Политика Германии и Франции на Ближнем и Среднем Востоке в начале 21 века: компаративный анализ
|
Введение 3
Глава 1. Особенности внешней политики Германии на Ближнем Востоке 9
1.1. Приоритеты и инструменты современной внешней политики ФРГ 9
1.2. Эволюция внешней политики ФРГ в отношении стран Ближнего и
Среднего Востока 16
1.3. Внешнеполитическая стратегия ФРГ в ближневосточном регионе в
период канцлерства А. Меркель 22
Глава 2. Особенности реализации внешней политики Франции 46
2.1. Отношение Франции к происходящему на Ближнем Востоке 46
2.2. Эволюция внешнеполитической парадигмы Франции 54
2.3. Ближневосточная стратегия Франции в контексте региональных
политических процессов 64
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 80
Глава 1. Особенности внешней политики Германии на Ближнем Востоке 9
1.1. Приоритеты и инструменты современной внешней политики ФРГ 9
1.2. Эволюция внешней политики ФРГ в отношении стран Ближнего и
Среднего Востока 16
1.3. Внешнеполитическая стратегия ФРГ в ближневосточном регионе в
период канцлерства А. Меркель 22
Глава 2. Особенности реализации внешней политики Франции 46
2.1. Отношение Франции к происходящему на Ближнем Востоке 46
2.2. Эволюция внешнеполитической парадигмы Франции 54
2.3. Ближневосточная стратегия Франции в контексте региональных
политических процессов 64
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 80
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что внешняя политика стран ЕС на современном этапе играет одну из ключевых ролей в многополярном глобализованном мире. Это связано со многими факторами: союз является одним из самых экономически развитых
субъектов в мире и активно продвигает интеграционные процессы в мире. Обращение именно к Франции и Германии также не случайно.
Внешняя политика Германии является существенным фактором на международной арене и влияет на распределение сил в мировой политике. В настоящее время ФРГ является мощной в экономическом плане державой не только в Европе, но и в мире. Изучение стратегии внешней торговой и общей политики со странами Ближнего и Среднего Востока и эволюции этих взаимоотношений заслуживает особого внимания ввиду повышенного интереса к процессам, происходящим в данном регионе, и их распространенного влияния на весь мир. В последнее время особую значимость проблема приобрела в связи с развитием государственных и частных общественных структур, которые выполняют функции по координации политических и торгово-экономических связей Германии со странами Ближнего и Среднего Востока.
Более того, в ответ на современную ситуацию, связанную с безопасностью на рубеже XX - XXI вв., Германия продемонстрировала заметную динамику во внешнеполитическом курсе по вопросам обороны и безопасности. В число своих первоочередных задач ФРГ поставила борьбу с терроризмом на глобальном уровне и формирование единого подхода в европейской безопасности и обороне.
Франция была вовлечена в Ближний Восток, так или иначе, на протяжении веков, начиная с крестовых походов. Современный этап деятельности страны в регионе начался сразу после Второй мировой войны,
когда рушащаяся империя Франции уступила место во время холодной войны большому количеству альянсов в арабском мире и за его пределами.
Франция отдает приоритет отношениям в своих бывших колониях, таких как Тунис, чтобы защитить свою сферу влияния, как от глобальной угрозы коммунизма, так и от того, что она считает англо-американским вызовом своей собственной независимой внешней политике. После поражения в Алжире в 1962 году страна отошла на второй план к лидерству Соединенных Штатов и Соединенного Королевства на Ближнем Востоке. Но сегодня Франция готовит почву для возвращения в регион.
В частности, Франция недавно работала над стабилизацией обстановки в государствах на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Ливии, например, Франция пыталась восстановить разрушенную за последний год страну. Администрация Макрона пригласила фельдмаршала Халифу Хифтера принять участие в конференции, проходившей в июле в Париже, чтобы разрешить продолжительный конфликт в Ливии.
Переговоры привели к обещанию будущих выборов, нацеленных на объединение фракции Хифтера с международно признанным правительством национального согласия Ливии. Хотя голосование еще не состоялось, и впереди еще много препятствий, соглашение представляет собой достижение Макрона в его попытке стабилизировать разрушенную войной североафриканскую страну.
