РАЗРАБОТКА КУРСА КАТЕХИЗАЦИИ ДЛЯ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОСЛЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Православные общества трезвости в России 11
1.1 Православные общества трезвости в России: история и
современность 11
1.2 Христианская антропология как методологическая основа
деятельности православных обществ трезвости 19
1.3 Деятельность православных обществ трезвости как
субъекта религиозно-нравственного и трезвенного просвещения 25
1.4 Православный центр социальной адаптации граждан
«Шаг к жизни», как аналог общества трезвости 41
Глава 2 Катехизация и воцерковление участников православных обществ трезвости 43
2.1 Деятельность Русской Православной Церкви по утверждению
трезвости и церковная миссия 43
2.2 Понятие «воцерковление», как главная цель катехизации, и
качественная и количественная оценка воцерковленности человека 46
2.3 Формы и методы воцерковления в православных обществах трезвости 54
Глава 3 Исследование процесса катехизации и воцерковления граждан на примере православного центра социальной адаптации «Шаг к жизни» г. Казань 64
3.1 Особенности процесса катехизации и воцерковления граждан, страдающих различными зависимостями и описание методологии исследования 64
3.2 Результаты исследования процесса катехизации и воцерковления граждан в православном центре социальной адаптации «Шаг к жизни» г. Казань 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
Глава 1 Православные общества трезвости в России 11
1.1 Православные общества трезвости в России: история и
современность 11
1.2 Христианская антропология как методологическая основа
деятельности православных обществ трезвости 19
1.3 Деятельность православных обществ трезвости как
субъекта религиозно-нравственного и трезвенного просвещения 25
1.4 Православный центр социальной адаптации граждан
«Шаг к жизни», как аналог общества трезвости 41
Глава 2 Катехизация и воцерковление участников православных обществ трезвости 43
2.1 Деятельность Русской Православной Церкви по утверждению
трезвости и церковная миссия 43
2.2 Понятие «воцерковление», как главная цель катехизации, и
качественная и количественная оценка воцерковленности человека 46
2.3 Формы и методы воцерковления в православных обществах трезвости 54
Глава 3 Исследование процесса катехизации и воцерковления граждан на примере православного центра социальной адаптации «Шаг к жизни» г. Казань 64
3.1 Особенности процесса катехизации и воцерковления граждан, страдающих различными зависимостями и описание методологии исследования 64
3.2 Результаты исследования процесса катехизации и воцерковления граждан в православном центре социальной адаптации «Шаг к жизни» г. Казань 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
Актуальность работы. Зависимость - камень преткновения, проблема, нескончаемая борьба, неустойчивая победа и постоянные поражения, известна практически каждому: в собственной внутренней жизни, в быту, в семье, в общине, в обществе.
С аскетической точки зрения зависимость — это пленение. Человек, который становится рабом алкоголя, курения, наркотиков, отказывается от своей свободы — от свободы выбора, чувств, оценок, действий, попадает в плен, в ловушку.
Хорошо известно, что в нашей стране практически нет человека, который бы прямо или косвенно не был затронут проблемой зависимости.
Многие известные западные психиатры и психотерапевты ХХ века, рассматривают зависимость как явление, имеющее очевидную духовную составляющую, а тягу к веществам, изменяющим сознание - как искаженное грехопадением стремление человека к обретению Бога, к выходу за пределы земного существования.
Вместе с тем, в России остро стоит вопрос воцерковления крещеного населения, которое по данным различных социологических исследований называет себя православным и верующим, но при этом редко бывает в храме и не принимает участие в церковных Таинствах /1/. Эта проблема заключается в существенном расхождении количества людей, которые крещены в православном храме, и людей, которые регулярно участвуют в богослужениях и Таинствах Церкви, что представляет собой отклонение от канонических норм Церкви, которые обязывают христиан регулярно бывать на богослужениях, приступать к Таинствам Исповеди и Причащения /2/.
