Особенности культурной конгруэнтности подростков в контексте рисков образовательной среды
|
Введение 4
Глава 1. Психология социальной ситуации развития подростка и культурной конгруэнтности в контексте рисков образовательной среды
1.1. Психологическая оценка безопасности образовательной среды 9
1.2. Психология социальной ситуации развития подростка в контексте
образовательной среды 17
1.3. Общая характеристика особенностей культурной конгруэнтности
подростка 25
Глава 2. Программа и методы эмпирического исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды
2.1. Организация эмпирического исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в контексте рисков
образовательной среды 29
2.2 Методики эмпирического исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков в контексте рисков образовательной среды 31
2.3. Методы исследования психологических рисков аддиктивного поведения
учащихся в контексте рисков образовательной среды 32
2.4. Методы исследования индекса социокультурной безопасности школьника в
контексте рисков образовательной среды 34
2.5. Методы исследования личностных особенностей подростков в контексте
рисков образовательной среды 35
Глава 3. Исследование особенностей культурной конгруэнтности, маркеров рискогенности образовательной среды и личностных свойств подростков
3.1. Результаты эмпирического исследования различий в маркерах
рискогенности образовательной среды в контексте экономических показателей региона 40
3.2. Результаты эмпирического исследования различий в маркерах
рискогенности образовательной среды в контексте социальных показателей региона 46
3.3. Результаты исследования культурной конгруэнтности в системе социально -
психологических и личностных свойств подростка в контексте социально - экономических показателей региона 51
3.4. Результаты исследования культурной конгруэнтности и маркеров
рискогенности в контексте показателей образовательных достижений (по результатам ЕГЭ) 60
3.5. Взаимосвязь культурной конгруэнтности и маркеров рискогенности образовательной среды в контексте социально - экономических и
образовательных показателей региона 69
Заключение 87
Литература 90
Приложения 99
Глава 1. Психология социальной ситуации развития подростка и культурной конгруэнтности в контексте рисков образовательной среды
1.1. Психологическая оценка безопасности образовательной среды 9
1.2. Психология социальной ситуации развития подростка в контексте
образовательной среды 17
1.3. Общая характеристика особенностей культурной конгруэнтности
подростка 25
Глава 2. Программа и методы эмпирического исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды
2.1. Организация эмпирического исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в контексте рисков
образовательной среды 29
2.2 Методики эмпирического исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков в контексте рисков образовательной среды 31
2.3. Методы исследования психологических рисков аддиктивного поведения
учащихся в контексте рисков образовательной среды 32
2.4. Методы исследования индекса социокультурной безопасности школьника в
контексте рисков образовательной среды 34
2.5. Методы исследования личностных особенностей подростков в контексте
рисков образовательной среды 35
Глава 3. Исследование особенностей культурной конгруэнтности, маркеров рискогенности образовательной среды и личностных свойств подростков
3.1. Результаты эмпирического исследования различий в маркерах
рискогенности образовательной среды в контексте экономических показателей региона 40
3.2. Результаты эмпирического исследования различий в маркерах
рискогенности образовательной среды в контексте социальных показателей региона 46
3.3. Результаты исследования культурной конгруэнтности в системе социально -
психологических и личностных свойств подростка в контексте социально - экономических показателей региона 51
3.4. Результаты исследования культурной конгруэнтности и маркеров
рискогенности в контексте показателей образовательных достижений (по результатам ЕГЭ) 60
3.5. Взаимосвязь культурной конгруэнтности и маркеров рискогенности образовательной среды в контексте социально - экономических и
образовательных показателей региона 69
Заключение 87
Литература 90
Приложения 99
Актуальность темы исследования. Формы и способы нормативной регуляции поведения подрастающего поколения изменяются от эпохи к эпохе, от общества к обществу в соответствии с социальным и экономическим развитием. Ситуация социальных преобразований изменяет модели
социального поведения и формы их регуляции. Усвоение и присвоение культурных правил, типичных для подростков, обеспечиваются
общественными институтами. Среди общественных институтов первоочередными, для данного возраста по значимости выступает институт образования. Однако возникает вопрос: насколько эффективно объекты социокультурного назначения продолжают выполнять функцию транслятора норм, образцов, эталонов и участвуют в формировании психологической безопасности социокультурной среды школы? Отметим, что данная безопасность рассматривается нами как характеристика компонентов социокультурной среды школы, обеспечивающих социально-психологическую защищенность субъектов образовательного процесса посредством совокупности психолого-педагогических, социально-экономических, географических, экологических условий образовательного процесса.
