Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОРТРЕТ АРАБСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ПОЭТА ФАРАЗДАКА В ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Работа №32365

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Становление и развитие психолингвистики в области современного языкознания 7
Раздел 2. Этнопсихолингвистика, как один из основных подразделов психолингвистики 13
Раздел 3. Портрет арабского средневекового поэта Фараздака 19
Раздел 4. Основные поэтические жанры в творчестве Фараздака 26
Раздел 5. Психолингвистический анализ произведений жанра «хиджа» ( в творчестве поэта Фараздака 29
Раздел 6. Психолингвистический анализ произведений панегирического характера «мадх» (панегирик; ^АЛ) в творчестве поэта Фараздака 36
Раздел 7. Психолингвистический аспект жанра «накаид» в творчестве поэта Фараздака 43
Заключение 49
Список использованных источников и литературы


Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению творчества и личности выдающегося арабского поэта раннего средневековья Фараздака в психолингвистическом аспекте. В настоящей работе мы уделяем внимание самой науке психолингвистике, её становлению и развитию, а также обращаем особое внимание на жизнь и творчество поэта. Творчество Фараздака, которое является главным объектом исследования данной работы, многогранно. В ходе исследования, мы обращались к произведениям различного характера, которые Фараздак писал в течение всей своей жизни, так как именно они способны раскрыть его психологическое состояние и его мировосприятие.
Психолингвистика - раздел языкознания, возникший в середине прошлого столетия и получивший широкое развитие, как и в западной науке, так и в отечественной. Свое признание и широкое распространение в научном пространстве психолингвистика получила благодаря своей междисциплинарности, так как она возникла на стыке двух наук - психологии и лингвистики. По мере своего развития психолингвистика стала пересекаться и с другими науками, например: этнологией, культурологией, философией. Благодаря этому возникла этнопсихолингвистика - один из главных подразделов психолингвистики, который изучает психологические типы представителей разных этносов. Этнопсихолингвистика играет важную роль в нашем исследовании, так как Фараздак является представителем другой культуры и, более того, другой эпохи. Этой теме посвящен второй раздел нашей выпускной квалификационной работы.
По причине того, что психолингвистика - наука относительно молодая, существует множество различных её определений, данных рядом западных и отечественных ученных. Один только доктор психологических и лингвистических наук Леонтьев Алексей Алексеевич, основатель отечественной психолингвистики, за всю свою жизнь дал более трех определений, не говоря уже о других ученных, посвятивших свои труды данной дисциплине. В настоящей работе, а именно в первом разделе, мы приведем несколько наиболее понятных, с точки зрения языкознания, определения.
Что касается самого термина «психолингвистика», следует отметить, что он более чем удачен, так как подчеркивает комплексность самой дисциплины. Как мы видим, термин состоит из двух слов: психо - душа с греческого; лингуа - язык с латинского. Данный термин был принят в 1953 году на межуниверситетском семинаре ученных-психологов и ученных- лингвистов.
Также, как и любые другие науки психолингвистика имеет предмет и объект исследования. Согласно исследованиям преподавателя Томского университета Карякина Юрия Васильевича объектом науки является фрагмент реальности, избранный ученным для исследования. Предметом же науки является общее представление научного сообщества об избранном объекте. Вопросу объекта и предмета психолингвистики посвящен первый раздел нашей работы, где мы главным образом также обращаем внимание на возникновение, становление и развитие данной науки.
Исследуя творчество поэта или писателя в психолингвистическом аспекте следует обращать особое внимание и на его биографию. Жизнь напрямую связана с творчеством и оказывает на него непосредственное влияние. Нельзя рассматривать творчество автора в отрыве от его биографии. Именно в произведениях (в нашем случае Фараздака) можно проследить переживания и психологическое состояние автора. Поэтому в нашей работе мы посвятили целый раздел биографии поэта Фараздака.
