Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА КУРСА КАТЕХИЗАЦИИ ДЛЯ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОСЛЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Работа №32226

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
947
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Православные общества трезвости в России 11
1.1 Православные общества трезвости в России: история и
современность 11
1.2 Христианская антропология как методологическая основа
деятельности православных обществ трезвости 19
1.3 Деятельность православных обществ трезвости как
субъекта религиозно-нравственного и трезвенного просвещения 25
1.4 Православный центр социальной адаптации граждан
«Шаг к жизни», как аналог общества трезвости 41
Глава 2 Катехизация и воцерковление участников православных обществ трезвости 43
2.1 Деятельность Русской Православной Церкви по утверждению
трезвости и церковная миссия 43
2.2 Понятие «воцерковление», как главная цель катехизации, и
качественная и количественная оценка воцерковленности человека 46
2.3 Формы и методы воцерковления в православных обществах трезвости 54
Глава 3 Исследование процесса катехизации и воцерковления граждан на примере православного центра социальной адаптации «Шаг к жизни» г. Казань 64
3.1 Особенности процесса катехизации и воцерковления граждан, страдающих различными зависимостями и описание методологии исследования 64
3.2 Результаты исследования процесса катехизации и воцерковления граждан в православном центре социальной адаптации «Шаг к жизни» г. Казань 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82


Актуальность работы. Зависимость - камень преткновения, проблема, нескончаемая борьба, неустойчивая победа и постоянные поражения, известна практически каждому: в собственной внутренней жизни, в быту, в семье, в общине, в обществе.
С аскетической точки зрения зависимость — это пленение. Человек, который становится рабом алкоголя, курения, наркотиков, отказывается от своей свободы — от свободы выбора, чувств, оценок, действий, попадает в плен, в ловушку.
Хорошо известно, что в нашей стране практически нет человека, который бы прямо или косвенно не был затронут проблемой зависимости.
Многие известные западные психиатры и психотерапевты ХХ века, рассматривают зависимость как явление, имеющее очевидную духовную составляющую, а тягу к веществам, изменяющим сознание - как искаженное грехопадением стремление человека к обретению Бога, к выходу за пределы земного существования.
Вместе с тем, в России остро стоит вопрос воцерковления крещеного населения, которое по данным различных социологических исследований называет себя православным и верующим, но при этом редко бывает в храме и не принимает участие в церковных Таинствах /1/. Эта проблема заключается в существенном расхождении количества людей, которые крещены в православном храме, и людей, которые регулярно участвуют в богослужениях и Таинствах Церкви, что представляет собой отклонение от канонических норм Церкви, которые обязывают христиан регулярно бывать на богослужениях, приступать к Таинствам Исповеди и Причащения /2/.
Таким образом, катехизация граждан, находящихся в процессе социальной адаптации и выхода из зависимости, является актуальной задачей как в деле воцерковления, так и в деле борьбы за трезвость.
Воцерковление понималось и до сих пор понимается как основная задача Церкви. В различных церковных документах и выступлениях священноначалия Русской Православной Церкви указывается, что миссионерская деятельность, в том числе воцерковление людей, которые будучи крещены, не получили должного обучения основам христианской веры, является приоритетной задачей для Церкви на современном этапе /3/. В то же время насущным является поиск и распространение методов и форм миссионерской деятельности, которые были бы эффективны в условиях современного общества.
Данная потребность рождает целый ряд научно-исследовательских задач. Во-первых, как достоверно оценить состояние общества с точки зрения религиозной социализации и воцерковленности. Во-вторых, как правильно измерять динамику процесса религиозности (воцерковленности) людей. И главное, как понять, какие пути воцерковления работают в нашем обществе, а какие нет, какие существуют резервные возможности, которые есть в церковной традиции, но пока не используются в современной церковной практике.
Вопросом о том, как оценить уровень воцерковленности и измерить его динамику, в разное время занимались известный социолог и культуролог, автор методики оценки воцерковленности «В-индекс» В.Ф. Чеснокова /4/; заведующая отделом социологии религии ИСПИ РАН, доктор социологических наук Ю.Ю. Синелина /5/; кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Института управления НИУ «БелГУ» С.Д. Лебедев /6/; кандидат социологических наук, доцент Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Е.И. Уфимцева /7/; кандидат социологических наук М.С. Алексеева8 и другие.