Существует противоречие между социально резонансными фактами рискогенного поведения подростков, снижением безопасности образовательной среды школы и малоизученностью предикторов, оказывающих влияние на маркеры безопасности. Поэтому, проблема влияния рисков образовательной среды на культурную конгруэнтность подростков в ситуации социальных изменений является актуальным и малоизученным направлением.
Научная разработанность. Проблема изучения культурной конгруэнтности в современных условиях носит системный характер. Исследованием культурной конгруэнтности в разных возрастах занимались Веракса Н.Е., Баянова Л.Ф, Мустафин Т.Р. [48], Цивильская Е.А. [13], Резезадех З. [14], Миняев О.Г [12] и др. Культурная конгруэнтность связана с
нормативной ситуацией, поэтому целесообразным явилось обращение к исследованиям в концепции нормативной ситуации Н.Е. Веракса [19], А.К. Пащенко [53], В.П. Ульяновой [73] и др.
Изучению безопасности образовательной среды посвящены работы И.А. Баевой [8], В.В. Семикина [9], Э.Э. Сыманюк [71], Э.Н.Гилемхановой [11].
Однако исследование особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в условиях рисков образовательной среды ранее не предпринималось, что и составляет новизну и теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется наметившейся тенденцией увеличения предикторов рискогенности, оказывающих пагубное влияние на психологическое здоровье подрастающего поколения, а также резонансных фактов рискогенного поведения в подростковой школьной среде.
Практическая значимость исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в условиях рисков образовательной среды заключается в том, что выявленные результаты могут найти применение в формировании развивающих программ в учреждениях общего и среднего образования, при реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: особенности культурной конгруэнтности
подростков.
Предмет исследования: особенности культурной конгруэнтности
подростков и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды.
Цель исследования: выявление особенностей культурной
конгруэнтности детей подросткового возраста и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды (на примере экономического положения района, его социального статуса, а также рейтинга района по результатам ЕГЭ).
Основная гипотеза исследования:
Особенности культурной конгруэнтности имеют разный характер связей с рискогенными показателями в районах с низким и высоким экономическим, социальным и образовательным рейтингами.
Основная гипотеза конкретизирована в частных:
1. Показатель культурной конгруэнтности как атрибутивной характеристики личности подростка, проявляющейся в соответствии его поведения инвариантным правилам, типичным для социальной ситуации развития, имеет различия, обусловленные социально-экономическими маркерами рисков образовательной среды.
2. Показатель культурной конгруэнтности подростков выше в образовательной среде школы, расположенной на территории с высоким образовательным уровнем.
3. Образовательный рейтинг школы взаимосвязан с маркерами рискогенности образовательного учреждения.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ имеющихся литературных источников по проблеме взаимосвязей культурной конгруэнтности рисков образовательной среды.
2) Разработать программу исследования особенностей культурной конгруэнтности детей подросткового возраста и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3) Проанализировать полученные данные и выявить особенности культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды.
Методы и методики:
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:
- теоретических: анализ зарубежных и российских исследований, обобщение и интерпретация научных данных;
- эмпирических: тестирование;
- статистических: анализ мер центральной тенденции разброса, частотный анализ, анализ достоверных различий средних величин показателя по критерию t - критерию Стьюдента, корреляционный анализ с использованием коэффициента г - Пирсона.
Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакетов программы Microsoft Excel, SPSS 20.
В состав психодиагностического инструментария для проведения исследования вошли:
• Авторская методика Баяновой Л.Ф., Миняева О.Г. «Определение культурной конгруэнтности подростка» [12];
• Методический комплекс для выявления вероятностных
предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко и коллектив психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) в адаптации Гилемхановой Э.Н., Герасимовой В.В.,
Васиной В.В [30].;
• Авторская методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» Гилемхановой Э.Н [29];
• Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла в адаптации Э.М. Александровской [38].
Выборка
В исследовании приняли участие 506 учеников МБОУ Республики Татарстан, в возрасте от 12 до 15 лет.
