ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и структура конфликта у детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Общая характеристика формирования навыков бесконфликтного
взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста 11
Вывод по I главе 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 33
Вывод по II главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание бесконфликтного взаимодействия. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время конфликт - неприятное, но довольно частое явление в жизни детей старшего дошкольного возраста. Как показывает практика повседневных отношений между старшими дошкольниками, разногласия и конфликты являются неотъемлемой и неизбежной частью коллектива, от которой невозможно избавиться. Поэтому детям старшего дошкольного возраста необходимо владеть навыками бесконфликтного взаимодействия.
Во-вторых, старший дошкольный возраст - большой сегмент жизни ребенка. Ребенок старшего дошкольного возраста открывает мир человеческих отношений, различных видов деятельности и социальных функций людей. Именно в старшем дошкольном возрасте формируются представления о конфликте, конфликтной ситуации, характер которых во многом обуславливает реальное поведение дошкольника в конфликте.
В-третьих, несмотря на то, что даже глубокое и всестороннее теоретическое знание причин, особенностей, форм возникновения и разрешения конфликтов не может привести к полному их устранению при общении и взаимодействии, теоретические знания о сущности, типах, способах его предотвращения позволяют превратить их в умения и навыки бесконфликтного взаимодействия. Использование навыков бесконфликтного взаимодействия позволит старшему дошкольнику перевести энергию озлобленного противоборства и противостояния в созидательную энергию взаимопонимания и сотрудничества.
В четвертых, в соответствии с ФГОС, в качестве одного из направлений содержания дошкольного образования выступает социально- коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект формирования навыков бесконфликтного взаимодействия.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Описать понятие и структуру конфликта у детей старшего дошкольного возраста.
2) Дать общую характеристику формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
3) Экспериментально выявить возможность развития навыков бесконфликтного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: навыки бесконфликтного взаимодействия.
Научная разработанность проблемы. Проблема формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста является недостаточно разработанной. Различные аспекты проблемы исследования особенностей формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста освещены в работах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, Б. И. Хасан, В.П. Ратникова, Г. И. Козырева и др.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста можно развивать с помощью определенной системы мероприятий.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в расширении представления о навыке бесконфликтного поведения как хорошо усвоенном и автоматизированном способе действия в конкретной ситуации, уточнено содержание категории «конфликт у детей старшего дошкольного возраста».
Практической значимостью выпускной квалификационной работы является то, что представленные материалы исследования могут быть использованы в практике работы МБДОУ Детский сад № 12 «Солнышко» г.Елабуга РТ в коммуникативном виде деятельности (т.е. беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы), выступать в качестве рекомендаций для воспитателей, а также родителей воспитанников МБДОУ Детский сад № 12 «Солнышко» г.Елабуга РТ для своевременного обнаружения и устранения конфликтных ситуаций.
В процессе исследования применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: эксперимент (формирующий и констатирующий), тестирование.
Экспериментальной базой исследования выступил МБДОУ Детский сад № 12 «Солнышко» г.Елабуга РТ. В исследовании участвовали 20 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Старший дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром. Трудности в формировании навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста связаны с: со слаборазвитыми структурными составляющими коммуникации, с тем, что современным детям трудно овладеть определенными нормами бесконфликтного взаимодействия, поскольку они стали более эгоистичными, капризными, с трудностями в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, обусловлеными комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребенка старшего дошкольного возраста).
В качестве основных методов овладения детьми старшего дошкольного возраста навыками бесконфликтного взаимодействия используются: сюжетно-ролевые игры, имитационные игры, интерактивные игры, - социально-поведенческие тренинги (направлены на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтных ситуациях) , обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, психогимнастика, просмотр и анализ фильмов, чтение художественной литературы с последующим моделированием новых версий, дискуссии и т.д.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 12 «Солнышко» г.Елабуга РТ. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Срок проведения исследования: февраль-март 2019 года.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1. Констатирующий этап исследования. Для обследования уровня овладения навыками бесконфликтного взаимодействия были предложены: методика «Картинки» Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной и разработанная нами методика «Незаконченное предложение».