Для того чтобы упорядочить деятельность Русской Православной Церкви в различных сферах общественной жизни за последние годы были приняты специальные церковные документы - Основы социальной концепции, Концепция миссионерской деятельности, Определение о религиозно-образовательном и катехизическом служении и другие. В этих документах определяются задачи Церкви в области церковной миссии и религиозного образования, что напрямую касается вопроса воцерковления людей, которые либо еще не крещены, либо крещены, но не получили должного научения основам веры и не ведут практическую церковную жизнь.
В церковных документах перечисляются виды миссионерской деятельности, ее формы и методы, указываются основные богословские положения, которыми следует руководствоваться, но остается вопрос - в какой мере эти подходы реально влияют на жизнь российского общества, какие формы и методы просветительской деятельности больше подходят для современного жителя России.
На базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета для исследования различных церковных практик с 2011 года функционирует исследовательский семинар «Социология религия», в рамках которого были осуществлены масштабные проекты, направленные на изучение религиозной социализации, влияния религии на рождаемость, изучения приходской общины и другие /12/.
Результаты работы данного семинара показали, что воцерковление даёт реальное изменение жизни человека, у него меняется отношение к семье, патриотизму, к социальным болезням (таким как курение и др.). Но открытым остается вопрос, какие именно пути воцерковления «работают» в России, что может помочь человеку начать вести более внимательную церковную жизнь.
В апреле 2017 года на пастырском семинаре ПСТГУ «Практика совершения исповеди на приходе» в своем докладе «Священник и исповедь в современной России: с точки зрения проблемы воцерковления»13 проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Николай Емельянов привел три возможных пути воцерковления: через семью, через социум и через личный контакт со священником. При этом было отмечено, что в настоящее время в России два первых пути не работают, и остается лишь один действенный путь воцерковления - это личное общение со священником, в процессе которого возникает духовно-нравственная связь, которая влияет на человека и помогает ему «войти в Церковь».
Проблема, которая возникает в связи с этим утверждением, - это так называемое «ограничение религиозного предложения», связанное с тем, что число действующих священнослужителей Русской Православной Церкви намного меньше, чем потребность общества. Если другие пути воцерковления не работают, то невоцерковленная часть крещеного населения России остается за пределами Церкви просто по факту количества приходов и священников.
Возникает вопрос - точно ли другие пути воцерковления не работают? Нет ли у нас в запасе резервных возможностей? Социальному пути воцерковления мешает низкий уровень солидарности в обществе. Но не преодоление ли этого и есть задача всей Церкви? Есть ли церковный опыт того, как может успешно работать воцерковление через социальную группу? Следует ли развивать именно те традиционные формы просветительской деятельности, которые хорошо себя зарекомендовали, но не получили еще достаточного распространения в современной России?
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между востребованностью современных действенных форм воцерковления и недостатком изучения обоснованных «работающих» путей воцерковления крещеных христиан в условиях современной России.
Одним из примеров социальной группы внутри Церкви, которая ставит перед собой задачу религиозно-нравственного просвещения, являются православные общества трезвости. С конца XIX века они представляют собой заметное явление в жизни именно Русской Православной Церкви, потому что подавляющее большинство обществ трезвости создавалось при православных приходах и вдохновлялось приходскими священниками. К началу XX века православные общества трезвости оказывали заметное влияние на отношение людей к проблеме пьянства.
Несмотря на то, что общества трезвости представляют собой важную практику Русской Православной Церкви, их деятельность остается мало изученной. Деятельность обществ трезвости до революции и в настоящее время исследуется профессиональными историками, церковными и общественными деятелями. Опыт антиалкогольных кампаний был исследован Николаевым Н.А. /14/, опыт оздоровления общества участниками трезвенного движения описан А.Л. Афанасьевым /15/, А.Г. Быковой /16/, воспитательная деятельность дореволюционных обществ трезвости исследована Г.В. Гусевым /17/, влияние религиозности на проблему пьянства и наркомании исследовали В.В. Моисеева /18/ и В.А. Васильева /19/.
