ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И НОВЫХ МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальных и новых медиа как факторов формирования этнических ценностей 9
1.1. Теоретические предпосылки изучения СМК и социальных медиа 9
1.2. Социальные и новые медиа как объект изучения цифровой
гуманитаристики 26
1.3. Концептуальные основы исследования этнических ценностей и
этнической толерантности в современном российском обществе 42
Глава 2. Практические аспекты влияния социальных и новых медиа на этнические ценности молодежи 57
2.1. Мониторинг татарстанского медиапространства в контексте
продвижения этнической тематики в цифровой среде 57
2.2. Влияние информационно-коммуникационных технологий на цифровое
поколение: этноконфессиональный аспект 87
2.3. Цифровое поколение города Казани: установление этнических интенций
93
Заключение 102
Библиографический список 110
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальных и новых медиа как факторов формирования этнических ценностей 9
1.1. Теоретические предпосылки изучения СМК и социальных медиа 9
1.2. Социальные и новые медиа как объект изучения цифровой
гуманитаристики 26
1.3. Концептуальные основы исследования этнических ценностей и
этнической толерантности в современном российском обществе 42
Глава 2. Практические аспекты влияния социальных и новых медиа на этнические ценности молодежи 57
2.1. Мониторинг татарстанского медиапространства в контексте
продвижения этнической тематики в цифровой среде 57
2.2. Влияние информационно-коммуникационных технологий на цифровое
поколение: этноконфессиональный аспект 87
2.3. Цифровое поколение города Казани: установление этнических интенций
93
Заключение 102
Библиографический список 110
Приложения
Актуальность темы магистерской диссертации. Проблема формирования этнических ценностей носит специфичный характер, основа возникновения лежит в сознании людей, определяя их поведение и отражая состояние сознания людей. Данная проблема в современном мире в условиях становления информационного общества и расцвета цифровой эпохи носит иной характер, отличный от предшествующих периодов. Средства информационно-коммуникационных технологий позволяют, во-первых, объединяться в сообщества, придерживающиеся определенной позиции, во- вторых, позволяют безбоязненно и/или анонимно высказываться в адрес оппонента, придерживающегося иной позиции, в-третьих, информационнокоммуникационные технологии позволяют организовать пропаганду и сформировать и/или изменить позиции индивида в данном вопросе. Сверхдинамичная виртуальная цифровая среда выступает и в роли нового агента социализации индивида. Интернет становится системообразующим информационным полем социализационного воздействия, в том числе и на этнические аспекты. На сегодняшний день социальные и новые медиа как канал коммуникации и как новая плоскость требуют научного осмысления и исследования законов функционирования недавно возникшего феномена. Республика Татарстан представляет собой мультинациональный регион, где изучение вопросов формирования этнических ценностей особенно актуально. Результаты исследования помогают выявить проблемы при наличии, или стабилизировать и сохранить имеющийся высокий уровень межэтнической и межконфессиональной толерантности. Актуальность данной работы заключается в том, что аспекты формирования этнических ценностей рассматриваются с точки зрения анализа цифрового медиапространства, его влияния на цифровое поколение города Казани в контексте этноконфессиональных вопросов.
Научная разработанность проблемы магистерской диссертации.
Исследования, касающиеся проблемы формирования этнических ценностей, влияния на формирование этнических ценностей посредством социальных и новых медиа, в настоящее время представлены в научном дискурсе в ограниченном масштабе. В последнее десятилетие феномен социальных медиа наряду с глобальной сетью Интернет довольно часто становится объектом социологических исследований. Если говорить об исследованиях факта влияния информации на определенные явления в жизни общества, то можно выделить уже существующие разработки в сфере влияния СМИ, медиа, в большей степени, и социальных медиа, в меньшей степени, в предметной области таких наук, как социология , журналистика , экономика , психология , политология , маркетинг и брендинг , и в том
о
числе педагогики , что свидетельствует о том, что проблема воздействия социальных медиа на жизнедеятельность общества на данном этапе расценивается как острая и актуальная. Среди исследований этнических аспектов в контексте влияния новых и социальных медиа в Республике Татарстан можно выделить работы Г.Ф.Габдрахмановой, М.Ю. Ефловой, З.А. Махмутова, О.А. Максимовой, Л.В.Сагитовой и др. Авторами раскрываются особенности виртуализации этнических проблем в России , исследования
л
виртуальных татарских сообществ в социальной сети Вконтакте , исследование этно-языковых интересов молодежи на примере Республики
-5
Татарстан , влияние информационно-сетевых технологий на цифровое поколение россиян .
Объектом данного исследования выступают этнические ценности современной молодежи.
Предметом исследования являются социальные и новые медиа как фактор формирования этнических ценностей молодежи полиэтничного региона (на примере Республики Татарстан).
Цель магистерской диссертации - выявить специфику воздействия социальных и новых медиа на формирование этнических ценностей современной молодежи.
Задачи:
1. Охарактеризовать теоретические предпосылки изучения СМК и социальных медиа.
