Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере образования

Работа №32360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
725
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ЗАЩИТА ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина в сфере образования 6
1.2. Правовая регламентация прокурорского надзора как правозащитная
отрасль деятельности органов прокуратуры 21
1.3. Взаимодействие прокуроров с Уполномоченными по правам
человека 29
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА НА ВЫЯВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 35
2.1. Средства прокурорского реагирования 36
2.2. Обращение в суд как способ восстановления законности
в рассматриваемой сфере 44
2.3. Приоритетные направления совершенствования прокурорского надзора
за соблюдением прав человека и гражданина в сфере образования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обеспечение соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на образование - один из главных приоритетов государственной политики и важный фактор устойчивого социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов. Кроме того, получение доступного и качественного образования соответствует не только личным целям и интересам каждого гражданина, но и соответствует стратегическим целям Российской Федерации, поскольку в XXI веке - веке информации и технологического прогресса, образование в мире приобретает все более значительную роль, поскольку обеспечивает государство конкурентоспособными специалистами и как результат конкурентоспособность на мировой арене.
Проблемы образования в России по-прежнему требуют пристального внимания государства, о чем свидетельствуют данные социологических опросов: в рейтинге значимости прав и свобод человека и гражданина право на бесплатное образование занимает второе место. По данным доклада Уполномоченного по правам человека в 2018 году наблюдался рост обращений по сравнению с 2017 годом о нарушении прав на образование - в общем рейтинге прав и свобод человека и гражданина право на бесплатное образование занимает второе место (показатель значимости - 60%).
Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена существующими проблемами в сфере образования, а также ее практической значимостью в совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Сложившаяся ситуация требует особого внимания к образовательной системе со стороны общества и государства, так как перед обществом стоит задача по улучшению качества и доступности образования, что невозможно представить без надзорной работы органов прокуратуры.
Степень разработанности темы. В процессе написания данной работы были исследованы и проанализированы различные нормативно - правовые акты, научная литература и иные источники. В данной работе использованы работы таких авторов, как Е.Р. Ергашев, В.Г. Бессарабов, К.А. Кашаев, Н.Р. Корешникова, С.С. Колобашкина, С.И. Герасимова, В.Г. Мелкумов, Э.А. Гамидов и др.
Цель исследования проанализировать и методически обосновать правовую регламентацию прокурорского надзора в сфере образования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере образования;
2) рассмотреть правовую регламентацию прокурорского надзора и взаимодействие прокуроров с Уполномоченными по правам человека;
3) обосновать средства прокурорского реагирования и обращение в суд как способ восстановления законности в рассматриваемой сфере;
4) определить приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина в сфере образования.
Объектом исследования: процесс прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере образования.
Предметом исследования выступает сложившаяся практика и нормы российского законодательства, касающиеся прокурорского надзора и образовательной системы России.
Гипотеза исследования - существует необходимость в правовой регламентации прокурорского надзора в сфере образования.
Методология исследования обусловлена его целями и задачами. Исследование строится на анализе российской практики в сфере прокурорского надзора, норм действующего законодательства и теоретического материала в области правового регулирования прокурорского надзора. Использовались методы сравнительного правоведения, описание, анализ, аналогия, а также системный метод. Кроме того, решение поставленных задач осуществлялось на основе применения совокупности таких исследовательских методов, как анализ научной литературы, изучение и обобщение передового опыта.
Цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и
свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а осуществление
надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере
образования является чрезвычайно важной задачей и функцией государства
Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»
прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов,
которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за
соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов,
действующих на территории Российской Федерации. Любые законные
действия органов прокуратуры осуществляются от имени государства -
Российской Федерации, что объясняется спецификой их деятельности.
Представители образовательных организаций, а также представители
государственных органов одной из проблем соблюдения законности в сфере
образования выделяют недостатками законодательства. Поэтому в целях
совершенствования прокурорского надзора за соблюдением прав человека и
гражданина необходимо усовершенствовать законодательство в сфере
образования, а также надзора за ней согласно следующим предложениям:
1) делегировать часть надзорных полномочий органам исполнительной
власти субъектов РФ;
2) законодательно урегулировать вопросы оказания платных
образовательных услуг;
3) расширить полномочия органов прокуратуры в административном
законодательстве.
