Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности культурной конгруэнтности подростков в контексте рисков образовательной среды

Работа №32380

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Психология социальной ситуации развития подростка и культурной конгруэнтности в контексте рисков образовательной среды
1.1. Психологическая оценка безопасности образовательной среды 9
1.2. Психология социальной ситуации развития подростка в контексте
образовательной среды 17
1.3. Общая характеристика особенностей культурной конгруэнтности
подростка 25
Глава 2. Программа и методы эмпирического исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды
2.1. Организация эмпирического исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в контексте рисков
образовательной среды 29
2.2 Методики эмпирического исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков в контексте рисков образовательной среды 31
2.3. Методы исследования психологических рисков аддиктивного поведения
учащихся в контексте рисков образовательной среды 32
2.4. Методы исследования индекса социокультурной безопасности школьника в
контексте рисков образовательной среды 34
2.5. Методы исследования личностных особенностей подростков в контексте
рисков образовательной среды 35
Глава 3. Исследование особенностей культурной конгруэнтности, маркеров рискогенности образовательной среды и личностных свойств подростков
3.1. Результаты эмпирического исследования различий в маркерах
рискогенности образовательной среды в контексте экономических показателей региона 40
3.2. Результаты эмпирического исследования различий в маркерах
рискогенности образовательной среды в контексте социальных показателей региона 46
3.3. Результаты исследования культурной конгруэнтности в системе социально -
психологических и личностных свойств подростка в контексте социально - экономических показателей региона 51
3.4. Результаты исследования культурной конгруэнтности и маркеров
рискогенности в контексте показателей образовательных достижений (по результатам ЕГЭ) 60
3.5. Взаимосвязь культурной конгруэнтности и маркеров рискогенности образовательной среды в контексте социально - экономических и
образовательных показателей региона 69
Заключение 87
Литература 90
Приложения 99


Актуальность темы исследования. Формы и способы нормативной регуляции поведения подрастающего поколения изменяются от эпохи к эпохе, от общества к обществу в соответствии с социальным и экономическим развитием. Ситуация социальных преобразований изменяет модели
социального поведения и формы их регуляции. Усвоение и присвоение культурных правил, типичных для подростков, обеспечиваются
общественными институтами. Среди общественных институтов первоочередными, для данного возраста по значимости выступает институт образования. Однако возникает вопрос: насколько эффективно объекты социокультурного назначения продолжают выполнять функцию транслятора норм, образцов, эталонов и участвуют в формировании психологической безопасности социокультурной среды школы? Отметим, что данная безопасность рассматривается нами как характеристика компонентов социокультурной среды школы, обеспечивающих социально-психологическую защищенность субъектов образовательного процесса посредством совокупности психолого-педагогических, социально-экономических, географических, экологических условий образовательного процесса.
Существует противоречие между социально резонансными фактами рискогенного поведения подростков, снижением безопасности образовательной среды школы и малоизученностью предикторов, оказывающих влияние на маркеры безопасности. Поэтому, проблема влияния рисков образовательной среды на культурную конгруэнтность подростков в ситуации социальных изменений является актуальным и малоизученным направлением.
Научная разработанность. Проблема изучения культурной конгруэнтности в современных условиях носит системный характер. Исследованием культурной конгруэнтности в разных возрастах занимались Веракса Н.Е., Баянова Л.Ф, Мустафин Т.Р. [48], Цивильская Е.А. [13], Резезадех З. [14], Миняев О.Г [12] и др. Культурная конгруэнтность связана с
нормативной ситуацией, поэтому целесообразным явилось обращение к исследованиям в концепции нормативной ситуации Н.Е. Веракса [19], А.К. Пащенко [53], В.П. Ульяновой [73] и др.
Изучению безопасности образовательной среды посвящены работы И.А. Баевой [8], В.В. Семикина [9], Э.Э. Сыманюк [71], Э.Н.Гилемхановой [11].
Однако исследование особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в условиях рисков образовательной среды ранее не предпринималось, что и составляет новизну и теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется наметившейся тенденцией увеличения предикторов рискогенности, оказывающих пагубное влияние на психологическое здоровье подрастающего поколения, а также резонансных фактов рискогенного поведения в подростковой школьной среде.
Практическая значимость исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в условиях рисков образовательной среды заключается в том, что выявленные результаты могут найти применение в формировании развивающих программ в учреждениях общего и среднего образования, при реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: особенности культурной конгруэнтности
подростков.