Президент Франции продемонстрировал свое дипломатическое мастерство спустя несколько месяцев в октябре, когда Соединенные Штаты Америки переоценили ядерное соглашение с Ираном, известное как Совместный всеобъемлющий план действий. Э. Макрон предостерег Вашингтон от дальнейших действий в отношении Тегерана, а также повторил некоторые опасения администрации США по поводу программы Ирана по созданию баллистических ракет. Франция, тем не менее, избегала усиления противостояния между Соединенными Штатами и Исламской республикой и признала обиды каждой стороны, стремясь побудить обе стороны к дипломатическому решению.
Все это позволяет говорить о том, что и Франция и Германия принимают серьезное участие в ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, преследуя, каждая, свои цели. В связи с этим вопрос о компаративном анализе представляется сегодня как никогда актуальным в решении проблем взаимоотношения Ближнего Востока и ЕС.
Целью данной работы является выявление особенностей политики Г ермании и Франции на Ближнем и Среднем Востоке в начале XXI века.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• сформулировать приоритеты и инструменты современной внешней политики ФРГ и Франции;
• проследить эволюцию внешней политики ФРГ и Франции в отношении стран Ближнего и Среднего Востока;
• дать оценку внешнеполитической стратегии ФРГ и Франции в ближневосточном регионе.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2005-2018 годов, что обусловлено изучением современного этапа ближневосточной политики ФРГ и Франции. Нижняя граница определяется приходом на пост канцлера ФРГ А. Меркель (2005 г.), выбор верхней границы (2018 г.) обусловлен последним завершенным годом на момент написания работы. 2018 год значим также уходом А. Меркель из руководства ХДС после провала на земельных выборах.
Географические рамки исследования охватывают регион Ближнего и Среднего Востока (БСВ). БСВ представляет собой обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, в границы которого иногда включают Афганистан на востоке, Судан на юге и государства Северной Африки на западе. В данной работе более подробно внимание сосредоточено на таких странах БСВ как Афганистан, Ирак и Сирия, что обусловлено приоритетами внешней политики ФРГ, а также на Ливии, Саудовской Аравии и Египте, что в свою очередь обусловлено внешнеполитическими приоритетами Франции в регионе.
Обзор литературы. Сегодня можно встретить научные публикации по тем или иным направлениям внешней политики Германии и Франции. Есть материалы, посвященные вопросам выработки самой внешнеполитической стратегии данных стран. Сегодня данная тематика привлекает все больше внимания у исследователей.
В то же время очень мало действительно серьезных отечественных исследований, которые бы анализировали современную внешнюю политику Германии и Франции в отношении региона Ближнего и Среднего Востока. Среди авторов, занимающихся данным направлением, следует назвать И.С. Берг , А.К. Дудайти , А. Егоров , П. Линке , Н.В. Павлов, В.Ю. Хохлов , М.В. Стрелец , Ф.О. Трунов .
В работе А.К. Дудайти исследована ретроспектива формирования германской внешнеполитической стратегии на Ближнем Востоке . А.И. Егоров дал оценку стратегии ФРГ в афганском конфликте . Очень полезным стал материал, изложенный в статье П. Линке, который определил современные приоритеты Германии в регионе БСВ . Что касается изучения политики Франции, то следует обратить внимание на работы Джеймса
Маколи , который дает представление о французской внешней политике и соотносит её с интересами Европы в период президентства Эмануэля Макрона, а также Барта Хесселинга-Зарури , чьи статьи посвящены раскрытию приоритетных направлений Республики на Ближнем и Среднем Востоке.