Целью данных предложений является реализация конституционного
права на получение образования, а также улучшение методов усиления
законности в образовательной деятельности.68
Следующие предложения строятся на использовании таких важных
особенностей образовательной сферы как публичность и прозрачность:
1) допускать к участию в проверке представителей гражданского
общества, поскольку их участие в статусе наблюдателей стало бы гарантией
обеспечения прав в сфере образования;
2) с целью вызвать активное обсуждение и стимулировать к разработке
новых подходов к совершенствованию контроля в сфере образования
необходимо по завершении проверок публиковать их результаты для всех
заинтересованных лиц.
Для совершенствования прокурорского надзора за соблюдением прав
человека и гражданина в сфере образования необходимо понимать факторы,
которые оказывают влияние на эффективность надзорных действий, а также
условия их проведения. Об эффективности надзора можно говорить, только
если в намеченные сроки достигнуты все поставленные задачи, которые
стоят перед органами прокуратуры в данной сфере.
Также необходимо отметить важность в повышении эффективности
надзора взаимодействие с различными государственными и общественными
структурами. Сотрудничество органов прокуратуры с правозащитными
организациями и институтами способствует обоюдному росту
эффективности и степени защиты прав и свобод граждан. Одной из наиболее
важных связей органов прокуратуры является взаимодействие с
Уполномоченными по правам человека.
Нарушение законности в сфере образования, например, в виде
нарушений прав граждан на образование или его доступности, способно
вызвать большой общественный резонанс.
Особую роль в правовой регламентации прокурорского надзора как
правозащитной отрасли деятельности органов прокуратуры играют
подзаконные нормативные акты. Данные нормы выполняют, как правило,
дополняющую или уточняющую функцию и имеют узкоспециальную
направленность по тому или иному вопросу в надзорной деятельности69
органов прокуратуры. По этой причине необходимо уделить внимание
вопросу создания специальной методики контроля образовательной
деятельности.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно
сделать вывод, что, несмотря на достаточный уровень качества
прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере
образования, ощущается недостаток ее четкой правовой регламентации.
Таким образом, правовая регламентация стоит первоочередной проблемой на
пути повышения эффективности и качества прокурорского надзора за
соблюдением прав и свобод гражданина и человека, что подтверждает
сформулированную гипотезу – «существует необходимость в правовой
регламентации прокурорского надзора в сфере образования».


Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
1.2. Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом
пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости
Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291.
1.3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.un.org/ru/ga/48/docs/48res.shtml (дата обращения: 13.02.2019).
1.4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст.
4398.
1.5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
08.01.2019) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
1.6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от
24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст.
3012.
1.7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст.
4532.71
1.8. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ
(ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации» // СЗ РФ от 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
1.9. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018)
«О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
08.01.2019) // СЗ РФ от 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
1.10. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 06.02.2019) «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ от 19.08.1993, № 33, ст. 1316.
1.11. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
«Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст.
3349.
1.12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2018) // СЗ РФ от 31
декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.
1.13. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от
29.11.2018) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с
«Положением о лицензировании образовательной деятельности») // Собрание
законодательства РФ, 04.11.2013, № 44, ст. 5764.
1.14. Конституция Республики Татарстан (принята на всенародном
голосовании 6 ноября 1992 г.) // «ВЕДОМОСТИ Верховного Совета
Татарстана», 1992, № 9-10, ст. 166.
1.15. Об утверждении требований к экспертам и экспертным
организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по контролю
возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом
лицензионных требований и условий (при предоставлении лицензии и
переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии),
контролю соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при
осуществлении образовательной деятельности. Приказ № 65 Минобрнауки72
России от 5.02.2013 [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.rg.ru/2013/05/17/trebovania-dok. html (дата обращения: 25.04.2019)
1.16. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Приказ Генпрокурора
РФ от 07.12.2007 № 195 (в ред. от 10.02.2012 № 46) [Электронный ресурс]. –
URL: http://www.genproc.gov.ru/ documents/orders/document-14257/ (дата
обращения: 25.04.2019)
1.17. О нарушениях в деятельности образовательных учреждений и
научных организаций. Письмо Рособрнадзора от 24.01.2012 № 07- 97/03
[Электронный ресурс]. – URL: http://
yspu.org/main_docs/Accreditation/1/20120306 134121.pdf (дата обращения:
26.04.2019).
