Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте 7
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию
агрессии 7
1.2. Причины проявления агрессии в старшем дошкольном
возрасте 18
1.3. Влияние мультфильмов на развитие детей старшего дошкольного
возраста 23
Выводы по главе 1 30
Г лава 2 Опытно - экспериментальное изучение влияния
мультипликационных образов на агрессивность старших
дошкольников 33
2.1. Диагностика агрессивности у старших дошкольников 33
2.2. Реализация авторской методики по профилактике и преодолению
агрессивного поведения старших дошкольников 42
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования 51
Вывод по главе 2 51
Заключение 63
Библиография 67
Приложения
21 век - информационный век, охвативший все слои общества, включая и детей дошкольного возраста. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления как телевидение, газеты, журналы, кино, мультфильмы, радио, интернет невозможно.
Однако, семейное воспитание зачастую уделяет недостаточное внимание тому, что ребёнок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и мультипликационных героев обожает. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание не сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушённые зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (средства массовой информации).
Ценностные установки ребёнка ещё недостаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства и тому подобное), оказываются «незначительными», не критикуемыми за плохое деяние со стороны тех, кто окружает детей. Таким образом, это признаётся как норма. В результате грань между добром и злом, для того, кто сидит у экрана (в частности ребёнок дошкольного возраста) стирается. Примеры подобных персонажей закрепляет в ребёнке устойчивое представление, которое в последствии бывает весьма сложно исправить, поменять.
Большинство детей в считанные минуты могут скопировать повадки и манеру поведения любимого героя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только включить телевизор, войти в интернет или просто открыть журнал.
Пагубное воздействие агрессивных мультипликационных эталонов на детей в первую очередь ощущают их родители. Порой именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.
Нужно сделать так, чтобы в этой непростой ситуации не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье.
Актуальность исследования заключается в том, что социальные ориентиры детей дошкольного возраста возникают под влиянием мультфильмов, которые негативно влияют на их развитие. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача познакомить детей с мультфильмами, которые положительно влияют на детскую психику и способствуют восприятию их в качестве эталонов поведения.
К сожалению, современные воспитатели не всегда понимают, на сколько значимо влияние мультипликационных образов на психику дошкольника, и если даже понимают, то не всегда используют имеющиеся у них возможности, чтобы предупредить агрессивное поведение детей.
Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости профилактической, и, если необходимо коррекционной, работы по предупреждению агрессивного поведения у старших дошкольников и недостаточным количеством исследований в области влияния мультипликационных образов на психику дошкольников.
Обозначенное противоречие определило проблему исследования: как влияют телевизионные мультипликационные образы на агрессивность старших дошкольников.
Объект исследования: процесс исследования телевизионных мультипликационных эталонов как фактор влияния на развитие агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние мультипликационных эталонов на развитие агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние мультипликационных эталонов на развитие агрессивности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в том, что необходимым условием эффективной профилактики и преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будет являться организованная работа посредством просмотра специально подобранных мультфильмов и разработанного комплекса авторских игровых занятий, в которых используются сочетание передачи новой информации с ее закреплением в практической деятельности детей.
Предмет, объект и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач:
-провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
-рассмотреть классификацию телевизионных (мультипликационных) эталонов и предоставить их характерологический анализ;
-подобрать диагностический инструментарий для экспериментальной работы;
-провести экспериментальное исследование по теме;
-проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телевизионных мультипликационных эталонов;
-разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОО.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в углубленном изучении и раскрытии влияние телевизионных мультипликационных эталонов на развитие агрессивности у старших дошкольников
Теоретическая значимость исследования. На основе проведенного научно-практического исследования определена эффективность организованной работа посредством просмотра специально подобранных мультфильмов и разработанного комплекса авторских игровых занятий.
Практическая значимость исследования. Разработаны разнообразные тестовые задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы педагогами непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики и родителями.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 253 присмотра и оздоровления» Советского района, г. Казани, с сентября по апрель.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 4 таблицы , 8 рисунков и 8 приложений. Объем работы 71 страница.
В ходе экспериментальной работы был проведён теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учёные разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
При всём многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба себе или другому лицу. Такое целенаправленное нанесение вреда наблюдается уже в старшем дошкольном возрасте и принимает разнообразные формы. А поскольку у большинства взрослых просто нет времени на своего ребёнка, быт и досуг дети организуют себе сами, а качеству просматриваемых детьми мультфильмов вообще не уделяется внимание.
В тоже время в старшем дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Для таких детей, пока они не преступили порог школы, будет очень полезна специально организованная работа по профилактике и коррекции поведения.
Нами был проведен эксперимент для установления взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телевизионных мультипликационных эталонов.
В программу экспериментального исследования были включены ряд методик:
1. Методика «Сказка» Луизы Дюсс. Детям были рассказаны ряд сказок, где фигурирует персонаж, с которым ребёнок себя идентифицировал. Каждая из сказок заканчивалась вопросом, обращённым к детям. Для нашего исследования мы выбрали три сказки:
1) сказка - тест «Страх»;
2) сказка - тест «Новость»;
3) сказка «Дурной сон».
