Введение 3
Глава 1. Проблема эмоционального интеллекта в психологической науке 7
1.1. Теоретические подходы и исследования эмоционального интеллекта в психологической науке 7
1.2. Психологические предпосылки развития и формирования эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте 11
1.3. Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. 15
Выводы по первой главе 26
2.1 Организация и описание методов исследования формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста 28
2.2.Анализ результатов исследования формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста 36
2.3 Принципы разработки и реализации развивающей программы 45
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 1. 64
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Проблема развития эмоциональной сферы ребенка становится всё более актуальной в настоящее время. Причину этому можно назвать: выявившийся сравнительно недавно, как научный феномен, эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект - способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя саморегуляцию, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. [2] Д. Гоулман пишет о том, что наш взгляд на человеческий интеллект невероятно узок, хотя в совсем недалекие времена определяющим параметром в жизни человека считался именно коэффициент интеллекта. От его показателей, как считалось, зависит успешность человека в любом виде деятельности и, если смотреть на это в более масштабном варианте, чуть ли не насколько счастлив человек будет в жизни. [7]
В реальной жизни традиционный коэффициент интеллекта показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д., но для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства и эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту
Например, Д.Гоулман доказывает, что наши эмоции играют гораздо большую роль в мышлении, принятии решения и личном успехе, поэтому предлагает основные усилия отвести на развитие эмоционального интеллекта т.к. это обеспечивает лучшее качество жизни развивающейся личности. [7]
Сигналом для развития данной темы является массовое обследование родителей и преподавателей, которое показывает распространенную во всем мире тенденцию современного поколения детей, заключающуюся в том, что они более неблагополучны эмоционально, чем прошлое поколение: более одинокие и угнетенные, более злые и непокорные, более нервные и склонные волноваться, более импульсивные и агрессивные.
Именно поэтому ведущей задачей гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагается достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления.
Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности. Таким образом, мы приходим к выводу, что в основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект: понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми. Предпосылками возникновения эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте являются: обобщение переживаний, совместная деятельность, нравственное представление дошкольника, отношение «Я - Ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности и чувства, развитие которых опережает интеллектуальное, и которые дают начальную целостность человеческому существу.
Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.
Многие теоретики лидерства утверждают, что именно уровень эмоционального интеллекта определяет успешный или неуспешность в дальнейшей жизни. Способность понимать себя и других людей, контролировать свои и чужие эмоции, формировать, сплачивать и мотивировать людей на достижение цели - все эти навыки определяются эмоциональным разумом.
В данной работе мы попытаемся выявить, что, а точнее, кто является для ребенка основой для формирования эмоционального интеллекта. Несут ли наиболее существенный вклад родители ребенка или же основная нагрузка по развитию эмоциональной грамотности должна ложиться на плечи воспитателей детского сада, какова роль сверстников и действуют ли эти составляющие эффективно в комплексе либо же какой-то из них всё же занимает доминирующее значение.
Рассмотрим вопрос о том, какие факторы в большей степени влияют на развитие эмоционального интеллекта. И на основе ответов на эти вопросы попытаемся определить существует ли разница в развитии эмоционального интеллекта у детей, посещающих и не посещающих дошкольное учебное учреждение. И установить взаимосвязи между посещением детского сада и своевременным и успешным формированием эмоционального интеллекта у дошкольников.
Цель исследования: определить и изучить компоненты эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста будет более успешным, если организовать систему развивающих занятий, направленных на формирование следующих компонентов эмоционального интеллекта дошкольников: направленность внимания ребёнка к миру людей и миру эмоций, эмоциональная ориентация ребёнка на другого и готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в психологии.
2. Изучить особенности формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Провести диагностику уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников
4. На основании полученных данных разработать и организовать развивающие занятия для детей дошкольного возраста.