База исследования:
Образовательные учреждения территориальных субъектов (районов) Республики Татарстан, в которых зафиксированы относительно полярные значения социально-экономических показателей: низкий и высокий уровень безработицы, низкий и высокий уровни выполнения ЕГЭ, низкий и высокий уровни средней заработной платы.
социального поведения и формы их регуляции. Усвоение и присвоение культурных правил, типичных для подростков, обеспечиваются
общественными институтами. Среди общественных институтов первоочередными, для данного возраста по значимости выступает институт образования. Однако возникает вопрос: насколько эффективно объекты социокультурного назначения продолжают выполнять функцию транслятора норм, образцов, эталонов и участвуют в формировании психологической безопасности социокультурной среды школы? Отметим, что данная безопасность рассматривается нами как характеристика компонентов социокультурной среды школы, обеспечивающих социально-психологическую защищенность субъектов образовательного процесса посредством совокупности психолого-педагогических, социально-экономических, географических, экологических условий образовательного процесса.
Существует противоречие между социально резонансными фактами рискогенного поведения подростков, снижением безопасности образовательной среды школы и малоизученностью предикторов, оказывающих влияние на маркеры безопасности. Поэтому, проблема влияния рисков образовательной среды на культурную конгруэнтность подростков в ситуации социальных изменений является актуальным и малоизученным направлением.
Научная разработанность. Проблема изучения культурной конгруэнтности в современных условиях носит системный характер. Исследованием культурной конгруэнтности в разных возрастах занимались Веракса Н.Е., Баянова Л.Ф, Мустафин Т.Р. [48], Цивильская Е.А. [13], Резезадех З. [14], Миняев О.Г [12] и др. Культурная конгруэнтность связана с
нормативной ситуацией, поэтому целесообразным явилось обращение к исследованиям в концепции нормативной ситуации Н.Е. Веракса [19], А.К. Пащенко [53], В.П. Ульяновой [73] и др.
Изучению безопасности образовательной среды посвящены работы И.А. Баевой [8], В.В. Семикина [9], Э.Э. Сыманюк [71], Э.Н.Гилемхановой [11].
Однако исследование особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в условиях рисков образовательной среды ранее не предпринималось, что и составляет новизну и теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется наметившейся тенденцией увеличения предикторов рискогенности, оказывающих пагубное влияние на психологическое здоровье подрастающего поколения, а также резонансных фактов рискогенного поведения в подростковой школьной среде.
Практическая значимость исследования особенностей культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в условиях рисков образовательной среды заключается в том, что выявленные результаты могут найти применение в формировании развивающих программ в учреждениях общего и среднего образования, при реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: особенности культурной конгруэнтности
подростков.
Предмет исследования: особенности культурной конгруэнтности
подростков и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды.
Цель исследования: выявление особенностей культурной
конгруэнтности детей подросткового возраста и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды (на примере экономического положения района, его социального статуса, а также рейтинга района по результатам ЕГЭ).
Основная гипотеза исследования:
Особенности культурной конгруэнтности имеют разный характер связей с рискогенными показателями в районах с низким и высоким экономическим, социальным и образовательным рейтингами.
Основная гипотеза конкретизирована в частных:
1. Показатель культурной конгруэнтности как атрибутивной характеристики личности подростка, проявляющейся в соответствии его поведения инвариантным правилам, типичным для социальной ситуации развития, имеет различия, обусловленные социально-экономическими маркерами рисков образовательной среды.
2. Показатель культурной конгруэнтности подростков выше в образовательной среде школы, расположенной на территории с высоким образовательным уровнем.
3. Образовательный рейтинг школы взаимосвязан с маркерами рискогенности образовательного учреждения.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ имеющихся литературных источников по проблеме взаимосвязей культурной конгруэнтности рисков образовательной среды.
2) Разработать программу исследования особенностей культурной конгруэнтности детей подросткового возраста и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3) Проанализировать полученные данные и выявить особенности культурной конгруэнтности подростков и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды.
Методы и методики:
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:
- теоретических: анализ зарубежных и российских исследований, обобщение и интерпретация научных данных;
- эмпирических: тестирование;
- статистических: анализ мер центральной тенденции разброса, частотный анализ, анализ достоверных различий средних величин показателя по критерию t - критерию Стьюдента, корреляционный анализ с использованием коэффициента г - Пирсона.
Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакетов программы Microsoft Excel, SPSS 20.
В состав психодиагностического инструментария для проведения исследования вошли:
• Авторская методика Баяновой Л.Ф., Миняева О.Г. «Определение культурной конгруэнтности подростка» [12];
• Методический комплекс для выявления вероятностных
предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко и коллектив психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) в адаптации Гилемхановой Э.Н., Герасимовой В.В.,
Васиной В.В [30].;
• Авторская методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» Гилемхановой Э.Н [29];
• Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла в адаптации Э.М. Александровской [38].
Выборка
В исследовании приняли участие 506 учеников МБОУ Республики Татарстан, в возрасте от 12 до 15 лет.
База исследования:
Образовательные учреждения территориальных субъектов (районов) Республики Татарстан, в которых зафиксированы относительно полярные значения социально-экономических показателей: низкий и высокий уровень безработицы, низкий и высокий уровни выполнения ЕГЭ, низкий и высокий уровни средней заработной платы.
Нами было проведено исследование особенности культурной конгруэнтности подростков в контексте рисков образовательной среды.
Изучив первую главу данного исследования, мы определили, что под образовательной средой понимается система взаимосвязанных влияний и условий формирования личности по транслируемому идеалу в разноуровневой её представленности. А безопасная образовательная среда — это та среда, в которой большинство ее участников положительно относится к ней, а также обладают высоким уровнем удовлетворённости характеристиками школьной среды и защищенностью от психологического насилия во взаимодействии. Также было выделено 3 структурных компонента безопасной образовательной среды: поведенческий, когнитивный и эмоциональный. Данное исследование было сфокусировано на поведенческом компоненте, который анализирует такую характеристику, как культурная конгруэнтность.
Под культурной конгруэнтностью подростков мы понимаем личностное свойство, проявляющегося в соответствии поведения ребенка типичным для данного возраста и данной культуры правилам социальной ситуации развития.
Проведя исследование литературы по подростковому возрасту, мы пришли к выводу о том, что негативизм, упрямство, эмансипация и эмоциональная лабильность могут стать факторами риска психологической безопасности. Так как подростки, 70 процентов своего времени проводят в школе, поэтому именно школа должна стать местом, где не только учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством.
На основании теоретического анализа, нами была определена цель исследовательской работы - выявление особенностей культурной
конгруэнтности детей подросткового возраста и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды (на примере экономического положения района, его социального статуса, а также рейтинга района по результатам ЕГЭ).
Исследование основывалось на следующих предположениях:
Особенности культурной конгруэнтности имеют разный характер связей с рискогенными показателями в районах с низким и высоким экономическим, социальным и образовательным рейтингами.
Основная гипотеза конкретизирована в частных:
1. Показатель культурной конгруэнтности как атрибутивной характеристики личности подростка, проявляющейся в соответствии его поведения инвариантным правилам, типичным для социальной ситуации развития, имеет различия, обусловленные социально-экономическими маркерами рисков образовательной среды.
2. Показатель культурной конгруэнтности подростков выше в образовательной среде школы, расположенной на территории с высоким образовательным уровнем.
3. Образовательный рейтинг школы взаимосвязан с маркерами рискогенности образовательного учреждения.
В состав психодиагностического инструментария для проведения исследования вошли:
• Авторская методика Баяновой Л.Ф., Миняева О.Г. «Определение культурной конгруэнтности подростка»;
• Методический комплекс для выявления вероятностных
предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко и коллектив психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) в адаптации Гилемхановой Э.Н., Герасимовой В.В.,
Васиной В.В;
• Авторская методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» Гилемхановой Э.Н;
• Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла в адаптации
Э.М. Александровской;
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Было выявлено, что экономическое благополучие выступает в качестве предиктора, инициирующего вовлеченности в потребление наркотических средств, а также уход подростков в девиацию.
2. Было выявлено, что индивидуальные риски социально-психологического взаимодействия учащегося в образовательной среде, не зависят от уровня безработицы (низкий и высокий) района в котором проживает подросток.
3. Высокая безработица, инициирует формирование активного социального поведения молодежи, а низкая безработица и, соответственно, высокий уровень экономического благополучия, напротив являются предикторами вовлеченности в разные формы аддикций.