1.18. Положение о госконтроле (надзоре) в сфере образования.
Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 [Электронный ресурс].
– URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070752/ (дата
обращения: 25.04.2019)
1.19. Правила оказания платных образовательных услуг,
утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706
[Электронный ресурс]. – URL: http://www. rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html
(дата обращения: 27.04.2019)
1.20. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от
21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, № 3, 2008.
1.21. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов о
несовершеннолетних и молодежи» // Законность, № 2, 2008.
1.22. Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 (ред. от
26.12.2018) «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры
Российской Федерации» // Законность, № 8, 2016.73
1.23. Распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации от
09.02.2009 № 33/7р «Об организации исполнения Соглашения
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и
Генерального прокурора Российской Федерации
о взаимодействии в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1145242-
p7.html (дата обращения: 13.02.2019).
II. Специальная литература
2.1. Амирбеков К.И. Полномочия прокурора и их классификация /
К.И. Амирбеков, М.А. Магомедов // Юридический мир. – 2016. - № 2. С. 39-
44.
2.2. Бессарабов В. Г. Взаимодействие органов прокуратуры с
уполномоченными по правам человека в Российской Федерации в сфере
защиты прав и свобод человека и гражданина: пособие / [и др.]; Акад. Ген.
прокуратуры Российской Федерации. – М., 2012. – 92 с.
2.3. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой
прав и свобод человека и гражданина. - М.: Городец, 2007. - 464с.
2.4. Бойченко С.И. Органы прокуратуры и уполномоченные по
правам человека в субъектах РФ: правовые основы сотрудничества //
Адвокатская практика. - М.: Юрист, 2009, № 3. - С. 22-24.
2.5. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административноправовой реформы: Монография. - М.: Буквовед, 2006. – 160 с.
2.6. Бывальцева С. Защита прав и свобод человека // Законность.
- 2008. - № 9. - С. 13-19.
2.7. Бызова М.В. Современные задачи российской прокуратуры / Е.В.
Быкова, М.В. Парфенова // Российская юстиция. - 2013.- №11. С. 26-27.
2.8. Винокуров, Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник // Ю.Е.
Винокуров и др. – М.: Юрайт, 2011. С. 112.74
2.9. Гамидов Э.А. Взаимодействие прокуратуры с Уполномоченным
по правам человека в Российской Федерации // Студенческий: электрон.
научн. журн. 2017. № 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://sibac.info/journal/student/7/78102 (дата обращения: 13.02.2019).
2.10. Герасимова С.И. Настольная книга прокурора // под ред. С.И.
Герасимова. – М.:Эколит, 2002, С. 140.
2.11. Гоголевский А.В. К вопросу о прокурорском надзоре за
соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации (на примере Свердловской области) // Пробелы в
российском законодательстве. 2014. №6. С. 248-253.
2.12. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации за 2018 год. [электронный ресурс] Режим доступа:
https://rg.ru/2018/04/16/doklad-site-dok.html (дата обращения: 13.02 2019).
2.13. Егоров, И.В. Генеральной прокуратуре создано новое управление
[Текст] / И. Егоров //Российская газета. – № 5747 (74) –05.04.2012.
2.14. Ергашев Е.Р. Понятие и кдассификация правовых средств,
применяемых органами прокуратуры / Е.Р. Ергашев // Российский
юридический журнал. – 2007. - № 1 (53), C. 118.
2.15. Ергашев Е.Р. Представление как надзорный акт прокурорского
реагирования: учеб.пособие / Е.Р. Ергашев. – Екатеринбург: Издательский
дом УрГЮА, 2008, С. 11-21.
2.16. Зверев А.Д., Прокурорский надзор за исполнением трудового
законодательства: автореф.дис. …канд.юрид.наук.: 12.00.05. - Трудовое
право / А.Д. Зверев. - М., 1972, С. 8-9.
2.17. Камышов В.Г. Прокурорский надзор, как средство защиты
личных прав и свобод человека и гражданина: дис. …канд.юрид.наук:
12.00.11 / Камышов В.Г. , - Москва, 2012. С. 94.
2.18. Клочков В.Г. Проблемы измерения и оценки эффективности
прокурорского надзора по защите прав и свобод человека // Безопасность
бизнеса. - М.: Юрист, 2008, № 1. - С. 14-1675

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