При содействии Отдела по благотворительности и социальному служению РПЦ издаются методические пособия, проводятся конференции и семинары, посвященные историческому и современному опыту создания и деятельности обществ трезвости на приходе. На тему преодоления зависимостей духовнонравственными средствами пишутся богословские работы и защищаются диссертации. Вопросу адаптации опыта православных обществ трезвости к современным условиям посвящены работы В.А. Цыганкова /20/, прот. Игоря Бачинина /21/, прот. Григория Григорьева /22/ и других.
Акцент в упомянутых работах, как правило, делается на том, как Церковь может помочь страждущему человеку в избавлении от зависимости. В данном исследовании основное внимание уделено другому вопросу - может ли современная православная община, в том числе и в форме общества трезвости, быть примером действенного пути катехизации и воцерковления для наших соотечественников, которая могла бы за счет возможностей социальной группы осуществить поддержку усилий приходских священников, на которых лежит значительная ответственность за воцерковление человека, пришедшего в храм. Данный вопрос определил
Цель исследования - разработать курс катехизации для граждан, находящихся в процессе социальной адаптации после различных зависимостей и выявить его особенности.
Объект исследования - деятельность православной общины по религиозно-нравственному просвещению.
Предмет исследования - процесс катехизации участников православного центра социальной адаптации граждан.
В данном исследовании основное внимание уделяется гражданам центра социальной адаптации страждущим от различных зависимостей, как наиболее нуждающимся в воцерковлении.
Гипотеза исследования состоит в том, что катехизация граждан, находящихся в процессе социальной адаптации после различных зависимостей, может являться одной из форм православной миссии, содействовать процессу воцерковления участников и борьбе за трезвость.
Задачи исследования:
1 проанализировать исторический и современный опыт работы православных обществ трезвости;
2 сопоставить задачи Церкви в области миссионерской деятельности и в области утверждения трезвости;
3 выявить формы и методы деятельности православных обществ трезвости, содействующих процессу катехизации и воцерковления их членов и участников;
4 разработать курс катехизиса для граждан православного центра помощи зависимым с учетом выявленных особенностей;
5 провести цикл курса катехизиса для участников центра МБОО САГ «Шаг к жизни» г. Казань.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы исследования:
- изучение богословской, психолого-педагогической, социологической и философской литературы;
- изучение состояния разработки проблемы в существующей практике, обобщение опыта деятельности православных обществ трезвости в дореволюционной и современной России;
- организация опытной и методической работы, наблюдение, беседы, интервью, опросы, анкетирование.
База исследования - центр социальной адаптации граждан «Шаг к жизни» г. Казань, приход прп. Серафима Саровского г. Казань
Научная новизна:
- описаны формы и методы катехизации и воцерковления участников обществ трезвости;
- выявлены особенности процесса катехизации и воцерковления граждан центра помощи зависимым;
- разработан курс катехизации для граждан, находящихся в процессе социальной адаптации после различных зависимостей, с учётом выявленных особенностей.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанного курса в учебно-воспитательной деятельности религиозных организаций, в практике деятельности православных обществ трезвости, в миссионерской и религиозно-образовательной деятельности приходов.
На защиту выносятся следующие положения:
1 Курс катехизации граждан центра социальной адаптации, осуществляющийся на базе православного прихода, является не только способом воцерковления наших соотечественников, но и представляет собой дополнительный ресурс для развития приходских проектов.
2 Процесс катехизации граждан центра социальной адаптации включает в себя различные формы церковной миссии и, тем самым, содействует воцерковлению всех участников.
3 Учитывая уровень потребления алкоголя и других веществ, изменяющих сознание, в современной России и масштабы распространения алкоголизма и прочих пагубных пристрастий, разработка и внедрение курса катехизации для граждан, страдающих различными зависимостями, востребованы практически на каждом приходе Русской Православной Церкви.
4 Для исследования процесса воцерковления граждан, страдающих зависимостями, недостаточно простой количественной методики «В-индекса», основанной на анализе поведения человека, но требуется также использовать качественные методы исследования, в частности глубинное интервью и включенное наблюдение, а также методики, направленные на выявление ценностных установок и целевых жизненных ориентиров респондентов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1 Проанализирован исторический и современный опыт деятельности православных обществ трезвости. Установлено, что православные общества трезвости, достигшие определенного уровня субъектности, полагают в основу своей деятельности религиозно-нравственные начала, руководствуются традициями Православной Церкви и представляют собой церковную практику, потенциал которой в настоящее время представляется интересным с точки зрения изучения и последующего распространения положительного опыта.
