Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАБЛЮДЕНИЕ КАК ВИД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Работа №32383

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 7
1.1. Особенности современного урока биологии 7
1.2. Использование метода наблюдений на уроках биологии 12
1.3. Использование метода наблюдения в исследовательской деятельности
учащихся 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 23
2.1. Организация исследований с применением метода наблюдений
при обучении биологии 23
2.2. Практика использования метода наблюдения на уроках биологии 33
2.3. Оценка результативности педагогического опыта 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современной школьной программе подавляющее количество знаний передается в готовом виде и не требует от школьников больших усилий в поиске и усвоении информации. В связи с этим возникла необходимость участия школьников в исследовательской деятельности, что будет способствовать формированию исследовательских умений и навыков, которые, в свою очередь, будут способствовать более благоприятному пониманию школьной программы. Основная цель такого метода обучения заключается в том, что необходимо у нынешних школьников вырабатывать основы логического мышления, сформировать мотивацию к обучению.
Актуальным на сегодняшний день вопросом является предъявление высоких требований к совершенствованию учебного процесса в школе. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Биология как наука охватывает большое количество фактических сведений об окружающем мире, соответственно содержит разнообразный комплекс методов, позволяющих осуществлять процесс накапливания знаний с последующим их изменением. В процессе обучения школьников биологии обязательно проводятся наблюдения. Они выполняются в кабинете биологии, уголке живой природы, природном и социоприродном окружении, школьном саду, цветнике или на учебно-опытном участке.
Высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов на уроках биологии и во внеурочное время. Возникает противоречие: с одной стороны, возрос объем учебной нагрузки, с другой стороны, неумение учащихся работать. Им сложно самостоятельно поставить перед собой задачу, организовать ее решение и справедливо оценить уровень выполнения работы [Алексашина, 2015].
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования - как организовать наблюдения на уроках биологии в средней общеобразовательной школе для повышения качества обучения?
При написании исследования были использованы учебные пособия, в которых дается общая информация о педагогических технологиях, приводится их история и классификация, описание некоторых технологий обучения, выделяются некоторые плюсы или минусы той или иной технологии. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы организации наблюдения школьников, явились работы Маляновой А.В. [2001], Полат Е.С. [2015], Новиковой Т.А. [2000], Бордовского Г.А. [1999], Новожиловой Н.В. [2003] Махмутова М.И. [1987] и др.
Также были использованы государственные стандарты, статьи из периодических сборников, статьи из журналов и газет, посвященные каким-то отдельным аспектам проблемы. Это работы Алексеева Н.Г. [2001], Бахтияровой Е.М. [2001], Громыко Ю.В. [2000], Даськовой Ю.В. [2011] и др. В данных источниках подробно изложен весь дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется путем обобщения знаний, развития умений и навыков и мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
Основной целью нашего исследования является изучение метода наблюдения как вида учебной исследовательской деятельности при обучении биологии в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования - учебная деятельность при обучении биологии в школе.
Предмет исследования - организация наблюдений при обучении биологии в школе.
Актуальность исследования позволила сформулировать гипотезу исследования, которая заключалась в том, что эффективность учебного процесса по биологии повыситься, если будут:
1. Уточнена сущность понятия «наблюдение».
2. Выявлены возможности и основные требования к организации наблюдений за природными объектами.
3. Определены основные задачи применения метода наблюдений при обучении биологии.
4. Определена структура проведения наблюдения на уроках биологии. Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности современного урока биологии;
2. Рассмотреть место метода наблюдения в учебно-исследовательской деятельности в процессе обучения биологии;
3. Провести эмпирическое исследование по применению метода наблюдений при обучении биологии в школе;
4. Оценить результативность педагогического опыта и проверить эффективность применяемой технологии в процессе обучения биологии, на примере пятых классов.
В процессе работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ методической и психологопедагогической литературы по рассматриваемой теме;
2. Эмпирические: наблюдение за результатами эксперимента по организации наблюдений школьников на уроках биологии, диагностика, сравнение, анализ, статистические методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в формулировке авторских определений понятий «наблюдение» и «исследовательская деятельность»; разработке модели реализации исследовательского подхода в учебном процессе по биологии путем использования метода наблюдения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях и послужат расширением возможностей учебно-познавательной деятельности в системе естественнонаучного образования; получены выводы, выявлены пути и педагогические условия совершенствования наблюдений учащихся на уроках биологии.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наблюдение - отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения - человек и окружающая его живая природа. Уже в школе на уроках биологии детей учат проведению самых простых биологических исследований путем наблюдения за ростом и развитием растений и животных, за состоянием собственного организма. Наблюдение как метод собирания информации - хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, а точнее, еще ее предшественницы - естественной истории. И это неудивительно, так как наблюдение опирается на чувственные способности человека (ощущение, восприятие, представление). Классическая биология - это биология по преимуществу наблюдательная. Но, как мы увидели, этот метод не утратил своего значения и по настоящий день.