Обзор источников. При написании работы были использованы внешнеполитические документы ФРГ (Коалиционный договор Христианскодемократического союза и Социал-демократической партии Германии 2013 г., документ «Новое осмысление внешней политики» , выступление президента ФРГ Й. Гаука на Мюнхенской конференции в январе 2014 г. , «Белая книга по вопросам политики в области безопасности и будущему бундесвера» 2016 г. ), документы международных организаций, членом которых является Германия (в частности, использована Стратегическая концепция НАТО в сфере обороны и безопасности ). Кроме того, в работе были использованы речь президента Франции Эммануэля Макрона , а также выступления экс-президента Франсуа Олланда и бывшего министра иностранных дел Лорана Фабиуса.
Методологическую основу работы составили следующие методы: исторический, инвент-анализа, сравнения, синтеза и анализа, а также
системный метод. Исторический метод помогает рассмотреть, какие события отразились на изменении геополитических интересов Франции и Германии на Ближнем и Среднем Востоке. Метод инвент-анализа позволяет проанализировать действия глав государств в определенных ситуациях. Сравнительный метод необходим для лучшего отражения общих и отличных направлений деятельности внешней политики Франции и Германии на БСВ.
Научная новизна. Проведен детальный анализ и дана комплексная оценка ближневосточному направлению во внешнеполитическом курсе Г ермании и Франции на современном этапе.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы исследования, а также сделанные в нем оценки могут представлять интерес в качестве основы для дальнейших исследований внешнеполитической стратегии Германии и Франции.
Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
субъектов в мире и активно продвигает интеграционные процессы в мире. Обращение именно к Франции и Германии также не случайно.
Внешняя политика Германии является существенным фактором на международной арене и влияет на распределение сил в мировой политике. В настоящее время ФРГ является мощной в экономическом плане державой не только в Европе, но и в мире. Изучение стратегии внешней торговой и общей политики со странами Ближнего и Среднего Востока и эволюции этих взаимоотношений заслуживает особого внимания ввиду повышенного интереса к процессам, происходящим в данном регионе, и их распространенного влияния на весь мир. В последнее время особую значимость проблема приобрела в связи с развитием государственных и частных общественных структур, которые выполняют функции по координации политических и торгово-экономических связей Германии со странами Ближнего и Среднего Востока.
Более того, в ответ на современную ситуацию, связанную с безопасностью на рубеже XX - XXI вв., Германия продемонстрировала заметную динамику во внешнеполитическом курсе по вопросам обороны и безопасности. В число своих первоочередных задач ФРГ поставила борьбу с терроризмом на глобальном уровне и формирование единого подхода в европейской безопасности и обороне.
Франция была вовлечена в Ближний Восток, так или иначе, на протяжении веков, начиная с крестовых походов. Современный этап деятельности страны в регионе начался сразу после Второй мировой войны,
когда рушащаяся империя Франции уступила место во время холодной войны большому количеству альянсов в арабском мире и за его пределами.
Франция отдает приоритет отношениям в своих бывших колониях, таких как Тунис, чтобы защитить свою сферу влияния, как от глобальной угрозы коммунизма, так и от того, что она считает англо-американским вызовом своей собственной независимой внешней политике. После поражения в Алжире в 1962 году страна отошла на второй план к лидерству Соединенных Штатов и Соединенного Королевства на Ближнем Востоке. Но сегодня Франция готовит почву для возвращения в регион.
В частности, Франция недавно работала над стабилизацией обстановки в государствах на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Ливии, например, Франция пыталась восстановить разрушенную за последний год страну. Администрация Макрона пригласила фельдмаршала Халифу Хифтера принять участие в конференции, проходившей в июле в Париже, чтобы разрешить продолжительный конфликт в Ливии.
Переговоры привели к обещанию будущих выборов, нацеленных на объединение фракции Хифтера с международно признанным правительством национального согласия Ливии. Хотя голосование еще не состоялось, и впереди еще много препятствий, соглашение представляет собой достижение Макрона в его попытке стабилизировать разрушенную войной североафриканскую страну.
Президент Франции продемонстрировал свое дипломатическое мастерство спустя несколько месяцев в октябре, когда Соединенные Штаты Америки переоценили ядерное соглашение с Ираном, известное как Совместный всеобъемлющий план действий. Э. Макрон предостерег Вашингтон от дальнейших действий в отношении Тегерана, а также повторил некоторые опасения администрации США по поводу программы Ирана по созданию баллистических ракет. Франция, тем не менее, избегала усиления противостояния между Соединенными Штатами и Исламской республикой и признала обиды каждой стороны, стремясь побудить обе стороны к дипломатическому решению.