2 В результате сопоставления целей и задач православных обществ трезвости и задач Церкви в области миссионерской деятельности установлено, что православное общество трезвости, созданное при православном приходе, является не только средством помощи страждущим от различных зависимостей, но и представляет собой дополнительный ресурс для укрепления приходской общины - действенного средства осуществления церковной миссии.
3 Выявлены и описаны формы и методы деятельности православных обществ трезвости, содействующих процессу катехизации и воцерковления их членов и участников. Представлены результаты апробации количественной методики исследования уровня воцерковленности, разработанной В.Ф. Чесноковой, установлено, что православный центр помощи зависимым, работающий совместно с православным приходом, действительно способствуют воцерковлению своих участников, но сам процесс воцерковления происходит медленно, и требует ряда лет.
4 На основании проведенных исследований, разработан курс катехизиса из 11ти встреч для граждан православного центра помощи зависимым, с учетом данных анкетирования и специфики зависимостей.
5 Проведен один цикл разработанного курса катехизиса для участников МБОО САГ «Шаг к жизни» г. Казань. Кроме того, курс включает в себя не только теоретические основы православной веры, но и элементы вхождения в общинную жизнь храма.



1. Авдеев Д. Л. Наука о душевном здоровье: основы православной психотерапии / Д. Л. Авдеев, В. К. Невярович. - М., 2001. - 512 с.
2. Алексеева М. С. Воцерковленность как показатель религиозности // Социологические исследования. - 2009. - №9. - С. 97-102.
3. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. / Отв. редактор Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев. - М.: ЛЕНАНД, 2008. - 376 с.
4. Амфилохий (Радович), митрополит. Основы православного воспитания. / Сборник статей. - Серия: Церковь и образование. - Вып.1. - Пермь: ПО «Панагия», 2000. - 208 с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.
6. Андроник (Никольский), сщмч., архиепископ Пермский. Творения. Книга
II. Проповеди, обращения, послания. - Тверь: Изд-во «Булат», 2004. - 462 с.
7. Анохин Д. Юлия Синелина: Как рассчитать социологический индекс воцерковленности // Журнал Московской Патриархии. - 2012. - №8.
8. Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в 1907-1914 гг.: характер, этапы, значение // Вестник Томского государственного университета. История. - 2014. - №5 (31). - с. 27-32.
9. Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы. Опыт оздоровление общества. [Текст] Монография / А. Л. Афанасьев. - Томск: Томск. гос. ун-т. систем упр. и радиоэлектроники, 2007. - 200 с.
10. Бачинин И. В. Обоснование антропологического содержания понятия «трезвость» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2014. - №3 (34). - с. 56-71.
11. Бачинин И., свящ. Как организовать общество трезвости на приходе: практ. рекомендации / свящ. И. Бачинин. М.: Лепта-Книга, 2013. - 208 с.
12. Бачинин И. В. Педагогические условия организации помощи взрослым в избавлении от негативных зависимостей в традициях православия: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Екатеринбург, 2008. - 221 с.
13 Белановский С. А. Свободное интервью как метод социологического
исследования // Социология: методология, методы, математическое
моделирование. - 1991. - №2. - С. 5-19.
14 Бочаров А. С., Чернышев А. В. Очерки современной церковной психологии. - Электронный ресурс: https://azbyka.ru/zdorovie/ocherki-sovremennoj- cerkovnoj -psixologii.
15 Быкова А. Г. Алкоголизм и пьянство в России в XIX - начале XX в.: из истории проблемы. - Омск: Изд-во Омского юридич. ин-та, 2006. - 136 с
16 Быкова А. Г. Общества трезвости в истории трезвенного движения в России в XIX-начале ХХ вв // Омский научный вестник. - 2005. - №4 (33). - с. 2226
17 Васильева В. А. Пьянство как социальная девиация и участие Русской
Православной Церкви в его профилактике: социально-религиозный аспект: автореф канд. философ. н. - М., 2012. - 24 с
18 Введенский И. Н. Опыт принудительной трезвости. - Екатеринбург, 2008.
