Введение 3
1. Теоретические основы инновационной активности 5
1.1. Понятие и сущность инновационной активности 5
1.2. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятия 13
1.3. Существующие методы и подходы к оценке инновационной 20
активности организации
2. Основные тенденции развития строительной индустрии 29
2.1. Структура строительного комплекса 29
2.2. Основные показатели развития строительного комплекса 40
2.3. Особенности инновационного развития в сфере строительства 53
3. Инновационная активность в АО УК «Унистрой» 65
3.1 Экономическая характеристика предприятия 65
3.2 Оценка инновационной активности предприятия 71
3.3 Рекомендации по улучшению инновационной активности 82
предприятия «Унистрой»
Заключение 95
Список использованной литературы 97
Приложение 101
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы - ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно - технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.
Во всем мире инновации сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.
Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши.
Цель дипломной состоит в исследовании теоретических основ и методических подходов к оценке инновационной активности и их практическая апробация на примере АО УК «Унистрой».
Поставленная цель предлагает решение следующих задач:
- определить сущность инновационной активности;
- раскрыть факторы, влияющие на инновационную активность;
- систематизировать методы и подходы к оценке инновационной активности организации;
- рассмотреть структуру строительного комплекса;
- выявить основные показатели развития строительного комплекса;
- определить особенности инновационного развития в сфере строительства;
- дать экономическую характеристику рассматриваемому предприятию;
- оценить инновационную активность компании «Унистрой»;
- предложить рекомендации по улучшению инновационной активности предприятия «Унистрой».
Предметом исследования является процесс диагностики инновационной активности предприятия.
Объектом исследования является строительная компания АО УК «Унистрой».
Дипломная работа включает в себя 3 главы. В первой главе изложены теоретические положение категории "инновационная активность", дано понятие инновационной активности предприятий, описан способ измерения инновационной активности. Во второй главе введено определение строительного комплекса, проведен анализ строительного рынка и выявлены тренды в строительстве. В третьей главе проведены экономические расчеты по компании «Унистрой», проведена оценка инновационной активности застройщика и даны рекомендации по её повышению.
По рассмотрении различных аспектов понятия "инновационная активность" можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы инновационной активности. Инновационная активность характеризуется готовностью к обновлению основных элементов инновационного потенциала и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому (наращивание интеллектуального капитала). К факторам инновационной активности можно отнести восприимчивость к новшествам, обеспеченность ресурсами, уровень и своевременность выпуска продукции, организованность инновационного процесса. В качестве методов оценки инновационной активности были выделены два метода:
- комплексный подход;
- анализ финансово-экономического состояния и особенности системы деловой активности предприятий.
Во второй главе было рассмотрено понятие строительного комплекса и рассмотрена его структура. Также была рассмотрена динамика показателей, характеризующих экономическую ситуацию в строительной отрасли в России за 2000-2018 гг., по которой были сделаны выводы. После этого были определены основные тренды в строительстве.
В третьей главе была дана финансово - экономическая характеристика предприятия, была дана оценка её уровню инновационной активности, после чего предложены альтернативы к повышению инновационной активности и рассчитана их результативность.
Таким образом, цель работы была достигнута, т.е. были исследованы теоретические основы и методические подходов к оценке инновационной активности на примере строительной компании АО УК «Унистрой».
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2) Постановление Правительства РФ от 25 октября 2013 г. № 959 «О Федеральном агентстве научных организаций» - Режим доступа - http: //government .ru/
3) Распоряжение от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». - Режим доступа - http://government.ru/
Стандарты
4) ГОСТ Р 7.0.53-2007 Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. - М.: Стандартанформ, 2007. - 5 с.
5) ГОСТ Р 54147-2010: Стратегический и инновационный. - М.: ИНТЕК менеджмент, 2011-09-01
Книги и монографии
6) Аверченков В.И., Ваинмаер Е.Е. Инновационный менеджмент. - М.: Флинта, 2008. - 368 С.
7) Вагин С.Г. Совет директоров: компетенция стратегического управления
компанией // Омский научный вестник. - 2006. - №10 (49). -
С. 77-81.
8) Вагин С.Г. Совершенствование экономических методов управления технологическим развитием промышленности // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2012. -№95. - С. 9-17.
9) Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и российская практика. - М.: Эксмо: МИРБИС, 2008. - 508 с.