Все это позволяет говорить о том, что и Франция и Германия принимают серьезное участие в ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, преследуя, каждая, свои цели. В связи с этим вопрос о компаративном анализе представляется сегодня как никогда актуальным в решении проблем взаимоотношения Ближнего Востока и ЕС.
Целью данной работы является выявление особенностей политики Г ермании и Франции на Ближнем и Среднем Востоке в начале XXI века.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• сформулировать приоритеты и инструменты современной внешней политики ФРГ и Франции;
• проследить эволюцию внешней политики ФРГ и Франции в отношении стран Ближнего и Среднего Востока;
• дать оценку внешнеполитической стратегии ФРГ и Франции в ближневосточном регионе.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2005-2018 годов, что обусловлено изучением современного этапа ближневосточной политики ФРГ и Франции. Нижняя граница определяется приходом на пост канцлера ФРГ А. Меркель (2005 г.), выбор верхней границы (2018 г.) обусловлен последним завершенным годом на момент написания работы. 2018 год значим также уходом А. Меркель из руководства ХДС после провала на земельных выборах.
Географические рамки исследования охватывают регион Ближнего и Среднего Востока (БСВ). БСВ представляет собой обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, в границы которого иногда включают Афганистан на востоке, Судан на юге и государства Северной Африки на западе. В данной работе более подробно внимание сосредоточено на таких странах БСВ как Афганистан, Ирак и Сирия, что обусловлено приоритетами внешней политики ФРГ, а также на Ливии, Саудовской Аравии и Египте, что в свою очередь обусловлено внешнеполитическими приоритетами Франции в регионе.
Обзор литературы. Сегодня можно встретить научные публикации по тем или иным направлениям внешней политики Германии и Франции. Есть материалы, посвященные вопросам выработки самой внешнеполитической стратегии данных стран. Сегодня данная тематика привлекает все больше внимания у исследователей.
В то же время очень мало действительно серьезных отечественных исследований, которые бы анализировали современную внешнюю политику Германии и Франции в отношении региона Ближнего и Среднего Востока. Среди авторов, занимающихся данным направлением, следует назвать И.С. Берг , А.К. Дудайти , А. Егоров , П. Линке , Н.В. Павлов, В.Ю. Хохлов , М.В. Стрелец , Ф.О. Трунов .
В работе А.К. Дудайти исследована ретроспектива формирования германской внешнеполитической стратегии на Ближнем Востоке . А.И. Егоров дал оценку стратегии ФРГ в афганском конфликте . Очень полезным стал материал, изложенный в статье П. Линке, который определил современные приоритеты Германии в регионе БСВ . Что касается изучения политики Франции, то следует обратить внимание на работы Джеймса
Маколи , который дает представление о французской внешней политике и соотносит её с интересами Европы в период президентства Эмануэля Макрона, а также Барта Хесселинга-Зарури , чьи статьи посвящены раскрытию приоритетных направлений Республики на Ближнем и Среднем Востоке.
Обзор источников. При написании работы были использованы внешнеполитические документы ФРГ (Коалиционный договор Христианскодемократического союза и Социал-демократической партии Германии 2013 г., документ «Новое осмысление внешней политики» , выступление президента ФРГ Й. Гаука на Мюнхенской конференции в январе 2014 г. , «Белая книга по вопросам политики в области безопасности и будущему бундесвера» 2016 г. ), документы международных организаций, членом которых является Германия (в частности, использована Стратегическая концепция НАТО в сфере обороны и безопасности ). Кроме того, в работе были использованы речь президента Франции Эммануэля Макрона , а также выступления экс-президента Франсуа Олланда и бывшего министра иностранных дел Лорана Фабиуса.
