Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБОБЩАЮЩИХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Работа №32287

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
817
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 5
1.1. Интеграция биологии с другими учебными предметами 5
1.2. Планирование и пути реализации интегрированных связей в обучении
биологии 18
ГЛАВА 2. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 24
2.1. Методические разработки интегрированных уроков по общей биологии
для учащихся 10-х классов "Гимназии №4" г. Елабуга 24
2.2. Эффективность методических разработок интегрированных уроков по общей биологии для учащихся 10-х классов "Гимназии №4" г.
Елабуга 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЯ

Интеграция - продумано выстроенный процесс обучения и воспитания, который способствует переосмыслению общей структуры организации обучения, подготовки учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирования у обучающихся понятий и представлений о взаимодействии всех процессов в мире как едином целом.
Актуальность проблемы интеграции в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире и продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества.
Одной из проблем современных школ является то, что предметная система обучения предполагает отдельное рассмотрение сторон действительности и ориентирует на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо сцепленных между собой. Часто учащийся, получая определённый объём информации по каждому предмету, не всегда может анализировать; разбирать сомнительную на первый взгляд связь явлений; адекватно давать оценку ситуации и быстро обнаруживать правильное решение.
Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно предоставляется накоплению знаний, в современный же период необходимо послать все усилия на подготовку высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным понятием картины мира. Выходом на единую, целостную картину мира может стать интегрированный подход в образовании.
Интегрированный подход даёт возможность учителю расширить границы предметности, направить ученика на путь поиска решения проблем, пользуясь всеми знаниями, выходящими далеко за рамки определенного предмета. А интеграция предметов между учителями
разных школ содействует межшкольному взаимодействию.
3
В связи с этим мы разработали следующий аппарат исследования: Объектом нашего исследования выступает учебный процесс в школе в условиях интеграции.
Предметом исследования послужило содержание деятельности педагога и учеников в проведении интегрированных уроков в школе.
Целью исследования является изучение методики организации интегрированных уроков в современных образовательных учреждениях образования
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
1) Проанализировать теоретические основы интегрированного обучения;
2) Выявить особенности проведения интегрированных занятий на уроках биологии;
3) Показать наиболее разумное сочетание разных учебных предметов на одном уроке;
4) Разработать методические конспекты интегрированных уроков по биологии, которые способствуют повышению качества знаний, умений и навыков школьников, их успеваемость и познавательную потребность.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- наблюдение;
- опытно-экспериментальная работа;
- изучение и анализ результатов работы учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, интегрированное обучение является неотъемлемой частью современного общества, так как содействует успешному выполнению новых задач, установленных государственными образовательными стандартами. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки биологии вводят в обыденную структуру школьного обучения новизну и своеобразие, обладают большим положительным развивающим, профилактическим потенциалом, но также представлены источником выискивания новых связей между явлениями, изложенными в биологии, и своей жизнью, предоставляют шанс для самореализации, самовыражения, творчества педагога. Вместе с тем, подбивают к осмыслению и установлению причинно-следственных связей, к активному усвоению окружающей реальности и самого себя, снижают усталость, стресс учащихся за счёт перехода на различные виды деятельности. Познавательная заинтересованность школьников служит для повышения мотивации обучения, развитию умений давать сравнительную характеристику, актуализировать и подводить итоги. Одновременно формируют творческую активность, служат для улучшения воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся, расширяют представление о предмете, развивают кругозор учеников.
В данной дипломной работе для достижения поставленной цели мы решили ряд задач, в частности:
1. Проанализировав теоретические основы интегрированного обучения,
мы пришли к выводу о том, что в основе этого обучения лежит система
интегрированных уроков, которые представляют собой специально
организованные занятия, цель которых может быть достигнута лишь при
объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и
решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться
целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса,
65
гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. В связи с этим, можно сказать, что признаками интегрированного урока выступают специально организованные уроки (не распадаются на отдельные уроки), обладающие специфической (объединённой) целью, которая может быть поставлена, для более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, для повышения интереса учащихся к предметам, для целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов, а так же для экономии учебного времени, так же в которых применяется широкое использование знаний из различных предметов, т. е. углублённая реализация межпредметных связей. Таким образом, в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.
2. Выявив особенности проведения интегрированных занятий на уроках биологии, мы пришли к выводам, что нестандартность таких уроков требует большой подготовительной работы преподавателя. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.
3. Смогли отыскать наиболее разумное сочетание разных учебных предметов на уроке биологии, которые основаны на межпредметных связях:эпизодические, систематические, односторонние (биология - химия), двусторонние (биология - химия - биология), многосторонние (биология - физика - химия - география), системные, когда связи биологии с другими предметами осуществляются в методических системах, нацеленных на развитие систем общебиологических понятий, на раскрытие комплексных учебных проблем охраны природы, охраны здоровья.
4. Разработаны три технологические карты интегрированных уроков по биологии, направленных на решение основных дидактических задач. Подтвердили эффективность внедрения интегрированных уроков в школах на примере биологии и химии по теме «Структурная организация живой клетки» с целью повышения успеваемости учащихся. В связи с этим, считающийся сложным предмет «Химия», в настоящее время целесообразно частично интегрировать с предметом «Биология». Это позволит школьникам облегчить понимание предмета и более успешно применить полученные знания по обоим предметам на практике и в жизни.



1. Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира / М.И. Балагурова. - М.: Просвещение, 2006. - 3с.
2. Белышева, М.И. Интегрированные уроки как особый вид формирования целостного восприятия / М.И. Белышевава // Биология - СПб., 2005. - №2 - С.7.
3. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. - М.: Совершенство, 1998. - 192 с
4. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1996. - 234с.
5. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе, 2004. - 150 с.
6. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу биология. - М: Просвещение, 2004. - 235с.
7. Бурцева Е.Г. Интегрированные уроки географии и биологии в условиях внедрения ФГОС // Научный журнал «Апробация», 2015. - № 6 (33). - С.29-30.
8. ВоронинаТ.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М: АМО, 2008. -75 с.
9. ГлинскаяЕ. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А.Глинская, С. В. Титова. -3-е изд. - Тула: Инфо, 2007. - С.26.
10. Горберг, Г.С. Информационные технологии / Г.С. Горберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. - М.: Академия, 2004. - 231 с.
11. Данилюк, Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система / Д.Я. Данилюк // Педагогика. - 2007. - №4. - С.24-28.
12. Горностаева, З.Я Проблема интеграции в современном образовании, 1998. - №2 - С. 10.
13. ДикЮ.И.Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47.
14. ДьяченкоВ.К.Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. - М.: Педагогика 1989. - 159 с.
15. Есипов, Б.П. Интеграция материала на уроках биологии - М.: Учпедгиз, 2004. - 213 с.
16. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 159 с
17. Занков Л.В. Избранные педагогические труды /. Л.В. Занков- М: Педагогика 1990. - С.116.
18. Занков Л.В. Избранные педагогические сочинения / Л.В. Занков. - М: Просвещение, 2004. - С.133.
19. Зенкова Т.С., Попова О.А. Интегрированный подход в проектировании и реализации процесса обучения в области естественнонаучного образования в средней школе//Вестник ТГУ, -Томск,- т.13. - вып.4. -2008.- С. 313-315
20. Зверев, И.Д. Интеграция и "интегрированный предмет" / И.Д. Зверев // Биология в школе. - 2004. - №50. - С.46-49.
21. ЗверевИ.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2006. - 195с.
22. ЗоринаЛ.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла / Современная дидактика: теория - практике / Под научной редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. - М: ИТП и МИО РАО, 1993. - С.125.
23. ИвановаМ.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М.А. Иванова, И.Л. Карева. // Информатика и образование. - №5. - 2005. - С.17- 20.
24. КаменскийА.А. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2008. - 367с
25. Кедров Б. М. Взаимодействие наук. - М.: Наука, 1984. - 320 с..
26. Кульневич С.В. Традиционный анализ урока// Анализ современного урока: практ.пособие. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. — С.9-52.
27. КучугуроваН. Д., ЧепурнаяМ. А. Проблемы организации и проведения интегрированных уроков с использованием ИКТ в общеобразовательной школе //Ученые записки. - №4. -2012.- С.51-55
28. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы Пмеждунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук,
2015. — С. 113-115.
29. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока / Л.А. Кропотова. — Новокузнецк: 2001. — 211с.
30. Крылова, О.Н. Традиции и инновации учебного содержания. Монография. - СПб., 2004. - 211с.
31. ЛакоценинаТ.П.Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. - 256 с.
32. ЛомоваО.Р. Интеграция, как методическое явление в школе / О.Р. Ломова. — М: 2004. — 32с.
33. Лукьянова Т.А. Интегрированное обучение в начальной школе //
Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: сб. трудов Региональной университетской науч.-практ.
конференции / Т.А. Лукьянова. - г. Калуга, 2016. - С.167-172.
34. Луцкая Л.А. Интегрированные уроки по биологии для общеобразовательных школ / Л.А. Луцкая, А.И. Никишов. — М: Просвещение, 2001. — 112с.
35. Мельник Э.Л. Интегрированное обучение в средней общеобразовательной школе: теория и практика / Э.Л. Мельник, А.Л. Корожнева. — СПб: 2003. — 546с.
36. МихайловаО.С. Интеграция, как методическое явление / О.С. Михайлова. — Ростов н/Д: 2009. — 48с.
37. ОрловВ.Н. Интеграция в биологии / В.Н. Орлов. — СПб: 2003. —


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