Введение 3
1. Теоретические основы агрессивности, тревожности и эмоционального интеллекта среди подростков.
1.1. Понятие тревожности, агрессивности и эмоционального интеллекта в
современной психологии 6
1.2. Особенности эмоциональной личности подросткового возраста 14
1.3. Личностные особенности условно осужденных подростков 19
2. Методы и организация исследования.
2.1. Описание выборки исследования 23
2.2. Методы исследования 24
2.3. Процедура исследования 29
2.4. Статистические методы обработки данных 30
3. Результаты исследования и их обсуждение 32
Заключение 56
Литература 59
Приложения
Актуальность темы исследования. Современное общество ставит достаточно высокие требования к своим гражданам. Во многом это повышает стрессовый фон для людей и создает прекрасные условия для развития неврозов, повышения уровня тревожности и агрессивности. Отметим, что если дети младшего возраста в той или иной степени могут находиться в безопасной зоне благодаря своим родителям и опекунам, а сами взрослые учатся справляться со стрессовой ситуацией, то под ударом оказывают дети переходного возраста. Они уже вступают в общественные отношения, однако не имеют возможности (в силу возраста) полноценно реагировать на происходящее. Таким образом, естественным следствием данного процесса является тот факт, что «в настоящее время увеличилось число тревожных подростков, отличающихся неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, апатией, депрессией, нейротизмом, агрессивностью» [14;23].
Разумеется, подобного рода проблема не может оставаться вне внимания психологов и педагогов. С одной стороны изучается связь повышенного уровня тревожности с личностными особенностями подростков, с другой стороны рассматриваются, апробируются и принимаются на вооружение способы противодействия стрессовым факторам. Тема является достаточно новой для современной науки, поэтому интерес к ней повышенный.
В то же время такого рода исследования не уделяют должного внимания особой категории подростков - условно осужденных. По законам РФ полная дееспособность наступает только после достижения определенного возраста, однако совершать преступления и преступные деяния могут подростки самого разного возраста. Нередко через виктимное поведение реализуется ответ на воздействие общества и окружающей среды. В то же время условно осужденные подростки находятся во заведомо более проигрышной позиции относительно своих сверстников.
Изучение именно этой категории детей подросткового возраста может дать ответ на некоторые вопросы, связанные с предотвращением виктимного и асоциального поведения. Особо пристальное внимание хочется уделить изучению связей между уровнем тревожности, агрессивности и эмоциональным интеллектом условно осужденных подростков. В сравнении с данными по их сверстникам, это позволит выделить какие-либо специфические особенности, которые повлияли или влияют на их поведение. В дальнейшем это позволит создать рекомендации по воспитанию или разработать методики преодоления асоциального поведения в данной среде.
Объект исследования: эмоциональный интеллект у условно осужденных подростков и правопослушных сверстников.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта с агрессивностью, и тревожностью условно осужденных подростков и правопослушных сверстников.
Цель исследования: сравнить агрессивность, тревожность и эмоциональный интеллект у условно осужденных подростков и правопослушных сверстников, выявить взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта, агрессивности и тревожности.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют достоверные различия в показателях эмоционального интеллекта, агрессивности и тревожности у условно осужденных подростков и правопослушлых сверстников и значимые взаимосвязи между исследуемыми показателями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий агрессивность, тревожность и эмоциональный интеллект по результату анализа научной литературы;
2. Проанализировав литературу, систематизировать существующие модели и методы измерения эмоционального интеллекта, агрессивности и тревожности;
3. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных;
4. Проанализировать полученные данные и выявить наличие достоверных различий в показателях эмоционального интеллекта, агрессивности, тревожности у правопослушных и условно осужденных подростков, а также определить характер взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта, агрессивности, тревожности у правопослушных и условно осужденных подростков.
Методы и методики исследования: для оценки уровня агрессивности тест Баса-Дарки (BDI), для оценки уровня тревожности STPI (опросник Спилбергера в адаптации Ханина), для изучения уровня эмоционального интеллекта использовался тест EIS (Холл).
Выборка: составила 100 человек учащихся школ г. Казани, это юноши 14-17 лет:
- экспериментальная группа (ЭГ) - 50 человек условно осужденных несовершеннолетних подростков;
- контрольная группа (КГ) - 50 правопослушных подростков, не состоящих на учете в правоохранительных органах.
Структура представленной работы: введение, три главы с параграфами, заключение, список литературы, приложения.
Целью данного исследования было сравнение показателей агрессивности, тревожности и эмоционального интеллекта у условно осужденных подростков и правопослушных сверстников, выявление взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта, агрессивности и тревожности.
Задачи выполнены:
1. Раскрыто содержание понятий агрессивность, тревожность и эмоциональный интеллект по результату анализа научной литературы;
2. Проанализирована литература, систематизированы существующие модели и методы измерения эмоционального интеллекта, агрессивности и тревожности;
3. Разработана программа исследования, подобраны необходимые методики и осуществлен сбор и обработаны эмпирические данные;
4. Проанализированы полученные данные и выявлены достоверные различия в показателях эмоционального интеллекта, агрессивности, тревожности у правопослушных и условно осужденных подростков, а также определен характер взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта, агрессивности, тревожности у правопослушных и условно осужденных подростков.