2. Определить эвристическую ценность методологии цифровой гуманитаристики применительно к изучению ценностей молодежи.
3. Выявить сущность концептуальных разработок по проблемам этнических ценностей и этноконфессиональной толерантности.
4. Определить роль медиапространства в формировании этнических ценностей.
5. Выявить влияние информационно-коммуникационных технологий на цифровое поколение в этническом аспекте.
6. Установить интенции цифрового поколения по вопросам этнической направленности, взаимодействия с местным медиапространством.
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступает поколенческий подход, основанный на теориях К. Мангейма, У. Штраусса. И, в первую очередь, концепт «цифрового» поколения, представленный в работах М. Пренски, Дж. Тапскотта и др., согласно которому информационно-сетевые ресурсы играют главенствующую роль в социализации молодого поколения. В качестве теоретико-методологических предпосылок к изучению средств массовых коммуникаций и социальных медиа выступают труды и идеи представителей неомарксистской парадигмы, таких как Г.Лассуэлл, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе и Э.Фромм. А также концепция сетевого общества, разработанная М. Кастельсом.
Эмпирическая база исследования представлена:
- материалами авторских глубинных интервью с представителями цифрового поколения (п=10);
- материалами фокус-групп с молодежью г. Казань (проведено 3 фокус-группы);
- данными анализа статистической информации по РФ и РТ;
- материалами визуализированного дискурс-анализа и анализа Big Data по проблемам этнической тематики, представленным в социальных и новых медиа.
Использованные материалы позволят раскрыть состояние проблемы в массовом сознании, а также проанализировать наполнение социальных медиа контентом, соответствующим этнической проблематике, исследования факта взаимодействия с подобным контентом. Анализ данных, полученных качественными методами, позволит получить информацию о чувствах, мотивах и стратегиях поведения индивидов, позволит определить наличие, либо отсутствие влияния социальных медиа на этнические ценности молодежи.
Научно-практическая значимость магистерской диссертации.
Полученные в ходе исследования материалы в дальнейшем могут быть использованы на региональном уровне в сфере разработки государственной молодежной политики, политики формирования этнических ценностей в Республике Татарстан для поддержания высокого уровня этноконфессиональной толерантности; налаживания диалога с молодым поколением по проблемам этнических ценностей посредством
информационно-сетевых технологий; разработки интернет-проектов по повышению уровня этнических ценностей молодежи РТ.
Апробация результатов магистерской диссертации. Материалы магистерской диссертации были изложены автором на конференции III Казанские студенческие социологические чтения «Социальные процессы в евразийском пространстве, мнения и оценки». Результаты магистерского исследования опубликованы:
- в статье Melnik A.A., Kulcha A.A. Youth's involvement into the Internet reality // Проблемы формирования единого научного пространства: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С 207-209.
- в сборнике материалов научно-образовательной конференции
студентов и аспирантов с международным участием: Кульча А. А.
Социальные медиа как новый агент социализации // Социальные процессы в евразийском пространстве: мнения и оценки: III Казанские студенческие социологические чтения. Сборник материалов научно-образовательной конференции студентов и аспирантов с международным участием (Казань, 15 мая 2018 г.) / под ред. Л.М. Фахретдиновой. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2018. - С 346-353.
- в статье Maximova О.A., Eflova M.Iu., Kulcha A.A. The Identity of the Digital Generation of Russians: The Impact of Information and Network Resources //Helix. 2018. Vol. 8(6). Pp. 4628-4631 (база WoS).
Структура. Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой, заключения, библиографического списка и приложений.
Научная разработанность проблемы магистерской диссертации.
Исследования, касающиеся проблемы формирования этнических ценностей, влияния на формирование этнических ценностей посредством социальных и новых медиа, в настоящее время представлены в научном дискурсе в ограниченном масштабе. В последнее десятилетие феномен социальных медиа наряду с глобальной сетью Интернет довольно часто становится объектом социологических исследований. Если говорить об исследованиях факта влияния информации на определенные явления в жизни общества, то можно выделить уже существующие разработки в сфере влияния СМИ, медиа, в большей степени, и социальных медиа, в меньшей степени, в предметной области таких наук, как социология , журналистика , экономика , психология , политология , маркетинг и брендинг , и в том
о
числе педагогики , что свидетельствует о том, что проблема воздействия социальных медиа на жизнедеятельность общества на данном этапе расценивается как острая и актуальная. Среди исследований этнических аспектов в контексте влияния новых и социальных медиа в Республике Татарстан можно выделить работы Г.Ф.Габдрахмановой, М.Ю. Ефловой, З.А. Махмутова, О.А. Максимовой, Л.В.Сагитовой и др. Авторами раскрываются особенности виртуализации этнических проблем в России , исследования
л
виртуальных татарских сообществ в социальной сети Вконтакте , исследование этно-языковых интересов молодежи на примере Республики
-5
Татарстан , влияние информационно-сетевых технологий на цифровое поколение россиян .