Методологическую основу работы составили следующие методы: исторический, инвент-анализа, сравнения, синтеза и анализа, а также
системный метод. Исторический метод помогает рассмотреть, какие события отразились на изменении геополитических интересов Франции и Германии на Ближнем и Среднем Востоке. Метод инвент-анализа позволяет проанализировать действия глав государств в определенных ситуациях. Сравнительный метод необходим для лучшего отражения общих и отличных направлений деятельности внешней политики Франции и Германии на БСВ.
Научная новизна. Проведен детальный анализ и дана комплексная оценка ближневосточному направлению во внешнеполитическом курсе Г ермании и Франции на современном этапе.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы исследования, а также сделанные в нем оценки могут представлять интерес в качестве основы для дальнейших исследований внешнеполитической стратегии Германии и Франции.
Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Г ермания в XXI веке проводит активную внешнюю политику, ее роль в международных отношениях одна из ключевых.
На сегодняшний день актуальной внешнеполитической задачей Германии является создание импульсов для объединения европейцев в области внешней политики, обороны и безопасности. При этом было заявлено намерение более тесно сотрудничать с США не только в рамках НАТО, но и в экономических вопросах.
Германия стремится все более активно участвовать в разработке и продвижении дипломатических решений нынешних конфликтов, пытаясь предотвратить их эскалацию и не доводить дело до необходимости использования войск.
Нынешний канцлер ФРГ А. Меркель следующим образом определяет внешнеполитические приоритеты своей страны: сильная и безопасная Европа - важнейшая цель Германии; Германия выступает за тесные отношения в рамках ЕС и НАТО; ФРГ готова нести возросшую внешнеполитическую ответственность и участвовать в рамках Устава ООН во всех акциях ООН, НАТО, ОБСЕ по восстановлению мира; Евросоюз должен брать на себя большую ответственность за обеспечение безопасности на континенте.
Таким образом, А. Меркель делает большой акцент на вопросах безопасности и роли Г ермании в этом процессе. Это очень хорошо видно на примере ее политики в отношении региона Ближнего и Среднего Востока.
ФРГ и ЕС рассматривают страны Ближнего и Среднего Востока в качестве основной части общей внешней политики и при формировании стратегии учитывают свои экономические и геополитические интересы.
Экспансия немецкого капитала в страны Ближнего Востока дала возможность ФРГ не только найти партнеров в регионе, но и создать межнациональные организации, которые на первых порах помогали развивать товарные отношения между странами, а впоследствии стали базой для более серьезного политического сотрудничества.
Г ермания является важным экономическим партнером многих арабских стран. Первоначально в компетенцию Германии входило только урегулирование отношений с «третьими странами» и международными организациями, главным образом - в торговых и экономических делах.
Совершенно иной период наступает с приходом к власти А. Меркель, которая поменяла свой подход к развитию двусторонних и многосторонних отношений со странами Ближнего Востока. Это нашло отражение в экономической области, где наращивание немецкого капитала привело к расширению сотрудничества также в политической сфере. Германия стала более глубоко вовлекаться в процессы, происходящие в регионе, и сыграла особенную роль в строительстве системы безопасности в регионе. Подтверждением являются слова А. Меркель во время её выступления в Берлине в ноябре 2015 года: «В дополнение к нашей помощи в области развития, которую мы предоставляем - около 20 миллиардов евро от Европейского Союза и государств-членов Европейского Союза, мы создали целевой фонд в 1,8 миллиарда евро для выполнения этих задач».
В обстановке европейской интеграции, ближневосточное сотрудничество имеет объективные возможности для развития. Многое будет зависеть от того, насколько эффективной будет стратегия Германии и сумеет ли она оценить своих партнеров по достоинству. Однако, изучив стратегию деятельности ФРГ в регионе и эволюцию внешнеполитической доктрины, можно выразить уверенность в перспективности развития отношений между Г ерманией и странами Ближнего и Среднего Востока.
Взаимодействие ФРГ со странами Ближнего Востока требуется укрепить по линии культурных обменов. Такой механизм зарекомендовал себя в качестве наиболее эффективного инструмента формирования позитивного образа Европы глазах жителей ближневосточных стран.
