ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ 7
1.1. Зарождение института признания государств 7
1.2. Становление нормативно-правовой базы института признания государств в
международном праве 10
ГЛАВА 2. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ 19
2.1. Понятие и теории института признания государств 19
2.2. Формы и критерии признания государств. Теории появления государств, требующих
признания 32
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ 50
3.1. Характеристика проблем института признания на современном этапе 50
3.2. Политико-правовое положение непризнанных государств 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Институт признания государства является древнейшим в международном праве. Происходящие в мире изменения в последнее десятилетие XX века и последующие события XXI века: распад СССР, Югославии, Чехословакии, появление свыше двадцати новых государств- субъектов международного права, увеличение количества непризнанных государств (Республика Косово, Республика Абхазия, Нагорно-Карабахская Республика, Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика и мн.др.) их признание/непризнание со стороны международного сообщества актуализировали интерес к институту признания в международном праве . Как с теоретической, так и с практической точек зрения, проблема признания являлась и поныне является одной из самых спорных, вызывающей противоречивые взгляды и оценку; правовая практика государств также характеризуется многообразием. Это объясняется целым рядом оснований.
Появление нового государства — явление относительно исключительное. Истории известны лишь несколько периодов, когда образование новых государств носило многочисленный характер, и процессы образования таких новых государств были обусловлены целым рядом исторических предпосылок, событий и фактов.
Формирование нового государства и его международно-правовое признание всегда находится на стыке интересов отдельных государств и сообществ государств - членов международного сообщества . Довольно часто признание/не признание нового государства обосновано причинами исключительно «экономическими»: основным странам-игрокам политической арены выгодно или, наоборот, не выгодно появление новых участников мировой политики в том или ином регионе.
К тому же институт признания не кодифицирован и включает главным образом, как правило, - правовые нормы. Отдельные аспекты признания регламентируются многосторонними и двусторонними договорами заинтересованных сторон, решениями международных организаций, а также дипломатическими документами отдельных государств. Международный обычай, общие принципы и доктрины - вот тот фундамент, на котором базируется институт признания.
Современный этап возникновения новых государств в основном был связан с распадом социалистического содружества и отдельных государств в Центральной и Восточной Европе в начале 90-х г. г. ушедшего столетия. В результате этого прекратили существование три федерации: СССР (1991 г.), Чехословакия (1993 г.), СФРЮ (1991-1992 г. г.) и одно унитарное государство - ГДР (1990 г.). Однако, богатая правоприменительная практика признания новых государств, образовавшихся на месте прежних федераций, не получила должной оценки в науке международного права. В связи с существованием возможности появления новых государств на международной арене даже в XXI веке мы сталкиваемся с данной проблематикой, и в необозримом будущем представляется целесообразной дальнейшая теоретическая разработка проблемы признания, а также анализ развития самого международно-правового института признания.
Таким образом, недостаточная изученность и актуальность исследуемой проблемы, ее большая практическая важность для современного развития международных отношений определяют целесообразность дальнейших исследований в этой области и обусловливают выбор темы квалификационной работы, в которой особое внимание уделено практике признания новых государств на современном этапе.
Цель, предмет и задачи исследования.
Целью квалификационной работы является комплексное исследование развития института признания в современном международном праве. К предмету исследования относятся сущность международно-правового признания, особенности его проявления с учетом новейшей теории и практики, определение принципов признания государств международным сообществом.
Для достижения поставленной в квалификационной работе цели, определены следующие задачи:
- исследование процесса возникновения, становления и развития института признания государств в международном праве;
- освещение основных принципов и доктрин, оказавших влияние на развитие института признания;
- освещение основных теорий признания в международном праве;
- исследование критериев признания государств и правительств;
- анализ практики государств и международных организаций (прежде всего Европейского Сообщества) в вопросах признания новых государств;
- исследование современных тенденций при признании новых государств.
При написании работы использовались следующие источники:
- универсальные и региональные международно-правовые акты;
- документы международных организаций (Заключения Комиссии Бадинтера по Югославии, Декларация о «Руководящих принципах признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе», «Декларация о Югославии»);
- Конституция Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Заявления Министерства иностранных дел Российской Федерации;
- акты отдельных государств о признании;
- труды российских и зарубежных юристов-международников по проблемам,
представляющим предмет настоящего исследования;
- библиографические издания и информация Интернета.
Методологическую основу исследования составили принципы и категории диалектики. При написании квалификационной работы автором использовались общенаучный метод системно-структурного анализа и обобщения научных и практических материалов, формально-юридический, исторический, сравнительный и логический, аналитический и другие методы. Практическая значимость исследования.
