Введение 3
Глава 1. Общая характеристика понятия «ненасилие» как социокультурного явления
§ 1.1 Религиозно-философское представление о «ненасилии» в индуизме,
буддизме и христианстве 10
§ 1.2 Идея «ненасилия» в концепциях М. Ганди, Л.Н. Толстого и М.Л.
Кинга 13
Глава 2. Религиозная доктрина и образ жизни религиозной общины меннонитов
§ 2.1 Меннониты: Определение, история становления и распространения 22
§ 2.2 Догматика религиозной общины меннонитов 26
Глава 3. Меннониты: практика «ненасилия»
§ 3.1 Взгляды меннонитов на государство, власть, общество 36
§ 3.2 Общая характеристика и основные принципы практики ненасилия в
религиозной общине меннонитов 39
Заключение 45
Список литературы
Мы живем в постоянно развивающемся мире, где неизбежно присутствует эклектичность взглядов, позиций. Общество неоднородно, на Земле насчитывается 20 языковых семей, в которые входят разные народы. Нередко социальные, исторические, политические различия, разность взглядов и потребностей приводили и приводят к конфликтам между нациями и народами. Одним из результатов неразрешенных конфликтных ситуаций становятся войны и применение всякого рода насилия. Насилие представляло собой значительную проблему во все времена. Всемирная Организация Здравоохранения определяет насилие, как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины. По мнению большинства мыслителей, насилие не несет ничего хорошего, и «насилие порождает только насилие». Понимание специфичных, нетрадиционных форм насилия и их характера в условиях современного государства приводит к выявлению той задачи, которая стоит перед человеком в его борьбе за мир, покой, справедливость и ненасилие. Человечество должно признавать ненасилие высшей ценностью нашего времени, а религия, государства, мировое сообщество в целом и каждый отдельный индивид должны прилагать усилия по поддержанию мира. Нам нельзя забывать, что жизнь и здоровье человека - это также наивысшая ценность. Знание и понимание концепций ненасилия, общая «духовная грамотность» и «наполненность» человека могут поспособствовать в этом. Разрешить данную проблему.
Концепций ненасилия существует достаточно, но мы в нашей работе постарались рассмотреть наиболее важные для нас: «Ахимса», «Сатьяграха» Ганди, «Толстовство», концепцию Мартина Лютера Кинга. Все они самостоятельны и цельны сами по себе, но, тем не менее, в той или иной части пересекаются или заимствуют положения Святого Писания. Положения Святого Писания заимствуют и многие протестантские новые религиозные движения. Мы в нашей работе решили исследовать практику ненасилия в религиозной общине меннонитов. Меннониты, как одни из представителей протестантских религиозных общин, берут начало еще с 15 века. В основе их вероучения лежат идеи неприменения силы и непротивленчества. Но, конечно, возникает вопрос, а почему такой интерес к практике ненасилия именно этой религиозной общины, чем она, например, отличается от тех же квакеров или других протестантских объединений?
Актуальность исследования практики ненасилия менонитов мы видим в том, что она мало изучена. Скудность теоретического материала по практике создает обширное поле для исследования, а изучение и понимание процесса практики поможет привнести что-то новое и ценное в общую концепцию ненасилия, которая в свою очередь может стать регулятором межличностных отношений и способствовать подкреплению мира на Земле.
Анализ степени научной разработанности темы исследования. В своей работе мы будем опираться на материалы отечественных авторов: Вишнякова
А.Г., Клауса А.А.; Криловой А., Бондаря С.Д., Савинского С. Н., статью Красноперова «Меннонитские колонии» в журнале «Русская мысль» и другие труды отечественных авторов. Но наибольшую ценность для нас будут представлять зарубежные материалы: Брауна П.Я; Хорша Д.; а также на выдержки из «Полных сочинений Менно Симонса», которые размещены на независимом сайте Menno Simons.net под редакторством журналиста Махиела ван Зантена. В последнем мы обратимся к догматике меннонитов. Также для полноты исследования нам могут быть полезны видео материалы о повседневной жизни, быте меннонитов, их интервью.
Впервые историей протестантского сектантства заинтересовались представители русской православной церкви. В 1861 году в журнале «Православное обозрение» появилась серия статей Вишнякова А. Г. под названием «Общество анабаптистов или меннонитов», где он подробно осветил историю движения анабаптизма в Г ермании и Швейцарии.
В конце 1868 г. в журнале «Вестник Европы» опубликовано исследование Клауса А. А., выходца из немецкой колоний Норка. Его работа представляла собой ряд очерков о колонистах - «сектаторах» в России — гернгутерах и меннонитах. В 1869 появилась монография Клауса «Наши колонии.
В работе Бондаря С. Д. «Секта меннонитов в России» кратко проанализирована история меннонитского братства в европейских странах, а так же их колонизация юга Российской империи.