В результате наблюдения исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений, должны быть интерпретированы и проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.
Проблема реализации наблюдений на уроках биологии является достаточно актуальной в настоящее время. Мы предложили один из путей ее решения - через проведение наблюдений, понимая необходимость других направлений. Тем не менее, цель работы была достигнута. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом уроков по биологии и деятельностью учащихся на них было сделано следующее:
- проведен анализ педагогической и методической литературы для изучения возможностей использования наблюдений в организации учебно - познавательной деятельности школьников в современном образовании.
- выявлены возможности использования наблюдений в организации учебно-познавательной деятельности школьников в современном образовании. Наблюдательная работа - это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умения для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения;
Педагогический эксперимент подтвердил результативность использования наблюдений в ходе уроков биологии и справедливость обозначенной во введении гипотезы. Дальнейшая работа над применением наблюдений в исследовательской деятельности в преподавании биологии послужит расширению возможностей учебно-познавательной деятельности в системе естественнонаучного образования.


5. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. - М.: Просвещение, 2015. - 174 с.
6. Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников, 2001. - № 1. - С. 24-34.
7. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. - М.: Просвещение, 2015. - 174 с.
8. Башмаков М.И. Процесс обучения в информационной среде / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник // Школьные технологии. - 2014. - №6. - С. 34-56.
9. Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии, 2001. - № 2. - С. 21-29.
10. Беспалько В.П. Проектирование учебного предмета // Школьные технологии, 2016. - №6. - С. 76-88.
11. Бордовский Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика. - 1999. - №5. - С. 12-16.
12. Бунькова Е.А. Лабораторные и практические работы как форма обучения биологии / Е.А. Бунькова, И.С. Евтюхина // Студенческий форум: электрон. научн. журнал, 2018. - № 2(23).
13. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2014. - С. 45-55.
14. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль, 2012. - №4. - С. 91-94.
15. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2013. - 26 с.
16. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования / Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова // Известия Российской академии образования, 2000. - № 2. - С. 36-43.
17. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М.: Просвещение, 2018. - 175 с.
18. Даськова Ю.В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности // Молодой ученый, 2011. - № 7. - С. 42-48.
19. Ильин Г.Л. Проективное образование как способ осмысления развития ребенка Г.Л. Ильин // Школьные технологии, 2017. - №4. - С.56-59.
20. Кабакова Д.В. Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2018 г.). - Т. I. - Пермь: Меркурий, 2018. - С. 16-19.
21. Каменский А.А. Биология / А.А. Каменский, А.И. Ким. - М.: ЭКСМО, 2013. - 640 с.
22. Малянова А.В. Информационные технологии в проектной деятельности // Учительский портал, 2001. - С. 97.
23. Матяш Н.В. Психолого-педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема / Н.В. Матяш, В.В. Фещенко // Школа и производство, 2017. - №7. - С. 3-9.
24. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1987. - 118 с.
25. Методика преподавания биологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. А. Якунчева. - М.: Академия, 2018. - 320 с.
26. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000. - № 7. - С. 151-157.
27. Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Завуч, 2003. - № 8. - С. 118125.
28. Обухов А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Школьные технологии, 2016. - № 5. - С. 86
90.
29.Овсейчик О.Н. Положение о проектной деятельности / О.Н. Овсейчик, Е.К. Иванова // Практика административной работы в школе, 2017. - № 6. - С. 68-72.
30. Полат Е.С. Как рождается проект. - М., 2015. - 56 с.
31. Пономарева И.Н. Методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, О. Г. Роговая, В. П. Соломин. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
32. Пономорева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. - М.:Вентана-Граф, 2014.
33. Реутова Е.Б. Метод проектов при создании опорных конспектов // Биология в школе, 2016. - № 8. - С. 35-39.
34. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М., 2014.
35. Светенко Т. Учебный проект в школе // Школьное планирование, 2016. - № 4. - С. 68-84.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2016. - 48 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