Конкретные выводы, сформулированные в квалификационном исследовании, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, при разработке учебных пособий и методических программ по международному праву для студентов юридических вузов. Апробация результатов исследования.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
На границе веков происходят кардинальные изменения в связях современных государств и народов. Коренным образом меняется весь уклад жизни человечества. Фундаментальные изменения в политике, экономике и социальной структуре общества, значимые открытия на ключевых направлениях научно-технического прогресса, создание общемирового информационного пространства ведут к формированию нового типа человеческой цивилизации.
В последние десятилетия продолжается процесс появления новых государств - субъектов международного права. Характерной чертой современных международных отношений на данном этапе является синергизм между государствами в различных вопросах. Одновременно как «старые», так и «новые» государства все активнее участвуют в этих правоотношениях. Вследствие этого необходимо отметить, что признание как юридический акт является ядром для всех последующих отношений между государствами - субъектами международного права. Для тех, кто стремится к этому, признание представляет собой право; для тех, кто его предоставляет, признание является вопросом политической оценки и решения. Признание основано на обычных принципах. Его довольно справедливо называют "спорным принципом", поскольку контекстуальные основания, когда он предоставляется, и особенно то, как он предоставляется, часто противоречат, не единообразны и создают дальнейшие споры. Где-то между ними идет закон. Признание является предметом международного права, и основополагающие принципы международного права должны применяться при его распространении или прекращении. Несмотря на комментарии и теории ученых на тему признания, простая истина заключается в том, что она не управляется никакими правилами.
Институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств. Говоря о дальнейшей картине кодификации признания в международном праве, необходимо подчеркнуть, что данный вопрос не стоит в повестке дня Комиссии международного права ООН. Разумеется, государства — члены международного сообщества не заинтересованы в урегулировании данного института на конвенционном уровне, так как это приведет к определенным обязательствам в этой области. Отказ от обязательств по признанию новых государств и правительств диктуется, прежде всего, политической целесообразностью. Регламентация института признания в рамках Организации Объединенных Наций, её Комиссии международного права сейчас представляется маловероятным.
Наряду с правовой оценкой, политическая составляющая всегда имела и продолжает иметь важное значение при признании новых государств и правительств. Поэтому политика признания прагматична и всегда характеризовалась, и характеризуется отсутствием единообразия. Именно этот факт и позволяет в большинстве случаев превращать новые государства в «разменную монету» в зачастую грязных политических играх участников мировой политической арены. В поисках протектората страны-покровителя новое государство порой становится втянутым в манипуляции и спекуляции, в том время как об истинных причинах провозглашения государства покровительствующие страны заботятся меньше всего. По этой причине необходимость кодификации и четкого определения критериев и процедур представляется наиболее целесообразной и критичной, поскольку за массой политических процессов и игр страны-игроки просто забывают о гуманитарном состоянии людей, живущих в самопровозглашенных государствах.
Вместе с тем необходимо отметить, что тенденции развития современного международного права, утверждение в нем начал цивилизованного демократического международного общения отражаются и на институте признания. Выработанные и примененные Европейским Сообществом общие подходы к признанию новых государств, образовавшихся в результате распада СССР и СФРЮ, является следствием этого процесса.
Универсальность принципов (таких как, принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип территориальной целостности), которыми руководствовалось Европейское Сообщество при признании новых государств в начале 90-х гг. XX в. позволяет сделать вывод о том, что они могут быть распространены и на другие регионы. Различия в историко- правовом развитии и правовых традициях других регионов мира не должны препятствовать в применении вышеуказанных принципов при признании. Основанием для подобного вывода является все более усиливающаяся тенденция глобализации международных отношений, унификации подходов ко многим проблемам. В этой связи отметим, что потребуется лишь некоторое время для адаптации к европейским стандартам в области признания.
Что же касается признания новых правительств, пришедших к власти неконституционным путем, необходимо отметить, что преждевременным были высказывания об упразднении данного вида признания. Недавняя политика самих США, которые ранее были в числе стран, не применявших признание правительств, свидетельствует об обратном. Опыт отдельных регионов, прежде всего Африки, показывает, что признание правительств и сейчас активно применяется. Современная практика решающим условием признания правительств продолжает считать эффективность его власти.
Некоторые критерии признания новых правительств трансформировались или изменены их названия. Вместо критерия соответствия воле народа сейчас употребляется «поддержка населением». Насколько эта поддержка активная, как правило, не учитывается признающими государствами. Выходит, что поддержка населением нового правительства, пришедшего к власти в результате переворота может быть и по умолчанию. Также странным является критерий «успешность переворота».