Объектом данного исследования выступают этнические ценности современной молодежи.
Предметом исследования являются социальные и новые медиа как фактор формирования этнических ценностей молодежи полиэтничного региона (на примере Республики Татарстан).
Цель магистерской диссертации - выявить специфику воздействия социальных и новых медиа на формирование этнических ценностей современной молодежи.
Задачи:
1. Охарактеризовать теоретические предпосылки изучения СМК и социальных медиа.
2. Определить эвристическую ценность методологии цифровой гуманитаристики применительно к изучению ценностей молодежи.
3. Выявить сущность концептуальных разработок по проблемам этнических ценностей и этноконфессиональной толерантности.
4. Определить роль медиапространства в формировании этнических ценностей.
5. Выявить влияние информационно-коммуникационных технологий на цифровое поколение в этническом аспекте.
6. Установить интенции цифрового поколения по вопросам этнической направленности, взаимодействия с местным медиапространством.
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступает поколенческий подход, основанный на теориях К. Мангейма, У. Штраусса. И, в первую очередь, концепт «цифрового» поколения, представленный в работах М. Пренски, Дж. Тапскотта и др., согласно которому информационно-сетевые ресурсы играют главенствующую роль в социализации молодого поколения. В качестве теоретико-методологических предпосылок к изучению средств массовых коммуникаций и социальных медиа выступают труды и идеи представителей неомарксистской парадигмы, таких как Г.Лассуэлл, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе и Э.Фромм. А также концепция сетевого общества, разработанная М. Кастельсом.
Эмпирическая база исследования представлена:
- материалами авторских глубинных интервью с представителями цифрового поколения (п=10);
- материалами фокус-групп с молодежью г. Казань (проведено 3 фокус-группы);
- данными анализа статистической информации по РФ и РТ;
- материалами визуализированного дискурс-анализа и анализа Big Data по проблемам этнической тематики, представленным в социальных и новых медиа.
Использованные материалы позволят раскрыть состояние проблемы в массовом сознании, а также проанализировать наполнение социальных медиа контентом, соответствующим этнической проблематике, исследования факта взаимодействия с подобным контентом. Анализ данных, полученных качественными методами, позволит получить информацию о чувствах, мотивах и стратегиях поведения индивидов, позволит определить наличие, либо отсутствие влияния социальных медиа на этнические ценности молодежи.
Научно-практическая значимость магистерской диссертации.
Полученные в ходе исследования материалы в дальнейшем могут быть использованы на региональном уровне в сфере разработки государственной молодежной политики, политики формирования этнических ценностей в Республике Татарстан для поддержания высокого уровня этноконфессиональной толерантности; налаживания диалога с молодым поколением по проблемам этнических ценностей посредством
информационно-сетевых технологий; разработки интернет-проектов по повышению уровня этнических ценностей молодежи РТ.
Апробация результатов магистерской диссертации. Материалы магистерской диссертации были изложены автором на конференции III Казанские студенческие социологические чтения «Социальные процессы в евразийском пространстве, мнения и оценки». Результаты магистерского исследования опубликованы:
- в статье Melnik A.A., Kulcha A.A. Youth's involvement into the Internet reality // Проблемы формирования единого научного пространства: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С 207-209.
- в сборнике материалов научно-образовательной конференции
студентов и аспирантов с международным участием: Кульча А. А.
Социальные медиа как новый агент социализации // Социальные процессы в евразийском пространстве: мнения и оценки: III Казанские студенческие социологические чтения. Сборник материалов научно-образовательной конференции студентов и аспирантов с международным участием (Казань, 15 мая 2018 г.) / под ред. Л.М. Фахретдиновой. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2018. - С 346-353.
- в статье Maximova О.A., Eflova M.Iu., Kulcha A.A. The Identity of the Digital Generation of Russians: The Impact of Information and Network Resources //Helix. 2018. Vol. 8(6). Pp. 4628-4631 (база WoS).
Структура. Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой, заключения, библиографического списка и приложений.
Основные характеристики сформированной концептуальной модели исследования заключаются в базировании на феноменологической по своим истокам методологии, выделяющей сферу интеракции (коммуникации) в качестве особого онтологического объекта. Релевантным методом данной методологии выступает герменевтическая интерпретация смыслов, феноменология и критическая рефлексия. Позиция исследователя в таком случае основывается на исключении собственных субъективных ценностных пристрастий в научных интересах.
В качестве обобщения можно сделать вывод о том, что нами был произведен синтез теорий, концепций и методологий с рассмотрением главных этапов, закономерностей и тенденций развития объекта исследования. Были рассмотрены предпосылки к формированию объекта исследования как особой феноменологической единицы - идеи о взаимодействии и массовости с вытекающими особенностями, теории массовой коммуникации с последующим развитием феномена и трансформации в новые единицы - сетевое общество, виртуальная реальность и, в частности, социальные медиа. Были выделены, перечислены и переосмыслены тенденции развития объекта и предмета исследования.
