Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ вопроса диагностики межкультурной коммуникации одаренных обучающихся и ее учет в педагогической деятельности учителя 10
1.1 Теоретические подходы к исследованию межкультурной коммуникации в
научной литературе 10
1.2 Одаренные обучающиеся и условия их становления на уроках русского
языка 19
1.3 Сообщество «Сэлэт» как площадка для развития межкультурной
коммуникации обучающихся во время летних профильных смен 36
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию межкультурной коммуникации одаренных обучающихся 46
2.1. Описание методик исследования. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента 46
2.2 Проектирование и реализация авторской программы по формированию межкультурной коммуникации одаренных обучающихся на уроках русского языка 55
2.3. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента. Методические рекомендации формированию межкультурной коммуникации
одаренных обучающихся 65
Выводы по второй главе 74
Заключение 75
Список литературы 78
В современном обществе роль коммуникации занимает все более приоритетное направление в воспитании конкурентоспособной личности. Не только взрослым, но и школьникам необходимо установить правильный диалог со своими сверстниками, одноклассниками, учителями. Это связано с тем, что возникающие трудности проще и быстрее решаются с помощью конструктивного диалога, а не по принципу «кто быстрее, тот сильнее». Потребность общества к активным личностям возрастает: именно они умеют ставить правильные вопросы и решать их в условиях неопределенности, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний посредством коммуникации. Исходя из стремительного прогресса современного общества, коммуникацию трудно представить без компонента «межкультурная», так как наше окружение меняется с большой скоростью: если вчера нам хватило бы знаний в области языка, сегодня надо развиваться в других направлениях и углублять имеющиеся сведения. Именно поэтому родители с особым вниманием наблюдают языковым прогрессом своего ребенка, тем самым делая развитие межкультурной коммуникации одним из приоритетных задач современного образования.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Межкультурная коммуникация - это то направление, которое может правильно реализовать эту цель. Актуальностью темы исследования является формирование межкультурной коммуникации у одаренных обучающихся как одной из главных задач современного образования. Это связано с тем, что обществу необходим опыт в накоплении коммуникативного потенциала учащихся, с помощью которого оно может выйти на новые рубежи развития, так как только правильная коммуникация поможет найти выход из сложного переплетения политических,
экономических и социальных проблем.
Развитие межкультурной коммуникации является сильным условием в предотвращении ненужных деструктивных явлений в обществе. При условии
большого накопления знаний и ограниченности возможности их переработки учащимися педагогическая наука переориентировалась с идеи всестороннего развития личности на идею развития способностей и самоактуализации личности, учитывая, что возросла потребность личности в межкультурной коммуникации. Поэтому вопрос формирования межкультурной коммуникации в контексте целостного развития неадаптивной личности приобретает особую актуальность, когда ставится цель образования - воспитать поколение, способное преодолеть инерцию социальноэкономического развития, создать условия для реализации всестороннего потенциала учащихся.
Степень разработанности проблемы. Современная теория и практика обучения русскому языку в аспекте формирования межкультурной коммуникации одаренных учащихся накопила немалый опыт работ в данном направлении: Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, Д.И. Тихомиров, Н.М. Соколов, К.Д. Ушинский, Б.Т. Панов, М.Т. Баранов, А.В. Текучев, В.А. Дмитриенко, А.В. Кулемзина, В.И. Панов, Ж. Брюно, Т.И. Артемьева, Ю.Д. Бабаева, Ю.З. Гильбух, Г.А. Глотова, Е.П. Ильин, А.В. Хуторской, Н.К. Винокурова, О.Г. Селиванова, В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский, Н.Б. Шумакова, И.И. Халеева, Н.И. Костомаров, А.М. Матюшкина, А.А. Лосева, Е.И. Щебланова, Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий, Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, Б.Т. Лихачев, М.В. Межиева.