Все это свидетельствует о том, что неконституционная смена власти, сама по себе являясь актом, который не регламентирован ни внутригосударственным, ни международным правом, вызывает сложности и в применении критериев признания правительств.
Современная международно-правовая теория и практика в области признания свидетельствует о переосмыслении многих доктринальных положений, выдвигаемых ранее. В частности, можно отметить усиление конститутивистских позиций в науке международного права, а также в практике государств и международных организаций. Наглядным примером в этой связи является создание государства, не соответствующего критериям признания, путем широкомасштабного признания (Босния и Герцеговина).
Другим проявлением усиления конститутивистских начал является непризнание самопровозглашенных государственных образований, созданных на территории бывшего СССР.
В условиях стремлений к «балканизации», фрагментации мира, действий отдельных национальных меньшинств в направлении разрушения уже существующих государств, действий, которые являются угрозой международному миру и безопасности, возрастает роль конститутивистских начал при признании.
Сегодня признание остается спорным вопросом в международном праве.
В феврале 2008 года Косово провозгласило независимость в одностороннем порядке. Это казалось естественным завершением дела, которое длилось почти столетие и включало десятилетия мирного сопротивления, кампанию этнических чисток против гражданского населения Косово и кампанию бомбардировок с целью вытеснения сербских вооруженных сил, проводимую НАТО. Как только эта небольшая автономная провинция, традиционно считавшаяся частью Сербии и, следовательно, лишенная своего права на государственность в результате распада Югославии, провозгласила независимость, Соединенные Штаты и ключевые европейские государства-члены признали ее. Решение признать Косово стало естественным результатом многолетних усилий по достижению мирного урегулирования и преодолению недовольства. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом, и этническое насилие продолжалось. В настоящий момент политические игры и спекуляции по Косово дошли до степени, когда Европейское сообщество обещает Сербии вступление в Евросоюз в обмен на признание Косово независимым государством. Сербия в данной ситуации занимает категорическую позицию.
С другой стороны, Россия отказалась признать независимость Косово на том основании, что она является "незаконной", что она представляет собой нарушение международного права и, следовательно, представляет собой опасный прецедент. Однако лишь несколько месяцев спустя, когда разразилась южноосетинская (грузинская) война и Южная Осетия и Абхазия провозгласили независимость, Россия стала первой страной, признавшей независимость этих двух грузинских провинций. Вопрос о нарушении норм международного права или опасных прецедентах не обсуждался. Тогдашний президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии суверенными государствами и призвал другие страны последовать его примеру.
Это всего лишь доказательство того, что, когда дело доходит до признания, политические аргументы преобладают над юридическими, и не существует единой формулы или набора универсальных принципов, которые применяются в этом процессе, независимо от четко перечисленных критериев Монтевидейской Конвенции. Решение о признании часто является произвольным и в конечном счете политическим.
Ученые и государственные деятели сходятся во мнении о том, что в подавляющем большинстве случаев признание зависит от дискреционной политики и отношений между государствами, а не является результатом исключительно объективного правового рассмотрения вопроса о том, отвечает ли то или иное образование критериям государственности. Одной из причин такого подхода вполне может быть тот факт, что сепаратистские движения потенциально могут бросить вызов существующему международному порядку, а претензии на право на самоопределение со стороны отделяющихся групп могут легко приобрести черты, которые поставят под сомнение сами принципы сохранения мира и безопасности во всем мире, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций.
Тем не менее, как ученые, так и политики разделяют мнение о том, что, хотя сам акт признания может быть вопросом политической оценки и интересов со стороны признающего государства, в то же время существуют правовые нормы, которые применяются и, возможно, что более важно, правовые последствия такого признания.
Все вышеизложенное позволяет сделать однозначный вывод о том, что на современном этапе межгосударственных отношений институт признания сохраняет свою актуальность, которая обусловлена и необходимостью применимости нравственных гуманитарных категорий по отношению к живущему в новом государстве населению. Кодификация признания, перевод процедур и практик в правовое поле, сохранение принципов человеческой морали, противодействие терроризму и агрессии, - вот те основные аспекты, которые составляют основу актуальности института признания государств. Полагаем, что весомый вклад в дело кодификации института признания внесет и наша Российская Федерация, во все времена противодействующая агрессии, однополярности мира и нарушению гуманитарных принципов жизни всего мирового сообщества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Устав Организации Объединенных наций (подписан 26.06.1945, Сан- Франциско, США; вступил в силу 24.10.1945)
3. Устав Организации американских государств (подписан в Боготе 30.04.1948 года, вступил в силу 13.12.1951 года)
4. Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
5. Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1936 г.
6. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970г.
7. Декларация Европейского Сообщества о «Руководящих принципах признания новых государств в Восточной Европе и Советском союзе» от 16 декабря 1991
8. Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г.
9. Декларация о суверенитете Узбекской ССР 20 июня 1990 г.
10. Декларация Независимости США 4 июля 1776 г.
11. Указ Президента РФ Об определении в гуманитарных целях категории лиц, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке 24.04.2019 г.
12. Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ от 21.03.2014г. ‘’О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя’’
13. Федеральный закон от 21.03.2014 г. № 36-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в
Российскую федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»
14. Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1260 «О признании Республики Абхазия».
15. Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1261 «О признании Республики Южная Осетия».
Учебная и специальная литература.
1. Александрова Н.В. Правовой институт признания государств: дисс. ... канд. юрид.наук. - Нижний Новгород, 2009. - С. 18
2. Барановский В. Непризнанные // Деловые люди. — 2003. - №6— С. 34— 37
3. Бердегулова Л.А., Каплина С.Е. Дипломатическое признание вновь возникающих государств как субъектов международно-правовых отношений // Вестник ЗабГУ. 2014. № 2. С. 140-146
4. Бжезинский З. 2009. Великая шахматная доска. Г осподство Америки и его геостратегические императивы (пер. с англ. О.Ю. Уральской). М.: Международные отношения. 280 с.
5. Вельяминов Г.М. Признание «непризнанных» и международное право // Россия в глобальной политике. - М., 2007. №1. - С.120-129
6. Верещагин В.Ю., Свиридкина Е. В, Чемурзиева З.И. Непризнанные государства на постсоветском пространстве, Ростов-на-Дону, 2008
7. Витцум В. Г. и др. Международное право. Пер. с нем. М., 2011.
8. Гасымов Ф. Р. оглы. Признание государств и правительств. Современная
международно-правовая теория и практика: автореф. дис. канд.
юрид.наук. Казань, 2005. C. 6
9. Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств. Современная
международно-правовая теория и практика: автореф. дис. канд.
юрид.наук. Казань, 2005. 20 с
10. Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств. Современная
международно-правовая теория и практика. Автореф.дисс. ... канд. юрид.наук. - Казань, 2005. - С. 15.
11. Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств. Современная
международно-правовая теория и практика: автореф. дис. .канд. юрид. наук. / Ф. Р. Гасымов. - Казань, 2005. - 21 с.
12. Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств. Современная
международно-правовая теория и практика: дис. ... канд. юрид.наук / Ф. Р. Гасымов. - Казань, 2005. 199 с.
13. Джантаев Х.М. Формы и виды признания в современном международном праве // Вестник РУДН. 2011. № 4. С.148-163
14. Жмилевский В.Д. Непризнанные и частично признанные государства: географические аспекты исследований // Молодой ученый. 2016. № 30 (134). С. 133-136
15. Ибрагимов А. М. Признание и непризнание государств: опыт
комплексногомеждународно-правового анализа понятий // Московский журнал международного права. 2013. № 3.
16. КамышевскийВ.И. Обзор круглого стола «Проблема непризнания государств» (г. Москва, июнь, 2009) // Евразийский юридический журнал.2009. № 10 (17).
17. Караев Р. М. Тенденции развития института признания государств в теории и практике международного права. Заявление «двенадцати» о будущем статусе России и других бывших республик (вместе с «О критериях ЕС для признания новых государств в Восточной Европе и на территории Советского Союза») (подписано в Брюсселе, Г ааге 23 декабря 1991 г.)
18. Караев Р.М. Институт признания государств в международном праве и самопровозглашенные территориальные образования // Журнал Российского права. 2016. № 9. С. 129-138.
19. Кубанова А.Э., Макарова Г.Н. 2014. Теория международно-правового
признания. - Научное сообщество студентов XXI столетия. Г уманитарные науки:сборник статей по материалам XIX международной студенческой научно-практической конференции. № 4(19). Доступ:
http: //sibac.info/archive/guman/4( 19).pdf
20. Курдюков Г.И. Признание и непризнание в практике ООН // Вестник экономики, права и социологии. - М., 2008. №5. - С. 64-70 Проблема признания государств // Международная жизнь. - М., 2009. №11. - С. 4568
21. Курс международного права: в 7 т. Т. 3: Основные институты международного права. М., 1990 С.426
22. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. 262 с
23. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учебник / И.И. Лукашук. - М.: Волтерс Клувер, 2008. 544 с.