Предмет исследования: особенности культурной конгруэнтности
подростков и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды.
Цель исследования: выявление особенностей культурной
конгруэнтности детей подросткового возраста и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды (на примере экономического положения района, его социального статуса, а также рейтинга района по результатам ЕГЭ).
Основная гипотеза исследования:
Особенности культурной конгруэнтности имеют разный характер связей с рискогенными показателями в районах с низким и высоким экономическим, социальным и образовательным рейтингами.
Основная гипотеза конкретизирована в частных:
1. Показатель культурной конгруэнтности как атрибутивной характеристики личности подростка, проявляющейся в соответствии его поведения инвариантным правилам, типичным для социальной ситуации развития, имеет различия, обусловленные социально-экономическими маркерами рисков образовательной среды.
2. Показатель культурной конгруэнтности подростков выше в образовательной среде школы, расположенной на территории с высоким образовательным уровнем.
3. Образовательный рейтинг школы взаимосвязан с маркерами рискогенности образовательного учреждения.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ имеющихся литературных источников по проблеме взаимосвязей культурной конгруэнтности рисков образовательной среды.
2) Разработать программу исследования особенностей культурной конгруэнтности детей подросткового возраста и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3) Проанализировать полученные данные и выявить особенности культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды.
Методы и методики:
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:
- теоретических: анализ зарубежных и российских исследований, обобщение и интерпретация научных данных;
- эмпирических: тестирование;
- статистических: анализ мер центральной тенденции разброса, частотный анализ, анализ достоверных различий средних величин показателя по критерию t - критерию Стьюдента, корреляционный анализ с использованием коэффициента г - Пирсона.
Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакетов программы Microsoft Excel, SPSS 20.
В состав психодиагностического инструментария для проведения исследования вошли:
• Авторская методика Баяновой Л.Ф., Миняева О.Г. «Определение культурной конгруэнтности подростка» [12];
• Методический комплекс для выявления вероятностных
предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко и коллектив психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) в адаптации Гилемхановой Э.Н., Герасимовой В.В.,
Васиной В.В [30].;
• Авторская методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» Гилемхановой Э.Н [29];
• Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла в адаптации Э.М. Александровской [38].
Выборка
В исследовании приняли участие 506 учеников МБОУ Республики Татарстан, в возрасте от 12 до 15 лет.
База исследования:
Образовательные учреждения территориальных субъектов (районов) Республики Татарстан, в которых зафиксированы относительно полярные значения социально-экономических показателей: низкий и высокий уровень безработицы, низкий и высокий уровни выполнения ЕГЭ, низкий и высокий уровни средней заработной платы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было проведено исследование особенности культурной конгруэнтности подростков в контексте рисков образовательной среды.
Изучив первую главу данного исследования, мы определили, что под образовательной средой понимается система взаимосвязанных влияний и условий формирования личности по транслируемому идеалу в разноуровневой её представленности. А безопасная образовательная среда — это та среда, в которой большинство ее участников положительно относится к ней, а также обладают высоким уровнем удовлетворённости характеристиками школьной среды и защищенностью от психологического насилия во взаимодействии. Также было выделено 3 структурных компонента безопасной образовательной среды: поведенческий, когнитивный и эмоциональный. Данное исследование было сфокусировано на поведенческом компоненте, который анализирует такую характеристику, как культурная конгруэнтность.
Под культурной конгруэнтностью подростков мы понимаем личностное свойство, проявляющегося в соответствии поведения ребенка типичным для данного возраста и данной культуры правилам социальной ситуации развития.
Проведя исследование литературы по подростковому возрасту, мы пришли к выводу о том, что негативизм, упрямство, эмансипация и эмоциональная лабильность могут стать факторами риска психологической безопасности. Так как подростки, 70 процентов своего времени проводят в школе, поэтому именно школа должна стать местом, где не только учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством.
На основании теоретического анализа, нами была определена цель исследовательской работы - выявление особенностей культурной
конгруэнтности детей подросткового возраста и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды (на примере экономического положения района, его социального статуса, а также рейтинга района по результатам ЕГЭ).
Исследование основывалось на следующих предположениях:
Особенности культурной конгруэнтности имеют разный характер связей с рискогенными показателями в районах с низким и высоким экономическим, социальным и образовательным рейтингами.
Основная гипотеза конкретизирована в частных:
1. Показатель культурной конгруэнтности как атрибутивной характеристики личности подростка, проявляющейся в соответствии его поведения инвариантным правилам, типичным для социальной ситуации развития, имеет различия, обусловленные социально-экономическими маркерами рисков образовательной среды.
