Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной компетентности обучающихся средствами кейс-технологий
1.1 Сущность и структура социальной компетентности 10
1.2. Содержание социальной компетентности обучающихся среднего звена школы 19
1.3 Кейс-технологии как средство формирования социальной компетентности на уроках истории 28
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию социальной компетентности обучающихся средствами кейс-технологий
2.1. Описание хода и результатов констатирующего эксперимента 38
2.2. Содержание и реализация программы по формированию социальной компетентности старшеклассников в рамках элективного курса по истории с
применением кейс-технологий 52
2. 3. Описание результатов контрольного этапа эксперимента 61
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения 89
Актуальность. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) создали принципиально новую образовательную концепцию, определили цели и задачи, которые должны быть решены в процессе формирования предметных, метапредметных и личностных результатов, обучающихся в том числе на уровне основного общего образования. Одним из важнейших требований, предъявляемых к качеству образования, является подготовка выпускника к выбору модели социального поведения, создание условий, способствующих успешной социализации личности в современном социокультурном пространстве.
В условиях меняющегося общества, возрастает необходимость готовить подрастающее поколение к жизни, формировать личность, способную адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. Достижение успеха в жизни связано с социальной компетентностью выпускников общеобразовательных учреждений, их умением взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившейся ситуации решения.
С одной стороны современная наука уделяет большое внимание нетрадиционным образовательным технологиям, способствующим формированию у учащихся знаний, умений и опыта, необходимых для эффективной деятельности, решения социально значимых задач в современном обществе, с другой - можно говорить о недостаточно полном изучении особенности формирования социальной компетентности у старших подростков на уроках истории, с помощью нетрадиционных технологий.
Одна из основных задач данной области состоит в поиске и определении наиболее эффективных подходов и способов решения
проблемы формирования социальной компетентности у старших подростков на уроках истории. Анализ научных работ и педагогического опыта позволяет утверждать, что одной из наиболее оптимальных и максимально удовлетворяющих данную потребность, является кейс-технология, которая представляет собой компиляцию некоторых традиционных, известных педагогике, методов, но при этом отвечающая современным педагогическим реалиям.
Противоречия исследования состоит с одной стороны в разработанности основных положений компетентностного подхода в педагогической теории, осознании педагогическим сообществом
необходимости формирования социальной компетентности учащихся, и с другой - недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий формирования у обучающихся данной компетенции на уроках истории средствами кейс-технологий.
С учетом выявленных противоречий, нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетентности учащихся девятых классов на уроках истории средствами кейс-технологий.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать программу формирования социальной компетентности учащихся девятых классов на уроках истории средствами кейс-технологий.
Объектом исследования является процесс формирования социальной компетентности обучающихся среднего звена на уроках истории.
Предмет исследования: Кейс-технологии как средства формирования социальной компетентности учащихся 9-х классов на уроках истории.
Г ипотеза исследования состоит в том, что результативность формирования социальной компетентности учащихся девятых классов на уроках истории повыситься если будет обеспечен ряд следующих условий:
- научно определена сущность и обоснована структура социальной компетентности старших подростков;
-сформулированы основные дидактические требования к применению кейс-технологий в образовательном процессе на уроках истории в целях формирования социальной компетентности учащихся;
- разработана программа курса с использованием кейс-технологий, отвечающая требованиям к содержанию и типологии кейсов, направленных на формирование социальных компетенций обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить существующие понятия «социальная компетентность», «социальная компетенция» и выделить структурные составляющие социальной компетентности учащихся старшего подросткового возраста.
2. Определить критерии и показатели развития социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения.
3. Выявить педагогические возможности кейс-технологии и условия, способствующие формированию социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения. компетентности учащихся образовательных учреждений (Л.Н.Гиенко [15], Н.А.Лымарь [42], Е.В.Прямикова [49]), формирование социальной компетентности младших школьников в рамках урока (Ю.В.Коротина [34]), во внеурочной деятельности (О.В.Галакова [14]).
Методологической основой исследования является совокупность подходов: гуманистического, пространственного, компетентностного,
полисубъектного. Гуманистический подход (В.А.Караковский [29], И.Д.Демакова [21], Р.А.Валеева [8] и др.) утверждает признание ребенка как высшей социальной ценности общества, как субъекта образовательного процесса, а объектом выступают условия, в которых он существует и развивается. Компетентностный подход (И.А.Зимняя [25], А.В.Хуторской [62] и др.) определяется единством знания и практики, предполагает способность и готовность личности применять результаты обучения в практической деятельности. Полисубъектный подход (И.В.Вачков [9], А.В.Мудрик [44] и др.) отражает отношения в условиях взаимодействия личностей, их сотрудничества и партнерства, направленных на достижение общих и личных целей.
Теоретическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных авторов, раскрывающие:
- сущность, классификация и педагогические возможности кейстехнологий (Б.Е. Андюсев [3], В. В.Пырьева [51], А. М. Каунов [28] и др).
- сущность понятия «социальная компетентность», основные критерии развития социальной компетентности подростков (И. Н. Зимняя [25], Е.А. Левановой [40], А.В. Хуторской [63] и др.);
- методологию педагогического исследования (В.В. Афанасьев [5], B^. Краевский [36], Н.В. Кузьмина [38].);
- система научных воззрений по проблеме организации совместной учебной деятельности школьников (И.В. Вачков [10], И.А. Зимняя [24], Р.Л. Кричевский [37], А.В. Мудрик [44], А.И. Савенков [54], В.Ф. Шаталов [67] и
др.);
- научные работы, посвященные изучению сущности методов активного обучения в школе (Ю.С. Арутюнов [4], A.A. Вербицкий [12] и др.);
- новые информационные технологии в обучении (В.В. Гузеев [18], Е.С. Полат [48], Б.Е. Андюсев [3], О.Г. Смолянинова [58] и др.)
Методы и методики. В работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические: теоретико-методологический и системно
структурный анализ, обобщение, синтез, сравнение, прогнозирование результатов;
- эмпирические: анкетирование; педагогический эксперимент; анализ продуктов деятельности, созданных обучающимися и педагогической деятельности;
- статистические: математическая обработка результатов
исследования.
В ходе анализа психолого-педагогической литературе по проблеме, для получения более точных и объективных данных также были выбраны методики В. В. Бойко, А. М. Прихожан, К. Роджерса и Р. Даймонда, А. В. Карпова.
Опытно-экспериментальная база. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 131» Вахитовского района г. Казани.
Теоретическая значимость. Определяется тем, что данное исследование расширяет теоретические представления о формировании социальных компетенций старших подростков, развивает и дополняют существующие концепции, идеи в данной области.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть внедрены в образовательный процесс общеобразовательной организации, использованы для разработки и реализации программ повышения уровня развития социальной компетентности обучающихся.
Апробация и практическая реализация:
- основные положения, материалы и результаты исследования были представлены на слушании проектов по гранту «Наш новый учитель».
-практической деятельности в качестве учителя истории и обществознания в МАОУ «Лицей № 131» Вахитовского района г. Казани.
Структура и объём работы. Работа соответствует поставленным задачам и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографичесий список и приложение.
Во введении представлена актуальность темы исследования, определена цель, задачи, методологический аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования социальной компетентности обучающихся средствами кейс-технологий» рассмотрены теоретические аспекты понятия «социальная компетентность»; раскрыты социально-психологические особенности детей старшего школьного возраста; дана характеристика кейс-технологий, как инструмента формирования социальной компетентности.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию социальной компетености обучающихся средствами кейс-технологий» описаны ход и результаты констатирующего и формирующего эксперимента; представлена программа курса по формированию социальной компетентности средствами кейс-технологий.
В заключении обобщены результаты теоретической и практической работы, представлены основные выводы и намечены перспективы дальнейшего развития.
В приложении представлены диагностические материалы, программа элективного курса по формированию социальной компетентности средствами кейс- технологий.
В условиях комплексного реформирования общего образования особую актуальность приобретают интерактивные образовательные технологии и методы, которые обеспечивают реализацию системнодеятельностного подхода.
В ходе исследования нами были раскрыты сущность и содержание понятия социальная компетентность. Нами были определены роль, значение и место кейс-технологий в процессе обучения и формирования когнитивного, эмоционально-волевого и операционно-содержательного компонентов социальной компетентности, а также изучены возрастные особенности формирования социальной компетентности старших подростков, рассмотрены методика развития социальных компетенций средствами кейстехнологий на уроках истории в 9 классе.
Социальные компетенции, для формирования которых восприимчив подростковый возраст, могут быть сформированы в образовательной среде школы на основе применения кейс-технологий на уроках истории.
