Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНОГО ТЕКСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д.И. СТАХЕЕВА КАК РЕСУРС В ВОСПИТАНИИ ЭРУДИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №32313

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
880
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.1. Понятие интертекста и его функции
1.2. Структурно-синтаксические и функциональные особенности включения интертекстуальных элементов в художественный текст.
1.3. Интертекстуальный подход в обучении русскому языку и литературе
как метод интеллектуального и личностного развития старших школьников 16
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ И ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ В РОМАНАХ Д.И. СТАХЕЕВА И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 28
2.1. Жизнь и творчество Д.И. Стахеева как выдающегося русского писателя 28
2.2. Структурно-функциональный анализ интертекстуальных включений в
романах Д.И. Стахеева «Пустынножитель» и «Неугасающий свет» 31
2.3. Интертекстуальность в произведениях Д.И. Стахеева как средство
развития интеллектуальных способностей старшеклассников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47



Интертекстуальность как культурный феномен в литературном тексте привлекает все большее внимание лингвистов и литературоведов. С середины XX века эта художественная категория получила особенное распространение в мировых исследованиях. Среди них можно отметить работы Р. Барта, М.М. Бахтина, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Ю.М. Лотмана, Ю.Н. Тынянова и др., которые и составляют научную базу нашего исследования.
Феномен чужеродных включений в тексте художественного произведения можно встретить в сочинениях практически любого писателя. Авторы постоянно так или иначе ссылаются на другие произведения своих современников и классических авторов: это может проявляться в говорящих заголовках, эпиграфах, реминисценциях, собственно цитатах. Все эти приемы можно объединить одним понятием - «интертекст».
Анализ данного феномена и использование его в преподавании русского языка и литературы способствует культурной самоидентификации обучающихся. В частности, это касается учащихся старших классов, ведь именно в этом возрасте происходит активное становление целостной личности подростка. Таким образом, включение исследования интертекстуальных элементов из творчества регионального писателя, в нашем случае, Дмитрия Ивановича Стахеева, уроженца Елабуги, позволяет формировать читательскую компетенцию обучающихся, мотивировать расширение культурного и этнического кругозора будущих выпускников.
Актуальность настоящей работы обусловлена несколькими факторами:
1. Возрастающая популярность использования интертекстуальности не только в художественной литературе, но также и в средствах массовой информации делает необходимым воспитание у обучающихся соответствующих компетенций и личностных качеств, способствующих развитию навыков анализа и осмысления интертекстуальных включений для их более глубокого понимания.
2. Несмотря на то, что вопрос об интертекстуальности и интертексте получил достаточно широкое распространение в современных лингвистических исследованиях, еще недостаточно подробно рассмотрена возможность его применения в методике преподавания русского языка и литературы. В частности, не полностью раскрыты механизмы использования интертекстуального подхода к анализу художественного текста.
Объектом данной дипломной работы являются интертекстуальные и прецедентные элементы, выявленные нами методом сплошной выборки из повести Дмитрия Ивановича Стахеева «Пустынножитель» и романа «Неугасающий свет».
Предметом исследования является потенциал использования интертекстуальных элементов в процессе обучения русскому языку и литературе для интеллектуального воспитания старшеклассников.
Целью данной работы является рассмотрения воспитательной функции интертекстуальных и прецедентных включений в произведениях Д.И. Стахеева и их роли как средств интеллектуального развития обучающихся старших классов.
Реализация поставленной цели возможна при решении следующих задач:
1. Изучить и систематизировать теоретический материал по исследуемой проблеме, в частности - понятие интертекстуальности и интертекста, способы реализации и функции интертекстуальности в художественном тексте.
2. Рассмотреть возможности использования элементов интертекстуального анализа при обучении русскому языку и литературе.
3. Изучить интертекстуальные элементы в произведениях «Пустынножитель» и «Неугасающий свет» и охарактеризовать специфику их использования автором.
4. Разработать план-конспект внеклассного мероприятия по творчеству Д.И. Стахеева.
В качестве основного материала исследования послужили более 100 интертекстуальных элементов и прецедентных имен, извлеченные и проанализированные нами из двух произведений Д.И. Стахеева - повести «Пустынножитель» и романа «Неугасающий свет».