Методологическая основа данного исследования строится на принципе развития. В наиболее общем виде он сформулирован Ф. Энгельсом. Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается. Развитие, прежде всего, заключается в качественных изменениях, появлением новых механизмов, процессов, новообразований, новых структур. Л. С. Выготский так писал о психическом развитии ребенка: «Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни».
Нами была исследована тема: «Формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста». В настоящей работе решены следующие поставленные задачи.
Исследованы теоретические подходы к изучению эмоционального интеллекта в психологии. Существует разное понимание данного феномена, ученые предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта, а также различные варианты его измерения. Однако при всем разнообразии подходов к столь сложному и неоднозначному феномену, как эмоциональный интеллект, в каждом из них можно обнаружить свои сильные и слабые стороны. Некоторые исследователи отмечают, что на сегодняшний день существует проблема «множественности теорий эмоционального интеллекта», которая заключается в размывании и отсутствии конкретизации понятия эмоциональный интеллект. Также стоит отметить, что на современном этапе развития психологии практически не существует моделей эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Теоретической основой нашего исследования стала концепция эмоционального интеллекта, разработанная Д. В. Люсиным. Эмоциональный интеллект дошкольника мы определяем как готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности. Также мы выделяем следующие компоненты эмоционального интеллекта дошкольника: направленность внимания ребёнка к миру людей и миру эмоций, эмоциональную ориентацию ребёнка на другого и готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности.
На протяжении дошкольного возраста эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее, кроме того, чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Дошкольник овладевает умением до некоторой степени сдерживать бурные выражения чувств, осваивает социальные формы их проявления.
Для становления высших чувств ребенку важно ощущать эмоциональное благополучие, которое способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
В целях раскрытия темы работы нами также был выполнен теоретический анализ исследований эмоционального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста.
На основании изученного материала мы пришли к выводу, что от младшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту у детей наблюдается тенденция к большему пониманию и осмыслению своих эмоций и эмоций других людей. В младшем дошкольном возрасте дети испытывают определенные трудности в идентификации эмоций, легче понимают эмоции по ситуациям, а не по лицевым экспрессиям. В старшем дошкольном возрасте дети уже узнают более широкий круг эмоций, способны говорить о причинах эмоциональных состояний.
Однако следует признать недостаточную изученность темы эмоционального интеллекта детей дошкольного, а также младшего школьного возраста. Понятие «эмоциональный интеллект» в применении к ребенку дошкольного и младшего школьного возраста в современных исследованиях требует уточнений.
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ- Петербург, 2012. ‒ 288 с.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. ‒ 2006. ‒ № 3. − С. 78 ‒ 86.
3. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы. // Дошкольное воспитание. ‒ 1986. ‒ № 2. ‒ С. 14 ‒ 20.
4. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. ‒ 2013. ‒ № 5. ‒ С. 24 ‒ 31.
5. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: Независимая фирма «Класс», 2006. – 216 с.
6. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников. // Начальная школа: плюс – минус. ‒ 2001. ‒ № 4. ‒ С. 12 ‒ 14.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. ‒ №1 ‒ С. 12 ‒ 20.
8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. ‒ 207 с.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. ‒ 1966. ‒ № 6. ‒ С. 62 – 68.
10. Выготский Л. С. Лекции по педологии. И.: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001 – 304 с.
10 .Выготский Л. С. Психология развития ребенка. ‒ М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 512 с.
11 .Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. − М.: Педагогика, 1982. ‒ 401 с. 13.Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. – М.: АСТ, 2014. – 96 с.
14 .Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. ‒ 304 с.
15 .Грозина В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. // Психологические исследования эмоций. ‒ 2012. ‒ № 6. ‒ С. 85 – 93.
16 .Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 511 с.
17 .Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2004. ‒ 288 с.
18 .Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников. // Инновационные образовательные технологии. ‒ 2012. ‒ № 1 (29). ‒ С. 53 ‒ 58.
19 .Краткий психологический словарь. / Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
20 .Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. ‒ Ярославль: Академия развития, 1996. ‒ 208 с.
