Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В МАЛЫХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ Г.МАМАДЫШ)

Работа №32278

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
479
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы исследования рынка туристских услуг в малых
городах 7
1.1. Понятийный аппарат теории создания и развития региональной
туристической отрасли 7
1.2. Основные условия и факторы, обуславливающие эффективное развитие
региональной туристической отрасли и ее продвижение 11
1.3. Ассоциация малых туристских городов: цели создания и основные
направления деятельности 15
2. Региональные особенности формирования рынка туристских услуг на
территории г. Мамадыш и его окрестностей 25
2.1. Оценка природного, социально - культурного потенциала и состояния
инфраструктуры г. Мамадыш и его окрестностей 25
2.2. Характеристика событийных мероприятий г. Мамадыш и его
окрестностей, их влияние на привлечение туристов 34
2.3. Анализ результатов социологического исследования о востребованности
г. Мамадыш и его окрестностей как нового туристского направления в Республике Татарстан 44
3. Концепция кластерного развития туризма в г. Мамадыш и его
окрестностей 50
3.1. Концептуальные основы создания туристических продуктов в акватории
малых городов 50
3.2. Проект создания туристско-рекреационного кластера «Мамадыш» 59
Заключение 72
Литература 74
Приложение


Города, численность населения которых составляет менее 50 тыс. человек, относят к категории малых городов, они занимают особое положение в регионе. Многие из них образовались на месте древних поселений, их история насчитывает по несколько веков. Некоторые малые города имели особое значение в прошлом и обладают значительным историко-культурным потенциалом. Другие характеризуются сочетанием особой атмосферы тишины и уюта малого города и выдающимися природными бальнеологическими ресурсами, способствующими
организации рекреации и оздоровления населения. Третьи крайне удачно вписаны в окружающую природу или тесно связаны с сакральным пространством. И этот список может быть продолжен.
Однако большинство малых городов сейчас находятся в состоянии затяжного кризиса и сталкиваются с большим количеством серьезных социально-экономических проблем. Для таких поселений характерно снижение численности населения, отток его в крупные центры. Сказалось закрытие промышленных предприятий с 90-х гг. и, соответственно, потеря рабочих мест, отсутствие перспектив для молодежи за счет недостатка высших учебных заведений и многие другие. Все это при неблагоприятном стечении обстоятельств и отсутствии внимания к проблемам населения и их решения может привести к полному упадку, запустению и разрушению малых городов.
В то же время, в условиях современного кризиса и сложной геополитической обстановки, а также в связи с ростом террористической угрозы в Европе и странах Ближнего Востока и Африки, на рынке туристских услуг РФ происходит переориентация на региональный туризм. С этим обстоятельством связан поиск и разработка новых направлений развития туризма в России. На фоне этого имеет смысл обратить внимание и на малые города.
Это представляется достаточно рациональным, т.к. несмотря на наличие уже упомянутых проблем, малые города по-прежнему могут представлять значительный интерес для туристов. Это связано с тем, что они в меньшей степени были затронуты процессами индустриализации, следствием чего является лучшая сохранность облика старого города и значительно более благоприятная экологическая обстановка; им свойственно отсутствие размытости границ и традиций, характерной для крупных городов, более выраженная аутентичность, разнообразие, тишина, спокойствие и, в целом, более благополучная с точки зрения психологического и психического здоровья граждан обстановка. Вследствие чего можно предположить, что развитие туризма в малых городах возможно и, более того, вероятно, именно он способен стать решением многих существующих там проблем через создание рабочих мест, развития инфраструктуры, сохранения уникальности, материальных памятников истории, культуры и природы, возрождения традиций и народных промыслов и др.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью решения большого числа проблем малых городов в условиях усугубления их положения в регионе, а также потребностью в поиске новых дестинаций для развития регионального туризма, коими могут быть малые города.
Развитие регионального туризма в малых городах и решение вышеизложенных проблем возможно через создание в них туристскорекреационного кластера.
Целью исследования является кластерный подход в развитии регионального туризма в малых городах.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы исследования рынка туристских услуг в
малых городах;
• рассмотреть региональные особенности формирования рынка туристских услуг на территории г. Мамадыш и его окрестностей;
• разработать концепцию кластерного развития туризма в г. Мамадыш и его окрестностях;
• создать проект туристско-рекреационного кластера «Мамадыш». Объект исследования - кластерный подход в развитии регионального
туризма в малых городах.