Браун П. Я. в своём исследовании «Кто такие меннониты? Краткий исторический очерк» кратко описал историю меннонитов в России. Основное внимание автор уделил не характеристике экономической сферы колонистов, а довольно узких проблем: история братства в Восточной Пруссии и Польше, язык и национальность меннонитов, участие их в войнах и конфликтах, благотворительной деятельности.
«Menno Simons. His Life, Labors, and Teachings» труд-биография зарубежного автора Джона Хорша. Он был опубликован и напечатан издательством Mennonite, Скоттдейл, Пенсильвания, в 1916 году.
Объект и предмет исследования. Объектом нашего исследования выступает религиозная община меннонитов.
Предметом исследования является идейные основания и практика «ненасилия» в общине меннонитов.
Цели и задачи исследования. Мы ставим целью нашей работы: изучить, в чем заключается практика ненасилия в религиозной общине меннонитов и выявить общие принципы их практики.
Для того чтобы достигнуть цели, нам в работе нужно будет разрешить следующие задачи:
1) Изучить, как понимали понятие «ненасилие» в буддизме и индуизме, и как его понимали авторитетные мыслители прошлого. На основании этого вывести собственное понимание;
2) Изучить историю, становление и распространение по миру религиозной общины меннонитов. Дать определение данной общине;
3) Изучить догматику, Священное писание религиозной общины меннонитов;
4) Посмотреть и выявить их взгляды на государство, власть, общество в динамике (в истории);
5) Проанализировав вышеизложенный материал, дать описание практики в динамике (в истории). И исходя из того вывести общие принципы концепции ненасилия религиозной общины меннонитов. Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую
основу исследования составляют общенаучные принципы анализа
социокультурных и религиозных явлений, методы сравнительного
религиоведения (при сравнении опыта ненасилия в контексте авраамической и дхармической традиции), методология философской герменевтики как принципа интерпретации явлений культуры (в логике В.Дильтея) (при описании ненасилия как теоретического конструкта, существующего в контексте различных религиозно-философских течений) , метод единства исторического и логического в познании предмета исследования (при рассмотрении истории развития общины меннонитов и конкретной практики ненасилия в указанной общине).
Следует отметить, что в данной работе анализируется религиозная доктрина общины меннонитов и потому одним из методов исследования становится герменевтика как интерпретация Священного Писания меннонитов, а именно, основных положения «Фундамента истинной христианской веры» Менно Симонса.
Таким образом, основными методами исследования является метод философской герменевтики в качестве анализа концепции ненасилия в целом и метод герменевтики как интерпретации религиозной доктрины меннонитов. Остальные указанные методы носят вспомогательный, сопутствующий характер.
Научная новизна исследования. Новизна данного исследования складывается из следующих положений:
1. Установлено, что концепции ненасилия в мировых религиях и у идеологов непротивленчества несут в себе примерно один и тот же смысл: Ненасилие в общем смысле можно понимать, как отказ от реакции на зло, но это не просто пассивное сопротивление, ибо пассивное сопротивление бывает из-за недостатка средств насилия, а это отказ от насилия через осознание любви к ближнему, через «всепрощение». Это отказ не только от причинения вреда здоровью, но и причинение морального вреда.
2. В процессе изучения истории развития религиозной общины меннонитов было выявлено, что догматика этой религиозной общины схожа с догматикой официального протестантизма, но отличается от нее и других отколовшихся общин протестантского толка в некоторых своих положениях: авторитет Библии и Христа, сознательное крещение, отказ от войны, службы, ношения оружия, присяги и клятв.
3. В ходе исследования установлено, что меннониты оценивают государственные и шире - властные - отношения в контексте конкретной практики ненасилия. Дело в том, что организация меннонитов признает авторитет власти, так как считает, что всякая власть от Бога. Самим же прихожанам не рекомендуется идти в органы правительства, так как это нарушает положения их догматики. Высшим авторитетом в решении вопросов жизни является не власть, а Бог, а также догматы и предписания Менно, по которым меннониты отказывались от участия в войнах, ношения оружия и несения военной службы, не давали клятв и присяги.
4. В процессе анализа доктрины и образа жизни меннонитов были выявлены конкретные методы ненасильственной практики, а именно: благотворительные и гуманитарные миссии; этические принципы «свидетельствовать государству» и отказ от участия в несправедливости; религиозный принцип «божественной справедливости» и авторитета божественных заповедей; принцип «мирного сопротивления», включающего бойкоты и забастовки; создание центров и образовательных учреждений по разрешению конфликта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В данном исследовании утверждается мысль о сходном понимании идеи ненасилия как в мировых религиях, так и в социокультурных идеологиях непротивленчества. В обоих направлениях ненасилие понимается как отказ от насилия через осознание любви к ближнему, через «всепрощение». Это отказ не только от причинения вреда здоровью, но и причинение морального вреда.