Анализ требований ФГОС основного общего образования к личностным и метапредметным результатам обучающихся позволили выделить состав социальной компетентности подростков, для формирования которых в старшем подростковом возрасте наиболее эффективным является использование кейс-технологий:
1. способность осуществлять выбор наиболее конструктивных моделей поведения в ситуациях изменения условий решаемой задачи;
2. умение применять полученные теоретические знания в практической деятельности в рамках решения различных социальных задач;
3. умение осуществлять поиск информации, свободно ориентироваться в информационном пространстве, отражающем окружающую политическую, экономическую, культурную и социальную действительность;
4. способность эффективно решать различные конфликтные ситуации, на основе понимания, этнических, культурных, личностных и ментальных особенностей разных социальных групп;
5. умение работать в больших и малых группах, осознавать и адекватно исполнять свою роль в группе, способность конструктивно взаимодействовать окружающими людьми разного возраста и социального положения ради решения задач и достижения поставленных цели.
Оценка сформированности социальных компетенций подростков основывается на совокупности показателей, разрабатываемых для каждой из компетенций и содержащих поведенческие индикаторы, позволяющие установить наличие или отсутствие соответствующей компетенции, обеспечивающие возможность персонализированной и
неперсонализированной оценки.
Наиболее существенные результаты исследования состоят в том, что с учетом особенностей старшего подросткового возраста, современных социокультурных реалий установлен состав социальных компетенций, для формирования которых наиболее эффективным является метод кейсов.
Кейс-технология как средство формирования социальных компетенций учащихся девятых классов будет эффективной, если:
- научно определена сущность и обоснована структура социальной компетентности старших подростков;
-сформулированы основные дидактические требования к применению кейс-технологий в образовательном процессе на уроках истории в целях формирования социальной компетентности учащихся;
- разработана программа курса с использованием кейс-технологий, отвечающая требованиям к содержанию и типологии кейсов, направленных на формирование социальных компетенций обучающихся.
Исследование подтвердило адекватность теоретико
методологического обоснования проблемы формирования социальных компетенций подростков, которое понимается не просто как приобретение знаний и умений действовать в обществе, но как целостное развитие личности, зависящее от деятельности, в которую включается школьник. В исследовании выявлено, что использование метода кейсов в соответствии с установленными дидактическими требованиями позволяет формировать необходимый уровень социальной компетентности обучающихся.
Данная работа представляет один из подходов к формированию социальной компетентности подростков в условиях общеобразовательного учреждения. Требует дальнейшего изучения формирование социальной компетентности подростков образовательного учреждения в процессе использования кейс-технологий. Решение этой и других проблем являются предметом дальнейшего исследования.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (Дата обращения: 20.04.2018).
3. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей / Б.Е. Андюсев // Директор школы. - № 4. - 2010. - С. 61 - 69.
4. Арутюнов, Ю. С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн.-техн. школы- семинара. Рига : Изд-во Латвийского ун-та.,1983 - С. 21-23.
5. Афанасьев, В. В. Методологические характеристики
исследовательской деятельности педагога: учебн. пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений / В. В. Афанасьев, Л. И. Уколова, П. А. Черватюк. - М.: АС-Траст, 2008. - 148 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией
Д.И.Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 34 с
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. - № 4. - С. 47-56
8. Валеева Р.А., Валеева Л.А. Права ребёнка в мире взрослых в контексте идей Януша Корчака и Джона Дьюи // Образование и самообразование. - 2014. - № 4 (42). - С. 60-63
9. Вачкова С. Н. Виртуальная проекция уклада школы как феномен инфомационного пространства [Электронный ресурс] / С. Н. Вачкова //
Информатизация образования. - 2013. - №3 URL:
http://www.ido.rudn.ru/vestnik/2013/2013_3/13.pdf (дата обращения: 11.05.2018)
10. Вачков И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13 / И.В.Вачков. - М., 2002. - 374 с.
11. Вачков И.В. Самосознание учителей и учащихся: полисубъектный подход. - Монография. - М.: Изд-во СГИ, 2000. - 224 с.
12. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
13. Выготский, JI.C. Проблемы психического развития ребенка / Л.С. Выготский // Хрестоматия по психологии: учеб. пособие / под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.
14. Галакова О.В. Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности: дис. ... канд. пед. наук.
13.0. 01 / Ольга Владимировна Галакова. - М., 2013. - 203 с.