10) Грищенков А.И., Дмитриева Е.А., Легченко М.А. Инновации - определение, классификация, стадии. - Вестник БГУ. — 2014. - №3. - С. 182 -
188.
11) Егоров В.В., Тихонова Е.В. Инновационная активность организации как объекта социального контроля // Связь по надежности и управлению качеством: Исследовательский центр надежности и управления качеством -
2012. - №2 (20). - С. 116-122.
12) Ермасова Н.Б. Факторы, влияющие на инновационную активность организаций // Экономика. Управление. Право. -2014. - №3. - С. 495-503.
13) Ильдяков А.В. Оценка состояния инновационной деятельности предприятия- Н-к. - 2011. - С. 157-160
14) Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент. - Юнити. - 2002. - 327 С.
15) Касатов А.Д., Матиенко Н.Н., Ример М.И. Экономическая оценка инвестиций. - Питер. - 2008. - 480 С.
16) Ковтуненко А. В., Лебедева Н. Н. Методические подходы к оценке производственного потенциала предприятия и эффективности его использования // Школа университетской науки: парадигма развития. - 2014. - № 2 (12). - С. 35-38.
17) Лютова, И. И. К вопросу об оценке экономического потенциала промышленного предприятия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 3 (127). - С. 279-285.
18) Мариев О.С., Савин И.В. Факторы инновационной активности российских регионов: моделирование и эмпирический анализ // Экономика региона. - 2010. - №3. - С. 235-245.
19) Мельников О. Н., Шувалов В. Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2009. - № 9 - С. 134 - 154.
20) Мальцева С.В. Инновационный менеджмент: учебник для
академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт. - 2014. - 527 С.
21) Михнеев О.В., Маркетинговые исследования в строительстве: учебное пособие для студентов специальности "Менеджмент организаций". - М.: Государственный университет управления. - 2005. - 59 С.
22) Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городинов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА. - 2003. - 471 С.
23) Орлова Е.Р. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Сер. Оценочная деятельность: Учеб. - практич. пособие. - М.: Дело. - 1998. - 162 С.
24) Пивень А.В. Пути обеспечения инновационной активности предприятий // Российское предпринимательство. - 2007. - №2 8-1 (95). С. 56-59.
25) Попов, М. С. Использование категорий потенциала в системе принятия решений по управлению производственно-инновационной деятельностью предприятия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2010. - № 20 (196). - С. 57-62.
26) Савотеев Д.В. Стратегии инновационного развития: понятие, сущность и классификация. - Социальная теория. - 2014 -С. 21-25
27) Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия - М.: Финансы и статистика. - 2003. - 176 С.
28) Шмуцлер Я., Лоренц Э. Толерантность, агломерация и эффективность инноваций на предприятии: многоуровневый анализ Латиноммериканских регионов // Промышленные и корпоративные изменения. - 2015. - С. 1-30.
29) Шролек М. Национальные инновационные системы и факторы экономического развития. - Амстердам - 2008. - 35 С.
Диссертации
30) Дуболазова Ю.А. Формирование экономической модели эффективного функционирования инновационного предприятия: дис... канд. юр. наук: 08.0. 05 / Дуболазова Юлия Андреевна - М., 2018 - 138 с.
Депонированные научные работы
31) Разумовский, В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В.А. Разумовский, Д.А. Андреев. - М., 2002. - 210 с. - Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02, N 139876.
Электронные ресурсы
32) Инновационное бюро «Эксперт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inno-expert.ru
33) Минстрой России [Электронный ресурс]. - М., 2019. - Режим доступа: http: //www.minstroyrf.ru/
34) Основные разновидности инновационных стратегий предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bestlectures.net/lekcii /osnovnye- raznovidnosti-innova-cionnyx- strategij -predpriyatiya.html.
35) Официальный сайт проекта Superlofts [Электронный ресусрс]. - Режим доступа: https://superlofts.co/en/
36) Официальный сайт «Деловой Петербург» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.dp.ru/
37) Официальный сайт компании «Унистрой» [Электронный ресурс]. - М., 2019 - Режим доступа: https://unistroyrf.ru/
38) Официальный сайт StudFiles [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://studfiles.net/
39) Официальный сайт Студопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа—https: //studopedia.ru/
40) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - М., 2019. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
41) Официальный сайт журнала Homius [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://homius.ru/
42) Официальный сайт DOCPLAYER [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://docplayer.ru/