Противоречие. Как считают некоторые специалисты, обучение межкультурной коммуникации может породить противоречия с собственной культурной идентичностью: возникает страх потерять ориентацию в
привычном социокультурном пространстве, утратить идентичность и потерять поддержку своей группы. Именно поэтому, методические рекомендации по развитию межкультурной коммуникации должны учитывать возможности появления такого рода противоречий.
Проблема исследования: формирование межкультурной
коммуникации одаренных обучающихся в условиях внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования межкультурной коммуникации одаренных учащихся на занятиях русского языка и разработать методическую систему упражнений и занятий по формированию и развитию межкультурной коммуникации одаренных учащихся.
Объект исследования: процесс формирования межкультурной
коммуникации одаренных учащихся в условиях внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях.
Предмет исследования: педагогические условия формирования межкультурной коммуникации одаренных учащихся в условиях
внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях.
Гипотеза исследования. Процесс формирования и развития межкультурной коммуникации одаренных учащихся будет эффективным при следующих педагогических условиях, если:
- будут выявлены основные закономерности развития и становления межкультурной коммуникации у одаренных учащихся в условиях внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях.
- будет разработана и экспериментально апробирована методическая система упражнений и занятий по формированию межкультурной коммуникации у одаренных учащихся в условиях внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования межкультурной коммуникации у одаренных учащихся.
2. Выявить педагогические условия для формирования межкультурной коммуникации у одаренных учащихся
3. Разработать методическую систему упражнений и занятий по русскому языку для формирования межкультурной коммуникации у одаренных учащихся в условиях внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях.
4. Провести эксперимент по развитию межкультурной коммуникации у одаренных учащихся в условиях внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях.
Теоретическую основу исследования составили: основные
положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, В.П. Шереметьевский, К.Д. Ушинский, А.В. Петров, М.Т. Баранов, А.В. Текучев, В. И. Загвязинский, М.С. Каган, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин, Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкина, А.В. Брушлинский, В.В. Клименко, Ф. Бартлер, Э.деБоно, Дж.Гилфорд, Г. Гарднер, В.В. Давыдов; подходы:
-личностно-ориентированный (А.Л. Вернер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин);
- системно-деятельностный (К.А. Абульханова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.В. Петровский).
Опытно-экспериментальная база исследования: сообщество по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Сэлэт».
Методы и методики исследования. В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование, тестирование, беседы, статистический опрос;
- диагностические - педагогическая диагностика, статистическая обработка данных.
Научная новизна исследования:
- разработаны особенности формирования межкультурной коммуникации у одаренных учащихся в условиях внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях;
- определены педагогические условия формирования межкультурной коммуникации у одаренных учащихся;
- установлены особенности межкультурной коммуникации у одаренных учащихся в условиях внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обосновано влияние педагогических условий на формирование межкультурной коммуникации у одаренных учащихся. Результаты проведенного исследования будут способствовать дальнейшей разработке дополнительных заданий с различными лингвистическими задачами с нестандартным решением для одаренных учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методическая система упражнений и занятий по формированию межкультурной коммуникации у одаренных учащихся в условиях внешкольной программы на выездных сессиях и летних профильных лагерях.
Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ при работе с одаренными учащимися, а также педагогами выездных сессий и летних профильных смен с целью преподавания русского языка в условиях свой образовательной программы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования. Достоверность научных результатов исследования обеспечивается выбором комплекса взаимосвязанных методов исследования, использованием методов статистической обработки информации.
Апробация работы.
Результаты исследования были апробированы на Итоговой научно- образовательной конференции студентов КФУ (2018 и 2019 г.). Кроме того, полный комплекс методической системы упражнений на развитие межкультурной коммуникации был апробирован на республиканских проекта «Очно-заочная школа им. М.И. Махмутова «Фэнсар», на летних профильных сменах «Сэлэт-Раушан» и «Сэлэт-Монреаль».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Сформированность межкультурной коммуникации как отдельно взятой
компетенции у обучающихся – это качество человека, характеризующее его
отношение с личностному становлению. Невозможно добиться успеха в
современном обществе без умения правильно говорить, но еще сложнее –
научиться правильно вести диалог. Отдельно стоит рассмотреть ситуации,
когда обучающиеся общаются с представителями другой культуры, нации.