Повышение уровня доверия будет способствовать укреплению позиций ФРГ в данном регионе.
Необходимое обновление французской политики в ближневосточном регионе - это только один аспект более широкой задачи для Парижа. Франция стремится соответствовать своим амбициям превзойти свой вес и формировать глобальную политику в более конкурентном, более изменчивом, менее ориентированном на государства и более фрагментированном мире. Принимая во внимание центральное положение Ближнего Востока в качестве сцены для Франции и места повышенного интереса для Европы в целом, этот регион является ключевым испытанием для реализации этих амбиций.
Тем не менее, любые новые европейские усилия Франции будут успешными только в том случае, если ее страны-члены ЕС согласятся с необходимостью для Европы играть растущую и более решительную роль в регионе. Прямое распространение кризисов уже взбудоражило европейскую политику и поставило под угрозу некоторые ключевые аспекты политики и принципы, на которых строится ЕС. И все же последовательная европейская стратегия явно отсутствует. Несмотря на понимание важности Ближнего и Среднего Востока для их безопасности и политических интересов, европейские страны все еще находятся в иллюзии, что они могут защитить себя от своего южного соседства.
Соответственно, ЕСВД необходимо определить, что поставлено на карту для Европы, и оно должно защищать и продвигать прямые интересы, которые другие державы не примут. Вместо того, чтобы воспользоваться отсутствием направления и консенсуса среди стран-членов для реализации своей собственной повестки дня, ЕСВД необходимо сосредоточиться на создании более значимого компромисса в рамках ЕС, поощрять «использование специальных групп государств-членов по конкретным вопросам» в сочетании с «представителем ЕС».
Другие ключевые европейские государства также должны поддержать более настойчивую, более всеобъемлющую и более стратегическую европейскую политику на Ближнем и Среднем Востоке. Эти государства включают Германию, Италию, Испанию и даже Великобританию, несмотря на Brexit, а также других партнеров, которые понимают важность того, что поставлено на карту в регионе, от Швеции до Нидерландов. В частности, Г ермании необходимо продолжить свою нынешнюю эволюцию в направлении большей активности в регионе и признать, что ее интересы не могут быть определены только посредством коммерческих связей или сдерживания беженцев.
Такой пересмотренный подход позволил бы Европе стать действительно геополитическим игроком. И это позволило бы Франции принять вызовы, которые, как она утверждает, она хочет решить.
На сегодняшний день актуальной внешнеполитической задачей Германии является создание импульсов для объединения европейцев в области внешней политики, обороны и безопасности. При этом было заявлено намерение более тесно сотрудничать с США не только в рамках НАТО, но и в экономических вопросах.
Германия стремится все более активно участвовать в разработке и продвижении дипломатических решений нынешних конфликтов, пытаясь предотвратить их эскалацию и не доводить дело до необходимости использования войск.
Нынешний канцлер ФРГ А. Меркель следующим образом определяет внешнеполитические приоритеты своей страны: сильная и безопасная Европа - важнейшая цель Германии; Германия выступает за тесные отношения в рамках ЕС и НАТО; ФРГ готова нести возросшую внешнеполитическую ответственность и участвовать в рамках Устава ООН во всех акциях ООН, НАТО, ОБСЕ по восстановлению мира; Евросоюз должен брать на себя большую ответственность за обеспечение безопасности на континенте.
Таким образом, А. Меркель делает большой акцент на вопросах безопасности и роли Г ермании в этом процессе. Это очень хорошо видно на примере ее политики в отношении региона Ближнего и Среднего Востока.
ФРГ и ЕС рассматривают страны Ближнего и Среднего Востока в качестве основной части общей внешней политики и при формировании стратегии учитывают свои экономические и геополитические интересы.
Экспансия немецкого капитала в страны Ближнего Востока дала возможность ФРГ не только найти партнеров в регионе, но и создать межнациональные организации, которые на первых порах помогали развивать товарные отношения между странами, а впоследствии стали базой для более серьезного политического сотрудничества.
