ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
Исследование проблемы эмпатии в психолого-педагогической литературе 6 Основные подходы к определению психических состояний в отечественной и зарубежной психологии 17
Взаимосвязь уровня эмпатии и психических состояний у детей-сирот
школьного возраста 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
Организация и методы исследования взаимосвязи уровня эмпатии и
психических состояний у детей-сирот школьного возраста 42
Анализ результатов исследования взаимосвязи уровня эмпатии и
психических состояний у детей-сирот школьного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий.
Особый интерес представляют особенности психического состояния детей школьного возраста воспитывающихся в специальных учреждениях, поскольку, несмотря на достаточное количество трудов, вопрос об особенностях психического состояния детей-сирот остается дискуссионным.
В настоящее время в России насчитывается более 730 специализированных учреждений для детей. В этих учреждениях содержится свыше миллиона детей оставшихся без опеки родителей.
В связи с этим идея эмпатии и психического состояния ребенка становится ведущей в коренной перестройке деятельности специальных учреждений. В этом направлении уже предпринимаются определенные организационные и законодательные инициативы, но их недостаточно. Для решения этой проблемы нужна слаженная работа психологов, воспитателей, учителей.
В русле рассматриваемой проблематики первостепенное значение придается изучению личности ребенка, поскольку нахождение в специализированных учреждениях негативно отражается на психике человека и в дальнейшем затрудняет социальную адаптацию ребенка. Особенности психологии детей-сирот, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются например в местах лишения свободы. Пребывание в подобном учреждении оказывает сильное воздействие на детей, на их дальнейшую судьбу. За годы пребывания в учреждении, где жизнь строится в соответствии с правилами внутреннего распорядка, все заранее определено, дети теряют социальные навыки. К тому же в стране жизнь меняется стремительно, и, выпускники оказываются совершенно неприспособленными к новым условиям.
Анализ особенностей эмоциональных состояний детей-сирот в момент учебы в школе имеет немаловажное значение Все вышеизложенное, на наш взгляд, определяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между психическим состоянием и уровнями эмпатии у детей-сирот.
Объект исследования: психическое состояние детей-сирот
Предмет исследования: взаимосвязь психического состояния и уровня эмпатии у детей-сирот.
В связи с поставленными целями, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи психических особенностей и уровней эмпатии;
2. Исследовать с помощью методов психодиагностики показатели уровней эмпатии и психические состояния личности;
3. Математическая обработка полученных результатов по выбранным методикам
4. Определить взаимосвязь между психическим состоянием и уровнем эмпатии.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между уровнями проявления эмпатии и психическими состояниями детей-сирот школьного возраста и чем выше показатель уровня эмпатии, тем больше связь с психическим состоянием, но при этом имеются и различия в уровне способности к эмпатии и психическими состояниями личности.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; методы сбора эмпирической информации: опросный метод, анкетирование; статистические методы обработки эмпирического материала: корреляционный, факторный анализ, анализ достоверности различий.
Методики исследования:
1. Самочувствие, активность, настроение (САН)
2. Тест самооценки псих. состояний Айзенка
3. Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана
4. Тест на эмпатические способности
Выборка: в исследовании первоначально приняли участие 40 детей (20 мальчиков и 20 девочек) младшего школьного возраста в возрасте 8-9 лет.
Структура работы: данная работа включает введение, две главы, в первой главе три параграфа, во второй главе два параграфа, заключение, список литературы и приложения.
Психическое состояние является одним из центральных психических явлений (наряду с психическими процессами и образованиями), изучение которого имеет колоссальное научное и практическое значение.
Нет человека, который бы не хотел лучше управлять своими психическими состояниями и, благодаря этому, своими поступками, лучше понимать свои собственные реакции и чувства, поведение и состояния других людей.
Физиологический, эмоциональный, интеллектуальный компоненты психических состояний оказывают, как правило, определяющее воздействие на скорость и качество действий человека, результаты его деятельности.
В состоянии воодушевления легко убеждать, в состоянии утомления сделать это намного сложнее. В оптимальном рабочем состоянии деятельность выполняется быстро и качественно, а в состоянии депрессии все «валится из рук». Когда спортсмен не настроился, рассеян и апатичен, он не сможет показать наилучший свой результат, а в оптимальном боевом состоянии он может превзойти самого себя и при этом без травм. Каждое психическое состояние представляет собой целый набор доступных ресурсов — необходимых для одной деятельности и неуместных для другой. Не владея своими психическими состояниями, человек лишает себя возможности сознательно использовать данные ресурсы, включать их по требованию.
