурирования материала и группировки его по направлениям.
Систематическое изучение истории государственных органов России началось ещё в дореволюционное время. В начале ХГХв. В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин и другие в своих общих работах по российской истории, отстаивали неизменность политического господства помещиков- дворян и незыблемость самодержавной формы правления. Также они применили фактический материал по истории нескольких государственных органов и учреждений.
Историки государственной школы историографии (50-60-е гг. XIXB.) Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьёв, А.Д. Градовский и находившиеся под влиянием этой школы В.О. Ключевский, П.Н. Милюков много сделали для сбора и систематизации фактического материала по истории государственных учреждений.1 Эта школа преувеличивала значение государства в истории, подчёркивала его всесилие в русском историческом процессе, считала его творцом и первооснователем всех социально-экономических и культурных явлений. При полной неприемлемости концепции учёных этой школы исследования, созданные ими, явились вкладом в историю изучения государственных учреждений России.
Среди работ А.Д. Градовского есть много исследований по истории государственных учреждений XVII-XIX вв. Вопросы истории государства, права, истории государственных учреждений Градовский определял с идеалистических позиций. Для исследований Градовского характерно блестящее использование и анализ законодательных материалов, глубокое знание юридических норм. Независимо от своих классовых позиций Градовский приходил нередко к правильной оценке отдельных органов и учреждений государства (генерал-прокуратуры, земские органы).
Взгляды А.Д. Градовского развил его ученик Н.М. Коркунов. Его работа содержала большой фактический материал по истории государственных учреждений XVIII-XIX вв. Много занимались вопросами истории государственных учреждений России, и другие историки государственного права конца XIX - начала XX вв. (Н.П. Загоскин, В.В. Ивановский, В.И. Сергеевич, В.Н. Латкин).
Кадетская историография государственного права (Н.И. Лазаревский, В.М. Гессен, С.А. Корф, Б.Ю. Нольде и другие) свела все вопросы истории государственности и государственных учреждений в России к зарождению и эволюционному развитию самодержавного, абсолютистского государства в сторону конституционного, «правового» государства. Эти конституционные элементы они пытались найти в современном им государственном аппарате (Государственная дума, Государственный совет и Совет министров).
Уже начиная со 2-й половины Х1Хв. появились отраслевые курсы государственного права: полицейского, финансового. Их авторы тщательно скрывали антинародную сущность государства и государственного (особенно полицейского) аппарата в России. Историком «полицейского» права начала ХХв. был В.Ф. Дерюжинский.
Со 2-й половины Х1Хв. усилилось внимание историков имперского периода к отдельным ведомствам и государственным учреждениям. Особенно повезло таким звеньям государственного аппарата, как суд (И.В. Гессен, И. Блинов, Г.А. Джаншиев), цензура (М. Лемке, Г.А. Джаншиев) и органам земского самоуправления (Б.В. Веселовский). Однако целый ряд карательных ведомств и учреждений оказался под запретом для историков России: администрация, полиция, политический сыск, тюрьмы, каторга. По истории местной администрации ХУШ-Х1Х вв. был издан формально-юридический очерк И. Блинова «Губернаторы».
Своеобразной разновидностью исследовательской литературы по истории государственных учреждений в монархической России были юбилейные ведомственные издания, чаще всего составленные самой бюрократией. Наиболее интересные исследования были написаны привлечёнными для этого исследователями: С.М. Середониным, С.В. Рождественским, Н.А. Даниловым. Остальные работы ценны больше своими приложениями - документами, извлечёнными из военных архивов.
Несмотря на то, что историками XIX - начала XX вв. было собрано и систематизировано много фактического материала по истории государственных учреждений, историография их переживала глубокий идейный кризис, свойственный всей дворянско-буржуазной исторической науке эпохи империализма. Это выражалось прежде всего в непризнании историками каких- либо закономерностей в развитии государственного аппарата.
Известным продолжением имперской буржуазной (особенно кадетской) историографии являлась современная буржуазная историография государственности России до 1917г. При всём разнообразии взглядов современных буржуазных историков на вопросы государственного развития самодержавной России имелись в их исследованиях и общие идеи. Все они отрицали значение экономического развития и классовой борьбы в эволюции абсолютизма и связанной с ним государственной системы.