На данном этапе вся совокупность процессов жизнедеятельности человека претерпела существенные изменения. Цифровизация и
глобализация общества сыграла в этом значительную роль. Цифровая среда, иными словами digital буквально поглотила все сферы жизни.
Ни одна из социальных наук не охватывает проблему современной социальной реальности в настоящий момент. Такого рода задача является прерогативой особой науки - Digital Humanities (Цифровая гуманитаристика). Она объединяет методологии из традиционных гуманитарных наук с компьютерными науками, предоставляя компьютерные инструменты и открывая новые возможности для сбора и визуализации данных, информационного поиска, интеллектуального анализа данных, что позволяет получить синергетический эффект и достичь тех результатов, которые недоступны каждой отдельно-взятой науке.
Исследования в области средств массовой информации и коммуникаций все в большей степени опосредуются цифровыми технологиями.
Наиболее универсальное определение социальных медиа - это совокупность веб-ресурсов, адаптированных для общения пользователей в сети и представляющие собой интернет-площадки, предоставляющие посредством онлайн-технологий возможность коммуницировать друг с другом и производить пользовательский контент.
Делаем вывод о том, что исследования СМИ и социальных медиа в разрезе гуманитарных наук достаточно широко представлены в научном дискурсе.
В настоящее время хорошо-известные в международной системе научного знания понятия, такие как социальные медиа, новые медиа набирают популярность и имеют приоритет в исследованиях гуманитарных наук. Судя по результатам изучения пользовательского поведения в цифровой среде охват аудитории непрерывно растет, и мы можем говорить о том, что стереотип о преобладании пользовательской активности молодого поколения в виртуальной среде опровержен. Согласно статистическому исследованию, большинство опрошенных (76%) отметили, что проводят в Интернете больше времени, чем пять-семь лет назад. Это характерно для аудитории всех возрастов. Также выяснилось, что 71% пользователей старше 55 лет пользуются Интернетом ежедневно и многократно в течение дня.
Итак, социально-гуманитарное познание всегда неразрывно связано с ценностями, со смысложизненными, мировоззренческими элементами. Под ценностью понимаются обобщенные цели и средства их достижения, исполняющие роль фундаментальных норм. На основании этого можно сделать вывод, что ценности связаны с человеком, с субъектом, что ценностей вне человека и общества нет.
Одно из направлений современного социально-гуманитарного познания - этническое познание. Оригинальность и стабильность менталитета того или иного этноса опираются на некую совокупность национальных ценностей. Для каждой этнической общности характерна своя система ценностей, следовательно, каждая из них уникальна и свойственна только лишь данному народу. Ценности этнические выражаются в фольклоре, языке, обычаях, традициях, народных промыслах и так далее. Проявляются этнические ценности в символах, знаках и явлениях, которые являются значимыми для определенной этнической общности. Этнические ценности, присущие одной общности не всегда могут быть близки, понятны и оценены другим этносом. То, что для одних является ценным, для других может оказаться антиценностью.
Исследователи-этнопсихологи моделью толерантных отношений в современном понимании выделяют такое сообщество, в котором доминируют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению.
Проблема толерантности /интолерантности рассматривалась в контексте проблем этничности и культурной дистанции. Характеризуя специфику изучения данной проблематики, авторы отмечают, что «социологический ракурс рассмотрения межэтнической толерантности ориентирован именно на выявление социальных и культурных факторов толерантного или нетолерантного взаимодействия. И он показывает, что изучать такие факторы эффективно в каждой конкретной среде.
Факторы, способствующие формированию этнической толерантности и интолерантности - валентность этнической идентичности и культурная дистанция между группами.
Суть этнотолерантности состоит в том, что «это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших.
В основе роста этничности лежит один механизм - психологическая защита личности от деиндивидуализации. «Этнический ренессанс» - явление по своей сути глубоко положительное, поскольку актуализирует ценность этнокультурного многообразия и этнического опыта.
Мы рассмотрели результаты исследования конфликта, возникшего на почве реформ языковой политики в Татарстане. Интересен тот факт, что среди русских со слабой этнической актуализацией (которые чаще всего не задумываются о своей национальности), также возрастает почти до одной пятой доля тех, кто выступает за обязательное изучение татарского языка, но в меньшем объеме преподавания, чем русский. Это та самая лояльная региональной образовательной политике часть русской молодежи, которая не подвержена сильным этническим чувствам, настроена коспомолитично, а также усвоила интерес к татарскому языку и культуре. Что может свидетельствовать о росте этнической толерантности в республике.