15. Гиенко Л.Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01 / Любовь Николаевна Гиенко. - Барнаул, 2009. - 236.
16. Гиенко Л.Н., Игнатенко А.В. Проблемы формирования социальной
компетентности учащихся. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 5 с. 35. Голошумова Г.С., Ежов С.Г. Факторы формирования социальных компетентностей подростков. Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. [Электронный ресурс]. URL:
http://pedobraz@uspu.ru (дата обращения 24.04.2018).
17. Гузеев В.В. Иерархия компетентностей, стандарты общего образования и система дополнительного образования детей // Педагогические технологии. - 2013. - № 4. - С. 3-9.
18. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 206 с.
19. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 2. - С.42- 47.
20. Давиденко В.А. Чем «кейс отличается от чемоданчика? / В.А. Давиденко // Обучение за рубежом. - 2000. - № 7. - С. 12-29.
21. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01. / Ирина Дмитриевна Демакова. - М., 2000. - 353 с.
22.Зацепин В.В. Особенности взаимодействия субъектов
образовательного пространства: дис. ... кандидата психолог. наук:
19.0. 07. / Валерий Васильевич Зацепин. - М., 1996. - 105 с.
23.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.Я. Зимняя URL: http://rc.edu.ru/rc/bologna/works/zimnaya_l_sod.pdf (дата обращения: 27.04.2018)
24. Зимняя, И. А. Компетентность человека - новое качество результата образования: материалы XIII Всероссийского совещания. // Проблемы качества образования. Кн. 2. Компетентность человека - новое качество результата образования. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С. 4-15.
25. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
26. Иванов, Л. М. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков / Л.М. Иванов, Е. В. Конева // Вестник психологической и социально-реабилитационной работы, 2001. - № 2.
27. Калинина, Н. В. /Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения /Н.В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. Кострома, 2001.
28. Каунов, А.М. Учебные кейсы в технологическом и профессиональном образовании: Учебное пособие / А.М. Каунов - Волгоград: Перемена, 2010. - 292 с.
29. Караковский, В.А. Воспитание. Воспитание...Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
30. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1999. - 80 с.
31. Клочкова Л.И. Компетентности юного москвича // Календарь-спутник организатора воспитания школьников на 2008 - 2009 уч. год. - М.: Центр «Школьная Книга», 2008.
32. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М.Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
33. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 133-166.
34. Коротина Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов: дис. ... канд. пед. наук:
13.0. 01 / Юлия Викторовна Коротина - Тамбов, 2011. - 210 с.
35. Кострова, Ю. С./ Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. - 2011. - №12. Т.2. -С. 102-104.
36. Краевский В. В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога исследователя. - Самара : СамГПИ, 1994. - 165 с.
37. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 207с.
38. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.
39. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: дис. ... докт. психол. наук: 19.00.05 / Валентина Николаевна Куницына. - СПб, 1991.
- 358 с.
40. Леванова, Е. А. Благоприятный социально-психологический климат в подростковых коллективах / Е. А. Леванова, А. С. Нестеренок // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике.
- 2015. - № 2 (4). - С. 102-104.
41. Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - Кострома. - 2001. - С. 240-242.
42. Лымарь Н.А. Процесс формирования социальных компетенций учащихся в образовательных учреждениях адаптивного типа: дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Н.А.Лымарь. Сочинения: Т. 1. - М.: УЦ «Перспектива», 2013. - 190 с.
43. Методика работы с детьми "группы риска" [Текст] / Т.И.Шульга,В.Слот,Х.Спаниярд;Университет российской академии образования. - 2-е изд., доп. - Москва : УРАО, 2001. - 124 с.
44. Мудрик A.B. Проблемы дифференциации воспитания (Из выступления
на конференции, посвящённой памяти В.Р.Ясницкой) // Социальное воспитание: ресурсы преемственности, социальной интеграции,
полисубъектного взаимодействия. Материалы научно-практической конф. - М., 2012. - С. 5-6.
45. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [учебное пособие] / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 130.
46. Парыгин Б.Д. Научно - техническая революция и личность: Социально - психологические проблемы - М.: Политиздат, 1978. - 240 с.
47. Петухов С.Г. Формирование социальной компетентности у учащихся в воспитательном процессе профессионального лицея: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г.Петухов. - Воронеж, 2009. - 169 с.
48. Полат Е.С. Метод проектов в образовательной области / Е.С. Полат. - М.: Технологии, 2005. - 98 с.