Среди них бытовала теория надклассовости абсолютизма, его прогрессивности даже в начале XXв., как главной силы «модернизации» страны, которая мыслилась не только как преодоление отсталости и европеизации, но и как альтернатива социалистической революции. Победа последней была вызвана, по их мнению, недостаточностью этой «модернизации», ограниченностью населения, незнакомого с ценностями парламентаризма, а также с ошибками отдельных государственных деятелей.
В огромной массе исследовательских работ современных буржуазных историков России для учебных целей могли бы быть использованы лишь несколько, и в частности справочное исследование западногерманского историка Э. Амбургера и биографическое исследование американского историка М. Раева о М.М. Сперанском.
Имела место на существование и такая концепция исторического процесса, как ленинская, появившаяся в конце XIX - начале XX вв. Она могла стать творческим развитием марксистской теории в условиях империалистического мира. Основным положением этой концепции было научно-теоретическое обоснование неизбежности социалистической революции в России.
Ленинские работы позволяли установить специфику абсолютизма (самодержавия) в России, дать основы научной периодизации курса истории государственных учреждений, установить основные этапы развития абсолютной монархии и государственности в России.
В.И. Ленин сумел дать конкретные характеристики отдельным звеньям государственного аппарата, и особенно полиции, суда, земских органов «самоуправления», военной администрации.
Большой интерес проявлял В.И. Ленин к деятельности Государственной Думы, посвятив ей огромный цикл статей в большевистской печати, связывая с деятельностью Думы всех созывов основные тактические указания пролетарской партии.
Работы В.И. Ленина стали для советских исследователей творческим простором по изучению истории государственного аппарата и отдельных учреждений самодержавной России.
Известный вклад в развитие историографии марксизма ещё в имперское время внёс М.Н. Покровский. Немало внимания уделял М.Н. Покровский вопросам помещичьей государственности, критикуя царизм и его государственный аппарат управления.
Работы М.Н. Покровского имели и существенные недостатки. Все явления исторического процесса в России, в том числе и развитие государственного аппарата, М.Н. Покровский рассматривал с ошибочной немарксистской позиции господства торгового капитала. Это привело ко многим ошибочным и надуманным характеристикам и в области государственного строя России.
Вопросы истории государственности оставались в советской исторической науке и остаются до наших дней на втором плане. Некоторый пробел в исследовании истории государственных учреждений восполняли различные по объёму и качеству главы в коллективных трудах Института истории СССР Академии наук СССР: «Очерки истории СССР», «История СССР с древнейших времён», «История Москвы», «История Ленинграда». Перу советских историков относили труды по истории государственности России.
В 1968-1972 гг. в советской исторической науке прошла дискуссия по проблемам абсолютизма; её содержание было достаточно полно отражено в журналах «История СССР» и «Вопросы истории».
Отдельные исследователи создали крупные монографии по истории некоторых ведомств и учреждений XIX - начала XX вв. В исследовании М.Н. Г ернета давалась история политических тюрем в России и сведения о многих политических процессах, однако истории местных тюрем, каторге, ссылке в работе было уделено мало внимания.
Сведения по отдельным государственным учреждениям первой половины XIX века предоставляли общие исторические монографии П.Г. Рындзюнского (городской сословный аппарат), Н.С. Киняпиной (Министерство финансов).
Для историка государственных учреждений XIX в. значительный интерес представляли статьи о законодательстве России и Государственном Совете В.М. Кочакова, исследования по истории государственного контроля - А. Коняева. Сословная политика самодержавия раскрывалась в монографиях Ю.Б. Соловьёва и А.П. Корелина.
Разработка истории государственных учреждений монархической России проводилась и историками-правоведами. В общих курсах истории государства и права были фактические сведения и по истории отдельных наиболее важных государственных учреждений. Периодизация и многие оценки государственных учреждений во всех курсах не совпадали с программой курса истории государственных учреждений дореволюционной России.
Общая картина реформ и эволюции государственных органов в Российской империи была рассмотрена в работах дореволюционных учёных и авторов: М.И. Богдановича, Н.К. Шильдера, А.Д. Градовского, А.Н. Пыпина, B. И. Семевского.