Итак, мониторинг медиапространства показал, что тематика этнической направленности занимает особое место в поле интернет-среды Республики Татарстан, также мы видим, что осуществляется продвижение новой татарской культуры в киберпространстве, оно носит целенаправленный и планомерный характер с использованием инструментов, по которым человек считывает, что проект современный и высококачественный. Это целая система образов, которая анализируется в
голове и синтезируется в вывод о признании и одобрении. Аудитория считывает это по цветам, композиции, фотографиям, иллюстрациям, шрифтам, моделям. В этой связи закономерным является вопрос о том, как это повлияет на этноконфессиональные отношения в регионе. При комплексной и глубокой обработке данных с помощью инструментов Big Data нами были получены следующие данные: наиболее часто встречаются упоминания с нейтральной тональностью, также они наиболее постоянны по сравнению с другими. Позитивные и негативные встречаются реже, а смешанные за заданный промежуток времени не были найдены. Из ресурсов, на платформе которых были найдены сообщения по данной тематике, наиболее популярный - Вконтакте, количество сообщений стремится к двум тысячам, также на данном графике мы наблюдаем резкие скачки роста количества сообщений на платформе Вконтакте, второй по популярности ресурс - Одноклассники. Наибольшее число авторов положительных публикаций по данной тематике принадлежат к возрастной группе 26-35 лет, их число достигает 15, на втором месте 36-45 лет, далее - группа 46-55 лет. Авторов негативных сообщений среди категории 56-65 лет не было найдено, также наиболее многочисленной оказалась группа 26-35 лет, количество авторов - 13, меньше, чем авторов позитивных сообщений в этой же категории, число авторов сообщений негативной тональности в возрасте от 16 до 25 лет составило 8, что в два раза больше, чем число авторов сообщений позитивной тональности среди этой же возрастной категории, информация собрана за последний год. Были проанализированы и другие метрики, например, количество лайков публикаций по данной тематике за последние 30 дней и за последний год, все сообщения по данной теме за последний год собрали 7133 лайка. За последний месяц все сообщения по данной теме собрали 6283 лайка, что подтверждает данные предыдущих таблиц и графиков, за последнее время произошел скачок количества сообщений по выбранной теме, вовлеченность выросла соответственно.
В ходе анализа данных фокус-группового исследования были получены следующие выводы:
1. Во-первых, стоит сделать вывод о том, что процесс социализации представителей цифрового поколения находится в зависимости от цифровых технологий, что подтверждается высказыванием одного из информантов.
2. Также информант говорит о том, что последующие поколения не только растут с Интернетом, а они уже родились с гаджетами. Те же идеи прослеживались и у западных исследователей.
3. Мы видим, что цифровое поколение сталкивалось в Интернете, в социальных сетях с проявлениями интолерантности к другой нации, а также видим проявление интолерантности в реальной жизни. Однако в реальной жизни это имеет более безобидный вид, очевидно, в силу того, что высказывания в Интернете могут остаться безнаказанными и недоказанными.
4. Можно сделать вывод о том, что среди цифрового поколения прослеживается положительная активность относительно формирования этнических ценностей и этнической толерантности. И эта активность протекает в цифровом пространстве, в социальных медиа, в Твиттере, как сообщает информант.
5. В результате было выяснено, что некоторые элементы
этноконфессиональной толерантности подвержены влиянию информационно-коммуникационных технологий, причем как в
положительную, так и в отрицательную стороны, в то время как другие связаны с устоявшейся традицией, на которую информационнокоммуникационные технологии не в состоянии быстро повлиять. Например, женитьба и выбор партнера.
Для исследования проблем этнической направленности нами была использована качественная стратегия. Был применен метод
оппозициями. Для установления интенций по вопросам этнической направленности, самоидентификации по национальному признаку, взаимодействия с местным медиапространством, а также анализа оценки имплицитных качеств объекта анализа были проведены интервью. Выборка была определена случайным методом, но с учетом возраста информантов (цифровое поколение). В исследовании приняли участие 10 респондентов, представителей цифрового поколения города Казани. У информантов национальная самоидентификация проявляется противоречивыми свойствами, у одного из информантов национальная самоидентификация вызвала затруднение, слабо выражена национальная идентичность.
Среди информантов были выявлены и эндогамные, и экзогамные признаки, либо третий вариант - на первое место при выборе партнера не выходит национальный признак, предпочтений в этом плане нет. Информантом было отмечено, что есть тенденция сохранения традиций именно среди молодежи: «Молодёжь понимает, что нужно сохранять обычаи и традиции, возвращаться к своим истокам».
Интересно мнение о том, что важно сохранять традиции для будущих поколений, как когда-то ранее для нас были сохранены традиции наших народов. На вопрос «Насколько важно сохранять национальные традиции в республике Татарстан?» был получен ответ, подтверждающий, что сохранение национальных традиций - прерогатива семьи, информант привел в пример ситуацию с отменой обязательного изучения татарского языка в школах. Было получено и следующее интересное мнение, в котором выражена взаимосвязь национальных традиций с многонациональной Россией. Один из информантов высказался о том, что в условиях городской жизни сохранять национальные традиции намного сложнее. Схожее с приведенным ранее мнение по взаимозависимости сохранения национальных традиций, о том, как это влияет на культурное поле многонациональной страны, какие последствия отказа от национальных традиций. По мнению
информанта, именно мультинациональный фактор стал решающим в победе над мононациональной Германией в Великой Отечественной войне.