В процессе изучения и описания обозначенной проблемы мы опирались на предшествующий опыт ее разработки. Теоретической базой исследования явились работы В.В. Виноградова, Г.И. Богина, Ю.Н. Караулова, В.И. Карасика, К.Ф. Седова, Р. Барта, М.М. Бахтина, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, В.Д. Лютиковой, Ю.С. Степанова, В.А. Масловой, Н.М. Валеева, Д.А. Салимовой, Т.А. Юлкиной, Г.Р. Патенко, Т.Ю. Колясевой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке выявить и проанализировать интертекстуальные включения в произведениях Д.И. Стахеева с точки зрения их структурно-функционального компонента. Кроме того, материалы данной работы позволяют определить педагогическую ценность интертекстуальных и прецедентных элементов в становлении эрудированной личности обучающихся старших классов.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования ее материалов в разработке уроков русского языка и литературы в 9-11 классах при изучении литературы родного края. Материалы можно использовать и при разработке спецкурсов и спецсеминаров в вузовской и школьной практике. Отдельные фрагменты работы могут найти применение в качестве дополнительной информации, как для преподавателей, студентов, школьников, так и для широкого круга читателей.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами была достигнута поставленная цель посредством определяющих ее задач.
На первом этапе нами был рассмотрен теоретический аспект исследования поставленной проблемы. В частности, был определен терминологический аппарат исследования - раскрыты понятия «интертекстуальность», «интертекст», «прецедентное имя», была изучена история исследования данного вопроса в мировом и отечественном языкознании, рассмотрены функции интертекстуальности в художественном тексте и в разговорной речи.
На втором этапе был изучен материал по использованию элементов интертекстуального анализа и по развитию интертекстуальной компетенции у обучающихся старших классов на уроках русского языка и литературы. В частности, включение интертекстуальных элементов в образовательный процесс способствует расширению культурного тезауруса школьников, общего кругозора, развитию коммуникативной компетенции и личностных качеств обучающихся.
На третьем этапе при помощи метода сплошной выборки нами было выявлено более 100 интертекстуальных элементов и прецедентных имен, использованных в произведениях Д.И. Стахеева «Пустынножитель» и «Неугасающий свет». Были определены классификационные особенности анализируемых включений, их функциональная и структурная специфика.
На четвертом этапе нами была проведена разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Лингвистический тур по творчеству Д.И. Стахеева».
Апробация работы. Основные положения и выводы ВКР нашли отражение в статье:
Сапогова Ю.Е. Материалы по литературной ономастике как предмет в научно-исследовательской деятельности обучающихся. // Актуальные проблемы филологии XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Набережные Челны: НГПУ, 2017. - 232 с.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Явления интертекста присутствуют во всех сферах культуры, в искусстве, в литературе, в языке. Все окружающие человека события пронизаны интертекстом, который можно считать универсальным механизмом культурной памяти. Причем, это не пассивная (констатирующая), а активная (перерабатывающая) память. В интертексте мы имеем не только констатацию прошлого опыта, но и активную его эксплуатацию, его продолжение и развитие. В интертексте обращение к прошлому опыту несет черты избирательности.
Интертекстуальность - это сильное выразительное средство, обогащающее смысл содержания авторского поэтического текста. Но если цитата - явная или скрытая - не будет узнана читателем, то эффект интертекстуальности сведётся к нулю. Читатель не поймёт автора, не уловит заложенный в конкретном стихотворении дополнительный смысл (подтекст), не проникнется его эмоциями и оценками, т.е. будет работать вхолостую или вообще не «запустится» механизм предполагаемых ассоциаций. Кроме того, может возникнуть и другая опасность: буквальное понимание цитаты (особенно скрытой, в виде намёка) как авторских слов. В результате стихотворение покажется странным и непонятным, вызовет читательское отторжение.
Буквально понятие интертекстуальность означает «включение одного текста в другой». При этом любое художественное произведение может выступать как в качестве метатекста (текста с включениями из других текстов), так и в качестве прототекста (материала для создания новых текстов). Метатекстами являются чаще всего произведения вне времени и пространства - классика мировой литературы (Библия, произведения А. Данте, У Шекспира, С. Моэма, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, Б. Пастернака и др.). Прецедентными текстами могут быть и нелитературные произведения: мифы, молитвы, сказки, народные песни и т. д.
Нами был произведен анализ интертекстуальных включений в таких произведениях Д.И. Стахеева, как «Пустынножитель» и «Неугасающий свет».