Сочинения М.И. Богдановича, Н.К. Шильдера имели особую ценность в связи с публикацией подлинных документальных материалов. Во всех этих трудах большое значение авторы придавали личности государя Александра I, рассматривая внутреннюю политику через призму его взглядов.
Впервые в советской юридической науке историко-правовой анализ реформ и эволюции государственных органов в начале XIXв. был представлен в работе С.М. Казанцева. Он пришёл к выводу, что реформы государственного аппарата в начале прошлого столетия, с одной стороны, способствовали укреплению самодержавия, с другой - ими закладывались основы будущих органов буржуазного государства.
Из работ советских историков следует отметить труды С.М. Казанцева, C. Б. Окуня, A.B. Предтеченского, Н.П. Ерошкина, А.И. Парусова. Их исследования охватывали период с конца XVIII до середины XIX вв.
Исходя из того, что определяющим фактором внутренней политики монархического правления было наличие противоречия между развивающимся капиталистическим способом производства и господствовавшей крепостной системой, авторы показывали причины появления реформаторских идей и их особенности. Вступление правительства на путь реформ объяснялась тем, что наиболее дальновидные представители дворянства приходили к понятию того, что для удержания власти нельзя сохранить в неизменном виде действующие социально-экономические отношения и организацию аппарата управления.
В исследовании П.А. Зайончковского «Правительственный аппарат самодержавной России» впервые была предпринята попытка дать общую характеристику чиновничеству, проанализировать состав отдельных групп высшей и губернской администрации XIXв. и венно-политической истории России в 1-й четверти XIXв. Наряду с юридическими нормами, определяющими правовой статус бюрократии, изучалась история государственных органов и политика государственной власти в этой сфере.
Историки-юристы собрали и систематизировали большой фактический материал, освещающий историю государственных органов. Они всю работу государства сводили к действиям верховной власти. По-иному причины реформ начала XIX столетия трактовал М.Н. Покровский. Он пытался доказать, что политические события подвержены общественно-политическим процессам.
В начале XXв. историческая литература пополнилась целым рядом официозных юбилейных изданий, выпущенных к 200-летию Сената, 100-летию Государственного совета, Комитета министров и министерств. Все эти проекты,как признавали даже либеральные историки, носили «казенный» и «тенденциозный» характер.
Значительный интерес для исследователя представляли работы историков о жизни и деятельности некоторых государственных деятелей, мемуары, дневники. Они дают возможность взглянуть на происходящее как бы изнутри, глазами людей, делавших политику.
Особое место занимали учебники по истории русского права и истории российского государственного права. Ученые юристы в своих курсах дали детальный анализ правовой регламентации деятельности Государственного совета, его компетенции, предметов ведения, структуры, прав и обязанностей членов, порядка работы.
Интерес к проблемам реформ в области государственного управления не ослабевает и в последнее время. Продолжают появляться работы, затрагивающие эти вопросы. Ю.А. Дмитриев и Е.Ю. Черкашин в своей монографии давали исторический анализ становления и развития системы законосовещательных и законодательных органов в России.
Истории российского абсолютизма были посвящены труды и зарубежных историков. Причиной преобразований государственного аппарата России они, в частности, считали процесс модернизации «на пути догоняющего развития», то есть европеизации. Не раскрывая сущности самодержавия, зарубежные историки указывали на сдерживающую роль его в деле экономической и политической модернизации Российской империи. Рассматривая реформы
Сперанского, эти авторы делали вывод, что целью его проектов было создание рациональной администрации. По их мнению, политические реформы начала Х1Хв. явились отражением попытки руководства страны создать правовое государство, которое они понимали, как государство, основанное на автоматическом и благотворном действии прочных, постоянных и коренных законов, предназначенных для обеспечения национального благосостояния.
Например, профессор Колумбийского университета М. Раев полагал, что понятие «конституция» для М.М. Сперанского и Александра I означало создание правительства и администрации, основанной на твердых основаниях законности, функциональном разделении и квалифицированным персоналом. В 1990 году появилась на русском языке работа М. Раева, в которой режим правления Александра I рассматривался по аналогии с режимом Иосифа II, Фридриха II и Первого консула Рима. На этом фоне интерпретировалось значение проектов М.М. Сперанского. По мнению этого автора, создание Государственного совета было частью грандиозного плана, который помог бы вывести государственное управление из области личного каприза монархов и поставить Россию в ряд современных ей европейских государств.
