Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 7
1.1. Особенности современного урока биологии 7
1.2. Использование метода наблюдений на уроках биологии 12
1.3. Использование метода наблюдения в исследовательской деятельности
учащихся 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 23
2.1. Организация исследований с применением метода наблюдений
при обучении биологии 23
2.2. Практика использования метода наблюдения на уроках биологии 33
2.3. Оценка результативности педагогического опыта 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современной школьной программе подавляющее количество знаний передается в готовом виде и не требует от школьников больших усилий в поиске и усвоении информации. В связи с этим возникла необходимость участия школьников в исследовательской деятельности, что будет способствовать формированию исследовательских умений и навыков, которые, в свою очередь, будут способствовать более благоприятному пониманию школьной программы. Основная цель такого метода обучения заключается в том, что необходимо у нынешних школьников вырабатывать основы логического мышления, сформировать мотивацию к обучению.
Актуальным на сегодняшний день вопросом является предъявление высоких требований к совершенствованию учебного процесса в школе. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Биология как наука охватывает большое количество фактических сведений об окружающем мире, соответственно содержит разнообразный комплекс методов, позволяющих осуществлять процесс накапливания знаний с последующим их изменением. В процессе обучения школьников биологии обязательно проводятся наблюдения. Они выполняются в кабинете биологии, уголке живой природы, природном и социоприродном окружении, школьном саду, цветнике или на учебно-опытном участке.
Высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов на уроках биологии и во внеурочное время. Возникает противоречие: с одной стороны, возрос объем учебной нагрузки, с другой стороны, неумение учащихся работать. Им сложно самостоятельно поставить перед собой задачу, организовать ее решение и справедливо оценить уровень выполнения работы [Алексашина, 2015].
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования - как организовать наблюдения на уроках биологии в средней общеобразовательной школе для повышения качества обучения?
При написании исследования были использованы учебные пособия, в которых дается общая информация о педагогических технологиях, приводится их история и классификация, описание некоторых технологий обучения, выделяются некоторые плюсы или минусы той или иной технологии. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы организации наблюдения школьников, явились работы Маляновой А.В. [2001], Полат Е.С. [2015], Новиковой Т.А. [2000], Бордовского Г.А. [1999], Новожиловой Н.В. [2003] Махмутова М.И. [1987] и др.
Также были использованы государственные стандарты, статьи из периодических сборников, статьи из журналов и газет, посвященные каким-то отдельным аспектам проблемы. Это работы Алексеева Н.Г. [2001], Бахтияровой Е.М. [2001], Громыко Ю.В. [2000], Даськовой Ю.В. [2011] и др. В данных источниках подробно изложен весь дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется путем обобщения знаний, развития умений и навыков и мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
Основной целью нашего исследования является изучение метода наблюдения как вида учебной исследовательской деятельности при обучении биологии в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования - учебная деятельность при обучении биологии в школе.
Предмет исследования - организация наблюдений при обучении биологии в школе.
Актуальность исследования позволила сформулировать гипотезу исследования, которая заключалась в том, что эффективность учебного процесса по биологии повыситься, если будут:
1. Уточнена сущность понятия «наблюдение».
2. Выявлены возможности и основные требования к организации наблюдений за природными объектами.
3. Определены основные задачи применения метода наблюдений при обучении биологии.
4. Определена структура проведения наблюдения на уроках биологии. Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности современного урока биологии;
2. Рассмотреть место метода наблюдения в учебно-исследовательской деятельности в процессе обучения биологии;
3. Провести эмпирическое исследование по применению метода наблюдений при обучении биологии в школе;
4. Оценить результативность педагогического опыта и проверить эффективность применяемой технологии в процессе обучения биологии, на примере пятых классов.
В процессе работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ методической и психологопедагогической литературы по рассматриваемой теме;
2. Эмпирические: наблюдение за результатами эксперимента по организации наблюдений школьников на уроках биологии, диагностика, сравнение, анализ, статистические методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в формулировке авторских определений понятий «наблюдение» и «исследовательская деятельность»; разработке модели реализации исследовательского подхода в учебном процессе по биологии путем использования метода наблюдения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях и послужат расширением возможностей учебно-познавательной деятельности в системе естественнонаучного образования; получены выводы, выявлены пути и педагогические условия совершенствования наблюдений учащихся на уроках биологии.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Наблюдение - отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения - человек и окружающая его живая природа. Уже в школе на уроках биологии детей учат проведению самых простых биологических исследований путем наблюдения за ростом и развитием растений и животных, за состоянием собственного организма. Наблюдение как метод собирания информации - хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, а точнее, еще ее предшественницы - естественной истории. И это неудивительно, так как наблюдение опирается на чувственные способности человека (ощущение, восприятие, представление). Классическая биология - это биология по преимуществу наблюдательная. Но, как мы увидели, этот метод не утратил своего значения и по настоящий день.