Таким образом, катехизация граждан, находящихся в процессе социальной адаптации и выхода из зависимости, является актуальной задачей как в деле воцерковления, так и в деле борьбы за трезвость.
Воцерковление понималось и до сих пор понимается как основная задача Церкви. В различных церковных документах и выступлениях священноначалия Русской Православной Церкви указывается, что миссионерская деятельность, в том числе воцерковление людей, которые будучи крещены, не получили должного обучения основам христианской веры, является приоритетной задачей для Церкви на современном этапе /3/. В то же время насущным является поиск и распространение методов и форм миссионерской деятельности, которые были бы эффективны в условиях современного общества.
Данная потребность рождает целый ряд научно-исследовательских задач. Во-первых, как достоверно оценить состояние общества с точки зрения религиозной социализации и воцерковленности. Во-вторых, как правильно измерять динамику процесса религиозности (воцерковленности) людей. И главное, как понять, какие пути воцерковления работают в нашем обществе, а какие нет, какие существуют резервные возможности, которые есть в церковной традиции, но пока не используются в современной церковной практике.
Вопросом о том, как оценить уровень воцерковленности и измерить его динамику, в разное время занимались известный социолог и культуролог, автор методики оценки воцерковленности «В-индекс» В.Ф. Чеснокова /4/; заведующая отделом социологии религии ИСПИ РАН, доктор социологических наук Ю.Ю. Синелина /5/; кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Института управления НИУ «БелГУ» С.Д. Лебедев /6/; кандидат социологических наук, доцент Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Е.И. Уфимцева /7/; кандидат социологических наук М.С. Алексеева8 и другие.
Для того чтобы упорядочить деятельность Русской Православной Церкви в различных сферах общественной жизни за последние годы были приняты специальные церковные документы - Основы социальной концепции, Концепция миссионерской деятельности, Определение о религиозно-образовательном и катехизическом служении и другие. В этих документах определяются задачи Церкви в области церковной миссии и религиозного образования, что напрямую касается вопроса воцерковления людей, которые либо еще не крещены, либо крещены, но не получили должного научения основам веры и не ведут практическую церковную жизнь.
В церковных документах перечисляются виды миссионерской деятельности, ее формы и методы, указываются основные богословские положения, которыми следует руководствоваться, но остается вопрос - в какой мере эти подходы реально влияют на жизнь российского общества, какие формы и методы просветительской деятельности больше подходят для современного жителя России.
На базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета для исследования различных церковных практик с 2011 года функционирует исследовательский семинар «Социология религия», в рамках которого были осуществлены масштабные проекты, направленные на изучение религиозной социализации, влияния религии на рождаемость, изучения приходской общины и другие /12/.
Результаты работы данного семинара показали, что воцерковление даёт реальное изменение жизни человека, у него меняется отношение к семье, патриотизму, к социальным болезням (таким как курение и др.). Но открытым остается вопрос, какие именно пути воцерковления «работают» в России, что может помочь человеку начать вести более внимательную церковную жизнь.
В апреле 2017 года на пастырском семинаре ПСТГУ «Практика совершения исповеди на приходе» в своем докладе «Священник и исповедь в современной России: с точки зрения проблемы воцерковления»13 проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Николай Емельянов привел три возможных пути воцерковления: через семью, через социум и через личный контакт со священником. При этом было отмечено, что в настоящее время в России два первых пути не работают, и остается лишь один действенный путь воцерковления - это личное общение со священником, в процессе которого возникает духовно-нравственная связь, которая влияет на человека и помогает ему «войти в Церковь».
Проблема, которая возникает в связи с этим утверждением, - это так называемое «ограничение религиозного предложения», связанное с тем, что число действующих священнослужителей Русской Православной Церкви намного меньше, чем потребность общества. Если другие пути воцерковления не работают, то невоцерковленная часть крещеного населения России остается за пределами Церкви просто по факту количества приходов и священников.