21 .Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. // Фундаментальные исследования. ‒ 2013. ‒ № 11. ‒ С. 546 ‒ 550.
22 .Курышева И. В. Любимая психология «дошкольника»: Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения. – М.: Вентана Граф, 2007. – 137 с.
23 .Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. ‒ 320 с.
24 .Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии. ‒ Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2007. – 224 с.
25 .Люсин Д. В., Овсянникова В. В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. ‒ 2015, Т. 12. ‒ №3. ‒ С. 154 ‒ 164.
26 .Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. ‒ С. 29 − 36.
27 .Манойлова М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. ‒ Псков: ПГПИ, 2004. ‒ 140 с.
28 .Манойлова М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2004. ‒ 60 с.
29 .Мухина В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Л. А. Венгера. ‒ М.: Просвещение, 1985. ‒ 272 с.
30 .Нгуен М. А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников (на примере российских и вьетнамских детей). // Диссер. на соискание уч. степени кандидата психологических наук. – Воронеж, 2008. ‒ 192 с.
31 .Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. // Культурно-историческая психология. – 2007. – №3. – С 46 ‒ 50.
32 .Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду. ‒ 2007. ‒ №5. ‒ С. 80 ‒ 87.
33 .Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‒ М.: Российское педагогическое агентство, 1996 ‒ 374 с.
34 .Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно- методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы-составители Н. В. Зоткин, М. Е. Серебрякова. – Самара: Изд-во
«Универс групп», 2007. – 196 с.
35 .Орел Е. А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта ЭмIQ. // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. / Отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2009. ‒ С. 197 ‒ 208.
36 .Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995. – 291 с.
37 .Практический интеллект. / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. ‒ СПб.: Питер, 2002. ‒ 272 с.
38 .Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста. // Вопросы психологии. ‒ 2006. ‒ № 4. ‒ С. 24 –35.
39 .Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах. Под. ред. А. Л. Венгера. Т. 1. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. / Под общ. ред. А. В. Петровского. ‒ М.: ПЕР СЭ, 2005. ‒ 176 с.
40 .Романова О. М. Особенности эмоциональной культуры младших школьников. // Интеграция образования. ‒ 2010. ‒ № 3. ‒ С. 89 ‒ 93.
41 .Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. ‒ 713 с.
42 .Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера – Сэловея – Карузо (MSCEIT V2.0). // Психологические исследования: электрон. науч. журн. ‒ 2009.– № 6(8). [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.04.15).
43 .Сидоров С. В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников. // Мир науки, культуры, образования. ‒ 2009. ‒ № 7 (19). ‒ С. 178 ‒ 182.
44 .Симбирцева Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте. // Вестник КемГУ. ‒ 2008. ‒ № 3. ‒ С. 54 ‒ 56.
45 .Скрипченко О. В., Долинская Л. В. Возрастная и педагогическая психология. – Киев: Просвещение, 2001. ‒ 416 с.
46 .Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. ‒ СПб.: Питер, 2009. ‒ 304 с.
47 .Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. ‒ М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2005. ‒ 158 с.
48 .Стрелкова Д. В., Бобрышева И. В. Формирование эмоционального интеллекта у младших школьников в образовательном процессе. // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». ‒ 2012. ‒ № 3 (17). ‒ С. 95 − 98.[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. ‒ URL:http://www.grani.vspu.ru/files/publics/1348486177.pdf (дата обращения: 17.04.16).
49 .Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. ‒ 368 с.
50 .Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 ‒ 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. ‒ М.: Генезис, 2003. ‒ 176 с.
51 .Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‒ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ‒ 368 с.
52 .Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2007. ‒ 384 с.
53 .Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада. /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. / Под ред. А. Д. Кошелевой. ‒ М.: Просвещение, 1985. ‒ 176 с.
54 .Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. ‒ 1997. ‒ № 4. ‒ С. 20 ‒ 27.
55 .Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. ‒ М.: МПСИ, 1998. ‒ 304 с.