В тексте повести в изобилии представлены прецедентные имена - собственные имена какого-либо известного исторического лица или события. Это объясняется спецификой сюжета произведения: речь ведется о начитанном, образованном человеке, вся жизнь которого завязана вокруг книг - книги окружают его дома, на улице, на службе. При каждом удобном случае главный герой обращается за справкой к одному из многочисленных томов. Такая черта характеризует не только самого главного героя, но и в не меньшей степени автора повести - Д.И. Стахеев получил блестящее филологическое образование и был очень культурным человеком.
Текст романа «Неугасающий свет» также изобилует прецедентными именами, цитатами и аллюзиями на произведения современников Д.И. Стахеева и классические литературные произведения. В первую очередь, такая особенность характерна для главного героя романа - художника Александра Павловича Размашилова. Автор подчеркивает его интеллектуальное и культурное превосходство над остальными персонажами, противопоставляет героя другим, более приземленным людям, для которых значение имеют только материальные ценности и собственная выгода.
В современном литературном процессе образы, архетипы, мотивы активно заимствуются и проявляются через интертекстуальные связи. Это влияет и на методику преподавания гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, заставляя педагогов искать новые возможности для расширения общего кругозора и развития мыслительных способностей учащихся.
Учитывая возрастные особенности читателей-старшеклассников, посредством уроков русского языка и литературы можно увеличивать объём общей культурной памяти не только знанием различных прецедентных текстов, но и знанием типологии межтекстовых связей и интертекстуальных элементов с целью обеспечения продуктивного диалога с художественным текстом.
Перспектива нашего исследования заключается в необходимости дальнейшего изучения литературного наследия Дмитрия Ивановича Стахеева с лингвистической и литературоведческой точек зрения. В своей работе мы, ввиду рамок работы, рассмотрели лишь часть интертекстуального корпуса повести «Пустынножитель» и романа «Неугасающий свет». Анализ данных аспектов также составляет перспективу нашей работы.



1. Kristeva J. Bakhtine, le mot, le dialogue et le roman// Critique, 1967.
T. 23. № 239. C. 438-465.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. №1. - С. 24-33.
3. Арнольд И.В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика. - В кн.: Интертекстуальные связи в художественном тексте. Межвузовский сборник научных трудов. СПб, 1993
4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Школа «Яз. рус. культуры», 1998. 896 с.
5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Просвет,1993.
6. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Искусство, 1986. 543 с.
7. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. //Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 6 - 71.
8. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 477.
9. Билинкий Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе: Кн.для учителя. — М.: Просвещение, 1986.
10. Бобровская Г.В. Интертекстуальность в текстах современных печатных СМИ: экспрессия стандарта? // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Сочи : СГУТиКД, 2007. Вып. 8. С. 15
21.
11. Богданов, В.В. Речевое общение: прагматические и
семантические аспекты / В.В. Богданов. - Л.: Лениздат, 1990. - 359 с.
12. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста Текст.: учеб. пособие / Н.С. Болотнова. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Флинта: Наука, 2007. - 520с.
13. Валеев, Н.М. Д.Стахеев. Жизнь и творчество / Н.М. Валеев. - Елабуга.: ЕГПУ, 1994. - 98 с.
14. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Вступ. ст., сост., примеч. В.М. Жирмунского. Л., 1940
15. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
16. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. - М.: Гос. Изд-во Худож лит-ры, 1959. - 655 с.
17. Гудков, Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности / Д.Б. Гудков. -М.: МГУ, 1999.
18. Гудков, Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности Текст. / Д.Б. Гудков. М.: МГУ, 1999. - 152с.
19. Данилова, Ю.Ю. Имена И.Д. Стахеева и М.И. Цветаевой в
системе филологического образования: национально-региональный
компонент / Ю.Ю. Данилова // Организация учебно-воспитательного процесса с учетом национально-регионального компонента образования: Сб. статей и тезисов региональной научно-практической конференции. - Наб. Челны, 2005. - С. 129 - 131.
20. Денисова, Г.В. В мире интертекста: язык, память, перевод Текст. / Г.В. Денисова. -М.: Азбуковник, 2003. 298 с.