Теоретической и исторической основой моей диссертации послужили работы таких учёных как: И.А. Емельянова, О.А. Кудинов, В.Г. Щеглов, С.А. Орлова, В.Н. Строев, И.В. Михеева, Н.П. Ерошкин, П.В. Акульшин и другие, позволившие исследовать многие исторические вопросы, коснувшиеся государственного управления России, представить и обосновать основные связи между высшими, центральными и местными учреждениями в структуре единого государственного аппарата власти Российской империи в период правления государя Александра I.
Постановка проблемы исследования: рассмотреть основные направления деятельности государственного аппарата власти Российской империи и всех его составляющих элементов в первой четверти Х1Хв.
Цель исследования: выявить основные тенденции в совершенствовании структуры управления государственного аппарата власти Российской империи на период царствования Александра I.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.
Задачи исследования:
- охарактеризовать высшие, центральные и местные органы государственного управления до реформы Александра I;
- изучить структуру и порядок деятельности высших, центральных и местных учреждений государственной власти до реформы Александра I;
- рассмотреть основные положения реформы Александра I по изменению системы высших, центральных и местных органов управления;
- показать конкретные изменения, произошедшие в аппарате государственного управления после реформы Александра I;
- обосновать необходимость появления новых государственно-политических институтов и определить их роль в системе государственного аппарата власти;
- проследить взаимоотношения между императором, высшими, центральными и местными учреждениями государственной власти в первой четверти XIXв.
Объект исследования: преобразование государственного аппарата управления Российской монархии в годы правления Александра I.
Предмет исследования: реформы государственного управления, затрагивающие взаимодействие высших, центральных и местных органов государственной власти с новыми политическими институтами.
Хронологические рамки исследования: охватывается период первой четверти Х1Хв., а именно правление императора Александра I (1801-1825 гг.).
Структура научной работы: магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В настоящее время в эпоху очередного национального переустройства Российского государства необходимо изучить предшествующий опыт по реформированию в сфере государственного управления. В связи с этим далеко не случаен общественный и научный интерес к реформаторской эпохе государя Александра I, особенно деятельности всего государственного аппарата власти Российской империи, занимавшего главное место в политической системе власти того периода.
Весьма значимую роль сыграл правительственный аппарат управления самодержавной России в процессе систематизации русского права в 1-й четверти XIXв., что позволяет судить о его занимаемом положении в истории Российского государства.
В диссертационной работе было впервые рассмотрено взаимодействие государственных высших, центральных и местных учреждений между собой, а также непосредственно и с самим императором.
До реформы Александра I ряд высших, центральных и местных учреждений государственного аппарата власти России наделялись огромными функциями и полномочиями, с которыми порой они не могли справиться. Это, в свою очередь, приводило к сбоям в их деятельности.
В конце XVIII - начале XIX вв. порядок работы высших, центральных и местных органов государственной власти носил централизованный характер. Одни учреждения теряли своё главное предназначение и упразднялись из-за несогласованности действий внутренних частей управления, а другие попадали под пристальный контроль императорской власти.
Основные положения реформы Александра I по изменению системы высших, центральных и местных органов управления дали возможность установить действенный контроль над государственным аппаратом в монархии; выстроить полную в России подзаконную бюрократию; создать в империи современную и эффективную систему администрации, построенную на принципах единоначалия и ответственности.
Проекты реформ, разработанные сторонниками высших кругов бюрократии, привели к появлению новых учреждений государственной власти, имевших значительные привилегии, но продолжавших зависеть от мнения самого государя. Изменения, произошедшие в Российской монархии после реформы Александра I, укрепили имперский аппарат власти; возрос идеологический контроль над всеми государственными органами самодержавной России.
Необходимость появления новых государственно-политических институтов было связано с затруднением и усложнением ряда задач по управлению государственным аппаратом империи. Были приняты серьёзные меры по разработке новых высших, центральных и местных органов власти с более полным перечнем функциональных обязанностей. Их роль в системе государственного аппарата власти заключалась в стабилизации управления.