2. Тест Колосовой С.Л. «Несуществующее животное».
Вставить рез-ты первого этапа эксперимента
Подводя итоги по методики «тест - сказка» Луизы Дюсс был сделан вывод, что в экспериментальной группе «Непоседы» - 60% дано ответам с высоким уровнем агрессивности; в контрольной группе «Затейники» - 30%.
Ответы со средним уровнем агрессивности в контрольной и экспериментальной группе составили одинаковый процент - 15%.
В контрольной группе ответам с низким уровнем агрессивности было дано - 55%, а в экспериментальной группе - 25%.
По проведенному тесту Колосовой С.Л. «Несуществующее животное» было выявлено, что в экспериментальной группе «Непоседы» рисунки с высоким уровнем агрессии составили 50% рисунков детей всей группы, что привело к балансу между агрессивным и нормальным развитием детей данной группы. В контрольной группе «Затейники» - 30%. В группе «Непоседы» был выделен средний уровень агрессии -25%, а в группе «Затейники» - 35%. Также был определён низкий уровень агрессии, в экспериментальной группе он составил 25% рисунков детей, а в контрольной группе - 35%.
По итогам проведённого экспериментального исследования нами была составлена коррекционная работа, направленная не на безопасный выход агрессии, не на повышение самооценки и даже не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть в плохом - плохое и не путать его с нормой. Коррекционная работа проводилась в течение 13 недель, включала в себя 5 этапов:
1) просмотр мультфильма;
2) беседа о просмотренном мультфильме;
3) чтение художественной литературы;
4) беседа о прочитанном рассказе, сказке;
5) игра, упражнение.
По окончанию коррекционной работы было проведено повторное исследование, которое дало следующие результаты:
Подводя итоги данной методики Луизы Дюсс «тест-сказка», был сделан вывод, что в экспериментальной группе «Непоседы» - 40% дано ответам детей с высоким уровнем агрессивности; в контрольной группе «Затейники» - 20%.
Ответам со средним уровнем агрессивности в экспериментальной группе было дано 15%, а в контрольной группе - 20%. Также были выделены ответы с низким уровнем агрессивности, которые в контрольной группе составили - 60%, а в экспериментальной - 45%.
В экспериментальной группе «Непоседы» высокий уровень агрессивных ответов снизился, и составил уже не 60%, а 40% ответов всех детей, что привело к увеличению низкого уровня агрессивности, который превзошёл высокий уровень и составил - 35% ответов детей. Средний уровень агрессивности остался без изменений - 15% всех ответов детей.
Подводя итоги по тесту Колосовой С.Л. «Несуществующее животное», мы видим, в контрольной группе «Затейники» изменения на контрольном этапе произошли незначительные и составили: высокий уровень агрессивности - в 25% рисунках детей; средний уровень в 40%; низкий уровень в 35% рисунках.
В экспериментальной группе «Непоседы» произошла положительная динамика, демонстрация несуществующего животного с элементами выражающие высокий уровень агрессивности сократились в два раза и составили 25%, что привело к увеличению рисунков, имеющих средний уровень агрессивности - 35% и низкий уровень агрессивности - 40%.
В заключение своей работы, хочется сказать, что работа по использованию мультфильмов, художественных произведений и игр на развитие различных моральных и духовных ценностей была для дошкольников интересна и увлекательна. Дети восприняли ее с большим удовольствием. В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении.
1. Абаскалова, Н.П. Физиологические основы здоровья / Н.П. Абаскалова.- 2-e изд., - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 180 с.
2. Абраменкова В. В. Дети и телевизионный экран / В. В. Абраменкова, А. Богатырева // Воспитание школьника- 2011. - №6. - С.28 -31.
3. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева. - СПб: Речь, 2007. - 224 с.
4. Базылевич, Т.Ф. Психология высших достижений личности (психоакмеология): Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М,2013. - 331 с.
5. Белоусова, А. Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 /А.Б.Белоусова. - Казань, 2004. - 165 с.
6. Берман, Р. Баловать нельзя контролировать: Как воспитать счастливого ребенка / Р. Берман. - Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 280 с.
7. Бондаренко, Е. А. Диалог с экраном / Е. А. Бондаренко. - М : SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
8. Бревнова, Ю.А. Компьютерные игры в современной субкультуре детства (социокультурный аспект): автореферат / Ю.А. Бревнова. - М., 2012. - 29 с.
9. Брушлинская, Н. Насилие на телеэкране и в жизни / Н. Брушлинская // Российская Федерация сегодня. 2002. - № 6. - С. 54.
10. Бурдина, Г.Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) / Интернет-журнал «Науковедение», Вып. 2 (21), 2014. - С 15.
11. Василюк, Ф. Е. Психологические переживания / Ф.Е.Василюк. - М., 1984. - 35-50 С.
12. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования: монография / Н. И.Виноградова, А. И. Улзытуева, Н. М. Шибанова. - М.: ФЛИНТА: Наука,2012. - 256 с.