2. Формирующий этап исследования. В целях повышения овладения навыками бесконфликтного взаимодействия старших дошкольников нами был разработан коррекционный комплекс.
3. На третьем этапе исследования осуществлялась проверка эффективности формирующего эксперимента на основе сравнения результатов первого этапа исследования и повторной диагностики уровня овладения навыками бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что после проведения коррекционной работы: на 50% увеличился средний уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия. Практические исчез низкий уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия. А это значит, что уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста можно развивать с помощью определенной системы мероприятий.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - М.: Проспект, 2019. - 31 с.
2. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.
3. Агафонова И., Васильева О. и др. Учим радоваться и радовать других // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 12. - С. 23.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2016. -551 с.
5. Барчан Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет. - М.: Карапуз, 2018. - 128 с.
6. Берлова А. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 1. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 292 с.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Академический Проект; Трикста, 2017. - 412 с.
8. Белая К., Ерофеева Т. и др. Приглашает детский сад. - М.: Владос, 2017. - 144 с.
9. Бердникова Ю.П. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка. - СПб.: Питер, 2017.- 234 с.
10. Бодалев А. А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2016. - 328 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Млдэк», 2014. - 201 с.
12. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Аст, 2016. - 816 с.
13. Бондаренко А. К., Матусин А. И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 2014. - 123 с.
14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2017. - 126 с.
15. Васильева Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования. - Н. Новгород, 2018. - 108 с.
16. Гребешкова И.И. Ваш ребенок. - М: Медицина, 2015. - 221 с.
17. Дмитриев А.В. Конфликтология.- М.: Гардарики, 2014. - 320 с.
18. Дьяченко О. М. Психологическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 2017. - 128 с.
19.Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис- пресс, 2015. - 112 с.
20. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 43.
21. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. - М.: Российское педагогическое агентство, 2016. - 191 с.
22. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2016. - 416 с.
23. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. Учебник для студентов вузов - М.: Юнити-Дана, 2015. - 287 с.
24. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 2016. -154 с.
25. Конина. Л. Что такое дружба? Для детей 5-8 лет // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 9. - С. 13.
26. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 6. - С. 12.
27. Конструктивная психология конфликта / Под ред. Б. И. Хасан. - СПб.: Питер, 2014. - 201 с.
28. Конфликтология / Под ред. В. П. Ратникова. - М.: Юнити - Дана, 2014. - 544 с.
29. Королькова Н. В., Фахрутдинова О. А. Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. - С. 44-46.
30. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2017. - 237 с.
31. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии.- М.: Смысл, 2017. -511 с.
32. Лысенко Е.М. Возрастная психология. - М.: Владос Пресс, 2017. -173 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2016. - 495 с.
34. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2016. - 152 с.
35.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Педагогика, 2017. - 262 с.
36. Пантелеева Н. Воспитание доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 2. - С. 10-13.
37. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2016. - 301 с.
38. Першина Т.В., Мазурова Т.Н. Содержание готовности детей
дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 октября 2014 г., г.
Уфа) в 2 ч. Ч. 1. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 103 - 105.
39. Першина Т.В. и др. Методические рекомендации по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками // Наука и образование: новое время. - 201. - № 5. - С. 633 - 640.
40. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Проспект, 2017. - 95 с.
41. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 528 с.
42. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. - М.: Педагогика, 2017. - 288 с.
43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 160 с.
44. Сороцкая О.Н. Учись быть вежливым. - М.: Академия, 2016. - 24 с.
45. Специфика семейного воспитания в современных условиях / Под ред. И.В.Гребенникова, А.М.Низовой. - М.: Академия, 2017. - 83 с.
46. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 672 с.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2016. - 507 с.