Взаимоотношения между императором, высшими, центральными и местными учреждениями государственной власти в 1-й четверти XIXв. складывались достаточно гибко. Монарху и некоторым органам управления часто приходилось политически лавировать между военно-полицейскими методами контроля и проведения реформ на местах. За счёт этого произошло усиление внешней «легитимности» власти правителя и деятельности органов.
В конечном счёте, внедрение реформ и их рассмотрение в структуре государственного аппарата власти в первые два десятилетия Х1Хв. приводят к выводу о том, что страна остро нуждалась в переменах. После вступления монарха Александра I на престол, первым шагом по реформированию правительственного аппарата управления, стало появление Непременного совета, а затем и Негласного комитета, временно исполняющих функции законосовещательного органа при императоре.
Далее вышел ряд манифестов по реформированию органов правительственного аппарата власти. А именно, манифест «Об учреждении министерств», по которому вся исполнительная власть сосредотачивалась в министерствах, и манифест «О правах и обязанностях Сената». Благодаря последнему Сенат становился высшим судебным учреждением.
В диссертационном исследовании был приведён перечень проектов М.М. Сперанского по реформированию государственного аппарата власти имперской России 1803г. («Введение к уложению государственных законов») и 1809г. («Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам»). Согласно этим проектам, в основе реформирования государственного аппарата должен лежать принцип разделения властей.
Согласно идеям М.М. Сперанского о разделении государственной власти на три ветви, которые одобрял император Александр I, предлагалось сконцентрировать законодательную власть в новом государственном органе — Государственной думе, исполнительная ветвь власти должна была передаваться министерствам, а судебная власть сосредоточиваться в руках Сената.
Далее, необходимо было учредить государственный орган, который должен был заниматься вопросами законотворчества и этим учреждением стал Государственный совет. В тоже время самодержец Александр I понимал и не желал ограничения абсолютной власти.
Государственный совет, под председательством императора, должен был стать координирующим центром всех трёх ветвей власти. Но этим проектам не суждено было реализоваться в полной мере, так как на тот момент Россия не готова была сменить форму правления с абсолютной монархии на ограниченную. Хотя Государственный совет был учреждён по проекту М.М. Сперанского, но он не смог занять того места в структуре власти как планировалось в проекте.
В диссертации анализируется особо положение Государственной канцелярии, учреждённой в составе Государственного совета и позже названной как Собственная его императорского величества канцелярия. По замыслу, Государственная канцелярия должна была заниматься только вопросами делопроизводства Государственного совета, на практике же она играла довольно значительную роль во всех сферах государственного управления. Иногда она подменяла работу министерств и Сената, что приводило к дублированию функций и соответственно к снижению эффективности государственного управления в целом.
Анализируя процесс систематизации права, в частности, предложения М.М. Сперанского о разработке Полного собрания законов и Свода законов Российской империи, можно прийти к выводу, что предложенная схема способствовала облегчению работы всего механизма правительственного аппарата управления страной.
Несмотря на то, что аппарат государственной власти Российской монархии подвергся кардинальному изменению, как среди органов высших и центральных, так и среди учреждений местного управления, его значение для Отечественной истории остаётся велико.
1. Административно-территориальное устройство России / под ред. А.В. Пыжикова. - М., 2003. - 317 с.
2. Великий князь Николай Михайлович. Граф Павел Александрович Строганов (1774-1817). Т.2. - СПб, 1903. - 488 с.
3. Государственный совет. 1801-1901. Краткий очерк деятельности за сто лет существования. - СПб, 1901. - 3, [IV], 215,42 с.
4. Десницкий С.Е. Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи / Десницкий С.Е. // Записки императорской академии наук. - СПб, 1905. - [2], II, 45 с.
5. Журнал Комитета министров. Царствование императора Александра I, 1802-1826 гг. Т.1. (1802-1810). - СПб, 1888. - 87, 503, [19] с.
6. Журнал министерства юстиции / под ред. Дерюжинского. - СПб, 1896.
7. История государственного управления в России (X-XXI вв.): хрестоматия / под ред. Р.Г. Пихои. - М., 2003. - С. 211-233.