Фараздак - выдающийся арабский поэт омейядской эпохи, живший в VII-VIII веках в раннесредневековом арабо-мусульманском обществе. Он был придворным поэтом омейядских халифов и пользовался особой популярностью как среди своих, так и среди врагов, которых у него было отнюдь не мало, благодаря острому как меч языку. Поэт прожил долгую и контрастную жизнь, в которой были взлеты и падения, любовь и одиночество, грех и раскаяние. Все эти факторы в совокупности оказали существенное влияние на его творчество. Он написал множество стихов и поэм различного характера и различных жанров, которые только в конце XIX века стали входить в сборник его стихотворений. Эти сборники составляли выдающиеся на сегодняшний день европейские ориенталисты такие как Энтони Эшли Беван, Йозеф Гелль и другие. Однако, говоря о плодовитости поэта следует сказать, что далеко не все его произведения вошли в сборники стихов. Многое, к сожалению, было утеряно. Но тем не менее те произведения, которые удалось собрать ученным-ориенталистам, составили достаточно объемные сборники. В ходе нашего исследования мы часто обращались за примерами непосредственно к самим этим сборникам.
Научная новизна. Как уже упоминалось, психолингвистика - наука относительно молодая и свое развитие она получила лишь в западной науке и отечественной. Среди арабских ученных психолингвистика еще не получила особого внимания, в частности в рамках творчества определенного автора. Более того и в отечественном востоковедении творчество Фараздака не рассматривалось в психолингвистическом аспекте.
Объектом исследования является функционирование языка как психический феномен при включении творческой личности в социокультурное взаимодействие.
Предмет исследования являются фрагменты из творчества средневекового арабского поэта Фараздака.
Целью Целью работы является выявление портрета арабского средневекового поэта Фараздака в психолингвистическом аспекте.
Необходимые задачи для решения поставленной цели следующие:
1) Изучение науки психолингвистики, а также её становление и развитие в области языкознания.
2) Рассмотрение предмета и объекта психолингвистики, а также основных её подразделов.
3) Исследование биографии и личности поэта Фараздака.
4) Психолингвистический анализ отрывков произведений Фараздака в рамках основных жанров его творчества.
Методологическую базу нашего исследования составили труды корифеев отечественной психолингвистики таких, как А.А. Леонтьев, И.Н. Горелов, В.П. Белянин, Р.М. Фрумкина. В нашей исследовательской работе пересекались психолингвистическая и литературоведческая методика. Труды ведущих ученых психолингвистики оказались весьма плодотворными при выявлении языкового портрета средневекового арабского поэта, что придало нашему исследованию новизну и актуальность.
Для реализации поставленных задач в работе мы прибегнули к следующим методам исследования: метод наблюдения и интроспекции, метод концептуального анализа, использующийся для описания языковой картины мира, методы сбора и обработки информации, сопоставительно - переводческий метод.
Материалом работы послужили сборники, составленные европейскими ориенталистами: «сборник стихов Фараздака», «сборник накаид (поэтических перебранок) Джарира и Фараздака». А также научный труд преподавателя Ибаданского университета профессора Закарии Осени «Краткая биография Фараздака, выдающегося поэта эпохи Омейядов».
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что в отечественном востоковедении раннесредневековая арабская поэзия до сегодняшнего дня не рассматривалось в психолингвистическом аспекте.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при исследованиях в области истории арабской литературы, а также истории арабского языка.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, семи разделов, заключения и списка источников и использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе мы попытались подробно изучить биографию, психологию и языковое сознание поэта Фараздака, главного представителя раннесредневековой арабской поэзии. В ходе исследования нам удалось многое извлечь непосредственно из самих произведений поэта, где было скрыто его мировосприятие, а также психология и национальный дух его народа. Итак, результаты настоящего исследования выявили следующее:
Психолингвистика - наука достаточно обширная, и это благодаря её междисциплинарности. В первых разделах нашей работы неоднократно упоминалось, что психолингвистика появилась в середине прошлого столетия и является молодой дисциплиной. Но стоит отметить, что чуть более чем за пол века она получила широкое развитие и продолжает развиваться достаточно активно. Психолингвистика получила внимание ряда отечественных и западных ученных. На нее обращают внимание, как и лингвисты, так и психологи. Но, к сожалению, она не пользуется популярностью среди арабских ученных и в арабском языке не получила широкого развития.