2. Показатель культурной конгруэнтности подростков выше в образовательной среде школы, расположенной на территории с высоким образовательным уровнем.
3. Образовательный рейтинг школы взаимосвязан с маркерами рискогенности образовательного учреждения.
В состав психодиагностического инструментария для проведения исследования вошли:
• Авторская методика Баяновой Л.Ф., Миняева О.Г. «Определение культурной конгруэнтности подростка»;
• Методический комплекс для выявления вероятностных
предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко и коллектив психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) в адаптации Гилемхановой Э.Н., Герасимовой В.В.,
Васиной В.В;
• Авторская методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» Гилемхановой Э.Н;
• Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла в адаптации
Э.М. Александровской;
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Было выявлено, что экономическое благополучие выступает в качестве предиктора, инициирующего вовлеченности в потребление наркотических средств, а также уход подростков в девиацию.
2. Было выявлено, что индивидуальные риски социально-психологического взаимодействия учащегося в образовательной среде, не зависят от уровня безработицы (низкий и высокий) района в котором проживает подросток.
3. Высокая безработица, инициирует формирование активного социального поведения молодежи, а низкая безработица и, соответственно, высокий уровень экономического благополучия, напротив являются предикторами вовлеченности в разные формы аддикций.
4. Показатель культурной конгруэнтности подростков выше в образовательной среде школы, расположенной на территории с высоким образовательным уровнем.
5. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что особенности культурной конгруэнтности имеют разный характер связей с рискогенными показателями в районах с низким и высоким экономическим, социальным и образовательным. Также с помощью факторизации данных, было выделено 8 факторов, инициирующих рискогенность образовательной среды.
Таким образом, гипотезы, выдвинутые в начале нашего исследования, нашли своё подтверждение.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект) / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2014. - 816 с.
2. Аверин В.А., Осорина М.В., Шевцова И.В. и др.; Развитие личности ребенка от рождения до шестнадцати лет /Сост. В.Н.Ильина; Рец. Л.А.Головей; Науч.консульт. Э.В.Патраков. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 512 с.
3. Андронникова О.О. Психологическая безопасность
образовательной среды и ее роль в формировании и обучении личности. Актуальные проблемы специальной психологии образования: «Здоровье
сберегающие технологии в семье и школе (1-2 ноября 2006 г. И 26-27 ноября 2007 г.). Новосибирск: изд-во НГПУ, 2008. - 311с.
4. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства / Б. Г. Ананьев // Художественное творчество. - Л., 1982. - № 7. - С. 121-129.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. - М: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
6. Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности [Электронный ресурс] / Н.Н. Баев, И.А. Баева // Психологическая наука и образование psyedy.ru. - 2013. - №1.
7. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды (теоретические основы и технологии создания): Автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. СПб., 2002. - 48 с.
8. Баева И.А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека. Доклад на конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Москва, 2008. - С. 54-87.
9. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12. С. 7-19.
10. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006 - 288 с.
94
11. Баянова Л.Ф., Гилемханова Э. Н. Роль объектов социальнокультурного назначения в обеспечении психологической безопасности социокультурной среды школы // Вестник ТГГПУ. 2017. №4 (50). С .219-225.
12. Баянова Л.Ф., Миняев О.Г. Влияние культурной конгруэнтности на личностные свойства подростков. // Казанский педагогический журнал. - 2018.
- № 6 (131) - С.192- 196.
13. Баянова Л.Ф., Цивильская Е.А. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников // Научный педагогический и психологический журнал "Образование и саморазвитие". ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет, №3 (41) 2014. - С.73-78.
14. Баянова Л.Ф., Шишова Е.О., Резазадех З. Влияние интеллекта на культурную конгруэнтность. // Сборник материалов. V Международная научно
- практическая конференция. Воспитание и обучение детей младшего возраста. Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова. 2016.- С.413-414.
15. Беляева Ю.Г. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляева. М., 2000. 157 с.
16. Березина Т.Н., Эмоциональный компонент психологической безопасности образовательной среды / Т.Н. Березина. - Москва // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 30-31 октября 2013: [сборник научных статей] / ред. И.А. Баева, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязова. - Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2013.
- С. 14-16. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены». - 2000. -№1. - С. 81 - 107.