Предмет исследования - кластерное развитие туризма в г. Мамадыш. Методы исследования: анализ литературы, сравнение, моделирование, синтез, классификация, прогнозирование, анкетирование.
Научная новизна. Уточнено понятие «региональный туризм», под которым понимается достаточно сложная, организованная система, которая формируется из множества элементов (рекреационные ресурсы, туристская инфраструктура, экологическая и личностная безопасность и др.), взаимосвязанных между собой, выполняющих функции удовлетворения туристских потребностей в границах определенной территории и являющихся необходимыми условиями его развития.
Представлен проект туристско-рекреационного кластера «Мамадыш» с учетом вовлечения культурного наследия.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов региональными органами власти и туристскими компаниями при создании программ развития туризма на территории. Концепция развития туризма в г. Мамадыш и его окрестностей может быть выбрана в качестве приоритетного направления развития данной сферы, что позволит повысить его конкурентоспособность, как туристского центра, на региональном уровне. Выявленная форма пространственной организации туризма позволяет планировать и прогнозировать развитие данной отрасли в рамках региональной социально-экономической системы г. Мамадыш и его окрестностей с учетом устойчивого развития территории, поможет решить проблемы трудовых ресурсов, приведет к улучшению демографической ситуации и повышению социально-экономических показателей в целом.
Апробация и публикации. Основные положения работы докладывались на Международном историческом форуме «Молодые ученые в реализации идеи «История для всех» (15-17 ноября г. Казань, Россия), Научно-практической очно - заочной конференции для школьников, учителей и студентов (г. Казань), IX Международной научно-практической конференции «ТУР-ФАКТОР 2018» - «Событийный туризм как главный фактор развития территории».
Результаты работы были изложены и опубликованы в материалах I научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты научных исследований в туризме» / Научный ред. д.э.н., проф. А.В. Гумеров. - Казань: ООО «НОЦ «ЗНАНИЕ», 2019. - 296 с.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Малые исторические города России обладают рядом уникальных внутренних факторов, необходимых для формирования конкурентных преимуществ в сфере туризма и развития отрасли в качестве специализации экономики муниципального образования. Степень их понимания, учета и эффективного использования является фактором успешности выбираемых стратегий развития территории и конкурентоспособности формируемой индустрии туризма. Развитие туризма требует комплексного подхода и должно осуществляться в рамках общей стратегии и плана социальноэкономического развития территории.
В данной работе было проведено исследование существующих проблем г. Мамадыш и его окрестностей, специфики и возможностей преодоления современного кризисного состояния через его развитие в качестве центра туризма.
Цель исследования заключалась в установление возможностей, перспектив и особенностей развития г. Мамадыш как центра туризма. На основе решение заявленных во введении к работе задач можно считать, что цель достигнута.
Во-первых, были изучены теоретические основы исследования рынка туристских услуг в малых городах. В связи со сложившейся ситуацией на рынке туризма малые исторические города требуют пристального времени со стороны властей и туристского бизнеса. Развитие туризма в таких регионах может помочь возродить малые города путем создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций, что, в свою очередь, поспособствует росту городского бюджета, а значит, и уровню жизни населения, таким образом, предотвратив его отток в большие города.
Во-вторых, были рассмотрены региональные особенности формирования рынка туристских услуг на территории г. Мамадыш и его окрестностей. Основными проблемами на пути к становлению туристским
центром явились: большое расстояния путей сообщения, недостаточная развитость туристской инфраструктуры, дефицит финансирования и со стороны государства. Еще одна проблема заключается в том, что о многих объектах жители района, за исключением профессионалов и любителей, не знают. Между тем в городе можно реализовать интересные экскурсионные программы, некоторые из них уже осуществляются. Отсутствие комплексной региональной туристской политики, туристской инфраструктуры, ярких сформированных туристских образов, рекламной продукции, важных направлений продвижения туристских продуктов не позволяют организовать достойное развитие культурно-исторического и познавательного туризма районе. В связи с этим, для реализации туристского потенциала города и преодоления кризиса требуется особенно активная работа по информационному освещению его туристских возможностей.
В-третьих, был разработан проект кластерного развития туризма в Мамадышском районе. Разработанный туристско-рекреационный кластер может способствовать расширению сферы деятельности туроператоров, привлечению новых клиентов и увеличению прибыли, а так же позволит укрепить положение на рынке туристских услуг.
Развитие туризма в малых городах способно полностью изменить ситуацию в них, ослабить и преодолеть кризисные явления, которые наблюдаются в большинстве малых городов в настоящее время.