- 51 с
19 Владимир (Богоявленский), сщмч., митр. Киевский и Галицкий. Проповеди, слова, поучения. - т. 3. - Тверь: Изд-во «Булат», 2008. - 493 с
20 Владимир (Богоявленский), сщмч., митр. Киевский и Галицкий. Против нас ли, трезвенников, Библия - М.: Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» РПЦ, 2011. - 140 с
21 ВОЗ: в России пьют в два с половиной раза больше спиртного, чем в среднем по миру. - Электронный ресурс: http://itar-tass.com/obschestvo/1180303 (дата обращения 25.08.2017).
22 ВОЗ: каждая пятая смерть в России связана с употреблением алкоголя. -
Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2011/02/13/alkho-anons.html (дата
обращения 25.08.2017).
23 Войно-Ясенецкий В. Ф. (свт. Лука). Дух, душа, тело. М.: Образ, 2010. -
128 с.
24 Воцерковление в России. Американский взгляд на проблему. - Электронный ресурс: http://pstgu.ru/news/life/science/2013/03/07/43982/
25 «Воцерковление общества является сегодня нашей главной задачей». Беседа митрополита Илариона (Алфеева) с профессором Джоном Берджессом (США) в рамках телепередачи «Церковь и мир» 6 апреля 2013 г. - Электронный ресурс: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1716.
26 «Вразуми меня и буду жить. Беседы в общине трезвости». - АНО «Душепопечительский центр имени Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны «Дом милосердия», 2008. - 240 с.
27 Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы. - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии Российской академии наук, 2011. - 372 с.
28 Григорьев Г. И. Аддиктивное поведение и свобода как путь жизненного выбора человека / Г. И. Григорьев, М. В. Легеев // Вестник психотерапии. - 2014.
- №51 (56). - С. 125-139.
29 Гуркало В. А. Воцерковление в современном российском православии: Диалектика. Язык. Культура // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2016. - №1. - С. 97-103
30 Гурьев Н. Д. Страсти и их воплощение в болезнях (соматических и нервно-психических). - Электронный ресурс: https://azbyka.ru/zdorovie/strasti-i-ix- voploshhenie-v-boleznyax.
31 Гусев Г. В. История обучения и воспитания трезвости в православном образовании. - М., 2007. - 170 с.
32 Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. - М.: КДУ, 2006.
- 296 с
33 Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью. Учебно-методическое пособие. - М., 2009. - 44 с
34 Емельянов Н., прот. Священник и исповедь в современной России: с
точки зрения проблемы воцерковления. Доклад на пастырском семинаре «Практика совершения исповеди на приходе» 3 апреля 2017 года. - Электронный ресурс: http://priest.today/news/
svyaschennik_i_ispoved_v_sovremennoj_rossii_s_tochki_zreniya_probem_vocerkovle niya.
35 Еротич В. Христианство и психологические проблемы человека. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2009. - 480 с.
36 Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века.
Электронный ресурс: https: //azbyka.ru/otechnik/Zhitij a_svj atykh/zhitij a-
novomuchenikov-i-ispovednikov-rossijskih-xx-veka/.
37 Заиграев Г. Г. Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации [Текст] / Г. Г. Заиграев // СОЦИС. - 2009. - № 8. - С. 74-84.
38 Захаров А., свящ. О трезвости. - СПб., 2002. - 32 с
39 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002
40 Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2009. - №2. - с. 65-84.
41 И один в поле воин. Народный печальник, апостол трезвости отец Александр Рождественский / под общ. ред. арх. Сергия (Стурова). - СПб., 2005
42 Иванченко С. С. Наблюдение как метод социологического исследования // Научные труды SWorld. - 2006. - Т. 9. - №1. - С. 14-17
43 Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том. 1. - Электронный ресурс: https: //azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brj anchaninov/
tom1_asketicheskie_opyty/.
44 Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005. - 368 с.
45 Илакавичус М. Р., Якушкина М. С. Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования // Вестник
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2013. - №4 (31). - с. 18-25.
46 Иларион (Алфеев), митр. Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. - М.: Эксмо, 2017. - 256 с.