Другой информант высказался о необходимости сохранения традиций не только титульных наций республики, но и всех проживающих на территории Татарстана. Также был получен ответ о том, что самобытность и национальные традиции - важная составляющая личности. Один из опрашиваемых в защиту необходимости сохранения национальных традиций привел доводы об угрозе замещения наших традиций традициями эмигрирующих этносов. Один из опрашиваемых в защиту необходимости сохранения национальных традиций привел доводы об угрозе замещения наших традиций традициями эмигрирующих этносов
Все информанты отметили высокий уровень толерантности в республике, многие выделили Татарстан как самый толерантный регион в России. Некоторые связывали это с многовековой традицией. Один ответ выражал симпатию к изданию Enter: «Enter очень нравится». И на последующий вопрос «Часто ли вы замечаете в этих изданиях контент этнической направленности?» от этого же информанта был получен ответ: «Ой вообще, у Enter очень классная есть рубрика, посвященная вот национальной какой-то основе, то есть они там очень топят за какие-то национальные штуки. Это очень классно. И вот у них вышла недавно коллекция, по-моему, ароматов, как раз посвященная...Мунча там..это, по- моему, супер-классная тема, и они вообще молодцы, и я считаю, что это правильно и нужно делать». Респондент поддержал необходимость продвижения национальной основы в медиапространстве, в цифровой среде. Также респондентом был выражен интерес к линии ароматов от Enter Мунча, Кэеф.
Е1о оценкам в разделе семантический дифференциал концептов «русские» и «татары» были получены сильно разнящиеся данные, сугубо индивидуальные мнения, но общая тенденция такова, что средние и положительные позиции встречались наиболее часто для обоих концептов.
В качестве обобщения можно сделать вывод о том, что нами был произведен синтез теорий, концепций и методологий с рассмотрением главных этапов, закономерностей и тенденций развития объекта исследования. Были рассмотрены предпосылки к формированию объекта исследования как особой феноменологической единицы - идеи о взаимодействии и массовости с вытекающими особенностями, теории массовой коммуникации с последующим развитием феномена и трансформации в новые единицы - сетевое общество, виртуальная реальность и, в частности, социальные медиа. Были выделены, перечислены и переосмыслены тенденции развития объекта и предмета исследования.
На данном этапе вся совокупность процессов жизнедеятельности человека претерпела существенные изменения. Цифровизация и
глобализация общества сыграла в этом значительную роль. Цифровая среда, иными словами digital буквально поглотила все сферы жизни.
Ни одна из социальных наук не охватывает проблему современной социальной реальности в настоящий момент. Такого рода задача является прерогативой особой науки - Digital Humanities (Цифровая гуманитаристика). Она объединяет методологии из традиционных гуманитарных наук с компьютерными науками, предоставляя компьютерные инструменты и открывая новые возможности для сбора и визуализации данных, информационного поиска, интеллектуального анализа данных, что позволяет получить синергетический эффект и достичь тех результатов, которые недоступны каждой отдельно-взятой науке.
Исследования в области средств массовой информации и коммуникаций все в большей степени опосредуются цифровыми технологиями.
Наиболее универсальное определение социальных медиа - это совокупность веб-ресурсов, адаптированных для общения пользователей в сети и представляющие собой интернет-площадки, предоставляющие посредством онлайн-технологий возможность коммуницировать друг с другом и производить пользовательский контент.
Делаем вывод о том, что исследования СМИ и социальных медиа в разрезе гуманитарных наук достаточно широко представлены в научном дискурсе.
В настоящее время хорошо-известные в международной системе научного знания понятия, такие как социальные медиа, новые медиа набирают популярность и имеют приоритет в исследованиях гуманитарных наук. Судя по результатам изучения пользовательского поведения в цифровой среде охват аудитории непрерывно растет, и мы можем говорить о том, что стереотип о преобладании пользовательской активности молодого поколения в виртуальной среде опровержен. Согласно статистическому исследованию, большинство опрошенных (76%) отметили, что проводят в Интернете больше времени, чем пять-семь лет назад. Это характерно для аудитории всех возрастов. Также выяснилось, что 71% пользователей старше 55 лет пользуются Интернетом ежедневно и многократно в течение дня.
Итак, социально-гуманитарное познание всегда неразрывно связано с ценностями, со смысложизненными, мировоззренческими элементами. Под ценностью понимаются обобщенные цели и средства их достижения, исполняющие роль фундаментальных норм. На основании этого можно сделать вывод, что ценности связаны с человеком, с субъектом, что ценностей вне человека и общества нет.