1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
2. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. (ред. от 08.03.2015)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015), № 38-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
(Дата обращения: 02.04.2019).
3. Приказ от 24 июля 2017 года № 109 «Об утверждении стратегии развития туризма до 2021 года и плановый период до 2030 года»
4. Аржаков М. Б. Актуальные вопросы туристской деятельности: сб. метод, материалов. Труды Академии Туризма. / Выпуск 1. - Спб.: НЕДРА,
2014. - 152 с.
5. Даниленко Н.Н., Людвиг Л.П. Региональные туристские ресурсы: понятие, влияние на развитие туризма, стратегии управления / Н.Н. Даниленко, Л.П. Людвиг. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - стр. 4
6. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: Международныйтуризм: Учеб.пособие для студентов вузов [Текст] Е.Л. Драчева. Москва:КНОРУС, 2009. 598 с.
7. Жукова М.А., Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях. - М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.
8. Захаров В. А. Эволюция сущности и многообразие понятий туризма // Актуальные вопросы туристской деятельности: сб. метод, материалов. Труды Академии Туризма. Науч. ред. Биржаков М. Б. - Выпуск 1. - Спб.: НЕДРА. 2012 - 152 с.
9. Тайгибова Т. Т. Государственное регулирование развития въездного туризма // Молодой ученый, 2012. - 351 с. 4.
10. Шабалина С.А., Рубцов В.А., Байбаков Э.И. Территориальные аспекты развития туризма в Республике Татарстан// С.А.Шабалина, В.А.Рубцов, Э.И. Байбаков - Казань: Отечество, 2014. - 160 с.
11. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма.
2007. №1. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/turistskie-klastery-soderzhanie- granitsy-mehanizm-funktsionirovaniya (дата обращения: 05.05.2019).
12. Амелькина Д.В. Туризм как фактор развития малого исторического
города зарайск // ARS ADMINISTRANDI. 2018. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-kak-faktor-razvitiya-malogoistoricheskogo- goroda-zaraysk (дата обращения: 05.05.2019).
13. Воронцова М. Г., Карпова Г. А., Ушакова М. А. Стратегии развития
современной туристской отрасли // Состояние и перспективы развития туризма в СНГ: Материалы VIII ежегодной научно-практической
конференции 24 мая 2005 г. - СПб.: Изд-во ИУЭ, 2013. - 154 с.
14. Емельянова Н. А., Сарайкина С. В. Природный и культурноисторический потенциал малых городов Мордовии и развитие туризма в регионе.- URL - http://lib.knigi-x.ru/23istoriya/87342-1-66-prirodniy- emelvanova-kulturno-istoricheskiv-saravkina-potencial-malih-gorodov-mordovii- razvitie-turizma-regione. php
15. Денгаев А. М. Условия развития туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 161-163. — URL https://moluch.ru/archive/38/4389/ (дата обращения: 03.04.2019).
16. Лученкова Т.С. Ассоциация малых туристских городов: цели создания и основные направления деятельности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 26.01.2019)
17.Оконишникова Юлия Евгеньевна, Волкова Татьяна Александровна Концепция развития туристско рекреационного комплекса // Символ науки.
2016. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-
turistsko-rekreatsionnogo-kompleksa (дата обращения: 23.05.2019).
18. Региональная система управления туристско-рекреационным комплексом на примере Республики Татарстан. Л.И. Галимова, Ш.Ш. Галимов, В.И. Гайнетдинов.
19. Хаванова Наталья Владимировна, Большаков Алексей Игоревич Методические подходы к проектированию туристских кластеров // Сервис +.
2013. №4. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k- proektirovaniyu-turistskih-klasterov (дата обращения: 05.05.2019).
20. Якубова, Т. Н. Территориальный брендинг как инструментразвития региона [Текст] / Т. Н. Якубова, А. П. Крюкова. - Молодой ученый, №21. -
2014. 484 - 488 с.
21. Питрау-2018: какая связь между словами «ночь» и «любовь» и как выйти в астрал, не покидая Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/105121 -kak-kryasheny-tatarstana- otmechayut-prazdnik-pitrau(Дата обращения: 11.03.2019).
22. Официальный сайт фестиваля креативных санок
SUNNYФЕСТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sunny-
1сд1.т/(Дата обращения: 11.05.2019).
23. Музеи Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpi//museum.tatar.ru/museum/mamadyshskiy_kraevedcheskiy_muzey/a bout/Шата обращения: 10.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