4. Показатель культурной конгруэнтности подростков выше в образовательной среде школы, расположенной на территории с высоким образовательным уровнем.
5. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что особенности культурной конгруэнтности имеют разный характер связей с рискогенными показателями в районах с низким и высоким экономическим, социальным и образовательным. Также с помощью факторизации данных, было выделено 8 факторов, инициирующих рискогенность образовательной среды.
Таким образом, гипотезы, выдвинутые в начале нашего исследования, нашли своё подтверждение.
Изучив первую главу данного исследования, мы определили, что под образовательной средой понимается система взаимосвязанных влияний и условий формирования личности по транслируемому идеалу в разноуровневой её представленности. А безопасная образовательная среда — это та среда, в которой большинство ее участников положительно относится к ней, а также обладают высоким уровнем удовлетворённости характеристиками школьной среды и защищенностью от психологического насилия во взаимодействии. Также было выделено 3 структурных компонента безопасной образовательной среды: поведенческий, когнитивный и эмоциональный. Данное исследование было сфокусировано на поведенческом компоненте, который анализирует такую характеристику, как культурная конгруэнтность.
Под культурной конгруэнтностью подростков мы понимаем личностное свойство, проявляющегося в соответствии поведения ребенка типичным для данного возраста и данной культуры правилам социальной ситуации развития.
Проведя исследование литературы по подростковому возрасту, мы пришли к выводу о том, что негативизм, упрямство, эмансипация и эмоциональная лабильность могут стать факторами риска психологической безопасности. Так как подростки, 70 процентов своего времени проводят в школе, поэтому именно школа должна стать местом, где не только учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством.
На основании теоретического анализа, нами была определена цель исследовательской работы - выявление особенностей культурной
конгруэнтности детей подросткового возраста и его личностных свойств в контексте рисков образовательной среды (на примере экономического положения района, его социального статуса, а также рейтинга района по результатам ЕГЭ).
Исследование основывалось на следующих предположениях:
Особенности культурной конгруэнтности имеют разный характер связей с рискогенными показателями в районах с низким и высоким экономическим, социальным и образовательным рейтингами.
Основная гипотеза конкретизирована в частных:
1. Показатель культурной конгруэнтности как атрибутивной характеристики личности подростка, проявляющейся в соответствии его поведения инвариантным правилам, типичным для социальной ситуации развития, имеет различия, обусловленные социально-экономическими маркерами рисков образовательной среды.
2. Показатель культурной конгруэнтности подростков выше в образовательной среде школы, расположенной на территории с высоким образовательным уровнем.
3. Образовательный рейтинг школы взаимосвязан с маркерами рискогенности образовательного учреждения.
В состав психодиагностического инструментария для проведения исследования вошли:
• Авторская методика Баяновой Л.Ф., Миняева О.Г. «Определение культурной конгруэнтности подростка»;
• Методический комплекс для выявления вероятностных
предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко и коллектив психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) в адаптации Гилемхановой Э.Н., Герасимовой В.В.,
Васиной В.В;
• Авторская методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» Гилемхановой Э.Н;
• Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла в адаптации
Э.М. Александровской;
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Было выявлено, что экономическое благополучие выступает в качестве предиктора, инициирующего вовлеченности в потребление наркотических средств, а также уход подростков в девиацию.
2. Было выявлено, что индивидуальные риски социально-психологического взаимодействия учащегося в образовательной среде, не зависят от уровня безработицы (низкий и высокий) района в котором проживает подросток.
3. Высокая безработица, инициирует формирование активного социального поведения молодежи, а низкая безработица и, соответственно, высокий уровень экономического благополучия, напротив являются предикторами вовлеченности в разные формы аддикций.
4. Показатель культурной конгруэнтности подростков выше в образовательной среде школы, расположенной на территории с высоким образовательным уровнем.
5. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что особенности культурной конгруэнтности имеют разный характер связей с рискогенными показателями в районах с низким и высоким экономическим, социальным и образовательным. Также с помощью факторизации данных, было выделено 8 факторов, инициирующих рискогенность образовательной среды.
Таким образом, гипотезы, выдвинутые в начале нашего исследования, нашли своё подтверждение.