47 Иоффе Г., прот. Практическая миссиология. - Электронный ресурс: https://azbyka.ru/katehizacij a/prakticheskaya-missiologiya.shtml
48 Качала Т. В. Приходские образовательные учреждения для взрослых как одна из форм церковной социально-педагогической деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. - №. 22
49 Козина И. М. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1997. - №10-11. - С. 177-189.
50 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. - Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html
51 Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и
профилактике алкоголизма. - Электронный ресурс:
http: //www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html
52 Коровин А. М. Цели и задачи обществ трезвости. - М.: Первое Московское общество трезвости, 1903. - 36 с.
53 Кублицкая Е. А. Особенности религиозности в современной России // Социологические исследования. - 2009. - №4. - С. 96-107.
54 Куварзина О. В. Воцерковление осуждённых как психологопедагогический феномен // Научный поиск. - 2012. - №3. - С. 15-18
55 Ларше Ж.-К. Бог не хочет страдания людей. - М.: Паломник, 2014. - 160 с.
56 Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 224 с.
57 Лебедев С. Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна // Социологические исследования. - 2010. - №12. - С. 85-93.
58 Лебедев С. Д., Сухоруков В. В. Тесный путь не туда? // Социологические исследования. - 2013. - №1. - С. 118-126.
59 Леонов В., прот. Основы православной антропологии. - М.: Изд-во Московской Патриархии РПЦ, 2013. - 256 с.
60 Локосов В. В., Синелина Ю. Ю. Религиозное состояние современного российского общества (социологические аспекты). - Электронный ресурс: http: //www.interfax-religion.ru/an2 .html.
61 Лосский В. И. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие [Текст] / В.И. Лосский. - М., 1991. - 288 с.
62 Максим Исповедник, прп. Главы о любви. - М.: Сибирская
Благозвонница, 2013. - 256 с.
63 Мария (Скобцова), преподобномученица. Типы религиозной жизни. - М.: Свято-Филаретовский институт, 2016. - 68 с.
64 Маслова О. М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 1995. - № 5-6. - С. 5-15.
65 Методика проведения Библейского кружка. - М.: Синодальный отдел по делам молодежи; Миссионерское Движение в честь святого пророка Даниила, 2013. - 40 с.
66 Моисеева В. В. Религиозность как социальный ресурс профилактики
наркотизации в молодежной среде: автореф канд. социол. н. - М., 2009. - 14 с.
67 Мордвинов И. П. Общество трезвости. Жизнь и работа в нем. - СПб., 1910. - 227 с.
68 Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. - М.: ПЕР СЕ, 2002. -
336 с.
69 Мороз А., свящ., Цыганков В. Уроки трезвости. - М., СПб.: 2006. - 304 с.
70 Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социс. - 2002. - №7.
71 Невидимая Церковь: социальные эффекты приходской общины в российском православии: сб. статей исследовательского семинара «Социология
религии» (2011-2014 гг.) / И. В. Забаев, Е. Б. Мелкумян, Д. А. Орешина и др. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. - 272 с.
72 Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. - М.: Никея, 2011. - 304 с.
73 Немцов А. В. Алкогольная история России: Новейший период. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 320 с.
74 Немцов А. В. Алкогольная смертность в России. Пути снижения алкогольных потерь // Демографические перспективы России и задачи демографической политики: Материалы научно-практической конференции 6-8 апреля 2010 г. / Ред.-сост.: проф. Л. Л. Рыбаковский, проф. А. Е. Иванова. М.: Экон-Информ, 2010. - с. 74.
75 Немцов А. В. Размеры и диагностический состав алкогольной смертности в России / А. В. Немцов, А. Т. Терехин // Наркология. - 2007. - №12.
76 Никодим (Милаш), еп. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов
с толкованиями. - Электронный ресурс:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih- soborov-s-tolkovanijami/.
77 Николаев А. В. Антиалкогольная кампания в России 1894-1914 годов: исторический опыт решения проблемы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - №35. - С. 60-72.
78 Памяти Валентины Федоровны Чесноковой (1934-2010) // Телескоп. - 2010. - №4 (82). - С. 53-56.
79 Пашков В.И. Принцип воцерковления в системе принципов воспитательного процесса православной педагогики // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - №. 7. - С. 36-37.
80 Приходские семейные клубы трезвости. - М.: Храм Всех Святых во Всехсвятском на Соколе, 2011. - 38 с.