21. Ильин И.П. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты. - В кн.: Проблемы современной стилистики. Сборник научноаналитических трудов. М., 1989
22. Интернет-ресурс: Салимова Д.А., Павлова В.Г. Поэтонимы как интертекстуальные элементы в текстовом поле Николая Алешкова/Современные исследования социальных проблем. - 2013. - №1. http: //j oumal-s. org/index.php/sisp/issue/view/8.
23. Кобзарь Е. И., Мифопоэтические парадигмы драматургии Ф. Геббеля 1860-х гг.
24. Кузьмина, Н. А. Интертекстуальный тезаурус языковой личности и методы его изучения Текст. / Н. А. Кузьмина // Интерпретатор и текст. Проблемы ограничений в интерпретационной деятельности. Пятые Филологические чтения. — Новосибирск, 2004. — 57 с.
25. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. - М., 1988. -192 с.
26. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Сост. Р.Г. Григорьев; предисл. С.М. Даниэля. СПб.: Академический проект, 2002.
27. Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957— 1960 ( АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981—1984.)
28. Маранцман, В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников / В. Г. Маранцман. - Л. : ЛГПИ, 1974. - 176 с.
29. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001. -- 208с.
30. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 198 с.
31. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ. 2000. № 4. С. 3-7.
32. Попова, Е. А. Художественный текст в процессе литературной коммуникации / Е. А. Попова // Русский язык в школе. - 2002. - № 1. - С. 6873.
33. Реформатский, A.A. Введение в языковедение / A.A. Реформатский. -М.: УРСС, 2001.-536 с.
34. Салимова, Д.А. и др. Антропонимическое пространство романа Д.И. Стахеева «Обновлённый храм» / Д.А. Салимова, Г.Р. Патенко // ученые записки Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета. Серия «Филология». Вып № 1. Мир слова - слово в мире. - Тюмень: Изд-во Типография «Печатник», 2007. - С. 84 - 92.
35. Салимова, Д.А. и др. Антропонимия романов Д.И. Стахеева / Д.А. Салимова, Г.Р. Патенко. - Елабуга: Изд-во Елабужского госпедуниверситета, 2008. - 113 с.
36. Самсонова Н. В. Интертекстуальная компетенция как показатель читательской состоятельности выпускника школы // Педагогический ИМИДЖ. 2017. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnaya- kompetentsiva-kak-pokazatel-chitatelskov-sostovatelnosti-vvpusknika-shkolv
37. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин. - М.: Академия, 2000. - 128 с.
38. Соломина, Н. В. Интертекстуальный тезаурус современной языковой личности: на материале письменных тестов СМИ, КВН и интеллектуальных игр : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Н. В. Соломина. - Омск, 2008. - 249 с.
39. Соссюр Ф. де. Отрывки из тетрадей Ф. де Соссюра, содержащих записи об анаграммах/Перев. С фр. Вяч.Вс.Иванова.//Фердинанд де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 639-645.
40. Станислав Ежи Лец, «Непричёсанные мысли». Цит. по кн.: «Клуб 12 стульев», Москва, «Искусство», 1973. Стр. 250—252.
41. Стахеев Д. И. Группы и портреты (Листочки воспоминаний) // Исторический вестник. 1907. № 1. С. 81-94.
42. Стахеев Д. Станислав первой степени и енотовая шуба (из воспоминаний о Н. Н. Страхове) // Исторический вестник. 1904. Февраль. С. 442-443.
43. Стахеев Д.И. Пустынножитель. Избранные произведения./ Д.И. Стахеев. - Краснодар: Экоинвест, 2015. - 284 с.
44. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений Д.И. Стахеева / С биогр. М. Никольского, крит. этюдом П.В. Быкова и портр. авт. Т. 1-12. - Санкт- Петербург.
45. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 284-309.
46. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М., 2000
47. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и межтекстовых связей в художественном тексте. - Известия РАН. Сер. литературы и языка. 1998, № 5
48. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и
ключевых компетенций как характеристика нового подхода к
конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. - 2002. - 23 апреля. - URL: http://eidos. тЛоигг1/2002/0423.Ы
49. Шилихина К.М. Интертекст как средство создания иронии // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2008. №3. С. 152-157.
50. Эко У. Инновация и повторение: Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996
51. Эпштейн М. Н. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: Изд-во Р. Элинина, 2000, 368 с.
52. Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество // в кн.: Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Политиздат, 1991.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