Для понимания личности подростка важно иметь представление не только о его мыслях, но и об эмоциях и чувствах.
В первой главе были теоретически изучены основы эмоционального интеллекта, агрессивности, тревожности у подростков, а так же особенности эмоционального интеллекта подросткового возраста, личностные особенности условно осужденных подростков.
Во второй главе описано экспериментальное исследование двух групп: условно осужденных подростков и правопослушных подростков.
Исследование проводилось по методикам: Холла, Басса-Дарки, Спилбергера, математический анализ производился по Спирману, U-критерию Манна-Уитни, использовалась статистическая программа «STATISTICA v.10», Excel. В качестве репондентов были представлены условно осужденные юноши г. Казани, состоящие на учете в уголовно исполнительных инспекций и правонопослушные подростки школ г. Казани в возрасте 14-17 лет.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
• Сравнительный анализ выявил достоверные различия всех показателей методики EIS, показателей ситуативной и личностной тревожности методики STAI, косвенной агрессии и чувства вины опросника BDI у условно осужденных и правопослушных подростков .
• Корреляционный анализ показал, что чем агрессивнее условно осужденный подросток, тем ниже его эмоциональный интеллект, самомотивация, эмоциональная осведомленность, тем хуже он распознает эмоции других людей;
• выявленные значимые взаимосвязи между личностными характеристиками, эмоциональным интеллектом и агрессивностью показали, что возможно контролировать враждебность и агрессивность условно осужденных подростков, если повышать самомотивацию , эмоциональную осведомленность.
Данное исследование открыло принципиально новый взгляд на проблему правонарушений, что требует:
1) более глубокого изучения вопроса на больших группах;
2) разработку программы по повышению эмоционального интеллекта;
3) проведение лонгитидного исследования, с целью подтверждения данной гипотезы, положительным показателем которой будет является отсутствие повторных правонарушений.
Психологический статус условно осужденных подростков показывает направление для псикоррекционной работы с ними, которая должна включать в себя, кроме индивидуальных консультаций, групповую работу, направленную на снижение агрессивности, ситуативной и личностной
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ (ред. от 29.07.2018.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии - 2014. - № 5. - С. 57-65
3. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект / М., Лик пресс, 2015.
4. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Г оулман, Р. Бояцис, Энни Макки. - М., Альпина Бизнес Букс, 2015.
5. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии / Прикладная юридическая психология - 2014. - № 4.- С. 165-166.
6. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е. В. Змановская -М.: Академия, 2013.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/СПб., 2014.
8. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного пове-дения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды): монография/ А.Н. Ильяшенко. -М., 2015.
9. Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2014.
10. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления/СПб., 2014.
11. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов/ М.: Эксмо, 2013.
12. Кисловская В.Р. «Ребенок - дошкольник»/ М.: Педагогика, 2014.
13. Ковалев СВ. Психология современной семьи: Кн. для учителя/М.: Просвещение, 2013.
14. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для школьных психологов / Л. С. Колмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2015.
15. Козлова Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации./Сборник статей . Ставрополь, 2013.
16. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков/Минск, 2015.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.Развитие ребенка от рождения до 17 лет./ Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 2014.
18. Колесникова З.А. Психокоррекционная работа с осужденными, входящими в пенитенциарные группы риска: Учебное пособие/Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015.
19. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков/М., 2014.
20. Леонтьев А.Н. К теории развития личности/ М., 2015.
21. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2014.
22. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 2014.
23. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2015.
24. Немов Р.С. Общая основа психологии/- 2е изд. - М.: Просвещение, 2013.
25. Оразалиева А. Особенности эмоционального развития детей подросткового возраста, методы их изучения//Воспитание школьников. - 2012. -№ 6. - С.22 -26.
26. Общая психология /А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др. под. ред. А.В. Петровского/М.: Просвещение, 2016.
27. Полтарыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи: Монография.,под ред. Д.К.Нечевина/М., 2014.
28. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика/М.,- Воронеж, 2015.
29. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности /Психологическая наука и образование. - 2013. - №2. - С. 11-17.
30. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/М.: Бахрах-М, 2014.
31. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.- 2015. - №5. - С.56-59.
32. Регуш Л.А., АлексееваЕ.В. Психологические проблемы подростков: Стандартизированная методика: Научно-методические материалы/СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
33. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности/ М., 2015.
34. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/М., 2015.
35. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. Учебно-методическое пособие / Москва, 2015.
36. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. -2013. - № 4. С. 62-70.
37. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ М., Изд-во Института Психотерапии. 2015.
38. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб. : Питер, 2016.
39. Чернобровкина Н. Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности разного виктимного типа: автореферат дис. ... канд. псих. наук: защищена 29.11.2013 / Н.Ю. Чернобровкина. - Москва, 2013.
40. Bar-On, R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual/ New York , Bantam Books, 2014. - 296 p.
41. Goleman, D. Emotional intelligence / D. Goleman. - New York : Bantam Books, 2015. - 358 p.