Возникает вопрос - точно ли другие пути воцерковления не работают? Нет ли у нас в запасе резервных возможностей? Социальному пути воцерковления мешает низкий уровень солидарности в обществе. Но не преодоление ли этого и есть задача всей Церкви? Есть ли церковный опыт того, как может успешно работать воцерковление через социальную группу? Следует ли развивать именно те традиционные формы просветительской деятельности, которые хорошо себя зарекомендовали, но не получили еще достаточного распространения в современной России?
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между востребованностью современных действенных форм воцерковления и недостатком изучения обоснованных «работающих» путей воцерковления крещеных христиан в условиях современной России.
Одним из примеров социальной группы внутри Церкви, которая ставит перед собой задачу религиозно-нравственного просвещения, являются православные общества трезвости. С конца XIX века они представляют собой заметное явление в жизни именно Русской Православной Церкви, потому что подавляющее большинство обществ трезвости создавалось при православных приходах и вдохновлялось приходскими священниками. К началу XX века православные общества трезвости оказывали заметное влияние на отношение людей к проблеме пьянства.
Несмотря на то, что общества трезвости представляют собой важную практику Русской Православной Церкви, их деятельность остается мало изученной. Деятельность обществ трезвости до революции и в настоящее время исследуется профессиональными историками, церковными и общественными деятелями. Опыт антиалкогольных кампаний был исследован Николаевым Н.А. /14/, опыт оздоровления общества участниками трезвенного движения описан А.Л. Афанасьевым /15/, А.Г. Быковой /16/, воспитательная деятельность дореволюционных обществ трезвости исследована Г.В. Гусевым /17/, влияние религиозности на проблему пьянства и наркомании исследовали В.В. Моисеева /18/ и В.А. Васильева /19/.
При содействии Отдела по благотворительности и социальному служению РПЦ издаются методические пособия, проводятся конференции и семинары, посвященные историческому и современному опыту создания и деятельности обществ трезвости на приходе. На тему преодоления зависимостей духовнонравственными средствами пишутся богословские работы и защищаются диссертации. Вопросу адаптации опыта православных обществ трезвости к современным условиям посвящены работы В.А. Цыганкова /20/, прот. Игоря Бачинина /21/, прот. Григория Григорьева /22/ и других.
Акцент в упомянутых работах, как правило, делается на том, как Церковь может помочь страждущему человеку в избавлении от зависимости. В данном исследовании основное внимание уделено другому вопросу - может ли современная православная община, в том числе и в форме общества трезвости, быть примером действенного пути катехизации и воцерковления для наших соотечественников, которая могла бы за счет возможностей социальной группы осуществить поддержку усилий приходских священников, на которых лежит значительная ответственность за воцерковление человека, пришедшего в храм. Данный вопрос определил
Цель исследования - разработать курс катехизации для граждан, находящихся в процессе социальной адаптации после различных зависимостей и выявить его особенности.
Объект исследования - деятельность православной общины по религиозно-нравственному просвещению.
Предмет исследования - процесс катехизации участников православного центра социальной адаптации граждан.
В данном исследовании основное внимание уделяется гражданам центра социальной адаптации страждущим от различных зависимостей, как наиболее нуждающимся в воцерковлении.
Гипотеза исследования состоит в том, что катехизация граждан, находящихся в процессе социальной адаптации после различных зависимостей, может являться одной из форм православной миссии, содействовать процессу воцерковления участников и борьбе за трезвость.
Задачи исследования:
1 проанализировать исторический и современный опыт работы православных обществ трезвости;
2 сопоставить задачи Церкви в области миссионерской деятельности и в области утверждения трезвости;
3 выявить формы и методы деятельности православных обществ трезвости, содействующих процессу катехизации и воцерковления их членов и участников;
4 разработать курс катехизиса для граждан православного центра помощи зависимым с учетом выявленных особенностей;
5 провести цикл курса катехизиса для участников центра МБОО САГ «Шаг к жизни» г. Казань.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы исследования:
- изучение богословской, психолого-педагогической, социологической и философской литературы;
- изучение состояния разработки проблемы в существующей практике, обобщение опыта деятельности православных обществ трезвости в дореволюционной и современной России;
- организация опытной и методической работы, наблюдение, беседы, интервью, опросы, анкетирование.