В первом разделе нашей работы мы изложили краткую историю возникновения и становления психолингвистики, а также представили несколько различных наиболее понятных, с точки зрения языкознания определений, данной дисциплины, которые были даны авторитетными учеными работавшими и продолжающих работать в этой сфере. Также в разделе было уделено внимание предмету и объекту науки психолингвистики.
Во втором разделе обсуждалась этнопсихолингвистика - одно из основных направлений науки психолингвистики. В нашем исследовании этнопсихолингвистика имеет особое значение, так как в настоящей работе мы исследуем творчество и личность Фараздака, поэта, представляющего культуру, которая достаточно сильно отличается от нашей. В данном разделе было представлено определение этнопсихолингвистики, а также было уделено внимание её цели и объекту. Как мы видим, языковое сознание является неотъемлемой частью культуры народа, от него зависит мировосприятие человека. Соответственно языковое сознание является важнейшим моментом в изучении психолингвистики и этнопсихолингвистики, на что мы также обратили внимание во втором разделе нашего исследования.
В третьем разделе подробно была изучена биография поэта и изложены те нюансы и обстоятельства из жизни поэта, которые существенным образом нашли свое отражение в его творчестве. Благодаря таланту и плодотворности Фараздака, его творчество в последующие столетия стало опорой для ряда арабских поэтов, которые ориентировались на него и учились от него. Одной из главных его заслуг считается сохранение бедуинских традиций, а также древнеарабского лексического фонда. В процессе исследования нами было выявлено, что ряд арабских ученных считают Фараздака величайшим представителем арабской поэзии раннего средневековья, а именно эпохи Омейядского государства, несмотря на тот факт, что Фараздак и Джарир в течении всей жизни и даже после смерти делили первенство поровну. Он заслуженно является крупнейшей фигурой арабской поэзии раннего средневековья.
Жанровое разнообразие арабской поэзии раннего средневековья весьма богато. Одни жанры отличаются широким спектром возможностей, в которых автор не был стеснен строгими рамками поэтических канонов (хиджа), другие жанры давали поэту гораздо меньше свободы в написании произведения (накаид), третьи жанры писались, практически, по шаблонному образу героя (мадх). Фараздак в своих стихотворениях весьма виртуозно и искусно превозносил монархов, полководцев, политических и религиозных деятелей, и весьма мастерски высмеивал и поносил своих врагов вместе с их племенами. В четвертом разделе были перечислены те жанры, в которых писал Фараздак. Также была изложена история возникновения жанров.
Как мы видим, жанр хиджа является одним из основных жанров в творчестве поэта. Именно стихам сатирически-поносительного характера поэт уделял особое внимание в своей творческой деятельности. В пятом разделе был довольно подробно изучен жанр хиджа. Мы попытались подобрать соответствующий эквивалент данному жанру в русском языке. Также были выявлены его особенности и цели. На примере отрывков некоторых стихов Фараздака нами был проведен психолингвистических анализ самих произведений и личности самого поэта. В данном разделе нам удалось выявить семантические комплексы, заложенные в отрывках, которые были приведены в пример. Были представлены также примеры с использованием тех лексических единиц, которые в эпоху омейядского государства считались архаизмами. Собственно, по этой причине заслуга сохранения древнеарабского лексического фонда принадлежит в немалой степени именно Фараздаку.