Вместе с незнанием структуры того диалога появляется обоюдный
дискомфорт, который может навсегда завершить не начатую беседу.
Правильно организованная работа над развитием межкультурной
коммуникации обучающихся является залогом успеха для становления
конкурентоспособной и успешной личности.
Для государства важно, чтобы все его граждане были активными,
работая на благо. По большому счету, для этого социального механизма нет
других глобальных задач. Он существует для защиты своих граждан,
создания условий для хорошей, успешной, счастливой жизни. И для
выполнения этой задачи необходимо здоровое и активное общество. При его
создании необходимо постоянно работать. И нужно воспитывать
гражданство с юного возраста. Для подростков важно объяснить, что такое
коммуникация, как и с какой целью она создана. Кроме того, они должны
понимать роль межкультурной коммуникации в жизни страны.
Коммуникация является глобальным явлением. Она рождается из
способности быть полезным как в малой, так и в большой стране. Чем
больше людей будет общаться с представителями разных культур, тем
успешнее это будет. И это улучшит жизнь граждан. Все взаимосвязано.
Проведенное теоретико-эмпирическое изучение формирования
межкультурной коммуникации одаренных обучающихся сообщества по
работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Сэлэт» позволило
сделать следующие выводы:76
1. В современном понимании межкультурная коммуникация
представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность
преподавателей и самих участников образовательного процесса.
2. В старшем подростковом возрасте складываются социальные и
психические предпосылки для формирования межкультурной коммуникации
как навыка, и возникает стремление к идентичности, в том числе и
этнической, Старший подростковый возраст - это сензитивный период для
формирования самосознания, Я-концепции личности, а значит, и
национального самосознания.. Поэтому, именно на старших подростков
следует обращать особые усилия в процессе развития межкультурной
коммуникации.
3. Учитывая возрастные особенности одаренных обучающихся, при
выстраивании процесса развития межкультурной коммуникации могут
использоваться индивидуальные, групповые формы, массовые формы
работы. Возможно применение методов формирования сознания, убеждения,
примера. Формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, лекция, рассказ, ,
классный час, викторина, устный журнал, тематический вечер.
4. Анализ деятельности Сообщества по работе с одаренными детьми и
талантливой молодежью «Сэлэт» Республики Татарстан показал, что методы
развития межкультурной коммуникации обучающихся в практике этого
учреждения встречаются, лишь во время летних профильных смен.
Проведенная нами диагностика показала, что процесс развития
межкультурной коммуникации одаренных детей в сообществе присутствует,
но охватывает не всех обучающихся и не в полном объеме.
Для преодоления этого недостатка мы провели опытноэкспериментальную работу, где входе проведения констатирующего этапа
эксперимента нами было установлено, что больше половины обучающихся
из стран ближнего и дальнего зарубежья имеют низкий уровень
сформированности лексических и грамматических компонентов, а также77
речевых навыков и умений, необходимых для устной, диалогической и
монологической речи в русском языке.
Проведя формирующий этап нами бели разработаны методические
рекомендации и авторская программа. Реализация программы
способствовала: развитию целостной системы межкультурной
коммуникации.
На контрольном этапе нашего эксперимента мы отслеживаем
положительную динамику в формировании межкультурной коммуникации у
учащихся под влиянием педагогических условий. Прежде всего,
уменьшилось количество детей с низким уровнем показателей (цифры
поменялись прямо-пропорционально), а хороших результатов стало больше.