База исследования - центр социальной адаптации граждан «Шаг к жизни» г. Казань, приход прп. Серафима Саровского г. Казань
Научная новизна:
- описаны формы и методы катехизации и воцерковления участников обществ трезвости;
- выявлены особенности процесса катехизации и воцерковления граждан центра помощи зависимым;
- разработан курс катехизации для граждан, находящихся в процессе социальной адаптации после различных зависимостей, с учётом выявленных особенностей.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанного курса в учебно-воспитательной деятельности религиозных организаций, в практике деятельности православных обществ трезвости, в миссионерской и религиозно-образовательной деятельности приходов.
На защиту выносятся следующие положения:
1 Курс катехизации граждан центра социальной адаптации, осуществляющийся на базе православного прихода, является не только способом воцерковления наших соотечественников, но и представляет собой дополнительный ресурс для развития приходских проектов.
2 Процесс катехизации граждан центра социальной адаптации включает в себя различные формы церковной миссии и, тем самым, содействует воцерковлению всех участников.
3 Учитывая уровень потребления алкоголя и других веществ, изменяющих сознание, в современной России и масштабы распространения алкоголизма и прочих пагубных пристрастий, разработка и внедрение курса катехизации для граждан, страдающих различными зависимостями, востребованы практически на каждом приходе Русской Православной Церкви.
4 Для исследования процесса воцерковления граждан, страдающих зависимостями, недостаточно простой количественной методики «В-индекса», основанной на анализе поведения человека, но требуется также использовать качественные методы исследования, в частности глубинное интервью и включенное наблюдение, а также методики, направленные на выявление ценностных установок и целевых жизненных ориентиров респондентов.
С аскетической точки зрения зависимость — это пленение. Человек, который становится рабом алкоголя, курения, наркотиков, отказывается от своей свободы — от свободы выбора, чувств, оценок, действий, попадает в плен, в ловушку.
Хорошо известно, что в нашей стране практически нет человека, который бы прямо или косвенно не был затронут проблемой зависимости.
Многие известные западные психиатры и психотерапевты ХХ века, рассматривают зависимость как явление, имеющее очевидную духовную составляющую, а тягу к веществам, изменяющим сознание - как искаженное грехопадением стремление человека к обретению Бога, к выходу за пределы земного существования.
Вместе с тем, в России остро стоит вопрос воцерковления крещеного населения, которое по данным различных социологических исследований называет себя православным и верующим, но при этом редко бывает в храме и не принимает участие в церковных Таинствах /1/. Эта проблема заключается в существенном расхождении количества людей, которые крещены в православном храме, и людей, которые регулярно участвуют в богослужениях и Таинствах Церкви, что представляет собой отклонение от канонических норм Церкви, которые обязывают христиан регулярно бывать на богослужениях, приступать к Таинствам Исповеди и Причащения /2/.
Таким образом, катехизация граждан, находящихся в процессе социальной адаптации и выхода из зависимости, является актуальной задачей как в деле воцерковления, так и в деле борьбы за трезвость.
Воцерковление понималось и до сих пор понимается как основная задача Церкви. В различных церковных документах и выступлениях священноначалия Русской Православной Церкви указывается, что миссионерская деятельность, в том числе воцерковление людей, которые будучи крещены, не получили должного обучения основам христианской веры, является приоритетной задачей для Церкви на современном этапе /3/. В то же время насущным является поиск и распространение методов и форм миссионерской деятельности, которые были бы эффективны в условиях современного общества.