2. Догматика религиозной общины меннонитов общины схожа с догматикой официального протестантизма, но отличается от нее и других отколовшихся общин протестантского толка в некоторых своих положениях: авторитет Библии и Христа, сознательное крещение, отказ от войны, службы, ношения оружия, присяги и клятв.
3. Продемонстрировано, что организация меннонитов признает авторитет власти, так как считает, что всякая власть от Бога. Высшим авторитетом в решении вопросов жизни в общине меннонитов является не власть, а Бог, а также догматы и предписания.
4. В процессе анализа практики ненасилия в религиозной общине меннонитов
были выявлены конкретные методы ненасильственной практики, а именно: благотворительные и гуманитарные миссии; этические принципы
«свидетельствовать государству» и отказ от участия в несправедливости; религиозный принцип «божественной справедливости» и авторитета
божественных заповедей; принцип «мирного сопротивления», включающего бойкоты и забастовки; создание центров и образовательных учреждений по разрешению конфликта.
5. Как известно, конфликты приводят к проявлению насилия. Разработанность теоретического материала по теме ненасилия и его накопление, изучение концепции ненасилия меннонитов внесет вклад в решение данной проблемы.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость складывается из актуальности, поставленной в дипломной работе проблемы, а также цели и задач исследования. Из-за эклектичности политических, социальных, религиозных взглядов конфликты в мире неизбежны. И часто конфликты приводят к проявлению насилия. Разработанность теоретического материала по теме ненасилия и его накопление, изучение концепции ненасилия меннонитов внесет вклад в решение данной проблемы. С практической точки зрения данная работа может служить ориентиром в «борьбе с насилием» не через применение силы, а путем терпимости, любви, божьего просветления.
Структура работы. Объем работы - 51 страница. Работа включает в себя введение, три главы по 2 раздела в каждой, заключение, список использованной литературы в количестве 38 источников.
Исторический путь развития и распространения религиозной общины меннонитов удивителен. Где бы они не находились, они не только могли сохранять свои религиозно-этические установки, добиваться устойчивого финансового положения, но что важно, они смогли этого добиться мирным путем, не вступая ни с кем в борьбу и в конфликт.
Практика ненасилия меннонитов своеобразна и интересна для изучения. Но так как она мало изучена, то скудность теоретического материала по практике создает обширное поле для исследования. А изучение и понимание процесса практики поможет привнести что-то новое и ценное в общую концепцию ненасилия, которая в свою очередь может стать регулятором межличностных отношений и способствовать подкреплению мира на Земле. В этом и заключается актуальность выбранной нами темы.
В процессе проделанной работы, мы решили следующие стоящие перед нами задачи, а именно:
1. Изучили, как понимали понятие «ненасилие» в мировых религиях, и как его понимали авторитетные мыслители прошлого;
2. Изучили историю, становление и распространение по миру религиозной общины меннонитов, а также их догматику;
3. Рассмотрели их взгляды на государство, власть, общество, а также проанализировав вышеизложенный материал, дали описание практики ненасилия, и исходя из того вывели общие принципы концепции ненасилия религиозной общины меннонитов.
А также нам удалось прийти к выводам о том, что:
1. Концепции ненасилия в мировых религиях и у идеологов
непротивленчества несут в себе примерно один и тот же смысл и лишь немного отличаются в лексическом употреблении слова «ненасилие» и в некоторых своих положениях. Ненасилие в общем смысле можно понимать, как отказ от реакции на зло, но это не просто пассивное сопротивление, ибо пассивное сопротивление бывает из-за недостатка средств насилия, а это отказ от насилия через осознание любви к ближнему, через «всепрощение». Это отказ не только от причинения вреда здоровью, но и причинение морального вреда.
2. Религиозная община меннонитов имеет не простой пусть становления и укрепления. Менно Симонс, основоположник и духовный лидер общины, имея смелость пойти против католицизма и официального протестантизма, отверг воинствующее положение церкви, основал собственную религиозную общину, которая хоть и взяла свое начало в Нидерландах, затем распространилась колониями по всему миру. Догматика этой религиозной общины схожа с догматикой официального протестантизма, но отличается от нее и других отколовшихся общин протестантского толка в некоторых своих положениях: авторитет Библии и Христа, сознательное крещение, отказ от войны, службы, ношения оружия, присяги и клятв.