Г ермания является важным экономическим партнером многих арабских стран. Первоначально в компетенцию Германии входило только урегулирование отношений с «третьими странами» и международными организациями, главным образом - в торговых и экономических делах.
Совершенно иной период наступает с приходом к власти А. Меркель, которая поменяла свой подход к развитию двусторонних и многосторонних отношений со странами Ближнего Востока. Это нашло отражение в экономической области, где наращивание немецкого капитала привело к расширению сотрудничества также в политической сфере. Германия стала более глубоко вовлекаться в процессы, происходящие в регионе, и сыграла особенную роль в строительстве системы безопасности в регионе. Подтверждением являются слова А. Меркель во время её выступления в Берлине в ноябре 2015 года: «В дополнение к нашей помощи в области развития, которую мы предоставляем - около 20 миллиардов евро от Европейского Союза и государств-членов Европейского Союза, мы создали целевой фонд в 1,8 миллиарда евро для выполнения этих задач».
В обстановке европейской интеграции, ближневосточное сотрудничество имеет объективные возможности для развития. Многое будет зависеть от того, насколько эффективной будет стратегия Германии и сумеет ли она оценить своих партнеров по достоинству. Однако, изучив стратегию деятельности ФРГ в регионе и эволюцию внешнеполитической доктрины, можно выразить уверенность в перспективности развития отношений между Г ерманией и странами Ближнего и Среднего Востока.
Взаимодействие ФРГ со странами Ближнего Востока требуется укрепить по линии культурных обменов. Такой механизм зарекомендовал себя в качестве наиболее эффективного инструмента формирования позитивного образа Европы глазах жителей ближневосточных стран.
Повышение уровня доверия будет способствовать укреплению позиций ФРГ в данном регионе.
Необходимое обновление французской политики в ближневосточном регионе - это только один аспект более широкой задачи для Парижа. Франция стремится соответствовать своим амбициям превзойти свой вес и формировать глобальную политику в более конкурентном, более изменчивом, менее ориентированном на государства и более фрагментированном мире. Принимая во внимание центральное положение Ближнего Востока в качестве сцены для Франции и места повышенного интереса для Европы в целом, этот регион является ключевым испытанием для реализации этих амбиций.
Тем не менее, любые новые европейские усилия Франции будут успешными только в том случае, если ее страны-члены ЕС согласятся с необходимостью для Европы играть растущую и более решительную роль в регионе. Прямое распространение кризисов уже взбудоражило европейскую политику и поставило под угрозу некоторые ключевые аспекты политики и принципы, на которых строится ЕС. И все же последовательная европейская стратегия явно отсутствует. Несмотря на понимание важности Ближнего и Среднего Востока для их безопасности и политических интересов, европейские страны все еще находятся в иллюзии, что они могут защитить себя от своего южного соседства.
Соответственно, ЕСВД необходимо определить, что поставлено на карту для Европы, и оно должно защищать и продвигать прямые интересы, которые другие державы не примут. Вместо того, чтобы воспользоваться отсутствием направления и консенсуса среди стран-членов для реализации своей собственной повестки дня, ЕСВД необходимо сосредоточиться на создании более значимого компромисса в рамках ЕС, поощрять «использование специальных групп государств-членов по конкретным вопросам» в сочетании с «представителем ЕС».
Другие ключевые европейские государства также должны поддержать более настойчивую, более всеобъемлющую и более стратегическую европейскую политику на Ближнем и Среднем Востоке. Эти государства включают Германию, Италию, Испанию и даже Великобританию, несмотря на Brexit, а также других партнеров, которые понимают важность того, что поставлено на карту в регионе, от Швеции до Нидерландов. В частности, Г ермании необходимо продолжить свою нынешнюю эволюцию в направлении большей активности в регионе и признать, что ее интересы не могут быть определены только посредством коммерческих связей или сдерживания беженцев.
Такой пересмотренный подход позволил бы Европе стать действительно геополитическим игроком. И это позволило бы Франции принять вызовы, которые, как она утверждает, она хочет решить.