Шестой раздел мы посвятили жанру мадх, который является одним из главных жанров арабской поэзии, а также творчества Фараздака. В данном разделе также, как и предыдущем, было уделено внимание и на историю возникновения и развития жанра, и на его особенности и цели. В качестве примеров было представлено несколько отрывков различного характера (высший мадх, мадх политическим деятелям, мадх полководцам и мадх группе людей). Проблема подбора подходящего эквивалента жанру мадх перед нами не стояла, так как в русском языке он существует. В шестом разделе мы провели психолингвистический анализ панегерических стихов Фараздака, в результате чего нам частично удалось выявить психологическое состояние поэта. Также в настоящем разделе мы обратили внимание на его отношения с лицами власть имущими, что является немаловажным фактором, который, в свою очередь, оказал существенное влияние на творчество поэта.
В последнем разделе обсуждался жанр накаид, который, как упоминалось ранее, считается одним из сложных поэтических жанров арабской поэзии. Мы попытались подобрать эквивалент названию жанра в русском языке, который максимально близко и точно передает заложенную в нем имплицитную информацию. Также были освещены причины возникновения жанра, его особенности и цели. Были представлены два примера, в первом из которых Фараздак демонстрирует величие своего рода, унижая при этом враждебную родовую общину, а во втором демонстрирует свое мастерство парировать поэтические нападки зачинщика. В разделе были показаны отношения между двумя передовыми поэтами арабской раннесредневековой поэзии, отрывки стихов накаид, приведенные в главе, показывает степень их вражды и ненависти друг ко другу. С точки зрения психолингвистики, сей факт существенным образом отразился на творчестве поэта Фараздака.



1) Диван аль-Фараздак / под ред.: Карама аль-Бустана. - Бейрут.: Дар Садир/Дар Бейрут, 1960. - 668 с.
.668 ^ — .1960 j^ / j^/^ j^ :.^jj^ — . 2) Сборник Накаид Джарира и Фараздака / под. ред.: Э.Э. Бевана. - Лейден.: 1912. - 1788 с.
.1788 ^ — .1912 :.u^ — .u%^ ^J^l ^-jj^jl / J jj^J'j jjj^ Литература
3) Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник / В.П. Белянин. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 232 с.
4) Большаков О.Г. История хадифата, т.4: апогей и падение / О.Г. Большаков. — Москва.: "Восточная литература" РАН, 2010. — 369 с.
5) Гаврилова В.В. Организация экскурсии на этапе подготовительной работы к написанию изложения в 3 классе / В.В. Гаврилова // Педагогика. - 2016 - № 12-3. - с. 39-42.
6) Горелов И.Н. Основы психолингвистики / Н.Н. Горелов, К.Ф. Седов. — М.: Лабиринт, 2001. — 304 с.
7) Даниленко В.П. Общее языкознание и история языкознания: курс лекций / В.П. Даниленко. — М. : Флинта : Наука, 2009. — 272 с.
8) Карякин Ю.В. Объект и предмет науки / Ю.В. Карякин // Психология. - 2010. - 7 с.
9) Ковшиков, В.А., Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Учебник для вузов / В.П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 320 с.
10) Комарова З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике / З.И. Комарова // Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд -во УрФУ, 2012. - 818 с.
11) Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Лекционный курс / В.В. Красных. - М.: ИТДГК Тнозис", 2002. - 284 с.
12) Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 1999. — 288 с.
13) Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / А.А. Леонтьев. - М.: НПФ "Смысл", 2011. - 290 с.
14) Маштакова Е. И. Турецкая литература [XVII в.] // История всемирной литературы: В 8 томах / Е.И. Маштакова. — М.: Наука, 1987. — 390 с.
15) Панченко В.А. Вильгельм фон Г умбольдт. Внутренняя форма языка как отражение самобытности этнической культуры / В.А. Панченко // Известия Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена. - 2010. - 401 с.
16) Психолингвистика: учебник для вузов / под ред.: Т.Н. Ушаковой. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 415 с.
17) Фильштинский И. М. Раннесредневековая литература (середина VII — середина VIII в.): [Арабская литература] / И.М. Фильштинский. — М.: Наука, 1984. — 223 с.