17. Болотин В.С., Ноздрина Т.В. Экономические потери от распространения наркотизма // Весник государственного и муниципального управления. 2015. №4, С. 112-118.
18. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.:
Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 321 с.
19. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены». - 2000. -№1. - С. 81 - 107
20. Волков Б.С. Психология подростка / Б. С. Волков. - 5-е изд. - Санкт- Петербург: Питер, 2010. - 240 с.
21. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Исаева О.М. Дети-сироты и дети, растущие в семье: сравнительный анализ распространенности насилия // Петербургская социология сегодня- 2016. - № 7 - С. 39-57.
22. Воронов В.В., Ружа О.П. Безработица среди молодежи Латгальского региона Латвии: причины и следствия // Балтийский регион - 2018, №10 (4) - С. 88-102.
23. Выготский Л.С. К вопросу о психологии и педологии // Культурно - историческая психология. - 2007. - №4. - C. 101-112.
24. Выготский Л.С. Психология: [сборник основных трудов] / Л.С. Выготский. - Москва.: АпрелЬ Пресс: Эксмо-Пресс, 2002. - 1008 с.
25. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. Вступительная статья М.Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - С. 331-358.
26. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика,1982—1984. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
27. Гангнус Н. Развитие благоприятной Я-концепции младших школьников в процессе учебной и внеучебной музыкально-творческой деятельности // Искусство в шк. - 2007. - № 2. - С. 69-71.
28. Гилемханова Э.Н. Виртуальная аутизация как социокультурны феномен [Текст] / Э.Н. Гилемханова // Сборник статей Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Таганрог, 17.02. 2019 г.). - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. -С. 298-301.
29. Гилемханова Э.Н. Индекс социокультурной безопасности школьника // Вестник МГУ 14. Психология, 2019, №2 (принято в печать).
30. Гилемханова Э.Н., Грасимова В.В, Васина В.В. Модификация инструментария диагностики рисков наркотизации школьников // Наркология, 2019 (принято в печать).
31. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация "Развивающее обучение". — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
32. Дзакоев З.Л. Социальные аспекты потребления наркотиков и психотропных веществ // Вестник Владикавказского научного центра РАН, 2011 (1), 41 - 46 С.
33. Запесоцкий А.С. Теория культуры академика В.С. Степина. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 112 с.
34. Захарова Т. Н., Андросова М. И. Психологическая безопасность образовательной среды обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 26. - С. 67-70.
35. Ибрагимова З.Ф., Япарова-Абдулхакова Г.И. Структурный анализ безработицы в Российской федерации //Статистика и экономика - 2017, №4 - С. 33-40.
36. Ильин А. В. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста: дис. ... канд. Пси-хол. наук. М.: РГБ, 2004. 166 с.
37. Кабаченко Т.С. Психологическая безопасность как одно из измерений безопасности общества // Акмеология. 2002. №1. С. 95-103.
38. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла СПб.: Речь, 2007. - 104 с.
39. Корзинкина Н. А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой: дис. . канд. психол. наук. М.: РГБ, 2004. 187 с.
40. Красноярская Т.М Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы стратегии: Дис. ... д-ра психол наук: 19.00.01 / Т. М. Красноярска. - Тагонрог, 2006. - 373 с.
41. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
42. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.С. Кукушкин. - М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2006. - 224 с.
43. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. — 464 с.
44. Лактионова Е.Б. Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования // Экологическое исследования. М., 2009. С. 197-212.
45. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. /А.Е. Личко - Л.: Медицина, 1983. - 255 с.
46. Лучашвили Р.А., Орлова Е.В., Улунян Е.Е. Вопросы Психологической безопасности информационной школы // Информационнометодический бюллетень. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. 2008. - №1. - С. 17-19.
47. Максименкова Л. И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2008. №5. С. 126-130.
48. Мустафин Т. Р. Контент-анализ нормативной ситуации дошкольника. // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - №1 (31). - C.295 -298.
49. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 416 с.
50. Немов Р.С. Психология: психодиагностика. М., 2009. 640 с.
51. Огольцова Е.Г., Лесюнина А.А., Овчаренко А.Г. Роль родителей в формировании самооценки ребенка // Молодой ученый. - 2017. - №48. - С. 161164.
52. Ю. М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя / Ю. М. Орлов. - М.: Просвещение, 2001. - 287 с.
53. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников / А.К. Пащенко // Вестник РГГУ. № 17 (61). - Москва: РГГУ, 2010. - 344 с. - С. ЮЗ- 115.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