81 Опоцкий Н., свящ. Идеальная община и путь к ее восстановлению: Два доклада о возможной организации приходской жизни. - М.: МОО «Культурно просветительский центр "Преображение"», 2011. - 80 с.
82 Опоцкий Н., свящ. Как отрезвить себя и друзей наших: (Иерейское
письмо к читающему). - Электронный ресурс: http://nepsis.ru/trezveme/iz-
istorii/199-ep-makarij-opockij-kak-otrezvit-sebja-i-dmzej-nashih.html?start=1.
83 Основы православной антропологии: Хрестоматия / Сост. и общая ред. Леонов Вадим, прот. - М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2016. - 688 с.
84 Основы трезвенного просвещения: сборник материалов I-II сессий научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения.
- Екатеринбург, 2011. - 92 с.
85 Основы трезвенного просвещения: сборник материалов I-II сессий научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения.
- Екатеринбург, 2011. - 92 с.
86 Основы трезвенного просвещения: Материалы IV сессии научнопрактического семинара по разработке теории трезвенного просвещения. - Екатеринбург, 2012. - 92 с. 108 с.
87 Православная вера в современной России. - Электронный ресурс: http: //pereprava. org/privacy/2017-pravoslavnaia-vera-v-sovremennoi-rossii. html.
88 Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами / Шеховцова Л.Ф., Гришина Е.Н., Легостаева М.В. и др. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. - 351 с.
89 Прыжов И.Т. История кабаков в России. - М.: Репринт, 1991.
90 Рачинский С. А. Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. - М.,1899.
91 Рачинский С. А. Сельская школа. - М., 1991, 120 c.
92 Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред и сост. С.Б. Филатов. СПБ., 2002.
93 Рогунов С. В. Практика проведения библейских кружков на приходе. Потенциал библейских кружков как формы начальной катехизации. - Электронный ресурс: http://predanie.ru/groups/info/i/129562/.
94 Савостьянова Е.Б. Группа трезвости при храме: руководство для ведущего. - М.: «Лепта Книга», 2015. - 240 с.
95 Синелина Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования. - 2006. - №11. - С. 89-97.
96 Синелина Ю.Ю. О динамике религиозности россиян и некоторых методологических проблемах его изучения (религиозное сознание и поведение православных и мусульман) // Социологические исследования. - 2013. - №. 10. - С. 104-115.
97 Синелина Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в России (1989-2006) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2009. - №. 4. - С. 77-88.
98 Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2009. - №15. - С. 7-16.
99 Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. - М.: ИЭОПГКО, 2006. - 114 с.
100 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. - М.: Канон, 1996.
101 Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю.Ю. Синелиной): материалы третьей Международной научной конференции, НИУ «БелГУ», 13 сентября 2013 г. - Белгород: ИД «Белгород», 2013. - 460 с.
102 Социология религии в обществе Позднего Модерна: сборник статей по материалам четвертой Международной научной конференции, НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. - Белгород: ИД «Белгород», 2014. - 408 с.
103 Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М.: Изд-во ПСТГУ, 2002. - 445 с.
104 Страсть, грех или болезнь. - М.: Даниловский благовестник, 2009. - 320 с.
105 Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. - М., 1994. - Т. 1.
106 Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. Сборник статей (выпуск второй). - СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2005. - 134 с.
107 Удовиченко М. В. Процесс религиозной социализации: типы и этапы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №3.
108 Удовиченко М. В. Процессы религиозной социализации и социальной идентичности индивида в современном православном приходе: к проблеме категориальной определённости // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №5.
109 Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально- психологических феноменов. Методология и методы социальной психологии. - Электронный ресурс: http://bibliotekar.ru/upravlenie-personalom-3/28.htm.
110 Усатов А., свящ. Оглашение на современном этапе. - М.: Православное образование, 2013. - 80 с.
111 Уфимцева Е. И. Воцерковление православной молодежи в современном российском обществе // Известия Саратовского университета. - 2012. - Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 3. - С. 39-47.
112 Уфимцева Е. И. Особенности воцерковления в оценках православной молодежи // Социологические исследования. - 2013. - №1. - С. 127-135.
113 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. - Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvomik/put-ko-spaseniju/.
114 А. С. Кобликов, Юридическая этика, Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФА М), 2000. - 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