3. Организация меннонитов признает авторитет власти, так как считает, что всякая власть от Бога. Самим же прихожанам не рекомендуется идти в органы правительства, так как это нарушает положения их догматики. Высшим авторитетом в решении вопросов жизни является не власть, а Бог, а также догматы и предписания Менно, по которым меннониты отказывались от участия в войнах, ношения оружия и несения военной службы, не давали клятв и присяги. К актам их миротворчества можно отнести их благотворительные и гуманитарные миссии; этические принципы «свидетельствовать государству» и отказ от участия в несправедливости; религиозный принцип «божественной справедливости» и авторитета божественных заповедей; принцип «мирного сопротивления», включающего бойкоты и забастовки; создание центров и образовательных учреждений по разрешению конфликта.
Согласно всему вышеперечисленному можно утверждать о том, что искренняя вера в божественные заповеди, строгое следование догматике, а также отстранение от всякого рода насилия, помогает сохранить чистую душу и спокойный разум. И тем самым помогает каждому отдельному прихожанину еще больше укрепиться в вере, что в свою очередь помогает уже укрепиться целой общины. Поэтому-то меннониты и распространились по всему миру, смогли сохранить свои идеологические установки и укрепиться финансово.
Из-за эклектичности политических, социальных, религиозных взглядов конфликты в мире неизбежны. И часто конфликты приводят к проявлению насилия. Разработанность теоретического материала по теме ненасилия и его накопление, изучение концепции ненасилия меннонитов внесет вклад в решение данной проблемы. С практической точки зрения данная работа может служить ориентиром в «борьбе с насилием» не через применение силы, а путем терпимости, любви, божьего просветления.
Анисимов С.Ф. Настольная книга атеиста / С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов, М.С.Беленький. - М.: Политиздат, 1987. - 431 с.
Апресян Р.Г. Любовь. Этика: Энциклопедический словарь / Р.Г. Апресян. — М.: Гардарики, 2001. — 356 с.
Бевз О. Миротворчество и христианское разрешение конфликтов / О. Бевз, Д. Раймер. - СПб.: Библия для всех, 2007. - 256 с.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское Общество, 2013. - 283 с.
Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России / С.Д. Бондарь. - Петроград: ПЕТРОГРАД, 1916. - 200 с.
Брандсма Я.А. Менно Симонс из Витмарзума: учитель, защитник и собиратель братских общин крещенцев XVI века / Я.А. Брандсма. - Караганда: Христианская типография «Источник», 1997. - 173 с.
Браун П.Я. Кто такие меннониты? Краткий исторический очерк / П.Я. Браун. - Гальштабт: Радуга, 1915. - 78 с.
Вишняков А.Г. Общество анабаптистов или меннонитов. Православное обозрение / А.Г. Вишняков. - Б. и. - 1861. - Т.11. - 470 с.
Воробьева М.В. Христианское разномыслие: Словарь / М.В.
Воробьева. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 96 с.
Ганди М.К. Моя жизнь / М.К. Ганди. - М.: Наука, 1959. - 444 с. Грицанов А.А. Антитринитаризм. Религия: Энциклопедия / А.А. Грицанов, Г.В. Синило. — Минск: Интерпрессервис, 2007. — 960 с.
Гусейнов A.A. Л.Н.Толстой: непротивление злу насилием. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней / А.А. Гусейнов. - М.: Вече, 2009. - 496 с.
Дилипкумар К.В. Учебник терапевтической йоги / К.В. Дилипкумар. - М.: Институт Восточной Медицины РУДН, Философская книга, 2016. - 224
с.
14. Загуменное Б. Йога-Сутры Патанджали. Перевод с санскрита/ Б. Загуменнов. [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/patanja/zagum/index.htm (дата обращения: 11.12.201 8).
15. Зантен М. Menno Simons.net Life, writings, doctrine, images and links / М. Зантен. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mennosimons.net/life.html (дата обращения: 5.03.2019).
16. Карнацевич В.Л. 50 знаменитых сект / В.Л. Карнацевич. - М.: Фолио, 2004. - 183 с.
17. Кеннан Д. В гостях у графа Толстого. Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников / Д. Кеннан. - Б. и. - 1978. - Т. 1. - 871 с.
18. Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию / М. Л. Кинг. - М.:Республика, 1992. - 273 с.
19. Кинг М.Л. Сила ненасилия // Христианин. - Б. и. - 1994. - № 1-2. - 73
с.
20. Клаус А.А. Наши колонии: Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России / А.А. Клаус. - СПб.: Тип. В.
В. Нусвальта, 1869. - 102 с.
21. Конь Р.М. Сектоведение (Конспект). Секта меннонитов. Электронная библиотека благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви/ Р.М. Конь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/sektovedenie/sektovedenie/11 (дата обращения: 15.04. 2019).
22. Костомаров Н.И. Автобиография/ Костомаров Н.И. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_avtobiografia.html (дата обращения: 7.03.2019).
23. Краснопёров И. Меннонитские колонии / И. Красноперов //Русская мыс