Одно из направлений современного социально-гуманитарного познания - этническое познание. Оригинальность и стабильность менталитета того или иного этноса опираются на некую совокупность национальных ценностей. Для каждой этнической общности характерна своя система ценностей, следовательно, каждая из них уникальна и свойственна только лишь данному народу. Ценности этнические выражаются в фольклоре, языке, обычаях, традициях, народных промыслах и так далее. Проявляются этнические ценности в символах, знаках и явлениях, которые являются значимыми для определенной этнической общности. Этнические ценности, присущие одной общности не всегда могут быть близки, понятны и оценены другим этносом. То, что для одних является ценным, для других может оказаться антиценностью.
Исследователи-этнопсихологи моделью толерантных отношений в современном понимании выделяют такое сообщество, в котором доминируют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению.
Проблема толерантности /интолерантности рассматривалась в контексте проблем этничности и культурной дистанции. Характеризуя специфику изучения данной проблематики, авторы отмечают, что «социологический ракурс рассмотрения межэтнической толерантности ориентирован именно на выявление социальных и культурных факторов толерантного или нетолерантного взаимодействия. И он показывает, что изучать такие факторы эффективно в каждой конкретной среде.
Факторы, способствующие формированию этнической толерантности и интолерантности - валентность этнической идентичности и культурная дистанция между группами.
Суть этнотолерантности состоит в том, что «это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших.
В основе роста этничности лежит один механизм - психологическая защита личности от деиндивидуализации. «Этнический ренессанс» - явление по своей сути глубоко положительное, поскольку актуализирует ценность этнокультурного многообразия и этнического опыта.
Мы рассмотрели результаты исследования конфликта, возникшего на почве реформ языковой политики в Татарстане. Интересен тот факт, что среди русских со слабой этнической актуализацией (которые чаще всего не задумываются о своей национальности), также возрастает почти до одной пятой доля тех, кто выступает за обязательное изучение татарского языка, но в меньшем объеме преподавания, чем русский. Это та самая лояльная региональной образовательной политике часть русской молодежи, которая не подвержена сильным этническим чувствам, настроена коспомолитично, а также усвоила интерес к татарскому языку и культуре. Что может свидетельствовать о росте этнической толерантности в республике.
Итак, мониторинг медиапространства показал, что тематика этнической направленности занимает особое место в поле интернет-среды Республики Татарстан, также мы видим, что осуществляется продвижение новой татарской культуры в киберпространстве, оно носит целенаправленный и планомерный характер с использованием инструментов, по которым человек считывает, что проект современный и высококачественный. Это целая система образов, которая анализируется в
голове и синтезируется в вывод о признании и одобрении. Аудитория считывает это по цветам, композиции, фотографиям, иллюстрациям, шрифтам, моделям. В этой связи закономерным является вопрос о том, как это повлияет на этноконфессиональные отношения в регионе. При комплексной и глубокой обработке данных с помощью инструментов Big Data нами были получены следующие данные: наиболее часто встречаются упоминания с нейтральной тональностью, также они наиболее постоянны по сравнению с другими. Позитивные и негативные встречаются реже, а смешанные за заданный промежуток времени не были найдены. Из ресурсов, на платформе которых были найдены сообщения по данной тематике, наиболее популярный - Вконтакте, количество сообщений стремится к двум тысячам, также на данном графике мы наблюдаем резкие скачки роста количества сообщений на платформе Вконтакте, второй по популярности ресурс - Одноклассники. Наибольшее число авторов положительных публикаций по данной тематике принадлежат к возрастной группе 26-35 лет, их число достигает 15, на втором месте 36-45 лет, далее - группа 46-55 лет. Авторов негативных сообщений среди категории 56-65 лет не было найдено, также наиболее многочисленной оказалась группа 26-35 лет, количество авторов - 13, меньше, чем авторов позитивных сообщений в этой же категории, число авторов сообщений негативной тональности в возрасте от 16 до 25 лет составило 8, что в два раза больше, чем число авторов сообщений позитивной тональности среди этой же возрастной категории, информация собрана за последний год. Были проанализированы и другие метрики, например, количество лайков публикаций по данной тематике за последние 30 дней и за последний год, все сообщения по данной теме за последний год собрали 7133 лайка. За последний месяц все сообщения по данной теме собрали 6283 лайка, что подтверждает данные предыдущих таблиц и графиков, за последнее время произошел скачок количества сообщений по выбранной теме, вовлеченность выросла соответственно.
В ходе анализа данных фокус-группового исследования были получены следующие выводы:
1. Во-первых, стоит сделать вывод о том, что процесс социализации представителей цифрового поколения находится в зависимости от цифровых технологий, что подтверждается высказыванием одного из информантов.
2. Также информант говорит о том, что последующие поколения не только растут с Интернетом, а они уже родились с гаджетами. Те же идеи прослеживались и у западных исследователей.
3. Мы видим, что цифровое поколение сталкивалось в Интернете, в социальных сетях с проявлениями интолерантности к другой нации, а также видим проявление интолерантности в реальной жизни. Однако в реальной жизни это имеет более безобидный вид, очевидно, в силу того, что высказывания в Интернете могут остаться безнаказанными и недоказанными.