Для психического состояния характерно достижение взаимопонимания и эту роль берет на себя механизм эмпатии. Эмпатия является мощнейшим фундаментом для понимания другого человека и вызывает все больший интерес исследователей в силу высокой практической значимости для жизнедеятельности человека, коллектива, общества. Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении. Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений и делает поведение человека социально обусловленным.
Проведенный теоретический анализ исследований показал, что взаимосвязь эмпатии с психическим состоянием является малоизученной и требует дальнейших исследований. Исходя из этого, была сформирована цель нашего исследования, которая заключалась в выявление взаимосвязи между психическим состоянием у детей-сирот и уровнями эмпатии.
Практическое исследование состоит из трех этапов. Для практического исследования очень важен был теоретический этап. Исследование включало в себя, проведение первичной диагностики уровня эмпатии, а также разделение испытуемых на контрольную и экспериментальную группу. Была проведена первичная диагностика для определения уровня эмпатии, которое проводилось на основании четырех методик. В исследовании заметна разница показателей у детей воспитывающихся дома и детей воспитывающихся в специальных учреждениях.
На основе данных исследований можно сделать вывод о том, что дети воспитывающиеся в специальных учреждениях отличается на очень высоком уровне значимости от контрольной выборки по показателям шкалы самочувствия и шкалы настроения. По шкале активности значимых различий выявлено не было, все показатели данной шкалы практически полностью идентичны у выделенных групп.
Показатели ригидности и тревожности на очень высоком уровне значимости является ожидаемым и закономерным явлением, обусловленным местом и способами воспитания. В ходе беседы с данными респондентами, было выявлено, что это обусловлено защитными механизмами к определенным условиям. Фрустрации и агрессивности значимых различий выявлено не было, все показатели данной шкалы практически полностью идентичны у выделенных групп.
Выявленные различия по эмоциональной эмпатии также является закономерным в связи со спецификой воспитания и проживания. Снижение эмпатии во многом обусловлено снижением удовлетворенности своим внешним видом. Снижение удовлетворенности своим умением сопереживать и возможностью сбалансированности межличностных отношений, моральнонравственному росту личности, эффективному взаимопониманию при оказании психологической помощи является следствием регулярного нахождения в специализированном учреждении.
Также в ходе теоретического и эмпирического исследования была подтверждена гипотеза, о том, что существует взаимосвязь между уровнями проявления эмпатии и психическими состояниями детей-сирот школьного возраста. Это доказывает проведенное эмпирическое исследование.
Цель настоящего исследования также была достигнута.
1. Абрамова, А.В. Эмпатия как фундамент морального опыта [Текст]/ А.В. Абрамова - Известия Тульского университета. Гуманитарные науки,2014 - 3- 11 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская - Проблемы психологии личности. М.,1982. - 32-41 с.
3. Алиева, М.Б. К проблеме современного студенчества [Текст]/ М.Б. Алиева - Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2014. -. 51-55 с.
4. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Текст]/ А.Г. Басова - Молодой ученый, 2012. -. 254-256 с.
5. Бенеш, Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество / Альманах современной науки и образования, 2007. № 1.[Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak- vazhneysheelichnostnoe-kachestvo. (Дата обращения 12.11.2018)
6. Большая психологическая энциклопедия [Текст]/ - М.: ЭКСМО. 2017. 544 с.
7. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика [Текст]/ Г.В. Бороздина - Учебник. М.: Юрайт. 2014. - 480 с.
8. Бражникова, А.Н. Эмпатия как одна из составляющих нравственного будущего профессионала [Текст]/ А.Н. Бражникова, А.А. Зюзя -Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2011. - 12-16 с.
9. Денисова, З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. [Текст]./ З.В. Денисова - Ленинград., 2015. - 419с.
10. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]./ И.В. Дубровина - М.: «Академия», 2015. -160с.
11. Елеференко, И.О Подготовка специалистов социометрических профессий с учетом рациональности эмпатии. [Текст] / И.О. Елеференко // Фундументальные исследования. 2016.
12. Зайцева, Ю.С. Зеркальные клетки и социальная когниция в норме и при шизофрении. [Текст] / Ю.С. Зайцева - Социальная и клиническая психиатрия. 2016. - 96-105 с.
13. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] /
Дж. Иган - Журнал практической психологии и психоанализа. 2017.
14. Карабанова, О. А. Возрастная психология [Текст]./ О.А. Карабанова - М.: Айрис - пресс. 2015. - 240 с.
15. Коваль, В.В. Проявление эмпатийных особенностей в юношеском возрасте [Текст]/В.В. Коваль, Е.П Пескова - Мир науки, культуры, образования, 2013. -. 113-115 с.
16. Козяревич, Л.В. Фасцинация и эмпатия в аспекте перевода как категории коммуникации. [Текст] / Л.В Козяревич - Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2016. - 136-143 с.
17. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний [Текст] / Л.В. Куликов - Психические состояния. Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000.
18. Кырова, М. А. Особенности эмпатии у современных подростков [Текст] / М. А. Кырова, Е. А. Кувалдина - Концепт. - 2015. -. 36-40 с.
19. Лазарева, Н.Э. Анализ межличностных отношений студентов бакалавриата в студенческой группе. [Текст] / Н.Э. Лазарева - Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2014. -. 68-73 с.
20. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека. [Текст] / Н. Д. Левитов - М.: Просвещение, 1964. 344 с.
21. Мазуренко, Я. А. Теория решения изобретательских задач [Текст] / Я. А. Мазуренко - Философия образования. - 2016. -. 118- 123 с.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. [Текст]./
В.С. Мухина - М.: Издат. центр «Академия», 2015. 456с.
23. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. [Текст] / А.Д Наследов.- Учебное пособие — СПб.: Речь, 2014. - 392 с.
24. Николаева, Ж.В. Основы теории коммуникации. [Текст] / Ж.В. Николаева. - Учебно-методическое пособие. Издатель: ВСГТУ; Год Издания: 2014 - 274 с.
25. Пашукова, Т. В. Эмпатия как компонент общения [Текст] / Т. В.
Пашукова - Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах):
тезисы докладов II Всероссийской конференции в г. Краснодаре. - Москва: АПН СССР, 2012. - 62-63 с.
26. Пашукова, Т. И. Мотивирующая функция эмпатии [Текст] / Т. И.
Пашукова - Исследование мотивационной сферы личности: межвузовский
сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2014. - 62-71 с.
27. Позиция, А. Д. Роль эмпатии в процессе образования. [Текст] / А. Д.
Позиция - Философские проблемы науки и техники. 2014. - 161-170 с.
28. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие монография [Текст]/ М. А. Пономарева. - Минск:Бестпринт, 2016. - 76 с.
29. Прохоров,А.О.Саморегуляцияпсихическихсостояний: феноменология, механизмы, закономерности. [Текст] / А.О. Прохоров - М.: ПЕР СЭ, 2005.
30. Рамачандран, В. С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. [Текст] / В. С Рамачандран - Пер. с англ. Е. Чепель. Изд. Карьера Пресс 2014. 398 с.
31. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология. [Текст] / А. А. Реан., Я.Л. Коломинский - СПб.: Прайм - Еврознак. 2015. 584 с.
32. Риццолатти, Д . Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания [Текст] / Д. Риццолатти, С. Коррадо.- Пер. с англ. О. А. Кураковой, М. В. Фаликман. - М.: Языки славянских культур, 2014. - 208 с.
33. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст] / Е.И. Рогов - Учеб. пособие: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 480 с.
34. Роджерс, К. Эмпатия [Текст] / К. Роджерс - под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - Москва:ЧеРо, 2014. - 428-430 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст]./ С.Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2015. 680 с
36. Самарин, А.Н. Социальная эмпатия : у истоков солидарного сознания [Текст] / А.Н Самарин - Конфликтология. 2018. - 164-183 с.
37. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. [Текст]./ Е.Е. Сапогова - М.: Аспект пресс. 2017. 460 с.
38. Сергунова, Ю. В. Позиционный анализ эмпатии [Текст] / Ю. В.
Сергунова. - Москва : МГППУ, 2016. - 73 с.
39. Солдатова, Г.У., Психодиагностик а толерантност и личности. [Текст] / Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2018. - 172 с.
40. Соников, А. П. Механизмы эмпатии [Текст] / А. П. Соников -
Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: сб. ст. - Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 2016. - 89-95 с.
41. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. [Текст] / В.Ф. Сопов - М.: Академический проект, 2005.
42. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках [Текст] / Редакторкоординатор академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Изд. НОРМА), 2017. - 488 с.
43. Сутурина, Ю. В. Эмпатия как профессионально значимое
свойство личности / Ю. В. Сутурина - Вестник Бурятского государственного университета. - 2018. - 108-113 с.
среднего и старшего школьного возраста [Текст] / О.В. Тютяева - Ярославль,2014. - 26 с
45. Хусаинова, Ф.Б. Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении. [Текст] / Ф.Б. Хусаинова - Вестник Казанского технологического университета. 2016. - 271-274 с.
46. Цеева, Л. Х. Педагогическая практика [Текст]. / Л. Х. Цеева, Ф. П.
Хакунова. - Майкоп: АГУ. 2015. 188 с.
47. Шепель, В. М. Как жить долго и радостно. [Текст]./ В.М. Шепель - М.: Антиква. 2016.
48. Якобони, М. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга. [Текст] / М. Якобони.- М. Юнайтед Пресс, 2015. 366 с.