Данная потребность рождает целый ряд научно-исследовательских задач. Во-первых, как достоверно оценить состояние общества с точки зрения религиозной социализации и воцерковленности. Во-вторых, как правильно измерять динамику процесса религиозности (воцерковленности) людей. И главное, как понять, какие пути воцерковления работают в нашем обществе, а какие нет, какие существуют резервные возможности, которые есть в церковной традиции, но пока не используются в современной церковной практике.
Вопросом о том, как оценить уровень воцерковленности и измерить его динамику, в разное время занимались известный социолог и культуролог, автор методики оценки воцерковленности «В-индекс» В.Ф. Чеснокова /4/; заведующая отделом социологии религии ИСПИ РАН, доктор социологических наук Ю.Ю. Синелина /5/; кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Института управления НИУ «БелГУ» С.Д. Лебедев /6/; кандидат социологических наук, доцент Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Е.И. Уфимцева /7/; кандидат социологических наук М.С. Алексеева8 и другие.
Для того чтобы упорядочить деятельность Русской Православной Церкви в различных сферах общественной жизни за последние годы были приняты специальные церковные документы - Основы социальной концепции, Концепция миссионерской деятельности, Определение о религиозно-образовательном и катехизическом служении и другие. В этих документах определяются задачи Церкви в области церковной миссии и религиозного образования, что напрямую касается вопроса воцерковления людей, которые либо еще не крещены, либо крещены, но не получили должного научения основам веры и не ведут практическую церковную жизнь.
В церковных документах перечисляются виды миссионерской деятельности, ее формы и методы, указываются основные богословские положения, которыми следует руководствоваться, но остается вопрос - в какой мере эти подходы реально влияют на жизнь российского общества, какие формы и методы просветительской деятельности больше подходят для современного жителя России.
На базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета для исследования различных церковных практик с 2011 года функционирует исследовательский семинар «Социология религия», в рамках которого были осуществлены масштабные проекты, направленные на изучение религиозной социализации, влияния религии на рождаемость, изучения приходской общины и другие /12/.
Результаты работы данного семинара показали, что воцерковление даёт реальное изменение жизни человека, у него меняется отношение к семье, патриотизму, к социальным болезням (таким как курение и др.). Но открытым остается вопрос, какие именно пути воцерковления «работают» в России, что может помочь человеку начать вести более внимательную церковную жизнь.
В апреле 2017 года на пастырском семинаре ПСТГУ «Практика совершения исповеди на приходе» в своем докладе «Священник и исповедь в современной России: с точки зрения проблемы воцерковления»13 проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Николай Емельянов привел три возможных пути воцерковления: через семью, через социум и через личный контакт со священником. При этом было отмечено, что в настоящее время в России два первых пути не работают, и остается лишь один действенный путь воцерковления - это личное общение со священником, в процессе которого возникает духовно-нравственная связь, которая влияет на человека и помогает ему «войти в Церковь».
Проблема, которая возникает в связи с этим утверждением, - это так называемое «ограничение религиозного предложения», связанное с тем, что число действующих священнослужителей Русской Православной Церкви намного меньше, чем потребность общества. Если другие пути воцерковления не работают, то невоцерковленная часть крещеного населения России остается за пределами Церкви просто по факту количества приходов и священников.
Возникает вопрос - точно ли другие пути воцерковления не работают? Нет ли у нас в запасе резервных возможностей? Социальному пути воцерковления мешает низкий уровень солидарности в обществе. Но не преодоление ли этого и есть задача всей Церкви? Есть ли церковный опыт того, как может успешно работать воцерковление через социальную группу? Следует ли развивать именно те традиционные формы просветительской деятельности, которые хорошо себя зарекомендовали, но не получили еще достаточного распространения в современной России?
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между востребованностью современных действенных форм воцерковления и недостатком изучения обоснованных «работающих» путей воцерковления крещеных христиан в условиях современной России.