В результате наблюдения исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений, должны быть интерпретированы и проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.
Проблема реализации наблюдений на уроках биологии является достаточно актуальной в настоящее время. Мы предложили один из путей ее решения - через проведение наблюдений, понимая необходимость других направлений. Тем не менее, цель работы была достигнута. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом уроков по биологии и деятельностью учащихся на них было сделано следующее:
- проведен анализ педагогической и методической литературы для изучения возможностей использования наблюдений в организации учебно - познавательной деятельности школьников в современном образовании.
- выявлены возможности использования наблюдений в организации учебно-познавательной деятельности школьников в современном образовании. Наблюдательная работа - это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умения для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения;
Педагогический эксперимент подтвердил результативность использования наблюдений в ходе уроков биологии и справедливость обозначенной во введении гипотезы. Дальнейшая работа над применением наблюдений в исследовательской деятельности в преподавании биологии послужит расширению возможностей учебно-познавательной деятельности в системе естественнонаучного образования.
5. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. - М.: Просвещение, 2015. - 174 с.
6. Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников, 2001. - № 1. - С. 24-34.
7. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. - М.: Просвещение, 2015. - 174 с.
8. Башмаков М.И. Процесс обучения в информационной среде / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник // Школьные технологии. - 2014. - №6. - С. 34-56.
9. Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии, 2001. - № 2. - С. 21-29.
10. Беспалько В.П. Проектирование учебного предмета // Школьные технологии, 2016. - №6. - С. 76-88.
11. Бордовский Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика. - 1999. - №5. - С. 12-16.
12. Бунькова Е.А. Лабораторные и практические работы как форма обучения биологии / Е.А. Бунькова, И.С. Евтюхина // Студенческий форум: электрон. научн. журнал, 2018. - № 2(23).
13. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2014. - С. 45-55.
14. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль, 2012. - №4. - С. 91-94.
15. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2013. - 26 с.
16. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования / Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова // Известия Российской академии образования, 2000. - № 2. - С. 36-43.
17. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М.: Просвещение, 2018. - 175 с.
18. Даськова Ю.В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности // Молодой ученый, 2011. - № 7. - С. 42-48.
19. Ильин Г.Л. Проективное образование как способ осмысления развития ребенка Г.Л. Ильин // Школьные технологии, 2017. - №4. - С.56-59.
20. Кабакова Д.В. Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2018 г.). - Т. I. - Пермь: Меркурий, 2018. - С. 16-19.
21. Каменский А.А. Биология / А.А. Каменский, А.И. Ким. - М.: ЭКСМО, 2013. - 640 с.
22. Малянова А.В. Информационные технологии в проектной деятельности // Учительский портал, 2001. - С. 97.
23. Матяш Н.В. Психолого-педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема / Н.В. Матяш, В.В. Фещенко // Школа и производство, 2017. - №7. - С. 3-9.
24. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1987. - 118 с.
25. Методика преподавания биологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. А. Якунчева. - М.: Академия, 2018. - 320 с.
26. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000. - № 7. - С. 151-157.
27. Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Завуч, 2003. - № 8. - С. 118125.
28. Обухов А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Школьные технологии, 2016. - № 5. - С. 86
90.
29.Овсейчик О.Н. Положение о проектной деятельности / О.Н. Овсейчик, Е.К. Иванова // Практика административной работы в школе, 2017. - № 6. - С. 68-72.
30. Полат Е.С. Как рождается проект. - М., 2015. - 56 с.
31. Пономарева И.Н. Методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, О. Г. Роговая, В. П. Соломин. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
32. Пономорева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. - М.:Вентана-Граф, 2014.
33. Реутова Е.Б. Метод проектов при создании опорных конспектов // Биология в школе, 2016. - № 8. - С. 35-39.
34. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М., 2014.
35. Светенко Т. Учебный проект в школе // Школьное планирование, 2016. - № 4. - С. 68-84.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2016. - 48 с.