8. История правительствующего Сената за 200 лет. - СПб, 1911. - С. 31.
9. Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях / Н.М. Карамзин. - М., 1991.
10. Окунь С.Б. История СССР (Лекции). Ч. 1. Конец XVIII начало XIX в. / С.Б. Окунь. - Л., 1974. - 220 с.
11. Основные законодательные акты, касающиеся высших государственных учреждений в России XVIII и 1-й четверти XIX в. / под ред.
А.А. Кизеветтера. - М., 1909. - [6], 98 с.
12. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (1649-1825) / под ред. М.М. Сперанского. - СПб, 1830.
13. Свод законов Российской империи. Свод учреждений государственных / под ред. М.М. Сперанского. - СПб, 1842.
14. Сперанский М.М. «Введение к Уложению государственных законов» / под ред. С.Н. Валка. - М., 1961.
15. Сперанский М.М. Объяснительная записка содержания и расположения Свода законов гражданских / М.М. Сперанский // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. - СПб, 1859.
16. Сперанский М.М. О государственных установлениях / М.М. Сперанский // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. - СПб, 1859.
17. Угроватов А.П. Конституционное право России. Основные законы, конституции XVIII-XX вв. / А.П. Угроватов. - Новосибирск, 2000. - 679 с.
18. Хандошко Ю.Ю. Министерская реформа Александра I глазами современников / Ю.Ю. Хандошко // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - Стерлитамак, 2014. - № 1. - С. 128-132.
Неопубликованные
Российская национальная библиотека
1 . Комиссия составления законов. Положение о составе, управлении, задачах и делопроизводстве Комиссии. Утверждено Александром I 7 марта 1809 г. // РНБ РО. Ф. 731. Ед. хр. 902. Л. 1.
2. Сперанский М.М. Обзор работы Комиссии составления законов, представленный Александру I за 1804-1821 гг. (30 сентября 1821 г.) // РНБ РО. Ф. 731. Ед. хр. 908. Л. 2.
3. Сперанский М.М. План работы над Сводом законов Российской империи (20 апреля 1823 г.) // РНБ РО. Ф. 731. Ед. хр. 990. Л. 1 об. 4 об.
4. Сперанский М.М. Проект Уложения Государственных Законов Российской империи. Часть проекта «О державной власти» (1809 г.) // РНБ РО. Ф. 731. Д. 59. Л. 14 об.
1. Аджиева З.И. Система органов центрального управления Российской империи в первой половине XIX века / З.И. Аджиева, Э.Н. Дармилова, З.М. Чомаева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2016. - № 3. - С. 93-96.
2. Акульшин П.В. Правительственное реформаторство и русская провинция первой половины XIX в. / П.В. Акульшин // Первые Кремлёвские чтения. - Казань, 2010. - С. 12-20.
3. Андреева Т.В. Власть и реформы в России в первой половине XIX века: историография конца XX - начала XXI в. / Т.В. Андреева // Исследования по российской и всеобщей истории. - СПб, 2014. - № 2. - С. 202-238.
4. Беляева О.М. Проект государственных реформ М.М. Сперанского /
О.М. Беляева // История государства и права. - М., 2018. - № 3. - С. 28-33.
5. Берендтс Э.Н. Проекты реформ Сената в царствование императоров Александра I и Николая I / Э.Н. Берендтс // История Правительствующего Сената за двести лет 1711-1911. - СПб, 1911. - С. 9,14,70.
6. Голиков В.М. Место Государственного совета в системе механизма российского абсолютизма в первой половине XIX в. / В.М. Голиков // Проблемы истории абсолютизма. - М., 1983. - 157 с.
7. Гросул В.Я. Реформы и революционное движение в России в XIX в. /В.Я. Гросул // Реформы в России XVI-XIX в. - М., 1992. - С. 120-151.
8. Даневский П.Н. История образования Государственного совета в России / П.Н. Даневский. - СПб, 1859. - [4], 105, 59 с.
9. Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М. Сперанского / М.В. Довнар-Запольский.- М., 1905.
10. Емельянова И.А. Высшие органы государственной власти, управления России в дореформенный период / И.А. Емельянова. - Казань, 1962. - 45 с.
11. Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития / Н.А. Емельянов. - М.; Тула, 1997. - 339 с.
12. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. - М., 1983. - 352 с.
13. Завитневич В.З. Сперанский и Карамзин как представители 2 течений в царствование императора Александра I / В.З.Завитневич. - Киев, 1907. - 49 с.
14. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. / П.А. Зайончковский. - М., 1978. - 288 с.
15. История государственного управления и государственной службы России / под ред. М.В. Ежова. - СПб, 2004. - 239 с.
16. История государственного управления в России / под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - 319 с.
17. История государственного управления России: учебник / под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов-на-Дону, 2003. - 608 с.
18. История государственного управления России: учебник / под ред. Р.Г. Пихои. - М., 2009. - 440 с.
19. Казанцев С.М. Реформы высших и центральных государственных органов Российской империи в начале XIX века / С.М. Казанцев // Дис. канд. юр. наук. - Ленинград, 1981. - 186 с.
20. Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского / В.А. Калягин. - Саратов, 1973. - 49 с.
21. Карева А.В. Традиции и новации в истории отечественной государственности: план государственных преобразований М.М. Сперанского /
А.В. Карева //Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - Рязань, 2013. - № 1 (38). - С. 29-38.
22. Кодан C.B. Сперанский и систематизация законодательства в России / С.В. Кодан // Советское государство и право. - М., 1989. - № 6. - С. 103-110.
23. Колесников А.Н. Систематизация законодательства в России в начале XIX века М.М. Сперанским / А.Н. Колесников // Учёные записки Всесоюзного НИИ советского законодательства. - М., 1966. - № 8. - С. 189-214.
24. Коркунов Н.М. Значение свода законов / Н.М. Коркунов // Журнал Министерства народного просвещения. - СПб, 1894. - 25 с.
25. Корчагова М.Н. Из истории государственного управления России / М.Н. Корчагова // Вестник Университета. - М., 2015. - № 6. - С. 345-349.
26. Кудинов О.А. Официальные конституционные проекты Российской империи XIX в. / О.А. Кудинов // Государство и право / РАН. Институт государства и права. - М., 2002. - № 5. - С.70-78.
27. Куликов В.И. История государственного управления в России / В.И. Куликов. - М., 2003. - 367 с.
28. Майков П.М. О Своде законов Российской империи / П.М. Майков. - СПб, 1906. - 189 с.
29. Макаров А.Н. К истории кодификации Основных законов / А.Н. Макаров // Журнал Министерства юстиции. - СПб, 1912. - № 10. - 59 с.
30. Мальцева И.В. Государственный совет Российской империи в структуре монархической власти / И.В. Мальцева //Автореф. дис. канд. юр. наук. - СПб, 1996. - 152 с.
31. Манаев Г.Г. Реформа правительствующего сената 1805 г. / Г.Г. Манаев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Белгород, 2009. - Т. 10. - № 7. - С. 122-129.
32. Марченко Н.Л. Изменение в самодержавной структуре власти по инициативе самодержцев - Екатерины Великой и Александра I / Н.Л. Марченко // Молодой ученый. - Казань, 2016. - № 16 (120). - С. 286-288.
33. Медушевский А.Н. Административные реформы в России XVIII-XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе. / А.Н. Медушевский // Научноаналитический обзор. - М., 1990. - 46 с.
34. Мироненко C.B. Как Россия в начале XIX века чуть не стала конституционной монархией / С.В. Мироненко // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX начала XX. - М., 1991. - С. 254-292.
35. Михеева И.В. Российские министерства в XIX веке / И.В. Михеева // Журнал российского права. - М., 2000. - № 4. - С. 155-162.
36. Морозов В.И. Роль М.М. Сперанского в развитии российского государства (конец XVIII - начало XIX вв.) / В.И. Морозов //Дис. док. ист. наук. - СПб, 2000. - 52 с.
37. Нефедьев Е.А. Причины и цель издания Полного собрания и Свода законов с точки зрения Сперанского / Е.А. Нефедьев. - Казань. 1889. - 36 с.