Одним из примеров социальной группы внутри Церкви, которая ставит перед собой задачу религиозно-нравственного просвещения, являются православные общества трезвости. С конца XIX века они представляют собой заметное явление в жизни именно Русской Православной Церкви, потому что подавляющее большинство обществ трезвости создавалось при православных приходах и вдохновлялось приходскими священниками. К началу XX века православные общества трезвости оказывали заметное влияние на отношение людей к проблеме пьянства.
Несмотря на то, что общества трезвости представляют собой важную практику Русской Православной Церкви, их деятельность остается мало изученной. Деятельность обществ трезвости до революции и в настоящее время исследуется профессиональными историками, церковными и общественными деятелями. Опыт антиалкогольных кампаний был исследован Николаевым Н.А. /14/, опыт оздоровления общества участниками трезвенного движения описан А.Л. Афанасьевым /15/, А.Г. Быковой /16/, воспитательная деятельность дореволюционных обществ трезвости исследована Г.В. Гусевым /17/, влияние религиозности на проблему пьянства и наркомании исследовали В.В. Моисеева /18/ и В.А. Васильева /19/.
При содействии Отдела по благотворительности и социальному служению РПЦ издаются методические пособия, проводятся конференции и семинары, посвященные историческому и современному опыту создания и деятельности обществ трезвости на приходе. На тему преодоления зависимостей духовнонравственными средствами пишутся богословские работы и защищаются диссертации. Вопросу адаптации опыта православных обществ трезвости к современным условиям посвящены работы В.А. Цыганкова /20/, прот. Игоря Бачинина /21/, прот. Григория Григорьева /22/ и других.
Акцент в упомянутых работах, как правило, делается на том, как Церковь может помочь страждущему человеку в избавлении от зависимости. В данном исследовании основное внимание уделено другому вопросу - может ли современная православная община, в том числе и в форме общества трезвости, быть примером действенного пути катехизации и воцерковления для наших соотечественников, которая могла бы за счет возможностей социальной группы осуществить поддержку усилий приходских священников, на которых лежит значительная ответственность за воцерковление человека, пришедшего в храм. Данный вопрос определил
Цель исследования - разработать курс катехизации для граждан, находящихся в процессе социальной адаптации после различных зависимостей и выявить его особенности.
Объект исследования - деятельность православной общины по религиозно-нравственному просвещению.
Предмет исследования - процесс катехизации участников православного центра социальной адаптации граждан.
В данном исследовании основное внимание уделяется гражданам центра социальной адаптации страждущим от различных зависимостей, как наиболее нуждающимся в воцерковлении.
Гипотеза исследования состоит в том, что катехизация граждан, находящихся в процессе социальной адаптации после различных зависимостей, может являться одной из форм православной миссии, содействовать процессу воцерковления участников и борьбе за трезвость.
Задачи исследования:
1 проанализировать исторический и современный опыт работы православных обществ трезвости;
2 сопоставить задачи Церкви в области миссионерской деятельности и в области утверждения трезвости;
3 выявить формы и методы деятельности православных обществ трезвости, содействующих процессу катехизации и воцерковления их членов и участников;
4 разработать курс катехизиса для граждан православного центра помощи зависимым с учетом выявленных особенностей;
5 провести цикл курса катехизиса для участников центра МБОО САГ «Шаг к жизни» г. Казань.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы исследования:
- изучение богословской, психолого-педагогической, социологической и философской литературы;
- изучение состояния разработки проблемы в существующей практике, обобщение опыта деятельности православных обществ трезвости в дореволюционной и современной России;
- организация опытной и методической работы, наблюдение, беседы, интервью, опросы, анкетирование.
База исследования - центр социальной адаптации граждан «Шаг к жизни» г. Казань, приход прп. Серафима Саровского г. Казань
Научная новизна:
- описаны формы и методы катехизации и воцерковления участников обществ трезвости;
- выявлены особенности процесса катехизации и воцерковления граждан центра помощи зависимым;
- разработан курс катехизации для граждан, находящихся в процессе социальной адаптации после различных зависимостей, с учётом выявленных особенностей.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанного курса в учебно-воспитательной деятельности религиозных организаций, в практике деятельности православных обществ трезвости, в миссионерской и религиозно-образовательной деятельности приходов.