24. Лукашук И.И. Международное право: общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2008. 432 c
25. Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. / И.И. Лукашук. - М.: Спарк, 1997. 322 с.
26. Маммадов У.Ю. Некоторые вопросы теории и практики признания государств в современном международном праве // Российский юридический журнал. 2012. № 6.
27. Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - М., 2015. №3(4). - С. 17-27
28. Моисеев Е. Г. Про6лема Косово и международное право // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4 (40). С. 84-87.
29. Николаев Д.Г. Феномен непризнанных государств в мировой политике // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. № 1. С. 27-41
30.Оленев С. Международное признание СССР. — М.: Соцэкгиз, 1962. - С. 4.
31.Оппенгейм Л.Л. Международное право / Л.Л. Оппенгейм. - М.: Гос.изд-во иностр. лит-ры, 1948. 408 с.
32. Селиванова И.С., Михайлов Н.Д., Васина М.А. Проблемы международного признания новых государств в современном мире // Вестник Международного института экономики и права. - М., 2015. №-1 - Конференция. - С. 288-291
33. Силаева З. В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13). С. 135.
34. Смит Д. «Советские сироты»: исторические корни Приднестровского, Нагорно-Карабахского, Абхазского и Южно-Осетинского конфликтов // Сравнительное конституционное обозрение. - М., 2006. № 4(57). - С.128- 135
35. СССР и страны Африки, 1946-1962, Документы и материалы.- М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1963. - С. 542-543.
36. СССР и страны Африки, 1946-1962, Документы и материалы.- М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1963. - С. 542-548.
37. Тимченко Л. Д. Международное право. Харьков, 1999. С. 34
38. Тишков В. Социально-культурная природа терроризма [Электронный
ресурс] // Неприкосновенный запас. 2002. № 6 (26). URL:
http: //magazines.russ. ru/nz/2002/6/tish.html
39. Уляницкий В. А. Возникновение и признание новых государств / Международное прав// Золотой фонд российской науки международного права. Т. III. М. 2010. С. 76-84.
40. Фельдман Д. И. Признание в международном праве (признание новых государств и правительств). М., 1975. С. 12
41. Фельдман Д.И. - Признание государств в современном международном праве. / Д.И. Фельдман. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1965. 258 с.
42. Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве (признание новых государств и правительств). / Д.И. Фельдман. - М.: междунар. отн-я, 1975. 167 с.
43. Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965. - С. 134.
44. Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965. - С.117
45. Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965. - С. 134
46. Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.- С.143
47. Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.- С.144.
48. Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1965.- С. 111
49. Фельдман Д.И. Признание правительств в международном праве. / Д.И. Фельдман - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1961. 91 с.
50. Фельдман Д.И. Современные теории международно-правового признания. / Д.И. Фельдман. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1963.
51. Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов. М.,
2010. С. 16
52. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки. - Т. 1.- М.: Иностранная литература, 1950. - С. 280.
53. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение США / Ч.Ч. Хайд. -М., 1950. 349 с.
54. Хлестов О. Н. Международное право и Россия / Московский журнал международного права. 1994, №4.
55. Холина Е.А. Формы и критерии признания государств // Пробелы в российском законодательстве. - М., 2012. №3. - С. 218-222
56. Цвицинская Н. Эволюция института признания государства в международном праве // История и современность. 2014. № 2 (20). С. 147— 161
57.Черниченко С. В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация) / Московский журнал международного права. 1996, №4
58. Ryngaert C., Sobrie S. Recognition of States: International Law or Realpolitik? The Practice of Recognition in the Wake of Kosovo, South Ossetia and Abkhazia // Leiden Journal of International Law. 2011. Vol. 24, iss. 2. P. 467-490
59. Nina Caspersen. Unrecognized states: the struggle for sovereignty in the modern international system. Polity, 2012, 224 p.
60.Scott Pegg. De Facto States in the International System Institute of International Relations.: The University of British Columbia. Working Paper. No. 21 February 1998.
61. Liam Anderson. Reintegrating Unrecognized States: Internationalizing Frozen
Conflicts. [Electronic resource]: Academia URL:
http://www.academia.edu/203543/Reintegrating Unrecognized States Internat ionalizing Frozen Conflicts
62. J. Crawford, “The Creation of States in International Law”, second edition, Clarendon Press, Oxford, 2006, p. 40-52
63. J. Crawford, “The Creation of States in International Law”, 2006, p.259