38. Орлова С.А. Сенат как высший надзорно-контрольный и судебноадминистративный орган России / С.А. Орлова // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - СПб, 2000. - № 2. - С. 227-235.
39. Парусов А.И. Административные реформы в России в первой четверти XIX века в связи с экономической и социально-политической обстановкой / А.И. Парусов //Автореф. дис. док. ист. наук. - Л., 1967. - 60 с.
40. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России в 1-й четверти XIX в.: замыслы, проекты, воплощение / Л.Ф. Писарькова. - М., 2012. - 447 с.
41. Покровский С.П. Министерская власть в России / С.П. Покровский. Часть1-11. - Ярославль, 1906. - 642 с.
42. Приходько М.А. Становление министерской системы управления в России / М.А. Приходько // Вопросы истории. - М., 2004. - № 12. - С. 96-104.
43. Раев М. Понять дореволюционную Россию: государство и общество в Российской империи / М. Раев.- Лондон, 1990. - 304 с.
44. Раскин Д.И. Исторические реалии российской государственности и русского гражданского общества в XIX веке / Д.И. Раскин // Из истории русской культуры. Т. 5. (XIX век). - М., 1996. - С. 662-830.
45. «Русская старина» / под ред. М.И. Семевского. - СПб, 1901. - 832 с.
46. Рычков Ю.А. Преобразования Александра I как основа укрепления законности и правопорядка в российской империи / Ю.А. Рычков // Вестник Тверского государственного университета. - Тверь, 2018. - № 2. - С. 100-107.
47. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII-XIX вв. / М.М. Сафонов. - Л., 1988. - 247 с.
48. Секиринский С. Государственный совет в системе власти императорской России / С. Секиринский. - 2001. - С. 112-113.
49. Семевский В.И. Вопрос о преобразовании государственного строя в России в XVIII и первой четверти XIX века (Очерк из истории общественных идей) / В.И. Семевский // Былое. - СПб, 1906. Кн. 1. С. 1-58.
50. Середонин С.М. Исторический обзор деятельности Комитета министров / С.М. Середонин. - СПб, 1902. - 366 с.
51. Строев В.Н. Столетие Собственной его императорского величества канцелярии / В.Н. Строев. - СПб, 1912. - 331 с.
52. Тельберг Г.Г. Правительствующий сенат и самодержавная власть в начале XIX века: очерк из истории консервативных политических идей в России на рубеже XVIII-XIX в. / Г.Г. Тельберг. - М., 1914. - 81 с.
53. Тот Ю.В. Проблема реорганизации местного управления и земской полиции в правительственной политике России первой трети XIX в. / Ю.В. Тот // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - СПб, 2010. - № 1. - С. 252-286; С. 128-132.
54. Трощинский Д.П. Записка о министерствах / Д.П. Трощинский // Сборник русского императорского исторического общ-ва. - СПб, 1894. - 162 с.
55. Филиппов А.Н. Исторический очерк образования министерств России / А.Н. Филиппов // Журнал Министерств юстиции. - СПб, 1902. № 10. - С. 1-54.
56. Щеглов В.Г. Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности (30 марта 1801-1901 гг.) / В.Г. Щеглов. - Ярославль, 1903. - [XII], 189 с.
СПРАВОЧНЫЕ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
1. Высшие и центральные государственные учреждения России. 18011917 гг.: в 4 т. / Федер. архив. служба России, Рос. гос. истор. арх., Гос. арх. РФ; сост.: Д.И. Раскин (отв. сост.) и др.; редкол.: Н.П. Ерошкин (отв. ред) и др. - СПб: Наука, 2000-2004.
2. Высшие органы государственной власти и управления России IX-XX вв. Справочник. - СПб: Изд-во СЗАГС; Культура-Образование, 2000. С. 109113, 159-180, 192-194, 205-209.
3. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений, 1802-1917: библиогр. справ. / Д.Н. Шилов; ред. А.А. Кононов. - СПб: Дмитрий Буланин, 2001. - 830 с.
4. Шилов Д.Н. Члены Государственного совета Российской империи, 1801-1906: библиогр. справ. / Д.Н. Шилов, Ю.А. Кузьмин; РНБ. - СПб: Дмитрий Буланин, 2007. - 993 с.