После проведения авторской программы, по результатам вторичной
диагностики, мы смогли сделать вывод, что данная программа привела к
повышению у обучающихся уровня сформированности лексических и
грамматических компонентов, а также речевых навыков и умений,
необходимых для устной, диалогической и монологической речи в русском
языке. Именно это и способствует развитию межкультурной коммуникации
одаренных обучающихся.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, его
цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)/ СПС Консультант Плюс.
2. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб.
Пособие/ М.П. Андреева. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 88 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б.
Богоявленская- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - 68 с.
4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 2011. – 145 с.
5. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у
старших дошкольников / С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 96 с.
6. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. / А. Л. Венгер- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
7. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. -
М.: Просвещение, 2011. - 205 c.
8. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С.Волков,
Н.В.Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
9. Григорьев, Б. В. Intercultural Communication / Межкультурные
коммуникации / Б.В. Григорьев, В.И. Чумакова. - М.: Петрополис, 2008. - 404
c.
10. Гришаева, Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации /
Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. - М.: Academia, 2008. - 352 c.
11. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации. - М. :
НИТИ-ДАНА , 2002. - 352 с.
12. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка.
Современная версия. М.: Эксмо: Форум, 2007. 288 с.
13. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ.
высш. уч. Заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и
др.; под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.-М.: Издателсикй центр
«Академия», 2008.-352с.79
14. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений
/Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 576 с.
15. Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Павловская Е. В. Общение как
важнейшее условие развития личности в социуме // Молодой ученый. —
2015. — No11. — С. 1213-1216.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред.
пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А. . Коджаспиров-М.:
Издательский центр «Академия», 2006. -176 с.
17. Кулагина И. . Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения
до 17 лет: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
18. Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое
сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред.
рус. текста Н.М. Назарова / Э. Ландау – М., 2005. – 144 с.
19. Леонтович, О. Введение в межкультурную коммуникацию / О.
Леонтович. - М.: Гнозис, 2007. - 368 c.
20. Литвинская И.Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы,
технология // Экспрес-опыт: приложение к журналу «Директор школы».
2000. No 1. С. 21-26.
21. Лохов, М.И. Плохой хороший ребѐнок. (Проблемы развития,
нарушения поведения, внимания, письма и речи) / М. И. Лохов — СПб: 2005.
— 320 с.
22. Марченко, Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного
ребенка / Е. В. Марченко- 2010. - № 6. - Библиогр.: с. 121.
23. Межиева М.В., Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
М.В. Межиева - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2008-
128 с.
24. Мижериков, В.А., Психолого-педагогический словарь / В.А.
Мижериков- Ростов н/Д: Феникс, 2009-544 с.
25. Мижериков, В. А. Словарь-справочник по педагогике / В.А.
Мижериков- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 448 с.80
26. Мудрик А.В. Общение как фактор патриотического воспитания
учащихся, М. Педагогика, 2011. – 135 с.
27. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения.
М., 2013. – 45 с. 334 с.
28. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2013. – 82 с.
Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 2011. – 267 с.
29. Муллагалиева, Л. К. Концепты русской культуры в межкультурной
коммуникации. Словарь. 10-11 класс / Л.К. Муллагалиева. - М.: Ладомир,
2006. - 234 c.
30. Негматова М. М. Формирование коммуникативной компетенции
учащихся на интегрированных уроках русского языка / М. М. Негматов //
Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и
политики. Серия гуманитарных наук. No 1 (62). 2015. – 349 с.
31. Панфилова, А.П. Теория и практика общения /А.П.Панфилова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.
32. Парыгин, Б.Д. Социальная психология /Б.Д.Парыгина. – СПб.:
СПбГУП, 2003. – 616 с.
33. Полат Е.С., Бухаркина М. . Современные педагогические и
информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2013. –
94 с.
34. Рогов, Е.И. Психология общения /Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2010. – 336 с.
35. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / А. И. Савенков
– М.: Сентябрь, 2010-208 с.
36. Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для
одаренных детей / А. К. Сатынская - 2010. - № 6. - Библиогр.: 33 с.
37. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2016. –
112 с.8