13. Виноградова, Н. И. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: Учебник / Н.И. Виноградова, Н.В. Микляева - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 219 с.
14. Волков, Б. С. Методы изучения психики ребенка / Б.С. Волков, Н. В. Волкова. - М., 1994.
15. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова, 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
16. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: Уч. пособие / Л. В. Градусова. - М.: Флинта : Наука, 2011. - 176 с.
17. Гришаева, Н. П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников Н. П. Гришаева // Начальная школа. - № 10. - 2011. - С. 59-63.
18. Гузик, М. А. Игра как феномен культуры: учебное пособие / М. А. Гузик. - 2е изд., стер. - М.: Флинта: 2012. - 268 с.
19. Дроздов, О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения / О. Ю. Дроздов // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». - №483. - 2000. - С.51.
20. Ефимова, Н.С. Основы психологической безопасности: Учебное пособие/ Н. С. Ефимова - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
21.Зиганшина, А. Ф. Влияние мультфильмов на повышение уровня агрессивности и изменение эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста / А.Ф.Зиганшина // Традиции и инновации российской и мировой психологии. XVIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2011». - М., 2011. - 48с.
22. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Если ребенок стал «Изгоем» / Т.Д.Зинкевич- Евстигнеева // Социономия. - 2001, - №3. - С. 61 -70.
23. Иванов, А. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - С. 58 - 63.
24. Карлова, Е. А. Теория и практика креативной деятельности: учебное пособие / О. А. Карлова, Е. А. Ноздренко, И. А. Пантелеева. - Красноярск: Сибирский Федеральный ун-т, 2012. - 372 с.
25. Кеттелл, Р. Наследование личности и способностей / Р. Кеттелл. - Иллинойс, 1982.
26. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: Учебник / Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шукшина С.Е. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 146 с.
27. Колмогорова, А. В. «Мамин язык»: практики материнского общения в контексте распределённой модели языка и когниции: монография / А. В. Колмогорова. — М.: Флинта: Наука, 2013. — 166 с.
28. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. — М: Зимородок Карапуз, 2006. - 415 с.
29. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства: пособие для
педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. - Минск: Высшая школа, 2013. - 109 с.
30. Коротких, О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О.В. Коротких. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 128с.
31. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
32. Крушельницкая, О.Б. Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
33. Куницына, В. Н. Трудности межличностного общения: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.05/ В.Н. Куницына. - Санкт-Петербург, 1991. - 358 с.
34. Лукашенко, М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей/ М. Лукашенко. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 297 с.
35. Лютова, Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис,2000.
36. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимоотношения с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб, 2007.
37. Майер, А.А. Управление процессом социализации детей дошкольного и младше школьного возраста в образовании: автореферат / А.А. Майер. - Барнаул, 2011. - 40 с.
38. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
39. Мандель, Б. Р. Психология рекламы: история, проблематика: учеб.пособие / Б. Р. Мандель. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 272 с.
40. Маховская, О.И. Дети и телевидение: история психологических
исследований и экспертизы телепрограмм для детей: Моногр. / О.И. Маховская, Ф.О. Марченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 172 с.
41. Мильшин, А.О. Социологические аспекты профилактики насилия в семье / Сервис Plus, 2010, №4 / Сервис Plus, №4, 2010 научный журнал - С.14
42. Мороз, А. Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм- менеджмент, или как успевать все. Книга-тренинг/ Алена Мороз, Мария Хайнц. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 234 с.
43. Пастернак, Н.А. Воспитываем ребенка / Н.А. Пастернак. - М.: Форум, 2013. - 112 с.
44. Полетавкина, С.Д. Познавательные умения как один из компонентов развития социально - адаптационных умений старших дошкольников в системе дополнительного образования / Интернет-журнал «Науковедение», Вып. 2 (21), 2014. - С.45 - 50.
45. Слепович, Е.С. Специальная психология: учебное пособие / Е.С. Слепович. - Минск: Высшая школа, 2012. - 511 с.
46. Стожарова, М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников: монография / М. Ю. Стожарова. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 115 с.
47. Столяренко, А. М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 479 с.
48. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие / В. И. Турченко. -
3- е изд., стер. - М.: Флинта, 2013. - 256 с.
49. Фетискин, Н.П. Практическая девиантология: Учебно-методическое пособие/ Н.П. Фетискин - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
50. Фетискин, Н.П. Психология гендерных различий: Учебное пособие / Н.П. Фетискин. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
51. Холостова, Е. И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации/ Под ред. профессора Е. И. Холостовой, профессора Г. И. Климантовой. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 752 с.
52. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие / Е. И. Холостова. - 3-е изд., переработано и доп. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 272 с.
53. Цаплина, О.В. Создание развивающей среды для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания / Детский сад, от А до Я, №4, 2011. - С.25 -
33.
54. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 314 с.
55. Щербинина, Ю. В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее: учебное пособие / Ю. В. Щербинина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012.