4. Можно сделать вывод о том, что среди цифрового поколения прослеживается положительная активность относительно формирования этнических ценностей и этнической толерантности. И эта активность протекает в цифровом пространстве, в социальных медиа, в Твиттере, как сообщает информант.
5. В результате было выяснено, что некоторые элементы
этноконфессиональной толерантности подвержены влиянию информационно-коммуникационных технологий, причем как в
положительную, так и в отрицательную стороны, в то время как другие связаны с устоявшейся традицией, на которую информационнокоммуникационные технологии не в состоянии быстро повлиять. Например, женитьба и выбор партнера.
Для исследования проблем этнической направленности нами была использована качественная стратегия. Был применен метод
оппозициями. Для установления интенций по вопросам этнической направленности, самоидентификации по национальному признаку, взаимодействия с местным медиапространством, а также анализа оценки имплицитных качеств объекта анализа были проведены интервью. Выборка была определена случайным методом, но с учетом возраста информантов (цифровое поколение). В исследовании приняли участие 10 респондентов, представителей цифрового поколения города Казани. У информантов национальная самоидентификация проявляется противоречивыми свойствами, у одного из информантов национальная самоидентификация вызвала затруднение, слабо выражена национальная идентичность.
Среди информантов были выявлены и эндогамные, и экзогамные признаки, либо третий вариант - на первое место при выборе партнера не выходит национальный признак, предпочтений в этом плане нет. Информантом было отмечено, что есть тенденция сохранения традиций именно среди молодежи: «Молодёжь понимает, что нужно сохранять обычаи и традиции, возвращаться к своим истокам».
Интересно мнение о том, что важно сохранять традиции для будущих поколений, как когда-то ранее для нас были сохранены традиции наших народов. На вопрос «Насколько важно сохранять национальные традиции в республике Татарстан?» был получен ответ, подтверждающий, что сохранение национальных традиций - прерогатива семьи, информант привел в пример ситуацию с отменой обязательного изучения татарского языка в школах. Было получено и следующее интересное мнение, в котором выражена взаимосвязь национальных традиций с многонациональной Россией. Один из информантов высказался о том, что в условиях городской жизни сохранять национальные традиции намного сложнее. Схожее с приведенным ранее мнение по взаимозависимости сохранения национальных традиций, о том, как это влияет на культурное поле многонациональной страны, какие последствия отказа от национальных традиций. По мнению
информанта, именно мультинациональный фактор стал решающим в победе над мононациональной Германией в Великой Отечественной войне.
Другой информант высказался о необходимости сохранения традиций не только титульных наций республики, но и всех проживающих на территории Татарстана. Также был получен ответ о том, что самобытность и национальные традиции - важная составляющая личности. Один из опрашиваемых в защиту необходимости сохранения национальных традиций привел доводы об угрозе замещения наших традиций традициями эмигрирующих этносов. Один из опрашиваемых в защиту необходимости сохранения национальных традиций привел доводы об угрозе замещения наших традиций традициями эмигрирующих этносов
Все информанты отметили высокий уровень толерантности в республике, многие выделили Татарстан как самый толерантный регион в России. Некоторые связывали это с многовековой традицией. Один ответ выражал симпатию к изданию Enter: «Enter очень нравится». И на последующий вопрос «Часто ли вы замечаете в этих изданиях контент этнической направленности?» от этого же информанта был получен ответ: «Ой вообще, у Enter очень классная есть рубрика, посвященная вот национальной какой-то основе, то есть они там очень топят за какие-то национальные штуки. Это очень классно. И вот у них вышла недавно коллекция, по-моему, ароматов, как раз посвященная...Мунча там..это, по- моему, супер-классная тема, и они вообще молодцы, и я считаю, что это правильно и нужно делать». Респондент поддержал необходимость продвижения национальной основы в медиапространстве, в цифровой среде. Также респондентом был выражен интерес к линии ароматов от Enter Мунча, Кэеф.
Е1о оценкам в разделе семантический дифференциал концептов «русские» и «татары» были получены сильно разнящиеся данные, сугубо индивидуальные мнения, но общая тенденция такова, что средние и положительные позиции встречались наиболее часто для обоих концептов.
Подобные работы
- ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Социальный механизм влияния средств массовой информации на формирование общественного нения в отношении национализма у современной молодежи (Российский государственный университет им А.Н. Косыгина)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Программа продвижения социального проекта в массмедиа (на примере квеста «ЭтноКод»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2019 - Влияние event-журналистики на формирование культурного облика мегаполиса (на примере Москвы и Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ 2018 ГОДА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическая тематика в региональных СМИ: основные аспекты, форматы материалов (на примере алтайских СМИ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - СМИ в формировании религиозной идентичности (на примере индийских англоязычных газет The Times of India и The Indian Express)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Ксенофобия в молодежной среде: субъекты, объекты, факторы формирования
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ЖИТЕЛЕЙ КРЫМА В ЗЕРКАЛЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022