18) Фильштинский И. М. Словесное искусство древних арабов (VI— середина VII в.) // История всемирной литературы: В 8 томах / И.М. Фильшинский. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
19) Фильштинский, Исаак Моисеевич. История арабской литературы V - начало X века / И. М. Фильштинский. — М.: Наука, 1985. - 177 с.
20) Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.М. Фрумкина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
21) Шидфар Б. Я. Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.) / Б.Я. Шидфар. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1974. — 167 с.
На иностранном языке
22) Fritz Dufour. Exploring the Possibilities for the Emergence of a Single and Global Native Language / Fritz Dufour. - Montreal. 2017. - 236 pp.
23) Hussein A.A. The rise and decline of naqaid. Poetry / A.A. Hussein // Jerusalem.: Jerusalem studies in arabic and islam. - 2011. - pp. 59.
24) Oseni Z.I. A Concise Biography of al-Farazdaq a Poetic Colossus of the Umayyah Era / Z.I. Oseni // - Al-Hadarah: LASU Journal of Arabic and Islamic Studies. 1999. - vol.2 - pp. 18.
25) Насир А.Т. Страх в стихах Фараздака / А.Т. Насир // Гуманитарные науки. - 2007. - №3 - 20 с.
— AJJLUDVI // jj‘ JAIL JJ / (j^jjill j*^ ^3 i ijiJl OJAU . jj^ ^' JAU JJ
.20 ^ - 3 ^xil — .2007
Справочная литература
26) Баранов, Х. К. Большой арабско-русский словарь / Х.К. Баранов. - М.: Живой язык, 2006. - 456 с.
27) Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. - Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 111-112.
28) Литература и язык: энциклопедия / А.П. Горкин и др. — М.: РОСМЭН, 2007. — 583 с.
На иностранном языке
29) The Encyclopedia Britannica: 32 vol. / main ed. Franklin Henry Hooper. - Cambridge. : University Press., 1910. - pp. 944.
30) Электронный толковый словарь (^xJl ^*J) - Режим доступа: https://www.almaany.com/ar/dict/ar-en , свободный.
Электронные ресурсы
31) Ибрагимов И.Д. Жанры арабской поэзии [Электронный ресурс]. -
https://www.pglu.ru/upload/iblock/5e1/uch 2008 vi 00010.pdf. (дата
обращения: 23.03.2018).
32) Панегирик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. textol ogia. ru/slovari/literaturovedche skie - terminy/panegirik/?q=458&n=360. (дата обращения: 22.03.2018).
33) Этнопсихолингвистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.web.ru/images/d/d1/Russkij yazyk i kultura rechi lekcia13.pdf. (дата обращения: 07.05.2018).
На иностранном языке
34) Ali ibn al-Husayn. Poem by al-Farazdaq (d. 730) about Zayn al-Abideen (d. 712) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ballandalus.wordpress.com/2013/11/27/poem-by-al-farazdaq-d-730- about-zayn-al-abideen-ali-ibn-al-husayn-d-712/. (дата обращения:
04.04.2018) .
35) Абдель-Хамид эль-Принс. Что стихи хиджа могут привнести в мир? [Электронный ресурс].
^Ull l^*^ (jl ^^Jl /А iy^l .(^ijyAJl JAAiJl
Режим доступа:
http://sudaneseonline.com/cgibin/sdb/2bb.cgi?seq=print&board=490&msg= 1450103850&rn=8. (дата обращения: 07.03.2018).
36) Али Абу-Зейд. Жанр «Хиджа» у арабов / Али Абу-Зейд // Искусство. - Арабская энциклопедия, [Электронный ресурс].
.Ajjj*ll Яс JAII — .yi // AJJJJI / ^j*ll el^Jl .Jjjjji
Режим доступа: https://www.arab-ency.com/ar/. (дата обращения:
04.03.2018) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