На защиту выносятся следующие положения:
1 Курс катехизации граждан центра социальной адаптации, осуществляющийся на базе православного прихода, является не только способом воцерковления наших соотечественников, но и представляет собой дополнительный ресурс для развития приходских проектов.
2 Процесс катехизации граждан центра социальной адаптации включает в себя различные формы церковной миссии и, тем самым, содействует воцерковлению всех участников.
3 Учитывая уровень потребления алкоголя и других веществ, изменяющих сознание, в современной России и масштабы распространения алкоголизма и прочих пагубных пристрастий, разработка и внедрение курса катехизации для граждан, страдающих различными зависимостями, востребованы практически на каждом приходе Русской Православной Церкви.
4 Для исследования процесса воцерковления граждан, страдающих зависимостями, недостаточно простой количественной методики «В-индекса», основанной на анализе поведения человека, но требуется также использовать качественные методы исследования, в частности глубинное интервью и включенное наблюдение, а также методики, направленные на выявление ценностных установок и целевых жизненных ориентиров респондентов.
1 Проанализирован исторический и современный опыт деятельности православных обществ трезвости. Установлено, что православные общества трезвости, достигшие определенного уровня субъектности, полагают в основу своей деятельности религиозно-нравственные начала, руководствуются традициями Православной Церкви и представляют собой церковную практику, потенциал которой в настоящее время представляется интересным с точки зрения изучения и последующего распространения положительного опыта.
2 В результате сопоставления целей и задач православных обществ трезвости и задач Церкви в области миссионерской деятельности установлено, что православное общество трезвости, созданное при православном приходе, является не только средством помощи страждущим от различных зависимостей, но и представляет собой дополнительный ресурс для укрепления приходской общины - действенного средства осуществления церковной миссии.
3 Выявлены и описаны формы и методы деятельности православных обществ трезвости, содействующих процессу катехизации и воцерковления их членов и участников. Представлены результаты апробации количественной методики исследования уровня воцерковленности, разработанной В.Ф. Чесноковой, установлено, что православный центр помощи зависимым, работающий совместно с православным приходом, действительно способствуют воцерковлению своих участников, но сам процесс воцерковления происходит медленно, и требует ряда лет.
4 На основании проведенных исследований, разработан курс катехизиса из 11ти встреч для граждан православного центра помощи зависимым, с учетом данных анкетирования и специфики зависимостей.
5 Проведен один цикл разработанного курса катехизиса для участников МБОО САГ «Шаг к жизни» г. Казань. Кроме того, курс включает в себя не только теоретические основы православной веры, но и элементы вхождения в общинную жизнь храма.
2 В результате сопоставления целей и задач православных обществ трезвости и задач Церкви в области миссионерской деятельности установлено, что православное общество трезвости, созданное при православном приходе, является не только средством помощи страждущим от различных зависимостей, но и представляет собой дополнительный ресурс для укрепления приходской общины - действенного средства осуществления церковной миссии.
3 Выявлены и описаны формы и методы деятельности православных обществ трезвости, содействующих процессу катехизации и воцерковления их членов и участников. Представлены результаты апробации количественной методики исследования уровня воцерковленности, разработанной В.Ф. Чесноковой, установлено, что православный центр помощи зависимым, работающий совместно с православным приходом, действительно способствуют воцерковлению своих участников, но сам процесс воцерковления происходит медленно, и требует ряда лет.
4 На основании проведенных исследований, разработан курс катехизиса из 11ти встреч для граждан православного центра помощи зависимым, с учетом данных анкетирования и специфики зависимостей.
5 Проведен один цикл разработанного курса катехизиса для участников МБОО САГ «Шаг к жизни» г. Казань. Кроме того, курс включает в себя не только теоретические основы православной веры, но и элементы вхождения в общинную жизнь храма.



